15 октября 1957 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I переведён личным секретарём архиепископа Чебоксарского Мануила (Лемешевского) и был назначен штатным священником кафедрального собора города Чебоксары. 1 сентября 1959 года назначен на должность помощника инспектора и преподавателя Саратовской духовной семинарии. 15 сентября 1960 года определён священником и ключарём Покровского кафедрального собора города Куйбышева. После освобождения архиепископа Мануила служил под его руководством в Чебоксарской и Куйбышевской епархиях. Помогал владыке Мануилу в составлении многотомного «Списка русских епископов за 60 лет, 1897—1956», а после смерти митрополита Мануила продолжил этот труд, написал о нём книгу. 2 апреля 1961 года возведён в сан игумена. 25 апреля 1964 года возведён в сан архимандрита. 25 ноября 1965 года постановлением Священного Синода определено быть епископом Сызранским, викарием Куйбышевской епархии, временного управляющим Ульяновской епархией. 12 декабря 1965 года хиротонисан во епископа Сызранского, викария Куйбышевской епархии и назначен временно управляющим Куйбышевской и Ульяновской епархиями. Чин хиротонии совершали: митрополиты: Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков), Мануил (Лемешевский), архиепископы: Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер), Сурожский Антоний (Блум); епископы: Калужский и Боровский Донат (Щёголев), Дмитровский Филарет (Денисенко), Волоколамский Питирим (Нечаев), Тегельский Ионафан (Кополович). С 20 марта 1969 года — епископ Куйбышевский и Сызранский. Отпевал архиепископа Чебоксарского и Чувашского Николая (Феодосьева) († 22.09.1972) и с 22 сентября 1972 по 31 мая 1973 года временно управлял Чебоксарской епархией. С 3 мая по 25 июля 1975 года временно управлял Уфимской епархией. 9 сентября 1976 года возведён в сан архиепископа. В 1978—1980 годах под руководством архиепископа Иоанна осуществлялся капитальный внутренний ремонт кафедрального Покровского собора, подожжённого на праздник «60-летия октября» (7 ноября 1977 года) брошенной в окно алтаря бутылкой с зажигательной смесью. За труды по восстановлению собора награждён орденом преп. Сергия Радонежского II степени.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/10/17/20...

Известно об энергичной деятельности священномученика Илариона, направленной на усмирение волнений, возникших в Русской Церкви и особенно в ее епископате в 1927 году по поводу действий заместителя местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) . Главным же предметом пререкания стала Декларация митрополита Сергия от 16/27 июля 1927 года об отношении Русской Православной Церкви к советской власти. Осенью того же года опасность отделения от заместителя местоблюстителя увеличилась действиями митрополита Иосифа (Петровых) , недовольного переводом с Ленинградской епископской кафедры на Одесскую. Смущение, колебания и разделение стали проникать в среду заключенных на Соловках иерархов. Уже в ноябре 1927 года «архиепископ Иларион сумел собрать до пятнадцати епископов в келии архимандрита Феофана, где все единодушно постановили сохранять верность Православной Церкви, возглавляемой митрополитом Сергием. „Никакого раскола!» – возгласил архиепископ Иларион. – Что бы нам ни стали говорить, будем смотреть на это как на провокацию!» 381 Сколь большое значение эта инициатива владыки имела впоследствии, видно из следующего случая. Его современнику, соратнику по борьбе с обновленцами и соузнику, епископу Мануилу (Лемешевскому) после освобождения из лагеря по прибытии в Москву 10/23 февраля 1928 года митрополитом Иосифом (Петровых) было сделано предложение примкнуть к расколу с обещанием немедленного возведения в сан митрополита, на что епископ Мануил дал такой ответ: «Я – представитель „соловецкого» епископата. Все мы единогласно и единодушно в количестве семнадцать человек под председательством архиепископа Илариона клятвой скрепили себя не отделяться от митрополита Сергия, хранить церковное единство и не присоединяться ни к какой группе раздорников. Мне поручено „соловецким» епископатом доложить о всем этом митрополиту Сергию» 382 . В письме от 8/21 июля 1928 года владыка Иларион писал: «Я ровно ничего не вижу в действиях митрополита Сергия и Синода его, что бы превосходило меру снисхождения или терпения... Везде писаны пустяки, кто напротив пишет. Какую штуку выдумали. Он мол отступник. И как пишут, будто без ума они. Сами в яму попадают и за собой других тащат» 383 . О митрополите Иосифе же почти пророчествовал: «У него будто злоба какая... С ним ничего не поделаешь, хоть об стенку лбом бейся, все то же будет» 384 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

