Не может быть выше и святее побуждение к самой сильной, восторженной радости в эти нарочитые дни, т.е. в дни рождения и тезоименитства царственной четы. Это чистая, бескорыстная радость детей о благополучии и благоденствии Отца и Матери, добрых и верных подданных о Царе-Отце своем и Царице-Матери. Так привыкли испокон века русские радоваться о царях своих, наипаче во дни их рождения, когда Творец и Господь Вседержитель произвел на свет дорогую, высокую Двоицу на счастье и радость Своих словесных созданий. Нынешний день один из тех светлых дней, в которые радуется вся верная Россия. Возрадуемся и мы этой святой радостью. Да не омрачает нас ныне никакая печаль при мысли о благосостоянии и процветании царственной Четы нашего возлюбленного отечества и веры православной под сенью венценосной четы. А так как спокойствие и благосостояние царственной четы зависят от благосостояния и спокойствия подданных, от их благостояния в вере и благочестии и успехов во всех благих делах, – общее же благо подданных, равно как успехи и процветание веры и христианской жизни зависят в некоторой мере от каждого из нас, от нашей верности престолу и отечеству, от нашей верности своей вере и Церкви, от степени усердия при исполнении обязанностей, возложенных на каждого из нас отечеством и верой, то позаботимся все и каждый быть добросовестными христианами и гражданами, исполняя неуклонно, нераздельно, по совести пред Богом обязанности христианина и гражданина, воздавая Божие Богу и Кесарево Кесарю ( Мф.33:21 ), чтобы таким образом все тело Церкви и Государства, составляемое и совокупляемое посредством всяких, взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидание самого себя, в любви ( Еф.4:16 ). Аминь. 51. Слово на день Рождения ее Императорского Величества Благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Александровны Чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? Оно как зерно горчичное, которое, когда сеетсл в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит, и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тению его могут укрываться птицы небесные ( Мк.4:30–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Нечестиво и безумно было бы даже помыслить, что у Родившей «от Духа Свята“ Спасителя мира могли быть еще и другие дети от праведного старца Иосифа, которому Дева Мария и не была в собственном смысле жена, а была только обручена ему ( Лк. 1: 27–34 . Мф. 1: 18–25 ). Если же в Евангелии сказано, что Дева Мария родила Первенца Своего ( Мф. 1: 24–25 ), то, конечно, слово «первенца нужно понимать в смысле «единственнаго“. В таком, напр., смысле «первенцами“ назывались все посвящаемые Богу рожденные от людей и скота, хотя бы после них никто не рождался: «Святи Мне каждого первенца, разверзающаго всякия ложесна между сынами Израилевыми от человека до скота, потому что они Мои“ ( Исх. 13: 2 ). В таком же смысле назван «первенцем“ и единственный избранный Богом народ Израильский: «Израиль есть сын Мой, первенец Мой“ ( Исх. 4: 22 ). 6) Почему христиане обращаются к Божией Матери со словами: «спаси нас“, если один Спаситель мира – Христос? Пресвятая Богородица спасает нас не Сама Собою, а Своим заступничеством, Своим ходатайством за каждого из нас пред Спасителем мира, к Которому Она имеет особенный доступ, как к Своему Божественному Сыну. Оттого и сказано о Богоматери в Писании, что все народы будут не только «Ее ублажать ( Лк. 1: 46–49 ), а и «умолять лице Ея“ ( Пс. 44: 13 ), ибо, говорит пророк, «Господь сотворит на земле нечто новое: жена спасет мужа“ ( Иер. 31: 22–23 ). 