Упоминания М. и. до XVII в. неизвестны. Самым ранним свидетельством об иконе является текст на «листе» над гробом свт. Максима, к-рый входил в серию аналогичных «листов» для княжеских и архиерейских гробниц владимирского Успенского собора, очевидно, изготовленных по случаю перенесения мощей вел. кн. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича 22 янв. 1645 г. (Путь к граду Китежу. 2003. С. 48). В этом тексте, известном по списку Степенной книги 1670 г. (РГБ. Ф. 178. 4288. Л. 617-618; Путь к граду Китежу. 2003. С. 78-80), рассказано о переезде свт. Максима во Владимир и изложена история создания иконы. Вскоре после прибытия из Киева свт. Максиму, уснувшему в келье, явилась Пресв. Богородица с Младенцем на руках и приветствовала его словами: «Рабе мой Максиме, добре пришел еси посетити град мой». Затем, подав святителю «омофор багряновидный», Она сказала: «Приими сей омофор и паси во граде моем словесныя овцы». Проснувшись и обнаружив в руках омофор, митрополит возвестил всем о чуде и положил омофор в Успенском соборе в золотой ковчег, к-рый вместе с вел. кн. Андреем Александровичем устроил для него. По заказу святителя была написана икона Божией Матери «по видению во сне, которым подобием виде», т. е. со сценой вручения свт. Максиму омофора. Образ, украшенный серебром и золотом, поставили в Успенском соборе. Далее в тексте сообщается о кончине митр. Максима, его погребении в Пантелеимоновском приделе Успенского собора и о том, что омофор вместе с др. сокровищами был спрятан ключарем Патрикием во время нападения на Владимир царевича Талыча. В результате этих событий или последующих разорений омофор был утерян (возможно, ссылкой на историю гибели ключаря автор текста, буквально воспринимавший композицию иконы, пытался объяснить отсутствие в соборе омофора, скорее всего никогда не существовавшего). На основе этого текста написана статья о М. и. для сб. «Солнце пресветлое», принадлежавшего С. Ф. Моховикову (НБ МГУ. 10535-22-71. Л. 103 об.- 104, 1715 г.). К тому же источнику восходит надпись, в XIX в. находившаяся под иконой у гробницы свт. Максима, в юго-зап. части собора ( Доброхотов. 1849. С. 75-76). С некоторыми разночтениями она приводится во мн. дореволюционных изданиях в качестве сказания о чудотворной иконе.

http://pravenc.ru/text/2561688.html

Явление Матери Божией было знамением Небесного благословения на перенесение митрополии из Киева во Владимир 1 мая. ПРАВМИР. Церковь празднует память Максимовской иконы Божьей Матери. Максимовская икона Божией Матери написана в 1299 году по видению святителю Максиму, митрополиту Владимирскому (+ 1305, память 6 декабря). На ней изображена Божия Матерь во весь рост с Предвечным Младенцем и митрополит Максим, стоящий на коленях и принимающий из Ее рук святительский омофор. Икона написана в память явления Пресвятой Богородицы святителю Максиму, когда он прибыл во Владимир из Киева. В видении Божия Матерь вручила ему омофор со словами: «Раб Мой Максим, хорошо, что ты пришел посетить Мой город. Приими этот омофор и паси во граде Моем словесные овцы». Когда святитель проснулся, на его руках лежал омофор. Явление Матери Божией было знамением Небесного благословения на перенесение митрополии из Киева во Владимир. Омофор, переданный Матерью Божией, хранился в Успенском соборе во Владимире 112 лет. В 1412 году, во время нашествия татар, омофор был скрыт ключарем собора Патрикием, замученным татарами. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 19 июля, 2021 18 июля, 2021 3 июня, 2022 26 октября, 2021 14 октября, 2021 21 сентября, 2021 19 августа, 2021 2 августа, 2021 21 июля, 2021 19 июля, 2021 18 июля, 2021 3 июня, 2022 26 октября, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/409301-21/

