Глава 1 2 3 4     Введение. Краткое сведение о св. пророке Малахии, время его пророческого служения и содержание книги. Святой Малахия – (436–397 до Р. Хр.) – последний из известных нам святых пророков, оставивших свои Боговдохновенные писания, есть как бы вечерняя заря, озарившая небесными лучами заход Ветхого Завета. К сожалению, древность не оставила нам сведений о лице сего замечательного пророка, как бы перстом указавшего людям на восходящее Солнце Правды; даже самое существование сего пророка, как человека, подвергалось сомнению. «Некоторые утверждали 1 , – говорит св. Кирилл Александрийский , – что Малахия по естеству был Ангел, но по воле Божией облекся в тело, и отправлял в народе Израильском должность пророка; но сего вымысла не надо принимать. Ангелом Малахия назван главным образом по значению своего имени 2 , а частью, вероятно, и потому, что возвещал Израильтянам Боговдохновенные глаголы. По сей последней причине сам пророк Малахия называет Ангелом всякого вообще священника ( Мал. 2, 7 )... Итак, пророк Малахия был человек, подобный нам». По свидетельству св. Ефрема Сирина , Малахия происходил из колена Завулонова 3 , и благочестивою жизнью своею приводил в удивление народ, который, видя, что он по жизни своей подобен Ангелу Божию, назвал его Ангелом. Обстоятельства жизни свят. пророка Малахии совершенно неизвестны. Время пророческого служения св. Малахии можно определить частью содержанием его книги. Св. Малахия, как видно, пророчествовал в то время, когда св. храм в Иерусалиме снова был построен после плена Вавилонского, в храме приносились жертвы, было организовано сословие жрецов и священников ( Малах. 1:6–14, 3:10 ). А храм окончен постройкою в шестой год царствования Персидскаго царя Дария Гистаспа (около 486 г. до Р. Хр.). Поскольку же св. Малахия обличает в своей книге те же пороки и беспорядки, какие в своё время обличал и Неемия (ок. 445–360 до Р. Хр.), например, беззаконные браки Иудеев с язычницами, нерадение в принесении десятин и начатков в храм Божий ( Мал. 2:11–16, 3:8–10 . См. Неем. 13:10–14, 23, 28 ), то можно думать, что св. Малахия пророчествовал при Неемии. Обличаемые св. Малахиею беспорядки, конечно, существовали и прежде при Ездре ( 2Ездр. 8:89, 92, 9:7 ); но они особенно усилились в отсутствие Неемии после отправления его в Персию, к царю Артарксерксу ( Неем. 13, 16 ). «При жизни священников Ездры и Неемии, – говорит св. Кирилл Александрийский , – освобожденным (Евреям) из плена (Вавилонского) пророчествовали Аггей и Захария. В одно время с сими святыми пророками, или несколько позже, жил и Божеств. Малахия, называемый Ангелом; ибо так толкуется имя – Малахия 4 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

«ВТОРЫЙ ПРЕДТЕЧА ПРИШЕСТВИЯ ХРИСТОВА». «Во плоти ангел, пророков основание, вторый предтеча пришествия Христова» … такими словами Святая Церковь прославляет великого ветхозаветного праведника, жившего еще эа 900 лет до Рождества Христова – святого славного пророка Божия Илию, который необычайно-строгой подвижнической жизнью соею походил скорее на Ангела, чем на человека. Но почему Святая Церковь именует его «вторым предтечей пришествия Христова»? Потому, что как перед первым пришествием Христовым в мире явился сначала святой Иоанн Креститель «духом и силою Илииною» ( Лк.1,17 ) , так перед вторым пришествием Христовым явится на земле сам пророк Илия  (см. Малах. 