Александр Каплин Скачать epub pdf Сочинения архиепископа Аверкия (Таушева) давно известны всему православному миру. Однако его полного жизнеописания пока нет. Несколько лет назад о нём была издана первая небольшая книга о. Германа (Подмошенского) «Святитель Abepkiй Джopдahbuлльckiй – герой свято-русской совести» (М.: Русский паломник, 2009.– 112 с.). Опираясь на эти свидетельства, сочинения самого Святителя и другие источники и литературу, предлагаем краткий очерк жизненного пути и трудов Владыки Аверкия, который служил Богу, а не шёл «в ногу со временем». Будущий архиепископ Аверкий (в миру – Александр Павлович Таушев) родился в Казани 19 октября 1906 г. (здесь и далее все даты до 1918 г. в приводятся по юлианскому календарю), в день рождения святого праведного отца Иоанна Кронштадтского 1 , а на третий день после его рождения была память Казанской иконы Божией Матери 2 . Александр был единственным сыном в семье дворянина Симбирской губернии, Павла Сергеевича, и Марии Владимировны Таушевых, которые не чаяли в нем души. Отец Александра, окончив Александровскую Военно-юридическую академию в С.-Петербурге, до переворота 1917 года служил в военно-судебном ведомстве. Впоследствии Владыка рассказывал 3  о себе так: «Род службы отца был причиной того, что нам постоянно приходилось быть в поездках по России. И я благодарю Бога за то, что, хотя и рано пришлось мне покинуть горячо мною любимую Родину, в 1920-м году, но я все же повидал ее и глубоко запечатлел в своем детском сердце... Воспоминания эти о наших путешествиях по России кажутся мне каким-то сном, и никогда до смерти моей не изгладятся из памяти. Незабываемо для меня посещение священного Кремля, в сердце России – первопрестольной Москве, с его святынями, начиная с Успенского собора, где короновались наши Государи и настоловались Первосвятители Русской Церкви. Троице-Сергиева Лавра со св. мощами «печальника Земли Русской», преп. Сергия, Киево-Печерская Лавра, Александро-Невская Лавра, Петропавловский, Исаакиевский и Казанский соборы и храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге. Не хочется верить, что теперь это только «музейные» ценности, что не воскреснет бившая там прежде ключом церковно-народная жизнь» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Важный шаг к единению Десница святой преподобномученицы Елисаветы в Москве. Фото Ю.Клиценко Одним из наиболее значимых событий церковной жизни 2004 года, наряду с возвращением в Россию Тихвинской иконы Божией Матери, безусловно, стало принесение святых мощей преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Это первое мероприятие, проводимое по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Лавра. Инициатором и устроителем акции выступил Фонд святого всехвального Апостола Андрея Первозванного, а оргкомитет по ее проведению возглавили Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент и председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы России В.И. Якунин. Этому событию, чаемому многими нашими православными соотечественниками, предшествовала кропотливая многомесячная работа сотрудников Фонда. Требовалось выверить до мельчайших деталей буквально каждый день пребывания святыни в России, ведь она будет находиться здесь почти полгода и за это время посетит все федеральные округа, а также страны ближнего зарубежья. Благодаря содействию Фонда более тридцати российских журналистов получили возможность сопровождать направляющуюся в Иерусалим за святыней делегацию, в состав которой входили викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия епископ Дмитровский Александр, руководство Фонда святого Апостола Андрея Первозванного, а также настоятельница московской Марфо-Мариинской обители милосердия, основанной великой княгиней Елисаветой Феодоровной, монахиня Елизавета (Крючкова), православные священнослужители и сестры Марфо-Мариинской обители. Вместе с ними в Иерусалим прилетел представитель митрополита Лавра в России епископ Бостонский Михаил. Великий князь Сергей Александрович с Великой княжной Елизаветой Федоровной. Петербург 1884 год Ранним воскресным утром делегация прибыла к монастырю святой равноапостольной Марии Магдалины.

