(Я. К. и.). О явлении и об обретении иконы Богородицы в Казани известно из Повести «самовидца» и участника обретения святыни свт. Ермогена , 1-го митрополита Казанского (впосл. патриарх Московский и всея Руси; † 1612), в бытность его священником казанской ц. свт. Николая Чудотворца при Гостином дворе. Повесть под названием «Месяца Июля в 8 день. Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы честнаго и славнаго Ея Явления образа иже в Казани. Списано смиренным Ермогеном митрополитом Казаньским» завершена в 1594 г. и сохранилась в авторской рукописи (частично переписана писцами) (ГИМ. Син. 982) (СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 158-159, 161). Известны многочисленные списки Повести XVII-XIX вв., ее краткое изложение приводится в Прологах. Впервые Повесть издана под названием «Сказание о явлении чудотворной иконы Пречистыя Богородицы во граде Казани» (Каз., 1871), затем ее опубликовал казанский историк и миссионер прот. Евфимий Малов ( Малов. 1879. С. I-XV). В 1880 г. была напечатана авторская рукопись Повести, сверенная с оригиналом синодальным ризничим архим. Иосифом (Мат-лы для истории Русской Церкви: Гермогена, патр. Московского, Сказание о явлении и чудесах от иконы Пресвятыя Богородицы Казанской, писано в 1594 г.//ЧОЛДП. 1880. Кн. 6. Отд. 3. С. 1-44). К 300-летию мученической кончины патриарха Ермогена в 1912 г. осуществлено фототипическое издание Повести с анализом ее почерков (Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресв. Богородицы: Ркп. Свят. патр. Гермогена/Предисл.: А. И. Соболевский. М., 1912), также Повесть вышла в переложении на рус. язык протопресвитера Успенского собора Московского Кремля Н. А. Любимова (Творения свт. Гермогена, патр. Московскаго и всея России: С прил. чина поставления патриарха. М., 1912. С. 1-34), существовало и издание лицевой Повести ( Постников П. П. Лицевое сказание о явлении Казанской иконы Божией Матери. СПб., 1912; переизд.: Честь и Слава Богоматери. М., 1994. Вып. 4: Казанская икона). Впосл. Повесть неоднократно переиздавалась (Патриарх Ермоген: Жизнеописание, творения, ист. предания, чудеса и прославление/Сост., коммент. и ред.: Е. А. Смирнова. М., 1997. С. 41-58; переизд.: Свт. Ермоген, патр. Московский/Сост.: Е. А. Смирнова. М., 2005. С. 339-366; Повесть о явлении и чудесах Казанской иконы Богородицы//БЛДР. 2006. Т. 14. С. 24-53).

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Л. Иконы Рыбинска. Рыбинск, 2009. 35. С. 114. Ил. на с. 114, 115). На калужской иконе 1-й трети XVIII в. в среднике - список чудотворной Калужской К. и., на полях по бокам - Казанские святители Гурий и Варсонофий в рост, вверху и внизу - по 4 клейма Повести (Шесть веков рус. иконы: Новые открытия: Выст. из частных собр. к 60-летию ЦМиАР/Вступ. ст., ред.-сост.: Н. И. Комашко. М., 2007. Кат. 52. С. 178. Ил. на с. 68). Вязниковским иконописцем Е. Денисовым в кон. XVIII в. исполнена рама с 12 клеймами (частное собрание) (Слово и образ: Русские житийные иконы XIV - нач. XX в.: Кат. выст. М., 2010. Кат. 65. С. 162. Ил. на с. 163). К. и. с 12 клеймами кон. XVIII - нач. XIX в., принадлежащие культуре Костромы и Солигалича, имеют под изображениями К. и. в средниках тексты тропаря и кондака К. и. (Костромская икона XIII-XIX вв.: Кат./Сост.: Н. И. Комашко, С. С. Каткова. М., 2004. Кат. 270, 271. С. 615-616. Ил. 428, 429). В XIX в. К. и. писали с 8, 12 или 16 клеймами истории обретения святыни, многие были созданы в Палехе (Русские иконы в собр. М. Де Буара (Елизаветина): Кат. выст./Авт.