С началом кампании по изъятию церковных ценностей 19 марта 1922 г. прот. Н. Чуков обратился к прихожанам с призывом организовать сбор пожертвований и личных драгоценных вещей для выкупа богослужебных предметов и святынь Казанского собора. 21 марта был вызван для допроса в ГПУ, но отпущен с предупреждением не препятствовать работе комиссии по изъятию. С арестом в кон. апр. большинства членов Об-ва правосл. приходов организовал помощь заключенным. 9 мая в качестве представителя митр. Вениамина присутствовал на заседании комиссии Петроградского Помгола. В сер. мая при поддержке АХ и АН безуспешно пытался предотвратить разрушение соборных иконостасов, представлявших историческую и художественную ценность. 30 мая арестован за «противодействие изъятию церковных ценностей» и привлечен как один из основных обвиняемых по делу «петроградских церковников». 10 июня начался судебный процесс (см. ст. Петроградский процесс 1922 г. ), на к-ром о. Николай и митр. Вениамин сидели рядом на скамье подсудимых. 4 июля подсудимым было предоставлено последнее слово; так же как и др. обвиняемые, прот. Н. Чуков виновным себя не признал, подчеркнув, что, «если нужно, я встречу смерть спокойно» («Дело» митр. Вениамина. С. 82). 5 июля Петроградским губ. революционным трибуналом вместе с митр. Вениамином и 8 др. обвиняемыми приговорен к расстрелу. 13 июля Политбюро ЦК РКП(б) вынесло решение оставить приговор в силе в отношении митр. Вениамина, архим. Сергия (Шеина) , проф. Новицкого и И. М. Ковшарова (см. Иоанн Ковшаров, нмч.). 3 авг. постановлением Президиума ВЦИК прот. Н. Чукову расстрел был заменен 5 годами лишения свободы. Отбывал срок в петроградской тюрьме. 24 нояб. 1923 г. Президиум ВЦИК постановил считать оставшийся срок наказания условным. 30 нояб. выпущен на свободу. Ввиду захвата Казанского собора обновленцами (см. ст. Обновленчество ) и самороспуска Богословского ин-та (6 мая 1923), контроль над к-рым стремилось установить обновленческое Петроградское ЕУ, прот. Н. Чуков обратился к 1-му вик. Петроградской епархии Лужскому еп. Мануилу (Лемешевскому) с просьбой о причислении сверх штата в клир Воскресения Христова собора в С.-Петербурге . 29 марта 1924 г. временным управляющим Петроградской епархией Кронштадтским еп. Венедиктом (Плотниковым) назначен настоятелем Николо-Богоявленского собора в С.-Петербурге с сохранением номинального настоятельства в Казанском соборе. Со 2 апр. того же года заведовал Богословскими курсами Центрального городского р-на, преподавал апологетику и патристику. Одновременно разрабатывал проект положения о Высших богословских курсах , после регистрации к-рых 25 сент. 1925 г. избран их ректором. 25 нояб. 1926 г. удостоен ученой степени магистра богословия за соч. «Мессианские представления иудеев по таргуму Ионафана, сына Узиелова».

