С трепетом женщины выбежали из пещеры и поспешили в Иерусалим. Явление Марии Магдалине и другим мироносицам. Мк. 16: 9-11; Лк. 24: 12; Ин. 20, 1-18 С того момента, как Христа арестовали в Гефсиманском саду, Его ученики разбежались в разные стороны и скрывались», страха ради иудейского» в безопасных местах города Иерусалима. Мария Магдалина знала, где находятся апостолы Петр и Иоанн, и, рыдая, поспешила к ним за помощью. «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его», — сообщила плачущая Мария удивленным апостолам. Петр и Иоанн тотчас побежали к гробу, чтобы посмотреть, что произошло с Телом их Учителя. Иоанн бежал быстрее Петра и первым оказался у гробницы, но не решился один войти в нее. Затем прибежал Петр, и они вместе вошли в пещеру. Мария Магдалина была права. Тела Господа Иисуса не было в гробе. Лежали только одни погребальные пелены, сложенные на каменной плите. Полные недоумения и печали, апостолы вышли из гробницы и направились обратно в город. У гроба Спасителя осталась одна плачущая Мария. Внезапно она увидела в гробе двух светлых ангелов и тут же почувствовала, что сзади кто-то стоит. Она обернулась и увидела Спасителя, но не узнала Его. Мария подумала, что это садовник, и спросила Его: «Господин, если ты вынес тело моего Учителя, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его». «Мария?» — услышала она знакомый голос Иисуса и в одно мгновение поняла все. «Раввуни?» — воскликнула она и бросилась к ногам Спасителя. Но Христос сказал ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему... и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». Христос стал невидим, а Мария, преисполненная чувства радости о воскресшем Господе, побежала в Иерусалим, чтобы поделиться с апостолами своей радостью. Войдя в дом, она застала апостолов и друзей Иисуса «плачущих и рыдающих». Все были в глубокой печали и подавлены горем. Но радостный голос Марии немного ободрил апостолов. Со слезами радости она возвестила им, что Христос воскрес из мертвых, и что она своими глазами видела Его в саду Иосифа. Радость и свет ворвались в дом с приходом Марии, но апостолы с недоверием отнеслись к ее благовестию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

(«Слова и Беседы» Димитрия, архиеп. Херсон., т. 2-й). Пресвятая Дева Мария, посвященная Своими праведными родителями на службу Богу, проживала при храме иерусалимском до четырнадцатилетняго возраста. Когда же Пресвятой Деве исполнилось четыренадцать лет, тогда Ей уже невозможно было оставатьея при храме иерусалимском, так как наступило для Нея время, в которое по закону иудейскому, следовало выдавать Ее в замужество. Но Пресвятая Дева Мария, помня обет Своих родителей, посвятивших Ее на всегдашнее служение Богу, и Сама желая всецело служить Богу, не пожелала быть замужнею женщиною; поэтому обручили Ее праведному старцу Иосифу, происходившему, как и св. Дева Мария, из царского рода – жителю города Назарета, дабы этот праведный старец был хранителем Ея девства. Переселившись на жительство в Назарет, в дом праведного Иосифа, Пресвятая Дева Мария любила те же благочестивыя упражнения, к каким привыкла в бытность Свою при храме. Пребывая большею частию в уединении и безмолвии, Она занималась молитвою, чтением книг св. Писания и рукоделием. Здесь, как и при храме, Она проводила самую кроткую, трудолюбивую, смиренную и молчаливую жизнь. Так. обр. текли дни жизни Пресвятой Девы в доме Иосифа. И вот, в один из таких дней явился к Ней архангел Гавриил и сказал: «радуйся благодатная, Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами»! Увидевши архангела Гавриила, Пресвятая Дева смутилась и думала: что бы значило необычайное архангельское приветствие к Ней? Но архангел сказал Ей: «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве и родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышняго, и даст Ему Бог престол отца Его, Давида, и будет Он царствовать над домом Иакова во веки и царству Его не будет конца». Мария спросила у архангела: «как будет это, когда Я мужа не знаю?» Архангел сказал Ей в ответ: «Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышняго осенит Тебя, посему и рождаемое будет Свято и наречется Сыном Божиим». Мария сказала: «Я Раба Господня, пусть будет Мне по слову твоему». Тогда отошел от Нея архангел.