7) Кто и до каких пор будут ублажать и умолять Божию Матерь о заступничестве пред Богом? Ее будут ублажать и умолять отныне и до века все истинные христиане, все сыны Церкви Христовой, ибо честь воздаваемая Божией Матери, воздается и Сыну Ее, и если «очи Господни обращены на праведных и уши Его – к воплю их“ ( Исх. 33: 16 ), то тем более действенна чистая молитва и спасительно святое ходатайство Матери Божией, Которая превыше всех праведников и преславнее всех бесплотных небесных сил. О молитвенном почитании и призывании Божией Матери свидетельствуют многие отцы Церкви первых и последующих ее веков. Так, напр., в литургии св. Иакова говорится: «Особенно же творим память святой и славной Приснодеве, блаженной Богородице. Помяни Ее, Господи Боже, и по Ея чистым и святым молитвам пощади и помилуй нас“.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Но торжественно Иисус Христос заповедал Церкви Своей долг благодарности к Богу на тайной вечери, где установил и самый высший род и способ исполнения этого долга словом и примером Своим (Мат. 26, 26 – 28; И Кор. 11, 23, 26). Взяв хлеб и вино, благодарив, благословив, Господь преподал хлеб ученикам со словами: приимите, ядите; сие есть тело Мое, и чашу с словами; пейте от нея вси, сия есть кровь Моя; сие творите в Мое воспоминанье . С этого времени в основание всех богослужений поставлено таинство Евхаристии, т. е. благодарения. К кому Господь возносил Свою молитву благодарения? По воскресении Своем Он сказал Марии Магдалине: „восхожду к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему ( Иоан. 20 , 17). Следовательно, и на Тайной Вечери Он благодарил Отца своего и Отца нашего, и Бога своего и Бога нашего. Осмелимся ли вопросить, что было предметом благодарения в этой молитве Искупителя нашего? – Это тайна; и можно только гадать об этой тайне. По сличении некоторых мест Священного Писания можно думать, что в молитвенное возношение духа Богочеловека к Отцу небесному пред установлением великого таинства входило благодарение за исполнение предвечного Совета Пресвятой Троицы об искуплении падшего человечества Жертвою „Агнца, закланного от создания мира» ( Апок. 13 ), 8), как и Сам Сын Божий сказал до своего воплощения чрез пророка: „иду сотворить волю Твою, Боже» ( Евр. 10, 7 ); благодарение за бессеменное воплощение Его от пресвятой Девы: „жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне» ( Евр. 10, 5 ); за явление человечеству на земле в Лице Его божественных совершенств Отца: „Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира” ( Иоан. 17, 6 ), „видевший Меня, видел Отца» ( Иоан. 14, 9 ); за „возвещение человечеству истины и воли Божией: „Я сказал вам все, что слышал от Отца Моего» ( Иоан. 15, 15 ), благодарение за откровение тайн веры духовным младенцам, сокрытых от премудрых и разумных века сего (1.2, 25); наконец, благодарение за предстоящее восхождение Сына Божия по принесении Им крестной жертвы и по воскресении в божественную славу с естеством человеческим: ныне прослави Мя Ты, Отче, у тебе самого славою, юже имех у тебе прежде мир не бысть ( Иоан. 17, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

О том, что непозволительно молиться с отлученным. Всякий, кто молится с извергнутым из церкви 567 или имеет общение с ним, должен справедливо считаться подобным ему, ибо таковые существуют к отлучению и к погибели душ. Имеющий общение с отлученным из церкви и молящийся с ним, и не повинующийся епископу, не повинуется (также) и Богу и оскверняется вместе с тем; и тому (то есть отлученному) он препятствует снова обратиться к покаянию. Ибо если бы никто не имел общения с ним, то он почувствовал бы раскаяние, проливал S 68/СА III. 9, 12///бы слезы, просил и умолял бы о принятии (вновь), отвратился бы от того, что он сделал и был бы спасен. ///О том, что женщине непозволительно крестить. Что касается женщины, то мы не советуем (ей) крестить и не советуем принимать крещение от женщины, так как это – нарушение заповеди, и очень опасно для той, которая крестит, и для того, кто принимает крещение. Ибо, если бы