…От матерних пелен, мудре, Богу возложен – поется в службе преподобному Сергию. О том же говорит и апостол Павел: когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего… . Иными словами, Всеведущий избирает, предназначает от колыбели, а призывает в определенное Им время, непостижимым образом совмещая сопряжение всевозможных обстоятельств с изволением сердца, как говорится в акафистах. Поэтому возраст решающего значения иметь не может. Определяться смолоду во всех отношениях удобнее: больше времени впереди, и, говорит святитель Игнатий, душа, пока не отравлена мирской горечью, не окаменела в грехе, восприимчивее к доброму наставлению и способнее к послушанию. Таково правило, которое, как и другие правила, имеет тьму поправок и исключений. Первым вспоминается Павел Препростый, терпеливый ученик Антония Великого , от которого будущий святой прежде испытания услышал, естественно: ты уже стар и не можешь подвизаться со мной. Князь Петр Иванович Борятинский повоевал со шведами, томился в плену у литовцев, с почетом служил при дворе Иоанна Грозного, а при Борисе Годунове, отнюдь не в молодые годы, удалился в монастырь, работал на пекарне, рубил дрова, таскал воду, возделывал огороды; ко всему еще и носил вериги – и стал преподобным Поликарпом Брянским. Святитель Митрофан Воронежский до сорока лет жил в миру, похоронил жену, а о сыне никогда не прекратил заботу, как и преподобный Алексий Зосимовский , приступивший к монашеству в возрасте пятидесяти лет. В ту же пустынь тоже немолодым пришел и жил простым монахом о. Симон (Кожухов), аристократ по рождению, незаурядный музыкант, игравший на фортепиано в четыре руки с самим Чайковским! Сорока семи лет поселился в Оптинском скиту Павел Иванович Плиханков, и хватило ему дней возрасти до старца Варсонофия, прославленного во святых. Маргарита Михайловна Тучкова (игумения Мария) приняла постриг в шестьдесят лет; представление о глубочайшем внутреннем мире этой искренней, умной, горячо верующей женщины дает ее переписка с митрополитом Филаретом; святитель смирял ее иногда весьма болезненно, конечно доверяя её мере и готовности принять урок: «Господь в свое время препоясывает и ведет Своих избранных так, как бы они не желали, но туда, куда желают дойти…» .

http://azbyka.ru/fiction/plach-tretej-pt...

д) Владыка в последний раз (15 сентября 1867 г.) принял меня в Лавре, после панихиды, которую сам он совершал в Крестовой церкви по своем родном брате имениннике – протоиерее Никите Михайловиче Дроздове, давно (в июле 1839 г.) умершем. «С чем приехал?» спросил он меня. – «С протоколом об открытии правления в Донском училище», которого я был смотрителем (с 28 апреля 1864 по октябрь 1876 г.). «Читай», сказал владыка. Я начал читать, но тихо. Он по этой причине взял у меня бумагу и стал читать сам, но потом сказал: «читай опять». По выслушании написал на этой бумаге: «утверждается» и спросил: «сколько учеников в Донском училище»? – Столько-то. – «А прежде было более»? – Значительно более. – «Какая тому причина»? Я отвечал, что Заиконоспасское центральное в Москве училище тогда (1822 –1844) еще не существовало, а теперь оно представляется наиболее удобным для детей московского духовенства. 34 Владыка благословил и отпустил меня с миром. Княжна Анастасия Михайловна Голицына в гостиной митрополита сказала ему простодушно: «у нас с игуменией (Спасобородинская Мария Тучкова † 29 апр. 1852 г.; обе они, благочестивые старушки, приехали к нему в одной карете) был дорогой спор: кого из нас больше любите»? – Архипастырь со свойственным ему остроумием и находчивостью отвечал: «и ту и другую больше». + Достопочтенная игумения Алексеевского монастыря Антония рассказывала о себе самой следующее: а) Занимая в Спасобородинсном монастыре должность письмоводительницы, я (тогда молодая монахиня) представила м. Филарету приходорасходные книги, в которых он усмотрел какую-то неточность, и когда по этому случаю я заплакала, он подарил мне чётки, сказав: «вот тебе чётки – Богородичны слёзки (т. е. из растительных зерен этого наименования). Когда захочешь плакать от чего бы ни было, пройди по ним, и ты почувствуешь облегчение». б) Перейдя монахиней из Спасобородинского в Аносин монастырь, я желала построить себе келью отдельную от сестринского корпуса, где несколько келий расположены в один ряд, и о том сообщила митрополиту, в бытность у него, в октябре 1861 г., с аносинской игуменьей Евгенией Озеровой.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

