Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ СВЯТОГОРЕЦ [греч. Γρηϒριος Αϒιορετης] (XIV в.), прп. (пам. греч. 6 апр.). Именуется также Византийским, т. к. происходил из г. Византия, т. е. К-поля. Подвизался в пределах Великой Лавры в скиту Глоссия в молчании, творя умную молитву (упом. ок. 1308), и стал наставником свт. Григория Паламы в «трезвенном любомудрии» (Афонский патерик. С. 341). В Житии прп. Максима Кавсокаливита говорится, что за высоту подвижнической жизни Г. С. сподобился принимать пищу из рук ангелов. Упоминается в службе, составленной прп. Никодимом Святогорцем в честь св. отцов, во Св. Горе Афонской просиявших (Собор Афонских преподобных, 2-я Неделя по Пятидесятнице). Ист.: PG. 151. Col. 568 [ Филофей Коккин, патр. К-польский. Похвальное слово в честь свт. Григория Паламы]; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 197; Афонский патерик. М., 2002р. Т. 1. С. 341. Лит.: Γερσιμος Μικραϒιανναντης. Γρηϒριος Αϒιορετης//ΘΗΕ. T. 4. Σ. 707; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αϒιολϒιον. Σ. 104; PMBZ, N 4497. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ [Максим Кавсокалив] (ок. 1270 - ок. 1365), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 13 янв.), один из наиболее выдающихся афонских подвижников-исихастов XIV в. НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф ИЕРОФЕЙ (1686-1745), прп. Иверский (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 13 сент.) НЕОФИТ прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 21 янв.), просмонарий Ватопедский НИКОДИМ († ок. 1319), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 11 июля), наставник свт. Григория Паламы НИФОНТ [Нифон] (ок. 1315-1411), прп. Афонский (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 14 июня)

http://pravenc.ru/text/168067.html

Vat., 1986. (ST; 314); Sideras A. Bruder oder Freund?: Zum Adressaten einen unedierten Grabrede des Makarios Makrès//Βυζαντιακ. Θεσ., 1988. Τ. 8. Σ. 120-132; Ζσης Θ. Γεννδιος Β Σχολριος Βος - συγγρμματα - διδασκαλα. Θεσ., 19882. Σ. 87, 91, 172; Γερσιμος Μικραγιανναντης, μον. Ακολουθα πντων τν ν Θεσσαλονκ διαλαμψντων γων//ΓΠ. 1990. Τ. 73. Ν 732. Σ. 358; Talbot A.-M. Makres, Makarios//ODB. Vol. 2. Col. 1273; Ο Αγιοι τς Ιερς Μονς Βατοπεδου//Πρωττον. Καρυς, 1992. Ν 34. Σ. 51; Χρυσοστμου Γ. Ο γιοι τς Θεσσαλονκης//Χαριστριον τ Παναγιωττ Μητροπολτ Θεσσαλονκης κ. κ. Παντελεμονι τ Δευτρ π τ συμπληρσει εκοσαετος ν Θεσσαλονκ ποιμαντορας (1974-1994). Θεσ., 1994. Σ. 933-934; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 284; Πασχαλδης Σ. Μακριος Μακρς Ασπρφρυς//Τ Αγιολγιον τς Θεσσαλονκης. Θεσ., 1997. Τ. 2. Σ. 19-27; idem. Θεολογικ ζητματα κα μοναστικ πνευματικτητα στ Αγιον Ορος κατ τ 15ο κα 16ο ανα//Τ Αγιον Ορος στν 15ο κα 16ο ανα: Πνευματικς βος, Ιστορα, Τχνη. Θεσ., 2011. Σ. 87-105; idem. Οψεις τς γιορετικης στορας κα πνευματικτητας κατ τν 15ο κα 16ο ανα//Τ Αγιον Ορος στν 15ο κα 16ο ανα: Πρακτικ Συνεδρου. Θεσ., 2012. Σ. 225-236; idem. Εκφνσεις τς λογιτητας στ Αγιον Ορος κατ τν Παλαιολγεια περοδο//Αγιον Ορος κα Λογιοσνη: Πρακτικ Συνεδρου. Θεσ., 2014. Σ. 43-51; Dendrinos Ch. Palaiologan Scholars at Work: Makarios Makres and Joseph Bryennios " Autograph//From Manuscripts to Books=Vom Codex zur Edition: Proc. of the Intern. Workshop on Textual Criticism and Editorial Practice for Byzant. Texts (Vienna, 10-11 December 2009)/Ed. A. Giannouli, E. Schiffer. W., 2011. P. 25-54. О. А. Родионов Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ИОАНН КУКУЗЕЛЬ [Пападопул] († до 1341), прп. (пам. греч. 1 окт.; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), маистор (руководитель придворного хора), мон. Великой Лавры на Афоне, визант. мелург и муз. теоретик МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ [Максим Кавсокалив] (ок. 1270 - ок. 1365), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 13 янв.), один из наиболее выдающихся афонских подвижников-исихастов XIV в. НЕОФИТ ЗАТВОРНИК (ок. 1134 - † вскоре после 1214 (?)), прп. (пам. греч. 12 апр., 27 и 28 сент., пам. кипрская 24 янв.), церковный писатель, богослов, агиограф, хронист, основатель мон-ря НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф

http://pravenc.ru/text/2561444.html

(от лица единаго чтомая) О Единая Пречистая и Пресвятая Владычице Богородице, палато Духа Святаго, всемогущая Заступнице и Ходатаице рода христианскаго! Не отрыни мене недостойнаго, грехми душу и тело осквернившаго, очисти ум мой от помышлений суетных, углебающих в пагубе мира сего прелестнаго. Укроти моя страсти и избави мя от грех моих. Подаждь же бодрость и рассуждение уму моему помраченному, да заповедей Божиих делатель искусен явлюся. Огнем любве Божественныя воспламени оледеневшее сердце мое. Паче же Тя молю, Благая Мати, якоже Максиму Кавсокаливиту, испроси и мне непрестанныя молитвы дарование, да пребудет сия во мне потоком, от зноя страстей и скорбей находящих, прохлаждающим и наполняющим, да стяжав мир сердечный помощию Твоею, и очистився от скверн греховных покаянием слезным, сподоблюся в будущем веце радости и блаженства причастник быти всех преподобных отец (Афонских) и всех святых от века Богу благоугодивших. Аминь. Иная краткая молитва о даровании непрестанной молитвы Пресвятая Богородице! Даруй мне непрестанную молитву Иисусову. Непрестанная молитва – молитва , которая непрестанно идет к Богу из сердца. Это есть дар благодати. Святой Макарий Великий говорит: «Молись и приутруждай себя в молитве, и Бог, видя, как ты усердно желаешь молиться, даст молитву». В «Добротолюбии» славянском старец Максим Кавсокаливит говорит о себе, что два года молился Матери Божией, чтоб Она дала или испросила молитву. «Однажды, – говорит он, – как я, помолившись, приложился к иконе Божией Матери, мгновенно уканул огонек сладкий в сердце и с тех пор там теплится». Вот дар молитвы! Взыщите его и вы и в молитве словами то выражайте, держа в мысли ту молитву, о коей говорит Максим оный. Свт. Феофан Затворник Молитва перед иконою Пресвятой Богородицы, именуемой «Скоропослушница» О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, скоропослушная Заступнице всех, к Тебе с верою прибегающих! Призри с высоты небеснаго величия Твоего на мя непотребнаго, ко святей иконе Твоей припадающа: услыши скоро смиренную молитву мене грешнаго и принеси ю к Сыну Твоему: умоли Его, да озарит мрачную душу мою светом Божественныя благодати Своея и очистит ум мой от помыслов суетных, да умирит страждущее мое сердце и исцелит раны его, да вразумит мя на добрая дела и укрепит работати Ему со страхом, да простит вся содеянная мною злая, да избавит от вечныя муки и не лишит небеснаго Своего царствия. О преблагословенная Богородице! Ты благоизволила еси нарещися во образе Твоем Скоропослушница, повелевающи всем притекати к Тебе с верою: не презри убо мене скорбнаго и не попусти погибнути мне в бездне грехов моих: на Тя по Бозе все мое упование и надежда спасения, и Твоему покрову и предстательству вручаю себя во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/sborni...

МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ [Максим Кавсокалив] (ок. 1270 - ок. 1365), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 13 янв.), один из наиболее выдающихся афонских подвижников-исихастов XIV в. НЕОФИТ прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 21 янв.), просмонарий Ватопедский НИКИТА СЕРСКИЙ [Агианнанит)] (между 1760 и 1770 - 1808), сщмч. Афонский (также Славянин (рус.), Свято-Аннинский, Новый (греч.), Арванит (албан.)) (пам. в Соборе Афонских святых, в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря; пам. греч. 4 апр. и в Соборе Свято-Аннинских святых (3-я неделя по Пятидесятнице)) НИКИФОР УЕДИНЕННИК [также Никифор Итал, Никифор Исихаст, Никифор Монах, Никифор Афонский] (XIII в.), афонский монах, автор включенного в «Добротолюбие» аскетического сочинения, прп. (пам. - во 2-ю неделю по Пятидесятнице в Соборе всех преподобных и богоносных отцов, во Св. Горе Афонской просиявщих) НИКОДИМ (ок. 1270 - 1324), свт., архиеп. Сербский (пам. 11 мая, в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей - 30 авг.) НИКОДИМ († ок. 1319), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 11 июля), наставник свт. Григория Паламы НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов НИФОНТ [Нифон] (ок. 1315-1411), прп. Афонский (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 14 июня) НИФОНТ II († 11.08.1508), патриарх К-польский (кон. 1486 - нач. 1488; лето 1497 - лето 1498), свт. (пам. 11 авг. и в Соборе Афонских преподобных) ПАВЕЛ (X в.), прп. Ксиропотамский (пам. 28 июля - в Соборе Афонских преподобных), предполагаемый основатель мон-ря Ксиропотам

http://pravenc.ru/rubrics/128841.html

2019/02/16, 14:41:28 Лучше бы он промолчал и молился,а так многих православных смутил... 2019/02/16, 13:00:24 Постаавил человек у города пушку, навел на больницу и детский сад , благословил его аж вселенский патриарх, стреляет теперь православный хрисстианин. А тот , кто мог сказать ему " не смей " , не сказал : он о всем мире молился Максим 2019/02/16, 12:18:35 Будет время , будут соседа сажать и лишать за то, что Евангелие вслух прочел, а мудрый старец будет говорить, что не надо вмешиваться, дело монаха молитва. Ане дело Христианина Любовь. Съели отцы критский собор , съедят и все остальное. Только оставит их Благодать. Максим 2019/02/16, 11:39:40 Правильно сказал! 2019/02/13, 04:59:30 slava bogu chto tak ne dumal maxim ispovednik i drugie otci cerkvi.chudnie vi russkie ludi, vsex starcami nazivaite.ishite chudesa a za saboi i za sovestiu ne nabludaite.obiknavenni grecheski monax. starcami bili otec paisi,gabriel urgebadze katori mnogo raz ablichal erarxov,kiril pavlov i drugie 2019/02/11, 19:39:19 славен Сын молящийся за Отца своего . валериан 2019/02/11, 19:34:05 невзирая на все искушения от лукавого братство веры с надеждою и любовью молитвенно оберегать надо во имя Отца, Бога нашего . валериан 2019/02/11, 17:03:02 Спасибо за видео. Праздный вопрос: На сколько узлов четки на иконе у папы Яниса? А у Парфирия Кавсокаливита и Иосифа Исихаста? А зачем на икону четки вешать? 2019/02/11, 14:21:49 Рассказывают, что авва Антоний Великий (он прожил 106 лет), будучи однажды приведен в недоумение глубиною домостроительства Божия (управления миром) и судов Божиих, помолился и сказал: «Господи! отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, - другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою?» - Долго был он занят этим размышлением, и пришел к нему глас: «Антоний! внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это - душевредно». Источник: святитель Игнатий Брянчанинов " Отечник " .