Вышел Альбом «Иконы Владимира и Суздаля» Москва, 18 мая 2006 г . Альбом «Иконы Владимира и Суздаля» вышел в московском издательстве «Северный паломник», сообщает портал «Музеи России». Издание может составить гордость любому художественному музею. Владимиро-Суздальский музей-заповедник, являющийся хранителем коллекции из более чем 2.000 икон, о подобном каталоге мечтал не один год. Солидный, в 600 страниц, том вышел в московском издательстве «Северный паломник». Серию «Древнерусская живопись в музеях России» пополнил альбом «Иконы Владимира и Суздаля». Свой интерес к регионам России, издательство объясняет следующим образом: «Богатейшие собрания русских икон хранятся не только в музеях Москвы и Петербурга, но и в коллекциях древних русских городов. В настоящее время они недостаточно известны не только широкой публике, но и многим специалистам». Серия была задумана в 2002 г . За это время изданы каталоги икон Ярославля, Ростова, Мурома, Пскова, Кириллова, ждут выхода в свет каталоги, посвященные коллекциям музеев Вологды и Новгорода. Всего планируется выпустить 36 альбомов. Работа над изданием Владимиро-Суздальского музея шла два года. В каталог включены 128 икон. Они расположены в хронологическом порядке - от XII в. до начала XX в. Это произведения, представленные в экспозициях Владимира – «Шедевры древнерусской живописи» и в Историческом музее, в суздальских музеях – «Древнерусская живопись», «Русские иконы XVIII - начала XX в.», «Золотая кладовая», «История суздальских монастырей», «Историческая экспозиция» и «Крестовая палата». Наиболее известные иконы, вошедшие в каталог, это самые древние иконы Божьей Матери: " Боголюбская " (ок. 1158 г .), " Максимовская " ( 1299 г .), " Владимирская " , а также " Покров " и " Благовещение " XV в., вкладные иконы Василия III и его жены Соломонии Сабуровой, суздальских князей Пожарских, Ногтевых, Корсунская икона Божьей Матери из вклада царского казначея и " думного боярина " Черемисинова, уникальный комплекс икон-таблеток XVI в., подписные иконы прославленного царского изографа Симона Ушакова и его учеников - Георгия Зиновьева и Кирилла Уланова. Среди памятников XVIII - XIX вв. - выразительные иконы редкого сюжета, подписные работы, произведения мстерских иконописцев.

http://pravoslavie.ru/17436.html

Максим, святитель, митрополит Киевский и Владимирский († 1305; память 6/19 декабря и 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых) По происхождению грек. В 1283 году избран и в том же году возведен в Царьграде в сан митрополита Киевского и всея Руси. В 1284 году созвал Собор всех русских епископов по вопросу бедственного положения Церкви. В 1299 году из-за частых набегов татар вынужден был оставить Киев и переселился во Владимир. Когда митрополит Максим прибыл во Владимир, то от тяжелого и долгого пути задремал в своей келии. И вот во время сна увидел он великий и необычный свет; в том свете явилась Пречистая Дева Богородица с Предвечным Младенцем на руках и сказала митрополиту: «Раб мой Максим, хорошо ты сделал, придя в сей град». Подавая затем митрополиту омофор, Пречистая сказала: «Прими сей омофор и паси в граде Моем словесные овцы». По видению, бывшему ему, написана икона Божией Матери «Максимовская» с изображением на ней митрополита Максима, принимающего омофор из рук Божией Матери. В рукописных святцах митрополит Максим назван «святым и чудотворцем». Подавая всем пример высокодуховной жизни, митрополит Максим неустанно заботился о духовном возрастании своего словесного стада. Так, святитель установил правило о постах, назначив, кроме Великого поста, апостольский, Успенский и Рождественский посты, и определил, когда разрешается пост среды и пятка (до XVI века на Руси не соблюдали поста в преполовение и отдание Пасхи). Особым попечением святого митрополита было утверждение законного брака: «Пишу и о том затем, чтобы вы, чада мои, рожденный в купели, новоосвященныя, принимали жен от святой Соборной и Апостольской Церкви, – жена для спасения человеческого. Если же держите их в блуде, без венчания, что за помощь тебе? Нет, упрашивай и понуждай их, пусть, стары ли или молодые оне, венчаются в церкви». При митрополите Максиме написано Слово о преставлении святителя Игнатия, епископа Ростовского. Святитель много прилагал усилий к тому, чтобы примирить князей Михаила Тверского и Георгия Московского, но безуспешно.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Максимовская " Описания иконы Описание иконы Максимовская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Максимовская икона Божией Матери написана в 1299 году по видению святителю Максиму, митрополиту Владимирскому († 1305, память 6 декабря), который прибыл во Владимир для перенесения из Киева Первосвятительской кафедры. На иконе изображена Божия Матерь в полный рост с Предвечным Младенцем на руке, перед Ней стоит Митрополит Максим, принимающий из Ее рук святительский омофор. Явление Максимовской иконы Божией Матери совершилось в трудное время для Русской Церкви и нашего Отечества. Более 60 лет русская земля находилась под игом татаро-монгольских завоевателей. Печальным и тяжелым было положение Русской Церкви – храмы и монастыри разрушены, иконы и книги расхищены. Народ стал забывать христианское вероучение. В такие тяжкие времена Господь ниспосылал особых людей для управления Церковью и русским народом. Таким был Первосвятитель Русской Церкви Митрополит Максим, которому было даровано чудесное видение Божией Матери. Церковное предание о чудотворном образе Божией Матери, именуемом Ма[...] Икона Максимовская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Названа по имени митрополита Владимирского и всея Руси Максима, возглавлявшего Русскую Церковь с 1283 по 1305 год. Митрополиту достался тяжёлый святительский крест церковной власти во времена татаро-монгольского ига. Ему приходилось ездить в Золотую Орду, примирять воевавших между собой русских князей, устранять неустройства в церковной жизни, бороться с косностью и невежеством. Учитывая сложившуюся на Руси ситуацию, митрополит Максим принял решение перенести митрополичью кафедру из Киева во Владимир. Вскоре произошло чудесное явление, которое укрепило митрополита и всю Церковь в правильности принятого решения. Однажды во время сна святителю Максиму явилась Богородица и похвалила его за решение перевести кафедру во Владимир. В знак особого Своего покровительства Богородица подарила ему омофор (плат, который часто изображают на иконах Божией Матери). Проснувшись, митрополит этот омофор обнаружил в своих руках. Услышав от митрополита Максима рассказ о явлении Божией Матери, великий кн[...]

