Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Максим Кавсокаливит     Максим Кавсокаливит   День памяти: 13 (26) января     Преп. Максим Кавсокаливит               16.02.2007 г.   Преподобный отец наш Максим родился в Лампсаке, от родителей благородных и благочестивых. Будучи бездетны, они молились Богу со слезами о даровании им дитяти, и молитва их была услышана: Бог даровал им этого блаженного Максима, названного во святом крещении Мануилом. Итак, получивши его от Бога как дар, они воспитывали его с особенной заботливостью и, по наступлении времени, начали учить его священным книгам, а когда достиг он отроческих лет, поселили его при храме Пресвятой Богородицы и посвятили Богу. Таким образом, Мануил, постоянно пребывая в Богородичном храме, славословил Бога и в простоте непорочного сердца ходатайствовал у Всепетой Матери о своем спасении. Между тем, родители, забыв, что Мануил посвящен ими Богу, приготовлялись женить его, чтоб, связав его узами брака, иметь в нем утеху собственной жизни. Узнав об этом, юный Мануил, вкусивший уже сладость духовную, на семнадцатом году жизни, оставив родителей, отечество и мир, тайно удалившись на гору Ган, принял на себя ангельский образ, с именем Максима, и предался безусловной покорности и послушанию старца Марка, свидетельстованного в опытах иноческой жизни и известного по всей Македонии. Впрочем, недолго Божественный Максим оставался при этом старце: Бог воззвал сего преподобного от жизни временной в вечные обители, вследствие чего Максим, оставив гору Ган, пустился странствовать по Македонии в чаянии найти другого, подобного первому, старца.     Оттуда отправился он в Константинополь, где, восхищаясь великолепием и Божественной красотой храмов и поклоняясь святыням, хранящимся в них, он наконец пришел во Влахернский храм Пресвятой Госпожи нашей Богородицы Одигитрии. Там, созерцая дивные чудеса, точившиеся от иконы Пресвятой Одигитрии и поклонясь Ей, размышлял, какую чрезвычайную славу имеет Она на небесах, и от сего и подобных тому созерцаний восхищаясь духом и неизреченно радуясь сердцем, в течение всей ночи пробыл без сна, оставался без обуви на ногах, без покрова на голове и имел на себе только ветхую власяную одежду. В таком виде казался он всем как юродивый, да и сам притворялся таким, подобно великому Андрею, Христа ради юродивому, и, как тот, совершал на виду у людей безчинства. При всем том ему удивлялись все и почитали его не действительно, а только Христа ради юродивым.

http://isihazm.ru/?id=570

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ Прп. Максим Кавсокаливит. Роспись кафоликона мон-ря прп. Диониссия на Афоне. 1546/47 г. Мастер Зорзис Фукас Прп. Максим Кавсокаливит. Роспись кафоликона мон-ря прп. Диониссия на Афоне. 1546/47 г. Мастер Зорзис Фукас [Максим Кавсокалив; греч. Μξιμος Καυσοκαλβης; Καψοκαλβης, Καυσοκαλυβτης] (ок. 1270, Лампсак, М. Азия - ок. 1365, Афон), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 13 янв.), один из наиболее выдающихся афонских подвижников-исихастов XIV в. В поздневизант. агиографической традиции прозвище М. К. передается как Кавсокалив, «сжигающий каливы», т. е. хижины или шалаши (или реже как Капсокалив), и остается преобладающим в поствизант. период. В рус. традиции за этим святым утвердилось вторичное прозвище Кавсокаливит (т. е. житель афонской местности Кавсокаливии, к-рая в свою очередь была названа в честь М. К.), оно встречается также в некоторых совр. греч. источниках и изданиях. М. К., по мнению известного итал. исследователя А. Риго,- один из самых значительных представителей среди афонского монашества XIV в. ( Rigo. 2005. P. 182; ср.: Idem. 1986. P. 11). Тем не менее до последнего времени ему уделялось незаслуженно мало внимания ( Idem. 2005. P. 182; Πατπιος Καυσοκαλυβτης. 2010. Σ. 22). Наиболее полные просопографические очерки с глубоким анализом агиографических текстов, посвященных М. К., и его учения принадлежат Риго и еп. Каллисту (Уэру) ( Rigo. 2005; Kallistos (Ware). 1988). Недавно афонский мон. Патапий Кавсокаливит составил наиболее полный свод сведений о М. К., включающий подробное описание всех Житий преподобного и их переводов и парафраз, а также гимнографических текстов и иконографии ( Πατπιος Καυσοκαλυβτης. 2010). Источники Свидетельством особого почитания М. К. на Афоне в кон. XIV - 1-й четв. XV в. стало достаточно необычное явление: за этот короткий период было составлено 4 Жития М.

