Желая утолить скорбь народа, Агелий рукоположил и Маркиана, потом, получив небольшое облегчение от болезни, пришел в церковь и, обратившись к народу, сказал: „после меня да будет вашим епископом Маркиан, а после Маркиана Сисиний. Сказав это, он жил недолго и скончался. Но, когда Маркиан сделался епископом Новациан, церковь их разделилась из за Саватия который, перешедши из иудейства и христианство , не довольствуясь полученным им саном пресвитера, стремился к епископской кафедре и составлял с своими последователями особые богослужебные собрания, (о Савватие Ц. Истор. Сократа кн. 5 – гл. 21). Сисиний был епископом у Константинопольских новациан, в то самое время, когда на святительской кафедре столицы был св. Иоанн Златоуст . Ревностный по благочестию этот святитель не мог равнодушно смотреть на существовавших в его пастве еретиков, а потому не мог быть в дружных отношениях с их предстоятелем, Сисинием, и не признавал его за епископа. Сократ, – сторонник новациан пишет, что однажды укорял Сисиния епископ Иоанн, говоря, что один город не может иметь двух епископов. – Да, и не имеет, отвечал Сисиний. Иоанн разгневался и сказал: „видишь ли! ты один хочешь быть епископом.» – Не то хотел я выразить, отвечал Сисиний; моя мысль та, что, будучи епископом для других, я не епископ для тебя одного. Приняв эти слова с негодованием, Иоанн сказал: „я запрещу тебе проповедовать, потому что ты еретик.» А я дам тебе награду, промолвил Сисиний, если избавишь меня от такого труда. Смягченный этим ответом Иоанн сказал: „Так не запрещу же тебе проповедовать, если проповедание для тебя тяжело». Вот сколь находчив и ловок был в ответах Сисиний, наивно замечает Сократ, который в грубых словах и неостроумных изречениях видел находчивость Сисиния, быстроту его ума, и с особым удовольствием этот историк останавливает свое внимание на мнимом блестящем красноречии Сисиния. „Шутить с приятностию и принимать шутки, в том и другом случае не быть обидчивым, остроумно и с быстротою отражать вопросы – имел он великую способность».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Так как Феодосий не оставил наследника мужского пола, ему преемствовала его сестра Пульхерия и с ней престарелый генерал Маркиан, которого она через номинальный брак возвела на престол. Все друзья и управители ее слабого брата пали. Она с не женской энергией взяла в свои руки кормило правления. Предметы ведомств были полюбовно размежеваны между супругами. Ему досталась внешняя охрана государства и борьба с нападавшими на империю врагами, напротив, внутреннее управление и руководительство церковью оставила за собой Пульхерия. В церковной политике она решила следовать во всем своему деду. Император, – глава церкви. Ему принадлежит и должна принадлежать высшая церковно-правительственная власть. От этого правила не должно быть никаких отступлений. Возвышение александрийца являлось нарушением этого принципа и серьезной угрозой церковно-правительственной власти императора. Хотя этого до сих пор и не было, но далеко отстоящему от императоров александрийскому папе легко могла прийти в голову идея о своей церковной независимости от монарха. Отныне этого быть не должно. Устройство имперской церкви должно быть тождественно с устройством империи. Высший церковный иерарх должен быть в столице империи. Он является высшим учреждением, через которое действует в сфере церковного управления верховная самодержавная власть византийского василевса. Такова программа, намеченная по этому вопросу еще великим Феодосием. Новые венценосцы с самого начала правления стали на эту точку зрения. Могущество Александрии должно быть уничтожено. Двор решил освободить себя и империю от александрийского деспота. Это должно было совершиться не без помощи Рима. Так как Диоскор по примеру Афанасия в основу своего высшего положения положил догматическое учение и с ним предстояла борьба на этой почве, то во избежание повторения истории Константа с Афанасием, император, заручившись помощью Рима, рассчитывал выбить александрийского владыку из его догматической позиции и этим путем уничтожить его церковную власть. В отчаянии Диоскор решил бросить вызов самому Маркиану, попытавшись задержать в Египте провозглашение его императором 3692 . Тотчас по вступлении на престол Маркиан обратился с письмом ко Льву. Он передавал ему фактически предоставленный императорам Феодосием Младшим Диоскору примат и высказывал свое соизволение на созвание предложенного Львом собора 3693 . Началась оживленная корреспонденция между Римом и Константинополем. Тело Флавиана было перенесено в Константинополь и похоронено в апостольской церкви. Анатолий константинопольский заметил, куда