В 1860 г. устроена была крытая галерея, соединяющая собор с колокольнею, по рисунку, подходящему к стилю главного храма. Из этой галереи и был устроен новый теплый храм с престолом в честь вел. князя Георгия. Здесь же был устроен придельный престол в честь Архистратига Михаила. В этом храме совершалось богослужение в зимнее время, пока не устроено было отопление Успенского собора в 1885 г. Непосредственно к теплому храму с северной стороны примыкает соборная каменная колокольня; прежде колокольня была на другом месте. В 1197 г., по примеру вел. князя, епископ Ростовский и Владимирский Иоанн на своем дворе построил церковь в честь Богоотец Иоакима и Анны на вратах, ведущих в Успенский собор, эти врата находились к западу от Успенского собора. На них впоследствии был наложен третий этаж в виде шатра, в коем и помещалась соборная колокольня. Здание это существовало до 1806 г.; в этом году оно было разбито молнией и по распоряжению епископа Ксенофонта было разобрано. Настоящая же каменная колокольня построена в 1810 г. при том же епископе Ксенофонте. Престолов в соборе пять: главный престол в большом (Андреевском) храме – в честь Успения Пресвятой Богородицы, на северной стороне (во Всеволодовой пристройке) – во имя благ. князя Андрея Боголюбского; на южной стороне - во имя благ. князя Глеба; в бывшем теплом храме главный престол – во имя благ. князя Сергия и придельный – во имя Архистратига Михаила. Над главным престолом в честь Успения Пресвятой Богородицы устроена еще в XVIII ст. величественная резная позлащенная сень с надписями из св. писания. Главная святыня собора – чудотворная икона Богоматери помещается по левую сторону царских врат большого алтаря, в бронзовом створчатом киоте, украшена жемчужною ризою с драгоценными камнями; венец украшен бриллиантовою наверху короною. На серебряных позолоченных полях – восемнадцать дробниц с черневыми изображениями Св. Троицы, Иоанна Предтечи, Николая чудотворца, Московских Святителей, Владимирских чудотворцев и других угодников Божьих. Другой чудотворный в соборе образ – Максимовская икона Божией Матери, во весь рост, с изображением в небольшом виде митрополита Максима, приемлющего из рук Богоматери омофор. Этот образ украшен серебряною вызолоченною ризою с жемчужным убрусом. Третий чудотворный образ – Знамения Пресвятой Богородицы, написан по явлению, бывшему в 1646 г. жителю слободки Быковки Сергею Иовлеву, который страдал с малолетства расслаблением и не имел возможности ходить. Как скоро написан был этот образ и поставлен в особой часовне, расслабленный по отправлении молебствия получил исцеление. В 1652 г. по указу царя Алексея Михайловича этот образ с крестным ходом был перенесен в Успенский собор.