http://pravicon.com/icon-188

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Максимовская Максимовская икона Божией Матери написана в 1299 году по видению святителю Максиму, митрополиту Владимирскому († 1305, память 6 декабря), который прибыл во Владимир для перенесения из Киева Первосвятительской кафедры. На иконе изображена Божия Матерь в полный рост с Предвечным Младенцем на руке, перед Ней стоит Митрополит Максим, принимающий из Ее рук святительский омофор. Явление Максимовской иконы Божией Матери совершилось в трудное время для Русской Церкви и нашего Отечества. Более 60 лет русская земля находилась под игом татаро-монгольских завоевателей. Печальным и тяжелым было положение Русской Церкви – храмы и монастыри разрушены, иконы и книги расхищены. Народ стал забывать христианское вероучение. В такие тяжкие времена Господь ниспосылал особых людей для управления Церковью и русским народом. Таким был Первосвятитель Русской Церкви Митрополит Максим, которому было даровано чудесное видение Божией Матери. Церковное предание о чудотворном образе Божией Матери, именуемом Максимовским, гласит следующее: «Икона сия написана по видению во сне Максиму Митрополиту, в 1299 году, что видно из следующей надписи, находящейся на сем образе: " Сей святый и чудотворный образ Пресвятыя Богородицы написан бысть в лето 6807 по видению Максима Митрополита Киевского, гречанина родом, егда ему пришедшу от Киева во Владимир и от путного шествия в келии своей мало уснув, абие видит яко на яве свет велик и необычен, и в том свете явися ему Пречистая Дева Богородица, держащи на руку Превечного Младенца, и рекла: " Рабе мой Максиме! добре сотвори, яко пришел еси семо посетити град Мой " . И подав ему омофор, рекла: " Приими сей омофор и паси во граде Моем словесные овцы " . Он же прием, возбудился от сна и в келии ни кого же виде, а омофор обретеся в руце его; он же страхом объят бысть на мног час, абие поведа великому князю Андрею, и построиша ковчег злат и положиша в него той омофор, и прославися сие чудо по всей Русской земле и в Палестине. Омофор же, во время безбожного царевича Талыча, егда плени град (1411 г.) и разори, где скончася, неизвестно " » (упомянутый в надписи великий князь Андрей – сын святого Александра Невского).