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Спаситель спрашивает Марфу: Веришь ли ты в это? Она отвечает, что верит, но в то же самое время по ее словам можно понять, что она верит вообще, не понимая, что конкретно означают эти слова. Да, Господи, я уверовала и верую, что Ты – Христос, Сын Божий, грядущий в мир. И сказав это, она пошла и позвала Марию, сестру свою, сказав тайно: Учитель здесь и зовет тебя. Может быть, Сам Господь попросил Марфу позвать Марию, о чем Евангелие умалчивает, а может быть, Марфа посчитала, что Спаситель, любивший и ее, и Марию, и Лазаря, хотел бы видеть ее сестру. К тому же Марфа, конечно, знала, что и ее сестра чрезвычайно любит Спасителя (мы знаем, что некогда она сидела у Его ног и не желала даже заниматься приготовлением обеда, так как внимала каждому Его слову). Для того, чтобы Мария увидела Господа и этим утешилась в своей тяжкой скорби, она позвала ее. «Учитель здесь и зовет тебя». Она же, когда услышала, встала поспешно и пошла к Нему ( Ин.11:29 ). Эти слова – «встала поспешно» – также свидетельствуют о ее искреннем расположении к Господу Иисусу Христу, о ее любви и жажде видеть Спасителя. Несмотря на то, что она пребывала в такой скорби, при которой человеку все безразлично, когда он не воспринимает ничего внешнего, – Мария поспешно встала и пошла к Господу на окраину селения. И далее описывается, как происходило чудо воскрешения. Еще не вошел Иисус в селение, но все еще был на том месте, где встретила Его Марфа. Тогда иудеи, бывшие с ней в доме и утешавшие ее, увидев, как Мария поспешно встала и вышла, последовали за ней, думая, что она идет к гробнице, чтобы плакать там ( Ин.11:30–31 ). Видимо, гробница находилась на окраине селения, раз они могли так подумать. В ходе археологических раскопок, проведенных на Святой Земле, были обнаружены остатки дома Симона прокаженного. Судя по всему, его дом находился буквально в нескольких десятках метров от гробницы. Возможно, выйдя из дома и двигаясь к окраине селения, Мария одновременно шла и в сторону гроба Лазаря. Тогда иудеи, бывшие с ней в доме и утешавшие ее, увидев, как Мария поспешно встала и вышла, последовали за ней, думая, что она идет к гробнице, чтобы плакать там. А Мария, когда пришла туда, где был Иисус, увидев Его, пала к Его ногам и сказала Ему: Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы мой брат ( Ин.11:31–32 ). Мария, как женщина более порывистая, отличалась от сдержанной, рассудительной, здравомыслящей Марфы более искренним проявлением чувств. Увидев Спасителя, она пала к Его ногам и произнесла, в общем-то, те же слова, что и Марфа: если бы Ты был здесь, не умер бы мой брат.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Тем же утром следующего после Великой субботы дня, женщины – ученицы Христовы – пришли ко гробу Учителя, чтобы еще раз воздать Ему последние почести и помазать Его Тело благовониями. Когда мироносицы вошли в сад Иосифа, они остановились в недоумении, так как огромный камень уже был отвален, и вход в гробницу был открыт. Мария Магдалина первая увидела пустой гроб и сразу же побежала к апостолам. Перед остальными женщинами неожиданно явился сидящий у входа в пещеру ангел, который возвестил им весть о Воскресении Спасителя. С трепетом женщины поспешили в Иерусалим, чтобы передать ученикам сказанное ангелом. Далее все четыре Евангелия описывают явления Воскресшего Христа: женам-мироносицам, одиннадцати апостолам и другим ученикам. Господь по Воскресении Своем являлся только верующим. Никого не заставляя веровать в Него насильно и желая свободного изволения человеческого сердца, Господь