Дионисий Ареопагит . Корпус сочинений. С приложением толкований преп. Максима Исповедника . СПб., 2006. Максим Исповедник , преп. Тайноводство (Мистагогия)/1) Писания св. отцев и учителей Церкви... Вып. 1. СПб., 1855. С. 293–352; 2) новый пер. А. И. Сидорова [под псевд. И. Венедиктов, предисл. при участии А. Мумрикова]: Максим Исповедник , преп . Тайноводство/Пер. и примеч. [по РС]/Журнал Московской Патриархии, 1987. 4. С. 67–73; 5. С. 69–74; 7. С. 68–72; 8. С. 66–69; 10. С. 67–75. Переизд.: Максим Исповедник , преп . Творения/Пер., вступ. статья, комм. А. И. Сидорова . М., 1993. Т. 1: Богословские и аскетические трактаты. С. 154–184. Софроний Иерусалимский , св. О божественном священнодействии/Писания св. отцов и учителей Церкви... Ч. 1. СПб., 1855. С. 265–291. Николай Кавасила , св. Изъяснение Божественной литургии/Писания святых отцев и учителей Церкви... Ч. 3. СПб., 1857. С. 291–426. Также отд. оттиск: СПб., 1857. Переизд.: ЖМП 1971, 1, 3, 5; Христос. Церковь . Богородица: Богословские труды св. Николая Кавасилы . М., 2002. С. 123–191; и др. Таинственное толкование на Литургию блаженнейшего Симеона, митрополита Фессалонитского: Книга о храме и Толкование на Литургию [=PG 155, 697–749]/ Дмитриевский И. И . Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии. М., 1804. 1–90 второй пагинации [парал. церковнослав. текст и рус. пер. греч. текста по Евхологию Гоара, с сокращением антилатинских полемич. мест] и более 10 переизд., в т.ч. СПб., 1884. С. 301–352; СПб., 1897. С. 373–424. Отд. изд.: Симеона Солунского Таинственное толкование на Литургию... [Парафраз]. Казань, 1910. Сочинения блаж. Симеона , архиепископа Фессалоникийского/Писания св. отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Вып. 2–3. СПб., 1856–1857. [Сод.: 1) Разговор о святых священнодействиях и таинствах церковных; 2) Толкование на божественный и священный символ...; 3) Изложение необходимейших (указаний) о выражениях божественного символа...; 4) 12 глав или членов...; 5) Ответы на некоторые вопросы...; 6) О священстве]. Переизд.: М. 1916. Репр. Ч. 2: М., 1994. Специальные исследования и статьи