http://pravicon.com/info-107

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Максимовская - описание Названа по имени митрополита Владимирского и всея Руси Максима, возглавлявшего Русскую Церковь с 1283 по 1305 год. Митрополиту достался тяжёлый святительский крест церковной власти во времена татаро-монгольского ига. Ему приходилось ездить в Золотую Орду, примирять воевавших между собой русских князей, устранять неустройства в церковной жизни, бороться с косностью и невежеством. Учитывая сложившуюся на Руси ситуацию, митрополит Максим принял решение перенести митрополичью кафедру из Киева во Владимир. Вскоре произошло чудесное явление, которое укрепило митрополита и всю Церковь в правильности принятого решения. Однажды во время сна святителю Максиму явилась Богородица и похвалила его за решение перевести кафедру во Владимир. В знак особого Своего покровительства Богородица подарила ему омофор (плат, который часто изображают на иконах Божией Матери). Проснувшись, митрополит этот омофор обнаружил в своих руках. Услышав от митрополита Максима рассказ о явлении Божией Матери, великий князь Андрей приказал изготовить для обретенной святыни специальный золотой ковчег. В память о чудесном событии была написана икона, получившая название Максимовской. Почитание Максимовской иконы началось практически сразу после написания, так как от неё начали проистекать чудеса исцелений. Широкую огласку получил случай полного исцеления безнадёжно больного сына владимирского чиновника после того, как образ привезли в дом чиновника и отслужили перед ним молебен. В 1412 году во время нашествия на Владимир татарского царевича Талыча золотой ковчег с омофором вместе с другими церковными святынями был сокрыт в безопасном месте ключарём Владимирского собора Патрикием. Овладевшие городом татары ворвались в собор и начали пытать ключаря, требуя выдачи места, где спрятаны церковные сокровища. Ключарь предпочёл мучительную смерть, но тайны так и не открыл. Впоследствии во Владимире неоднократно пытались обнаружить место тайника, но все попытки не увенчались успехом. Древние церковные святыни, в том числе и омофор Богородицы, до сих пор таятся во владимирской земле. В настоящее время икона находится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Максимовская " .

http://pravicon.com/info-387

При архиепископе Черниговском Лазаре (Барановиче) и игумене Ильинского монастыря Зосиме от сей иконы, в знамение милосердия, текли слезы в продолжение восьми дней, с 16 до 24 апреля. Свидетелями такого чуда были почти все жители Чернигова. Вскоре после этого, в том же 1662 году, татары сделали набег на Чернигов и разорили все окрестные селения; но монахи Ильинского монастыря ничего не знали о близкой опасности. Ночью дошло до них это Ильинская-Черниговская известие; они поспешили в церковь и, усердно, со слезами помолившись Ей, НебеснойЗаступнице, скрылись в Антониевой пещере. В полночь ворвались татары в монастырь, ограбили церковь , взяли церковную утварь, но чудотворная икона со всеми драгоценными украшениями осталась неприкосновенною: невидимая сила не допустила варваров коснуться святыни; та же невидимая сила не допустила их войти и в пещеру, где скрывались иноки, хотя татары много раз покушались на это, подбегая с зажжёнными лучинами и обнажёнными мечами. Внезапно, испуганные непостижимым видением, они обратились в бегство. Святой Димитрий Ростовский , заключая свою книгу «Руно орошённое», по исчислении 24 чудес от чудотворной Ильинской иконы, говорит: «Конец книжки, но не чудес Пресвятой Богородицы: кто бо я исчести может?» 18.04. Максимовская 40 Максимовская Максимовская икона изображает Пресвятую Богородицу во весь рост и пред Нею на коленях стоящего митрополита Максима и принимающего из пречистых Её рук омофор. Икона сия, имеющая в длину 2 аршина 4 вершка, а в ширину 1 аршин 1 вершок, украшена серебряною чеканного, позолоченною ризою с жемчужным убрусом. На иконе находится следующая надпись: «Сей святый и чудотворный образ Пресвятая Богородицы написан бысть в лето 6807 (1299) по видению Максима митрополита Владимирского и всея России чудотворца, родом грека, по пришествию его из Киева во Владимир, когда он от путнаго шествия в келий своей мало уснув, абие видит, аки яве, свет велик и необычен, и в том свете явися ему Пречистая Дева Богородица, держащи на руке Предвечного Младенца и глаголя: «Рабе мой, Максим, добре пришел еси семо посетити град мой, – и подаде ему омофор, глаголя, – прими сей омофор и паси во граде моем словесныя овцы».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

