С 1898 года в Донском монастыре проживал на покое епископ Вологод¬ский и Тотемский Антоний (Флоренсов). Человек высокой образованности, сочетавший в себе духовную опытность с глубокими познаниями в философии, математике, истории, античной культуре, он имел множество духовных чад и собеседников среди тогдашней московской (и не только) интеллигенции. У него бывали С. М. Соловьев, В. Ф. Эрн, А. А. Блок и другие. О. Павел Флоренский пользовался духовным руководством преосвященного Антония вплоть до кончины последнего. Вообще, по отзыву митрополита Мануила (Лемешевского), он «в Москве считался местночтимым как великий праведник и подвижник. Имя его было занесено во многие сотни и тысячи поминаний верующих Москвы». Хоронили владыку Антония в 1918 году, уже в новых исторических условиях. На погребении его в Донском монастыре присутствовали, по воспоминаниям современников, тысячи людей, пришедших проститься с архипастырем. При большем стечении народа в последующие годы происходило лишь погребение святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, в 1922—25 годах жившего в Донской обители. Монастырь и прилегающие улицы были полностью заполнены людьми. Согласно данным агентов ОГПУ, мимо гроба Патриарха прошло около миллиона человек (то есть половина тогдашнего населения Москвы). В Советское время [ править править код ] В 1929 году все храмы Донской обители были закрыты, на ее территории разместился Антирелигиозный музей. В 1934 году он был упразднен, а его место занял Музей архитектуры Академии архитектуры СССР. Кроме того, в монастырских зданиях (даже в башнях ограды) квартировали вплоть до 1970-х годов жильцы — ситуация, типичная для многих городских монастырей. После войны, в связи с некоторым ослаблением давления государства на Церковь, Московской Патриархии передали в качестве приходской церкви Малый собор монастыря. В начале 1980-х планировалась возвращение Патриархии всего монастырского комплекса под резиденцию Патриарха, но в связи со смертью Л. И. Брежнева в 1982 году исполнение соответствующего постановления было приостанов¬лено, а в мае следующего года Церкви передали Даниловский монастырь. Донская обитель оставалась «в советском плену» до 1991 года. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Донской_мужско...

В Московской епархии центром движения стал Серпухов, а лидером — епископ Максим (Жижиленко), рукоположенный отошедшими от митрополита Сергия архиереями. На Украине наибольших успехов иосифляне добились в Киеве, Харьковском, Сумском и Полтавском округах. К ним присоединились живший в Харькове епископ Старобельский Павел (Кратиров) и епископ Бахмутский и Донецкий Иоасаф (Попов) из г. Новомосковска. В Центрально-Черноземной обл. и на Юге России иосифлянские, или, как их здесь еще называли, буевские, приходы возглавил епископ Козловский, управлявший Воронежской епархией, Алексий (Буй). Его представителем на Северном Кавказе стал епископ Майкопский Варлаам (Лазаренко). Отдельные приходы присоединились к иосифлянам на Урале, в Татарии, Башкирии, Казахстане, в г. Красноярске, Перми, Енисейске, Арзамасе, Смоленске. Параллельно с ленинградским в декабре 1927 г . возникло самостоятельное движение во главе с тремя епископами в Вятской и Вотской (на территории Удмуртии) епархиях. Оно получило название викторианского. Митрополит Серафим (Чичагов) с духовенством. 1920-е гг. Согласно данным государственных органов регистрации, за заместителем местоблюстителя патриаршего престола последовало до 70% приходов: в 1928 г . 8–9% приходов отпали в «автокефалию» — иосифлянство, викторианство и т. п., ок. 5% подчинялось григорианскому церковному совету и ок. 16% — обновленческому синоду. В Ленинградской епархии открыто присоединился к иосифлянам, по уточненным данным, 61 приход, в том числе 23 в Ленинграде (примерно из 100 прихоов, принадлежавших в северной столице к патриаршей Церкви). В области по два отделившихся от митрополита Сергия храма имелось в Петергофе и в поселках Стрельна и Вырица; важную роль играли Феодоровский собор в Детском Селе, Свято-Троицкий Зеленецкий мужской и Старо-Ладожский Успенский женский монастыри, а также Макарьевская пустынь под Любанью, насельники которой были тесно связаны с ленинградскими иосифлянами. Всего, по словам самих сторонников митрополита Иосифа, в епархии их поддерживало ок. 300 священников и монахов, а также несколько сот монахинь. Даже если эта цифра занижена, все же то была меньшая часть духовенства епархии. На ситуации в Ленинграде сказались многообразные меры увещания и прещения митрополита Сергия, например оглашенное на воскресном богослужении почти во всех храмах города его послание от 30 января 1928 г . «К архипастырям, пастырям и верным чадам Православной Церкви Ленинградской епархии». Важным фактором стали активные действия специально присланных в Ленинград сторонников митрополита Сергия — авторитетных архиереев: митрополита Серафима (Чичагова) и епископа Серпуховского Мануила (Лемешевского).