http://sobory.ru/article/?object=00186

– Хотя и Московское, и Владимирское княжества были уже самостоятельными… – Да, в это время и до возвышения Москвы некогда большое Владимиро-Суздальское княжество уже разделилось на несколько более мелких и самостоятельных. Но это вопрос исторический, а я реставратор-искусствовед. Я не задумываюсь о государственных проблемах. И к истории в ее государственном таком проявлении отношения не имею. Хотя во время реставрации Боголюбского образа приходилось общаться с государственными мужами и церковными иерархами. К нам приходили высокопоставленные лица, правда, не часто, потому что в мастерскую, где был создан особый климат, доступ был весьма ограничен. Кстати, в это помещение имели допуск человек 10–12. Но к нам приходил и митрополит Иларион, и владыка Ювеналий, и владыка Евлогий; приходил губернатор Владимирской области. Других контактов с политической элитой у меня не было. – Какие чувства вы испытывали, работая с такой уникальной иконой? Не воспринимали себя хирургом, который, делая сложнейшую операцию, спасает жизнь? Это была невероятная удача: И.Э. Грабарь смог убедить советскую власть в том, что иконы – это ценности, которые надо спасать – Да, хирурги – особые люди, хотя тоже люди, и иногда с ними страшно общаться. Ваш вопрос, конечно, о мере ответственности, в данном случае – ответственности за наше художественное наследие. Но, во-первых, это не только моя работа. Работа эта начиналась еще в 1918 году, когда Игорь Эммануилович Грабарь организовал комиссию, занимавшуюся раскрытием древних русских памятников. Он тогда уговорил некоторых членов советского правительства поддержать его, получил мандат от Натальи Троцкой-Седовой. И это была невероятная удача: он смог убедить власти в том, что это ценности, которые надо спасать. И первым памятником, к которому они поехали в надежде его восстановить, была как раз Боголюбская икона. Они тогда поехали во Владимир работать с фресками Успенского и Дмитриевского соборов; Боголюбская икона, а также Максимовская и Владимирская из Успенского собора во Владимире входили в их экспедиционный план. Но они столкнулись со сложностями. Их, например, в Боголюбский монастырь не сразу пустили, несмотря на договоренность с тогдашним митрополитом Владимирским Сергием (Страгородским), которая была достигнута еще в период подготовки этой экспедиции, но оказалось, что этого недостаточно; были все время какие-то оговорки… Да их просто не пускали работать с иконой! Для этого понадобилось благословение патриарха Тихона – этот документ до сих пор хранится в архиве Третьяковской галереи, он иногда публикуется, им патриарх благословляет на благое начинание. Этот документ сыграл основную роль, дал возможность приступить к реставрации Боголюбской иконы. Так что все началось в 1918 году; мы – пятое поколение реставраторов, которые работали с этой иконой на протяжении ста лет.

http://pravoslavie.ru/94897.html

43 Спирина Л. М. Никон Радонежский и его образ в произведениях русского искусства XV–XIX вв. (Из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника)//Сергиево-Посадский музей-заповедник: Сообщения, 1995. М., 1995. С. 126–150. 44 Анисимов А. И. Иконизация Кирилла Белозерского//ПК НО. 1987. М., 1988. С. 188–196. См. там же комментарии Вздорнова Г. И. на С. 184–188, 196–201. 45 Древнерусское шитьё XV — начала XVIII века в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки/Сост. Лихачева Л. Д. Л., 1980. 24, 38, 52, 53; Лихачева Л. Д. Ранний покров Кирилла Белозерского из собрания Русского музея//ПК НО. 1994. М., 1996. С. 381–387. 46 Лихачева Л. Д. Покров Пафнутия Боровского из Государственного Русского музея//ПК НО. 1977. М., 1977. С. 269–273; Хлебникова Н. А. Покров Пафнутия Боровского//ПК НО. 1975. М., 1976. С. 234–239. 47 Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М., 1966. С. 62. Илл. 57 42); Древнерусское шитьё XV — начала XVIII века. 82, 122, 132, 175. 48 Трофимова Н. Н. Лицевой покров Козьмы Яхренского//ПК НО. 1978. Л., 1979. С. 426–430; Семечкина Е. В. К проблеме допустимости реставрационных вмешательств в памятники древнерусского шитья//Древнерусское художественное шитьё. М., 1995. С. 192–193. Илл. 5–6. 49 Мильчик М. И. Северный деревянный монастырь на иконах XVII–XIX вв.//ПК НО. 1978. Л., 1979. С. 333–346; Пуцко В. Г. Иконописные портреты основателей северных русских монастырей: корни локальной художественной традиции//Кириллов. Краеведческий альманах. III. Вологда, 1997. С. 207–224. 50 Серебрянский Н. Житие преподобного Евфросина Псковского (первона­чаль­ная редакция). СПб., 1909. С. 67. 51 Лихачев Д. С. Икона “Нил Столбенский в житии” самого начала XVIII в. с изображением Ниловой пустыни//ПК НО. 1981. Л., 1983. С. 245–254. 52 Пуцко В. Г. Икона Богоматери Максимовской: сакральный образ и ктиторский портрет//Рождественские чтения. II. Ковров, 1995. С. 9–16. 54 Средневековое лицевое шитьё: Византия, Балканы, Русь. Каталог выставки/Сост. Маясова Н. А. 1991. 9. Илл. 22.

http://pravmir.ru/ikonografiya-russkih-s...

