Преподобный Маркиан был пресвитером Константинопольской церкви и явил в жизни своей высокий пример суровости и нещадения самого себя, всецелого самоотречения, милосердия, любви и глубокого сострадания и уважения ко всякому человеку, как носителю «образа и подобия Божия». Родители оставили ему очень богатое наследство, но он не сохранил ничего для себя и, вменив себе за правило, никогда не иметь при себе более одной одежды, щедрою рукою раздавал всё, что он имел, присовокупляя к этому ещё и то, что ему подавали на бедных. Любил он также сооружать церкви и для них не жалел самых больших драгоценностей. Когда преподобный Маркиан окончил постройку храма в честь великомученицы Анастасии Узорешительницы, – патриарх, император, весь двор и всё население Константинополя собрались на перенесение мощей великомученицы в этот новый храм. Преподобный вместе с прочими пресвитерами следовал за колесницею с мощами. В это время к нему подошёл нищий и попросил у него милостыни. Не имея с собою ни денег и ничего своего и рассчитывая, что длинная фелонь закроет недостаток одежды, преподобный выделился из процессии, зашёл в укромный уголок и, сняв с себя нижнее одеяние, подал его нищему, сам же, надев облачение по нагому телу, поспешил догнать шествие. Началось богослужение и праведник, стыдясь своей наготы, всё старался незаметно сторониться от прочих сослужащих иереев, чтобы не выдать тайны своего обнажения, а между тем патриарх и народ не могли оторвать глаз от преподобного, – такое было на нём необыкновенное сияние и все с недоумением вопрошали откуда нестяжательный пресвитер мог добыть одеяние, богатством и блеском превосходящее царское. Патриарх же, по окончании службы, обратился к Маркиану с укоризною, говоря, что только царю приличествует одежда, подобная той, которую надел на себя святой. Маркиан в смирении своём припал к ногам патриарха и стал уверять, что он богатой одежды никогда не имел. Тогда против воли смиренного раба Божия обнаружилось, каким неземным великолепием Господь захотел облечь перед всеми угодника Своего, ибо когда Маркиан снял фелонь – на теле его не оказалось более никакой другой одежды.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nastol...

Получив образование, он вступил в брак, но в скором времени овдовел. Тогда же преподобный Дометиан принял иночество и стал проводить свою жизнь в подвигах поста и молитвы. В возрасте 30-ти лет преподобный Дометиан был поставлен епископом города Мелитина (Малая Армения), Сочетая строгое подвижничество с миссионерской деятельностью, преподобный Дометиан много потрудился над распространением христианства в восточных странах. Он был не только добрым пастырем для своего стада, но светильником и помощником для других народов. Византийский император Маврикий (582–602) неоднократно посылал святого Дометиана в Персию к персидскому царю Хосрою II (590–628). Благодаря его посредничеству между Византией и Персией были установлены мирные отношения. Преподобный стал другом императора Маврикия, который его щедро вознаградил. Полученные богатства преподобный раздал на нужды Церкви, странноприимных домов, для пропитания нищих. По возвращении в Константинополь преподобный Дометиан вскоре преставился ко Господу (†601). Честное тело его было погребено в присутствии императора и многочисленного собора священнослужителей, а затем перенесено в его родной город Мелитину. Преподобный Маркиан пресвитер Родился в знатной семье в Риме; впоследствии переселился с родителями в Константинополь, где жил в царствование императора Маркиана (450–457). Юноша Маркиан усердно учился, посещал все церковные службы в Патриаршем соборе. Отличаясь умом и чистотою жизни, он был замечен Патриархом Константинопольским Анатолием (445–458) и удостоен пресвитерского сана, а затем поставлен икономом (т. е. управляющим церковным имуществом и хозяйством) собора Святой Софии, Премудрости Божией. После смерти родителей святой Маркиан унаследовал немалое богатство, которое истратил на помощь бедным. По слову Господню «просящему у тебя дай» ( Мф. 5, 42 ), он раздавал все, что имел, вплоть до необходимой ему одежды. На свои средства преподобный Маркиан построил в Константинополе храм во имя святой мученицы Анастасии Узорешительницы († ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

