5902. ТРОПАРЬ Преподобному Сергию, игумену Радонежскому. – 1992, 7, 3. 5903. CTUXIPA Преподобному Сергию. – 1993, 1, 110. 5904. ТРОПАРЬ и кондак Преподобному Сергию Радонежскому. – 1996, 7, 44. 5905. ТРАПАРИ Божией Матери – Споручнице грешных. – 1996, 6, 6. 5906. РОМАН Сладкопевец , преп. Кондак на Сретение Господне. – 1984, 2, 76. 5907. МОЛИТВА святителю Христову Тихону Задонскому , всея России чудотворцу. – 1984, 5, 24. 5908. ТРОПАРЬ, кондак и молитва ко Пресвятой Богородице, читаемые пред иконою ее Черниговскою в Пещерном храме Гефсиманского скита. – 1989, 1, 71. 5909. ТРОПАРЬ и кондак священномученику архиепископу Фаддею. – 1997, 4, 38. 5910. ТРОПАРЬ и кондак святителю Феодосию Черниговскому. – 1996, 2, 64. 5911. ТРОПАРЬ и кондак Святителю Филарету. – 1996, 12, 67. 6.5 Литургическое богословие 6.51 Толкование/изъяснение/Божественной литургии 5912. БУЛГАКОВ С. , прот. Беседы о Божественной литургии. – 1991, 10, 47. 5913. ВЕНЕДИКТОВ И. Толкование на Божественную литургию преподобного Максима Исповедника . – 1987, 4, 67. 5914. КАК СТОЯТЬ подобает христианину во время Святой литургии? (Спрашивают-отвечаем). – 1989, 8, 76; 10, 76; 11, 76. 5915. КАК ЧАСТО следует причащаться Святых Христовых Таин? (Спрашивают-отвечаем). – 1989, 12, 76. 5916. КИПРИАН (КЕРН) , архим. Литургическое богословие. Евхаристия. – 1991, 10, 64. 5917. ПРЕПОДОБНЫЙ Максим Исповедник . Тайноводство. – 1987, 4, 68; 5, 69; 7, 68; 8, 66; 10, 67. 5918. МУМРИКОВ А., диак., ВЕНЕДИКТОВ И. Толкование на Божественную литургию преподобного Максима Исповедника . (Богословский аспект). – 1987, 5, 68. 5919. НЕФЕДОВ Г., прот. Подготовка кающегося к исповеди. – 1985, 11, 106. 5920. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 29 июля 1986 года: О Разъяснении Священного Синода от 16 декабря 1969 года о допуске в порядке икономии к Святым Тайнам римо-католиков. – 1986, 9, 7. 5921. ПРАВДОЛЮБОВ С., прот. Как проводить посты и готовиться к исповеди. – 1985, 12, 78. 5922. ШМЕМАН А. , протопресвитер. Символ Царствия. – 1991, 10, 71.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В заключение следует сказать, что плоды настоящей практики не могут быть грандиозными; известно, что пожинаем мы только то, что посеяли. Процент полной воцерковляемости вступающих в Церковь по указанной схеме естественно не высок. Но все-таки, несмотря на то, что большая масса крестившихся неизбежно теряется, какая-то часть сознательно остается, и священнику радостно видеть этих людей в качестве самой дорогой награды. Да и те остальные, кто и после получения прав на огромное наследство все-таки не решаются остаться в дому Отчем и пускаются в известное своими последствиями путешествие ( см. Лук. 15:11-32 ), надо думать, подспудно сохраняют память о «дворах Господних». Мы имеем надежду, что они вернутся сюда раньше одиннадцатого часа ( см. Мф. 20:1-16 ). Библиография Источники 1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русск. пер. с комм. – Брюссель, 1983. 2. Дидахе. Учение Двенадцати Апостолов: Писания мужей апостольских. – Рига, 1992. 3. Св. Иустин Философ и мученик. Творения. – Библиотека отцов и учителей Церкви. Т.1. – М., 1995. 4 . Св. Игнатий Антиохийский . Послание к Ефесянам: Писания Мужей Апостольских. – Рига, 1992. 5. Тертуллиан . О покаянии. – Творения. Ч.2. – СПб., 1847. 6. Тертуллиан. О Крещении. – Избранные сочинения. – М., 1994. 7. Св. Ипполит Римский . Апостольское предание. – Богословские труды. 5, – М.,1980. 8. Дионисий Ареопагит . О церковной иерархии. – СПб., 1855. 9. Св. Кирилл Иерусалимский . Поучения огласительные. – Творения. – М., 1855. 