было позволено принимать крещение от женщины, то наш Господь и Учитель был бы крещен от Своей Матери Марии 568 ; между тем Он крещен Иоанном, как и прочие из народа. Итак, не подвергайте себя опасности вы, братья и сестры, поступая как стояще вне евангельского закона. ///О зависти лживых вдовиц друг к другу. О зависти, ревности, клевете, злых нареканиях, споре, о дурных мыслях и злословии, или о строптивости мы сказали вам уже раньше, что подобное не должно быть свойственно христианину, а относительно вдовиц самое лучшее, чтобы ничто подобное даже и не навивалось. Однако виновник зла/– его козни и ухищрения многочисленны 569 – воздействует на тех, которые не являются (истинными) вдовицами и хвалится о них 570 … Вед существуют такие, которые хотя говорят о себе, что они – вдовицы, но не исполняют дел, достойных их имени; ведь не ради имени вдовства они будут удостоены войти в царство, а за веру и дела 571 . Итак, если ты делаешь добро, то ты будешь хвалима и угодна; если же ты совершаешь зло и исполняешь дела лукавого, S 68/СА III. 13, 14///то ты будешь наказана и извергнута из вечного царства, потому что ты оставила вечное и возжелала, и возлюбила временное 572 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

Он обращается к тому, что было изначально и до всякого начала, — вернее Кто был — предвечно. Он говорит о Сыне Божием до рождения по человечеству от пречистой Девы Марии. — «Оно было вначале у Бога. — Продолжает он. — Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» ( Ин.1:1-5 ). Это знание о Боге, которое сообщает евангелист уже не поддается комментарию, это Откровение, перед которым остается только молчать… В прологе, который предпосылает своей книге Иоанн Богослов, заложен ключ для понимания всего Четвертого Евангелия. В нем во всей яркости высвечены те основные темы, которые будут постоянно звучать в Евангелии от Иоанна. Это и тема Откровения — того факта, что Сам Бог открывает человеку знание о Себе, и тема веры. Веру апостол Иоанн неразрывно связывает со свидетельством. 34 раза это слово встречается в его Евангелии — это более, чем в два раза больше, чем у остальных евангелистов вместе взятых. Главная мысль пролога — богочеловечество Христа, Его равнобожественное и равночеловеческое достоинство. Бог пришел в мир и стал человеком: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин.1:14 ). Спустя почти 60 лет после событий священной истории Иоанн Богослов подвел черту под свидетельствами очевидцев жизни Христа. Все море христианской литературы, появившейся уже после него, имеет достоинство в лучшем случае лишь — духовного свидетельства и опирается как на безусловный фундамент на писания апостолов и евангелистов. Сокращения Примечания: 1   Дронов Михаил Александрович — православный священник, кандидат богословия, преподаватель Московской Духовной Академии — ведет в группе «Классика» при Советском фонде культуры для старшеклассников московских школ курс «Библия и христианство», является одним из организаторов и преподавателем первой Воскресной школы для детей в Русской Православной Церкви. 2 В современной русскоязычной литературе по проблемам изучения Библии до недавнего времени господствовала мифологическая концепция Бруно Бауэра (Морозов Н.Н. Христос. — Тт. 1–7, 1927–1932. Виппер Р.Ю. Рим и раннее христианство. — М., 1954. Ковалев С.М. Основные вопросы происхождения христианства. — М.-Л., 1964. Ленцман Я.А. Происхождение христианства. — М., 1960). 3  Здесь и далее в угловые скобки взят текст опущеный редакторами журнала «Литература в школе». 4   Глубоковский Н.Н. Евангелие и их благовестие о Христе и Его искупительном деле. — София, 1932. — С. 7–8. 5  Письма Плиния Младшего. — М.: Наука, 1984. — С. 205. Рекомендуемые статьи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/o-biblii-i-biblejckom-u...

