2, 6–7). Захария, «помнящий Господа своего», многообразный в пророчествах, созерцает Иисуса, облеченного в запятнанные одежды (Зах. 3, 3), и тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей (Зах. 3, 9), и светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее (Зах. 4, 2–3). И после видения коней вороных, черных, белых и пегих, и рассеянных колесниц от Ефрема, и коня от Иерусалима провидит и предсказывает бедного Царя, сидящего на жеребенке, сыне подъяремной ослицы. Малахия открыто в заключение всех пророков говорит об отвержении Израиля и о призвании язычников. Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне. Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву (Малах. 1, 10–11). Кто может понять или изложить учения Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила? Из них первый, кажется мне, писал не пророчество, а Евангелие. Второй видит ореховую трость и котел, кипящий со стороны севера, и барса, лишенного пестрот своих; и различными метрами составляет четырехкратный алфавит (книга Плача). Третий (Иезекииль) в начале и конце своих пророчеств содержит так много прикровенного, что у евреев эти главы, равно как начало книги Бытия, не позволено было читать до тридцатилетнего возраста. А последний из четырех пророков, знающий времена и всего мира, ясной речью провозвещает о камне, без помощи рук оторвавшемся от горы и ниспровергшем все царства. Давид — наш Симонид, Пиндар и Алкей, также Флакк, Катулл и Серений — звучит о Христе на лире и на десятиструнном псалтири вызывает Его воскресение из гроба. Миролюбивый и боголюбезный Соломон исправляет нравы, изучает природу, соединяет Христа с Церковью и воспевает сладостную брачную песнь святого супружества. Есфирь, прообразуя собой Церковь, избавляет народ от опасности и, вследствие убиения Амана, имя которого значит «беззаконие», доставляет потомству жребий в пиршестве и день празднества.

http://pravoslavie.ru/2718.html

Какое евангелие сей недели? Об обстоятельстве перед крещением Христовым, воспоминаемом сию неделю – о проповеди Иоанна Предтечи в пустыне и крещении народа им. Map. 1, 1–8. Зач. 1. 1 Начало Евангелия Исуса Христа Сына Божия, 2 Как написано у пророков: се Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовил путь Твой пред Тобой. ( Малах. 3,1 .) 3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, правыми сделайте стези Ему. (Исаии, 40,3). 4 Явился Иоанн, крестя в пустыне, и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. 5 И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. 6 Иоанн носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. 7 И проповедовал, говоря: идет за мною сильнейший меня, у которого я не достоин, наклонившись развязать ремень обуви Его. 8 Я крестил вас водой, а Он будет крестить Духом Святым. Ст. 2–3. Что значат слова сих стихов: «се Я посылаю .... стези Ему? Это – слова пророчества о Иоанне Предтече Христовом. Предтеча называется ангелом? за его ангельскую и как бы бесплотную на земле жизнь и за возвещение и указание грядущего Христа. Предтеча называется голосом, вопиющим в пустыне о исправлении для Господа пути. Здесь ГИредтеча, приготовляющий людей к принятию Спасителя, представляется под образом вестника, который царем, идущим с войском в походе, посылался вперед объявить приближение его, приготовить нужное, исправить дороги и пр. Ст. 6. Что за пища: акриды и дикий мед, которою питался Предтеча? Акриды – вид саранчи, очень обыкновенная пища на востоке у бедных людей. Саранча – это небольшое крылатое насекомое. Дикий мед – это медь диких пчел, или жидкость медоподобная, нетекавшая из некоторых деревьев, как-то пальмы, фиги; на вкус он горький. Ст. 7. Что значат слова Предтечи о Христе: У него я не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его? Это значит, что Предтеча считает себя недостойным быть последним слугою у Господа, показывая тем несравненное величие Его и крайнее смирение свое: так как обязанность снимать и надевать обувь у господ обыкновенно была делом низших служителей у евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

