Семёновское (Бородинского с/о). Спасо-Бородинский монастырь. Карта и ближайшие объекты Спасо-Бородинский женский монастырь основан вдовой погибшего на Бородинском поле генерала Тучкова в 1838 г. на Бородинском поле на месте Семеновских (Багратионовых) флешей. Кроме своего прямого предназначения, выполняет функции музея (в частности, здесь расположены экспозиции военной игрушки и " Бородино в 1941-45 гг. " ). Храмы весьма впечатляют, хотя в архитектурном плане не уникальны. Главный собор - Владимирский. Спасо-Бородинский монастырь, 2 класса, в Можайском уезде, на Бородинском поле, в 4 верстах от села Бородино. Основан в 1838 году генерал-майоршей М.М.Тучковой (впоследствии игумения Мария), в поминовение мужа ее, павшего на сем месте в битве Бородинской. Здесь находится чтимая икона Нерукотворного Спаса, которая принадлежала Ревельскому полку, бывшему под командой убитого Тучкова. Ежегодно 27 августа в монастыре совершается крестный ход из села Бородина. При монастыре школа, больница и богадельня. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Основан М.М. Тучковой, вдовой А.А. Тучкова , погибшего при Бородине. В 1817 году она, получив согласие императора Александра I, предоставившего 10 тысяч рублей - половину требовавшейся суммы, выкупила три десятины земли на средних Багратионовых флешах, и в 1818 году, по благословению архиепископа Августина начала строительство храма. В это время здесь был сооружён небольшой домик - «сторожка» - где М.М. Тучкова размещалась с сыном во время своих приездов. В августе 1820 года храм был освящён во имя Спаса Нерукотворного Образа - икона Нерукотворного Образа Спасителя была полковая иконой Ревельского полка, шефом которого был А.А. Тучков; в храме, над символической могилой А.А. Тучкова, был установлен белый мраморный крест. После кончины единственного сына Тучкова постоянно жила в домике при храме. С 22 октября 1826 года А.А. Тучкова переехала жить в домик при храме, решив провести свои дни в уединении. Первоначально богослужение в построенном храме совершалось по праздникам и поминальным дням, в том числе в день Бородинской битвы. Вскоре М.М. Тучкова освободила всех крестьян в своем тульском имении, продала половину имения в Ярославской губернии и внесла в Сохранную казну капитал в 20 тысяч рублей ассигнациями, на часть процентов с которого, по благословлению митрополита Филарета иеромонахи Лужецкого монастыря стали совершать службы ежедневно.

http://sobory.ru/article/?object=00459

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание М. М. Тучкова. Портрет. 1820–1826 гг. (Музей-заповедник «Бородинское поле») (Тучкова Маргарита Михайловна, урожд. Нарышкина; 2.01. 1780, Москва - 29.04.1852, Бородинский мон-рь), игум., основательница Бородинского во имя Нерукотворного образа Спасителя женского монастыря . Старшая дочь в большой семье подполковника в отставке Михаила Петровича Нарышкина (1753-1825) и его супруги Варвары Алексеевны, урожд. кнж. Волконской (1760-1827). В 1798 г. была выдана замуж за отставного прапорщика лейб-гвардии Измайловского полка Павла Михайловича Ласунского (1777-1829). Брак продлился лишь неск. месяцев и в 1804 г. по причине неверности супруга был расторгнут. В 1805 г. вышла замуж за полковника Александра Алексеевича Тучкова (Тучков 4-й; род. 7 марта 1777, с 1808 генерал-майор), младшего сына ген.-поручика, действительного тайного советника А. В. Тучкова (1729-1799). В браке с Тучковым родилось трое сыновей: в 1806 г.- мертвый младенец, в 1808 г.- Михаил ( 1809 или 1810), в 1811 г.- Николай ( 1826). После окончания военных действий на территории Финляндии (русско-швед. война, 1808-1809) Тучковой было Высочайше позволено отправиться к мужу, с которым она не виделась «другой уже год» (РГВИА. Ф. 26. Оп. 1/52. Д. 432. Л. 146; Семенищева. 2012. С. 83-84). Весной 1809 г. Тучкова приехала в г. Або (ныне Турку, Финляндия), где квартировался Ревельский мушкетерский полк, шефом к-рого являлся ее супруг. С этого времени и до начала Отечественной войны 1812 г. она не расставалась с мужем. За год до начала войны, «в дни счастья», она получила откровение. ««Ton sort finira a Borodino» (Твоя судьба будет кончена в Бородине),- раздалось в душе... томило... до события ужасного»,- сообщала она в 1828 г. в письме митр. Московскому свт. Филарету (Дроздову) . 1 сент. 1812 г. Тучкова узнала о героической гибели супруга в сражении под Бородином (26 авг. 1812). В кон. окт. 1812 г., после оставления неприятелем Московской губ., она в сопровождении казначея Ферапонтова Лужецкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря иером. Иоасафа приехала на Бородинское поле, чтобы найти тело мужа. Поиски оказались безрезультатными, но по просьбе Тучковой иеромонах творил над павшими заупокойные молитвы.