http://pravoslavie.ru/5334.html

      ДЕВЯТОЕ МАЯ   Праздничный флаг в небеса поднимая, Входит на площадь Девятое Мая. Город в парадную форму одет, Даже у солнца торжественный цвет.   Этот святой, героический праздник Поровну делят прадед и правнук. Воинов хочет обнять вся страна, С гордостью глядя на их ордена.   И марширует в шеренгах парада Мужество Бреста и Сталинграда. Ратная доблесть наших полков Не потускнеет во веки веков!   Прадеды-деды, солдаты Победы, В бронзе отлиты, в песнях воспеты! Слава погибшим! Слава живым! Всем полководцам и всем рядовым!   День над страной, по весеннему ясный, Майские марши звенят в вышине. Скачет сквозь годы, по площади Красной, Маршал Победы на белом коне.   Петр Синявский родился 9 февраля 1943 года. Внучатый племянник митрополита Мануила (Лемешевского). Был московским служкой владыки Иоанна (Снычёва). Внук Георгиевского кавалера, капитана первого ранга с 1915 года, Михаила Фёдоровича Синявского. Автор десятков песен и книг для детей и некоторых песен для взрослого кино и эстрады, лауреат нескольких литературных премий, обладатель диплома, конкурса Московской патриархии «Просвещение через книгу». Член Союза писателей России. Жил и работал в Москве. Скончался 21 декабря 2021 года.   Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть СК выложил видео допроса рабочего, убившего девочку 8 лет В Екатеринбурге парень убил девушку ударами ножа в сердце: видео Лето 2024 года: что предсказывают Украине пророки и чего ждать В июне выходные россиян составят девять дней: когда Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2022/10/05/...

Есть явный советский след и в цитируемых " Русской линией " рецензиях на последнюю книгу о. Георгия Митрофанова " Трагедия России. Запретные темы истории XX века " . Не знаю, видят ли редакторы (а если видят, то почему печатают, а не бегут на исповедь, не каются в грехе убийства словом), что приводимые критиками о. Георгия суждения написаны в жанре политического доноса. Но это так. Приведем слова диакона Владимира Василика: " Выступать клирику с такой книгой тогда, когда принимается положение о комиссии по борьбе с фальсификацией истории России, значит ссорить Церковь с государством и вносить раскол в церковно-государственные отношения " . Мне приходилось читать подобные речения клириков в адрес правящих архиереев в 40-е - 50-е годы. По смыслу они очень совпадают с претензиями отца диакона. Вот, например, строки из доноса протоиерея А.Архангельского уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви на епископа Чкаловского Мануила (Лемешевского) и его окружение: " Мною в Никольской церкви велась оживленная патриотическая деятельность, я инструктировал все духовенство периферийных церковных точек в патриотическом воспитании верующих. Но враги мои решили освободиться от меня, их деятельность направлена не к укреплению и процветанию церкви в патриотическом духе, а к развалу последних ее устоев, т. к. непрерывно слышны антисоветские проповеди " (ГАРФ, ф. 6991, оп. 1, д. 41, лл. 35, 37). В свою очередь уполномоченный докладывает наверх: епископ Мануил " в первом выступлении в Никольской церкви гор. Чкалова (нынешний Оренбург - Б.К.) нашел нужным сказать только о том, что он при Советской власти пробыл в тюрьмах и лагерях 13 лет, как великомученик... С момента приезда епископа начался было упадок патриотической деятельности церквей. Перестали слышаться патриотические проповеди с амвонов. Но в связи с победой над Германией патриотическая деятельность стала возрастать " (ГАРФ, ф. 6991, оп. 1, д. 41, л. 29). Патриотизм советского извода разрушал Церковь изнутри, не давал ей вести нормальную патриотическую деятельность, связанную с помощью сиротам и инвалидам войны, с организацией касс взаимопомощи, с раздачей бесплатных обедов и т.п. Все это, открывшееся при оккупации, советская власть быстро запретила.

http://ruskline.ru/colonka_redaktora/200...