4, 5 ) , который, как мы знаем, не умер, но был вознесен на небо живым, с плотью своею, на огненной колеснице  (см. 4 Царств 2, 11) . Об этом повествует возлюбленный ученик Христов святой Иоанн Богослов в своем дивном Апокалипсисе. Святой пророк Илия, вместе с другим ветхозаветным праведником Енохом, который также был взят живым на небо за то, что «ходил пред Богом» ( Быт.5,24 ) , явится опять на земле во дни антихриста, чтобы пророчествовать и отвращать людей от поклонения антихристу. Тайновидец называет их обоих «свидетелями Божиими», «двумя маслинами» и «двумя светильниками, стоящими пред Богом земли» ( Апок.11,3–11 ) . Оба они – и Енох и Илия – будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней (или 42 месяца или три с половиною года), то есть во все время господства антихриста, и будут совершать великие знамения и чудеса, чтобы убедить людей не признавать антихриста и не принимать начертания его на правую руку и чело  ( Апок.13,16 ) . Но по попущению Божию, «зверь, выходящий из бездны» , то есть сам антихрист, «сразится с ними, и победит их, и убьет их» ( Апок.11,7 ) . Знаменательно то, что «живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле» ( Апок.11,10 ) . Как это так: «мучили»? «Мучили» тем, что взывали к их совести – старались пробудить их спящую совесть – отвратить их от поклонения антихристу и обратить к истинному Богу, ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

преподобный Максим Исповедник 3. Умозрительные и деятельные главы, выбранные из семисот глав Греческого Добротолюбия 1. Един есть Бог, – безначальный, непостижимый, всю всецело имеющий силу быть (сый), всякую совершенно мысль исключающий о " когда» и " как» есть, как для всех недоступный и никакой тварью непознаваемый в естестве Своем. 2. Все сущее называется домыслимым, познаваемым, – таким, – познанию о чем имеются доказательные начала. Бог же именуется недомыслимым, но из домыслимого, познаваемого веруется, что Он есть. 3. Познания сотворенных вещей имеют в доказательство свое, собственные основания естественным путем получаемые, которыми естественно и определяются. Бог же по основаниям в сих вещах находящимся, только веруется, что Он есть, давая благочестивым исповедание и веру в то, что Он есть, твердейшую всякого доказательства. Вера есть истинное познание, имеющее недоказываемые начала, будучи удостоверением в вещах, превышающих ум и слово, 4. Бог есть начало, средина и конец всего сущего: начало, как Творец, средина, как Промыслитель, конец, как Завершитель, ибо, как говорит Писание, «из Того, и Тем и в Нем всяческая» ( Рим. 11, 36 ). 5. Нет души, боле досточестной, чем та, которая по естеству разумна. Бог, яко благой, создавая всякую душу по образу Своему, приводит ее в бытие самодвижной, – (свободной). – Потом каждая по произволению своему или честь избирает, или бесчестие наживает, произвольно, делами своими. 6. Бог, как написано, есть солнце правды ( Малах. 4, 2 ), всех равно осиявающее лучами благости Своей. Душа же, по настроению своему, обыкновенно бывает или воском, как Боголюбивая, или грязью, как веществолюбивая. Как грязь по естеству своему солнцем иссушается, а воск естественно им умягчается: так и всякая душа веществолюбивая и мipoлюбubaя, приемля от Бога внушения вразумительные и по настроению своему отревая их, жестеет, как грязь, и сама себя подобно Фараону, ввергает в пагубу; всякая же Боголюбивая душа при этом умягчается, как воск и восприемля отпечатления образов Божественных вещей делается в духе жилищем Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Часть первая Отделение первое 1. О качествах ума и сердца, и добродетелях необходимых для духовника Качества ума и сердца и добродетели Особенные умственные и нравственные качества, которые требуются в священнике для плодотворного совершения Таинства покаяния и проистекают из его обязанностей быть при сем судиею, врачем и учителем, суть следующие а) знание, б) благоразумие, в) истинная ревность о спасении душ, г) святость жизни, д) пламенная молитва и е) богомыслие. а) Знание Священнику, как совершителю Таинства покаяния, необходимо знание, но не