-сост.: Н. И. Комашко, А. С. Преображенский, Э. С. Смирнова. М., 2009. Кат. 147. С. 345. Ил. на с. 248). На К. и. вытянутых пропорций клейма могут располагаться по 2 вверху и внизу (Русская икона XV-XX вв.=Russian Icons of the 15th-20th Cent.: Из колл. И. Возякова. М.; СПб., 2009. 187. С. 341. Ил. на с. 236). Сохранились многочисленные лит. свидетельства существования К. и. «с чудесами». Одна из ранних икон - «древний список с чудотворной» ( Малов. 1879. С. 24) - находилась в ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Тульского) в Казани, куда была перенесена явленная К. и. после ее обретения. О почитаемой К. и. с клеймами упоминается, напр., в летописи 1679 г., в рассказе о взятии Астрахани казачьим войском Стеньки Разина. 22 июня 1670 г. мятежники обстреляли Успенский собор, пищаль пробила киот, в котором стоял «образ Казанские Богородицы с чюдесы» (Летописное сказание Петра Золотарева//ПСРЛ. Т. 31. С.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Бесспорно, Малов обладал редким миссионерским талантом и своим трудом способствовал укреплению веры в сердцах многих казанцев и жителей губернии. Неслучайно П.В. Знаменский так характеризовал Евфимия Александровича: «натура, как будто нарочито созданная для практического миссионерства; притом он историк миссии и искусный наблюдатель нравов, умственных и религиозных понятий». 4 Видя смысл своей жизни в христианской миссии, Малов оставил потомкам ряд важных трудов, в которых показал основы для защиты православия в спорах с представителями других религий, в первую очередь с исламом. Эти работы явились плодом интересных и продолжительных полемических бесед с муддарисами, шакирдами и простыми мусульманскими верующими. Вступая в активную полемику с ними, Малов пытался донести до мусульман преимущество и истинность христианского учения над исламом. Большое место, в связи с этим, Малов отводил спорам и беседам о Страшном Суде, жертвоприношениях, загробной жизни и пр. Так, критикуя представления Корана, в которых праведным мусульманам обещались «черноокие гурии» в раю, Малов восклицал: «Какая необходимость в раю в пище, питии и в супружеских удовольствиях? Здесь, на земле, мы едим и пьем для того, чтобы утолить голод, поддерживать жизнь свою, чтобы не захворать и не умереть голодной смертью . А в раю разве существует опасение смерти? Разве там будет голод и жажда? … мы имеем супружеские отношения для сохранения жизни рода человеческого, потому что, иначе род человеческий прекратился бы …с прекращением брачных отношений. А в раю разве будет угрожать обитателям рая смерть или сокращение и прекращение числа блаженствующих? В раю ничего подобного, т.е. никаких земных условий существования или жизни не будет. Райская жизнь вечна, там нет смерти, следовательно, там нет и страха за прекращение жизни, там нет никакой нужды ни в пище, ни в питии, ни в гуриях или чернооких девицах и ни в молодых юношах. Рай – не гарем». 5 Незаслуженно забыто имя Е.