http://pravenc.ru/text/2561640.html

     Размышлял я сегодня о том, как подготовиться к теме «Христос – это жизнь». Что сделать? Прочитать поучения святых отцов и пересказать вам, что говорили святитель Иоанн Златоуст, преподобный Максим Исповедник, преподобный Иоанн Дамаскин, святитель Симеон Новый Богослов. Мнения различных святых о Христе как об источнике жизни тоже важно услышать. «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин. 11:25). И подумал про себя: если бы мне предложили поехать на какую-то конференцию, посвященную теме вина, и что-то рассказать, то как мне лучше было бы подготовиться? Неплохо бы выпить один-два бокала вина и даже немножко опьянеть от него, чем просто стать перед обществом и привести какие-то данные о свойствах этого напитка. Но все это можно найти и в интернете. Вводим в поисковую строку Иисус Христос – и перед нами неограниченное количество информации. Когда убеждаешь других в том, что Христос – это жизнь, ты должен сам прожить свою жизнь жизнью Христа, опьянеть от любви Христа, преисполниться жизнью Христа. Только так ты сможешь донести информацию до ближних. Святой Порфирий Кавсокаливит в последние годы своей земной жизни сказал такие удивительные слова: «Христос – это всё». При этом в конце беседы о Христе как источнике жизни добавил: «Сейчас я с вами говорю не в обычном состоянии. Слегка безумный я нынче». И кто-то мне на Святой Горе говорил, что он не лишился рассудка в обычном понимании, а был безумным ради Бога, юродивым. Какое прекрасное это безумие! Здорово быть безумным для Бога, быть безумным от Бога! Нам не хватает личного опыта общения со Христом! Актуален нынче интернет-ролик, в котором один акушер, принявший роды, выходит во двор больницы, чтобы снять видеоселфи. За два-три дня его просмотрело семьсот тысяч людей. Знаете, о чем акушер говорит? О своих впечатлениях от рождения ребенка, о маленьких глазках, которые все хотели вокруг осмотреть. Малыш впитывал все в себя. Само зачатие этого ребенка – величайшее чудо. Живем благодаря чуду. Живешь ты, живу я, жизнь Христа вошла в твою жизнь, Христос позвал тебя к Себе, у тебя Его Кровь, Его Дух. Это большое чудо. За то, что жив, ты должен славословить Бога, быть благодарным Ему. Ты стараешься выжить в этом мире, однако живешь. Ты живешь, и это огромный дар. Мы живы благодаря любви Иисуса Христа, Бога нашего.