В начале XVIII в., Стольник Григорий Андреевич Племянников, после осмотра низовых городов, по Царскому повелению, на возвратном пути чрез Владимир в Москву, подвергся тяжкой болезни 12 – что самое принудило его на время остановиться во Владимире и изыскать средства к облегчению своей болезни. Ни какие человеческие средства не могли пособить Племянникову; оставалась одна надежда на Господа Бога, и он обратился с пламенною молитвою к Врачу душ к телес. Не имея возможности говорить, больной объяснил супруге своей знаками, чтобы из собора принесли в жилище его Владимирскую икону Богоматери. – Как только принесли икону в дом, Племянников вдруг почувствовал возможность подняться с постели. Потом преклонил колена пред иконой и молился со всем усердием в продолжении молебствия, по окончании коего, приняв несколько капель св. воды, он тотчас начал говорить с некоторым еще затруднением; но потом вскоре и совершенно выздоровел. В знак таково благодеяния Божия, Племянников сделал в соборе значительные поправки на собственное свое иждивение и приложил большой серебряный ковш 13 , внутри коего, по приказанию его, вычеканена следующая надпись: «1708 года января в 15 день, сей ковш дал вкладу во Владимир в соборную церковь Пречистой Богородицы Успения, Стольник Григорий Андреевич Племянников, по обещанию своему, за совершившееся чудо цельбы от Бога, предстательством Богоматери и святых (Владимирских) чудотворцев от смертных врат на живот возвращение» 14 . Примеч. Владимирская икона Богоматери, богато украшенная, находится в соборе по левую сторону Царских врат в иконостасе; пред нею неугасимо горит огонь в сребро-вызлащенной, старинной работы, лампаде. 3. Икона Божией Матери Максимовская Икона эта написана по видению, бывшему во сне Максиму Митрополиту, в 1299 г., что видно из следующей надписи, находящейся на сем образе: «Сей св. и чудотворный образ Пресвятой Богородицы написан бысть в лето 6807 по видению Максима Митрополита Киевскаго, гречанина родом, егда ему пришедшу от Киева во Владимир и от путнаго шествия в келии своей мало уснув, абие видит яко на яве свет велик и необычен, и в том свете явися ему Пречистая Дева Богородица, держащи на руку Превечного Младенца, и рекла: Рабе Мой Максиме! добре сотвори, яко пришел еси семо посетити град Мой. И подав ему омофор, рекла: прими сей омофор и паси во граде Моем словесныя овцы. Он же прием, возбудися от сна и в келии ни кого же виде, а омофор обретеся в руце его; он же страхом обьят бысть на мног час, абие поведа Великому Князю Андрею (сыну св. Александра Невского), и построиша ковчег злат и положиша в него той омофор, и прославися сие чудо по всей Русской земле и в Палестине; и повел князь написати сей образ тем подобием, яко же виде Максим 15 . Омофор же, вовремя безбожного царевича Талыча, егда плени град и разори, где скончася (девался), неизвестно 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

статья В. М. Борина. Известна акварельная копия иконы, исполненная в 1859 г. Ф. Г. Солнцевым (ИИМК, опубл.: Новаковская-Бухман. 2005. С. 440. Ил. 9), на к-рой показаны именующая надпись над фигурой митр. Максима и поздний охристый фон, однако неизвестно, мог ли Солнцев видеть образ без оклада. Как одно из древнейших известных к нач. XX в. произведений рус. средневек. искусства со сравнительно точной датировкой, икона заинтересовала сотрудников Комиссии по сохранению и реставрации древней живописи в России, к-рые еще до поступления М. и. в музей организовали ее 1-ю реставрацию в июле-сент. 1918 г., совпавшую по времени с реставрацией др. выдающихся произведений средневековой живописи в храмах Владимира (Боголюбской иконы Божией Матери (XII в.); Владимирской иконы Божией Матери (нач. XV в.) из владимирского Успенского собора; росписей Успенского и Димитриевского соборов). Под наблюдением А. И. Анисимова, В. Т. Георгиевского и И. Э. Грабаря реставраторы Ф. А. Модоров, П. И. Юкин, В. Е. Горохов, И. А. Баранов раскрыли М. и., расчисткой руководил Г. О. Чириков (Мат-лы Комиссии. 2006. С. 243-303). После снятия оклада выяснилось, что грунт и живопись иконы находятся в руинированном состоянии. После укрепления иконы в ходе расчистки обнаружили 2 слоя прописей, датированные XVI-XVII и XVIII вв., значительные утраты авторской живописи на ликах и одеждах и почти полное отсутствие первоначального серебряного фона. 22 авг. (4 сент.) 1918 г. в Успенском соборе раскрытая икона с залитыми воском утратами была покрыта олифой и, как отмечено в документах, «приведена в окончательный вид». В процессе работы велась фотофиксация (в наст. время снимки не выявлены). Повторные реставрационные работы, проводившиеся в 1961-1967 гг. в ВХНРЦ В. П. Малышевым и А. Н. Барановой, получили неоднозначную оценку специалистов. В кон. XX в. интерес к иконе возрос в связи с активизацией исследований рус. живописи XIII в. и искусства палеологовской эпохи. Монографическое изучение М. и. как памятника среднерус.

http://pravenc.ru/text/2561688.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010