10. Св. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. – М.,1991. 11. Св. Иоанн Златоуст . Первое огласительное слово. – Творения. Т. II. – СПб., 1899. 12. Преп. Максим Исповедник . Примечания к трактату «О церковной иерархии». – Писания Отцев и Учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. I. – СПб., 1855. 13. Свт. Феофан Затворник . Собрание писем. Bыn.VII., – М.,1901, с.217. 14. Св. Николай Японский . – В кн.: Накамура К. Дневники Святого Николая Японского. – Хоккайдо, 1994, сс. 7–9. Дополнительная литература 15. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру и приходским советам храмов города Москвы.– Московский Церковный Вестник. 1.– М.,1998, сс. 1–3. 16. Алмазов А. История чинопоследований Крещения и Миропомазания. – Казань,1884. 17. Антоний (Храповицкий) , митр. Исповедь. – М., 1996. 18. Арранц М., о.и. Исторические заметки о чинопоследовании таинств. – ЛДА, 1979 . 19. Арранц М. Чин оглашения и крещения в древней Руси. – Символ. 19. 1988, сс. 69–100. 20. Афанасьев А., прот. Вступление в Церковь. – М.,1993. 21. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. – Вехи. М.,1991. 22. Голубинский Е. История Русской Церкви. Т.1. Ч.III. М.,1997. 23. Желудков С., свящ. Письма к атеисту. – В сб.: Христианство и атеизм. – Брюссель,1982.

http://azbyka.ru/katehizacija/opyt_priho...

В нем есть и разрезы под рукавами в знамение прободенного копьем ребра (Христова). Обшивки на рукавах означают узы рук Христовых, в которых отвели Его к Анне и Каиафе: ибо не сзади, а спереди связали Его. Оплечье стихаря служит вместо пояса. Опоясуется священник в знамение того, что он препоясан 11 в духовной жизни и что ум его сосредоточен. Фелонь есть нешвенный хитон, сотканный из благодати Св. Духа, а вместе знаменует и червленую хламиду. Енхирий (ручной платок) есть лентион. Если стихарь и фелонь бывают цвета огненного, то это в соответствие словам Писания: почто червлены ризы твоя ( Ис.63:2 ); если же они белы, то указывают на преображение (Господа) и на то, что Ангел явился женам в белой одежде, знаменуя белизною свет воскресения. Омофор… соответствует одежде Аароновой, которую носили подзаконные архиереи, имея на левой стороне малые судари. 8 . Стрижение волос на голове у дьякона означает то же, что и у священника, именно, что на главу Спасителя возложили терновый венец. Стихарь его цвета белого, как у Ангела; а орарь изображает крылья ангельские, посему спускается до ног и возлежит на левом плече, указывая на два Завета, передней частью – на новый, а задней – на ветхий. Посему-то, если дьякон, во время причащения, не соединит ветхого Завета с новым, то не приобщается. Енхиридии (платки ручные), которые носят дьяконы, суть судари плоти Апостолов. Преподобный Максим Исповедник. Тайноводство 12 Глава 2. О том, каким образом и в каком отношении святая церковь есть образ мира, состоящего из существ видимых и невидимых? По силе… умозрения, святая церковь Божия, говорил (тот же старец), есть образ и подобие мира в целом его составе, состоящего из существ видимых и невидимых; так как в ней примечается подобное же и единство, и разделение, как и в мире. Составляя по устройству одно здание, она, по некоторой особенности в отношении к расположению своего состава, имеет разновидность, разделяясь на (две части) – на место, предоставленное одним иереям и священнослужителям, называемое у нас святилищем, и – место, открытое для входа всем верующим, называемое у нас храмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