Они навели на меня коварно многих волхвов и изменили природу мою, затруднив выход испражнений и устроив его спереди, говоря: «да не приближается он к женщинам, и не получит от них потомства ни мужского, ни женского, чтобы не было тех, которые унаследуют имущество его, но да будет нам его сан (simat) и достояние (resmu), ибо он человек сильный. Подчиним его сильным снадобьем и испортим и пусть он осквернится смрадом нечистот и не будут любить его видящие его, но будут отвращаться от него». f.73. Они сделали его больным и страждущим, и многие врачи не могли исцелить его. И от многой скорби возопил этот человек ко мне и сказал: «прибегаю к отцу и Сыну и Святому Духу, и ко Владычице нашей Марии, к пророкам и апостолам и мученикам добропобедным, к молитвам праведных и подвижников и к молитве отца нашего Евстафия, иерея Армении, воскресителя мертвых, ибо я – сын учения отца нашего Габра-Иясуса, наставника (mamher) святых (монахов) земли Дабсан, прошедшего море Саф (sic!) на камне, светоносного, во имя Троицы целителя болящих. Умоли, отче, Бога, говоря: «да не погибнет природа раба Твоего, дара Господня, которую Ты сотворил по образу и подобию Твоему и поставил в меру Твою». И когда я услышал это, заплакал и зарыдал обильными слезами. И сказал мне этот болящий: «отче, еще потому тяжелее и больше моя печаль, о которой я рассказал тебе, что есть у меня единственная дочь, цвет лица которой подобен свету солнца. Многие вельможи (makwanenm), видевшие ее, желали сватать за сыновей своих, и я говорил им «разве не много вас макваненов и сеюмов? Моя дочь – одна, и для сына кого из вас будет она женой? Не спорьте из-за нее, ибо я не отдам моей дочери». И когда я это сказал, они сказали: «отдай твою дочь тому, кому выпадет жребий, чтобы она была ему женой. Мы дадим тебе в приданое золото и серебро и драгоценные одежды и много вещей, которые будут тебе и твоим детям». Затем выпал жребий на сына одного макванена; этот юноша взял и повел ее в дом брака по закону брачному. И когда они были в доме брака, она не зачинала по зависти их: родные ее отца на совете решили: «родившийся от этой дочери и этого сына макванена, мальчик или девочка превозможет над нами и унаследует дом брата нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Также и «св. Давид, в свое время, послужив изволению Божию, почил, и приложился к отцам своим, и увидел тление“ ( Деян. 13: 36 ). А в Новом Завете читаем, что когда умер первомученик Стефан, тο его «погребли мужи благоговейные и сделали великий плач по нем“ ( Деян. 8: 2 ), а не оставили его тела для поклонения сверху земли. Объяснения православного: Тела ветхозаветных праотцев и святых мужей погребались навсегда в земле и не были чтимы от людей поклонением по двум причинам. Во-первых, ветхозаветные праведники носили в теле своем Адамов грех и не могли быть от него очищены даже всеми жертвами ветхозаветными ( Евр. 10: 1–2 ), каковое очищение приобретено для людей Кровию Господа нашего Иисуса Христа, которая «очищает нас от всякого греха» ( 1Иоан. 1: 7 . Евр. 10: 10, 14, 19 ) посредством таинства св. Крещения ( Деян. 2: 38. 22: 16 . Еф. 5: 26 и др.) и других св. таинств, омывающих наши грехи благодатью Св. Духа ( Еф. 2: 5–8 ), Которого Бог «излил на нас обильно чрез Иисуса Христа Спасителя нашего“ ( Тит. 3: 3–8 ). Само Тело Господа нашего Иисуса Христа не было прославлено до вознесения Его на небо к Отцу Небесному, почему Христос и говорит Марии Магдалине: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему“ ( Иоан. 20: 17 ). Только после вознесения Христа на небо было прославлено Тело Его, и только после основания в день Пятидесятницы Церкви Христовой тела верующих христиан, получая в святых таинствах освящающую благодать Божию, стали «храмами живущаго в них Св. Духа“. Вот почему тела ветхозаветных праведников, как и тело св. Давида, увидели тление, и не были чтимы поклонением: они еще не были искуплены от греха и прославлены Христом. Во-вторых, тела их были сохраняемы в земле, а тело Моисея и совсем было скрыто от Израильтян по той причине, что, как объясняют св. отцы Церкви, напр., св. Иоанн Златоуст , постоянно склонные к идолопоклонству Евреи могли обоготворить тело Моисея и поклоняться ему, как Богу, особенно помня все совершенные им в Египте и в пустыне великия чудеса (Бес. на Мф. 5 -я, ч. I, стр. 96–97). То же могли они сделать с телами и других ветхозаветных праведников.