http://pravenc.ru/text/166689.html

С каким чувством Вы ступили на священническую стезю? Во мне были решимость и сильное желание послужить Богу, ни о чем не задумываясь, жертвуя наукой, многого не зная в жизни Церкви… Я дал отцу Иоанну Гончарову согласие на принятие сана. Состоялся разговор с Архиепископом Евсевием, который благословил меня увольняться с прежней работы … В институте меня все коллеги спрашивали, не буду ли я потом жалеть? Ну и как? Не жалеете? Сейчас вот с таким же романтическим порывом расстались бы с наукой? Человек меняется, я не исключение. Теперь не такой уже решительный… Годы… Из стен авиационного института уже после моего ухода со временем вышло много священнослужителей, намного больше, чем из всех других самарских вузов. Владыка Сергий однажды по этому поводу даже пошутил, сказал, что авиационный институт (сейчас Аэрокосмический университет) ближе к космосу, к Богу… После того как я забрал трудовую книжку с записью «Уволен по собственному желанию», я пошел в Епархию и сказал, что готов к рукоположению. Меня 14 января 1993 года рукоположили в дьяконы. Некоторое время прослужил в Покровском соборе, потом в Иверском монастыре весь Великий пост , а на Благовещение меня рукоположили в сан священника и перевели служить в Вознесенский собор. Как родные отреагировали на изменения в жизни главы семьи? Моя жена была рада, что я стал Православным человеком, она с дочкой сама ходила в церковь, и понимала меня в этом вопросе полностью. Но мой уход из института, из науки жена переживала тяжело. Как вас встретил старинный Вознесенский собор, который в начале девяностых был еще просто военным складом? Храм с богатой историей, в середине XIX века был кафедральным собором Самары. В нем освящалось Самарское Знамя, под которым сражались русские ополченцы и братья по вере болгарами против иноверцев-турков. И вот на ваши плечи легла работа по организации современного прихода… Кто были ваши первые помощники? Мне очень помогал староста Вознесенского собора Андрей Андреевич Савин. Это был необычный человек. Много лет и даже десятилетий он был секретарем Оренбургского, а потом Куйбышевского (Самарского) Епархиального управления. Был единственным мирянином на такой ответственной должности в нашей Церкви. Он хорошо знал Митрополита Мануила, многих священников, которые пострадали в годы гонений. Благодаря его стараниям было остановлено страшное решение советского правительства и местных властей. Хрущев хотел сделать так, чтобы Православные не имели права крестить и причащать своих детей, а те чтобы могли участвовать в церковных Таинствах только уже после наступления совершеннолетия. Андрей Андреевич в нашей епархии столкнулся с этим, у нас как раз опробовали это решение. Горячо все рассказал Митрополиту Мануилу (Лемешевскому). Владыка написал о происходящем в письме Патриарху. Андрей Андреевич лично отвез то письмо в Патриархию. Сразу наверху забили в колокола, мол, нельзя нарушать права человека, и работа по созданию этого зловещего проекта была прекращена.

http://azbyka.ru/way/algebra-i-garmonija...

В 1988 году за прочитанные для корпорации Ленинградской духовной академии лекции по истории Русской Православной Церкви 1920-х годов получил звание доктора церковной истории. 13 сентября 1989 года постановлением Священного Синода освобождён от порученного временного управления Ульяновской епархией. С 20 июля 1990 года — митрополит Ленинградский и Ладожский и постоянный член Священного Синода (по кафедре). С 25 сентября 1991 года в связи с переименованием города Ленинграда в Санкт-Петербург, впредь именуется «Санкт-Петербургский и Ладожский». С февраля 1992 года — председатель Синодальной богослужебной комиссии. За этот период были подготовлены и утверждены: тропари и кондаки Собору новомучеников и исповедников Российских (с молитвой), преподобным Кириллу и Марии Радонежским, святителю Филарету (Дроздову), (с молитвой), священномученику Иоанну Кочурову, священномученику Александру Хотовицкому, преподобному Варнаве Гефсиманскому (с молитвой), преподобному Роману Сладкопевцу, акафисты преподобным Кириллу и Марии Радонежским, мученику Вонифатию, пресвятой Богородице в честь иконы «Целительница»; молитва на освящение святого мира. 2 ноября 1995 года скончался на банкете в честь 5-летия банка «Санкт-Петербург» в гостинице «Северная корона» в Санкт-Петербурге. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры. 16 октября 2014 года митрополит Самарский и Сызранский Сергий открыл в Самаре памятник митрополиту Мануилу (Лемешевскому) и митрополиту Иоанну (Снычеву). Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2015/10/17/20...