http://pravoslavie.ru/165.html

Вахитовский район. Церковь Александра мученика при Александринском детском приюте. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Александра мученика Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1890. Архитектор:Л.К. Хрщонович Адрес: Республика Татарстан, город Казань, улица Бутлерова, д. 30. Координаты: 55.788264, 49.13277 Проезд:От площади Тукая вверх по улице Пушкина и сразу направо, за торговый центр " Кольцо " , далее вверх по улице Бутлерова. Здание Дома ученых, в котором располагался приют с церковью будет справа, за 100 метров до первого перекрестка со светофорным регулированием с улицей Маяковского. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Бывшее здание Александровского детского приюта является одним из интереснейших памятников архитектуры, истории и культуры Казани. Двухэтажный каменный особняк на улице Ново-Горшечной был построен для приюта, который был основан по инициативе купца Крупенникова 6 февраля 1845 года. Сам купец Крупеников пожертвовал на здание 5 тысяч рублей. Сначала это был двухэтажный деревянный дом на каменном фундаменте, с флигелем, службами и садом. Здание это обветшало, и попечительница приюта Ольга Сергеевна Александрова-Гейнс (жена бывшего казанского губернатора, генерала Александра Константиновича Гейнса) решила построить вместо деревянного каменное здание. По поручению г-на «Главноуправляющего Собственного его Императорского Величества Канцелярии по учреждениям Императрицы Марии», строительным комитетом был составлен план. План был одобрен Его Высокопревосходительством, г-ном статс-секретарем И.Н.Дурновым и стал руководством для строительных работ. По данным краеведа А.А.Григорьева, автором проекта был губернский архитектор Лев Казимирович Хрщонович. По желанию О.С.Александровой-Гейнс в марте 1889 года началось строительство. На месте прежнего деревянного в 1890 году появилось красивое двухэтажное кирпичное здание, с домовой церковью, с деревянным флигелем для лазарета, каменной кухней и прачечной, деревянным сараем, погребами, и садом.

http://sobory.ru/article/?object=37203

Вера Королёва Жизнеописание митрополита Алма-Атинского и казахстанского Николая (Могилевского), Исповедника Источник При составлении жизнеописания использовалась рукопись духовной дочери митрополита Николая – Ольги Александровны Вощилиной (1915 – 14.5.1988 г.). Погребена в Риге на кладбище Свято-Троицкого монастыря. 27 марта (9 апреля) 1877 года, в день Светлого праздника Пасхи, в семье скромного псаломщика Никифора и супруги его Марии, в селе Комиссаровка Екатеринославской губернии Верхне-Днепровского уезда родился сын. Назвали его Феодосием, в честь св. мученика Феодосия, празднование памяти которого совершает в этот день Святая Церковь . Отец новорожденного был большим знатоком церковного пения. Особенно радел он о пении общенародном и эту любовь прививал своим детям, составляя из них семейный хор, воспевающий хвалу Богу. И детям своим он завещал следовать в жизни словам псалмопевца «Пою Богу моему, дóндеже есмь». Феодосий рос мальчиком резвым, даже шаловливым и отец иногда был вынужден сурово наказывать его за буйство юности, за что впоследствии владыка Николай был очень ему благодарен. «Отец у нас был строг, – вспоминал Владыка – он был очень требовательным к порядку и исполнению заданных нам работ. Родитель не признавал никаких объективных причин и та работа, которая нам поручалась, должна была выполняться в срок и добросовестно. Семья у нас была большая, жалование у отца-псаломщика маленькое. Поэтому нам приходилось работать и в поле, и на огороде, и по дому. Отцу надо было всех накормить, одеть, обуть и выучить. Никто в нашей семье без образования не остался. Отец наш знал множество пословиц и поговорок, но всем им предпочитал одну: «Делу – время, потехе – час». Отец владыки Николая к концу жизни дослужился до звания протоиерея и дожил до того дня, когда сынок его стал епископом. Дожил, но не видел его в этом сане своими глазами, так как обстоятельства жизни не позволяли сыну приехать повидаться с отцом. Не смог Владыка приехать даже на похороны своего отца. Он написал покойному отцу письмо примерно такого содержания: «Дорогой папаша! Горюю, что не могу приехать на твои похороны и проститься с тобою. Прости меня за это. Прими мою благодарность за все, что ты для меня сделал и позволь мне, по благодати Божией, благословить любящею сыновнею рукою святительским благословением место твоего упокоения». Эту записку Владыка вложил в бутылочку, запечатал и послал в свое родное село, чтобы ее закопали в землю в головах могилки отца. Эта трогательная подробность показывает, как добросовестно Владыка относился к каждому явлению жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogile...