http://pravenc.ru/text/2562126.html

игумения Антония (Троилина) ЖМП 6 июнь 2011 /  6 июня 2011 г. Воспитательница игумений К 190-летию со дня рождения настоятельницы московского Алексеевского монастыря игумении Антонии (Троилиной, 1821–1897)   Александра Троилина родилась в Москве 4 июня 1821 года в семье потомственного почетного гражданина, купца 2-й гильдии Николая Ивановича Троилина. Мать ее Мария Васильевна была глубоко религиозна, помогала нуждающимся. Она скончалась, когда Александре было всего два года.  Александра получила блестящее образование в одном из лучших московских пансионов. Она обладала выдающимися музыкальными способностями, превосходно играла на фортепиано. Это позволило ей в будущем создать в Алексеевском монастыре прекрасный хор, который был известен далеко за пределами обители. Александра рано начала тяготиться светской жизнью и задумываться о своем предназначении. Встреча Александры с игуменией Марией (Тучковой), вдовой генерала Тучкова, основавшей женскую обитель на месте гибели своего мужа — героя войны 1812 года, изменила всю ее жизнь. В девятнадцать лет она поступила в Спасо-Бородинский общежительный монастырь, который стал с тех пор ее «духовной колыбелью». Игумения Мария заменила Александре рано ушедшую мать. Желая, чтобы юная послушница была всегда при ней, она сделала ее своей келейницей. По словам самой игумении Марии, она «только млеком ее не питала». Со временем Александра была облечена в рясофор с именем Антонии, в честь преподобного Антония Печерского. Определение ее в монастырь совершилось при участии и по благословению московского святителя Филарета (Дроздова), духовника Тучковой. С той поры митрополит внимательно наблюдал за духовным возрастанием инокини Антонии и опекал ее. Антония стала ближайшей помощницей игумении Марии во всех монастырских делах. Ее послушанием в монастыре было письмоводство. По указанию митрополита Филарета она изучала ведение монастырской отчетности у секретаря владыки. Так, воспитываемая двумя великими подвижниками — игуменией Марией (Тучковой) и митрополитом Филаретом (Дроздовым), — инокиня Антония постигала азы монашеской жизни. Нет сомнений, что митрополит Филарет с самого начала ее поступления в Бородинскую обитель растил из нее будущую игумению для своей епархии. В 1858 году, уже после кончины игумении Марии, инокиня Антония приняла постриг в мантию. В 1859 году митрополит Филарет перевел монахиню Антонию ризничей в Аносин Борисоглебский монастырь.

http://e-vestnik.ru/analytics/vospitatel...