не явил славу Своего Воскресения ни Пилату, ни Каиафе, ни кому другому из гонителей, кто видел Его в дни земного служения и отверг. Явление воскресшего Господа Марии Магдалине и другим мироносицам (Мк.16:9–11; Лк.24:12; Ин.20:1–18) С того момента, как Христа арестовали в Гефсиманском саду, Его ученики разбежались в разные стороны и скрывались в Иерусалиме, опасаясь гонений. Мария Магдалина, зная, где скрываются апостолы, с плачем сообщила им, что « унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его » (Ин.20:2). Петр и Иоанн тотчас побежали к гробу, чтобы посмотреть, что произошло с Телом их Учителя; за ними следовала и Мария Магдалина. Иоанн бежал быстрее Петра и первым оказался у гробницы, но не вошел в нее, подождав Петра. Войдя в пещеру, апостолы нашли только плащаницу Христову и отдельно лежащий плат. Иоанн, увидев погребальные пелены Христа , поверил в Воскресение Учителя, но ничего не сказал. Выйдя из пещеры, апостолы направились обратно в город. У гроба осталась одна плачущая Мария. Внезапно она увидела Спасителя, но не узнала Его; Мария подумала, что это садовник, и спросила: « Господин, если ты вынес тело моего Учителя, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его » (Ин.20:15). « Мария !» — позвал ее Господь, и только услышав знакомый голос, она узнала Христа. Воскликнув: « Раввуни ! » Мария хотела от полноты чувств обнять ноги Спасителя. Но Христос остановил ее, сказав: « Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему… и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему » (Ин.20:17). Господь учит Марию относиться к Нему не только как к любимому Учителю, но и как к Богу, и одновременно показывает, что тайна спасения людей еще не совершилась вполне.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Тут только Мария поняла, что Ангел говорит о предстоящем рождении Ею давно ожидаемого евреями Мессии, Избавителя. Но ведь Она дала обещание оставаться навсегда девою; обещание это Она нарушить не может и не хочет; так, как же исполнится возвещенное Ангелом? Так думает Она и, обращаясь к Божиему Послу, говорит: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» Ангел объяснил Ей, что данное Ею обещание не будет нарушено, и Она родит без мужа, сверхъестественным образом: Дух Святой найдет на Тебя; и сила Всевышнего осенит Тебя; поэтому и рожденный Тобою назовется Сыном Божиим. Вот и престарелая родственница Твоя Елисавета ожидает рождения сына, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария, с покорностью воле Божией, сказала: Я – раба Господня; да будет так, как ты сказал. Когда Ангел скрылся, Мария поспешила пойти к родственнице своей Елисавете; Она хотела поделиться с нею своею радостью, да и от нее узнать, что такое случилось в их семье. Елисавета и муж ее, священник Захария, жили далеко от Назарета, в Иутте, одном из городов нагорной страны, составлявшей прежде царство иудейское. 3. Свидание Марии с Елисаветой. Лк. 1:39–55 Мария вошла в дом Захарии, и увидела Елисавету; не успела Она еще ничего рассказать ей, как Елисавета встречает Ее тем же самым приветствием, с которым обратился к Ней Ангел, как бы повторяет слова Ангела: «Благословенна Ты между женами!» Елисавета могла знать от своего мужа, как священника, что Мария дала обещание оставаться навсегда девою, и что Иосиф вовсе не муж, а только попечитель Ее; между тем, она говорит: «И благословен плод чрева Твоего!» то есть прямо говорит, Пресвятая Дева будет Матерью. Мало того, Елисавета даже поясняет, чьею Матерью будет Мария, так как высказывает изумление: откуда мне такое счастье, что пришла Матерь Господа моего ко мне? – Очевидно, что Елисавета могла говорить так только потому, что «исполнилась Святого Духа», Который и внушил ей эти мысли и слова. Младенец, которого Елисавета носила уже шестой месяц, пришел в необычайное движение, как только вошла Мария.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