повернул ветер. Осенью 450 г. он собрал в Константинополе собор, на котором выразил свое согласие с Льва ер. ad Flavianum и осудил учение Евтихия, как ересь 3694 . Император также возвратил смещенных собором епископов, предоставляя окончательное восстановление их собору, который по мысли Маркиана под руководством Льва должен был иметь место не в Италии, как хотел папа, а на востоке 3695 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Отняв у него все, что он имел, связали ему руки и ноги и скрылись. Но Бог спас Своего угодника: проходившие мимо его кельи люди развязали его. Узнав о святой жизни подвижника, многие начали приходить к нему и просить позволения спасаться под его руководством; но он не соглашался, ожидая особенной воли Божией на это. И Господь Сам показал ему место, где должна быть обитель: по ночам под воскресные и праздничные дни он слышал звон в пустыне и видел яркий свет. Тогда преподобный испросил позволение у Московского митрополита Фотия на построение обители. Митрополит не соглашался было, но ему был голос: «Исполни желание человека Божия». Так основана была Обнорская обитель. Устроив обитель и поставив настоятеля, св. Павел затворился в келье и являлся к братии для научения только по субботам и воскресным дням. Св. Павел скончался в 1429 г., будучи 112 лет. «Братия, имейте любовь между собою и храните правила общежития», – были последние слова преподобного. Мощи его почивают под спудом в его обители. Св. Павел сотворил много чудес и при жизни и по смерти. Преподобный Маркиан был пресвитером и экономом Великой (Патриаршей) Церкви в Царьграде. С юных лет он возлюбил церковное пение и богослужение, Патриарх полюбил его за это и сделал клириком, затем скоро произвел и в пресвитера и назначил экономом при Великой Константинопольской Церкви. Получив большое наследство после смерти своих родителей, он употребил его на пособие бедным и на обновление и строение храмов Божиих. Он устроил великолепный храм во имя св. мученицы Анастасии. Когда некто из друзей его удивлялся, почему он тратит такие большие суммы на этот храм, святой отвечал: «Если бы ты выдавал свою дочь за знатного вельможу, то неужели не наградил бы ее богатым приданым? А я строю церковь невесте Христовой, пролившей за небесного Жениха свою кровь; как же мне жалеть богатства на украшения ее?» Св. Маркиан был так добр, что не раз отдавал бедным свою последнюю одежду. За святую жизнь Бог наградил его даром чудотворения. Скончался св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

После этого старец, улыбаясь, сказал юноше: – Так живи и впредь: сначала обращай благодарный взор свой на небо, а потом на землю. Узорешительница Святая Анастасия каждый праздник обходила тюрьмы своего города, стараясь всячески облегчать участь заключенных. Всегда бодрая и радостная, она была ангелом-утешителем для несчастных узников. Муж Анастасии, опасаясь, как бы она не истратила всех своих денег на заключенных, стал держать ее взаперти. Анастасия пришла в отчаяние и написала своему бывшему воспитателю: «Моли за меня Бога, по любви к Которому я исполняю Его святые заветы. Я страдаю, лишенная возможности посещать в тюрьмах моих друзей». Старый воспитатель ответил: «Свету всегда предшествует тьма, надейся на Бога, Он придет к тебе». Вскоре святая Анастасия овдовела и получила возможность отдать все свое богатство и всю свою жизнь на то служение, которое она так возлюбила. Теперь она уже не ограничивалась тюрьмами своего города, а переходила из страны в страну, омывала раны узникам, доставляла им пропитание и награждала темничных сторожей, чтобы они освобождали страдальцев от железных оков, натиравших им раны. За эти дела и присвоено ей имя Узорешительница. Трудясь так, она совершенно забывала, что и сама может подвергнуться преследованию. Однажды, придя в темницу к узникам, которым она служила еще накануне, святая не нашла их, так как ночью все они были казнены. Анастасия заплакала и спросила: «Где же несчастные христиане?» Заключив из этого, что Анастасия – христианка, ее отдали под суд, по приговору которого она и была распята. Святой храмоздатель Преподобный Маркиан был пресвитером Константинопольской Церкви. Получив наследство после смерти своих родителей, он истратил его исключительно на строительство и обновление храмов. Один из друзей святого удивлялся, почему преподобный Маркиан тратит все деньги на храмоздание. Об этом узнал святой. – Если бы ты выдавал свою дочь за знатного человека, то неужели не наградил бы ее богатым приданым? – спросил преподобный. – А я строю храмы Невесте Христовой, пролившей за своего Небесного Жениха кровь. Как же мне жалеть богатство на ее украшение?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