93. Мнение Митрополита Филарета о предоставлении на вечные времена, в пользу Спасо-Бородинского монастыря, пенсиона, получаемого игуменьею оного Мариею (Тучковою) 17 Июня 1852 г. Дежурный генерал Главного Штаба 68 писал, в Марте 1848 года, по поручению Военного Министра, Обер-Прокурору Св. Синода, что игуменья Спасо-Бородинского монастыря Мария 69 просит о предоставлении этому монастырю, после ее смерти, на вечные времена, получаемого ею пожизненного пенсиона. Обер-Прокурор уведомил Военного Министра, что на основании 1-го пункта § 6 Высочайше утвержденного доклада Св. Синода от 1 Января 1838 года об учреждении Спасо-Бородинского монастыря, производимый Генеральше Тучковой пенсион, по 1800 рублей в год, обращен в качестве постоянного пособия сему монастырю. Вместе с тем гр. Протасов, уведомляя о вышеизложенном Преосвященного Филарета, просил его заключения, так как в докладе Св. Синода от 1 Января 1838 года определительного разрешения об обращении пенсиона Тучковой в пособие Спасо-Бородинскому монастырю не выражено. На запрос этот Митрополит Филарет ответил: Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! Высочайшим указом 11 Сентября 1839 г. повелено: учредительнице Спасобородинского монастыря, вдове Генерал-Майора Тучкова, вместо продолжения срока на пожалованную ей указами 1818 г. Августа 21 и 1831 г. Июля 31 аренду, Лифлянскую мызу Айденгоф, с окончанием сего срока в 31 день Марта 1844 г., имение это обратить в казну, а Тучковой производить с того же времени из Государственного казначейства, в течение 12 лет, арендные деньги соразмерно предоставленному ей с того имения доходу, по 2000 руб. серебром в год, с дозволением ей располагать сими арендными деньгами в пользу Спасобородинского монастыря, по ее усмотрению, не стесняясь Св. Зак. Т. IX, ст. 184. В 1849 году игуменья Мария обращалась к Государыне Цесаревне об исходатайствовании Высочайшего повеления, дабы означенные арендные деньги отпускались и по окончании определенного в указе срока в пользу Спасобородинского монастыря, учрежденного в дальнем расстоянии от города и от большой дороги и потому не имеющего ни доходов ни средств, из которых мог бы оный содержаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.) МАРИЯ (Тучкова Маргарита Михайловна, урожд. Нарышкина; 1780 - 1852), игум., основательница Бородинского во имя Нерукотворного образа Спасителя женского монастыря МАРКЕЛЛ (Родышевский (Радышевский) Николай Романович; † 29 нояб. 1742), еп. Корельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии МАРФА (Апарина Марфа Петровна, в схиме Маргарита; ок. 1740-1800), схим., прп. (пам. 1 сент., 18 июня и 28 июля - в Соборе Тамбовских святых), основательница кирсановского в честь Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря МЕЛАНИЯ ЕЛЕЦКАЯ (Пахомова Мелания Памфиловна; в монашестве Миропия (?); 1759-1836) затворница елецкого в честь иконы Божией Матери «Знамение» женского монастыря МЕЛЕТИЙ (Леонтович Михаил Иванович; 1784 - 1784), свт. (пам. 12 февр., 29 (или 28) февр., а также в Соборах С.-Петербургских (3-я Неделя по Пятидесятнице), Сибирских (10 июня) и Белорусских (3-я Неделя по Пятидесятнице) святых), архиепископ Харьковский и Ахтырский МЕЛХИСЕДЕК (Значко-Яворский Михаил Карпович; 1716 или 1720 - 1809), игум. Мотронинского во имя Святой Троицы монастыря МЕФОДИЙ (Смирнов Михаил Алексеевич; 1761-1815), архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский, духовный писатель, педагог МИТРОФАН (Симашкевич Митрофан Васильевич; 1845-1934), митр. бывш. Донской и Новочеркасский, один из лидеров григорианского раскола МИХАИЛ (Голубович Михаил Алексеевич; 1803-1881), архиеп. Минский и Бобруйский, деятель по воссоединению униатов с правосл. Церковью МИХАИЛ (Грибановский Михаил Михайлович; 1856-1898), еп. Таврический и Симферопольский, правосл. богослов, мыслитель МИХАИЛ (Десницкий Матвей Михайлович; 1761-1821), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г. - 1887), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. МОИСЕЙ (Богданов-Платонов-Антипов Матвей Михайлович; 1783-1834), архиеп. Карталинский и Кахетинский Грузинского Экзархата РПЦ, экзарх Грузии (12 марта 1832 - 13 июля 1834)