И если мы своё упование направили на человеческое, то настоящие лукавые дни, разметав человеческое, не потрясли бы до основания самих упований наших. И Вы знаете, что мирское мудрование и терпит теперь банкротство, носители его подходят к безверию, и не слышится ли Вам голос: да что же такое наша Церковь ? И где Она?.. Нет... Ставка на человеческое – простите, я скажу Вам резкое мирское слово, – бита. И после того – что я буду говорить о себе? Что я готовился к предстоящему служению рождением, образованием, воспитанием и настроением? Да какая же ценность всего этого? Никакой. По человеческой ставке коротко скажу о себе. Готов ли я? Достоин ли? – Не готов. Не достоин. Но идёт суд Божий, отметается человеческое, даётся Божие... Вот моя вера. И при ней я ничтожная щепка, вздымаемая Промыслом на гребень волны. И задача моя одна – неизменно пребыть в русле Божественного Промысла, отдаться ему безраздельно, всем существом, без рассуждения. И вот, без оглядки назад, с верой в неотвратимость предназначенного, я иду. Я иду, покорный Промыслу, и пусть совершится таинство Божие в нелицеприятном суде Его. В мысли своей, в настроении моем и на языке моем одно слово – слово молчания. Пусть молчит всякая плоть человеческая. Потому что идёт Царь царствующих... И молитва моя одна. Ей, гряди, Господи Иисусе! Гряди благодатию Духа Твоего Святого... чтобы в моей немощи и через неё совершились судьбы Твои ( Апок.22:20 ). И Вы, Святейший Владыко, исполните предначертанное и в положенное время сотворите великое таинство моего освящения. Аминь. [Речь произнесена в те дни, когда происходил разгул «обновленчества», его «Собор» и попытка низложить Святейшего Патриарха Тихона, расколоть и разрушить Церковь , действуя в союзе с «творящими брань со святыми», как было предречено в великом Откровении ( Откр.13:7 ). – Сост.] Архив составителя Сообщение Святейшего Патриарха Тихона викарию Петроградской епархии, епископу Лужскому Мануилу [Лемешевскому] о состоявшемся покаянии обновленческого «епископа Петроградского» Артемия [Ильинского] В воскресенье, 18 ноября, в церкви Киевского подворья в Петрограде тихоновский епископ Мануил сообщил следующее: «...Получено из Москвы от Патриарха Тихона сообщение о том, что на днях Петроградский епископ Артемий, нынешний Председатель Петроградского Епархиального Управления [обновленцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