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Goar. Euchologion. – Goar J. Εχολγιον, sive Rituale Graecorum. Venetiis, 1730 2 . Jacob. Léon Toscan. – Jacob A. La concélébration de la Liturgie de Saint Jean Chrysostome par Léon Toscan. Édition critique//ОСР. No. 32. 1966. P. 111–162. Taft. The Pontifical Liturgy. – Taft R. The Pontifical Liturgy of the Great Church according to a Twelfth Century Diataxis in Codex British Museum Add. 34060//OCP. No. 45. 1979. P. 279–307. No. 46. 1980. P. 89–124. В) Толкования Божественной литургии 1. Святоотеческие Свт. Кирилл Иерусалимский . Тайноводственное поучение пятое. – Cyrille de Jérusalem. Camecheses Mystagogiques. Introduction, texte critique et notes de Auguste Piédaguel, tr. de P. Paris. SC 126. (Возможно, устные беседы свт. Кирилла записаны другим лицом.) Рус. перев.: Иже во святых отца нашего Кирилла, архиеп. Иерусалимского, огласительные и тайноводственные поучения. М., 1991 Р . С. 333–340. Пс.- Дионисий Ареопагит . О церковной иерархии. – Дионисий Ареопагит . О церковной иерархии. В кн.: Дионисий Ареопагит . Сочинения. Максим Исповедник . Толкования/Серия «Византийская библиотека». СПб., 2003. С. 566–735. Максим Исповедник . Мистагогия. – Максим Исповедник , преп. Мистагогия [Тайноводство], в: Максим Исповедник , преп. Творения. Т. 1. М., 1993. С. 154–184. См. и PG 91, 657–717. Свт. Герман Константинопольский . Сказание о Церкви. – Св. Герман Константинопольский . Сказание о Церкви и рассмотрение таинств. Рус. перев. Е.М. Ломизе (парал. с греч.). М., 1995. Феодор Андидский. Протеория. – (Николай и) Феодор, еп. Андидские. Протеория (комментарий) краткая о бываемых в Божественной литургии символах и тайнах. PG 140, 417–468. Рус. перев.: Красносельцев Н. Ф. Объяснение литургии, составленное Феодором, епископом Андидским (памятник византийской духовной литературы XII b.)//Православный Собеседник. 1884. Т. I. С. 370–415. (Отд. оттиск: Казань, 1886/) Пс.-Софроний. Слово. – Пс.- Софроний Иерусалимский (XII b.). Слово, содержащее... детальное изложение всего, в Божественной литургии совершаемого. PG 87 3 , 3981–4001.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Таким образом, познание таинственного богословия совершается в три последовательных этапа, разделенных временем и местом. При этом под временем и местом имеется в виду не течение времени в пространственных местах по подобию тварного мира, а переход от одного состояния вечной обоженности в другое, который совершается благодатью и милостью Господа. Начальный этап преп. Максим называет обоживающим тайноводством , второй этап обожения — совершенной неопределенностью , а завершающий третий этап — исполнением предведения Божьего . На начальном этапе благодатью и милостью Господа душа возносится в сверхъестественное состояние окрест Бога, где перед взором ума возгорается ярчайший свет Господней славы, сияющий подобно бесконечному огню солнца. Созерцание Господней славы, преп. Максим называет видением Лица Сына Божьего. Через видение Господа лицом к лицу совершается таинство обожения и познание божественных энергий окрест Бога, которое превышает всякое естественное умопостижение тварного ума. Обоженный ум становится светом во Свете и познает премудрость Ума Христова в той мере, в какой это доступно для тварного ума. На следующем этапе душа погружается внутрь Божественного света и оказывается во мраке абсолютного неведения и невидения, где совершается рождение человека заново в Боге и становление сыном Божьим по благодати и всем, что есть Бог, кроме Сущности . Завершающий, третий этап — это повторное вознесение к видению Господней славы, но уже в новом качестве ипостасного единения с Божественной природой, а в будущем веке — это вечная жизнь в наслаждении бытия светом во свете Господней славы окрест Бога и непрестанном постижении таинственного богословия.   Литература   Главы о богословии, 1:1, c. 215. Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии. Глава 1:1, с. 737. Мистагогия V. с.161. Имеется в виду православная традиция исихазма. Главы о любви, 2:6. с. 107. Трудность 10/22. 22a. Умозрение на Моисея, 1148c-d, с. 372. Схолия 1 к Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии. Глава 2, с. 747.

http://bogoslov.ru/article/6176098

Ибо вера есть истинное ведение, обладающее недоказуемыми началами , поскольку она есть ипостась вещей, превышающих ум и разум» . А при созерцании «умопостигаемого Христа» в состоянии тайноводства непостижимым образом силою Святого Духа обретается не требующая доказательств вера в таинственное ведение об Отце, т. е. истинное ведение о Святой Троице: «Ибо [Священное Писание] гласит: Видевший Меня видел Отца (Ин. 14, 9). Действительно, умозрение Слова становится ясным ведением породившего Его Ума, поскольку Слово являет существующий в Нем по сущности Ум, к Которому Оно и возводит [человеческий] ум». В таинственном богословии душа «достигает веры — истинно твердой, непоколебимой и полной уверенности в [вещах] божественных» . Видение Христа и обретение истинной богословской веры составляют первый этап таинственного богословия, подготавливающий душу к погружению в сокрытое место Божественной сущности Святой Троицы. О подготовительной роли первого этапа таинственного богословия, на котором ум видит Господню славу, преп. Максим говорит в «Богословских главах» как о предызображении будущего второго пришествия Христа во славе, которое преображает ведующих для обожения : «Второй образ явления есть предызображение пришествия [Господа] во славе, которое постигается духовно. Оно через мудрость преображает ведующих для обожения , и благодаря этому преображению [Бога] Слова в них они открытым лицем, как в зеркале, взирают на славу Господню (2 Кор. 3, 18)» . То есть видение славы Господа обоживает душу для завершающего обожения в единении с Божественной сущностью. Здесь преп. Максим употребляет образ зеркала , говорящий о том, что святые видят не самого Господа лицом к лицу , который недоступен для видения, но видят образ Его, как в зеркале. Таким зеркалом являются божественные энергии окрест Бога, силою которых совершается преображение и обожение человека. И, с другой стороны, святые, уподобившиеся простоте божественной Единицы, становятся подобны зеркалу, в котором Господь видит свой Образ: «Всецело с Ним, Всецелым, соединившись, настолько, по мере возможности, восприняли Его качества, что только Им одним и познаются, словно чистейшие зерцала, ибо всецело и без ущерба являют — посредством Его божественных черт — вид взирающего [в них] Бога Слова» .