III. Судите теперь, что же лучше? Выслушать ли человеческое обличение и исправиться, или ждать и желать непосредственно от Самого Господа вразумления? (Составлено по «Кругу поучений» прот. А. Белоцветова, изд. 5-е, 1894 г.). Десятый день Поучение 1-е. Св. преподобный Маркиан (Добродетель храмоздания) I. Npenoдoбhый Маркиан, прославляемый ныне, был пресвитером и экономом Константинопольской Церкви. Получив большое наследство после смерти своих родителей, он употребил его на пособие бедным и на обновление и строение храмов Божиих. Он устроил великолепный храм во имя св. мученицы Анастасии. Когда некто из друзей его удивлялся, почему он тратит такие большие суммы на этот храм, святой отвечал: «Если бы ты выдавал свою дочь за знатного вельможу, то неужели не наградил бы ее богатым приданым? А я строю церковь невесте Христовой, пролившей за небесного Жениха свою кровь; как же мне жалеть богатства на украшение ее?» Св. Маркиан был так добр, что не раз отдавал бедным свою последнюю одежду, оставаясь даже без рубашки. За святую жизнь Бог наградил его даром чудотворения: он молитвою изгонял демонов и исцелял больных. Преподобный скончался во второй половине пятого века и погребен был в монастыре св. Иоанна Предтечи (Четьи Минеи). II. Преп. Маркиан, которого Сам Бог прославил даром чудотворения за его любовь к созиданию и благоукрашению святых храмов Божиих, научает нас заботиться о святых храмах и содействовать их построению и украшению. В виду этого скажем несколько слов о добродетели храмоздания. а)  Что храмы для нас необходимы, это Бог показал нам в устроении скинии свидения в пустыне, по Его собственному повелению и плану, с самыми подробными наставлениями относительно материалов и их употребления, предписав порядок ее освящения и утвердив в ней на кивоте завета место Своего постоянного присутствия. И опыт показал израильтянам, что, доколе скиния и кивот завета были с ними, дотоле с ними был и Бог, и они с Богом. По разрушении храма Соломонова , после пленения вавилонского, Господь Сам побуждал израильтян к сооружению нового храма и наконец, незадолго до пришествия Христа, возвестил устами пророка Малахии, что этот единственный храм Бога истинного вскоре будет заменен бесчисленным множеством храмов среди народов, которые будут призваны к вере в грядущего Искупителя: «От востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву» (Мал. 1, 11).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Мартирий Константинопольский, мч. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Мартирий Константинопольский, мч. - житие Эта страничка относится к разделу   Мартирий Константинопольский, мч. Святые мученики Маркиан и Мартирий служили в Константинопольском соборе. Маркиан был чтецом, а Мартирий иподиаконом; оба они несли также послушание в качестве нотариев, то есть секретарей, Патриарха Павла Исповедника (память 6 ноября). Еретики-ариане изгнали и тайно казнили праведного Патриарха Павла, а кафедра его была передана еретику Македонию. Еретики пытались привлечь святых Маркиана и Мартирия на свою сторону лестью, предлагали золото, обещали архиерейские кафедры. Но все усилия ариан были тщетны. Тогда нечестивцы угрожали опорочить их перед императором, запугивали пытками и смертью. Но святые твердо исповедовали Православие, завещанное отцами Церкви. Маркиан и Мартирий были приговорены к смерти. Перед смертью мученики вознесли ко Господу горячую молитву: «Господи Боже, создавший невидимо сердца наши, устрояющий все дела наши, приими с миром души рабов Твоих, ибо мы умерщвляемся за Тебя и вменились как овцы заколения (Пс. 32, 15; 43, 23). Мы радуемся, что такой смертью исходим из сей жизни ради Твоего Имени. Сподоби же нас быть причастниками вечной жизни у Тебя, Источника жизни». После молитвы мученики с тихой радостью преклонили главу под мечь нечестивых († около 355 года). Святые тела их были благоговейно погребены православными христианами. Позднее, по указанию святого епископа Иоанна Златоуста, мощи святых мучеников были перенесены в специально построенную церковь. От многих недугов исцелялись здесь верующие по молитвам святых, во славу Единой Живоначальной Троицы. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Мартирий Константинопольский, мч. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2904