1:11—12). Также у Исаии мы читаем но еврейскому тексту: «Бремя Думы. Кричат мне из Сеира: сторож! сколько ночи? сторож! сколько ночи?» (Ис. 21:11). И Иеремия согласно с этим пророчеством говорит: «еда есть к тому мудрость в Фемине» (Иер. 49:7)? и прочее до конца этого пророчества, где говорится: «и будет сердце сильных идумейских в той день, яко сердце жены родящия» (Иер. 49:22). За исключением измененного порядка и других кажущихся разностей, значительная част [пророчества] Авдия заключается в книге Иеремии. Таковы горы Сеир, к которым обращает лицо пророк Иезекииль и о которых говорится: «поставлю гору Сеир пусту и опустевшу» (Иез. 35:7), и немного далее «пуста будеши, горо Сеир, и вся Идумея» (Иез. 35:15). Долго было бы пересматривать все Писания и приводить из них места, относящиеся к горам Сеир, а в особенности из Малахии, у которого непосредственно в начале книги написано: «не братом ли быль Исав Иакову? — говорит Господь. — Однако Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел, и предал горы его опустошению и наследия его драконам пустыни. Если же Идумея скажет: «мы разорены, но мы восстановим разрушенное», то так говорит Господь воинств: они построят, а Я разрушу, и прозовут их пределами нечестия и народом, на который Господь прогневался навсегда» (Малах. 1:2—4). Так как нам уже известно, что земля идумейская противоположна земле обетованной, и так как мы читали, что Исав был врагом Иакова и народом, на который Господь прогневался навсегда, то мы должны соответственно законам иносказательного изъяснения знать, что речь направлена или против иудеев (которые служат врагами христиан и преследуют брата своего, Иакова, — этот народ запинателей, предвосхитивший у них первородство), или, может быть, против всех ересей и учений, противных истине, которые. хотя и кажутся близкими нам, однако более враждебны нам и стараются изгнать из отеческого наследия простых обитателей дома Иаковлева. Но Идумея, далее, значит также «земная» и, по причине красного цвета, может быть понимаема, как «кровавая:.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1: 18). " Грядет Бог наш, и не в безмолвии " (Бог яве приидет) (Псал. 49: 3). " Перед лицем Его огонь возгорится и попалит окрест враги его " (Псал. 96: 3). " День Господень, пылающий как печь " (Малах. 4: 1). И никто не берет этого на ум, но эти страшные и ужасные догматы пренебрегаются и преступаются больше всяких басней, и нет никого, кто бы слушал это, но все смеются и издеваются. Какой же исход предстоит нам? Откуда мы получим спасение? " Умираем, погибаем " (Числ. 17: 12), стали предметом насмешки для врагов наших и издевательства для язычников и демонов. Диавол превозносится, ликует и радуется; все ангелы, которым мы вверены, в стыде и печали. Нет обращающегося неужели же все потрачено нами напрасно, и неужели мы кажемся для вас болтунами? Благовременно воззвать теперь к небу, потому что нет никого слышащего, и стихии призвать в свидетели. " Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит " (Ис. 1: 2). Дайте руки, протяните их вы, которые еще не потонули, к тем, кто погибает от невоздержания, здоровые к больным, здравомыслящие к безумствующим и колеблющимся. Никто пусть не предпочитает спасению друга его благодарности; и гнев его, и обличение пусть направляется к одной его пользе. Когда приключится с кем-либо лихорадка, и рабы становятся сильнее господ. Господин лежит в жару, душа в нем возмущена, а множество рабов тут же, никого не слушаются и не исполняют законов господина во вред господину. Умоляю вас: воспрянем. Ежедневные войны, потопления, бесчисленные погибели кругом, повсюду гнев Божий, мы же, точно угодные Ему, чувствуем себя в безопасности: все простираем руки свои на корыстолюбие, и никто на помощь, все на грабеж, и никто на заступничество. Каждый старается о том, как бы умножить свое достояние, и никто, чтобы помочь нуждающемуся; каждый имеет великую заботу о том, чтобы увеличить имущество, и никто, чтобы спасти свою душу. Один страх владеет всеми чтобы не стать, говорят, нам бедными; о том же, чтобы не впасть в геенну, никто не беспокоится и не трепещет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1581...

