Закрыть itemscope itemtype="" > «Это символ передачи власти и веры новому поколению России» В Новосибирске освящен памятник святым страстотерпцам Царю Николаю II и Цесаревичу Алексию 17.07.2017 949 Время на чтение 3 минуты В 99-ую годовщину расстрела царской семьи, Накануне Дня памяти страстотерпцев Царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия и великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии в Новосибирске на территории Александро-Невского собора, у Южных врат, состоялось торжественное открытие и освящение памятника Государю Императору Николаю Александровичу и Государю Наследнику Цесаревичу Алексию. Вся площадь перед собором была заполнена православными христианами. Поскольку сразу после освящения памятника в городе должен был начаться молодежный Крестный ход, посвященный памяти святых благоверных князей Петра и Февронии и Дню семьи, любви и верности, то люди собрались и на прилегающей к собору улице. Пелену с памятника снимали под Государственный гимн Российской империи «Боже, Царя храни!» Памятник освятил Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон. На освящении присутствовали и молились епископ Колыванский Павел, благочинный церквей города Новосибирска митрофорный протоирей Александр Новопашин, священнослужители Александро-Невского собора и православных храмов Новосибирска. Владыка Тихон обратился к новосибирцам с архипастырским словом, в котором отметил, что святой Царь Николай II уже отрекся от государственной власти, однако его казнили, поскольку после своего отречения он все равно оставался центральной фигурой Русского Самодержавия и Православия. Владыка рассказал, что на юбилейном соборе Русской Православной Церкви Государь Император и все члены его семьи были прославлены в лике святых как страстотерпцы. Священный Синод Русской Православной Церкви обратился ко всем православным христианам с просьбой об увековечивании памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. В стране начали возводить храмы и часовни в честь пострадавших за Христа в годы гонений.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/07/17/et...

Закрыть В поисках утраченного Рая О книге М.А. Тарковского «42-й до востребования» Валентина Ефимовская   23:02 29.08.2023 1362 Время на чтение 35 минут Фото: из открытых источников (Тобольск: Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска». Дизайн И. Лукьянов. 2023 г.) нет истины, где нет любви . А.С. Пушкин Рай, на языке Св. Писания, это место, где находится Господь. Рай – это пространство вечной жизни и первозданное состояние человека, утраченное вследствие грехопадения прародителей – Адама и Евы. Первые люди пребывали там в постоянном богообщении, в состоянии христианской радости. И в тоже время Рай, в эсхатологическом понимании, это грядущее состояние человечества, достигаемое в конце времен преодолением разделений и противоречий. Преподобный Серафим Саровский говорил, что если бы человек знал, как ужасен ад и как сладок Рай, то он готов был бы вытерпеть самые страшные муки здесь, на земле. Герои новой книги известного современного прозаика Михаила Александровича Тарковского «42-й до востребования», не рассуждают ни о Рае, ни об аде. Они, созерцая неумолимое течение времени, испытывая горести выпавших на их долю тяжких событий, плача над родными гробами, не ругая жизнь, с надеждой проносят сквозь свое земное существование золотую, радостную мечту о чем-то неосязаемом, утраченном и духовно приближаются к нему, находясь во власти центростремительной силы веры и любви. Это состояние, наверное, можно пояснить немудреными словами послушника с Афона: « Я, быть может, спасусь, если буду усердно просить Бога, чтобы простил Он мне грехи, но если в раю я не увижу своих родителей, то буду о них скорбеть, ибо я их люблю. Какой же это будет для меня рай, если я буду там скорбеть за своих родных, которые, быть может, находятся во аде?» (Силуан Афонский) . Автор, являющийся также действующим лицом книги – посвящает ее своим родственникам и современникам. А, главное, своему – земному ангелу – бабушке Марии Ивановне Вишняковой. Он не знает посмертной судьбы своих любимых родных, но от полноты своего любящего сердца представляет их всех в красках и пространствах рая земного, в зримом бытии. Он позволяет себе это допущение, и бо сказано в Писании: « он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель — Бог (к Евреям 11:10).

http://ruskline.ru/analitika/2023/08/29/...