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Только неразумный и безбожный человек может дерзко сравнивать блудодейственное поклонение идолу Астарты с христианским чествованием Божией Матери. Сектантам кроме того нужно помнить, что ни в св. Писании, ни в молитвах верующих христиан Божия Матерь нигде и никогда не называется «богинею неба“, а именуется «Царицею небесной‘‘. И такое название совершенно Ей приличествует, ибо Христос «вознесся на небо и возсел одесную Отца“ (Map. 16: 19), а о Божией Матери сказано в известном 44 псалме: «стала Царица одесную Тебя“ (ст. 10). Как Царица, стоящая на небе одесную Христа, Божия Матерь и называется справедливо «Царицею Небесною“. 2) Сектант: Сам Христос не оказывал особой чести Матери Своей: «Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Μоя и кто братья Мои? И, указав рукою на учеников Своих, сказалъ: вот матерь Моя и братья Мои, ибо кто исполняет волю Отца Моего Небеснаго, тот Мне брат, и сестра, и Матерь“. ( Мф. 12: 48–50 ). Объяснения православного: Слова Христа: «Кто исполняет волю Отца Моего Небеснаго, тот Мне брат, и сестра, и матерь» – вовсе не говорят о том, будто бы Он не оказывал особого уважения Своей Матери. Приведенными словами Христос выразил только ту мысль, что, кроме плотского родства, есть еще и духовно-нравственнное, основанное на исполнении заповедей Божиих, о котором так говорит Евангелист: «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились“ ( Иоан. 1: 12–13 см. 1Иоан. 3: 1. 1 Петр, 1: 22–23). По человечеству же Своему Христос «был в повиновении“ у Матери Своей ( Лук. 2: 51 ), исполнял Ее просьбы ( Иоан. 2: 1–10 ), любил Ее и заботился о Ней, даже вися на кресте ( Иоан. 19: 26–27 ). 3) Сектант (дерзко и кощунственно) : Не должно оказывать особое почитание Матери Иисуса, ибо она была обыкновенная женщина, имевшая кроме Христа, и других детей, будучи женою Иосифа. Так, Христос говорит Матери Своей: «Жено, се, сын Твой“ ( Иоан. 19: 26 ); или: «Что Мне и Тебе, Жено?“ ( Иоан. 2: 4 ),

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Впоследствии Сергей Александрович немало занимался судьбой Дмитрия и его старшей сестры Марии. Всегда приглашал их на лето в Ильинское или в свое второе имение Усово и прилагал все старания, чтобы они чувствовали себя там как дома. Когда Павел Александрович заключил морганатический брак с мадам Пистолькорс и был из-за этого удален из пределов империи, Сергей Александрович с супругой стали приемными родителями Дмитрия и Марии. Мария Павловна пишет, что и раньше, когда они приезжали только на лето, Сергей Александрович всегда с нетерпением ждал их приезда. Он запомнился Марии Павловне стоящим на балконе своего дома и радостно улыбающимся при приближении их экипажа. «В полумраке вестибюля, где было прохладно и приятно пахло цветами, дядя нежно заключал нас в свои объятия: “Наконец-то вы здесь!”» (из воспоминаний Марии Павловны). Последней в дневнике великого князя накануне его убийства была запись о Дмитрии и Марии: «… читал детям. Они в восторге от вчерашней оперы». «Проклятый» вопрос Сергей Александрович задался целью разрешить «проклятый» для тогдашней России рабочий вопрос. Он прилагал все старания для улучшения жизни рабочих, видя необходимость в первую очередь в организации обществ взаимопомощи. Рабочие получали возможность законным образом направлять свои претензии работодателям. А в случае неисполнения их требований — послать свой протест непосредственно в государственные органы. Ни много ни мало — в полицию! Это было удивительное время. Полицейские чины под руководством С.