Каковы мы, продолжатели их служения, современные пастыри? Каковы те, кто наследует нам? « Церковь – не стены каменные, но каноны и пастыри духовные», – сказал некогда Патриарх Никон . И это очень точно и верно. Каноны, если они соблюдаются, – это надежные стены «церковной ограды»; пастыри, если они «бдят о душах» пасомых – это добрые воины, не спящие на башнях стен, дабы не прозевать неприятеля, готовые в любое время защитить своих граждан силой оружия. «Сего ради приимите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют, и вся содеявше стати. Станите убо, препоясавше чресла ваши истиною, и оболкшеся в броня правды, и обувше нозе во уготование благовествования мира; над всеми же восприимше щит веры... и шлем спасения восприимите, и меч духовный, иже есть глагол Божий» ( Еф. 6, 13–17 ). И откуда, кажется, такая военная терминология в таком мирном христианстве? В том-то и дело, что Православие – отнюдь не такое «мирное» (и смирное) учение, как его иногда хотят представить! В нем нет внешней религиозной агрессивности – это верно, но есть благая и непримиримая со всякой неправдой и злом внутренняя, духовная воинственность. Она воспитывается Евангелием, словом и примером жизни апостолов, отцов и учителей Церкви, исповедников, преподобных – всех святых, в том числе и русских. Верность их примеру и слову, чревоболение о Церкви, о пастве и должны помогать современному пастырю быть мужественным и умелым воином Христовым, готовым отразить врага, с какой бы стороны он не нападал. И не только отразить, но, когда нужно, перейти в наступление, в битву за то, чтобы все, кто вверяет себя Церкви, могли обрести вечную радость вечной жизни в Царстве Небесном на «новой земле», под «новым небом», в «Иерусалиме новом» ( Откр. 21. 1–2 ). Литература: 1 . Св. Иоанн Дамаскин «Точное изложение Православной веры» СПб. 1894. 2 . Преп. Феодор Студит «Творения» СПб. 1907. 3 . Преп. Максим Исповедник «Тайноводство». Журнал Московской Патриархии 1987 8 4 . Святитель Симеон Солунский «Книга о храме» в издании «Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии» СПб. 1896.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zam...

Прп. Максим Исповедник «Вопрос XXXI. Если Бог не в рукотворенных храмах живет (Деян. 17: 24), то почему Он обитал в храме иудеев? Ответ. Бог, премудро и соразмерно заботящийся об опекаемых [Им], первоначально руководил управляемыми посредством образов, сродных чувству, и вел их к истине, примешивая Себя ко всем [этим] образам, данным ветхому народу и совершая [таким образом] восхождение воспитуемых [к истине]. Поэтому Бог обитал в храме иудеев образно, а не истинно, описуя таковым обитанием в храме неизреченный совет всякого тайноводственного воспитания опекаемых. Наиболее же пригодным для обитания Бога является один только чистый ум; ради него [Бог] согласился построить образный храм, желая ум иудеев, откормленный дебелыми символами, наполнить нечувственными образами и извлечь его из материи. Но Бог увидел его непригодным для Своего обитания, поскольку [этот ум] был привержен к материи, несовместим [с Промыслом Божиим] и всецело сочувствовал тому, что природным образом сожительствует с ним. Не ведая этого, иудей, умеющий только по [ложному] благочестию питать [свою] спесь высокомерием, справедливо лишается и образа, и злонамеренно отчуждает себя от истины» с. 89]. Блж. Феодорит Кирский «Вопрос 7. Иные упрекают Соломона в том, что убил брата (3 Цар. 2: 25)? Различна жизнь человеческая: одни упражняются в высоком любомудрии, другие – в так называемой гражданской добродетели; иные управляют царством или