Закрыть Митрополит Петрозаводский и Карельский Константин (Горянов) Читательский рейтинг: 1299 В миру Горянов Олег Александрович, родился 23 марта 1951 года в Джамбульской области Казахской ССР в семье Александра Никитича и Марии Федоровны Горяновых. Отец работал фельдшером после комиссования вследствие тяжелых ранений, полученных на войне. В 1953 году семья переехала под Одессу в село Ильинку, где служил дед, священник Никита Васильевич Горянов, который принял священный сан в 1930-е годы, был репрессирован и отбывал срок на Ленских приисках. Религиозным воспитанием юного Олега занималась в основном бабушка. Из-за преследований детей в школе семья вынуждена была переехать в другое место. Отец его, Александр Никитич, в это время уже учился в Одесском медицинском институте, получал Сталинскую стипендию, ночами дежурил на «скорой помощи», и семья жила очень бедно. В религиозном возрастании помогала также тетя, сестра отца, инокиня Маргарита. После окончания средней школы в 1967 году год Олег работал на заводе слесарем, а затем поступил на лечебный факультет Винницкого медицинского института имени Н. И. Пирогова. Занимался научной работой, имел публикации и ко времени окончания мединститута в 1974 году была собрана значительная часть материала для кандидатской диссертации. Работал практическим врачом, главным образом на скорой помощи, ассистентом, а затем старшим преподавателем в Брянском пединституте. В 1981 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: Влияние солей лития на функцию почек, выполненную под руководством доктора медицинских наук профессора Н. Н. Самойлова в Смоленском мединституте где занял должность старшего преподавателя. Но уже в 1982 году он уволился с работы в институте. Для того чтобы поступить в семинарию Олегу требовалось преодолеть большие препятствия со стороны атеистической власти: пришлось менять место жительства, работать разнорабочим на железной дороге, на лесоповале, сторожем в Жировицком монастыре. По благословению митрополита Минского и Белорусского Филарета поступил во II класс Московскую духовную семинарию, где учился с 1983 по 1985 год, а затем поступил в Московскую духовную академию. Здесь, на I курсе, 14 апреля 1986 года он принял монашеский постриг с именем благоверного князя Константина Муромского, на Пасху 4 мая был рукоположен в сан иеродиакона, а на Вознесение 12 июня – в иеромонаха ректором семинарии и академии епископом Дмитровским Александром (Тимофеевым). Во время учёбы продолжал заниматься врачебной практикой, нес различные послушания, главным образом - экскурсовода церковно-археологического кабинета. Все годы учебы в академии являлся патриаршим стипендиатом. В 1989 году он окончил академию, был оставлен профессорским стипендиатом и преподавал Священное Писание Ветхого Завета. Защитил кандидатскую диссертацию на тему: Русская религиозно-философская антропология на рубеже XIX-XX веков: В. С. Соловьев и В. И. Несмелов.

http://ruskline.ru/author/_/goryanov_kon...

Закрыть Памяти первого новомученика, павшего жертвой богоборческой революции Василий Бойко-Великий о праздновании столетия мученического подвига Григория Ефимовича Распутина-Нового 02.01.2017 1347 Время на чтение 4 минуты 29 и 30 декабря прошли торжественные службы и собрания, посвященные мученическому подвигу первого новомученика российского Григория Ефимовича Распутина-Нового. В Санкт-Петербурге состоялся памятный вечер-конференция, посвященный историческим событиям столетней давности . Во встрече приняли участие директор «Православного радио Санкт-Петербурга» Сергей Евгеньевич Васильев, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания» Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, журналист Леонид Евгеньевич Болотин, историк-краевед Михаил Юрьевич Мещанинов, писатель, заместитель главного редактора газеты «Завтра», главный редактор «День ТВ» Андрей Александрович Фефелов, многочисленные клирики Санкт-Петербургской, Московской и других епархий Русской Православной Церкви и многие другие. Священники Русской Православной Церкви отслужили панихиды и молебны в тех местах Санкт-Петербурга, которые непосредственно связаны с жизнью и мученической кончиной Григория Ефимовича Распутина-Нового. В полночь молебен с чтением акафиста Григорию Распутину-Новому был совершен около черного выхода из Юсуповского дворца, на набережной нижней Мойки, около того места, где злодеи и враги России, подстрекаемые английскими спецслужбами, совершали в ночь с 16 на 17 декабря 1916 года ритуальное убийство выходца из простых русских крестьян, Григория Ефимовича Распутина-Нового. Молебен был совершен и в Пискаревском парке, где злодеи, пытаясь уничтожить светлую память о старце Григории, сжигали его честные останки. Во многих храмах Русской Православной Церкви были отслужены литургии в память о новомученике, а в Царском Селе состоялось молитвенное шествие от Государева Феодоровского Собора к первоначальному месту погребения Григория Нового. Шествие началось со звона колоколов Феодоровского Собора, и по скользкому мокрому льду через Александровский парк более сотни человек прошли с пением молитв Господу нашему Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, святым Царственным Мученикам, преподобному Серафиму Саровскому, мученику Григорию Новому, преподобной Марии (Танеевой) к месту первоначального захоронения Григория Ефимовича в Серафимовском убежище, на месте строившегося храма преподобного Серафима Саровского, где 12 лет назад был воздвигнут стоящий там ныне Поклонный крест. С утра 30 декабря около Поклонного креста совершались панихиды и молебны. Молебен был совершен и по завершении нашего молитвенного шествия.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/01/03/pa...