http://bogoslov.ru/article/6176098

Таким образом, святые отцы, живущие в созерцании (боговидении), являются истинными богословами или даже истинным богословием, поскольку богословие заполняет всю их жизнь. Богословом был великий Моисей, который, согласно преподобному Максиму Исповеднику , поставив свою скинию за оградой, «тем самым начинает поклоняться Богу, воздвигнув мысль и ум за пределами зримого». Богословами оказались и трое избранных учеников Христовых, которые удостоились созерцать свет трисолнечного божества на горе Фавор. Богословом был и великий Павел, восхищенный даже до третьего неба ( 2Кор.12:2 ). В этой связи преподобный Максим опять-таки разъясняет, что три неба соответствуют трем степеням мистического восхождения человека, то есть деятельному любомудрию, естественному созерцанию и богословскому тайноводству 26 . Это изложение отеческого учения понадобилось нам для того, чтобы перейти к его взаимосвязи с предметом, занимающим нас в данной главе. Тот же отец Церкви (преподобный Максим) связывает три этапа духовной жизни с тремя степенями священства. Он пишет: «Дело диакона исправляет тот, кто намащает ум на священные подвиги и отгоняет от него страстные помыслы; дело пресвитера – кто просвещает ум познанием сущего и уничтожает лжеименное знание; дело епископа – кто завершает усовершение его святым помазанием ведения поклоняемой Святой Троицы» (Добр. Т.3. С.181). В качестве объяснения мы хотели бы предложить толкование преподобного Никодима Святогорца . Ведь Церковь основывается именно на том, что один святой объясняет слова другого святого, а через святых выражает свой опыт сама Церковь . Преподобный Никодим пишет: «Богоносный Максим хочет сказать, что диакону свойственно очищать ум от страстей и дурных помыслов через нравственное наставление; священнику – просвещать других словами естественного созерцания сущего, епископу же – совершенствовать других богословскими словами... так что архиерей должен обладать не только нравственным и естественным, то есть созерцательным, любомудрием, но и быть богословом, превосходя диакона и пресвитера» 27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

«За актом молитвы, — пишет о. Лев Жилле, — следует состояние молитвы. Имя Иисусово, приложение) к людям и вещам, которые мы видим или о которых мы думаем, становится ключом, размыкающим мир, средством тайного приношения, наложением печати Божией на все, что существует. Призывание имени Иисусова — это метод преображения мира». Оно наделяет «евхаристическим сознанием», способным различить какую–то прозрачность в глубине всех людей и вещей, некий осколок первозданности, куда оно хочет заронить свой свет. Чтобы не существовало именно это, мирское, в статическом смысле слова сознание, нужно изгнать из него и преобразить в нем все обмирщенное. Силою Имени огонь Евхаристии обладает сутью вещей, и Парусия исподволь созревает в них. Сознание «пробужденное», говорит святой Максим Исповедник, «различает премудрость Божию, незримо пребывающую в твари. Во Христе, собирающем в Себе и воссоздающем потенциально заново мир, ему открывается видение вещей в их «сущности, обращенной к Богу». Человек освященный, микрокосм и микротеос, становится посредником, который «сосредоточивает в себе духовные логосы всех вещей», но не для того, чтобы овладеть ими, а для того, «чтобы принести их Богу как жертву творения». «Все окружающее меня представлялось мне в восхитительном виде, — рассказывает странник, — древа, травы, птицы, земля, воздух, свет, все как будто говорило мне, что существует для человека, свидетельствует любовь Божию к человеку и все молится; все воспевает славу Богу. И я понял, что называется в Добротолюбии «видением словес твари» и увидел способ, по коему можно разговаривать с творениями Божиими». Не только райский способ существования твари открывается святому, новому Орфею, в котором, говорит Исаак Сириянин, дикие звери чуют запах Адама до его падения, по Адам становится теперь священником космической литургии. «Душа уходит в духовное созерцание природы как бы в храм или в пристанище покоя, она вступает туда со Словом, и вместе с нею входит и наш первосвященник, и под руководством его она приносит мир Богу, постигая его как на алтаре» (Святой Максим Исповедник, Тайноводство, 2).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=753...