А. Малова и как видного христианского археолога и историка. А ведь именно ему принадлежала идея систематизированного изучения истории церквей и монастырей Казанской епархии. Насколько ему позволило время, преподавательская и общественная работа, настолько он смог воплотить в жизнь свой план. И надо сказать, что сделано в этом отношении Маловым было немало: им было издано ряд интересных трудов, в числе которых стоит отметить в первую очередь такие работы как: «Раифская Богородицкая пустынь Казанской епархии. Историческое описание», «Историческое описание церквей г. Казани», «Казанский Богородицкий девичий монастырь. История и современное его состояние», «Мироносицкая пустынь Казанской епархии. История пустыни и современное состояние», «Опись Свияжского Богородицкого мужского монастыря 1614 года» и др. Все эти труды представляют собой значительный интерес для церковных историков и для всех интересующихся прошлым нашей епархии и пока еще доступны для современного исследователя.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии на 1867 год. - Казань: Университетская типография, 1867. - С. 91 - 93. Малов Евфимий, священник. Казанский Богородицкий девичий монастырь. История и современное его состояние. - Казань: Типография Императорского Университета, 1879. - С. 100 - 101. Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии на 1867 год. - Казань: Университетская типография, 1867. - С. 93. Зеленецкий А.Ф. Указ. соч. - С. 50. Зеленецкий А.Ф. Указ. соч. - С. 134. НА РТ, ф. 484, оп. 67, д. 1, л. 29 об., 30, 34 об., 35, 36 об., 37, 37 об., 38, 39. об., 40, 47 об., 48, 48 об., 49, 49 об., 50, 50 об., 51, 51 об., 52. «Ведомость о Казанском I-kлacca Богородицком девичьем монастыре, настоятельнице оного и всех живущих в сем монастыре за 1873 год». Ключевская Е.П. Из истории православного искусства Казанской епархии в XVIII - начале XX вв.//Православный собеседник: Альманах Казанской Духовной семинарии Выпуск 1 (22). 2012. - Казань: Казанская Духовная семинария, 2012. - С. 158. НА РТ, ф. 484, оп. 67, д. 1, л. 51 об., 52. НА РТ, ф. 484, оп. 87, д. 1, л. 13 об., 14. Малов Е.А. Историческое описание церквей г. Казани. Выпуск 1. - Казань: Типография Императорского университета, 1884. - С. 184. Малов Е.А. Указ. соч. - С. 185. Ершов А.Ф. Двадцатипятилетие Казанской земской школы для образования народных учительниц: 1871 - 1896. Исторические записки. Издание Казанского Губернского земства. - Казань: Типография Губернского правления, 1897. 63 с. Малов Е.А. Указ. Соч. - С. 184. Малов Евфимий, священник. Указ соч. - С. 103. НА РТ. Ф.1292, оп. 1, д.8, лл. 4-5; оп. 1, д. 3, лл. 3 - 14; оп 1, д. 6, лл. 11 - 31; Ф. 4, оп. 114, д. 6; оп. 113, д. 14. Зеленецкий А.Ф. Указ. соч. - С. 134. См.: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Русское искусство XVII - начала XX века. Каталог. - Казань, 2005. - С. 120. Генерал-лейтенант, начальник IV округа корпуса внутренней стражи Мандрыка Н.Я. был похоронен в третьем отделении кладбища Кизического Свято-Введенского мужского монастыря, находящемся по левую сторону от храма Введения Пресвятой Богородицы. См.: Никанор, епископ. Кладбище Кизического монастыря. История его и описание. - Казань: Типография Губернского Правления, 1892. - С. 11. Агафонов Н.Я. Казань и казанцы. Т. I. - Казань: Типография И.С. Перова, 1906. - С 85. На его могиле была чугунная плита с вызолоченным крестом, окружённая железной решёткой и с надписью: «Генерал-лейтенант Николай Яковлевич Мандрыка родился 7 января 1777 года, в городе Прилуках, умер 6 июля 1853 года в Верхотурском уезде». Никанор, епископ. Указ. соч. - С. 43. Его могила утеряна.

http://ruskline.ru/analitika/2013/11/29/...