Закрыть Россия между Святой Русью и революцией 07.08.2009 449 Время на чтение 21 минут Мученическая кончина святых Царственных страстотерпцев - 91-ю годовщину этой скорбной для каждого русского православного человека даты мы отмечаем в этом году - требует от нас донести до новых поколений русских людей подлинный образ последнего императора России Николая II, императрицы Александры Федоровны, царевича Алексея и царских дочерей - Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии. Существует необъятное количество книг и статей на эту тему. В советское время преобладал подход, который давал искаженное представление о Николае II, его личных и деловых качествах. Соответственно, и эпоха его царствования, и история развития России представлялась как некий тупик, из которого могли вывести только коренные перемены, а именно - революция. В последние два десятилетия появились исследования, в которых дается более объективное, взвешенное представление об истории России периода царствования Николая II и об образе последнего российского императора. Однако совершенно иной ракурс мы видим в творчестве малоизвестного для современного читателя поэта Сергея Сергеевича Бехтеева (1879-1954). В его творчестве слились личные впечатления, годы, проведенные в Александровском лицее, участие в Первой мировой и Гражданской войнах и горестное пребывание в качестве беженца в Русском зарубежье. В поэзии Бехтеева мы находим такие нюансы эпохи и личности святых царственных страстотерпцев, которые невозможно постичь из многостраничных фолиантов научных исследований. Памятные даты искони отмечаются в православной России молебнами. И такие молебны были отслужены в годовщину 90-летия со дня мученической кончины святых царственных страстотерпцев. Сергей Бехтеев в стихотворении " Наш храм " воспроизводит литургическое поминовение царя и его семьи, и при чтении этого стихотворения создается впечатление, что каждый из нас находится в храме и отдает дань памяти: Не блещет золотом окладов Наш небольшой и бедный храм И не пленяют чуждых взглядов

http://ruskline.ru/analitika/2009/08/07/...

Закрыть Сильный, державный... Глава III Жизнь и царствование Александра III (продолжение) 22.07.2006 821 Время на чтение 76 минут см. предисловие Глава I Глава II Глава III Две Марии (1865-1866 гг.) Ставши нежданно-негаданно наследником престола, Александр Александрович вынужден был ускоренно вживаться в совершенно новый и до сего времени чуждый ему образ, осваивать сложные навыки и знания, которых требовали его новые обязанности. Новый цесаревич вполне отдавал себе отчёт в слабости своей подготовки и, будучи к тому же по природе крайне застенчив, со страхом думал о предстоящей ему отныне необходимости быть постоянно на первом плане, всегда и во всём брать на себя роль лидера. Он и внешне производил тогда на многих современников впечатление неуклюжего увальня, простодушного и, пожалуй, даже несколько простоватого недоросля, и это впечатление, никак не вязавшееся с его бесконечно высоким положением и великим призванием, вселяло тревогу в сердца тех, кто был неравнодушен к судьбам России и династии. Близкий к Александру Александровичу князь Владимир Петрович Мещерский записывал в своём дневнике вечером 28 мая 1865 г., возвратясь домой после похорон цесаревича Николая: " Вернувшись из крепости около 8 часов, когда всё было кончено, я сел за стол и написал, от сердца полного тоскою, несколько строк Александру Александровичу. Он в первый раз как будто предстал предо мною в мыслях Наследником Русского Престола, со всем величием и страшною ответственностью своего положения: понимает ли он эту великую тайну так, как понять должно - не знаю доселе, ибо ни разу не проговорил он об этом слова. Его привычка к затвору меня страшит и тревожит: сердцу, полному любви и доверия, трудно и невозможно с ним, т.е. с затвором, примириться. Боюсь также его упрямства, в некоторых случаях непобедимого. Пока был с ним брат, этот брат был его Ангелом Хранителем: а теперь, кто достоин, кто может ему его заменить? Одно лишь упование - на Бога... " Показав эти записи Александру Александровичу и вызвав его на откровенный разговор, Мещерский услыхал от него такие жалобы:

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Здания монастырские Переходя теперь к описанию современного состояния Варницкого монастыря и начиная таковое с храмов, мы должны сказать, что до 1770 года монастырские церкви были деревянные, равно как и все прочие здания и службы, и только содействию и благому почину Епископа Ростовского Афанасия обитель обязана своим настоящим состоянием. Он, будучи в Лавре архимандритом и после благолепия места земного упокоения великого святителя увидав полную нищету Варницкой обители из чувства глубокого уважения к родине преп. Сергия, – заложил в монастыре каменный храм, во имя живоначальные Троицы, холодный, одноглавый, посреди площади монастыря, с двумя приделами: правый – преподобных Сергия и Никона Радонежских чудотворцев; левый – святителей Афанасия и Кирилла, патриархов александрийских. В связи с церковью колокольня над папертью – трёхъярусная. Длина и ширина храма до 9 саж., высота с главой и крестом 13 сажен; средний алтарь длиною и шириною 8 арш., высотою 9½ арш., боковые по 7½ арш. ширины, 4½ длины 7½ высоты. – Своды храма и купол утверждены на капитальных стенах и четырех четырехугольных столбах; стены, столпы, арки и своды украшены гипсовою работою. Колокольня в длину и ширину по 10 1/4 арш., высота ее с крестом до 19 саж.; на ней 9 колоколов. – Построение храма и колокольни относится к 1771.; 16 октября этого года церковь была освящена Епископом Афанасием. Храм неоднократно затем ремонтировался как внутри, так и снаружи: в 1805–1806 г. настлан чугунный пол в церкви и во всех алтарях; 1827 г. возобновлены пять образов при столпах; 1820 г. на образе Живоначальные Троицы, стоящем на правом столпе, устроена среброчеканная позлащенная риза с венцами усердием Ростовской сборщицы Марии Афанасьевой. В 1839 году для образа преп. Сергия устроен резной киот на пожертвованную сумму ростовским купцом А. А. Говядиновым. 1844 г. возобновлены все три иконостаса со всеми в них иконами, старанием настоятеля Мелхиседека, Собравшего для того от разных благотворителей 3000 руб. асс. Те же работы произведены вновь в 1889–1890 г. иконостас вызолочен 10 ; для икон св. Троицы и преп. Сергия – устроены резные киоты позолоченные; поправлена стенная живопись и внутренность храма в настоящее время приятно действует на глаз своею чистотою, блеском, свежестью красок; но, вместе с тем, производит впечатление не монастырского благолепия, а обыкновенной приходской церкви, только что отделанной благотворителем – старостой; ничто не напоминает умственному взору ценителя древности не только о седой старине XVI века, а даже и о живописи конца XVIII в., современной постройке храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/i...

Знакомство со скитом вызвало у Зедергольма ощущение, что в этом месте он будет жить до смерти. Тем не менее он провел еще немало лет в миру, оставаясь под духовным руководством старца Макария, периодически приезжая к нему и поддерживая переписку. Был домашним учителем у детей Е. Е. Жуковской, вдовы В. А. Жуковского , с 1853 г.- у Киреевских, давал уроки рус. и нем. языков, истории, географии, арифметики. В 1858 г. Зедергольм был причислен к канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода, с 1860 г. служил чиновником особых поручений при обер-прокуроре гр. А. П. Толстом , ставшем его другом и покровителем. Получил чин коллежского асессора. В кон. 50-х - нач. 60-х гг. XIX в. по поручению Толстого подготовил ряд докладных записок, текст к-рых согласовывал со старцем Макарием, а иногда и с митр. Московским свт. Филаретом (Дроздовым) : о необходимости противодействовать старообрядцам, против расширения их прав; о том, что желательно не спешить с переводом Свящ. Писания на рус. язык и запросить мнение вост. патриархов по этому вопросу; о важности ради церковного единства поддерживать К-польскую Церковь в условиях давления на нее со стороны османского правительства и болгар; о необходимости добиваться примирения сторон греко-болг. церковного спора, против резкого осуждения греч. духовенства болгарами. Принял участие в разработке устава Русско-греческого об-ва, призванного популяризировать греч. духовную и светскую лит-ру в России, а русскую - в Греции (об-во так и не было создано). Участвовал в публицистической полемике. Составил критический ответ М. Н. Каткову на его записку в защиту болгар, «возражение» А. И. Герцену на его письмо имп. Марии Александровне, где тот критиковал систему воспитания наследников престола. Подготовил записку «Об опасностях, угрожающих Православной Церкви в России», в к-рой сравнивал ситуацию в царствование Николая I и Александра II. Делал вывод не в пользу совр. царствования, т. к. это время отличалось менее твердой политикой по отношению к неправославным, в печати царило вольномыслие, распространялось равнодушие к вере. Для автора записки было характерно представлять Николая I образцом строгого монарха.