340–341 Святой Павел I, еп. Константинопольский. 341–342 Евсевий, еп. Константинопольский. 342–344 Святой Павел I, еп. Константинопольский (вторично). 342–348 Македонии I, еп. Константинопольский. Гонения на христиан от персидского царя Шапура II. 348–350 Святой Павел I, еп. Константинопольский, (третий раз). 350–360 Македонии I, еп. Константинопольский (вторично). 360–369 Евдоксий, еп. Константинопольский. 361–363 Имп. Юлиан Отступник. 363–364 Имп. Иовиан. 364–378 Имп. Валент II. 369–370 Евагрий, еп. Константинопольский. 369–379 Демофил, еп. Константинопольский. Гонения на христиан в Готии. Мученическая кончина святого Никиты, великомученика готского. 379–395 Имп. Феодосии I Великий. Второй Вселенский Собор в Константинополе. 379–381 Святой Григорий I Богослов, архиеп. Константинопольский. Максим I, еп. Константинопольский. 381–397 Нектарий, патр. Константинопольский. 395–408 Имп. Аркадий. 398–404 Святой Иоанн I Златоуст, архиеп. Константинопольский. 404–405 Арсакий, патр. Константинопольский. 406–422 Аттик, патр. Константинопольский. 408–450 Имп. Феодосии II. 426–427 Сисиний I, патр. Константинопольский. 428–431 Несторий, патр. Константинопольский. Третий Вселенский Собор в Ефесе, осудивший ересь Нестория. 431–434 Святой Максимиан, патр. Константинопольский. 436–446 Святой Прокл, патр. Константинопольский. Перевод Нового Завета на грузинский язык. 446–449 Святой Флавиан, патр. Константинопольский. Гонение на христиан в Армении от последователей зороастризма. 449–458 Святой Анатолий, патр. Константинопольский. 450–457 Имп. Маркиан. Четвертый Вселенский Собор в Халкидоне, осудивший ересь монофизитов. Константинопольский патр. Анатолий рукоположил грека Петра во архиепископа Грузии с титулом католикоса Иверии. 457–474 Имп. Лев I. 458–471 Святой Геннадий I, патр. Константинопольский. 472–488 Акакий, патр. Константинопольский. Имп. Лев II. 474–476 Имп. Зенон. 475–476 Имп. Василиск. 476–491 Имп. Зенон, (вторично). 488–489 Фравит, патр. Константинопольский. 489–495 Евфимий, патр. Константинопольский.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Маркиан, как и Пульхерия, сестра Феодосия младшего, которая теперь сделалась супругою Маркиана, были глубоко преданы делу православия. Свой религиозный характер Маркиан вполне выразил в обстоятельстве созвания собора вселенского, в образе отношения к нему и в своих распоряжениях касательно Церкви после этого собора. Что же касается до религиозного характера Пульхерии, то современники отзывались о нем с полною похвалою. Отцы собора Халкидонского говорили о ней, что она «всю жизнь проводит в молитве», что у ней «беседа в псалмах» ( Дeяh. III, 672 ); папа Лев замечал о ней: «Когда она не принимала священников, когда не стояла за благочестие и веру православную» ( Дeяh. III, 75 )? Один древний историк пишет о ней: «Тщательно и мудро предотвращала она всякий случай, грозивший вере введением новых и ложных догматов» 22 . Благоприятное отношение нового правительства к православию тотчас же обозначилось по вступлении Маркиана на престол. Император немедленно распорядился, чтобы останки архиепископа Флавиана, умеришего в изгнании, были перенесены в Константинополь и торжественно положены во храме св. Апостолов, месте погребения епископов константинопольских. Далее император приказал возвратить из ссылки всех тех епископов, кои подвергнуты были изгнанию после осуждения их на соборе разбойничьем, и им возвращены были епископские кафедры ( Дeяh. III, 107–109 ). С тем вместе Маркиан вступил в самую дружественную переписку с главным поборником православия – папой Львом. В первом из своих писем к папе, император свидетельствует о своей ревности к православной вере и охотно соглашается на созвание собора вселенского для искоренения заблуждения и восстановления мира, как желал того папа ( Дeяh. III, 104–105 ). В другом письме император приглашает папу, если ему угодно, лично прибыть на восток и здесь принять участие на соборе, и если папа не явится на собор, сочтет для себя это затруднительным, император обещает папе, что этот собор, который должен собраться на востоке, утвердит православную веру сообразно с изложением Льва ( Дeяh. III, 106–107 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Св. Кирилл, архиепископ Александрийский, жил во второй половине IV и в начале V столетия. Был племянником Феофила, архиепископа в Александрии. Получил