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=3021

Прп. Максим – одна из самых загадочных святых фигур Афона. Он родился в Лампсаке на азиатской стороне Геллеспонта и получил имя Мануил. В 17-летнем возрасте, спасаясь от уготованного ему родителями брака, удалился на монашескую гору Ганос (совр. Ганос Даглар), где был пострижен в монахи старцем Марком. После смерти своего старца удалился на другую монашескую гору Папикий на границе Фракии и Македонии, где он встретился с монахами, преподавшими ему на всю оставшуюся жизнь необычный пример странничества и жизни в монастыре без кельи или какого-либо своего жизненного пространства – «он нашел мужей совершенно преданных Богу, не имеющих ни дома, ни крыши, не вкушающих пищу и Затем он оказывается в Константинополе, где живет в палатке недалеко от «святилища Божией Матери», – возможно, Влахернского храма, в котором он проводил бессонные ночи «бедный и бездомный, ходя кругами у священных – и, наконец, через Фессалоники прибыл на Афон. Здесь после некоторого периода подвижничества в Великой Лавре он выбирает путь жизни блуждающего монаха в самой суровой пустынной части у южных склонов Афона. На вершине Афона, выдержав трехсуточную брань с демонами, он получает благословение от Божией Матери на этот исключительно трудный образ который продолжался на протяжении десяти лет и сопровождался (впрочем, как это было ранее и позднее) разными формами юродства и признанием себя Если он и строил себе келью-шалаш, то вскоре сжигал ее – откуда и прозвище Кавсокаливит. После встречи с прп. Григорием Синаитом и имевшей место таинственной беседе о молитве Иисусовой он по совету преподобного стал вести более оседлый образ жизни и принимать посетителей, включая соцарствовавших друг другу императоров Иоанна V Палеолога и Иоанна VI Кантакузина (1350 г.): первому из них было предсказано трудное царствие, а второму – принятие монашества и игуменство («Се игумен в Прп. Максим учил: «…очищайте себя от славолюбия, сластолюбия, веществолюбия и миролюбия» ( φιλουλας κα φιλοκοσμας «Да возьмем на себя тяготы братьев, дабы и Христос [взял] наши. Друг друга во всяком благе да созидайте для устроения дома Божия и вселения [Бога]. Милуйте, дабы быть помилованными. Прощайте, дабы быть «Спешите в покаянии получить, грешники, прощение прежде вашего конца, дабы вы улучили милость Божию и

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=20&iid=2...

В настоящее время на Афоне существует две системы администрации – гражданская и монастырская. Гражданское управление осуществляет губернатор (префект) Святой Горы, подчиняющийся Министерству иностранных дел Греции. В его ведении находится небольшой административный аппарат, полиция, отдел регистрации иностранных граждан и таможня. Губернатор поддерживает контакты с монастырскими органами управления и своею властью приводит в исполнение некоторые решения монастырской власти. Высшим законодательным и судебным органом монастырского управления Святой Горы является Священное Собрание (Synaxis), состоящее из настоятелей всех 20 монастырей и собирающееся в Карее два раза в год для принятия разного рода канонических указов. Административную монастырскую власть осуществляет Священный Кинот (Протат), являющийся постоянным органом и состоящий из представителей (антипросопов) всех монастырей, избираемых на один год. Заседания Протата должны проходить не менее трех раз в неделю. Постоянным распорядительным органом Протата является Священная Эпистасия (Надзор), состоящая из представителей ежегодно сменяющих друг друга пяти четвериц, на которые поделены все 20 афонских монастырей; представитель древнейшего монастыря из четырех, образующих «пентаду», носит титул «прота» (первого) или «протэпистата» (первого надзирателя) и председательствует в Эпистасии. В случае разногласий между эпистатами дело переносится в Протат. Высшие административные органы управления Афона располагаются в Карее. С древности до наших дней Святая Гора остается местом безмолвия, тайнозрения, подвижничества, местом непрестанной молитвы за мир. Бесчисленны сомны святых отцов, прославивших Святую Гору своей ангелоподобной жизнью. Среди них преподобные Петр и Афанасий Афонские , Савва и Симеон Сербские, Максим и Нифонт Кавсокаливиты, Нил Мироточивый, свт. Григорий Палама , прп. Максим Грек , сщмч. Косма Этолийский , прп. Силуан Афонский и др. Благодаря великому смирению и мудрой простоте, большинство афонских аскетов остаются безызвестными. Память Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой горе Афонской просиявших, отмечается в Неделю 2-ю по Пятидесятнице. Андреевский скит