Др. средневек. образы М. также не связаны с его почитанием в качестве святого и представляют собой элементы сложных изобразительных циклов. Святитель является одним из действующих лиц цикла Жития свт. Петра, митр. Московского, к-рый, как и лежащие в его основе агиографические тексты, подчеркивает законность вступления свт. Петра на Киевскую кафедру, подтвержденную образом Богородицы, написанным этим святителем для М. В 7-м клейме житийного образа, исполненного в мастерской Дионисия для московского Успенского собора (кон. XV в., ГММК), М. представлен благословляющим свт. Петра, тогда игумена Спасского мон-ря на Рате, поднесшего ему собственноручно исполненную икону Богоматери. Святитель с недлинной русой с проседью остроконечной бородой изображен в рясе и коричневой мантии, на голове - белый клобук. Внешность М. имеет лишь условное сходство с его изображениями на Максимовской иконе Божией Матери и на воздухе 1389 г. Очевидно, мастер, не зная этих произведений, наделил М. стандартной внешностью, но правильно передал его облачения, ориентируясь на иконографию Московских святителей Петра и Алексия, которые традиционно изображались в белых клобуках. Более поздние житийные образы свт. Петра следуют иконографии кремлевской иконы и довольно точно воспроизводят клеймо с М., благословляющим своего преемника. Таковы икона 3-й четв. XVI в. из ц. арх. Гавриила в Вологде (ВГИАХМЗ; Иконы Вологды. Кат. 89) и икона нач. XVII в. письма Истомы Савина (ГТГ; Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2. Кат. 788. С. 314); в обоих случаях на мантии М. показаны «источники», но на иконе из ГТГ голова святителя обнажена (на той же иконе письма Истомы Савина в клейме «Поставление Петра в иереи»). Клеймо со святителями Петром и М. включено и в состав житийного цикла митр. Петра на иконе 3 Московских святителей со сценами жития из Никольского единоверческого мон-ря в Москве (1-я пол. XVII в., ГРМ; Святые земли Русской. 2010. Кат. 219. Ил. 96). Композиции, включающие изображение М., иллюстрируют соответствующие известия летописи в I Остермановском томе Лицевого летописного свода 70-х гг.

http://pravenc.ru/text/2561548.html

Вершиной Акафистных иконографий следует признать образ " О Тебе радуется... " , посвященный величанию Богоматери. Основа его - иллюстрированные песнопения: " О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род... " Начало этого текста часто пишется на развернутом свитке, который держит Иоанн Дамаскин, ревнитель иконопочитания в VII веке. В центре иконы в кругах славы изображается Богородица с Младенцем, сидящая на престоле. По сторонам сонм ангелов, во главе которого Архангелы Михаил и Гавриил. У подножия престола Иоанн Дамаскин с развернутым свитком. По сторонам размещен весь сонм святых и праведных: праотцы во главе с Иоанном Предтечей, пророки, святители, преподобные и " весь человеческий род " . Особое место занимают изображения Богоматери из композиции Деисус (Моление), где предстают Богородица и святые в молении перед Иисусом Христом за весь человеческий род. Если центром композиции является Спас Вседержитель, то молящиеся изображаютя по пояс; если в центре - Спас на престоле или Спас в силах, то молящихся представляют в полный рост. Первой справа от Владыки Сына изображается Заступница Мать, принимающая людскую молитву и с умноженной силой в своем молении передающая Ее Иисусу Христу. Богородица, окутанная вишневым мафорием, с молитвенно поднятыми руками, со склоненной головой, с выражением сострадания к бездне людского горя, обращается с вечной молитвой к Спасителю и дарит вечную надежду даже самым истерзанным душам. Иконографические варианты Богоматери с Младенцем, изображающие Ее в полный рост, немногочисленные, например, Благодатное небо, Всех скорбящих Радость, Максимовская. Их можно отнести к Акафистным, но каждая икона наполнена самостоятельной богословской идеей. Достаточно большая группа икон Богоматери без Младенца Христа: Огневидная, Геронтисса, Боголюбская (Боголюбивая), Ахтырская, Семистрельная, Калужская, Васильковская, Всех скорбящих Радость (второй тип) и т.д. Каждая из них в разной степени примыкает к уже названным четырем типам. В зависимости от позы Богоматери, от положения Ее рук, от наличия свитка или других деталей, в зависимости от времени, места, явленного чуда или события, связанного с иконой, определяется ее тип. Вся эта классификация весьма условна. Одна и та же икона, например, Всех скорбящих Радость, несущая страждущим исцеление от недугов и утешение обездоленным, имеет множество иконографических вариантов, которые именуются по месту нахождения: в Москве, в Киеве, в Лаврской больнице, в Воронеже, в Твери, в Тобольске, в Вологде и т.д. (например, Всех скорбящих Радость - в Тобольске).