войском. Поэтому надобно судить каждого по тому роду жизни, который он проходит. Следовательно, от Соломона должно требовать не пророческого или апостольского совершенства, но сообразного царям. А он знал, что Адония желает самовластия, потому что покушался уже восхитить царство. Посему, хотя простил его за первое покушение и обещал пощадить его жизнь, если будет вести себя скромно, однако же когда Адония попросил в жену Ависагу, согревающую отца, не дал ее, потому что прошение сие было путем к самовластию, но, радея о безмятежии царства, повелел умертвить его. Вопрос 8. Для чего Соломон умертвил Иоава, прибегнувшему к Богу (3 Цар. 2: 29–34)?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

См., например: Свт. Григорий Богослов. Слово 45. 8 (рус. пер. см.: Григорий Богослов, свт. Собрание творений: В 2 т. СПб., 1912 (репринт: Серп П., 1994). Т. 1. С. 665); Прп. Максим Исповедник. Мистагогия. V: PG. 91. Col. 672D. Свт. Афанасий Александрийский, например, уточняет: “Так как любой человек имеет душу, и душу разумную, необходимо ради простых людей показать это в нескольких словах, тем более что некоторые еретики полностью отрицают это, представляя, что человек — не что иное, как зримая оболочка своего тела”. (Место цитаты автором не указано. — Ред.) Justinus Philosophus et Martyr. De resurrectione//Holl K. Fragmente vornicanischer Kirchevater aus den Sacra Parallela. Leipzig, 1899. (рус. пер.: Иустин Мученик, св. Творения. М., 1892 (репринт: 1995). С. 479). Сщмч. Ириней Лионский. Против ересей. V. 6.1 (рус. пер.: Ириней Лионский, сщмч. Творения/Пер. прот. П. Преображенского. СПб., 1900 (репринт: М., 1996). С. 456). Сщмч. Ириней Лионский. Против ересей. П. 15. 3. Ср.: он же. Доказательство апостольской проповеди. 2. Афинагор Афинянин. О воскресении мертвых. 15. Там же. 25. Свт. Кирилл Иерусалимский. Огласительные поучения. 4. 18 (рус. пер.: Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. М, 1991. С. 51). Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. XIV. 5. (Ср. с рус. пер.: Иоанн Златоуст, свт. Творения: В 12 т./СПб.: Изд. СПбДА, 1895–1906 (репринт: М., 1991–2004). Т. 4. Кн. 1. 1898. С. 116. — Ред.) Свт. Григорий Нисский. Слово 3е на святую Пасху о воскресении Христовом. (Так как автор не указал точного места цитаты, то добавляем: S. Gregorius Nys-senus. In sanctum Pascha et de triduando festo resurrectionis Christi. Ill//PG. 46. Col. 677A. — Ред.) S. Gregorius Palamas. Prosopopoeiae//PG. 151. Col. 1361C. (На самом деле автором этого сочинения, в переводе на русский язык оно называется “Олицетворение”, является Михаил Хопиат, митр. Афинский. — Ред.) Можно было бы еще процитировать прп. Максима Исповедника (Ambigua. 7//PG. 91. Col. 1109CD) и прп. Симеона Нового Богослова (Главы богословские, умозрительные и практические. 2. 23; 3. 62).

http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-psix...

5502. СВЯТИТЕЛЬ Кирилл, архиепископ Иерусалимский. Из Огласительных слов. (К 1600-летию со времени преставления). – 1987, 3, 35. 5503. ЕГО ЖЕ. Тайноводственные слова. (К новопросвещенным о Таинствах). (К 1600-летию со времени преставления). – 1987, 4, 26; 5, 27; 6, 21; 7, 40; 8, 45. 5504. ПРЕПОДОБНЫЙ Максим Исповедник . Тайноводство. – 1987, 4, 68; 5, 69. 5505. НЕФЕДОВ Г., прот. Таинство Брака. Союз брачный. – 1989, 1, 75. 5506. ЕГО ЖЕ. Таинство Елеосвящения. (Символика Таинства). – 1991, 1, 74. 5507. ЕГО ЖЕ. Таинство Миропомазания. – 1984, 7, 79. 5508. ЕГО ЖЕ. Таинство Покаяния. – 1985, 1, 79. 5509. НЕФЕДОВ Г., прот., РИГИН В., прот. Таинство Покаяния. (О Символе православной веры). – 1986, 6, 76. 