http://pravoslavie.ru/109376.html

Об отсутствии иконы в умо-сердечном молитвенном делании вряд ли можно заявлять категорично, как-то делают некоторые исследователи (о. И. Осэр, Ж. Например, А.П. Каждан утверждает, что «прямое мистическое общение с Богом», проповедуемое исихастами и их предшественниками, главным образом преподобным Симеоном Новым Богословом, «было в явном противоречии с православным богослужением, которое ассоциируется с таинствами Церкви и Более умеренную позицию занимает А. Риго – он не видит единства без-образной молитвы и иконопочитания, полагая, что эти стороны благочестия у исихастов не Что касается таинств Церкви, то они, как основа мистицизма преподобного Симеона Нового Богослова, убедительно представлены на основании анализа его сочинений в исследованиях Василия Кривошеина «Симеон Новый Богослов» и иеромонаха Иллариона (Алфеева) «Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание». Аналогичная их роль в исихазме свидетельствуема тематикой и содержанием сочинения исихаста нач. XIV-XV вв. Николая Кавасилы «Семь слов о жизни во Христе». Оно, являясь « торжественным манифестом в смысле утверждения реальности и достижимости для человека общения с Богом, показывает, что это общение осуществляется в семи таинствах Православной Церкви. Само иконопочитание также являлось неотъемлемой частью духовной жизни Симеона Нового Богослова и исихастов, о чем свидетельствуют агиографические материалы. Так, мистическое видение света, по описанию прп. Симеона Нового Богослова, произошло с ним сразу же после поклонения иконе В XIV веке современник и близкий по духу Григорию Синаиту прп. Максим Кавсокаливит ощущал в груди теплоту и пламень «веющие от иконы, не жгущие, но прохлаждающие и услаждающие, производящие в душе великое В XV в. прп. Андрей Рублев соединил иконопочитание и исихастскую практику: для него иконы были посредниками в созерцании фаворского света. По свидетельству Иосифа Волоцкого Андрей Рублев и Даниил Черный во время праздников, сидя перед своими иконами и созерцая их, становились причастными благодати в видении фаворского света: «Божественныя благодати сподобитися, …всегда ум и мысль возносити к невещественному и божественному Во всех этих случаях икона выступает проводником божественной энергии благодати, посредником между Богом и человеком.

http://ruskline.ru/opp/2024/04/09/ikonop...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Кавсокаливия история Прп. Максим Кавсокаливит. Икона. XIX в.     Кавсокаливия история подробно:   (Кавсокаливии; греч. τ Καυσοκαλβια), особножительный, с 40 каливами, нек-рые не имеют храма, половина келлий в наст. время пустует. Находится за Пустынью, по дороге к В. Л., на скалах, на высоте 120 м над уровнем моря. Название («сожженные хижины») происходит от имени основателя - прп. Максима Кавсокаливита († 13 янв. 1365), к-рый всякий раз, когда рядом с его каливой поселялись др. монахи, сжигал ее, поднимаясь все выше в горы.     Около пещеры прп. Максима возникло монашеское поселение, его центром был храм Преображения Господня, располагавшийся выше к северо-западу от нынешнего скита (в наст. время представляет собой развалины). Вероятно, здесь произошла встреча прп. Григория Синаита с прп. Максимом. Первым биографом прп. Максима стал его сподвижник прп. Нифонт Кавсокаливит († 14 июня 1411), ученик преподобных Нила Эрихиотиса и Феогноста Кавсокаливита, известный своей подвижнической и созерцательной жизнью.   В кон. XVII - нач. XVIII в. монашеская жизнь в Кавсокаливиях была возобновлена прп. Акакием Новым Кавсокаливитом († 12 апр. 1730). 20 лет (с 1660) он подвизался в окрестностях храма Преображения, затем ниже по склону горы основал кириакон скита в честь Св. Троицы на месте, где в наст. время находится кладбищенский храм. По молитвам прп. Акакия был изведен источник, существующий до сих пор. Неофит, проигум. В. Л., назначил прп. Акакия дикеем (скитоначальником) и вручил ему жезл, но тот по своему смирению никогда не носил его. Последние годы своей жизни проигум. Неофит († 26 дек. 1732) провел в Кавсокаливиях, исполняя при прп. Акакии обязанности дикея и заботясь о благоустройстве скита.     В 1745 г. благодаря стараниям иером. Ионы († 1765), автора жития и службы прп. Акакию, был воздвигнут новый кириакон в честь Св. Троицы, расписанный в 1776 г. мон. Митрофаном. В мае 1746 г. лаврский игум. Исаия официально признал скит и утвердил его внутренний устав, регламентировавший отношения скита с В. Л. В 1759 г. было завершено строительство Успенского храма в пещере, где подвизался прп. Акакий. В 1790 г. вместе со мн. афонскими обителями скит пострадал от землетрясения. В 1804 г. к кириакону был пристроен экзонартекс (расписан в 1820), в 1897-1898 гг. на пожертвование К-польского Патриарха Иоакима III воздвигнута колокольня.