Верхотурье. Николаевский мужской монастырь. Собор Воздвижения Креста Господня. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Крестовоздвиженский монастырский собор. Чин закладки первого камня в основание собора был совершен в сентябре 1905 года, в праздник перенесения мощей святого праведного Симеона Верхотурского. Освящение собора и перенос в него святых мощей уральского праведника состоялось 11 сентября 1913 года, когда отмечалось 300-летие династии Романовых. В этот день в монастырь пришла телеграмма из Ливадии, от Царской семьи: " Верхотурье. Николаевский монастырь. Настоятелю о. Ксенофонту. От души приветствуем Вас и братию с высокоторжественным дннм освящения нового храма, дорогой нашему сердцу обители и с завтрашним великим праздником. Просим ваших молитв перед ракой Преподобного. Николай. Анастасия " . В соборе, над серебряной ракой с мощами Праведного Симеона была воздвигнута сень, подаренная монастырю императорской семьей - вызолоченная, с серебряной надписью: " Сия сень сооружена к мощам Симеона Праведного в Верхотурский Николаевский монастырь иждивением и любовью Благочестивейшего, Самодержавнейшего, Великого Государя Императора Николая Александровича, Благочестивейшей Государыни императрицы Александры Федоровны, наследника цесаревича Алексея Николаевича и Благоверных Великих княжен Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии Николаевен в лето от Рождества Христова 1914 мая 25 " . Крестовоздвиженский собор стал одним из самых больших храмов в России. Он способен был одновременно вместить около четырех тысяч человек. Величественность собора подчеркивала и подтверждала значение Верхотурья в жизни православной России. Современников поражала красота его убранства. Купола собора были покрыты гладким листовым цинком с накладными рустами. Центральный иконостас был изготовлен из фаянса на известной московской фабрике Кузнецова. В 1919 году в Верхотурье пришли большевики, а годом позже, по настоянию " новой власти " в Крестовоздвиженском соборе произошло кощунство - вскрытие мощей святого праведного Симеона Верхотурского. В 1930-х годах Крестовоздвиженский собор был окончательно закрыт для верующих. Богоборцы варварски разбили его фаянсовый иконостас, разграбили церковные ценности Храм попытались переоборудовать под кинотеатр, а позднее - для нужд колонии для несовершеннолетних преступников, расположившейся на территории монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=05754

Вид на Масличную гору со смотровой площадки на холме Вознесения (Восточный Иерусалим) ЖМП 10 октябрь 2016 /  19 ноября 2017 г. 22:45 Незнакомый Святой град ЧЕТЫРЕ МЕСТА ИЕРУСАЛИМА, КОТОРЫЕ НЕЗАСЛУЖЕННО РЕДКО ПОСЕЩАЮТ ПРАВОСЛАВНЫЕ ПАЛОМНИКИ В сентябрьском номере " Журнала Московской Патриархии " за 2016 год в материале «Незнакомый Израиль» паломникам был предложен вариант тура , соединяющего поклонение древним христианским святыням с экскурсиями по историческим памятникам на территории Государства Израиль. Сегодня мы завершаем обзор новых программ религиозного туризма по Святой земле Иерусалимом. Святой град — сердце проложенных по территории древней Палестины паломнических троп. За четверть века, минувшие с момента установления дипломатических отношений между Россией и Израилем, он исхожен нашими соотечественниками, кажется, вдоль и поперек. Елеонская колокольня «Русская свеча» и Воскресенский храм со святой Кувуклией, место вознесения Господня с отпечатком стопы воскресшего Спасителя и Гефсиманский монастырь Святой равноапостольной Марии Магдалины, Александровское подворье Русской духовной миссии с Порогом Судных Врат и Успенский храм на месте гробницы Божией Матери, несомненно, прекрасно известны всем, хотя бы раз побывавшим на Святой земле православным христианам. И тем не менее даже в пределах Иерусалима есть несколько точек, посещаемых православными соотечественниками крайне редко. Мы расскажем о четырех самых интересных из тех, что расположены по траектории основных паломнических маршрутов. Греческий Вознесенский женский монастырь: оплот Православия Прямо напротив Вознесенской мечети, через дорогу (ул. Rab " a Al- " Adawiya), на воротах путник видит большую табличку с надписями на пяти языках. Это греческий Вознесенский женский монастырь Иерусалимского Патриархата (конт. тел. 522 625 400) — ближайшая православная обитель к месту Вознесения Господня, основанная семидесятью годами ранее Спасо-Вознесенского монастыря на Елеоне. Правда, об этом мало кто знает, да и само место не очень посещаемо, хотя расположено буквально на паломнической тропе.

http://e-vestnik.ru/world/neznakomyy_svy...