Примечателен факт посещения храма святителем Тихоном 2 июня 1924 года. Именно им, Патриархом Всероссийским, был присвоен храму статус кафедрального собора, после чего значение Николы Белого в городе возросло. В 1928 году, во время церковного раскола, кафедра боровшегося с ним епископа Серпуховского Мануила(Лемешевского) находилась в Никольском соборе. Известно также, что после закрытия Владычного женского монастыря почитаемый в городе образ Божией Матери " Неупиваемая Чаша " находился именно в храме Николы Белого: в 1929-м его закрыли. По рассказам старожилов, иконы собора были снесены на реку и сожжены на льду... В каком-то смысле собор оказался счастливее других храмов. Некоторое время в нем находилась макаронная фабрика, что, возможно, спасло его от окончательного разрушения. Во время войны здесь были устроены прачечные. В последнее время перед открытием помещение храма использовал штаб гражданской обороны под склад химических материалов, который был размещен в соборе по настоянию председателя исполкома С. Н. Кудрякова с главной целью-избежать сноса храма, а такие предложения имелись! В канун 1000-летия крещения Руси о соборе Николы Белого, как ярчайшем архитектурном памятнике, заговорили вновь. Среди планов использования храма рассматривалась возможность превращения его в концертный зал. Но милостью Божией в 1995 году он был возвращен верующим как подворье Высоцкого монастыря, с 1998-го - как приходской храм. В процессе восстановления были обнаружены древние захоронения. Памятью о погребенных здесь стал памятный крест. Установлена здесь еще одна стела – жертвам политических репрессий советских лет. В 1995 году во время пребывания святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в Серпухове администрация города вручила предстоятелю Русской православной церкви ключи от храма. В 1999 году на средства благотворителей, городской администрации и горожан были приобретены колокола. Колокол весом 1380 кг имеет четыре иконы-клейма: Спасителя, Божией Матери, Святителя Николая Чудотворца и образ святителя Ювеналия Патриарха Иерусалимского. На восстановленной колокольне звучит 300-пудовый благовестник. В 2003 году уроженцем города Серпухова Михаилом Балакиным храму подарен колокол весом пять тонн, отлитый специально для серпуховского собора ярославскими мастерами. С 2002 года восстанавливать собор стала Группа компаний СУ-155.

http://sobory.ru/article/?object=00620

Можно сказать, что 1563 год явился для святителя Макария годом утрат и прощания с иерархами, которых он рукополагал, а также со своими близкими людьми. 26 февраля 1563 года, в день памяти святителя Порфирия епископа Газского, когда исполнилось 37 лет со дня архиерейского наречения Митрополита Макария, в Иосифо-Волоколамском монастыре скончался бывший там на покое Новгородский архиепископ Феодосий (1542–1551) 26 . 28 апреля 1563 года скончался митрополичий казначей архимандрит Кассиан и был погребен в можайском Лужецком монастыре 27 . В конце мая скончался митрополичий дьяк В. Воробьев, служивший у святителя Макария более 30 лет. А 5 декабря почил в Казани ее первый святитель – архиепископ Гурий (1555–1563). Вскоре, 31 декабря, отошел к Богу и сам Митрополит Макарий. О митрополите Мануиле (Лемешевском) Одним из самых просвещенных епархиальных владык нашего времени является Митрополит Мануил, скончавшийся на Куйбышевской кафедре в 1968 году 28 . Его пятитомный труд “Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы включительно” был удостоен в Московской Духовной Академии ученой магистерской степени. Позднее эта работа была репринтирована в ФРГ с доработкой содержащегося в ней материала и с дополнениями о новых архиереях 29 . Высокопреосвященный автор составил также “каталог русских архиереев-обновленцев”. Им же был составлен труд, посвященный русской иерархии за предшествующие века 30 . Во всех его трудах данные об иерархах сопровождаются библиографическими сведениями. Все это позволяет говорить, что покойный митрополит, тщательно исследовавший данную проблематику, хорошо знал материал по истории русской иерархии. Обращает на себя внимание интересная фраза в его письме протоиерею Николаю Колчицкому: “Небесные покровители книгохранилищ своих – Александр Иерусалимский (жил в IV веке, память его 12/XII), святитель Макарий, Митрополит Московский (†1564 г.) и многие другие да помогут мне уразуметь волю Божию в книголюбии, книгомудрости, книготолковании” 31 . Далее он называет и книжника святителя Димитрия Ростовского .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В 1908 г. он направил в Синод донесение, в к-ром обращал внимание на опасные процессы, происходившие в Поволжье после издания указа от 17 апр. 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости». Архиерей предупреждал о том, что «тихо, мирно, постепенно, однако в то же время прочно и постоянно происходит завоевание Казанского края и всего Поволжья магометанскими татарами. Если татаризация иноязычных народов пойдет дальше, если киргизы, башкиры, ногайцы и вотяки усилят татарскую народность и соединятся с нею, то в самом центре России возникнет страшный враг, который вместе с неспокойным Кавказом сможет в критические часы принести русским тяжелейшие беды» (цит. по: Смолич. История РЦ. С. 237-238). Под влиянием этого донесения председатель Совета министров министр внутренних дел России П. А. Столыпин созвал Особое совещание по выработке мер для противодействия татарско-мусульм. влиянию в Приволжском крае. Его заседания проходили в С.-Петербурге при Мин-ве внутренних дел с 12 по 29 янв. 1910 г. под председательством сенатора А. Н. Харузина; в них участвовали представители Церкви, в т. ч. еп. Андрей. 28 июля 1911 г. император утвердил доклад Синода «о бытии наблюдателю миссионерских курсов в Казани наместнику Казанского Спасо-Преображенского миссионерского монастыря архимандриту Варсонофию епископом Мамадышским... с тем чтобы наречение и хиротония его в сан епископа были произведены в Казани». Мнение митр. Мануила (Лемешевского) и ссылающихся на него нек-рых авторов о том, что на Мамадышскую кафедру был назначен буд. Кирилловский еп. сщмч. Варсонофий ( Лебедев Василий Павлович; 1871-1918), неверно. В докладе Синода речь шла о хиротонии архим. Варсонофия (Лебедева Валентина Мефодьевича; 1872 или 1873-1912). Во исполнение указа Синода резолюцией Казанского архиеп. Иакова (Пятницкого ; впосл. митрополит) от 4 авг. 1911 г. архим. Варсонофий был назначен исполняющим обязанности настоятеля Спасо-Преображенского мон-ря и председателя педагогического совета Казанских миссионерских курсов.