хорошее образование в александрийской школе. Св. Кирилл невзлюбил мир, а избрал пустынническую жизнь в горе Нитрийской, в скиту св. Макария. Через 6 лет пустыннической жизни Феофил взял его из пустыни и причислил к клиру. Часто поручал ему проповедовать слово Божие и поставил в сан диакона. По смерти Феофила все единодушно избрали св. Кирилла в преемники ему. Св. Кириллу на епископской кафедре пришлось ратовать против еретиков новатиан и несториан и против иудеев и язычников. Новатиане учили, что нельзя принимать в общение Церкви без крещения людей, впадших в смертные грехи. Св. Кирилл не мог убедить их своим словом и изгнал из города. Иудеи часто нападали на сильных защитников христианства и убивали их; св. Кирилл и их выгнал из города. Он усмирил и язычников, которые обижали христиан, лишив их капищ с прорицателями, к которым обращались они с вопросами об успехе предприятий и с прошением помощи в несчастьях и болезнях. Ересь Нестория, патриарха Константинопольского, состояла в том, что он учил, что Иисус Христос родился не Богом, а простым человеком, что Божество соединилось с Ним после, за святость Его жизни, и что потому Пресвятую Деву Марию нужно называть не Богородицей, а Христородицей. Несторий приобрел многих единомышленников. Кирилл написал Несторию увещательное послание и тем хотел вывести его из заблуждения. Когда же это не подействовало на Нестория, и ересь продолжала волновать Церковь ; то созван был 3-й Вселенский Собор, где ересь была осуждена, и Несторий низложен с патриаршего престола. Тогда еретики восстали на св. Кирилла и начали взводить на него разные клеветы и делать ему всевозможные оскорбления. Но невинность и твердость святого восторжествовали над врагами. Св. Кирилл был епископом 32 года. Скончался в 444 г. Он оставил много сочинений вероучительных и истолковательных. Преподобный Маркиан подвизался в маленькой хижине, в пустыне, близ г. Кирра. Услышав о преподобном, многие стали приходить к нему для назидания, и он устроил для них обитель. Маркиан имел дар чудотворения. Когда он читал по ночам, то ему светил небесный огонь. Скончался св. Маркиан около 390 года. 19-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Собор кончился парадным заседанием, на котором появились Маркиан и Пульхерия. Здесь состоялось официальное подписание ороса, а завершилось все славословиями императорской чете, образец которых сохранился в протоколе: «Слава Маркиану – новому Константину, новому Павлу, новому Давиду! Ты – мир мира! Ты утвердил веру православную! Многие лета императрице! Ты – светильник веры православной! Тобой мир царит повсюду! Маркиан – новый Константин, Пульхерия – новая Елена (то есть св. Елена, мать Константина)!» Глава вторая. После Халкидона. Неискоренимые монофизиты Казалось, собор раз и навсегда решил вопрос о двух природах Христа и с монофизитством было покончено. Император Маркиан не сомневался, что поставил последнюю точку в церковной смуте. «Да замолкнут теперь все дурные споры. Только совсем нечестивый может претендовать на право личного мнения по вопросу, о котором подали свой согласный голос столько духовных особ». На самом деле получилось все наоборот. Именно после собора монофизитство получило огромную силу и охватило не только Египет, но и Антиохию, Армению и много других областей. Почему так произошло? У монофизитства было много разных причин, в том числе политических, национальных и даже языковых. Некогда единая Римская империя раскололась на две части не только территориально, но и по языку. Вся западная часть была латинской, вся восточная – греческой. Но кроме греческого в Византии было много и других языков: сирийский, коптский, армянский. Они тоже стремились отпасть от греческого центра. В некоторых районах империи вообще не знали греческого, особенно в сельской местности: он был уделом местной интеллигенции. Златоусту даже в Антиохии, одном из центров эллинизма, приходилось читать проповеди на сирском языке. Греков на этом наречии звали «румойе», это значило примерно то же, что «солдат». В Египте у коптов был свой язык, свои традиции; эллины здесь были пришельцами и чужаками, составлявшими незначительное меньшинство. После Халкидона приверженцев константинопольской веры в Египте презрительно называли мелхитами, то есть «царскими» («мелех» – «царь»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Валент II. 369—370 — Евагрий, еп. Константинопольский. 