10/23 сентября. Служил литургию в храме Димитрия Солунского на Благуше и всенощную в храме Сергия и Германа на Валаамском подворье. В храме Димитрия Солунского, вручая архипастырский жезл новопоставленному епископу Мануилу (Лемешевскому) , патриарх Тихон напутствовал его, отправляя в Петроградскую епархию, управление которой захватило обновленческое духовенство: «Посылаю тебя на страдания, ибо кресты и скорби ждут тебя на новом поприще твоего служения. Но мужайся и верни мне епархию». 11/24 сентября. В Донском монастыре под председательством патриарха Тихона состоялось собрание епископов, на котором было заслушано постановление Константинопольского патриархата о переходе с 1 октября 1923 года на новый стиль летосчисления и единогласно было принято следующее постановление: «По чину Вселенского Патриарха и в согласии с другими православными автокефальными церквами пропустить во время исчисления 13 дней так, чтобы после 1 – го октября старого стиля следовало 15 – е. Вопрос о времени празднования Пасхи решить в согласии с Православными Церквами по постановлениям бывшего в Константинополе в сем году православного собрания. Призвать особым посланием всех архипастырей, пастырей и верующих мирян без смущения принять исправления церковного времяисчисления, так как это исправление нисколько не затрагивает догматов из священных канонов Православной Церкви, необходимо по требованиям астрономической науки и потребно для согласования церковной жизни с установленным уже во всех христианских странах времяисчислением». 13/26 сентября. Служил всенощную в храме Воздвижения Господня на Воздвиженке. 14/27 сентября. Служил литургию в храме Троицы на Мещанской («Троица на Капельках»). 16/29 сентября. Указ патриарха Тихона о назначении митрополита Платона управляющим Северо – Американской Православной Церковью. 17/30 сентября. Служил литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы на Красносельской и всенощную в Алексеевском монастыре. 18 сентября/1 октября. Воззвание патриарха Тихона о переходе на новый стиль летосчисления.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) От Меня это было В эту брошюру входят известное духовное творение – «От Меня это было» и избранные места из дневника митрополита Мануила (Лемешевского) «Разговор Бога с душой». Издание рассчитано на широкий круг православных читателей. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/   От Меня это было © Издательство «Благовест» – текст, оформление, оригинал-макет, 2014 Предисловие Духовное произведение «От Меня это было» – это откровение гласа Божия, воли Его в сердце подвижника, всю жизнь молитвенно ищущего этого Божия откровения, общения с Богом и соединения с Ним. Это творение досталось нам по Божию Промыслу. Причем рукописные источники этого произведения несколько отличаются друг от друга, хотя внутренне и по основному содержанию они едины – сохраняя главное, преданность подвижника воле Божией, готовность всегда и несмотря ни на какие препятствия ее исполнить. По мнению одних исследователей авторство творения «От Меня это было» принадлежит преподобному Серафиму Вырицкому, а, по мнению других, – написано митрополитом Мануилом (Лемешевским), которые были хорошо знакомы и духовно близки. Так что вполне возможно это духовное произведение представляет собой плод их совместных духовных исканий. Главный смысл и значение этого творения для православного христианина – это осознание того, что Бог близок к нам и всегда готов при йти молящемуся на помощь, если он сам готов безусловно принять волю Божию и воплотить ее в своей жизни. Андрей Плюснин От Меня это было Этот текст, написанный в стихотворной форме, отец Серафим адресовал одному из своих духовных чад – епископу, находящемуся в заключении. В нем – отблеск глубочайшей молитвенной тайны, раскрываемой в беседе Бога с душой человека. Это духовное завещание старца, обращенное и ко всем нам .   Думал ли ты когда-либо,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