2:10–11). А это значит вот что: те (язычники), говорит, поклоняясь идолам и служа демонам, так тверды были в своем заблуждении, что не захотели оставить идолов и обратиться к истине; а вы, поклонники истинного Бога, оставив отеческое благочестие, перешли к чуждым обычаям; вы даже не показали и того постоянства в истине, какое имеют те в заблуждении. Вот почему говорит: « было ли что–нибудь подобное сему? Переменил ли какой народ богов своих, хотя они и не боги? А Мой народ променял славу свою на то, что не помогает ». Не сказал: « променяли Бога своего », потому что Бог неизменяем (Малах. 3:6), но: « променяли славу свою ». Не Меня, говорит, оскорбили вы; ибо Мне нельзя сделать вреда; вы обесчестили сами себя, умалили не Мою славу, но свою собственную. Позвольте же и мне сказать это и к нашим, если только должно называть нашими тех, которые мыслят по иудейски: пойдите в синагоги и посмотрите, переменили ли иудеи свой пост, постились ли в пасху с нами, ели ли когда в этот день? Их пост не есть несть  , но беззаконие, грех и преступление; и однако же они не переменили его; а вы переменили славу свою на то, от чего не получите никакой пользы, и перешли на их сторону. Когда постились они в пасху? Когда совершали с нами праздник мучеников? Когда сообщались с нами в день Богоявления? Они не бегут к истине, а вы бежите к нечестию: называю (праздники их) нечестием потому, что совершаются не в свое время. Было некогда время, когда надлежало соблюдать эти праздники, но теперь — не время. Вот почему то, что некогда было законно, теперь беззаконно. 4. Позвольте мне сказать к этим людям словами Илии. Он, видя, как иудеи поступают нечестиво, и то повинуются Богу, то служат идолам, так говорит к ним: « долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте » (3 Цар. 18:21). Это же и я теперь скажу к ним: если вы почитаете истинным иудейство, то зачем обременяете собой церковь? Если же истинно христианство, каково оно и есть, то неуклонно следуйте ему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

(Афон. пат. ч. II, стр. 47). 2. Воровство (кража, татьба) 197 а) Тяжесть греха воровства. Припомним один случай из писаний ветхого завета, ясно показывающий, как преступна кража, и какому наказанию подвергает иногда суд Божий виновных в ней. После чудесной осады города Иерихона Бог повелел израильтянам всю добычу – золото, серебро, медь и железо, вое принести в сокровище Господне, но некто Ахан украл часть из этой добычи. Господь по вине одного человека разгневался на всех сынов израилевых за то, что среди избранного Им народа нашелся такой преступник. Израильтяне, не зная о преступлении Ахана, двинулись к завоеванию другого города, но Господь едва не предал весь их отряд в руки врагов. Все израильтяне пришли в смятение, а предводитель их Иисус Навин, в скорби и ужасе от неожиданной неудачи, раздрал на себе одежды, посыпал голову прахом, вместе с старейшинами пал на землю пред ковчегом завета и молился до самого вечера. Господь от- крыл причину, по которой израильтяне лишились Его чудесной помощи. Какая же этому была причина? Причина общей неудачи в сражении была та, что один человек оказался вором; потом Сам Господь научил, как по жребию отыскать вора и как поступить с ним. Когда вора открыли, и он сознался во грехе своем, Иисус Навин сказал ему: «за то, что ты навел на нас беду, Господь на тебя наводить беду в день сей». И побили его все израильтяне камнями и сожгли огнем, и наметали камни. И набросали на него большую груду камней. После этого утихла ярость гнева Господня (Иисус. Hab. VII; 25, 26 ). б) Библейские изречения о воровстве. Воровство а) гнусно: как! вы крадете и клянетесь во лжи, и потом приходите, и становитесь пред лицом Моим в доме сем! И ныне, так как вы делаете эти дела, говорит Господь, Я отвергну вас от лица Моего ( Иер. 7, 9, 10, 13, 15 ). б) запрещено: не крал ( Исх. 20, 15 ; Втор. 5, 19 ; Матф. 19, 18 ). – Не крадите и не обманывайте друг друга. Я, Господь (Бог ваш) ( Лев. 19, 11, 12 ). – Не передвигай межи давней, и на поля сирот не заходи; потому что Защитник их силен; Он вступится в дело их с тобою ( Притч. 13, 10, 11 ). – Кто врал, вперед не крад, а лучше трудись, делая своими руками полезное (ЕФ. 4, 28). в) запрещено особенно по отношению к бедным: не будь грабителем бедного, потому что Господь вступится, и исхитит душу грабителей ( Прит. 22, 22 ). Оказыват притеснение в уплате своим слугам есть воровство: не обижай ближнего твоего и не грабительствуй, Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра (Лев. И9, 13). – Прийду к вам для суда, и буду скорым обличителем тех, которые клянутся ложно, и удерживают плату у наемника, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф ( Малах. 3. 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