http://isihazm.ru/?id=594

Преподобный Акакий Кавсокаливит Святой Акакий родился в 1630 году в деревне Голица неподалеку от города Аграфы Фессалийские. Его семья была бедной, и он еще в юном возрасте был вынужден взять на себя обеспечение родных. Святой не получил иного образования, кроме того, которое заключалось в изучении Закона Божия, в чтении житий святых и посещении церковных служб. Акакий бежал из родительского дома, чтобы избежать женитьбы, которую готовила для него мать, и удалился в монастырь Святой Троицы в Загоре, основанный святым Дионисием Олимпийским (память 23 января). Вечером того дня, когда святой принес монашеские обеты, ему было видение, будто он держит в руках светильник, озаряющий все окрестные земли. Тогда Акакий понял, что монах должен быть подобен светильнику, который просвещает других людей сиянием своих добродетелей. И он ревностно начал духовную битву за святые добродетели, прежде всего за смирение, посредством полного отсечения собственной воли. Он с радостным сердцем брался за самую тяжелую работу и снискал расположение всех братий. Любовь ко Господу, пылавшая в сердце Акакия, часто побуждала его удаляться в лес, чтобы предаваться созерцанию. Духовная жажда святого все возрастала, поэтому он оставил монастырь и отправился на Афон. Переходя от кельи к келье, он искал совета людей Божиих, затем на год поселился в пещере рядом с монастырем Григориат вместе с двумя отшельниками. Достаточно постранствовав по разным местам Святой Горы, он обосновался в краю великих подвижников – на юге Афонского полуострова. Там, в Преображенской келье, он прожил 20 лет, питаясь одним хлебом и дикорастущими плодами не чаще одного раза в три дня. Отложив всякое житейское попечение, преподобный Акакий всем сердцем обращался ко Господу, с силой противостоя искушениям, которыми бесы пытались отвратить его от непрестанной молитвы. По прошествии этого времени он удалился в маленькую пещеру недалеко от берега, где в свое время подвизался святой Максим Кавсокалив (память 13 января). Он вел превосходящую человеческие возможности духовную брань, сражаясь с бесплотными силами. Преподобный ел ровно столько, сколько было необходимо для поддержания жизни, а иногда крошил камни в коренья, которые принимал в пищу, так что у него шла горлом кровь. Бесы с еще большей яростью стали приступать к нему и пытались сломить его мужество отвратительными помыслами, пугающими явлениями и различными недугами. Но Акакий обращал их в бегство пламенной молитвой, которая исходила от самого его сердца, всегда бодрствующего.