С апреля по сентябрь 1923 года служил регентом церковного хора в единоверческой церкви Волкова кладбища. Был близким знакомым патриарха Тихона , летом 1923 года дважды встречался с ним в Москве, рекомендуя назначить в Петроград правящим архиереем иеромонаха Мануила (Лемешевского) . С сентября по 1923 по февраль 1924 года - регент храма Творожковского подворья. Руководил состоявшим из 10-20 человек " Никольским содружеством " . 2-3 февраля 1924 года был арестован по делу епископа Мануила (Лемешевского) . 26 сентября 1924 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ осуждён по обвинению в " контрреволюционной деятельности " по ст. 67, 69, 73 УК РСФСР и приговорен к трем годам концлагерей в Соловецкий лагерь особого назначения . В годы его заключения в Соловецком лагере собрались десятки епископов, что дало возможность ему собрать немало ценных сведений о положении иерархов и епархий. В его следственном деле 1937 года имеются показания архиепископа Питирима (Крылова) о том, что «еще в 1924-1926 годах Аксенов, отбывая наказание в Соловецких лагерях, допрашивал почти каждого вновь прибывшего туда служителя религиозного культа с целью установления как причины заключения в лагерь, так и положения церковных дел на местах». Митрополит Мануил (Лемешевский) упоминает о составлении Л. Д. Аксеновым в Соловецком лагере каталога архиереев . Постановлением Коллегии ОГПУ от 29 апреля 1927 года освобожден досрочно с лишением права проживания в шести крупнейших городах и губерниях на три года. После отбытия срока в Соловках поселился в Любани Белорусской ССР, где арендовал свечной завод, который был закрыт 1 апреля 1933 года. На момент ареста был без определенных занятий, в анкете характеризуется как " педагог-юрист " , находился в Ленинграде, по адресу: Ленинград, ул.Халтурина, 11–19. 26 апреля 1934 года был арестован и заключён в Ленинградский дом предварительного заключения по обвинению в " связи с реакционными церковными кругами, поддерживает связь с репрессированным за к.р. деятельность монашеством и духовенством, оказывая последнему материальную помощь " Был арестован по запросу СПО ОГПУ, в которое поступили сведения " о том, что б. пом. обер-секретаря царского сената — Аксенов Л.Д. установил нелегальную связь с бело-эмигрантскими церковниками, которых снабжает клеветнической информацией о положении в СССР... " , на основании этого было дано указание: " Произведите тщательный обыск у известного церковника Аксенова Леонида Дмитриевича, с целью обнаружения материалов о его связях с церковниками, проживающими в СССР и за рубежом. Независимо от результатов обыска арестуйте и направьте спецконвоем в наше распоряжение " и " У Аксенова Л.Д. проведите тщательный обыск, подвергнете изъятию всю переписку, рукописи и фотоснимки — обратив внимание на документы, указывающие на связь с ссылкой, концлагерем и заграницей " . В записке, приложенной к делу упоминались о следственных делах 1920, 1924, 1925 годах.

http://drevo-info.ru/articles/13681528.h...

Данные, относящиеся к XX столетию, особенно к 20—40-м гг., в труде митрополита Мануила (Лемешевского) часто неточны, дополнения и подтверждения, относящиеся к ним, можно отчасти найти в «Общем алфавитном списке православных и раскольнических епархий 1917—1946 гг.», составленном М.Е. Губониным и помещенном в книге «Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917—1943» (М., 1994). На основе материалов, собранных М.Е. Губониным, ПСТБИ в 1999 г. опубликовал «Схему развития епархиального устроения Русской Православной Церкви: От основания древних епархий на ее современной канонической территории по настоящее время (Приложение к Богословскому сборнику, 4)». Труд митрополита Мануила (Лемешевского) был продолжен и дополнен его учеником, будущим митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычевым), в двух работах: «Топография архиерейских кафедр Русской Православной Церкви периода с 1893 г. по июнь 1963 г.» (Куйбышев, 1973. Рукопись); «Состав российской православной церковной иерархии за 1962—1972 гг.» (Куйбышев, 1973. Рукопись. Доп. за 1973—1992 гг.). В настоящее время списки иерархов РПЦ разной степени достоверности и полноты также опубликованы в Интернете на сайтах ПСТБИ, ЦНЦ «Православная энциклопедия» и сайте «Русское Православие». Состав иерархов РПЦ ежегодно печатается в церковных календарях, выпускаемых в свет Издательским отделом Московской Патриархии, а с 1996 г. там же стали помещаться и краткие биографические справки. Хронологические списки иерархов конкретных епархий неоднократно издавались в местных издательствах, обычно в юбилейные годы.    Среди справочных изданий необходимо выделить труды, содержащие перечни и краткие описания монастырей РПЦ, из которых наиболее капитальным продолжает оставаться труд В.В. Зверинского «Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи» (СПб., 1890—1897. 3 т.), содержащий сведения как о действующих на конец XIX в.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3449...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010