По характеристике Иоанна Малалы, «он был высок, с прямы­ми волосами, седой и с больными ногами» 787 . По словам С. Б. Даш­кова, «до наших дней в итальянском городе Барлетто сохрани­лась бронзовая статуя императора, его лицо поражает суровой красотой» 788 . Ввиду его относительно скромного положения воз­никла необходимость радикальным образом повысить статус Маркиана, и 54-летняя Пульхерия решила ввести его в импера­торскую семью, выйдя за него замуж. Предварительным условием такого замужества она объявила согласие Маркиана на то, что­бы и в браке она могла исполнять данный ею Богу обет целому­дрия. Пожилой вдовец – свою дочь от первого брака он выдал замуж за внука опекуна императора Феодосия в пору его детства Анфимия, – Маркиан принял это условие. И все же архиепи­скоп Константинопольский Анатолий перед вступлением в брак снял с Пульхерии обет девства. 24 августа 450 г. в Евдоме, где находился загородный дворец, в котором жила Пульхерия, в при­сутствии сената и войск Маркиан был поднят на щите и аккламирован императором. В. Зиккель, опираясь на слова Феофана Исповедника : «Пульхерия, призвав патриарха и сенат, объявила его римским императором» 789 , – высказал предположение, что патриарх (соб­ственно архиепископ – патриарший титул официально стал упо­требляться позже, не ранее правления Зенона) Анатолий возло­жил на Маркиана императорскую диадему и что таким образом это был первый в истории Римской империи случай коронова­ния императора первосвятителем 790 , но другой немецкий визан­толог В. Энсслин убедительным образом опроверг эту гипотезу, доказав, что первым императором, которого венчал первосвяти­тель, был преемник Маркиана Лев 791 . Император Валентиниан попытался воспрепятствовать про­возглашению Маркиана императором, объявив себя после полу­чения известия о кончине Феодосия временно единственным правителем всей империи, с тем чтобы позже самому назначить соправителя для ее восточной части, но на Востоке он не полу­чил поддержки, а средствами навязать свою волю правительству в Константинополе, обладавшему несравненно более мощными вооруженными силами, чем он, император Гесперии, Валентини­ан не располагал и потому вскоре вынужден был признать Мар­киана своим соправителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

229 Нельзя не отметить, что Правило III Вселенского собора, запрещающее изменение символа, Диоскор, в целях применения его к Флавиану, неправильно истолковывает, как запрещение всякого богословствования. 230 Свое православие Маркиан выразил главным образом созванием IV Вселенского собора; он заявил его и тотчас по своем вступлении на престол, когда распорядился, чтобы останки умершего в изгнании архиепископа Флавиана были перенесены и торжественно положены в Константинопольском храме святых апостолов, где погребались епископы Царырада. Затем Маркиан приказал возвратить из ссылки на их кафедры епископов, изгнанных вследствие осуждения на «разбойничьем» соборе. 231 Отцы IV Вселенского собора свидетельствуют о Пульхерии, что она «всю жизнь проводит в молитве» и что у нее «беседа в псалмах». Память святой благоверной царицы Пульхерии совершается Православной Церковью 10/23 сентября. 232 Указ об этом был издан 1 сентября 451 года и гласил: «Всем занятиям должны быть предпочитаемы божественные дела. А так как возбуждены некоторые недоумения касательно нашей православной веры, то нам благоугодно, чтобы составился святой собор в Никее, дабы при общем согласии всех, по точном исследовании истины и по устранении всякого пристрастия, которым уже злоупотребляли некоторые и возмущали православное благочестие, яснее открылась истинная вера и уже не могло быть никакого сомнения и разногласия. Если не воспрепятствуют военные походы, мы сами лично будем присутствовать на досточтимом соборе». 233 В Пафлагонии. Здесь Диоскор умер в 454 году. Вопрос о еретике Евтихии отцами собора не рассматривался; известно, однако, что Евтихий по окончании собора был подвергнут ссылке. 234 Первый такой указ издан императором 7 февраля 452 года. «Тот нечестив, – говорится в указе, – кто после того, как истина утверждена, чрез споры и рассуждения отыскивает новую истину. На будущее пусть никакой клирик или человек какого-либо другого звания не осмеливается публично собирать толпы народа и рассуждать о вере. Подобный поступок есть оскорбление для собора: обсуждать снова, что уже определено собором, – значит не доверять ему. Не минует наказание презирающих этот закон: если клирик осмелится всенародно препираться о вере, да исключится из списка клириков; если военный – да лишится достоинства, а люди простого сословия да изгонятся из столицы». В последующих указах императором отменяются все узаконения Феодосия Младшего, направленные против Православия и его защитников: Флавиана Константинопольского, Евсевия Дорилейского и Феодорита Кирского . Замечателен указ 28 июня 452 года, которым евтихианам, или монофизитам, запрещалось: 1) иметь особых духовных лиц; 2) делать отдельные церковные собрания и строить монастыри; 3) евтихианам делать духовные завещания и получать по таковым; 4) находиться на военной службе.