http://pravoslavie.ru/53125.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – октябрь 2012 16 мин., 03.10.2012 1 страница обложки – портрет режиссера Юрия Грымова – автора фильмов «Му-му» по повести Ивана Тургенева, «Казус Кукоцкого» по роману Людмилы Улицкой, спектакля «Nirvana» про Курта Кобейна и памятника любви и одиночеству, установленного в городе Онфлер во Франции ( фото Владимира Ештокина). См. рубрику «Интервью номера» (С.8 -11). Пролог : (на заставке – фото Виталия Маслюкова) Осип Мандельштам. «Скудный луч холодной мерою…» . Стихотворение. 1911//Фома. - – октябрь 2012. – С.2. – (рубрика « Пролог »). Содержание : С.3. Письма : Письма … о монахах . Подборка писем и цитат. Фото Владимира Ештокина//Фома. - – октябрь 2012. – С.4-5. – (рубрика « Письма »). Послание Филиппийцам апостола Павла 1:21. Цитата: «Для меня жизнь – Христос, а смерть – приобретение». – С.4; Призыв / Валерия , Москва. – С.4; Ф. М. Достоевский . « Братья Карамазовы ». Цитата: «Алеше казалось даже странным и невозможным жить по-прежнему…». – С.4; Олимп и Фавор Катьки N ./ Леся , Екатеринбург. – С.4; Порфирий Кавсокаливит (1906-1991). Цитата: «Когда я стал монахом, я поверил, что смерти нет». – С.4; Об уходе из монастыря / Анна , Москва. – С.4-5; Святитель Феофан Затворник (1815-1894). Цитата: «Монастырь – общество борющихся с собою Царствия ради Небесного…». – С.5; Оптинский старец Никон ( Беляев ) (1886-1937). Цитата: «Важность в христианстве, а не в монашестве…». – С.5; Старец / Максим , Кемерово. – С.5; Евангелие от Матфея 19:29 . Цитата: «И всякий, кто оставит д о мы…». – С.5. См. также: Зачем идеализировать монашество? Вопрос читателя/Иван Кочетков ; Ответ редакции/Александр Ткаченко , редактор раздела «Вера»//Фома. - – ноябрь 2012. – С.96. – (рубрика « Отклики »). Колонка главного редактора: Монолог: Владимир Легойда . Духовно-транспортное происшествие . Фото священника Игоря Палкина//Фома. - – октябрь 2012. - С.6-7. – (рубрика « Колонка главного редактора. Монолог »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-114...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Пустынник замечательной жизни: Схимонах Максим Пустынник замечательной жизни: Схимонах Максим Схимонах Максим был уроженцем великой России. Где он родился и как он жил до поступления на Афон, нам неизвестно. В конце 60-х годов 19 века он прибыл на Афон и поступил в Андреевский скит. Долгое время, почти 20 лет, исполнял послушание келейника у отца Феодорита (Крестовикова), который постриг его сначала в мантию, а потом в схиму с именем Максим. Находясь в Андреевском скиту, отец Максим постоянно думал куда-нибудь уединиться в пустыню. «Отец Феодорит, — писал он, — привыкший ко мне и не слыша никогда жалоб от братии на меня, которым я всегда старался удовлетворять в их просьбах ко мне, не хотел меня отпустить при жизни своей и даже иногда подшучивал надо мной за это, говоря: «Толкушка (это была постоянная его поговорка), чего тебе еще не достает, живи да смиряйся, молись, сколько хочешь, никто тебе не мешает, а то в пустыню захотел, какой ты пустынник». Я все-таки не малодушествовал, но положился в уме на Бога, что если Ему угодно, то Он и устроит меня ими же весть судьбами, а между тем в летнее время испрашивал у него благословения пройтись по Святой Горе и в то время присматривался к пустынным местам, где бы удобнее поселиться, расспрашивал пустынников об их пустынной жизни, через что мало-помалу ознакомился с ней. Некоторые из пустынников нередко обращались в скит к отцу Феодориту со своими нуждами, тесно сопряженными с жизнью отшельнической, и как при этом всегда нужно было посредничество мое, то я и старался всевозможно их удовлетворять, прося при этом взаимно от них святых молитв. В одно время случилось в Серае [Андреевском скиту] некоторое замешательство, и вот в то время я, видя, что наступило благоприятное время, испросил себе благословение для приискания места безмолвного где-нибудь в тишине пустыни афонской. При прежних моих прохождениях через наш (т. е. Кавсокаливский скит) скит я совсем не чувствовал в себе расположения поселиться здесь, но когда уже окончательно начал искать безмолвия и пришел сюда, то мне необыкновенно понравилось здесь, и я почувствовал какое-то внутреннее влечение.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=279...