Сейчас Патриарх постоянно говорит о том, что нужно работать с молодежью. Почему? Не потому, что молодежь не ходит в церковь, а потому что молодежь идет в церковь . И надо уметь к ней подойти, надо уметь с ней поговорить. В этом смысле сейчас в России происходит очень мощная религиозная революция. Малов: Вот здесь вопрос. А где грань того, насколько можно подлаживаться. Мы прекрасно знаем, что в протестантских церквях США есть священники, которые службу читают в ритме репа, так сказать, нет проблем. Не буду называть и десятки, сотни других заманок, которые…. Зубов: Я сам бывал в Америке на богослужениях и видел… Малов: Так вот, для РПЦ, если вы, все-таки, представитель и верующий православный… Зелинская: И как вы отнесетесь, если у нас тетеньки будут священниками? Зубов: Простите, но отрицательно. Зелинская: А почему я должна прощать? Зубов: Ну, вы же дама, может быть, вам это неприятно слышать. Но есть богословские аргументы, почему этого не должно быть. Зелинская: Нет, мне было бы неприятнее увидеть…. Слава Богу, у нас есть для женщин реализаций выше головы. Есть и монастыри, есть игуменьи, есть сестричества. Зубов: В принципе, я не исключаю, что будет восстановлен старинный институт диаконисс, который было рекомендовано восстановить ещё на соборе 17-18 года. Но, понимаете, у каждого пола свои функции… Зелинская: И свое место. Малов: Я все-таки хотел бы этот вопрос чуть-чуть пожевать. Я знаю, что вы сильно торопитесь, но у нас ещё до финального звонка чуть-чуть времени есть. Вот, значит… Зелинская: Ответьте, мне самой интересно. Малов: РПЦ на сегодняшний день, извините, назову это так, на рынке ловцов душ является почти одной из самых консервативных религий в плане форм работы с населением и с потенциальной аудиторией. Извините, я вот такой пиаровской методологией буду пользоваться, потому что суть на самом деле одна, только здесь духовная история. Внешние заманки у протестантов очень похожи. Допускаю, что на них работают хорошие пиар-конторы. Почему и насколько можно для РПЦ поступиться этой формой ради того, чтобы привлечь дополнительную аудиторию, если угодно? Где грань? Мне кажется, что это очень важный вопрос на самом деле.

http://pravmir.ru/zachem-religii-politik...

Ученую, преподавательскую и общественную деятельность Е.А. Малов сочетал с иерейской службой в казанских храмах. В 1869 г. Малов был рукоположен в священники Богоявленской церкви Казани, с 1881 г. назначен протоиереем, а через пять лет переходит на службу в Благовещенский кафедральный собор города. О высоком уровне знания богословия, истории и ряда других наук, высокой степени ораторского мастерства, абсолютной убежденности в правоте своего дела, свидетельствует интересное событие, которое вызвало заметный резонанс в жизни мусульманского общества г. Казани конца XIX века. Так, в 1891 г. шакирд Апанаевского медресе Сахиб Гирей Ахмеров (1858–1900) принял православие и был крещен как Павел Николаевич. Переходу в православие Ахмерова предшествовало знакомство и продолжительные дискуссии на духовные темы с Е.А. Маловым, в ходе которых Ахмеров радикально пересматривает свои взгляды и решает креститься. 3 Представим себе, насколько нелегко убедить верующего мусульманина в необходимости принятия христианской веры, в истинности христианства, чтобы понять силу убеждения и колоссальный багаж знаний, которыми обладал Е.А. Малов! Думается, что такое сейчас под силу далеко не каждому. Тем более убедить мусульманина в превосходстве христианства над исламом намного труднее было сделать в конце XIX века, когда духовные ценности имели более важный вес в системе ценностей человека, и когда такой переход воспринимался в татарской среде куда более недоброжелательно. Важным стоит отметить, что Ахмеров хорошо разбирался в догматах исламского вероучения, и поэтому нельзя упрекнуть Малова в том, что он убедил Сахиб Гирея принять христианство , воспользовавшись его невежеством. Обладая хорошей теоретической подготовкой, яркими способностями и педагогическим талантом, Ахмерова не относился к людям, которые могли в силу своего невежества легко расстаться со своей верой, «поддавшись на красивые слова» миссионера. Образованный и способный Ахмеров после крещения вошел в преподавательский состав КДА, где с 1892 г. начинает преподавать арабский язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