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«Пришли мы, — говорят они, — в киновию [ 3 ], называвшуюся Салама, отстоявшую от Александрии на девять поприщ, и нашли там двух старцев, бывших прежде пресвитерами церкви Константинопольской. Сии пресвитеры поведали нам о блаженном Геннадии, патриархе Константинопольском, что он был весьма кроток, соблюдал чистоту телесную и отличался воздержанием. Говорили о нем и то, что многие причиняли ему великие неприятности из-за одного клирика, весьма много согрешавшего, по имени Харисима. Сей клирик служил при храме святого мученика Елевферия, и о нем говорили, что он не только проводит жизнь в лености, нерадении и нечистоте греховной, но ходит на разбой и занимается волшебством. Призвав сего клирика, патриарх начал увещевать его, отечески исправляя его духом кротости, но видя, что он оставался неисправимым, повелел слегка наказать его. Когда же тот продолжал быть неисправимым и наказание не действовало на него, патриарх послал одного из слуг своих в храм мученика, при коем находился Харисим, умолять мученика, чтобы он сам исправил бы или отсек от Церкви преданного грехам клирика своего храма. Посланный, придя в храм, стал пред алтарем и, простерши руку ко гробу мученика, сказал: — Святой мученик Елевферий! Патриарх Геннадий возвещает тебе через меня, грешного, что клирик Харисим, служащий в твоем храме, совершает многие беззакония и творит соблазны; посему ты или исправь его, или отсеки его от Церкви. После сего, на другое утро, Харисим был найден мертвым. Отсюда можно видеть сколь угоден был Богу и святым Его блаженный Геннадий, ибо слово его, обращенное к святому мученику через посланного, было в скором же времени услышано и исполнено на деле. При сем святом Геннадии был построен в Константинополе храм в честь святого Иоанна, Предтечи Господня, некоторым сенатором, по имени Студием, пришедшим из древнего Рима; был устроен также и монастырь, названный Студийским (по имени сенатора Студия); в сем монастыре был учрежден чин неусыпающих. При патриархе Геннадии экономом церковным был преподобный Маркиан. Сей Маркиан, сняв с себя последнюю одежду, отдал ее нищему; и видели сего преподобного Маркиана имеющим царскую порфиру под фелонью, как о том повествуется в житии его [ 4 ]. При сем же патриархе подвизался и святой столпник Даниил [ 5 ], коего он рукоположил во пресвитера.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В сознании своей победы Маркиан с Пульхерией лично посетили следующее заседание собора и, подражая Константину Великому , говорили там речи 3770 . Этому соответствовала акклямация собора: «все так веруем; одна вера, одно мнение; все так мудрствуем; все мы, согласившись, подписали; все мы православные, сия вера отеческая, сия вера апостольская, сия вера православная, сия вера вселенную спасла. Маркиану, новому Константину, новому Павлу, новому Давиду, многая лета! Давиду – императору! Господи, жизнь ему благочестивому, новому Константину, новому Маркиану! Вы – мир вселенной. Господи, жизнь ему благочестивому! Да сохранит вас вера ваша! ты почитаешь Христа: сам он да сохранит тебя! Ты укрепил православие! Вы веруете так, как апостолы. Многая лета Августе! Вы светила православия; от этого везде – мир. Господи, сохрани светила мира! Господи, сохрани светила вселенной! Вечная память новому Константину! Да сохранит Бог ту, которая от роду православна! Да сохранит Бог хранительницу веры! да сохранит Бог постоянно благочестивую! да сохранит Бог благочестивую, православную, противницу еретиков! ты обратила в бегство всех еретиков. Ты преследовала Нестория и Евтихия. Прочь зависть от вашего царства, достойные веры, достойные Христа! Прочь зависть от вашего царства! Так почитают верных императоров! Бог да сохранит вашу державу! Бог да умирит ваше царство! Маркиан – новый Константин, Пульхерия – новая Елена, ты показал веру, а ты явила ревность Елены. Ваша жизнь – охрана всех; ваша вера – слава церквей 3771 . Многая лета – императорам! многая лета – благочестивому христианину! Сам Христос, которого ты чтишь, да сохранить тебя! Это достойно веры! священному, императору – многая лета! Ты восстановил церковь , победитель