В обители игумении Марии И вновь Спасо-Бородинский женский монастырь по благословению управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия собрал всех, кто чтит память его основательницы. Эта традиционная встреча была посвящена 225-летию со дня рождения игумении Марии (Тучковой) и 154-летию со дня ее блаженной кончины. Памятник воинской доблести, памятник любви Спасо-Бородинский монастырь. Фрагмент фотографии начала XX века С. М. Прокудина-Горского.      Десятки монументов с державными орлами на легендарном Бородинском поле, ставшем в России местом особого почитания и поклонения, хранят память о верных сынах Отечества. Но главным памятником поля русской славы стал Спасский монастырь – памятник воинской доблести, памятник любви. Он был основан здесь в 1820 году, спустя восемь лет после битвы, в которой полегли тысячи защитников Отечества. И основала его Маргарита Михайловна Тучкова (урожденная Нарышкина) – Мария Бородинская, вдова одного из героев Бородина – генерал-майора Александра Александровича Тучкова. По легенде, когда свадебный поезд возвращался из церкви, коляску с новобрачными остановил нищий старец. – Мария, – сказал он, – возьми посох! – Ты ошибаешься, отец, – ответила Маргарита, – у меня совсем другое имя! Но старец настаивал, и новобрачная приняла из его рук странный подарок… Всего шесть лет семейного счастья! И вот после горького известия Маргарита Михайловна приехала на Бородинское поле. Она бродила по Семеновскому редуту, где без погребения оставались десятки тысяч погибших, прошла 9 верст, но так и не нашла любимого. Тогда вдова обратилась с просьбой к императору Александру I: разрешить ей возвести храм на месте гибели мужа. Высочайшее распоряжение последовало. Распродав свои драгоценности, Тучкова построила храм Спаса Нерукотворного. Над символической могилой мужа Маргарита Михайловна поставила белый мраморный крест, а рядом поместила полковую икону Ревельского полка – Нерукотворный образ Спасителя. Вскоре икона Спаса прославилась в окрестностях как чудотворная.

http://pravoslavie.ru/520.html

Поздней осенью 1812 года безутешная вдова бродила среди погребальных костров на поле недавней битвы, представлявшем собой «кладбище без гробов». Она искала тело погибшего мужа; сопровождавший ее монах Лужецкого монастыря творил заупокойные молитвы. М. М. Тучкова на Бородинском поле. Панихида по генералу А. А. Тучкову. Художник Семён Кожин      Через восемь лет здесь была построена церковь во имя Всемилостивейшего Спаса, и еще через шесть лет в этой церкви в приготовленный для себя самой склеп Тучкова опустила гроб с телом умершего 15-летнего сына Николая. День его погребения – 22 октября 1820 года – стал днем, когда она приняла решение поселиться у храма с дорогими ее сердцу могилами. Именно так указано в поданном в Святейший Синод ее формулярном списке за 1840 год: «По устроению ею на Бородинском поле с разрешения начальства храма во имя Всемилостивейшего Спаса жительствовала при оном с 1826 Октября 22». Со временем Маргарита Михайловна стала центром и душой небольшой женской пустыни, образовавшейся вокруг Спасовой церкви. «Не знаю сама, как составилась около меня община: добрые люди стали приходить и селиться, а я не имела духа им отказывать; сестры занялись молитвою и рукодельем для своего пропитания, и я разделяла с ними то, что имела от щедрот монарших, и то, что приобрела от продажи моего малого имения», – рассказывала она одному из многочисленных посетителей поля битвы. Тихое и размеренное течение жизни насельниц Бородинской пустыни нарушалось раз в год – в памятный день 26 августа, когда в обители собиралось особенно много богомольцев. По приглашению Тучковой духовенство Можайска и окрестных сел съезжалось в Бородино для совершения крестного хода, который с каждым годом приобретал всё больший размах и наконец вошел в традицию. Спасо-Бородинский монастырь. Вид от деревни Семеновское. Бородино. 1911 г. Фото: С.М. Прокудин-Горский. Реставратор: О. Поляков      Молитва о вождях и воинах, “на поле брани живот свой положивших”, творилась ежедневно Молитва о вождях и воинах, «на поле брани живот свой положивших», творилась ежедневно. Именно это молитву, надо полагать, имел в виду император Николай I, когда 26 августа 1839 года при совершении чина освящения Бородинского памятника представлял бородинскую настоятельницу своей свите: «Вот почтенная вдова храброго генерала Тучкова, которая воздвигла памятник неподражаемый!»