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Судья, узнав о чуде, случившемся в колодце, велел привести к себе святого и спросил его: – Правду ли говорят, что нынешней ночью в колодезь сходил свет, слышалось в нем пение и исходило оттуда благоухание? – Да, правда, – отвечал святой мученик. – Кто верует во Христа, тот не только может увидеть то, что случилось в колодце, но и другое, гораздо большее сего с. 635]. После этого Макарий начал приводить примеры от Священного Писания, его речь привлекла всеобщее внимание. Тогда судья приказал немедленно обезглавить святого. Макария вывели из Бруссы в овраг, предварительно побили его камнями и затем отсекли ему голову. Мощи преподобномученика Макария оставались в овраге не погребенными несколько дней. Во все это время по ночам сходил на мощи Божественный свет, который удостоились видеть многие христиане, жившие в Бруссе. Некоторые же из них, пренебрегая страхом и опасностью, решились в одну ночь взять мощи из рва и тайно погребли. Память преподобномученика Макария празднуется 6 октября. Преподобный Максим Кавсокаливит Преподобный Максим родился в Лампсаке, в Малой Азии, около 1259 года. Его родители были люди благородные и благочестивые. Долгое время не имея детей, они молили Бога даровать им ребенка, и молитва их была услышана. У них родился сын, во святом крещении названный Мануилом. Родители воспитывали Мануила с особенной заботливостью и, по наступлении времени, начали учить его священным книгам, а когда достиг он отроческих лет, поселили его при храме Пресвятой Богородицы и посвятили Богу. Таким образом, Мануил, постоянно пребывая в Богородичном храме, непрестанно молился Богу и умолял Пресвятую Богородицу о своем спасении. Он часто ходил к некоторым старцам, безмолвствовавшим вблизи храма Пресвятой Богородицы и, общаясь с ними и по возможности услуживая им, внимал советам их, таким образом, назидался примером их богоугодной жизни и наставлениями. Часто, видя нищих, он пренебрегал холодом и отдавал им собственные одежды, чтоб согреть их; равным образом, делил с ними и хлеб. При этом, желая избежать похвал, юноша принимал на себя вид юродивого. С отрочества Мануил горел желанием оставить мир и, став иноком, хранить строгое безмолвие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Геннадий. Роспись трапезной мон-ря Ватопед. 1786 г. [греч. Γεννδιος] (XV в.), прп., Ватопедский (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 17 нояб.). Стал известен в связи с чудом от иконы Божией Матери Элеовритиссы (т. е. Елееточивой) в мон-ре Ватопед . Икона находилась в монастырской кладовой (дохиарной). Однажды, когда нехватка масла в мон-ре была настолько велика, что его недоставало даже на нужды церкви, игумен, уповая на помощь Богородицы, послал дохиара (келаря) Г. за последним сосудом, чтобы дать масло в пищу братии. Г. пребывал в смущении, т. к. хотел оставить это масло для лампад. Придя в кладовую, он обнаружил сосуд, наполненный маслом, к-рое переливалось через край и уже достигло двери. Исследователи отождествляют дохиара Г. с иером. Геннадием, упоминаемым с 1415 г., впосл. проигуменом Ватопеда, при к-ром в янв. 1449 г. мон-рь был преобразован из особножительного в общежительный (киновиальный) ( Χρυσοχοδης. Σ. 62). Изображение Г. представлено в росписи монастырской трапезной (1786). Ист.: Афонский патерик. Ч. 2. С. 397. Лит.: Вышний Покров над Афоном. М., 1902. Серг. П., 1997р. С. 77-78; Χρυσοχοδης Κ. Απ τν Οθωμανικ κατκτηση ς τν 20 ανα//Ιερ Μεγστη Μον Βατοπαιδου: Παρδοση, στορα, τχνη. λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος, 1996. T. 1. Σ. 61-62; Μαντζαρδης Γ. Θαυματουργς εκνες κα γα λεψανα//Ibid. T. 1. Σ. 120. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ [Максим Кавсокалив] (ок. 1270 - ок. 1365), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 13 янв.), один из наиболее выдающихся афонских подвижников-исихастов XIV в. НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф ИЕРОФЕЙ (1686-1745), прп. Иверский (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 13 сент.) НЕОФИТ прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 21 янв.), просмонарий Ватопедский НИКОДИМ († ок. 1319), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 11 июля), наставник свт. Григория Паламы НИФОНТ [Нифон] (ок. 1315-1411), прп. Афонский (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 14 июня) АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших)