И тут обнаружили, что я еще жив. Меня тщательно спрятали, обманув бдительность властей мнимыми похоронами. Лечили, выхаживали и таким образом спасли».    Освобожденный из Мариинских лагерей в 1936 г., епископ Мануил (Лемешевский) до 1939 г. скитался, проживая в разных местах дальнего Подмосковья, зарабатывая на жизнь составлением разного рода справочников, комментариев, пока не был в очередной раз арестован 18 апреля 1939 г. И снова последовали одна за другой Лубянская, потом Бутырская тюрьма, осуждение на 10 лет лишения свободы и отправка в Канские лагеря.    Тотальному истреблению подверглись в годы большого террора не только архипастыри, но и все российское духовенство. О масштабе репрессий можно судить хотя бы по тому обстоятельству, что в один только день 17 февраля 1938 г. в Москве были расстреляны игумен Епифаний (в миру Захар Филиппович Авдеев), иеромонах Нестор (Балашов Николай Иванович), иеродиакон Афоний (Александр Егорович Вишняков), схимонахиня Рафаила (Вишнякова Мария Архиповна), священник Симеон Григорьевич Григорьев, тайная монахиня Лидия Митрофановна Иванова, иеромонах Иероним (Киселев Иван Васильевич), тайная монахиня Софья Сергеевна Тучкова. Это жертвы только одного из тысяч расстрельных дней за три страшных года, и только тех, чьи имена удалось установить.    В 1937 г. на 10 лет без права переписки осужден был особенно близкий митрополиту Сергию священник, бывший настоятель храма Христа Спасителя, протопресвитер Николай Арсеньев, расстрелян и бывший ключарь протопресвитер Александр Хотовицкий. В 30-х гг. он служил настоятелем храма Ризоположения на Донской улице в Москве. Прихожанин храма А. Б. Свенцицкий так вспоминает о нем: «Я присутствовал в 1936— 1937 гг. много раз на служении отца Александра. Высокий, седой священник, тонкие черты лица, чрезвычайно интеллигентная внешность. Седые, подстриженные волосы, небольшая бородка, очень добрые серые глаза, высокий, громкий тенор голоса, четкие вдохновенные возгласы... У отца Александра было много прихожан, очень чтивших его...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

О терпении 27. Не осуждай 28. Русские сестры милосердия 29. Евпраксия, игуменья Староладожского Успенского монастыря 30. Девушка-язычница – образец необычайной жажды к слушанию евангельской проповеди 31. Помогите и вы, дети! 32. Флоренс Найтингель 33. Анна Бергунион 34. Английская сестра милосердия мисс Кэт Марсден, путешествовавшая в Якутскую область для помощи прокаженным 35. Деревенские сестры милосердия 36. Даша 37. Моя учительница из приготовительной школы 38. Учительница Доброва 39. Берегите детей 40. Бедственная слепота 41. Елизавета Блекуэль – первая женщина-врач 42. Грозный урок непочтительной дочери 43. Наставление девушкам, которые любят гадать о будущем 44. Святые девы и жены не предавались излишней заботе об украшении себя одеждами 45. Молодые годы 46. Возносись к Вышнему 47. Знай, с кем бьешься об заклад 48. Дикие лебеди (сказка) 49. Бывают ли колдуны и колдуньи? 50. Наставление о вреде ворожбы 51. Чудное видение 52. Из Апокалипсиса 53. Успокоение 54. Просьба умирающей дочери 55. Спасительная сила Христовых Таин 56. Помощь Богоматери 57. Чудесное исцеление расслабленной 58. Молитва к Божией Матери 59. Будь тверд в молитве 60. Любовь к людям прогоняет скуку жизни (сказка) 61. На труд! 62. Русская княжна – друг арестантов 63. Правда 64. Пословицы о милостыне 65. Пословицы о жизни 66. Пословицы о труде 67. Пословицы о терпении 68. Пословицы об отношении к людям 69. Надпись в Евангелие 70. Сара Мартин – друг заключенных в тюрьме 71. Напоминание 72. Мелочи 73. О христианском поведении девицы 74. Завещание невесты 75. Сорванная роза 76. Ожерелье Марии 77. Преподобная Макрина как образец для девиц, отказавшихся от брака 78. Слепая корзинщица 79. Роза Гавана, основательница женских общин 80. Дети-благотворители 81. Сострадательная девочка-якутка 82. Что говорит человеку лилия? Отдел третий. Из жизни женщин-христианок 1.    Любовь к матери 2. Прекрасная жена по Соломону 3. Маргарита Тучкова, впоследствии игумения Мария 4. Графиня Варвара Николаевна Бобринская 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.) МАРИЯ (Тучкова Маргарита Михайловна, урожд. Нарышкина; 1780 - 1852), игум., основательница Бородинского во имя Нерукотворного образа Спасителя женского монастыря МАРКЕЛЛ (Родышевский (Радышевский) Николай Романович; † 29 нояб. 1742), еп. Корельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии МАРФА (Апарина Марфа Петровна, в схиме Маргарита; ок. 1740-1800), схим., прп. (пам. 1 сент., 18 июня и 28 июля - в Соборе Тамбовских святых), основательница кирсановского в честь Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря МЕЛАНИЯ ЕЛЕЦКАЯ (Пахомова Мелания Памфиловна; в монашестве Миропия (?); 1759-1836) затворница елецкого в честь иконы Божией Матери «Знамение» женского монастыря МЕЛЕТИЙ (Леонтович Михаил Иванович; 1784 - 1784), свт. (пам. 12 февр., 29 (или 28) февр., а также в Соборах С.-Петербургских (3-я Неделя по Пятидесятнице), Сибирских (10 июня) и Белорусских (3-я Неделя по Пятидесятнице) святых), архиепископ Харьковский и Ахтырский МЕЛХИСЕДЕК (Значко-Яворский Михаил Карпович; 1716 или 1720 - 1809), игум. Мотронинского во имя Святой Троицы монастыря МЕФОДИЙ (Смирнов Михаил Алексеевич; 1761-1815), архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский, духовный писатель, педагог МИТРОФАН (Симашкевич Митрофан Васильевич; 1845-1934), митр. бывш. Донской и Новочеркасский, один из лидеров григорианского раскола МИХАИЛ (Голубович Михаил Алексеевич; 1803-1881), архиеп. Минский и Бобруйский, деятель по воссоединению униатов с правосл. Церковью МИХАИЛ (Грибановский Михаил Михайлович; 1856-1898), еп. Таврический и Симферопольский, правосл. богослов, мыслитель МИХАИЛ (Десницкий Матвей Михайлович; 1761-1821), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г. - 1887), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. МОИСЕЙ (Богданов-Платонов-Антипов Матвей Михайлович; 1783-1834), архиеп. Карталинский и Кахетинский Грузинского Экзархата РПЦ, экзарх Грузии (12 марта 1832 - 13 июля 1834)