http://pravoslavie.ru/81502.html

Сохранились 2 светских изображения М. На фотографии (ГИМ; экспонировалась в Музее 1812 года в Бородинском зале) с неизвестного живописного оригинала, заправленной в фирменное паспарту фотоателье Карла Фишера на Кузнецком мосту, М.- молодая женщина, сидит в кресле, повернувшись на 3/4 вправо, правая рука лежит на подлокотнике. На ней легкое открытое платье, на правом плече, спускаясь на колени,- темная шаль с каймой. Прическа с короткими локонами и завитками, обрамляющими лицо, соответствует моде нач. XIX в. Облик великосветской дамы дополняют гребень в волосах и жемчужные серьги. Надпись на обороте более поздняя: «Тучкова. От А. А. Тучкова». На миниатюрном портрете, выполненном на медной пластине маслом (Музей-заповедник «Бородинское поле», экспозиция «Дом-музей игумении Марии»), неизвестный художник изобразил М. (в овале, без фона) по пояс, в 3/4-ном повороте вправо. На ней серое платье с меховой накидкой, вышитый белый воротник и такой же белый чепец с голубыми лентами, на висках букли. Лит.: Толычева Т. Спасо-Бородинский мон-рь и его основательница: М. М. Тучкова. М., 18752; Борисов К. А. Воспоминание о Спасо-Бородинском монастыре и его окрестностях. М., 1885; Брайковский А. А. Монастырь во имя Спасителя на Бородинском поле и его основательница. М., 1885, 1912; Анфилатов В. Е. Иконография игум. Марии//Бородинское поле: История. Культура. Экология. Можайск, 2000. С. 175-184; Семенищева Е. В., Хорошева Е. А. Двенадцать портретов М. М. Тучковой (игум. Марии)//Отечественная война 1812 года: Источники. Памятники. Проблемы: Мат-лы Междунар. науч. конф., 2-4 сент. 2013 г. Бородино, 2014. С. 90-98. Е. В. Семенищева Рубрики: Ключевые слова: АННА ВИРОВСКАЯ (Потто Анна Александровна; 1865-1903), игум., основательница Вировского во имя Всемилостивого Спаса мон-ря ЕВГЕНИЯ (Мещерская, урожд. Тютчева, Евдокия Николаевна; 1774 - 1837), игум., основательница Аносина Борисоглебского жен. мон-ря ЕВФРОСИНИЯ (Предслава Святославична; ок. 1104 - 23.05 (1173 или 1167?)), Полоцкая, игумения, прп. (пам. 23, 24 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых)

