Firenze, 1989; idem. Gregorio il Sinaita//La théologie byzant. et sa tradition. Turnhout, 2002. Vol. 2. P. 35-122; idem. Les œuvres de Gréroire le Sinaïte//Annuaire de l " École Practique des hautes études, 2001-2002. P., 2003. Vol. 10. Р. 363-366; Р. Помен Срба у жumuju Гpuropuja Синаита//ЗРВИ. 1993. Кн. 32. С. 149-154; Hisamatsu E. Gregorios Sinaites als Lehrer des Gebetes. Altenberge, 1994; idem. Hesychastische Gebetslehre bei Gregorios Sinaites//StPatr. 1997. Vol. 30. P. 218-223; idem. Zur Anthropologie des Gregorios Sinaites//ХВ. 1999. Т. 1 (7). С. 58-98; idem. E. Theoria und Energeia bei Gregorios Sinaites//StPatr. 2001. Vol. 35. P. 110-113; Вениамин (Милов), еп. Жизнь и учение прп. Григория Синаита//ДанБлаг. 1992. 4. С. 28-37 [часть неопубл. дис., ркп. хран. в б-ке МДА]; Петр (Пиголь), игум. Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники. М., 1999; Венюков Д. , диак. Прп. Григорий Синаит: Жизнь, творения, богословие: Дис./МДА. Серг. П., 2004; Δεληκρη Α. Αγιος Γρηγριος ο Σινατης: Η δρση και η συμβολ του στη διδοση του ησυχασμο στα Βαλκνια. Θεσσαλονκη, 2004. Рубрики: Ключевые слова: МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ [Максим Кавсокалив] (ок. 1270 - ок. 1365), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 13 янв.), один из наиболее выдающихся афонских подвижников-исихастов XIV в. НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.) ГЕОРГИЙ СИНАИТ († 544/5), прп. (пам. в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 11 марта) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) ЗИНОН (IV-V вв.), прп. (пам. в субботу сырную, в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных; пам.

http://pravenc.ru/text/168073.html

   Тронутый старческим выговором, Марк пал к стопам его и плакал слезами раскаяния. С того времени он исправился и оказывал полное послушание святому до самой своей смерти, которая не замедлила посетить его. По смерти Марка в услужении святому остался племянник его Гавриил.    Еще за шесть месяцев преподобный Нифонт предвидел, что святой Максим Кавсокаливит уже близок к исходу в вечность, и сказал ученикам своим:    – Пойдем к святому Максиму для принятия от него последнего благословения, потому что более не увидимся с ним в настоящей жизни.    И вот они пришли. По взаимном приветствии друг друга святой Максим сказал:    – Радуйтесь, возлюбленные братия! Это приветствие уже прощальное, с этой поры мы более не увидимся.    Как предвидел преподобный Нифонт кончину преподобного Максима, так она и последовала.    По прошествии многих лет после того на Святой Горе опять открылось моровое поветрие, и послушник Нифонта, Гавриил, был поражен смертельно. Тогда у Гавриила жив был еще отец его, Досифей, который плакал по нем неутешно. Святой Нифонт утешал его и говорил:    – Не плачь, брат, - сын твой, ради послушания моему недостоинству, ныне не умрет.    Потом, обратившись к востоку, помолился ко всещедрому Богу втайне - и больной встал со смертного одра, славя Бога. Потом святой, беседуя с бывшими при нем, сказал:    – Вот брат наш, помощью Божией, выздоровел, а я во время Петрова поста должен умереть.    Наконец настал пост святых Апостолов. В субботу первой недели, встав утром, преподобный помолился, потом причастился Божественных Таин и наконец сказал своим ученикам:    – Чада возлюбленные о Господе! Настало время моего отшествия ко Господу, Которого с юности моей любил я от всей души моей.    Ученики смутились от старческих слов.    – Не смущаться и плакать надобно вам, - сказал он, заметив их смущение, - а радоваться, потому что во мне вы будете иметь молитвенника пред Богом о спасении вашем, только бы и с вашей стороны исполняемы были заповеди Его.    На другой день, т.е. в воскресенье, преподобный приказал им прежде укрепиться пищей, а потом выкопать ему могилу и приготовить все нужное для погребения:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