http://pravenc.ru/text/2561768.html

2 марта 1917 г. Д. участвовал в частном собрании членов Святейшего Синода в покоях Московского митр. св. Макария (Невского) , на котором было признано необходимым немедленно установить связь с Исполнительным комитетом Гос. думы, и подписал 9 марта 1917 г. синодальное обращение «К верным чадам Православной Российской Церкви по поводу переживаемых ныне событий» с поддержкой Временного правительства. До 14 апр. указом Временного правительства Д. был освобожден от присутствия в Синоде, но продолжал возглавлять ведомство, которое стало называться Ведомство бывшего придворного духовенства. Впосл. он испрашивал указания Синода «относительно того, как будет в дальнейшее время существовать все придворное духовенство», оказавшееся без средств к существованию. 18 сент. 1917 г. в Хайкко (Финляндия) Д. крестил новорожденного вел. кн. Владимира Кирилловича. 6 янв. 1919 г. Д. перевез в гатчинский Павловский собор из Москвы «мальтийские святыни»: Филермскую икону Божией Матери, десницу св. Иоанна Предтечи и часть древа Креста Господня, подаренные Мальтийским орденом имп. Павлу I 12 окт. 1799 г. и ранее хранившиеся в Спасском соборе Зимнего дворца. В авг. 1918 г. по благословению Патриарха св. Тихона Д. доставил их обратно в С.-Петербург. 1 дек. 1919 г. Д. на общем собрании представителей приходских советов под председательством митр. Вениамина (Казанского) от имени «бывшего придворного духовенства» передал открывавшемуся Петроградскому Богословскому ин-ту 10 тыс. р., а затем ценное пожертвование в библиотеку института. В апр. 1922 г. по делу митр. Вениамина Д. был арестован, но 2 июня того же года освобожден благодаря ходатайству А. И. Введенского . После ареста 10 февр. 1923 г. еп. Николая (Ярушевича) епархиальный съезд, на к-ром обновленцы были в большинстве, рассматривал среди прочих кандидатуру Д. на замещение Петроградской кафедры. Он отказался от сотрудничества с обновленческим Петроградским епархиальным управлением. В июле 1923 г., после освобождения Патриарха св. Тихона из-под стражи, Д. был в числе делегатов от петроградского духовенства, ходатайствовавших о назначении иером. Мануила (Лемешевского) правящим архиереем.