http://pravenc.ru/text/2562126.html

По приглашению Тучковой ежегодно 26 авг. в Бородино съезжалось духовенство из Можайска и окрестных сел, чтобы совершить крестный ход вдоль линии обороны, где она некогда видела «горы человеческих тел, потому что здесь сильнее бились». Постепенно крестный ход стал традиционным. Молитвенное поминовение всех погибших совершалось ежедневно. В 1838 г. по Высочайшему повелению община была преобразована в Бородинский общежительный монастырь. 23 июля 1839 г. свт. Филарет, освящая новоучрежденную обитель, отметил подвижнический подвиг Тучковой и дал оценку жертвенному служению павших воинов: «Добрая была мысль посвятить храм Богу на месте, где столь многия тысячи подвизавшихся за Веру, Царя и Отечество положили временную жизнь в надежде восприять вечную. Те из них, которые принесли себя в жертву в чистой преданности Богу, Царю и Отечеству, достойны мученического венца и потому достойны участия в церковной почести, которая издревле воздавалась Мученикам посвящением Богу храмов над их гробами» ( Филарет, митр. Московский и Коломенский. Соч. М., 1882. Т. 4). 26 авг. 1839 г., на 1-м официальном праздновании Бородинской годовщины, при совершении чина освящения Бородинского памятника имп. Николай I Павлович оценил труды бородинской настоятельницы: «Мы поставили памятник чугунный, а вы предупредили нас, поставив бессмертный христианский памятник» ( Толычева. 1874. С. 65; Нарышкин. 2005. С. 499). Игум. Мария (Тучкова). Портрет. Рубеж XIX и ХХ вв. (Музей-заповедник «Бородинское поле») Игум. Мария (Тучкова). Портрет. Рубеж XIX и ХХ вв. (Музей-заповедник «Бородинское поле») 28 июня 1840 г. в Троице-Сергиевой лавре у раки прп. Сергия Радонежского митр. Филаретом инокиня Мелания была пострижена в мантию с именем Мария, на следующий день возведена (по чину рукоположения в диакониссы ) в сан игумении Бородинского мон-ря. Летом 1841 г. М. совершила паломническую поездку в Воронеж, к мощам свт. Митрофана Воронежского, и в Киево-Печерскую лавру. По рекомендации митр. Филарета в 1847 г. Бородинский мон-рь посетил архим. св. Игнатий (Брянчанинов) , оставивший «Воспоминания». «Маргарита прежде всех пришла на кладбище войска русского, чтоб плакать над могилой храброго супруга; принесла туда и прах сына,- отмечал он.- Она дала себе обет печали пожизненной, надела на себя черные одежды с тем, чтоб не снимать их никогда… Бог близок к скорбящим, близок к ним свет Его, близко утешение Его. Маргариту озарило небесное просвещение: она произносит обет иночества, облекается в таинственный образ, принимает новое имя - и уже Мария плачет у Гроба Иисусова… По праву, Мария, ты держишь в руках твоих жезл настоятельства на поле Бородинском».

http://pravenc.ru/text/2562126.html

Его Святейшество также напомнил, что уже в самом начале исторического пути Православия на Руси древние летописи повествуют о духовном и гражданском подвиге женщин: «Мы знаем, в первую очередь, имя святой равноапостольной княгини Ольги, бабушки князя Владимира». «Хотел бы вспомнить имена и других замечательных женщин. Княгиня Анна, жена крестителя Руси Владимира, участвовала в составлении правового кодекса — некоего законодательного начала Древней Руси. Великая княгиня Евдокия, жена Дмитрия Донского, вместе со своим мужем строила белокаменный Кремль. Самое древнее, что сохранилось в Кремле, — от рук княгини Евдокии, которая после смерти мужа приняла монашество с именем Евфросинья и сейчас причислена к лику святых. О ней можно говорить очень много — она была не только замечательным представителем женщин в верховной власти, но и оказала огромное влияние на нравственный статус русской элиты. Вместе с мужем они являли замечательный пример семейной жизни, любви, верности, и, может быть, это ее служение имело не меньшее значение, чем все то, что она делала как жена великого князя. Царская династия Романовых не состоялась бы без инокини Марфы — матери юного Михаила, который занял русский престол по окончании Смутного времени. В истории Отечественной войны 1812 года увековечены такие имена, как Надежда Дурова и Василиса Кожина. Статуя Родины-Матери на Мамаевом кургане олицетворяет подвиг всего нашего народа во время Великой Отечественной войны. У этого подвига — женское лицо, как женское лицо у нашей Родины», - отметил Патриарх Кирилл. Кроме того, напомнил он, в этом году отмечается 200-летний юбилей Женского патриотического общества, созданного указом Императрицы Елизаветы Алексеевны 29 декабря 1812 года в Санкт-Петербурге: «Это первая общественная организация для " вспомоществования бедным, от войны пострадавшим " . Указ положил начало российской благотворительности, для которой XIX век стал временем расцвета. В упомянутом обществе прославились своими деяниями и щедрыми пожертвованиями члены императорской фамилии Великие княгини Екатерина Михайловна и Мария Павловна, лучшие представительницы русской аристократии — княгиня Мария Нарышкина, игумения Мария (Тучкова) — вдова генерала Тучкова, героя Бородинской битвы, которая основала монастырь на месте сражения. Образованнейшие женщины XVIII — начала XIX веков составляют целую плеяду, но из них я хотел бы особенно выделить Екатерину Дашкову, президента двух академий, владевшую уже в 27 лет 14-ю языками. Эта женщина посвятила свою жизнь изучению основ наук, искусства, истории, философии и права, так же как и графини Мария Разумовская и Анна Воронцова. Мировую известность получили наши женщины-поэтессы. Я назову только два имени, потому что они близки к нам по времени, — Анна Ахматова и Марина Цветаева».

http://ruskline.ru/news_rl/2012/12/05/pr...