5510. СЛОВО преподобного Никодима Святогорца о Пресвятом Таинстве Евхаристии. (К 175-летию со времени преставления). – 1984, 2, 31. 5511. НОВОСЕЛОВ М. Письма к друзьям. – 1992, 6, 54. 5512. О ЕДИНСТВЕ Церкви. (Речения святых отцов). – 1990, 12, 51. 5513. О СВЯЩЕНСТВЕ. (Речения святых отцов). – 1989, 8, 48. 5514. ОСИПОВ А. , проф. Единство и многообразие в жизни Церкви. (Доклад на V Богословском собеседовании между РПЦ и Германской Епископской конференции (13–17 мая 1998 года). – 1998, 7, 75. 5515. ЕГО ЖЕ. Богословские воззрения славянофилов. (Доклад, сделанный на Первых Хомяковских чтениях). – 1994, 6, 75. 5516. ОСТРОВ П. О почитании святых мощей. – 1997, 1, 66. 5517. ПОЛИЩУК Е. М.А. Новоселов и его “Письма к друзьям”. – 1991, 11, 34. 5518. ПОПОВ И. В. , проф. О почитании святых мощей. – 1997, 1, 74. 5519. ПРЕПОДОБНЫЙ Симеон Новый Богослов . Избранные гимны. Учение с богословием (богословским размышлением), где говорится о священстве и о бесстрастном созерцании. (Гимн 19-й). – 1992, 1, 65. 5520. РОЖКОВ В., прот. О Церкви. – 1991, 8, 37. 5521. СВЯТЫЕ отцы о пастырях Церкви. – 1991, 5, 50. 5522. СВЯТЫЕ отцы о Священстве и Евхаристии. – 1984, 4, 36. 5523. СВЯТЫЕ отцы о Церкви. – 1984, 9, 78. 5524. СВЯТЫЕ отцы об иконопочитании. – 1984, 7, 78; 1987, 8, 51. 5525. СЕРГИЙ (СТРАГОРОДСКИЙ) , митр. Значение апостольского преемства в инославии. – 1994, 5, 61.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

( < < back) < >< back) > Лаконично, но сущностно проблема поставлена в известной статье о. Павла Флоренского «Храмовое действо как синтез искусств» (1918). Имеется много ее публикаций. См., напр.: Священник Павел Флоренский. Избранные труды по искусству. М., 1996. С. 201–215. ( < < back) Максим Исповедник (ок. 580—662) — известный византийский богослов. Происходил из знатного рода. Родился в Константинополе, получил прекрасное образование. В молодые годы служил при дворе в императорской канцелярии, затем ушел в монастырь. С 30–х гг. VII в. покинул Константинополь, охваченный ересью монофелитства (утверждавшей одну волю в Христе — божественную), и всю оставшуюся жизнь вел с ней активную борьбу. В 653 г. был арестован еретическими властями, в 662 г. подвергнут физическим пыткам, усекновению языка и правой руки. Скончался в ссылке. Известен своими аскетическими и богословскими сочинениями, в которых продолжал и развивал идеи каппадокийских Отцов и особенно автора «Ареопагитик». Много и глубоко пропагандировал и толковал его сочинения. Особое значение имеет трактат «Тайноводство» («Мистагогия») — мистико–аллегорическое толкование богослужения в ареопагитовском духе. Продолженный Максимом ареопагитовский тип символического мышления оказал сильное влияние на всё последующее развитие византийского богословия и эстетики. Изд.: Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. 1—2. М., 1993. ( < < back) Mystag. 24//?G, 91; новейший русский перевод А.И. Сидорова см.: Творения преподобного Максима Исповедника. М.: Мартис, 1993. Кн. 1. С. 177—184. ( < < back) < >< back) > Герман — патриарх (715— 730) Константинопольский. Один из видных защитников иконопочитания. Во время иконоборческой смуты принужден императором–иконоборцем Львом Исавром отказаться от патриаршества. По приказу императора его сочинения были сожжены. Из литературного наследия сохранилось немногое, в частности, интересное толкование Литургии. Изд.: PG,t. 98. ( < < back) < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) >

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=184...