http://pravenc.ru/text/171749.html

В Калинине рождались и крепли новые духовные семьи. Несколько духовных чад отца Сергия решили стать священниками. Для рукоположения отец Сергий пригласил епископа Мануила (Лемешевского). Хиротония была совершена, однако вскоре после этого события отцу Сергию пришлось срочно уехать из Калинина, опасаясь ареста. Так отец Сергий оказался в Рыбинске, из которого вскоре вынужден был уехать в деревню Мишаки. Летом 1941 года отца Сергия арестовали. Обвинение звучало так: «Ведет работу по созданию подпольных, т. н. «катакомбных», церквей, насаждает тайное монашество по типу иезуитских орденов и на этой основе организует антисоветские элементы для активной борьбы с Советской властью». По военному времени за такое полагался расстрел. 22 ноября тройка НКВД вынесла приговор по делу гражданина Мечёва — расстрел. Отец Сергий был расстрелян 6 января 1942 года. В 2000 году на Юбилейном Соборе Русская Православная Церковь прославила отца Сергия Мечёва в лике священномучеников. Теперь у Николы в Клённиках, который снова полон народа, покоятся мощи святого праведного Алексия Мечёва, Московского батюшки, и находится икона его сына — священномученика — отца Сергия Мечёва. Им посвящен один из приделов храма. Воистину это семья святых. «Изойдите, как один, измывшись и очистившись. Облегчите мой крест радостью вашего покаяния. Как мог, учил вас ему, хотя и недостойно. И самый радостный день для меня всегда был день вхождения в пост, день падения Адамова. Вот когда особенно видел я в вас Господа. Помолитесь за меня в этот великий день, попросите и за меня у Батюшки прощения. Верю, что нет на земле пространственной дальности. Христос силен и разстоящаяся собрать в соединение. В этот день будем духом вместе, и вы, уходя из дома Божия, припадите к моим преподобным — земному моему ангелу и моему покровителю, прося их принять ваше покаяние», — писал своим духовным чадам отец Сергий из тюрьмы. Сохранить между чадами мир и любовь — такова была его победа в войне духовной, в то время как Великая Отечественная только начиналась.

http://pravmir.ru/gospod-imenno-dlya-tog...

Святейший патриарх Тихон, предвидя ещё большую смуту и расстройство во внутренней жизни страны, обращался с грозными увещеваниями к народу, с призывами опомнится и убоятся участвовать в деяниях безбожников и богохульников, посягнувших на святую веру и  Церковь , раздирающих Родину и расхищающих народное достояние.  Прот. Философ не только зачитывал в Казанском соборе воззвания патриарха, но размножал и рассылал их по всем храмам Петрограда. Активность о. Философа практически всегда проявлялась нужным образом для Церкви; ещё весной-летом 1917 года, когда тогдашнее Временное правительство обязало церковную иерархию впредь не назначать иерархов на кафедры, а избирать их в епархиях, стараниями о. Философа были проведены все подготовительные мероприятия по подготовке выборов в Петрограде. 6 марта 1917 г., после отставки Петроградского митр. Питирима (Окнова) и уволнения его на покой, Святейший Синод  возложил временное управление Петроградской епархией на епископа Гдовского Вениамина (Казанского). В обстановке тотального переустройства общественной и церковной жизни, когда при поддержке Временного правительства начали набирать силу либеральные группировки («Союз демократического духовенства и мирян», председатель – свящ. Д.Попов, члены –  протоиереи И. Егоров, М. Попов, К. Агеев; священники А. Боярский, А. Введенский , С. Фокко, А. Мейер, В. Соколов ; диакон Т. Скобелев, профессор Б. Титлинов и другие), стремившиеся к радикальным и по существу разрушительным преобразованиям церковной жизни, в противовес этому крайнему либерализму был создан «Союз Церковного Единения» (глава – еп. Вениамин (Казанский), ядро – участники Общества религиозно-нравственного просвещения и Общества в память отца Иоанна Кронштадтского – протоиереи Философ Орнатский , П. Миртов , П. Лахостский, П. Кульбуш, А. Ставровский, П. Скипетров, И. Орнатский, М. Прудников и мн. другие). Прот. Философ Орнатский   являлся мудрым наставником и надежной опорой для молодого влыдыки Вениамина в его непростой деятельности, направленной для объединения клира и мирян в решении насущных вопросов церковно-общественной жизни российской столицы.  В Вербное воскресенье, 26 марта, на многолюдном собрании петроградского духовенства и мирян в зале Общества распространения религиозно-нравственного просвещения было решено составить организационный комитет для выборов Петроградского митрополита. Весной 1917 года в этом зале состоялось немало многолюдных собраний пастырей и мирян с участием еп. Вениамина, прот. Философа, иеромонаха Мануила (Лемешевского , также будущего митрополита, " грозы обновленцев»), на которых решались вопросы организации приходских собраний, вопросы по объединению ученого монашества, организационные вопросы по выборам правящего архиерея Петроградской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010