Преподобная мати Рахиль, моли Бога о нас! 18 Спасо-Бородинский монастырь. Спасо-Бородинский монастырь находится в селе Семеновское (Можайский район, Московская область). Монастырь был основан вдовой генерала Александра Тучкова, Маргаритой, вскоре после знаменитого Бородинского сражения. Маргарита решила поселиться рядом с тем местом, где погиб её муж, чтобы молиться не только об упокоении души погибшего, но поминать всех воинов русской армии погибших на Бородинском поле.(Внутри средней Багратионовой флеши была возведена часовня, 1818–1820 года – церковь Спаса Нерукотворного, вокруг которой вскоре образовалась община, позже – монастырь.) 4 июля 1836 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры Маргарита Тучкова была пострижена свт. Филаретом в рясофор с именем Мелания, а 28 июня 1840 году – в мантию, с наречением имени Мария, и возведена в сан игумении. Сам святитель при постриге дал новой монахине свои клобук и рясу. Общине был дан статус монастыря, а Марию возводят в игуменьи новой обители. Игуменья Мария делала все, чтобы стать для каждой насельницы настоящей матерью. Поначалу игуменья Мария носила вериги и сняла их только по требованию своего духовника митрополита Филарета, который опасался за ее здоровье. Она повиновалась, но оставила за собой право надевать их в случае, если в монастыре между сестрами случались раздоры. «Молитесь, – говорила она, – и я буду молиться вместе с вами». Надевая вериги, казнила себя за чужие прегрешения, как за свои, повторяя: «Между матерью и детьми все общее». Монастырь стал известен в России и обрел многих благотворителей. Умерла игуменья Мария в 1852 году в возрасте 72 лет, оставив после себя завещание, чтобы пока стоит обитель, в ней всегда поминали всех воинов, погибших на Бородинском поле. Одной схимонахине в течение многих лет в день битвы было видение. Она видела воинов в белых одеждах с венцами на головах. Из года в год число воинов в венцах увеличивалось, а простых воинов уменьшалось. Они заполняли весь монастырь. В дни празднования столетия Бородинского сражения монастырь посещала Царская семья.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В этом году мы отмечаем также 200-летний юбилей Женского патриотического общества, созданного указом императрицы Елизаветы Алексеевны 29 декабря 1812 года в Санкт-Петербурге. Это первая общественная организация для «вспомоществования бедным, от войны пострадавшим». Указ положил начало российской благотворительности, для которой XIX век стал временем расцвета. В упомянутом обществе прославились своими деяниями и щедрыми пожертвованиями члены императорской фамилии великие княгини Екатерина Михайловна и Мария Павловна, лучшие представительницы русской аристократии — княгиня Мария Нарышкина, игумения Мария (Тучкова) — вдова генерала Тучкова, героя Бородинской битвы, которая основала монастырь на месте сражения. Образованнейшие женщины XVIII — начала XIX веков составляют целую плеяду, но из них я хотел бы особенно выделить Екатерину Дашкову, президента двух академий, владевшую уже в 27 лет 14-ю языками. Эта женщина посвятила свою жизнь изучению основ наук, искусства, истории, философии и права, так же как и графини Мария Разумовская и Анна Воронцова. Мировую известность получили наши женщины-поэтессы. Я назову только два имени, потому что они близки к нам по времени, — Анна Ахматова и Марина Цветаева. Знаменитые женщины России, оставившие неизгладимый след в ее истории и культуре, стали синонимом непреходящей славы нашего государства. По историческим меркам совсем недавно, в начале ХХ века, святая великая княгиня Елизавета Федоровна показала пример стойкости в вере, глубочайшей любви к России, верности семейным ценностям. Приехав в Россию из Германии, получив протестантское воспитание, она всем сердцем приняла православную веру, полюбила Россию и в полной мере приняла ее судьбу как свою собственную. Перенеся гибель мужа, страдания и лишения, стяжав мученический венец, Елизавета Федоровна явила собой идеал православной женщины, до конца прошедшей путь своего служения и подвига. А ведь она могла уехать за границу, спастись сама и спасти своих близких, но отказалась уезжать из страны, которая для нее не была родной, но которая стала для нее Родиной. Она отождествила себя со страдающим народом своей новой Родины и погибла.

http://patriarchia.ru/db/text/2633167.ht...