http://pravenc.ru/text/162060.html

Из Neon Eklogion. Из Neon Martirologon. См. слово похвальное Киприану, произнесенное в 1409 году племянником Киприана и согражданином, Григорием Цамвлаком (см. Собрание Летописей III, 106, V, 259), который был также монахом на Афоне, откуда взят на игуменство в Дечанскую обитель (в старой Сербии), потом перешел в Молдавию и около 1409 года в западную Россию, где в 1414 г. в Новгороде, собором южно-русских епископов, избран и посвящен митрополитом Киеву и Белой Руси, – умер в 1419 году. Известны по своим писаниям в этом духе: Св. Григорий Палама, арх. Солунский; Григорий Синаит, распространивший на Афоне правила безмолвной, внутренней, или умной, молитвы; Максим Кавсокаливит – друг Григориев; патриарх Каллист и Игнатий Ксанфопулы; патриарх Филофей. Некоторые творения их собраны в «Добротолюбии». Из них патриархи вселенские: Афанасий 1-й (1289–1293 г. и 1303–1311), Нифонт 1-й (1311–1314), Исаия (1323–1341), Исидор (1347–1350), Каллист 1-й (1350–1362 и 1365–1369), Филофей (1362–1365 и 1369–1376), Каллист 2-й (1397), Нифонт 2-й (1486–1489 и 1497–1498), Максим 4-й (1491–1497), и другие. См. Р. Истор. Библиотеку, т. VI. Флоринский Т. «Памятники законодательной деятельности Душана». Киев. 1888, 40. Кроме Русика, Зографа и Хиландаря, славяне пребывали тогда и в монастырях: Св. Павла, Григориате, Ксенофе, Филофее, Ксиропотаме и Симонопетре. Митрополит Киприан в своей псалтири постоянно имеет в виду одиночное отправление суточных служб в келье (см. Мансветов, Типик. М. 1885 г., 225). Послание это в полном виде доселе не напечатано. Отрывки из него напечатаны архимандритом Леонидом в его исследовании о Киприане (см. «Чтения Имп. Общ. Истории и Древностей Российских при М. Университ.», кн. 2-я, 1867 г.) по списку славянского сборника XVIII в. Хиландарской библиотеки. Послание это находится и между славянскими рукописями Москов. Синод. библиотеки. Как справедливо замечает о нем митрополит Евгений (см. Словарь Историч. Изд. 1818 г., часть 2-я, стр. 348). Известно, что большая часть славянских переводов святоотеческих писаний и духовно-нравственных сочинений догматического и полемического содержания переведена именно на Афоне между 1350–1450 годами, что доказывает достаточно разбор славянских рукописей Моск. Синод. Библиотеки. Отд. II, М. 1857 г.

http://isihazm.ru/1/?id=1834

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010