http://pravenc.ru/rubrics/121790_20.html

В обители игумении Марии И вновь Спасо-Бородинский женский монастырь по благословению управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия собрал всех, кто чтит память его основательницы. Эта традиционная встреча была посвящена 225-летию со дня рождения игумении Марии (Тучковой) и 154-летию со дня ее блаженной кончины. Памятник воинской доблести, памятник любви Спасо-Бородинский монастырь. Фрагмент фотографии начала XX века С. М. Прокудина-Горского.      Десятки монументов с державными орлами на легендарном Бородинском поле, ставшем в России местом особого почитания и поклонения, хранят память о верных сынах Отечества. Но главным памятником поля русской славы стал Спасский монастырь – памятник воинской доблести, памятник любви. Он был основан здесь в 1820 году, спустя восемь лет после битвы, в которой полегли тысячи защитников Отечества. И основала его Маргарита Михайловна Тучкова (урожденная Нарышкина) – Мария Бородинская, вдова одного из героев Бородина – генерал-майора Александра Александровича Тучкова. По легенде, когда свадебный поезд возвращался из церкви, коляску с новобрачными остановил нищий старец. – Мария, – сказал он, – возьми посох! – Ты ошибаешься, отец, – ответила Маргарита, – у меня совсем другое имя! Но старец настаивал, и новобрачная приняла из его рук странный подарок… Всего шесть лет семейного счастья! И вот после горького известия Маргарита Михайловна приехала на Бородинское поле. Она бродила по Семеновскому редуту, где без погребения оставались десятки тысяч погибших, прошла 9 верст, но так и не нашла любимого. Тогда вдова обратилась с просьбой к императору Александру I: разрешить ей возвести храм на месте гибели мужа. Высочайшее распоряжение последовало. Распродав свои драгоценности, Тучкова построила храм Спаса Нерукотворного. Над символической могилой мужа Маргарита Михайловна поставила белый мраморный крест, а рядом поместила полковую икону Ревельского полка – Нерукотворный образ Спасителя. Вскоре икона Спаса прославилась в окрестностях как чудотворная.

http://pravoslavie.ru/520.html

«Что ти есть имя, сестро? – Мар… Мария, ибо в честь Божия Матери» К 175-летию пострига игумении Марии (Тучковой) Елена Семенищева Игумения Мария (Тучкова)      В предпоследний день мая 1962 года на Бородинское поле из Москвы прибыл некто Ф.Н. Кардо-Сысоев, назначенный приказом Министерства РСФСР руководителем общественной комиссии содействия Бородинскому военно-историческому музею. Близилась 150-летняя годовщина битвы, и чиновнику в преддверии юбилея следовало проверить состояние музейной экспозиции и памятников. В поле зрения проверяющего попали не только монументы, воздвигнутые к празднованию 100-летия сражения, но и постройка на территории бывшего Спасо-Бородинского женского монастыря, относящаяся к 1820 году и являющаяся по сути первым памятником павшим воинам. Речь идет о церкви Спаса Нерукотворного, сооруженной на Багратионовых флешах вдовой погибшего здесь генерала – Маргаритой Михайловной Тучковой. В церкви, кроме символической могилы героя битвы Александра Алексеевича Тучкова, находился склеп, в котором была похоронена сама вдова и ее сын Николай. По признанию Кардо-Сысоева, между прочим – атеиста до мозга костей, то, что он увидел в церкви, произвело на него ошеломляющее действие: «От всего убранства остались только куски разломанного латунного позолоченного иконостаса. Горизонтальная дверка, закрывающая отверстие в полу, ведущее в склеп, отсутствовала. Ступени лестницы были покрыты человеческими нечистотами, распространявшими зловоние… Придя в себя, я при помощи лопаты и ведра удалил нечистоты и попытался спуститься в склеп. Но это мне не удалось, так как лестница была плотно забита обломками гипсовых архитектурных деталей». Налицо было «оскорбительное поругание могилы семьи бородинского героя». Могила игумении Марии (Тучковой) с сыном в построенной ею церкви в Спасо-Бородинском монастыре. Бородино. 1911 г. Фото: С.М. Прокудин-Горский. Реставратор: О. Поляков      В течение 2,5 месяцев проводились работы по очистке и восстановлению склепа, приведению в порядок двух захоронений. Обратимся к сухому языку заключительного акта от 14 августа 1962 года: «Были изготовлены новые гробы, в которые укладывались костные останки по мере их выделения из мусора. После тщательной очистки склепа от пыли новые гробы с останками Тучковых были помещены в отделение склепа, в котором они находились ранее. Сохранившиеся части одежды и мелкие предметы, найденные при останках и в мусоре, были доставлены в отдел фондов музея для отбора предметов реликвийного характера, подлежащих навечному хранению».