«Что ти есть имя, сестро? – Мар… Мария, ибо в честь Божия Матери» К 175-летию пострига игумении Марии (Тучковой) Елена Семенищева Игумения Мария (Тучкова)      В предпоследний день мая 1962 года на Бородинское поле из Москвы прибыл некто Ф.Н. Кардо-Сысоев, назначенный приказом Министерства РСФСР руководителем общественной комиссии содействия Бородинскому военно-историческому музею. Близилась 150-летняя годовщина битвы, и чиновнику в преддверии юбилея следовало проверить состояние музейной экспозиции и памятников. В поле зрения проверяющего попали не только монументы, воздвигнутые к празднованию 100-летия сражения, но и постройка на территории бывшего Спасо-Бородинского женского монастыря, относящаяся к 1820 году и являющаяся по сути первым памятником павшим воинам. Речь идет о церкви Спаса Нерукотворного, сооруженной на Багратионовых флешах вдовой погибшего здесь генерала – Маргаритой Михайловной Тучковой. В церкви, кроме символической могилы героя битвы Александра Алексеевича Тучкова, находился склеп, в котором была похоронена сама вдова и ее сын Николай. По признанию Кардо-Сысоева, между прочим – атеиста до мозга костей, то, что он увидел в церкви, произвело на него ошеломляющее действие: «От всего убранства остались только куски разломанного латунного позолоченного иконостаса. Горизонтальная дверка, закрывающая отверстие в полу, ведущее в склеп, отсутствовала. Ступени лестницы были покрыты человеческими нечистотами, распространявшими зловоние… Придя в себя, я при помощи лопаты и ведра удалил нечистоты и попытался спуститься в склеп. Но это мне не удалось, так как лестница была плотно забита обломками гипсовых архитектурных деталей». Налицо было «оскорбительное поругание могилы семьи бородинского героя». Могила игумении Марии (Тучковой) с сыном в построенной ею церкви в Спасо-Бородинском монастыре. Бородино. 1911 г. Фото: С.М. Прокудин-Горский. Реставратор: О. Поляков      В течение 2,5 месяцев проводились работы по очистке и восстановлению склепа, приведению в порядок двух захоронений. Обратимся к сухому языку заключительного акта от 14 августа 1962 года: «Были изготовлены новые гробы, в которые укладывались костные останки по мере их выделения из мусора. После тщательной очистки склепа от пыли новые гробы с останками Тучковых были помещены в отделение склепа, в котором они находились ранее. Сохранившиеся части одежды и мелкие предметы, найденные при останках и в мусоре, были доставлены в отдел фондов музея для отбора предметов реликвийного характера, подлежащих навечному хранению».