http://pravenc.ru/text/1841359.html

Извлечение из слова на 22-е июля, сказанного в пермском кафедральном соборе. Православная Церковь из лика равноапостольных в особенности почитает св. Марию Магдалину. Почему же? Магдалина с апостольскою неустрашимостью явилась для проповеди о Христе-спасителе к самому римскому кесарю Тиверию, при котором во Иудее был распят на кресте Господь наш. Подавая Кесарю красное яйцо, подарок необыкновенный, который не мог не вызвать на себя царского внимания, она сказала: «Христос Воскресе»! С воскресения-то Иисуса Христа она и начала свою евангельскую проповедь пред таким лицом, которого могущественнее тогда не было в целом мире. В том же Риме и с той же проповедью она обратилась и к другим знатным и простым людям. А затем была сотрудницей в евангельской проповеди Иоанну богослову в Ефесе. Государыня наша, Мария Александровна, нося имя Марии Магдалины, частью подражает своей соименной святой и в ее апостольской ревности. Чем же? Тем, что носит звание попечительницы такого в России общества, которого стремления и деятельность чисто-апостольская. Это православное миссионерское общество для евангельской проповеди всем некрещенным инородцам в России. Здесь мы встречаемся воспоминанием и с равноапостольным нашей Пермской страны, св. Стефаном пермским. Вспомним ныне св. Стефана, как апостола пермского, мы имеем самое настоятельное побуждение. В нынешний год исполнилось ровно 500 лет, как св. Стефан выступил на проповедь в страну пермскую. И так остановимся на этом предмете для своей взаимно-поучительной беседы. Во всяком полезном деле составляет особенную важность положить начало: по готовому пути идти легче, чем одному кому пролагать дорогу в первый раз. Начинатель мудрого и полезного дела гораздо более встречает препятствий, чем последующие деятели, – должен принесть много жертв самим собой в пользу этого дела. Таким-то начинателем для просвещения пермского края явился св. Стефан. Представьте себе заслуги св. Стефана для Перми, как и вообще для Церкви и отечества! Скоро ли без его самоотвержения явились бы в пермской стране храмы Божии на месте кумирниц, показались бы главы церквей среди пустынь и лесов? Но вот если взять уже настоящее время, – на месте прежних лесов столько увидим церквей и монастырей, сколько нет на других окраинах нашего отечества! Наприм., в одном устюжском уезде теперь почти 100 церквей и 4 монастыря: это такая цифра, которая где-либо у нас равняется и целой епархии (наприм.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

Изложение учения православной кафолической Церкви с указанием различий, встречающихся в учении других христианских церквей Источник Ее Императорскому Величеству, Государыне Марии Александровне Императрице Всероссийской Всемилостивейшая Государыня! Я исполняю долг, посвящая Вашему Императорскому Величеству «Изложение учения Православной Кафолической Церкви, – потому что Вы благочестивая и достойная Супруга единственного Государя, Который прославляется наименованием Покровителя истинной Церкви и возвеличивает это наименование Своей верой и добродетелями. Божественному Промыслу было угодно, чтобы его Церковь разделена была на две части: одна страждущая и без внешней опоры; другая, покровительствуемая могущественными Государями, которые по примеру св. Константина Великого , вменяют себе в честь быть епископами внешними, то есть защитниками внешнего существования Церкви. Богу угодно было таким образом доказать, что его Церковь может быть страждущей – не возмущаясь; покровительствуемой – ничем не жертвуя из своего учения; могущественной – не присваивая себе гражданской власти. Не так было вне Церкви истинной. История доказывает на самом деле, что из пастырей различных Церквей неправославных, одни усвояли себе власть мирскую, несовместную с обязанностями святейшего служения; другие призывали на помощь светскую власть для насильственного введения известных учений; многие жертвовали истиной в угоду несправедливым и властным требованиям; весьма многое возбуждали смятения и возжигали жестокие войны, под предлогом религии. Истинная Церковь Христова не страдала от этих страстей человеческих. Всегда смиренная и покорная, она лучше желала быть распинаемой подобно Спасителю, чем защищаться мечом. Всегда верная в сохранении вверенного ей божественного залога, она никогда не жертвовала ни одной истиной могущественным требованиям. Она никогда не злоупотребляла оказываемым ей покровительством, чтобы выйти из своего чисто-духовного круга действия. Надобно также сказать, к славе Государей русских, что они никогда не требовали от Церкви преступной угодливости в замене своего покровительства ей, и всегда величались почестью быть покорными сынами веры православной.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010