Глава X. Против учения австрийцев, что все епиекопы могут впасть в ересь, подобно апостолам, впавшим, якобы, в неверие (а неверие, по словам Усова, горше ереси) воскресению Христову I. Апостолы не поверили женам, а не Господу воскресшему: а) «Воскрес же Иисус заутра в первую субботу, явися прежде Марии Магдалини, из нея же изгна седмь бесов. Она же шедши возвести с Ним бывшим, плачущимся и рыдающим, и они слышавше, яко жив есть и виден бысть от нея, не яша веры. По сих же двема от них грядущема явися иным образом, идущем на село. И та шедша возвестиста прочим: и ни тема веры яша. Последи же возлежащим им единомунадесяте явися, и поноси неверстию их и жестосердию, яко видившим Его доставила не яша веры. Толкование: И та возвестиста прочим: и ни тема веры яша. Как же Лука говорит, что они, возвратившись, обретоста совокупленных единагонадесяте, глаголющих, яко воста Господь ( Лук.24:33–34 ), тогда как, по свидетельству Марка, не поверили и тем, кои пришли из села; отвечаем: когда евангелист говорит, что возвестиста прочим, то равумеет не одиннадцать апостолов, но некоторых: других. Этих и назвал он прочими, поскольку одиннадцать видели Его (Христа) в тот же день, в который и возвратившеся из села нашли их глаголющих, яко воста Господь» ( Марка 71 -е зачало и Благов, в рус. пер., стр. 251 по изд. 1855 года). б) «Во едину же от суббот, зело рано приидоша на гроб, носяще, яже уготоваша ароматы, и другие с ними. Обретоша же камень отвален от гроба. И вшедше не обретоша телесе Господа Иисуса. И бысть недомышляющимся им о сем, и се мужа два стаста пред ними в ризах блещащихся. Престрашным же бывшим им, и поклоншим лиц на землю, рекоста к ним: что ищете живого с мертвыми? Несть Его, но воста: помяните, якоже глагола вам, еще сый в Галилеи, глаголя, яко подобает Сыну человеческому предану быти в руце человек грешных, и пропяту, быти, и в третий день воскреснуть. И помянуша глаголы его: и возвращшеся от гроба, возвестиша вся сия единомунадесяте и всем прочим. Бяше же Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария Иаковля, и прочия с ними, иже глаголаху ко апостолам сия. И явишася пред ними, яко лжа глаголы их, и не вероваху им (112 зач. Луки).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

День многознаменательный в жизни Андреевского скита. В этот день с небывалой на Афоне торжественностью освящен новый храм, которым справедливо гордятся Андреевцы и который, говорят, по величине, красоте и богатству является лучшим храмом на всем Афоне, где существует в русских и греческих обителях несколько сот храмов. Новый храм посвящен имени святого Апостола Андрея Первозванного с приделами в честь святого благоверного князя Александра Невского и св. равноапостольной Марии Магдалины. Первый камень в его основание был положен Его Императорским Высочеством Великим Князем Алексеем Александровичем во время пребывания его на святой горе, 33 года тому назад, 16-го июня, 1867 года, в память спасения жизни Августейшего родителя его, в Бозе почившего Государя Императора Александра Николаевича, от злодейского покушения в Париже. Но начал строиться храм только с 1881-го года, так как у иноков не доставало средств на постройку. В 1879 и 1882 годах игумен Андреевского скита о. Феодорит, с разрешения Святейшего Синода, производил сбор пожертвований с иконой «в скорбех и печалех» в России. После этого явилась возможность начать постройку храма, фундамент которого в настоятельство о. Феодорита был доведен с основания до уровня земли. Затем постройка приостановилась, и возобновилась в 1893 году при нынешнем настоятеле архимандрите Иосифе, благодаря изысканным им средствам и щедрым пожертвованиям упомянутого Сибирякова. Постройка храма производилась нанятыми в Константинополе мастерами, при участии всей монашествующей братии, кроме болящих и престарелых, под наблюдением Константинопольского архитектора – практика Гкочо, по плану С.-Петербургского профессора архитектора Шурупова. По словам иноков, стоимость нового собора доходит до 2 миллионов рублей. И не удивительно. Он почти весь сделан из местного мрамора двух цветов: белого и серого; в виду повторяющихся на Афоне землетрясений, собор выстроен нарочито прочно, отчего снаружи здание кажется тяжелым и неуклюжим. Толщина, его стен в основании достигает до 3-х сажен. В вышину храм имеет 19 сажен, длина его равняется слишком 30 саженям, а ширина – 15 саженям. Над собором красуются 8-мь куполов, обложенных медью и выкрашенных зеленой масляной краской; главы, яблоки и кресты вызолочены. В связи с храмом возвышается колокольня, на которой около 20-ти больших и малых колоколов. Первое место среди них занимает колокол в 300 пудов, пожертвованный в скит покойной Императрицей Марией Александровной. На колокольне же устроены превосходные башенные часы, которые выбивают, с помощью колоколов, часы, получасы и четверти. Внутри собор, благодаря хорам, очень поместителен и буквально весь залит светом. Купол поддерживают громадные столбы, между которыми спускается сверху громадное красивое паникадило. Иконостас сплошь вызолочен и с разными красивыми колоннами. Все стены и иконостас расписаны художниками-иконописцами А. Трониным и Кортневым, и роспись производит очень приятное впечатление.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 Жития избранных святых Свв. Царственные страстотерпцы Будущий Император Всероссийский Николай II родился 6 (18) мая 1868 года, в день святого праведного Иова Многострадального. Он был старшим сыном Императора Александра III и его супруги Императрицы Марии Феодоровны. Еще маленьким ребенком Наследник Цесаревич проявлял особую любовь к Богу, к Его Церкви. Он получил весьма хорошее домашнее образование — знал несколько языков, изучил русскую и мировую историю, глубоко разбирался в военном деле, был широко эрудированным человеком. Императрица Александра Феодоровна (принцесса Алиса Виктория Елена Луиза Беатриса) родилась 25 мая (7 июня) 1872 года в Дармштадте, столице небольшого германского герцогства, к тому времени уже насильственно включенного в Германскую империю. Отцом Алисы был Великий герцог Гессен-Дармштадтский Людвиг, а матерью — принцесса Алиса Английская, третья дочь королевы Виктории. В младенчестве принцесса Алиса — дома ее звали Аликс — была веселым, живым ребенком, получив за это прозвище «Санни» (Солнышко). Первая встреча шестнадцатилетнего Наследника Цесаревича Николая Александровича и совсем юной принцессы Алисы произошла в 1884 году, когда ее старшая сестра, будущая преподобномученица Елизавета, вступила в брак с Великим князем Сергеем Александровичем, дядей Цесаревича. Между молодыми людьми завязалась крепкая дружба, перешедшая затем в глубокую и все возрастающую любовь. Единственным препятствием оставался переход в Православие — по российским законам невеста Наследника российского престола должна быть православной. Протестантка по воспитанию, Алиса была убеждена в истинности своего исповедания и поначалу смущалась необходимостью перемены вероисповедания. 20 октября Император Александр III скончался. На следующий день в дворцовой церкви Ливадийского дворца принцесса Алиса была присоединена к Православию через Миропомазание, получив имя Александры Феодоровны.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