http://pravoslavie.ru/81502.html

Храм-часовня святого Георгия Победоносца на Сапун-горе (Севастополь) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм-часовня святого великомученика Георгия Победоносца находится на Сапун-горе на территории мемориального комплекса, посвященного Героической обороне и освобождению Севастополя в годы Второй Мировой войны. Храм заложен 19 января 1995 года, освящен 7 апреля того же года. Содержание История [ править править код ] Храм-часовню на Сапун-горе во имя святого великомученика Георгия Победоносца заложили 19 января 1995 года в память воинов, погибших во время Второй обороны Севастополя 1941–1942 годов и при освобождении города в 1944 году. Он сооружен за 77 дней. Это место выбрано не случайно, в 1944 году здесь разгорелись жестокие бои, фашисты укрепили крутые склоны горы. Сквозь бетонные заграждения, ряды колючей проволоки, шквал огня пришлось пройти солдатам и матросам, чтобы добраться до вершины Сапун-горы. В память об их подвиге после войны здесь воздвигли обелиск Славы и зажгли Вечный огонь. Неподалеку, прямо под открытым небом стоят образцы боевой техники, нашей и вражеской. Сегодня, глядя с вершины Сапун-горы на открывающиеся просторы, ровные ряды виноградников, чистое небо, слушая щебет птиц и шум ветра в сосновых ветвях, трудно себе представить, что происходило здесь в тот далекий день. Чтобы мы помнили и не забывали, на Сапун-горе в 1959 году устроили диораму «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года», где военные художники П. Т. Мальцев, Г. И. Марченко и Н. С. Присекин запечатлели события того дня на живописном полотне. Так возник мемориальный комплекс, который дополнила часовня. Перед смертью христианин, готовясь предстать пред Богом, должен покаяться и причаститься. Если он погиб неожиданно, без покаяния, то должен быть отмолен, поэтому места кровопролитных боев всегда в церковном сознании воспринимались как места всенародной скорби. Там было принято сооружать церкви, часовни, монастыри, чтобы священники постоянно молились за души невинно убиенных. В пример можно привести Спасо-Бородинский монастырь, находящийся на Бородинском поле. Его основала Мария Тучкова, жена героя Отечественной войны 1812 года Александра Тучкова. Монахи этого монастыря возносили свои молитвы за упокой души всех воинов, погибших в Бородинском сражении.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм-часовня_с...