врагов, учитель веры. Многая лета Августе; благочестивой, христолюбивой! православной многая лета! Бог да сохранит ваше царство! Вы низложили еретиков; вы сохранили веру. Царство ваше да будет свободно от зависти! царство ваше – да будет в век» 3772 . Не только император, но также и папа получил то, чего желал, хотя и не все 3773 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Согласно императорского приказа, в конце лета 451 г. в Никею стали собираться епископы. Во избежание повторения беспорядков 449 г. Маркиан лично желал присутствовать на соборе. Римские легаты прямо на этом настаивали. Между тем император задержался. Чтобы своим замедлением 3705 не увеличивать нетерпения ожидающих и чтобы в любой момент личным присутствием воздействовать на св. отцов, Маркиан перенес заседания собора в Халкидон (vis а vis с Константинополем) на Босфоре, куда ему легче можно было явиться 3706 . Здесь состоялся собор, признаваемый ныне как 4-ый вселенский (вместо Ephesinum II). С 8 октября по 1 ноября 451 г. имело место 16 заседаний собора 3707 . На соборе присутствовало свыше 600 епископов 3708 , главным образом из восточной половины империи 3709 . По мнению Гарнака 3710 , громадное большинство отцов собора мыслило монофизитски и было довольно результатом собора 449 г., который, соответствуя благочестивым воззрениям греков, действительно дал мир церкви востока. Недовольные, понятно, были, но в чрезвычайно малом количестве 3711 . С этим взглядом великого ученого трудно, однако, согласиться. Чтобы многие из епископов на ефесском соборе отказались от решения, которое они сами составили в Константинополе и опять весьма многие из «святых» отцов в Халкидоне кассироровали то, что в Ефесе казалось им божественным откровением – это, конечно, идет против Гарнака 3712 . Но это не все. Не следует забывать, что синодалы, по уверению Евсевия и Флавиана в их апелляциях, против своей воли были терроризованы Диоскором. Еще через сто лет после халкидонского собора влияние антиохийских традиций было весьма значительно. Также и уния 433 г. оставалась не без влияния. Тот факт, что даже после-халкидонские монофизиты анафематствовали Евтихия, доказывает, что ефесский собор 449 г. попал дальше цели 3713 . Епископы Сирии, Азии и Понта, стоявшие за Флавиана, по сообщению Либерата 3714 , вступили в схизму с епископами египетскими, палестинскими и фракийскими. Это кажется доказывает, что неудовольствие ефесским собором 449 г. было в восточной церкви значительно больше, чем предполагает Гарнак 3715 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Не просто согласились на его письмо, но его сделали синодальным декретом; его догматика была признана и Маркиан в своей речи к собору прямо это подтвердил. На деле он сознавал, что без папских легатов он ничего не мог бы поделать. Провозглашенная халкидонским собором формула была догматической победой запада над востоком, руководимым Александрией. Рим победил. Но этой догматической победе Льва Великого не соответствовала политическая победа Рима. Вскоре обнаружилось, что Маркиан действовал в собственном интересе. Воспользовавшись римским папой тогда, когда предстояла нужда освободить восточную церковь от деспотии александрийского епископа, император создал ему препону к дальнейшему движению на восток через возвеличение собственного придворного епископа. В тот момент, когда Лев I уничтожил своего александрийского коллегу, он увидел, говорит Гарнак 3774 , против себя константинопольского епископа, за которым стоял ни более ни менее, как сам император. Эта тенденция ясно выступила во вторую половину деятельности халкидонского собора. После низложения Диоскора, собор должен был быть собором мира. Все были помилованы, даже Ива и изменившие Диоскору епископы, во главе которых стоял Ювеналий иерусалимский 3775 . Всем были возвращены епископские кафедры. Рядом с этим собор приступил к уничтожению Посвятив себя с юношеского возраста благотворительности, Вассиан снискал к себе общее расположение и любовь ефесян. Завидуя этому и желая от него избавиться под благовидным предлогом, бывший ефесский епископ Мемнон хиротонисал его епископом евазским, но не достиг своей цели, так как Вассиан решительно отказался идти в Евазу и остался в Ефесе. Между тем Мемнон скончался. Преемник его Василий, созвавший епархиальный собор и узнавший от него о злосчастьях Вассиана, в Евазу рукоположил другого епископа, а ему возвратил общение и епископское место. В таком положении находились дела до смерти Василия, когда «с большим принуждением и силой того же Вассиана посадили на престол в этом же городе Ефесе народ, клир и епископы».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010