надмевающее и рождающее тщеславие, а знание спасительное, исполненное любви и смирения. «Устне иереовы сохранят разум, и закона взыщут от уст его: яко ангел Господа Вседержителя есть» ( Малах.2:7 ). Для апостольского дела необходимо и апостольское знание; для служения евангельского необходимы евангельское знание и евангельский дух. Приобретению сего знания священник должен посвятить всю жизнь. Как может священник судить о мыслях, словах и делах кающегося, если он не имеет надлежащих сведений о законе Божием и правилах церкви? Как он может обличать заблуждения, разные виды и образы зла, если святое знание не просветило его умственных очей и не открыло ему смысла и силы Божественной истины? Не имеющий надлежащих познаний священник есть «слепой вождь слепого, которые оба упадут в яму» ( Мф.15:14 ). Незнание бывает во всех делах источником заблуждения и погрешностей; но оно во всех отношениях гибельнее в деле пастырского служения. Несведущий пастырь впадает в непрестанные ошибки; он может отвергнуть кающегося, который требует истинно отеческого участия духовника, или признать надежным того, который закоренел в привычках ко греху; такой священник непрестанно нарушает правила церковные, ибо не знает их; совершает святые Таинства без разумения их силы и важности, без страха и благоговения, без достоинства, ибо они для него непонятны и мертвы. Без знания своих обязанностей он или не исполняет их, или если исполняет, то неудовлетворительно, ошибочно. Неведающий священник служит в бесчестие и поношение церкви, бывает предметом презрения умных людей. Кто отвергает знание, тот будет отвержен Богом. Над ним совершится приговор Божий: «Яко ты умение (знание- от авт.) отвергл еси, отвергу и аз тебе, еже не жречествовати мне» ( Ос.4:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

1 Слова сии у седмидесяти не читаются. 2 У седмидесяти сие слово не читается; с еврейского: помыслил. 3 Сии названия читаются в еврейском тексте; по перероду «же» седмидесяти второй стих читается так: «отнимется высота твоя дщи» «Сионя.» 4 Здесь чтению νομα предпочтено другое: δεγμα . 5 По-гречески: σχονος веревка, употребляемая при землемерии. 6 Так читается и в славянском переводе. 7 Так читается и в славянском переводе. 8 По переводу седмидесяти: и «наведу на тя убивающа мужа.» 9 По переводу славянскому «иже» «рече, созижду себя дом пространен.» 10 По переводу седмидесяти и славянском, оба сии стиха читаются иначе. 11 Слова сии не читаются по переводу седмидесяти. 12 Греческое слово τ λμμα , переведенное здесь словом: «бремя,» в других местах переводится, или словом: «пророчество» (Наум. 1, t. Малах. 1, 1.), «или» словом: видение (Аввак. 1:1.). 13 У седмидесяти и по славянскому переводу «Рос.» 14 По славянскому переводу «подставах.» 15 Здесь чтению: τ ν αωτηριυν предпочтено другое: τ ν δυναςαν . 16 Слова сии читаются у блаженнаго Феодорита не по переводу седмидесяти. 17 По славянскому переводу: «от столпа Акамеиля.» 18 Слов сих у седмидесяти не читается. 19 По славянскому переводу: «поли пустыни Иерихонския» . 20 По славянскому переводу: «молитва наша.» 21 Так читается и в славянском переводе. 22 По славянскому переводу читается: «Дагон.» 23 Город Зогора по еврейски называется: Зеорим пли Зеирим, что значит: малые «;» потому и в славянском переводе вместо собственнаго имени: «Зогора» читается: «вопль малых его.» 24 Евгений Булгар чтению: ταχους предпочитает чтение: τιχως . 25 По переводу седмидесяти: «Асеримль» . 26 Сирский перевод ближе к славянскому. 27 По славянскому переводу вместо: сыны Кедема, читается: сыны восточные. 28 Вместо: χατωρν γη , как читается у блаженного Феодорита, лучше читать согласно с перевода седмидесяти νετρπη . Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2893...