http://pravenc.ru/rubrics/121790_20.html

– В 1901–1902 гг. в Москве по инициативе начальника Московского охранного отделения С.В. Зубатова были созданы легальные рабочие организации для улучшения экономического положения рабочих и мирного разрешения конфликтов, возникавших между рабочими и руководством предприятий. Так, в «Обществе взаимного вспомоществования рабочих в механическом производстве», «Совете рабочих механического производства Москвы», «Обществе взаимной помощи текстильщиков» состояло не менее 1800 человек. 19 февраля 1902 г. по инициативе этих обществ состоялась 30-тысячная рабочая манифестация к памятнику Императору Александру II в честь 40-летия отмены крепостного права. Генерал-губернатор Москвы Великий князь Сергей Александрович не только объявил день манифестации выходным, но пожелал лично присутствовать на торжестве.) 63 (А.А. Ширинский – князь Ширинский-Шихматов Алексей Александрович (06.11.1862–22.12.1930) – прокурор Московской синодальной конторы (1894). С 1903 г. тверской губернатор. В дальнейшем обер-прокурор Св. Синода (26.04.1906–9.07.1906), сенатор, член Государственного совета; подробнее о нем см.: Дневник. Т. 1. С. 542.) 64 (Княгиня Туркестанова – княгиня Туркестанова Варвара Александровна (урожд. кн. Нарышкина, 1834–11.09.1913) – супруга князя Петра Николаевича Туркестанова (1858), имела шестерых детей. Рано осиротевшую княжну Варвару воспитала тетя – игуменья Мария (Тучкова Маргарита Михайловна), основательница Спасо-Бородинского монастыря.) 65 (...с братом, доктором в Ярославле... – Имеется в виду средний брат епископа Арсения – Стадницкий Михаил Георгиевич (1859–1917) – полковник медицинской службы, в дальнейшем генерал медицинской службы; подробнее о нем см.: Дневник. Т. 1. С. 418.) 66 (...к... графам Комаровским... –Речь идет о семье графа Камаровского (Комаровского) Леонида Алексеевича, подробнее о нем см. далее: л. 6 об.) 67 (...репетиция к гоголевским празднествам 21-го февраля, которыебудут... в присутствии Великого князя. – 21.02.1902 г. исполнялось 50 лет содня смерти Н.В.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Правда, и Графу Протасову и Карасевскому я всегда величал Филарета, и не дозволял при себе унижать его: но это была только справедливость с моей стороны. И Филарет только ценил то во мне, что есть, и каким ему я казался. На чай, после обедни, я пошел к эконому подворья (Иннокентий, ныне Архимандрит, Настоятель Андронникова монастыря) 70 . У Митрополита, в это время, были вельможи в лентах и звездах. Экипажи их запрудили Троицкую улицу и площадь подворья. (Я был, 8 Ноября, у Митрополита Серафима (день ангела его). Много людей, но только духовные. А светской знати почти никого). XXXI. 12 Декабря, 1839 года (день рождения покойного Императора Александра Павловича), мы служили с Митрополитом Филаретом в крепости, в Петропавловском соборе. Владыка простудился. В соборе, когда придеш служит, 11 градусов тепла, а кончишь служение, будет только 3 градуса. Сверх того, какое-то сильное и пронзающее течение воздуха идет из церкви в алтарь, сквозь царские врата. Владыке посоветовали какие-то барыни иметь подрясник теплый на пуху: он от того и простудился (сказывали). Филарет глубоко чтил память великого Александра; 71 ибо, кроме того, что знают многие, он знал то, чего, может быть, и доселе не знают о сем великом Государе. XXXII. 