1. Матерь Его (Христа), 2. и сестра Матери Его, Мария Клеопова, 3. и Мария Магдалина; или: 1. Матерь Его, 2. и сестра Матери Его, 3. Мария Клеопова, 4. и Мария Магдалина. По первому чтению, следовательно, при кресте стояли только три женщины, по второму – четыре. Первое чтение опровергается на том основании, что если бы Мария Клеопова была сестрой Богоматери, то две сестры назывались бы одинаковым именем, что весьма маловероятно. Далее в Евангелии Иоанна указываются как бы две группы женщин, и имена первой и второй, а затем третьей и четвертой соединяются союзом «и»: 1-я группа: Матерь Его и сестра Матери Его, 2-я группа: Мария Клеопова и Мария Магдалина. Таким образом, и здесь под «сестрой Матери Его» возможно видеть Саломию или мать сыновей Зеведеевых. Такое отождествление по разным причинам не может, конечно, считаться вполне несомненным. Но ему нельзя отказать в некоторой вероятности. Если, с одной стороны, Саломия была матерью сыновей Зеведеевых, а с другой – сестрой Марии, Матери Иисуса, то, значит, Иаков и Иоанн Зеведеевы были двоюродными братьями Христа. Саломия находилась в числе женщин, сопровождавших Иисуса Христа, которые следовали за Ним в Галилее и служили Ему ( Мф.27:56 ; Мк.15:41 ). По всей вероятности, мысль обратиться с просьбой к Иисусу Христу возникла у самих апостолов, и они попросили свою мать передать просьбу Иисусу Христу. У Марка просьба учеников выражается в такой форме, какая была прилична только при обращении к царю и в некоторых случаях даже произносилась и предлагалась самими царями (ср. Мф.14:7 ; Мк.6:23 ). На основании показания Матфея можно заключить, что Саломия, при всем почтении к Иисусу Христу, не обладала достаточными сведениями о характере и цели Его служения. Она подошла со своими сыновьями к Иисусу Христу, кланялась Ему и просила о чем-то ( τι). Она, без сомнения, говорила, но слова ее были так неясны и неопределенны, что Спаситель должен был спросить, чего именно она хочет. Мф.20:21 .  Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1я группа: Матерь Его (Христа) и сестра матери Его, 2я группа: Мария Клеопова и Мария Магдалина. При таком раскладе действительно выходит, что все три евангелиста говорят о трех женах-мироносицах вблизи Креста, и при этом не совпадают только две Марии — Клеопова и мать Иакова и Иосии. Тогда и напрашивается вывод, что евангелисты Иоанн и Матфей с Марком имели в виду одну и ту же Марию. Но такую версию можно принять лишь с большой натяжкой. По моему глубокому убеждению, опираясь на евангельский текст и логику событий, можно привести аргументы в пользу иного взгляда на разность имен у евангелистов. Прежде всего надо заметить, что евангелисты Матфей и Марк говорят о группе женщин, стоявших не возле Креста, а в отдалении. «Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых» ( Мф. 27:55-56 ). То же мы находим и у Марка. И он, также как и Матфей, указывает, что эта группа женщин «смотрели издали» ( Мк. 15:40 ). Заметим, что ни Марк, ни Матфей о Деве Марии среди этой группы женщин, стоявших в отдалении, не упоминают. Потому что Матерь Иисуса Христа находилась вместе с Иоанном Богословом возле самого Креста (см.: Ин. 19:25 ). Распятых на крестах всегда охраняли стражники до момента их смерти, поскольку была опасность, что родственники могут попытаться освободить осужденного. И такие случаи в истории были. Чтобы не допустить подобных эксцессов, стражники не подпускали к кресту народ. За казнью могли наблюдать только издали. Но небольшой группе самых близких могли сделать исключение. Потому рядом с Крестом стояла только Божия Матерь, а поддерживали ее самые близкие люди: любимый ученик Христа и Мария Клеопова, которая согласно преданию именовалась сестрой Богородицы. Мария Клеопова, младшая дочь Иосифа Обручника, была еще не замужем, когда Пресвятая Дева поселилась в его доме, и их отношения были сродни сестринской любви. На основании этой привязанности евангелист Иоанн и называет Марию Клеопову сестрой Матери Иисуса (см.: Ин.