Ко су ове жене? Магдалина позната. То она Господ излечио од беснила, истеравши седам бесова из и - то иста личност, по Отаца. била жена и мати апостола и Каква разлика ових жена и Еве! Оне се журе да из буду послушне и мртвом Господу, док Ева хтела бити послушна ни живом. Оне - послушне на Голготи, на месту злочина, крви и злобе, а Ева непослушна у - И врло рано у први дан на гроб кад сунце изашло. Сви слажу се у томе, да први дан (или седмице) дан Господа, то сутрадан по суботи, као што изрично и вели Марко: и пошто субота. сви се слажу и у томе, да су жене посетиле гроб врло рано тога дана. У овоме као да мало одступа Марко кад вели: кад сунце изашло. Врло вероватно, да су жене гроб у више махова, колико из према толико и из страха, да безочни Христови не оскрнаве на неки начин гроб и тело. („Оне су час долазиле час одлазиле у не на дуго време оставити гроб Господа“. Толк. Зашто би и сам Марко изрекао такву противречност самом себи као што ова: и врло рано и кад сунце изашло ако он под сунцем овде не разуме не физичко сунце него самога Господа, сагласно пророку, говори: сунце правде (Малах. 4, 2) на Сунце правде изашло из подземне таме у оном раном часу када су жене мироносице биле дошле на гроб. Као што Сунце пре сунца створенога при првом света, тако оно сада, при другом при света, се над пре него се сунце физичко над природом И говораху собом: ко нам одвалити камен од врата гробних? Тако су разговарале жене мироносице се ка Голготи и не никакво Слабе руке женске нису биле за то, да покрену тешки камен са гроба, беше врло велики. Сироте жене! Оне се и не да посао, за се оне толико и с толиком журе ка гробу, био свршен за време живота Господа на У у Симона губавога, за вечером жена излила скупоцено нардово миро на главу Христову. Тада Господ рекао за ту жену: изливши миро ово на тело за укоп ме приготови (Мат. 26, 12). Он провидео да тело у смрти имати другог па зашто дозволило, да ове благочестиве жене буду тако горко разочаране? Да купе скупоцено миро, да са страхом кроз тамну и непроспавану на гроб, и да не сврше чин за су толико жртвовале? Но ли труд наградило тиме, што им место мртвог тела даровало живога Господа?

http://pravoslavie.ru/61630.html

Введение: К должности священнической, показующее. Что есть священство; от кого уставлено, и на какий конец: как превосходный сей чин есть: колико трудный и опасный: кому до него приступать; и сколько частей должности пресвитерской. 1 Священство есть служение в Новом Завете, от Христа апостолам и их преемникам преданное, состоящее в проповеди слова Божия и строении таинств, дабы сими средствами, примирив грешников Богу, совершить их в вере и святом житии, к получению живота вечного во Славу Божию. Сего описания всякое слово утвердится от божественного писания в нижеследующих предложениях. 2 Священство, как выше описано, предал в Новом Завете сам Христос ученикам своим, и их преемникам 1 . Посылая бо апостолы в мир, такую заповедь даде им: шедшее научите все языки. Крестящее их во имя Отца и Сына и Святого Духа, учащее их блюсти все, елика заповедах вам. Мф.28:19,20 . 