М.Р. Салахов Евфимий Александрович Малов и миссионерская деятельность «Братства святителя Гурия» во второй половине XIX в. Источник Евфимий Александрович Малов известен в истории как талантливый миссионер, ученый и церковный деятель. Он оставил после себя многочисленные дневники, печатные издания и переводы на тему противомусульманской полемики. В своих трудах Малов описывал развитие миссионерского дела, имперскую политику в Казанской губернии в прошлом и критиковал процессы, свидетелем и современником которых был. E.A. Malov is well-known as a talented missionary, scientist and church leader. He had left numerous diaries, publications and translations on the topic of anti-islamic dispute. In his papers Malov described the development of missionary work, imperial politics in Kazan province in the past. He criticised the processes he had witnessed and been a contemporary of. Besided, he can also be called a historian of missionary work. Значительные преобразования в России во второй половине XIX и начале ХХ в. отразились на всех аспектах жизни страны. Перемены коснулись экономических, культурных, идеологических и духовных сфер общества. Шло дальнейшее продолжение интеграции нерусских народов как в культурно-языковой, так и религиозной сфере. Развитая инфраструктура Русской православной церкви (РПЦ) активно использовалась государством для продвижения важных социальных и полицейско-охранительных проектов. Важным направлением взаимодействия государства и православной церкви становилась реализация политики по христианизации религиозных меньшинств. Казанская епархия на рубеже веков была многонациональной. Так, численность населения Казанской губернии в это время составляла более 1650 тыс., из них русских – около 700 тыс. чел. Все остальное население было «инородческим», и татары занимали здесь первое по численности место, т.е. 452 тыс. чел. (из них более 400 тыс. исповедовали ислам и лишь 40 тыс. считались принадлежащими к православной церкви) 1 . Большая часть «инородцев» (как старокрещеных, так и новокрещеных) не понимала самой сути православия, не знала русского языка и свое участие в церковной службе ограничивала лишь одной обрядовой стороной. Данные обстоятельства приводили к сознательным массовым переходам в ислам . Этому способствовали также изжившие себя старые административные методы борьбы с отступничеством, усилившаяся пропаганда исламистов, подъем национального самосознания и другие явления. Необходимо было искать иной выход из создавшегося положения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

В «летописи храма», помещённой на иконе «Преподобнаго Отца нашего Исаакия обители Далматския», которую воспроизвёл в 1879 г. Е.А. Малов, содержался практически идентичный вышеизложенному текст: «В αчи году, маия 30 дня на память преподобнаго отца нашего Исаакия Далматскаго заложена вновь соборная церковь во имя явления иконы Казанския Богородицы при Высочайшем присутствии Благочестивейшаго Самодержавнейшаго Великаго Государя Императора Павла Петровича всея России и Наследника Его Благовернаго Государя и Великаго Князя Александра Павловича и Благовернаго Государя и Великаго князя Константина Павловича по отпусте св[ятой] литургии [...]».(40) Ровно через десять лет после закладки состоялось освящение собора: как отмечалось в «Истории Российской иерархии» архимандрита Амвросия (А.А. Орнатского) - «1808 года, Маия 30, в день Исаакия Далматскаго, в которой день было и заложение храма сего».(41) Выбор даты закладки собора представляется не случайным, так как именно в день памяти преподобного Исаакия Далматского - 30 мая 1672 г. - родился прадед Императора Павла I Петровича - Император Пётр I Алексеевич (1672 - 1725), весьма почитавший сего святого. По этой причине преподобный Исаакий Далматский особо почитался и его потомками, что нашло заметное отражение в государственно-церковной жизни и религиозной практике. Как известно, впоследствии - 30 мая 1858 г. - в г. Санкт-Петербурге в присутствии Императора Александра II Николаевича и членов императорской фамилии был торжественно освящён новый (четвёртый) Исаакиевский собор - кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии. В качестве одной из наиболее примечательных икон КБМ Е.А. Малов упоминал «новый образ Преподобнаго Отца нашего Исаакия обители Далматския с летописью храма», помещавшийся во втором Казанском соборе КБМ «на восточной стороне, у южного столба в выемке». «Он в медном, посеребреном по краям только, окладе, - указывал он. - Вверху на окладе слово " Бог " . Преподобный со свитком в левой руке со словами: " плод же духовный есть любы, радость " и проч. Преподобный стоит пред церковью или обителью».(42) «Другая половина иконы» содержала «летопись» с «выпуклыми» словами. «Летопись и икона, - добавлял Е.А. Малов, - на медной доске, но чтобы слова летописи лучше и яснее читались, доска покрашена тёмноголубою краскою, а слова летописи посеребрены. Рама этого образа деревянная вызолоченная со стеклом».(43)

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/01/...