В. Зубатова, ближайшего помощника великого князя, рассматривали рабочие жалобы, а фабриканты скрепя сердце спешили их удовлетворять. Крупный московский заводчик Юлий Гужон, не желавший выполнять справедливые требования своих работников, получил полицейское предписание в течение 48 часов покинуть пределы России и удалиться в родную Францию. Общества рабочей взаимопомощи создавались при непременном участии священников и обращались к идеалам Евангелия. Это были своего рода христианские профсоюзы. В феврале 1902 года в Москве произошли студенческие беспорядки, революция наступала. Но 19 февраля 1902 года, в день освобождения крестьян, Сергей Александрович вместе с Зубатовым организовали 50-тысячную патриотическую рабочую демонстрацию с возложением венков к памятнику царю-освободителю в Кремле.

http://pravmir.ru/velikij-knyaz-sergej-a...

После трехдневных размышлений, королева просила парламент подумать еще раз об этом деле и постараться приискать какое-либо другое средство для обеспечения общественной безопасности, не прибегая к казни Марии. Когда же, в ответ на ее просьбу, палаты снова стали настойчиво требовать казни, Елизавета опять повторяла о крайней жестокости, требуемой от нее меры, о беспримерной затруднительности своего положения и т.д. и отпустила депутатов, не дав им со своей стороны никакого решительного ответа и сама откровенно сознаваясь, что в ее ответе нет ответа (ап answer answerless). Чтобы избавиться от тяжелых для нее настояний парламента, Елизавета даже прекратила сессию, отсрочив ее на два месяца. 244 Единственная уступка, какой можно было в данном случае добиться от нее, состояла лишь в том, что она дала свое согласие на обнародование состоявшегося над Марией приговора, но при этом она заявляла в своей прокламации, что согласие у нее вынуждено необходимостью к великому ее огорчению. 245 При всей настойчивости парламента и советников смертный приговор над Марией не получил таким образом утверждения королевы. Соображения политического расчета оказались не в силах победить ее отвращение к кровавому делу. Мы не думаем утверждать, что личное расположение к Марии, жалость и сострадание к ней, как к человеку, и вообще гуманность удержали руку Елизаветы от подписи смертного приговора. Нет, ею руководили в этом случае чувства, гораздо менее возвышенного свойства, страх за свою репутацию, династическая и монархическая гордость. Елизавета была не против смерти Марии, мало того она, пожалуй, даже желала этой смерти, но только так, чтобы не обагрять в царственной крови своих собственных рук, не быть в кровавом деле непосредственной участницей. Если бы кто-либо другой избавил ее от Марии, она была бы вполне довольна и, конечно, нимало не стала бы сожалеть о печальной судьбе своей несчастной, но опасной соперницы. Было время, когда она рискнула даже сделать попытку именно в том смысле чтобы избавиться от Марии руками других. В 1572 году Елизавета так была напугана Парижской резней, так трепетала за свою безопасность на престоле, со дня на день ожидая вторжения в Англию грозного католического союза, что решение вопроса о судьбе Марии более чем когда-либо казалось ей настоятельной политической необходимостью. Вследствие этого сэр Генри Киллигру поспешно отправлен был в Шотландию для переговоров с регентом, графом Маром, и графом Мортоном. Согласно данным ему от лорда Бёрлэя инструкциям, он должен был объяснить шотландским правителям, что дальнейшее пребывание Марии в Англии признается невозможным и необходимо, наконец, решить ее участь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010