3 Конец и предмет священства есть тот, дабы человецы. Грехами своими отпадшии от Бога и казнем вечным себе подвергши, паки в благодать Божию приведены были, и по прведении совершилися бы в вере и святом житии так, чтоб соединившись со Христом, аки уды со главой своей в едино тело, сподобилися получить живот вечный, в славу совершителя спасения нашего триипостасного Бога. В рассуждении сего предмета, называет Павел апостольство свое служением примирения и проповедь словом примирения, сиесть, приведения грешников в благодать Божию, 2Кор.5:18,19 . И к ефесянам, показав, что пастыри и учители от Христа даны суть (как выше под вторым числом показано), тамже и предмет служения их означил, глагола: к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова: Дóндеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова, Еф.4:12,13 . 4 Что священство есть великое достоинство, довольно оттуда явствует, что оно от Христа Господи Иисуса Богочеловека уставлено к получению человеков великого блаженства, то есть вечного спасения. Предложение сие от части в вышеописанных трех предложениях содержится. Что же до достоинства священства надлежит: то много светлости чину сему предают имена, коими слово Божие называет священников. Во-первых называет Ангелами Господа Вседержителя, Малах. 2:7 . Ангелам церквей, Апок. 2:1,12,18. 3:1,7,14 . 2 Светом мира, Мф.5:14,16 . Солью земли, там же. 13. Пастырями стада Христова, 1Пет.5:1,2 . Деян.20:28 . Споспешниками Божиими и архитекторами здания Божия, 1Кор.3:9,10 . Другами жениха Христа, Ин.3:29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

С утра Он начинает сеять Своею кровью, чтобы к вечеру собрать прекрасный плод нашего искупления. Обожаемому Младенцу было наречено при обрезании имя Иисус, которое было принесено с неба Архангелом Гавриилом в то время, когда он благовестил о зачатии Его Пречистой Деве Марии, прежде чем Он зачат был во чреве, т. е., прежде чем Пресвятая Дева приняла слова благовестника, прежде чем сказала: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему!» (Лк.1:38). Ибо, при этих словах Её, Слово Божие тотчас стало плотью, вселившись в пречистую и пресвятейшую Её утробу. Итак, пресвятейшее имя Иисус, нареченное ангелом прежде зачатия, дано было при обрезании Христу Господу, что и служило извещением о нашем спасении; ибо имя Иисус значит — спасение, как объяснил тот же ангел, явившись во сне Иосифу и говоря: «наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф.1:21). И святой апостол Петр свидетельствует об имени Иисусовом такими словами: «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:12). Сие спасительное имя Иисус прежде всех веков, в Троическом Совете, было предуготовлено, написано и до сего времени было хранимо для нашего избавления, теперь же, как бесценный жемчуг, принесено было из небесной сокровищницы для искупления человеческого рода и открыто всем Иосифом. В этом имени открыты истина и мудрость Божия (Пс.50:8). Это имя, как солнце, озаряло своим сиянием мир, по слову пророка: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды» (Малах.4:2). Как благовонное миро, оно напоило своим ароматом вселенную: разлитое миро — сказано в Писании — от благовония мастей твоих (Песн.1:2), не в сосуд оставшееся миро — имя Его, но вылитое. Ибо пока миро хранится в сосуде, до тех пор и благовоние его удерживается внутри; когда же оно прольется, то тотчас наполняет воздух благоуханием. Неизвестна была сила имени Иисусова, пока скрывалась в Предвечном Совете, как бы в сосуде. Но как скоро то имя излилось с небес на землю, то тотчас же, как ароматное миро, при излиянии во время обрезания младенческой крови, наполнило вселенную благоухаем благодати, и все народы ныне исповедуют, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца [ 8 ].