доколе не окончится тысяча лет... И увидел я престолы и сидящих на них, которых дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю... Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет; прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет» ( Откр. 20:1–5 ). Эти слова, по объяснению лучших христинских толковников, имеют следующий смысл. Под Апостолом, сходящим с неба и имеющим в руке ключ от бездны и большую цепь (ст. 1), разумеется Ангел нового завета Христос ( Малах. 3, 1 ), приходивший на землю, чтобы смертью Своей «лишить силы имеющего державу смерти, т. е. диавола» ( Евр. 2:14 ), разрушить на земле все его козни ( 1Ин. 3:8 ) и изгнать самого вон ( Ин. 12: 31 ). Под связанием и заключением диавола в темницу (ст. 2–3) разумеется ограничение и сокрушение Искупителем власти сатаны (Мф. 12:29) и его ангелов ( 2Пет. 2:4 ; Кол. 2:15 ). Под именем же тысячелетнего царства разумеется неопределенный период времени, который будет продолжаться от основания Церкви Христовой на земле до второго пришествия Сына Божия на землю для суда над всем миром. Адвентисты же говорят, что указанные слова Откровения нужно понимать в буквальном смысле, как будто бы понимала и древняя христианская церковь , и учат, что Иисус Христос прежде окончательного суда над миром явится на землю, воскресит праведников и устроит царство святых, которое будет продолжаться тысячу лет. – Но согласиться с таким учением нельзя. Откровение Иоанна Богослова – книга пророческая и глубокотаинственная, а изложенные в ней пророчества облечены в таинственные образы и видения; поэтому понимать их нужно не буквально, а духовно-созерцательно, при свете всего учения Христова о последних временах. Затем, нельзя не заметить, что на языке Писания тысяча лет не означает определенного периода времени, а всегда неопределенный, как это ясно видно из слов ап. Петра: «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как день один» ( 2Пет. 3:8 ; сн. Пс. 89:5; 104:8 ; Втор. 5:10 ; Иер. 32:18 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

»Из заповеде й Твоих я получил разумение, посему я возненавидел всякий путь неправды» ( Пс.118:104 ). Уразумев угодное Тебе, я почувствовал отвращение ко всем видам зла. Весь ход мыслей этого псалма уясняет нам соблюдение и сохранение заповедей, причем сам способ выражения не в духе закона и служения тени, но в духе евангельском, почему и сам псалом является как бы хранилищем нашей христианской благодати и служит правилом и руководством для нашей жизни. Он постоянно указывает на закон, заповеди, оправдания, суды и откровения, о которых в изъяснении на начало этого псалма сказано, какое значение имеют они. Но теперь продолжим прерванное. «Из заповеде й Твоих я получил разумение»; как бы так говорит: мы вникли в Твои заповеди и поняли их и поэтому возненавидели всяк «путь неправды». Ведь эти заповеди и требуют: «не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего; ...не желай жены ближнего твоего,... ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его,... ничего, что у ближнего твоего» ( Исх.20:13–17 ). «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба» ( Втор.23:19 ). Вот заповеди Божии, ежедневно выслушиваемые нами при чтении святого Евангелия и апостольских учений: они наставляют нас ненавидеть всякий путь неправды. Все грехи и все виды зла называются неправдой; за них приходит гнев Божий на сынов человеческих, или лучше сказать на сынов непослушания. От них охраняйте себя, братие, утверждайтесь же в воле Божией. И тогда Бог дарует вам богатые милости и щедроты Свои, потому что Он есть наш Спаситель. «Светильник ногам... моим... – закон Твой и свет путям моим» ( Пс.118:105 ). Я хожу во тьме, но как бы какой светильник мне светит Твой закон. Нужно заметить, что закон называется светильником, а Господь и Спаситель наш – Солнцем правды ( Малах.4:2 ). И в самом деле: первый как светильник едва озарил один народ, а второй – просветил всю вселенную. Так и божественного Иоанна Владыка Христос назвал светильником ( Ин.5:35 ), так как он явился иудеям еще во мраке ночи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Преображение Господне    (Мф. 17:1-13; Мк. 9:2-13; Лк. 9:28-36).    