London 1960. Рус. пер.: 1) Огласительные и тайноводственные поучения. М., 1900 (Репр.: М.: Синодальная библиотека, 1991); 2) Творения. М., 1855; СПб., 1913. Св. Григорий Нисский . О крещении: De Baptismo//Patrologia graeca. Т. 46; In Canticum Canticorum//Patrologia graeca. T. 44; см.: Hamman A. Op. cit. P. 127 ff. и Nicene and Post-Nicene fathers. Vol. 5. P. 518–524. Св. Григорий Назианзин . Слово 40 на св. крещение: Oratio 40, in Sanctum Baptisma//Patrologia graeca. T. 36. CoL 359–425. Рус. пер.: Творения Григория Богослова . М., 1844. Т. 3. Св. Иоанн Златоуст . Огласительные слова: Catecheses/Ed. F. Wenger//Sourses chretienne 50. Paris,. 1957. Англ. пер.: Baptismal Instructions//Ancient Christian Writers. VoL 31. Cm.: Finn F. M. The Liturgy of Baptism in the Baptismal Instructions of St. John Chrysostom. Washington, 1967; Mitchel L. The Baptismal Rite in Chrysostom//Anglican Theological Review. 1961. VoL 43. P. 397–403. Св. Амвросий Медиаланский. О таинствах: De Mysteriis, De Sacramentis//Florilegium Patristicum. Bonn, 1936. Bd. 7. Феодор Мопсуестский. О молитве Господней и таинствах крещения и евхаристии. Англ. пер.: Commentary on the Lord’s Prayer and on the Sacraments of Baptism and Eucharist//Woodbrooke Studies. Cambridge, 1933. Vol. 6. См. также: Lietzman H. Die Liturgie des Theodor von Mopsuestia. Berlin, 1933; Quasten J. The Liturgical Mysticism of Theodore of Mopsuestia J. Theological Studies. 1954. Vol. 15. P. 431–439. Дионисий Ареопагит . О церковной иерархии: De ecclesiasmica hierarchia//Florilegium Patristicum. Bonn, 1935. Bd. 7. Рус. пер.: Писания святых отцов относящиеся к истолкованию православного богослужения. СПб., 1855. Т. 1. С. 5–260. Прокл Константинопольский : Catechesis de Bartismo mystagogica/Ed. A. Wenger//Sources chretienne 101. Paris, 1957. Св. Максим Исповедник . Тайноводство: Mystagogia//Patrologia graeca. T. 91. Рус. пер.: Писания святых отцов относящиеся к истолкованию православного богослужения. СПб., 1855. Т. 1. С. 291–352. Св. Иоанн Дамаасин.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Дидахе, 9, 4. Когда Господь назвал Своим Телом хлеб, состоящий из множества собранных вместе зерен, Он указал тем самым на единство нашего народа. Когда Он назвал Своей Кровью вино, выжатое из множества гроздей и зерен и составившее единое питие, он указал на то, что наше стадо состоит из множества собранных воедино овец. Киприан Карфагенский Письма, 69, 5, 2. Разделенные на отдельные индивидуумы и потому зовущиеся один Петром, другой Иоанном, Фомой или Матфеем, мы как бы слиты в одно тело во Христе, питаясь от Его объединяющего тела. Кирилл Александрийский На Иоанна, 11, 11. Из одних и других, Христос образует единое тело. Поэтому живущий в Риме смотрит на жителей Индии как на свои собственные члены. Существует ли единство, сравнимое с этим? Христос есть глава всех. Иоанн Златоуст Гомилия 61, 1. Мужчины, женщины, дети глубоко разделенные в отношении племени, народности, языка, общественного положения, рода деятельности, учености, достоинства, состояния… — все они претворены Церковью в Духе. Всем им в равной степени она сообщает Божественную форму. Все получают единую природу, неспособную к разделению, — природу, которая позволяет более не считаться с многочисленными и глубокими различиями между людьми. Благодаря этому единство всех поистине кафолично. В Церкви никто и никоим образом не отдален от общины, но все слиты, так сказать, один с другим простой и неделимой силой веры… Таким образом, Христос есть все во всем — Он, все вобравший в Себя по бесконечному могуществу и премудрости Своей благости, подобно центру, куда сходятся все линии, чтобы творения единого Бога не пребывали чуждыми или враждебными друг другу из–за отсутствия места, где они могли бы проявить свое дружелюбие и миролюбие. Максим Исповедник Тайноводство, 1. Это единство Древняя Церковь усматривала в единстве состоящего, из пшеничных зерен хлеба, в единстве вина, рожденного от множества гроздей. При этом раздробляется каждое зерно, совершается крещальное, аскетическое преодоление эгоцентрического «Я». Киприан Карфагенский отдает предпочтение символу воды, примешиваемой священником к вину во время приготовления «святых даров» перед Евхаристической службой. Но в любом случае речь идет о соединении «во Христе» всех христиан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010