культуры и связана в первую очередь с Афоном. Его древнейшее изображение сохранилось в рукописи с текстом Жития и чудес святого (Ath. Vatop. 470. Fol. 1а, ок. 1450). Это фигура в рост рядом с заглавной буквицей на начальном листе. Святой написан в облике старца, с седыми короткими волосами, седой бородой клинышком. Он в иноческих коричневых одеждах (красноватом платье и коричневом плаще с опущенным куколем). Обе руки протянуты к киноварной заглавной букве Θ, внутри нимба находится подпись. Очевидно, к этому изводу восходят изображения М. К. в афонских росписях XVI-XVII вв., как правило в минейных циклах и среди преподобных. Однако в самых ранних примерах М. К.- молодой инок, как, напр., в трапезной Великой Лавры (2-я четв. XVI в.; мастер Феофан Критский), где он изображен в проходе к боковому сев. компартименту. На фреске в литийном притворе кафоликона афонского монастыря Дионисиат (1546/47; мастер Зорзис (Дзордзис) Фукас) в своде окна на юж. стене М. К.- старец с седыми волосами и бородой средней длины из 2 вьющихся локонов. Облачен в иноческие одежды - охряной хитон, зеленую мантию, синий опущенный куколь, на груди поверх одежд простой, без украшений нагрудный крест, более характерный для изображений игуменов ( Πατπιος Καυσοκαλυβτης. 2010. S . 335). Руки святого широко разведены, возле головы подпись: «Святой Максим Кавсокалив». В росписях неск. храмов в мон-ре Дионисиат сохранились его образы: в парекклисионе во имя свт. Николая Чудотворца (1-я четв. XVII в.; приписывается мон. Меркурию) - на откосе арки прохода, где напротив написан св. Иоанн Предтеча, в верхней части арки - апостолы Петр и Павел; в кладбищенской ц. Всех святых (1627; мастер мон. Меркурий) - в юж. части зап. стены, в надписи святой назван Максимом Афонским. Иногда его представляют седым старцем в ризе без куколя (возможно, по образцу прп. Максима Исповедника), иногда голова старца покрыта куколем. Гораздо чаще в афонских росписях его образ встречается в XVIII-XIX вв. Как правило, его пишут в полном монашеском облачении, с непокрытой головой: поясное изображение в медальоне в литийном притворе кафоликона Иверского монастыря (1768; приписывается мон.

http://pravenc.ru/text/2561640.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕОФИТ Прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 21 янв.), просмонарий Ватопедский. Точное время жизни подвижника неизвестно. Он исполнял послушание просмонария - на Афоне так называют иноков, прислуживающих в каком-то особом месте в храме или мон-ре. Они заботятся об этом св. месте и непрестанно молятся там. О Н. сохранился небольшой рассказ, связанный с чудом от образа Пресв. Богородицы. Находясь с поручением на дальнем подворье Ватопеда , Н. тяжело заболел и, молясь перед иконами Св. Троицы и Пречистой Богородицы, просил дать ему один год, чтобы подготовиться к переходу в вечность. Неожиданно к нему вернулось здоровье. По прошествии же условленного срока от иконы Богородицы ему был голос, сообщающий, что время его ухода из жизни приблизилось. Н. причастился Святых Таин и мирно отошел ко Господу. В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца приводится двустишие, посвященное святому. Ист.: Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 120; Афонский Патерик. Ч. 1. С. 168. Лит.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 347; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 3. С. 328. Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ [Максим Кавсокалив] (ок. 1270 - ок. 1365), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 13 янв.), один из наиболее выдающихся афонских подвижников-исихастов XIV в. НИКОДИМ († ок. 1319), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 11 июля), наставник свт. Григория Паламы НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных)

http://pravenc.ru/text/2564958.html

Тронутый старческим выговором, Марк пал к стопам его и плакал слезами раскаяния. С того времени он исправился и оказывал полное послушание святому до самой своей смерти, которая не замедлила посетить его. По смерти Марка в услужении святому остался племянник его Гавриил. Еще за шесть месяцев преподобный Нифонт предвидел, что святой Максим Кавсокаливит уже близок к исходу в вечность, и сказал ученикам своим: – Пойдем к святому Максиму для принятия от него последнего благословения, потому что более не увидимся с ним в настоящей жизни. И вот они пришли. По взаимном приветствии друг друга святой Максим сказал: – Радуйтесь, возлюбленные братия! Это приветствие уже прощальное, с этой поры мы более не увидимся. Как предвидел преподобный Нифонт кончину преподобного Максима, так она и последовала. По прошествии многих лет после того на Святой Горе опять открылось моровое поветрие, и послушник Нифонта, Гавриил, был поражен смертельно. Тогда у Гавриила жив был еще отец его, Досифей, который плакал по нем неутешно. Святой Нифонт утешал его и говорил: – Не плачь, брат, – сын твой, ради послушания моему недостоинству, ныне не умрет. Потом, обратившись к востоку, помолился ко всещедрому Богу втайне – и больной встал со смертного одра, славя Бога. Потом святой, беседуя с бывшими при нем, сказал: – Вот брат наш, помощью Божией, выздоровел, а я во время Петрова поста должен умереть. Наконец настал пост святых Апостолов. В субботу первой недели, встав утром, преподобный помолился, потом причастился Божественных Таин и наконец сказал своим ученикам: – Чада возлюбленные о Господе! Настало время моего отшествия ко Господу, Которого с юности моей любил я от всей души моей. Ученики смутились от старческих слов. – Не смущаться и плакать надобно вам, – сказал он, заметив их смущение, – а радоваться, потому что во мне вы будете иметь молитвенника пред Богом о спасении вашем, только бы и с вашей стороны исполняемы были заповеди Его. На другой день, т.е. в воскресенье, преподобный приказал им прежде укрепиться пищей, а потом выкопать ему могилу и приготовить все нужное для погребения:

http://isihazm.ru/1/?id=1827

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОДИМ [Греч. Νικδημος] († ок. 1319), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 11 июля), наставник свт. Григория Паламы . Источником немногочисленных сведений о Н. служит «Похвальное слово» свт. Григорию Паламе, написанное его другом и учеником Филофеем Коккином , патриархом К-польским. Н. начал монашеский подвиг на горе Св. Авксентия недалеко от Халкидона. Затем переселился на Афон, вероятно, из-за нашествия турок. Келья Н. находилась недалеко от мон-ря Ватопед . Подвижник стал известен своими добродетелями, строгой аскезой и упражнениями в духовном созерцании. Именно к нему обратился молодой Григорий Палама, когда прибыл на Афон в поисках наставника; он провел под рук. Н. «в посте, бдении и в непрестанной молитве» 2 с лишним года и принял от него монашеский постриг ( Philotheus. Encomium//PG. 151. Col. 565). Григорий оставался с учителем до самой кончины последнего. Р. Синкевич утверждает, что Григорию Паламе, родившемуся ок. 1296 г., было примерно 18 лет, когда он покинул К-поль и пришел на Афон, и соответственно датирует смерть преподобного 1316 г. Лит.: PLP, N 20374; Sinkewicz R. Gregory Palamas//La théologie Byzantine et sa tradition. Turnhout, 2002. T. 2: XIII-XIX s./Sous la dir. de C. G. Conticello, V. Conticello. C. 132; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 6. С. 150. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ [Максим Кавсокалив] (ок. 1270 - ок. 1365), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 13 янв.), один из наиболее выдающихся афонских подвижников-исихастов XIV в. НЕОФИТ прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 21 янв.), просмонарий Ватопедский НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных)

http://pravenc.ru/text/2565558.html

Возвратившись в Кавсокаливийскую пещеру, святой построил себе хижину по соседству. Как-то раз в зимний день святой никак не мог согреться от разведённого им огня. Он понял, что это - бесовское искушение. Погасив огонь, Акакий нагим бросился в снег. Тогда чудесная теплота разлилась по его телу, как если бы он оказался в бане. Подвигами и молитвами прп. Акакия в Кавсокаливиях была возобновлена монашеская жизнь. По его молитвам здесь также был изведен источник, существующий до сих пор. Господь наделил преподобного Акакия дарами прозорливости и пророчества. Благодаря этому он проникал духовным взором в души приходивших к нему людей и открывал их тайные грехи или прикровенно, одними намеками, извещал их о будущем. Святой был настолько исполнен благодати Божией, что один его приход приносил людям мир и возвращал веру в Бога. Многие из посетителей преподобного сделались его учениками, поселились в окрестностях пещеры и основали скит, получивший с той поры название Кавсокаливский. Дабы порадовать учеников, святой Акакий молитвой извёл из земли источник, доставлявший им воду в изобилии. Однако он их поучал, что надлежит строго соблюдать пост и не предаваться сну во время ночных бдений, дабы победить склонность плоти к наслаждению. На вопрос, сколько времени можно уделять сну, святой ответил: " Полчаса достаточно для истинного монаха " . Сам же он проводил всю ночь в молитвах и позволял себе лишь немного отдохнуть утром. Особую роль в духовной жизни преподобного Акакия играло молитвенное почитание преподобного Максима Кавсокаливита. Когда демоны наводили на Акакия уныние, он призывал этого святого и чувствовал его предстательство. Неоднократно преподобный Максим чудесно являлся ему, облачённый в священнические одежды, озарённый небесной славой и в сопровождении монахов, одетых в белые одежды, – так бывало в минуты уныния и отчаяния. Святой Максим укреплял Акакия и воодушевлял на брань против естества ради обретения благ, которые выше естества. Однажды, когда святой Акакий был удручен унынием, он увидел рядом с собой маленькую птичку, которая пела невыразимо прекрасно и своим пением рассеяла его тревогу. Слушая ее, подвижник предвкушал небесные блага.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=288...