19 Декабря, 1839 года, я был у Митрополита Филарета. Между разговорами, он сказал: «и иностранные газеты пугают чем-то враждебным против Веры и Церкви в будущем 1840 году». Потом пошла речь о лжепророках, о Штилинге 72 . Жаль, что не записаны были в то время речи Владыки. Они конечно интересны. Филарет не увлекался сими лжепророками: это я твердо знаю. А, однако, он не был к ним равнодушен, по крайней мере не презирал их. Здесь припоминаю обстоятельство: Бородинская Игуменья Мария Тучкова (родом Нарышкина) показывала мне Библию Митрополита Филарета, которую он ей подарил. Библия в осьмушку, стереотипная, Библ. Общества, без цитат внизу. Библия преисполнена замечаний и отметок рукою Филарета, чернилами. Я помню отметки в Апокалипсисе: над каким-то Ангелом с трубою отмечено на поле: «Г-жа Гион?» 73

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Меня умиляло также глубокое почитание Божией Матери католиками. Я также впитал почитание Божией Матери в детстве, вращаясь в среде монахов и монашек. Я особенно чтил икону Божией Матери Скоропослушницы в Питере, на Песках (ныне в Александро-Невской лавре). Чудесна судьба этой иконы. В 70-е годы прошлого века Петербург пожелал получить благословение от Афона — икону Божией Матери Скоропослушницы. Там приказали послушнику, славившемуся своим искусством, сделать точную копию с афонской иконы. И он написал чудесный лик, но взял небольшого размера доску, не рассчитал места — и копия получилась неполная: только лик Божией Матери и правая рука, приложенная к груди. Младенца на копии иконы не было. Долго думали, как быть, и решили послать икону в таком виде в благословение российской столице. Встретил Питер эту икону и поместил ее в крохотном храме на Песках, на Полтавской улице, слева от Староневского. Любил я приходить в этот храм днем, когда не было богослужения. Темная церковь, лампады. И над всем этим — лик Божией Матери, молодой, чистый, — и такой близкий и понятный. Впоследствии (в 1932 г.) церковь была разрушена, но икону отдали; она перешла в Борисоглебскую церковь на Калашниковой набережной. Там она пробыла три года. В 1935 году, после того, как и этот храм был разрушен, перенесли ее в лавру, в единственный сохранившийся храм — Духовскую церковь. Здесь она пробыла год. После окончательного закрытия лавры перенесли икону в Троицкий собор, на Измайловский проспект. В 1938 году, после закрытия и этого собора, изгнанная икона перешла совсем близко к нам, к Васильевскому острову, — в Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне, у Тучкова моста. Здесь была эта икона 20 лет, а в 1958 г., после возобновления собора Александро-Невской лавры, вновь была туда перенесена. Всюду я ходил за ней. И здесь, у этой иконы, мне открывалась Божия Матерь, такая простая и человечная, и здесь я ощущал Ее покров, Ее заступничество, Ее милость. И вот, когда я ознакомился с католическим догматом непорочного зачатия Божией Матери, я почувствовал, что этот догмат не приближает меня к Матери Божией, а отдаляет Ее от меня. Ведь если Она еще в утробе матери очищена от всякой возможности греха и, следовательно, грешить не может, то этим отнимается от Нее свобода воли, а следовательно и заслуга чистоты, непорочности, благодатности. Мне было гораздо более по сердцу название одной из икон Божией Матери, чтимой на Руси, — «Мария обрете Благодать» — по словам Архангела. Она обрела Благодать усилием воли, пламенной любовью к Богу и стала Матерью Бога.