http://pravicon.com/text-15

7 В продолжении того времени, как икона находится во Владимире, ее, обыкновенно, носят, начиная с Кафедрального собора по монастырям и по всём приходским церквам. В три раза, в воскресные дни, обходят с ней с крестным ходом части города так, что это в совокупности составляет целый обход вокруг всего города. Между тем, граждане, по своему усердию, из церквей принимают чудотворную икону в свои дома и от утра до вечера служат пред ней молебны. 9 Эта икона и следующие за ней две иконы Богоматери – Максимовская и Знамения, находятся во Владимирском Успенском Кафедр. соборе. 14 Сказание об исцелении Племянникова заимствовано из записей, находящихся во Владимирском соборе. 15 На иконе, кроме Богоматери, изображенной но весь рост, написан в малом виде Максим Митрополит, приемлющий из рук Божия Матери омофор. 16 В 1411 г. приходил во Владимир Казанский царевич Талыч с Нижегородскими воеводою Карамышевым, и произвел в городе и окрест его большие опустошения. Соборный храм был разграблен; осталось в сохранности лишь то, что успел скрыть в потаенном месте ключарь Патрикий, родом грек, – за что самое он тогда же подвергся мученической смерти от татар. 17 Указ по сему случаю состоялся г. августа 5 дня. – В слободке Быковке есть и теперь небольшая деревянная часов­ня, и в ней стоить образ Знамения. 20 Начертание сие имело следующий вид: вместо обеих простертых ног у Младенца Иисуса (как видим на иконе Смоленской-Одигитрии), правая ступень Его стоить на колене левой ноги, придерживаемая несколько левою рукою Спасителя; правая рука Его, держа Символ Судеб всего мира – Свиток, постав­лена локтем на правом колене так, что Свиток находится против Лика Предвечного Младенца. 21 Донесение священнослужителей и самое делопроизводство о чудесах, бывших от иконы, хранится в ризнице Шуйского Воскресенского собора. 22 Сказание об этой иконе заимствовано из «Исторического Собрания о богоспасаемом граде Суждале» Ключаря Анания. (См. стр. 189 11). 24 Опись чудесам, бывшим в разные времена от этой иконы, находится в Вязниковской соборной церкви. Представлено более двух сот чудесных случаев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