369—379 — Демофил, еп. Константинопольский. 372 — Гонения на христиан в Готии. Мученическая кончина святого Никиты, великомученика готского. 379—395 — Имп. Феодосии I Великий. 381 — Второй Вселенский Собор в Константинополе. 379—381 — Святой Григорий I Богослов, архиеп. Константинопольский. 381 — Максим I, еп. Константинопольский. 381—397 — Нектарий, патр. Константинопольский. 395—408 — Имп. Аркадий. 398—404 — Святой Иоанн I Златоуст, архиеп. Константинопольский. 404—405 — Арсакий, патр. Константинопольский. 406—422 — Аттик, патр. Константинопольский. 408—450 — Имп. Феодосии II. 426—427 — Сисиний I, патр. Константинопольский. 3428—431 — Несторий, патр. Константинопольский. 431 — Третий Вселенский Собор в Ефесе, осудивший ересь Нестория. 431—434 — Святой Максимиан, патр. Константинопольский. 436—446 — Святой Прокл, патр. Константинопольский. 440 — Перевод Нового Завета на грузинский язык. 446—449 — Святой Флавиан, патр. Константинопольский. 448 — Гонение на христиан в Армении от последователей зороастризма. 449—458 — Святой Анатолий, патр. Константинопольский. 450—457 — Имп. Маркиан. 451 — Четвертый Вселенский Собор в Халкидоне, осудивший ересь монофизитов. 457 — Константинопольский патр. Анатолий рукоположил грека Петра во архиепископа Грузии с титулом католикоса Иверии. 457—474 — Имп. Лев I. 458—471 — Святой Геннадий I, патр. Константинопольский. 472—488 — Акакий, патр. Константинопольский. 474 — Имп. Лев II. 474—476 — Имп. Зенон. 475—476 — Имп. Василиск. 476—491 — Имп. Зенон, (вторично). 488—489 — Фравит, патр. Константинопольский. 489—495 — Евфимий, патр. Константинопольский. 491 — Собор армянских епископов в Вагаршапате осудил Халкидонский Собор. Начало отделения Армянской Церкви от православной Церкви. Кон. V- нач. VI в. — Утверждение несторианства в Персии, после того как Бабей, католикос Ктесифона и всей Персии, окончательно отделил свою Церковь от общения с православной Церковью. 491—518 — Имп. Анастасий I Дикор.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

II, s. 386».    Все низложенные и недовольные Диоскором обратились к папе Льby I, как единственному пастырю «См. послание Феодорита 113; в письме 121 он восхваляет догматическое послание папы», с жалобами. Папа поспешил отвергнуть определение Собора. Диоскор ответил низложением Папы «Акты Собора у Mansi, VI, 1009; однако вполне твердо этого факта установить нельзя; но вполне вероятно, что пред самым Собором Халкидонским Лев мог быть подвергнут низложению». Он, таким образом, начал борьбу с последним противником, которого он игнорировал на Соборе. Лев находился в весьма затруднительном положении, как доказывают его письма 43—47. Еще в октябре 449-го г. папа созвал Собор в Риме и осудил Ефесский Собор. Когда члены императорской фамилии посетили Рим, Лев убедительно просил их писать письма Феодосию II против епископа Александрийского - о том, что «все учение веры возмущено на всем Востоке и произошло то, что вся вера Христова приведена в смешение». Он оплакивал Флавиана (Epist. XLV. Деяния III, 42—44). Папа доказывает необходимость созыва нового Вселенского Собора, - и именно в Италии, осуждения Евтихия, как манихея и докета, и соглашался на признание нового Константинопольского архиепископа Анатолия, под условием принятия им догматического послания его. Эти пожелания высказываются Львом и в письмах к Феодосию II. Последний отнюдь не был склонен реабилитировать Флавиана (См. его ответные письма в Рим). Итак, 2829 июля 450 г. умер «калиграф на троне» - император Фeoдocuu II. Воцарилась 54-летняя Пульхерия, вступившая в номинальный брак (23 августа 450 г.) с старым полководцем Маркианом. Пульхерия сделалась руководительницей церковной политики, а Маркиан защищал государство от внешних врагов. Двор решил освободиться от Александрийского деспота, который стремился воспрепятствовать признанию Маркиана в Египте. Маркиан написал послание папе, где он формально передавал ему приматство Церкви, фактически предоставленное его предшественником Диоскору. «Твоя святость, - так писал Маркиан, - содержащая начальство в епископстве Божественной веры (prindpatum in episcopatu divinae fidei), справедливо должна быть успокоена».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010