http://azbyka.ru/fiction/zheny-mironosic...

33 Он будет царствовать над потомками и Царству Его не будет конца». 34 «Как же это возможно, если я еще не замужем?» — спросила Мария у ангела. 35 «Дух Святой снизойдет на тебя, — ответил ей ангел, — и сила Всевышнего тебя а потому и Святое Дитя, рожденноетобою, будет названо Сыном Божьим. 36 Знай, что и Елизавета, родственница твоя, несмотря на свою старость, также ждет сына: она уже на шестом месяце, хотя ее и называли бесплодной. 37 Ибо для Бога нет ничего 38 «Ты видишь, — сказала Мария, — я готова служить пусть будет так, как ты сказал». И ангел оставил ее. Мария навещает Елизавету 39 Вскоре после этого Мария собралась и спешно отправилась в город, расположенный в нагорье Иудеи. 40 Она вошла в дом Захарии и приветствовала Елизавету. 41 И как только Елизавета услышала приветствие Марии, ребенок во чреве ее встрепенулся. Исполнилась тогда Елизавета Духом Святым 42 и громко воскликнула: «Благословенна ты более всех женщин, и благословен плод чрева твоего! 43 И откуда мне такое счастье? Ко мне пришла мать Господа моего! 44 Знай же, в тот миг, когда я услыхала твое приветствие, встрепенулся от радости ребенок во чреве моем. 45 Как поверившая, исполнится сказанное ей Господом!» Песнь Марии 46 Тогда Мария сказала: «Превозносит Господа, 47 и дух мой ликует и радуется Богу, Спасителю моему, 48 ибо Он удостоил вниманием рабу Свою, такую ничтожную. И отныне все поколения людей будут называть меня блаженной, 49 ибо великое совершил для меня Сильный. Свято имя Его, 50 и милость Его — из рода в род к 51 Явил Он мощь руки Своей, рассеял возомнивших о себе 52 свергнул сильных с престолов их и возвысил униженных. 53 Голодающих Он насытил благами, а богатых отослал ни с чем. 54 Он пришел на помощь Израилю, слуге Своему, не забыв о 55 как и обещал праотцам нашим, о вечной милости к потомкам его». 56 Мария пробыла у Елизаветы около трех месяцев, а затем вернулась домой. 2 В те дни император Август издал указ о переписи по всей его 2Это была первая перепись такого рода, и проводилась она в то время, когда Квириний правил Сирией. 3 И на перепись каждый пошел в город свой.