Е.Т. Кречетова (Пелих) Примечания Марфо-Мариинская обитель основана Великой княгиней Елизаветой Феодоровной (святая преподобномученица Елизавета Феодоровна была расстреляна в 1918 году. В 1992 году причислена к лику святых). На собственные средства она купила усадьбу в районе Большой Ордынки в Москве. После трагической гибели в 1905 году своего мужа, Великого князя Сергея Александровича, с 1891 года бывшего генерал-губернатором Москвы, Елизавета Феодоровна, уже двадцать лет неуклонно шедшая по пути Православия, решила принять монашество. Это вполне соответствовало древним традициям княжеских и царствующих домов. Однако сначала Великая княгиня, с детства воспитанная в традициях деятельного благочестия, захотела основать женскую обитель. Пять лет ушло на реализацию этой идеи – строительство, подбор сестер, уточнение и утверждение устава обители. В результате на Б. Ордынке появился чрезвычайно своеобразный архитектурный ансамбль, построенный в традициях древнего псковского зодчества, окруженный комплексом больниц, учебных и благотворительных заведений. Первый – больничный – храм 123 Марфо-Мариинской обители был освящен епископом Трифоном (Туркестановым) в 1909 году во имя святых жен-мироносиц Марфы и Марии. В престол храма были вложены частицы мощей святителя Алексия, Митрополита Московского, святой праведной Елисаветы, небесной покровительницы Великой княгини, и преподобного Иоанна Лествичника . Годом ранее – в мае 1908 года – была осуществлена закладка церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский храм, построенный по проекту академика А. В. Щусева и расписанный академиком живописи М. В. Нестеровым, был освящен в апреле 1912 года митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) , который впоследствии постриг Великую княгиню Елизавету Феодоровну в монашество. Через два года в обители был освящен еще один храм. В «Московском листке» писали: «На днях (1914 г.) в Марфо-Мариинской обители было совершено освящение нового храма-усыпальницы (во имя Сил Небесных и Всех святых). Он очень невелик и помещается внизу собора Покрова. Иконостас в древнем стиле покрыт басмой, образа в византийском стиле. В алтаре – старинные иконы в серебряных ризах, ценная утварь из серебра. Торжество возглавил настоятель храмов обители протоиерей Митрофан Сребрянский».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010