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Говоря об Аврааме, нельзя не упомянуть о Мелхиседеке, жившем одновременно с Авраамом и также служившим прообразом Иисуса Христа. в) Самая личность Мелхиседека, по учению слова Божия, имела глубокое прообразовательное значение по отношению к Божественному лицу Сына Божия. Еще в ветхом завете Царь и пророк Давид в необыкновенном священстве Мелхиседека видел прообраз священства Мессиина, говоря о Сыне Божием так: Ты Иерей во век по чину Мелхиседека ( Пс.109 ). Но особенно ясно и подробно раскрыто прообразовательное значение Мелхиседека у Апостола Павла в 7-ой главе посл. к евреям. Сие значение открывается, во-первых, в имени Мелхиседека, которое означает царь правды (Малки – Цедек), – какое значение усвояют Мессии и пророки ( Малах.4:2 , Зах.9:9 ). Во вторых, в звании Мелхиседека, который был и царь, при том царь мира, и в тоже время священник Бога Вышняго. Так и Иисус Христос есть Царь князей земных ( Откр.1:5 ), князь мира ( Ис.9:6 ) и в тоже время Архиерей великий, прошедший небеса ( Евр.4:14 ). В третьих, в роде или происхождении Мелхиседека, который представляется, в сказании Моисеевом, без отца, без матери, без родословия, не имеющим ни начала дней, ни конца жизни; так и Сын Божий не имеет отца по плотскому своему рождению и матери – по предвечному рождению; род же его кто исповесть? ( Ис.53:8 ). г) В Исааке виден также прообраз Иисуса Христа. Послушание его равняется великой вере отца, а по знаменательному делу своему Исаак уподобляется Христу. Исаак, идя к месту, предназначенному для жертвоприношения его самого, несет дрова для своего сожжения, – и Сын Божий, идя на крестную смерть, несет на своих собственных раменах крест, на котором имел быть распят. По воле Божией, Авраамом приносится в жертву единственный сын, на котором сосредоточивалась вся его любовь и надежда, и в семени которого должны благословиться все народы земли ( Быт.28:18 ); творя волю Отца, принес себя в жертву Сын Божий, возлюбленный Отцем, да всяк веруяй в Онь имать живот вечный. Такое прообразовательное значение жертвоприношения Исаака понимал сам Авраам; он проникал сердцем в тайну великого дела, имеющего совершиться на Голгофе ради нашего спасения, – в жертвоприношении Исаака виден день искупителя. Это усматриваем из учения Иисуса Христа, который сказал Иудеям: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день мой; и видел, и возрадовался» ( Ин.8:56 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Храм и трапезная были объединены в единый комплекс с 4-пролетной звонницей, примыкавшей к трапезной с запада. На звоннице, согласно писцовой книге 1584-1588 гг., помещалось 4 колокола (РГАДА. Ф. 1209. 827. Л. 760). В 1674/75 г. был отлит новый колокол. В 1902 г. обветшавшая звонница была перестроена в колокольню. К нач. XX в. на колокольне находилось 8 колоколов, наиболее значительные - Благовестник с изображением Христа Спасителя, Тихвинской иконы Божией Матери и свт. Николая Чудотворца (надпись: «Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию славу») (свыше 1 т); с изображением свт. Николая Чудотворца (свыше 180 кг); колокол весом более 164 кг (Выписки из Клировых ведомостей. 2006. С. 453). В описи 1764 г. в О. М. м. значились: «...церковь каменная Рождества Христова, в ней един престол… Вторая церковь с трапезою каменная развалившись. На церкви колокольня каменная…» (цит. по: Морозкина. 2007. С. 12). Согласно писцовой книге 1584-1588 гг., обитель окружала деревянная изгородь, в к-рой помещалось 9 братских келий. Некрополь На кладбище близ собора Рождества Христова похоронен местный крестьянин - праведник Матфей Кондратьев (1840 - 15 июня 1905), более 40 лет лежавший без движения и имевший дар прозорливости. Его посещали в т. ч. и духовные лица, среди них - настоятель Псково-Печерского мон-ря архим. Мефодий (Холмский) и еп. Псковский и Порховский Арсений (Стадницкий; позднее митрополит). Близ могилы Матфея Кондратьева похоронен прот. М. В. Беллавин († 6 янв. 1988), настоятель храма Рождества Христова (1949-1985), внучатый племянник патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина). 1917-2000 гг. После революционных событий 1917 г. храм Рождества Христова продолжал действовать как приходский, не закрывался. В 1919-1944 гг. находился в Эстонии (с 1940 Эстонская ССР в составе СССР). В соответствии с указом Эстонской Апостольской Православной Церкви от 22 мая 1935 г. в Малах было образовано 2 прихода: эстонский (сетуский) православный, получивший главный престол храма в честь Рождества Христова, и русский, разместившийся в Онуфриевском приделе (в 1951 приходы объединены). В 1958-1965 гг. архитектурно-археологическое исследование комплекса О. М. м. осуществил Б. С. Скобельцын, под его рук. в 1963 г. проведена реставрация храма Рождества Христова. 2000-2018 гг.

http://pravenc.ru/text/2578443.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010