http://pravoslavie.ru/81502.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА Памятник имп. Марии Александровне в Мариехамне (Финляндия). Скульптор А. Ковалёв. 2011 г. Фотография. 2014 г. Памятник имп. Марии Александровне в Мариехамне (Финляндия). Скульптор А. Ковалёв. 2011 г. Фотография. 2014 г. Романова (урожд. принцесса Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская; 27.07.1824, Дармштадт (совр. земля Гессен, Германия) - 22.05.1880, С.-Петербург), имп., супруга имп. Александра II Николаевича , мать имп. Александра III Александровича , благотворительница, покровительница Российского об-ва Красного Креста. Род. в семье вел. герц. Людвига II Гессенского и вел. герц. Вильгельмины Луизы Баденской. В марте 1839 г. в Дармштадте произошла встреча 14-летней принцессы с вел. князем и наследником Александром Николаевичем, сыном имп. Николая I Павловича . Цесаревич Александр, путешествовавший по Европе в поисках невесты, полюбил Марию, объявив своим родителям, что женится только на ней. После личной встречи имп. Александры Феодоровны с буд. невесткой в Дармштадте имп. Николай I дал согласие на брак. В кон. лета 1840 г. принцесса Мария прибыла в С.-Петербург. «Взгляд мой упал на русскую землю,- признавалась она отцу,- и я подумала, что теперь только начинается труднейшая часть моей жизни, и просила у Бога Его святой помощи» (ГАРФ. Ф. 641. Оп. 1. Д. 113. Л. 35). Прот. Гавриил Меглицкий, законоучитель и духовник принцессы, готовивший ее к таинству Крещения, отозвался о ней как о «цветущей небесной юности, развивающейся в необыкновенных качествах ума и сердца» ( Меглицкий. 1891. С. 286). Первые познания в рус. лит-ре, истории и культуре она получила от учителя - поэта В. А. Жуковского , и придворного гофмаршала гр. В. Д. Олсуфьева, с к-рым подолгу беседовала о Православии. 5 дек. 1840 г. принцесса Гессенская приняла Православие через миропомазание с наречением имени Мария Александровна. Таинство совершил митр. Московский и Коломенский свт. Филарет (Дроздов) , крестной матерью была назначена вел. кнг. Мария Павловна, на церемонии ее замещала настоятельница Бородинского в честь Нерукотворного образа Спасителя женского монастыря игум. Мария (Тучкова) . На следующий день в Большой ц. Зимнего дворца состоялось обручение. Во время парадного обеда напротив жениха и невесты сидели митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Серафим (Глаголевский) , митр. Филарет (Дроздов) и архиеп. Подольский и Брацлавский Кирилл (Богословский-Платонов) . 16 апр. 1841 г. М. А. стала супругой вел. кн. Александра Николаевича. Церемония бракосочетания прошла в Соборной ц. Зимнего дворца. В браке родились 8 детей: Александра (1842-1849), Николай (1843-1865), Александр (1845-1894), Владимир (1847-1909), Алексей (1850-1908), Мария (1853-1920), Сергей (1857-1905), Павел (1860-1919).

http://pravenc.ru/text/2562128.html

Маргарита Михайловна посвятила жизнь воспитанию сына Николеньки. Но ее ждали новые испытания. Коля умер, не дожив до пятнадцати лет. Игуменья Мария (Тучкова) И тогда весь смысл ее жизни сосредоточился здесь, на Бородинской земле. Постепенно к ее маленькой сторожке потянулись русские женщины, потерявшие в 1812 году своих любимых. Так было положено начало Спасо-Бородинской обители. А Маргарита Тучкова стала настоятельницей, приняв постриг с именем Мария. В ее обители непрестанно поминались в молитвах христолюбивые воины, «за веру, царя и Отечество живот свой положившие». Святитель Игнатий (Брянчанинов), посетивший в 1847 году Спасо-Бородинский монастырь, поставил этот молитвенный подвиг в один ряд с подвигом ратным: «На Бородинском поле верные сыны России совершили долг свой: твердо и мужественно противостали врагу многочисленному, водимому полководцем гениальным, усеяли поле трупами иноплеменников и трупами своими. Обширное поле сделалось обширным кладбищем. Теперь на Бородинском поле верные дщери России совершают свой долг: над прахом жертв любви к Отечеству они принесли себя в жертву к Богу, приносят непрестанную жертву молитв о себе и о павших в сражении сынах России». В течение двадцати лет ее игуменства в обители появились колокольня, келейные корпуса, великолепный хор. Построила она и великолепный Владимирский собор, до освящения которого уже не дожила. Честные останки матушки Марии покоятся в церкви Спаса Нерукотворного – в сердце Спасо-Бородинской обители, ее «святая святых». Именно этот храм монастыря первым воспрянул после десятилетий запустения. Именно в нем после возобновления монашеской обители в 1992 году начали совершаться богослужения. Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник, которому в 1975 году был передан комплекс разрушающихся монастырских построек, восстановил храмы, кельи, стены. Община монашествующих возобновила установленную игуменией Марией ежедневную молитву. Лишь раз в неделю тихую монашескую жизнь нарушают молодожены, которые приезжают поклониться этому месту, ставшему символом непреходящей любви.

http://pravoslavie.ru/520.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010