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

Варвара Александровна не знала своей матери, которая умерла в 1834 году при родах, 22-х лет. Мать ее, Александра Васильевна , происходила из древнего рода Беклемишевых, отличившегося тем, что из него вышли матери князя Дмитрия Пожарского и графа Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова. Девочка Варя осталась на попечении сестры отца своего, Александра Михайловича Нарышкина, довольно скоро женившегося вновь. Правда, воспитывавшая ее тетка, княгиня Евдокия (Авдотья) Михайловна Голицына, души в ней не чаяла и относилась к ней, как к родной дочери. Голицына скончалась в 1862 году, едва успев благословить новорожденного Бориса. Не раз ездили они с племянницей в Спасо-Бородинский монастырь, где настоятельствовала ее родная сестра, знаменитая игумения Мария, в миру Маргарита Михайловна Тучкова, основавшая свою обитель на Бородинском поле, где погиб ее супруг, генерал, герой Отечественной войны 1812 года. Однажды Варя побывала с теткой у святителя Московского Филарета, любившего всю их семью. Как вспоминал епископ Трифон в слове на поминовение своей матери, произнесенном 20 декабря 1913 года: митрополит Филарет посадил малютку к себе на колени и, положив ей руки на голову, сказал: «Твоя мать была святая женщина, она теперь в раю». «А что делают в раю?», – спросил наивно ребенок. «Там, дитя мое, молятся Богу», – кротко ответил святитель. «Только молятся, как это скучно», – вздохнула девочка. «Впоследствии и ты узнаешь сладость молитвы», – ответил митрополит 22 . «И в самом деле, могу засвидетельствовать, – продолжал Владыка, – мать моя любила молиться и единственное утешение и отраду во всех своих скорбях, которых у нее было немало, находила в молитве. Особенно она любила молиться в храме Божием. И, кажется, нет в Москве ни одного храма, где она не побывала бы в день престольного праздника... Ничто не могло удержать ее – ни дурная погода, ни дальнее расстояние, ни нездоровье, ни слабость сил. Она так говорила: „Ведь это как бы день именин того святого, которому посвящен храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Нам дается сокровище дней щедро, а «мы не находим в том счастья. Не значит ли сие, что не знаем или не понимаем цены и употребления времени, когда так пренебрегаем оное?» (29:328)... «Вы в бедах, говорите Вы (игумения Спасо-Бородинского монастыря Мария Тучкова. – К. С.). В каких? По крайней мере не в одной ли беде, то есть, опасности болезни? Если это так, то вспомните, что умереть можно каждую минуту, когда и нет угрожающей болезни; что опасность пришла к Вам не к первым, и что Бог Провидением Своим сохранил многих, окрест коих она ходила. Кому еще нужно подвизаться в земной жизни, того Бог оставит в ней, только бы сам на себя не привлекал беды. Кого время взять с миром из мира: – «Блажени яже избрал, и приял еси, Господи!» Употребите осторожность, какую знаете, а чего не знаете, то поручите воле и Провидению Божию и скажите: «Аще и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси» ( Пс. 22:4 ). Для того же, чтобы с нами был Бог , знаете что надобно: – чтобы мы были с Ним. Молю Его, да дарует Вам сие в молитве и в вере, и любви» (3:9–10). И Святитель паки и паки призывает: «Все да делаем, дóндеже день есть» (17:83). Более желательны: благодать, мир, спасение душ и такое житие на земле, «которое было бы свойственным приготовлением к вечной жизни на Небесах» (4:85–86). Если знаем, «что добродетели отрешают ум от страстей, то для достижения сего очевидно надобно по возможности исполнять добродетели» (21:33); «не только дело добра, и одно усилие к добру невидимо приемлется и благословляется» (29:238). Но «не надобно страстно желать исполнения и добрых предприятий, а молить Бога, чтобы Он благословил исполниться им, если то во благо, или дал им иное нежели какое мы хотим направление, в воле Его святой» (29:327). «Берегитесь самонадеяния, берегитесь поступать по первым движениям собственной воли; рассуждайте о всяком деле со вниманием; очень мало дел, которые бы безопасно было делать, как случится; советуйтесь часто со старшими и благонамереннейшими из братии; любите слушать правду и умейте не гневаться за правду грубую» (17:126) (Обратим внимание: этот совет дается наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Афанасию!).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010