http://predanie.ru/tema/rozhdestvo/

38. И завеса в Храме разодралась надвое, сверху донизу. [ ] 39. А центурион, который стоял прямо перед Ним, увидев, как Он испустил последний вздох, сказал: «Воистину человек этот был Сын Божий!» 40. Были там и женщины, которые смотрели издали, в числе их Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова Младшего и Иосии, и Саломия, 41. которые сопровождали Его и служили Ему, когда Он бывал в Галилее, и многие другие женщины, вместе с Ним восшедшие в Иерусалим. 42. И уже настал вечер, а так как была это пятница, канун субботнего дня, 43. то пришедший Иосиф из Аримафеи, уважаемый член который и сам был их числа чающих Царства Божия, отважился пройти к Пилату и попросил тело Иисуса. [ ] 44. Пилат выразил удивление, вправду ли Иисус уже мертв, и, вызвав центуриона, спросил, давно ли Он умер? [ ] 45. Выслушав ответ центуриона, он дозволил Иосифу забрать мертвое тело; 46. и тот, купив саван, снял Его , завернул в саван и положил Его в гробнице, которая была высечена в скале, и привалил ко входу в гробницу камень. 47. И видели Мария Магдалина и Мария, мать Иосии, где погребли Его. [ ]   16 Когда же миновала суббота, Мария Магдалина, Мария, мать Иакова, и Саломия купили благовоний, чтобы пойти умастить Его. 2. И рано поутру, в первый день недели, подходят они к гробнице; а солнце взошло. 3. И переговаривались они между собой: «Кто же отвалит нам камень от входа в гробницу?» 4. И, подняв глаза, видят они, что камень отвален; а был он очень велик. 5. И когда вошли они в гробницу, то увидели, что с правой стороны сидит юноша, облаченный в белую одежду; и они ужаснулись. 6. Но он говорит им: «Не ужасайтесь! Вы ищете Иисуса Назарянина, распятого; Он восстал, Его нет здесь. Вот место, где был Он положен. 7. А вы идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он ожидает вас в Галилее. Там увидите вы Его, как Он сказал вам». 8. И они, выйдя наружу, побежали прочь от гробницы, потому что были вне себя от трепета; и не сказали они никому ничего, так им было страшно. [ ]   9. [Воскресши рано поутру в первый день недели, Иисус явился сначала Марии Магдалине, той, из которой изгнал семь бесов. 10. Она пошла и возвестила это тем, кто прежде были с Иисусом, а теперь скорбели и плакали; 11. и они, услышав, что Он жив и что она Его видела, не поверили.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

55И было там много женщин, смотревших издали; это были те, которые ходили за Иисусом от Галилеи, служа Ему. 56В числе их была Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова и Иосифа, и мать сыновей Зеведеевых. 57А когда наступил вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, по имени Иосиф, который и сам поучался у Иисуса. 58Явившись к Пилату, он просил тело Иисуса; тогда Пилат распорядился выдать. 59И взяв тело, Иосиф завернул его в чистую льняную ткань, 60и положил его в новой, принадлежавшей ему гробнице, которую высек в скале; и ушел, привалив к двери гробницы большой камень. 61А были там Мария из Магдалы и другая Мария, сидевшие напротив гробницы. 62А поутру, в тот день который после пятницы, собрались к Пилату первосвященники и фарисеи, 63говоря: «Господин! Мы припомнили, что когда обманщик тот еще был жив, он сказал: «Через три дня восстану!» 64Так прикажи до третьего дня охранять гробницу, чтобы ученики его не пришли и не украли тело; а то скажут народу: «Он восстал из мертвых!» – и будет последующий обман горше предыдущего». 65Сказал им Пилат: «Стража у вас; ступайте и примите меры, какие считаете нужными». 66А они пошли и приняли меры, касающиеся гробницы, опечатав камень и приставив стражу. 28 Когда же минула суббота, на рассвете следующего дня Мария из Магдалы и другая Мария пришли навестить гробницу; и вот, великое сделалось землетрясение, оттого что ангел Господень, сойдя с неба и приблизясь, отвалил камень и восседал на нем. 3И было обличие его, как молния, и одежда его была бела, как снег; 4и от страха перед ним стражники затряслись и сделались, как мертвые. 5И заговорил ангел, и сказал женщинам: «Вы не страшитесь! Знаю, что ищете вы Иисуса, Того, Кто был распят. 6Его нет здесь, ибо Он воскрес, как и говорил. 7Подойдите, осмотрите место, где Он лежал, и скорее идите сказать ученикам Его, что Он воскрес из мертвых, и вот, ожидает вас в Галилее; там увидите вы Его. Вот, я сказал вам». 8И они, поспешно оставив гробницу в страхе и радости великой, побежали возвестить ученикам Его. 9И вот, Иисус предстал перед ними, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010