Андрей Кесарийский , св. Толкование на Апокалипсис. М., 2009. Афанасий Великий , свт. Против ариан слово первое//Его же. Творения. М., 2015. Т. 1. Василий Великий , свт. Беседа 3, на слова «Внемли себе» ( Втор. 15:9 )//Его же. Творения: В 2 т. М., 2008. Т. 1. Василий Великий , свт. О Святом Духе к святому Амфилохию, епископу Иконийскому//Его же. Творения: В 2 т. М., 2008. Т. 1. Григорий Богослов , свт. Слово 38, на Богоявление, или на Рождество Спасителя//Его же. Творения. М., 2007. Т. 1. Григорий Нисский , свт. Слово против Ария и Савеллия//Его же. Догматические сочинения. Краснодар, 2006. Т. 1. Игнатий (Брянчанинов) , свт. Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери//Его же. Полное собрание творений. М., 2014. Т. 3. Аскетическая проповедь . Игнатий (Брянчанинов) , свт. Слово о смерти//Его же. Полное собрание творений: В 8 тт. М., 2014. Т. 2. Иоанн Дамаскин , прп. Точное изложение православной веры//Его же. Источник знания. М., 2002. Иоанн Златоуст , свт. Толкование на Послание к Евреям//Его же. Творения. СПб., 1906. Т. 12. Кн. 1. Иоанн Златоуст , свт. Толкование на пророка Исаию//Его же. Творения. СПб., 1900. Т. 6. Кн. 1. Иустин (Попович) , прп. Догматика Православной Церкви. Части 1 и 2//Его же. Творения. М., 2006. Т. 2. Кирилл Иерусалимский , свт. Поучения огласительные//Его же. Поучения огласительные и тайноводственные. М., 2010. Лев Великий , свт. Слово 2 на Рождество Христово//URL: обращения: 04.02.2022). Максим Исповедник , прп. Вопросоответы к Фалассию//Его же. Творения. СПб., 1994. Т. 2. Симеон Новый Богослов , прп. Слово 37, 3//Его же. Слова и гимны. М., 2011. Т. 2. Феодорит Кирский, блж. Толкование на Послание к Римлянам//Его же. Творения. М., 2003. Феофан Затворник , свт. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. М., 2007. Афинагор Афинянин . Прошение о христианах//Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1999. Галли Н. Христос грядет. Заокский, 2006. Книги Ветхого Завета в переводе П.А. Юнгерова . Учительные книги. М., 2012.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Максим Исповедник , преп. Творения. Книга 2. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос 6. М., 1994. С. 37 Цит. по: Хулап В. Катехуменат в истории Церкви Иоанн Златоуст , свт. Огласительные гомилии. Тверь: Герменевтика, 2006. С. 70 Там же. С. 153 Ср. «Относительно оглашенных и отпадших, угодно святому и великому Собору, чтобы они три года токмо были между слушающими Писания, а потом молились с оглашенными» (14е правило I Вселенского Собора и 5е правило Неокесарийского Собора) Марк Подвижник , преп. Слово 4. О крещении//Слова духовно-нравственные преподобных отцев наших Марка Подвижника, Исаии Отшельника и Симеона Нового Богослова . М.: Паломник, 1995. С. 92 «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». Документ утвержден постановлением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2–5 февраля 2013 года) Кирилл Иерусалимский , свт. Огласительное поучение семнадцатое//Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. М.: Благовест, 2010. С. 298–299 «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». Документ утвержден постановлением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2–5 февраля 2013 года) О крещении младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери». Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25–26 декабря 2013 года «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». Документ утвержден постановлением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2–5 февраля 2013 года) «Бог Слово входит в крещеного… и пребывает в нем как семя» (преп. Симеон Новый Богослов . Цит. по: Журнал Московской Патриархии, 1980. No 3. С. 67) Пространный катехизис, п. 289 О крещении младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери». Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25–26 декабря 2013 года Там же Там же Восприемники//Православная энциклопедия. Под общей редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

http://azbyka.ru/katehizacija/oglashenie...