Когда очистится центр, тогда очистится и все вокруг. Молитва изгонит отчаяние, уныние, нерадение, леность и принесет новое произволение, новую жажду новых подвигов. Когда мы это почувствуем, тогда постигнем плод молитвы, ее цель. Тогда мы уразумеем, что Царство Небесное внутри нашего сердца: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Там, в сердце, с помощью лопаты молитвы, вдыхая и выдыхая и стараясь вниманием удерживать ум в сердце, мы обрящем сокрытый жемчуг. Что это за жемчуг? Это благодать Святаго Духа, которую мы получили в крещении. Если мы предались страстям, то благодать погребена. Старец Иосиф часами творил сердечную молитву. Когда он уставал, то отдыхал в созерцаниях, и потом снова сердечная молитва. До 7-8 часов кряду он творил молитву. Постепенно в молитвенной беседе человек внутренне совершенствуется. Сердце непрестанно очищается и потом приобретает безмолвие. Святые отцы, на протяжении многих лет занимаясь молитвой, достигли высоких состояний. Они приходили в созерцания, в исступления, выходили из самих себя, были пленяемы в созерцания, как апостол Павел: аще в теле, аще вне тела, не вем (ср.: 2 Кор. 12, 2). То же было и со многими другими святыми. Святой Максим Кавсокаливит, когда был спрошен святым Григорием Синаитом о молитве, сказал: " Прости меня, отче, я прельщенный " .– " Сейчас не надо об этом, – сказал ему святой Григорий, – расскажи мне, ради Господа, о своей добродетели. Скажи мне, прошу тебя, держишь ли ты умную молитву? " . Тогда святой Максим рассказал, как на протяжении долгого времени молился Божией Матери, прося дать ему благодать умной молитвы. Однажды теплота изошла из иконы Божией Матери и вошла в его сердце. И сердце начало изнутри говорить молитву. Потом, принуждаемый святым Григорием, он сказал ему, что плодом умной молитвы была великая любовь к Богу и пленение ума в созерцания. Это происходит по действию Святаго Духа и иногда уводит его в невещественный воздух Божественного света, или приводит к Божественной беседе, или к какому-либо другому неизреченному созерцанию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1451...

В «Добротолюбии» упоминается о святом подвижнике Варсануфии, который удостоился достигнуть высочайшего дарования – восхищения к Богу, в коем возносился до седьмого неба не на мечтательных крыльях мысли, но в неизреченной силе Духа 393 . О другом подвижнике – преподобном авве Филимоне – говорится, что он в молитвах проводил «весь день, непрестанно поя, молясь и услаждаясь созерцанием небесного; ум его часто так уводим был в созерцание, что он не знал, на земле ли он находится...» 394 Описание подобного состояния, доступного совершенным, находим у многих подвижников «Добротолюбия». Достижение высоких созерцаний, подобных рассмотренным, по общему убеждению святых отцов, возможно лишь тогда, когда ум человека хранит себя от развлечения греховными мыслями и вместе с тем молитву совершает. «Тогда, – говорит святой Григорий Палама , – он соединяется с Богом, затворяет всякий вход прельщению, погрешению и заблуждению и становится выше плоти, мира и миродержителя» 395 . Однако же, по свидетельству святого Григория Паламы , «долгое время пребывать в сем состоянии, порождающем неизреченное нечто, крайне трудно» 396 . Достигающие подобных состояний сподобляются откровений благодатных. В беседе со святым Григорием Синаитом святой Максим Кавсокаливит говорит, что и ныне, подобно пророкам и апостолам, «рабы Христовы сподобляются видеть разные видения... что обетовал неложный Бог устами пророка Иоиля... говоря: «Излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут» ( Иоил.2:28 ) – каковую благодать Господь ниспослал на учеников Своих, и ныне подает ее, и будет подавать до скончания века, по обетованию Своему, всем верным рабам Своим» 397 . Далее святой Максим указывает на характерный признак таковых откровений, когда человек удостаивается созерцания духовного мира, не имеющего ничего общего с земным. Когда «благодать Духа Святого сойдет на кого-либо, – говорит он, – то не что-либо обычное показывает ему из вещей чувственного мира сего, но показывает то, чего тот никогда не видел и не воображал. Тогда ум такого человека научается от Святого Духа высоким и сокровенным тайнам» 398 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

Изображение иконы Максим Кавсокаливит, прп. #8031 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Максим Кавсокаливит, прп. #8031 Эта страничка относится к разделу   Максим Кавсокаливит, прп. Скачать или распечатать изображение 8031.jpg 257x389, 0.1 MPix, 24 Kb. 2.2x3.3cm @ 300DPI (3.3x4.9cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 5 (142) , (6) . в этом году (за прошлые годы с 2009-12-14) Происхождение изображения: Загружено 2009-12-14, анонимно. Описание: [Афон. 1804.] Прп. Максим. Роспись. Афон. 1804 г. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Максим Кавсокаливит, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-8031

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010