«Преподобный Серафим предсказал о ней, что она будет благодатной матерью для России» Памяти Императрицы Марии Александровны (1824–1880) Ксения Гринькова 22 мая (4 июня н.ст.) 1880 года в Российской Империи скончалась Царица, которую еще при жизни называли праведной. В ее роду были святые предки, она близко общалась со святыми современниками и личным подвигом своей жизни вдохновляла потомков идти за Христом. Узнаем немного о духовной жизни Императрицы Марии Александровны Романовой. Мария Александровна. Художник: Франца Винтерхальтера, 1857 г. Урожденная Гессен-Дармштадтская принцесса Мария появилась на свет в 1824-м году. Девочка рано потеряла мать и росла вдали от отца, что наложило отпечаток на ее тонкую ранимую душу. С раннего детства она вдохновлялась примером католической святой из Гессенского рода, Елизаветы Тюрингской. Елизавета Тюрингская, или Венгерская, жившая в XIII веке, посвятила свою недолгую жизнь милосердию, скрывая помощь бедным и больным от жестокого мужа. Подвигами этой святой руководствовались в своей благотворительной деятельности и другие ее потомки: Императрица Александра Федоровна и Великая княгиня Елизавета Федоровна , которую и назвали в честь этой святой. В 16 лет принцесса Мария по взаимной любви вышла замуж за наследника Российского престола, будущего Императора Александра II. Вот что писала о ней сестра Цесаревича Ольга Николаевна: «Мари завоевала сердца всех тех русских, которые могли познакомиться с ней. Саша с каждым днем привязывался к ней все больше, чувствуя, что его выбор пал на Богом данную. Их взаимное доверие росло по мере того, как они узнавали друг друга. Папа [Николай I] всегда начинал свои письма к ней словами: Благословенно твое имя, Мария”». Обращаясь в Православие, она словно возвращалась домой По обычаю, все иноверные принцессы перед Венчанием совершали переход в Православие. Принцессе Мари этот шаг дался легко: обращаясь в Православие, она словно возвращалась домой. Будучи серьезной, глубоко вдумчивой личностью, к этому дню она тщательно готовилась, стараясь перенять не только внешнюю форму своей новой веры, но вникнуть в самую ее суть. В Православии принцессу нарекли Великой княжной Марией Александровной. Ее восприемницей стала игуменья Спасо-Бородинского монастыря Мария (Тучкова), вдова героя Отечественной войны 1812 года, почитаемая как святая уже при жизни. Таинство Миропомазания над невестой Наследника совершил Митрополит Филарет (Дроздов) , будущий Московский святитель. Приняв Причастие, Мария Александровна вся светилась радостью.

http://pravoslavie.ru/153878.html

В Спасо-Бородинском монастыре прошла конференция «Православные традиции служения Отечеству» Бородинское поле, 12 мая 2006 г . 11 мая 2006 года в Спасо-Бородинском монастыре прошла XII конференция «Православные традиции служения Отечеству», сообщает Патриархия.Ru . Организаторы конференции: Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник; Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московской епархии; Спасо-Бородинский монастырь. Игумения Мария (Тучкова) Перед началом конференции ее участники – священнослужители и монашествующие из Москвы, Московской и Смоленской областей, офицеры Российской Армии, потомки участников Отечественной войны 1812 года, сотрудники Бородинского музея-заповедника – почтили память основательницы Спасо-Бородинской обители игумении Марии (Тучковой) литией у ее могилы в церкви Спаса Нерукотворного. Конференцию открыли директор Бородинского музея-заповедника Михаил Романович Черепашенец и настоятельница Спасо-Бородинского монастыря монахиня Филарета (Гречина). Они отметили, что нынешняя конференция, проводимая накануне дня блаженной памяти игумении Марии, в этом году имеет особое значение, ибо посвящается 225-летию со дня рождения основательницы Спасо-Бородинской обители. По словам Михаила Романовича Черепашенца, «именно она, движимая благородным, добродетельным и в высшей степени духовным стремлением увековечить память о вождях и воинах, живот свой положивших на поле брани за Веру, Царя и Отечество, заложила основу грандиозного, всемирно-известного мемориала, имя которому — Бородинское поле». Затем были зачитаны приветствия митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и руководства Росвоенцентра при правительстве РФ. В прозвучавших на конференции докладах говорилось о различных направлениях православного служения Отечеству. Архимандрит Роман (Гаврилов), благочинный монастырей Московской епархии, настоятель Вознесенской Давидовой пустыни, обстоятельно рассказал о том, какие традиции подвижнического служения были и возрождаются в женских монастырях Московской епархии.

http://pravoslavie.ru/17353.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010