Б. м., XXI; Объяснение литургии, составленное Федором, епископом Андидским. (Памятник визант. духов. лит. XII в.)/[Вступ. ст.] Н. Красносельцева. Казань, 1884. C. 28). 21 Симеон, архиепископ Солунский, свт. О храме Божием и о служащих в нем. 83//Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. III. СПб., 1857. С. 39. 22 Симеон, архиепископ Солунский, свт. Премудрость нашего спасения. III. 66. М., 2010. С. 148. 23 Мансветов И. Д., проф. Митрополит Киприан в его литургической деятельности. М., 1882. С. 18. 24 Устав священнослужения//Служебник. М., 1656. С. 54. [Электронный ресурс]//URL: 25 Мансветов И. Д., проф. Указ. соч. С. 31. 26 Сырку П. А. Литургические труды Патриарха Евфимия Тырновского. СПб., 1890. С. 9. 27 Там же. С. 16. 28 Там же. С. 24. 29 «Служебник из Тырговиште» (1508), составленный неким иеромонахом Макарием, и «Служебник из Венеции». Тексты этих южнославянских Служебников идентичны друг другу. См. электронный ресурс, URL: (дата обращения: 20.03.2018). 30 Устав, сиречь Око церковное. М., 1610. [Электронный ресурс]//URL: 31 Стоглав. Гл. 10–11. М.: Преображенское кладбище, 1913. С. 41–42. 32 Служебник. М., 1602. С. 107. [Электронный ресурс]//URL: 33 Арсений (Швецов), еп. Уральский. Краткий практический устав древлеправославной службы. Уральск, 1908. С. 128об. 34 Служебник. М., 1656. С. 338. [Электронный ресурс]//URL: 35 Желтов Михаил, свящ. Архиерейское богослужение//Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravenc.ru/text/160816.html. 36 Никита Стифат, прп. Письмо к софисту Григорию. 3//Никита Стифат, прп. Творения. Ч. 1. С. 129. 37 63-е правило VI Вселенского Собора. 38 Существует ошибочное утверждение, что св. Николай Кавасила был возведен в сан архиепископа Фессалоникийского, происходящее, очевидно, из-за смешения его биографии с биографией его дяди, свт. Нила Кавасилы, который действительно был митрополитом в Салониках в 1361–1363 гг. Сам же св. Николай был богословом-мирянином. 39 О церковной иерархии. III. 2//Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования. С. 608. 40 Литургия свт. Иоанна Златоуста. Молитва приношения после поставления Святых Даров на престоле. 41 Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к Смирнянам. Гл. 8. [Электронный ­ресурс]//URL: 42 Климент Римский, сщмч. Послание к Коринфянам. Гл. 41//Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т. 2: Писания мужей апостольских. М., 1860. С. 141. 43 Иустин Философ, мч. I Апология. 67//Творения. М., 1892. С. 99. 44 Кирилл Иерусалимский, свт. Тайноводственное поучение. V. 5–8. М., 2010. С. 343–345. 45 Иоанн Златоуст, свт. Беседа на Евангелие от Иоанна. 46. 2. [Электронный ресурс]//URL:

http://e-vestnik.ru/church/kogda_otverza...

11. Зеньковский В.В., прот. Основы христианской философии. Т.2. Париж, 1964 12. Игнатий (Брянчанинов) , свт. Слово о человеке. М., 1997 13. Иоанн Дамаскин , прп. Точное изложение православной веры . СПб., 1894 14. Иоанн Златоуст , свт. Беседы на книгу Бытия. М.: Изд-во МП, 1993 15. Иоанн Кронштадтский , св. прав. Полное собрание сочинений. Т. 1. СПб., 1893//Репринт: Изд-во Л.С. Яковлевой, 1994 16. Иустин (Попович) , архим., преп. Православная Церковь и экуменизм. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1997 17. Кирилл Иерусалимский , свт. Поучения огласительные и тайноводственные. М.: «Синодальная библиотека», 1991 18. Макарий (Булгаков) , архиеп. Православно-догматическое богословие. Т. 1. СПб., 1857 19. Максим Исповедник , прп. Творения. Книга 2. «Мартис», 1993 20. Мень Александр, прот. Пьер Тейяр де Шарден: христианин и учёный//Предисловие к книге П.Тейяра де Шардена «Божественная среда». М.: «Ренессанс», 1992 21. Плужанский Тадеуш. Некоторые черты воззрений Тейяра де Шардена//от Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела. М., 1969 22. Садовский Н.А. Философско-религиозное учение Пьера Тейяра де Шардена и современная идеологическая борьба//О закономерностях перехода от социализма к коммунизму. Душанбе, 1967 23. Серафим (Роуз) , иером. Бытие: сотворение мipa и первые ветхозаветные люди. Платина, Калифорния: «Братство Преподобного Германа Аляскинского» – Москва: «Валаамское общество Америки», 2004 24. Серафим (Роуз) , иером. Православный взгляд на эволюцию//Приношение православного американца. М., 1998 25. Старостин Б.А. От феномена человека к человеческой сущности. Предисловие к книге П.Т. де Шардена «Феномен человека». М.: «Наука», 1987 26. Струговщиков Евгений, свящ. Тейяр де Шарден и православное богословие. М.: «Дом Надежды», 2004 27. Феофилакт Болгарский , архиеп., блаж. Толкования на послания святого апостола Павла. М.: «Скит», 1993 28. Харун Яхъя. Атлас происхождения жизни. Пер. с турецкого. Стамбул: «Global Publishing», 2009 29. Шарден П.Т. Божественная среда. М.: «Ренессанс», 1992

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010