Для укрепления и возвышения только что исповеданной Апостолом Петром веры и в награду за это исповедание, Иисус Христос восхотел показать ученикам славу Свою, как Единородного от Бога Отца, и с этой целью через шесть полных или восемь неполных дней после беседы с учениками в пределах Кесарии, взошёл с тремя избранными из учеников, Петром, Иаковом и Иоанном (сыновьями Зеведея) на гору — по преданию, сохранённому блаженным Иеронимом, Фавор — и преобразился перед ними. Во время молитвы лицо Его просияло как Солнце, одежда просветлела и стала бела, как снег. Ему явились Моисей и Илия, которые беседовали с Ним о предстоящей кончине Его в Иерусалиме.    Ученики, взятые Иисусом на гору, тут же лежали вблизи, отягчённые сном. Проснувшись, они увидели Преображение Господне и мужей, беседующих с Ним. Объятый чувством восторга и страха при виде велелепной славы своего Учителя, и не будучи в состоянии выразить этим чувств (и вместе желая, чтобы как можно дольше не прекращалось это чудное видение), Пётр воскликнул: добро есть нам зде быти; аще хощеши, сотворим зде три сени: Тебе едину, и Моисеови едину, и едину Илии. Но говорил он это, сам не ведая, что произносит.    В это время светлое облако осенило их, и из среды его послышался глас Бога Отца — такой же, как и при Крещении Иисуса — Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих; Того послушайте. Пробудившиеся в это время ото сна, другие ученики и Пётр в страхе пали на землю. Когда Иисус поднял их, с Ним уже никого не было. Сходя с горы, Иисус Христос запретил им рассказывать о видении до Воскресения Его из мертвых. Догадываясь, что с Воскресением Иисуса Христа должна открыться слава Его, Как Мессии, ученики спросили, как понимать выражение пророка (Малах. 4:5,6), что перед пришествием Мессии должен явиться Илия, вероятно, полагая, что виденное ими сейчас на горе явление Илии и есть именно то, о котором предсказывал пророк. Но Иисус сказал им, что Илия действительно приходил, но с ним поступили, как хотели. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2801...

А что (говорит) дивный Аввакум? Горе напаяющему подруга своего развращением мутным, и уповающему яко да взирает ко пещерам их сытость бесчестия от главы ( Аввак. 2:15–16 ). Блаженный Софония говорит: священницы его сквернят святая и нечествуют в закон. Господь же праведен посреди его и не имать сотвориши неправды: утро утро даст суд свой и не в распри победу. ( Соф. 3:4–5 ). Кроме того божественный Захария: и не покоришася еже внимати, и даша плещы презирающыя, и ушеса своя отяготиша, еже не слышати, и сердце свое учиниша непокориво не послушании закона моего ( Зах. 7:11–12 ). И: на пастырей прогневася ярость моя, и на агнцы посещу: и посетит Господь Бог Вседержитель стадо свое, дом Иудин ( Зах. 10:3 ). О, пасущии суетная, и оставльшии овец ( Зах. 11:17 ). И наведу руку Мою на пастыри ( Зах. 13:7 ). – и далее следующее, весьма суровое и тяжелое. Их же за поношение имени Божия обличает славный и божественный Малахия и показывает, в чем и как они проявляются: аще не услышите и не положите на сердцах ваших, еже дата славу имени моему, глаголет Господь Вседержитель, то послю на вы клятву и проклену благословение ваше ( Малах. 2:2 ). А что следует за этим, еще более сильно и сурово: вы же уклонистеся от пути и изнемоществисте многих в законе, растлите завет Левиин, глаголет Господь Вседержитель ( Малах. 2:8 ). Сильно о них вещает громогласнейший из пророков, очищенный огнем и Серафимами, иерей и пророк: изступиша ума от сикеры, потрясошася от пиянства сикеры, прельстишася: сие есть привидение. Проклятие поясть свей совет, сей бо совет ради лихоимства ( Ис. 28:7–8 ). Самый сострадательный из пророков говорит о них: священницы не рекоша, где есть Господь? и держащий закон не ведеша мя, и пастыри нечествоваша на мя (Иерем. 2:8): и: скиния моя опусте, понеже обуяша пастыри и Господа не взыскаша, (Иерем. 10:20–21). И: пастырие мнози растлиша виноград мой, оскверниша часть мою, даша часть желаемую мою в пустыню непроходную (Иерем. 12:10). И еще: горе пастырем, иже погубляют и расточают овцы паствы моея.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010