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пустынник замечательной жизни: Схимонах Максим 29.12.2016 558 Время на чтение 9 минут Схимонах Максим был уроженцем великой России. Где он родился и как он жил до поступления на Афон, нам неизвестно. В конце 60-х годов 19 века он прибыл на Афон и поступил в Андреевский скит. Долгое время, почти 20 лет, исполнял послушание келейника у отца Феодорита (Крестовикова), который постриг его сначала в мантию, а потом в схиму с именем Максим. Находясь в Андреевском скиту, отец Максим постоянно думал куда-нибудь уединиться в пустыню. «Отец Феодорит, - писал он, - привыкший ко мне и не слыша никогда жалоб от братии на меня, которым я всегда старался удовлетворять в их просьбах ко мне, не хотел меня отпустить при жизни своей и даже иногда подшучивал надо мной за это, говоря: «Толкушка (это была постоянная его поговорка), чего тебе еще не достает, живи да смиряйся, молись, сколько хочешь, никто тебе не мешает, а то в пустыню захотел, какой ты пустынник». Я все-таки не малодушествовал, но положился в уме на Бога, что если Ему угодно, то Он и устроит меня ими же весть судьбами, а между тем в летнее время испрашивал у него благословения пройтись по Святой Горе и в то время присматривался к пустынным местам, где бы удобнее поселиться, расспрашивал пустынников об их пустынной жизни, через что мало-помалу ознакомился с ней. Некоторые из пустынников нередко обращались в скит к отцу Феодориту со своими нуждами, тесно сопряженными с жизнью отшельнической, и как при этом всегда нужно было посредничество мое, то я и старался всевозможно их удовлетворять, прося при этом взаимно от них святых молитв. В одно время случилось в Серае [Андреевском скиту] некоторое замешательство, и вот в то время я, видя, что наступило благоприятное время, испросил себе благословение для приискания места безмолвного где-нибудь в тишине пустыни афонской. При прежних моих прохождениях через наш (т. е. Кавсокаливский скит) скит я совсем не чувствовал в себе расположения поселиться здесь, но когда уже окончательно начал искать безмолвия и пришел сюда, то мне необыкновенно понравилось здесь, и я почувствовал какое-то внутреннее влечение.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/d...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Кавсокаливский скит и дальнейшее странствие по Афону Кавсокаливский скит и дальнейшее странствие по Афону     Я расстался с вами в прошедшем письме моем у Кавсокаливского скита; значит, надобно же кончить мое путешествие…     Кавсокаливский скит основан преподобным Максимом, жизнь которого протекла в беспре­рывных подвигах и в бесприютном странствии по Афону . Он имел два обыкновения, казавши­еся странными для его современников. Будучи гол и беден как инок, он на зиму, или лучше сказать, когда приходило ему на мысль, строил себе из ветвей каливу, то есть шалаш, сзывал братьев полюбоваться на его жилище; но едва они удалялись от него, святой Максим зажигал шалаш и уходил в иное место.     Другое обыкно­вение было еще страннее: там, где основы нал себе каливу, вырывал он и могилу и каждый день ходил к ней, исправлял панихиду по душе своей и горько плакал, ложась в гроб и пропевая трогательные надгробные песни: «Благословен еси. Господи, научи мя оправда­нием Твоим» и следующие за тем стихи.   Более и чаще всего он притворялся юродивым, но его дивные опыты в созерцательной жизни, его ум, просветлившийся в постоянных молитвен­ных беседах с Богом, поставляют его наряду с лучшими писателями подвижничества. Его творения и краткая биография помещены в «Добротолюбии».     Каков был сам святой Максим в жизни, тако­выми он делает и своих скитников, так ограни­чивши их в отношении житейских попечении, что даже не позволяется никому иметь здесь ни сети для рыболовства, ни каика, несмотря на то что скит расположен на прибрежной скале и море могло бы доставлять ему временное утеше­ние в сытной трапезе.   Рассказывают, что один пошел было вопреки завета скитского и купил себе небольшой каик в намерении заняться рыболовством; но едва только подвел он каик к берегу и прицепил его крепкою вервию к скале, разыгралось море и налетевшая волна сорвала с привязи легкий каик, унесла в море и не более как чрез час вдребезги разбила его о прибреж­ный гранит. С той поры завет преподобного Максима строже прежнего хранился и хранится скитскою братнею.

http://isihazm.ru/?id=953

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010