2 См.: НА РТ. Ф. 484. Оп. 67. Д. 1. Л. 29 об., 30. «Ведомость о Казанском I-kлacca Богородицком девичьем монастыре, настоятельнице оного и всех живущих в сем монастыре за 1873 год». 3 Игумения Каллиста, настоятельница Казанского монастыря в 1865-1867 гг. Переведена из Свияжского Иоанно-Предтеченского женского монастыря, где была настоятельницей 23 года. См.: Зеленецкий А.Ф., прот. Казанский Богородичный первоклассный женский монастырь. Краткий исторический очерк с фотографическими снимками. Казань, 1910. С. 102-103; Елдашев А. М. Монастыри Казанского края: очерки истории. Казань: Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2004. С. 33-34. 4 Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии на 1867 год. Казань: Университетская типография, 1867. С. 91-93; Малов Е. А., свящ. Казанский Богородицкий девичий монастырь. История и современное его состояние. Казань: Типография Императорского ун-та, 1879. С. 100-101. 5 См.: Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии на 1867 год. Казань: Университетская типография, 1867. С. 93. 6 См.: НА РТ. Ф. 484. Оп. 67. Д. 1. Л. 29 об., 30, 34 об., 35, 36 об., 37, 37 об., 38, 39. об., 40, 47 об., 48, 48 об., 49, 49 об., 50, 50 об., 51, 51 об., 52. «Ведомость о Казанском I-kлacca Богородицком девичьем монастыре, настоятельнице оного и всех живущих в сем монастыре за 1873 год». 7 См.: Ключевская Е. П. Из истории православного искусства Казанской епархии в XVIII - начале XX вв.//Православный собеседник: Альманах Казанской Духовной семинарии. Вып. 1 (22). 2012. Казань: Казанская Духовная семинария, 2012. С. 158 8 См.: НА РТ. Ф. 484. Оп. 67. Д. 1. Л. 51 об., 52. 9 См.: НА РТ. Ф. 484. Оп. 87. Д. 1. Л. 13 об., 14. 10 См.: Малов Е.А, свящ. Историческое описание церквей г. Казани. Вып. 1. Казань: Типография Императорского ун-та, 1884. С. 184. 11 Малов Е. А., свящ. Указ. соч. С. 103. 12 См.: Зеленецкий А. Ф., прот. Указ. соч. С. 134. 13 См.: Ключевская Е. П. Словарь казанских художников. Вторая половина XVI - начало XX века. СПб.: Славия, 2009. С. 43.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

То есть эпикурейское. Затейные прошения — то есть сделанные с умыслом, с недобросовестным намерением. Затейные прошения — то есть сделанные с умыслом, с недобросовестным намерением. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. То есть стоила. То есть стоила. Четверть — мера сыпучих тел, приравнивавшаяся к 8 пудам (четверикам). Четверть — мера сыпучих тел, приравнивавшаяся к 8 пудам (четверикам). Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Применительно к вешам и строениям XVII столетия мемуарист использует датировку «от сотворения мира». Применительно к вешам и строениям XVII столетия мемуарист использует датировку «от сотворения мира». То есть 1668 г. То есть 1668 г. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. То есть 1604 г. То есть 1604 г. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Святогорская икона Пресвятой Богородицы (явленная в 1569 г.) находилась в Святогорском Успенском монастыре Опоченского уезда Псковской епархии. См.: Иоанн, игумен. Описание Святогорского Успенского монастыря Псковской епархии. Псков, 1899.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010