В 1861 г. в храме были устроены на церковные суммы два придела: правый – во имя святителя Николая (в память Императора Николая I), а левый – во имя св. Благоверного князя Александра Невского (в память Царя-Освободителя). В 1863 г. внутренние стены Максимовского храма были украшены живописью. Храм несколько раз был ремонтируем, как внутри, так и снаружи. Из икон, находящихся в Максимовском храме, особенным почитанием среди местных жителей пользуется приобретённая в 1890 г. икона Знамения Пресвятой Богородицы, работы монахинь Понетаевского монастыря Нижегородской епархии. Перед иконой этой почти ежедневно усердствующие богомольцы служат молебны с положенным акафистом. Храму принадлежит несколько лавок, с которых получается до двух тысяч в год арендной платы, и капитал, достигающий до 40 000 руб. В 1889 г. с благословения епископа Екатеринбургского Поликарпа был заложен другой каменный храм, во имя архистратига Михаила, на так называемом Флоровском Руднике. Средства на построение этого храма составлялись в течении многих лет из 2% – взносов с получаемой жителями селения заработной платы. В 1894 г. храм был закончен, а 15 июня 1897 г. он был освящён. В Турьинском приходе есть несколько часовен: 1) в д. Филькиной, деревянная, устроенная в память чудесного спасения Царской семьи 17 октября 1888 г., и освящённая во имя св. правед. Симеона Верхотурского; 2) в д. Чернореченской, деревянная, выстроенная в 1892 г. в память того же события, и освящённая во имя святителя Николая; 3) в д. Тонковичевой, деревянная, освящённая во имя пророка Илии; 4) в д. Еловке, деревянная, освящённая во имя св. мученика Власия; 5) в д. Волчанке, деревянная, построенная в 1899 г. в память священного Коронования 14 мая 1896 г.; 6) на Флоровском Руднике, каменная, посвящённая памяти муч. Флора и Лавра, и 7) в Турьинских Рудниках, каменная, построенная в память освобождения мастеровых от обязательных работ. 8 марта, в день освобождения, с разрешения епархиального начальства, установлен праздник с крестным ходом после литургии к этой часовне, где положено совершать благодарственный молебен с водоосвящением и с провозглашением вечной памяти Императору Александру II.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Светилен: Сладость Ангелов, святителей радость,/христиан всех Предстательнице,/Дево Мати Господня,/заступи нас и избави от вечных мук. Слава, и ныне, Триоди, дважды. На хвалитех стихиры Триоди 3, и стиховны того дне, и Богородицы 3, глас 1: 1-я: О, дивное чудо: 2-я: Дивны Твоя тайны: 3-я: Твое дивное явление: Слава, глас 6: Приидите, преславное явление Богоматере: писаны на вечерни. И ныне, Триоди. НА ЛИТУРГИИ Блаженны от канона Триоди, рядовая песнь на 4 и Богородицы песнь 6-я на 4. По входе тропари Триоди и Богородицы. Слава, кондак Богородицы. И ныне, кондак Триоди. Прокимен, Апостол, аллилуия, Евангелие и причастен прежде ряда Триоди, потом Богородицы. Максимовская икона Божией Матери На иконе Пресвятая Богородица изображена во весь рост; левой рукой Матерь Божия держит Богомладенца Иисуса, правой протягивает омофор коленопреклоненному митрополиту Максиму. Святитель Максим († 6 декабря 1305), по происхождению грек, был возведен на Киевскую митрополию, но переехал из Киева во Владимир-на-Клязьме и тем самым фактически перенес митрополию из разоренного монголо-татарским нашествием Киева во Владимир. Когда святитель прибыл во Владимир, во сне ему явилась Пресвятая Богородица, благословила его приход во Владимир и подала ему святительский омофор. Омофор этот хранился в Успенском соборе Владимира. В 1412 году, во время нашествия татарского царевича Талыча, он был вместе с другими ценностями сокрыт ключарем Патрикием. Патрикий был замучен татарами за отказ указать место, где он спрятал драгоценности. Литература: 1 . Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. II, ч. 1. М., 1900, с. 94–96. 2 . Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы... СПб., 1892, с. 207–208. 3 . Месяцеслов святых всею Русскою Церковью или местно чтимых. Вып. VIII, апрель. Тверь, 1898, с. 122–123. 4 . Виноградов А. , протоиерей. История кафедрального Владимирского Успенского собора. Владимир, 1905, с. 43–44, 49. Читать далее Источник: Минея - М. : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002-. 12 том./Минея апрель. - 2002./Ч. 1. – 400; Ч. 2. - 312 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святитель Николай Чудотворец (Никола Можайский), в киоте XVII век. 192х128х20 см. Из частного дома д. Луги Плесецкого района. Вывезена в 1970 г. экспедицией АОМИИ. Реставратор: О.Н.Трофимов (Москва, ВХНРЦ, 1991-1993). vk fb tw ok @ g+ lj Святитель Николай Чудотворец (Никола Можайский) Конец XVII века. 160х109,3х28 см. Из д. Никольская Каргопольского района Архангельской области. Вывезена в 1967 г. экспедицией АОМИИ. Реставратор: Л.А.Дунаев (Москва, ГЦХНРМ, 1968-1970). vk fb tw ok @ g+ lj Великомученица Параскева, с избранными святыми Конец XVII – начало XVIII века. 29х27,5 см. Из Воздвиженской часовни д. Максимовская Каргопольского района Архангельской области. Вывезена в 1962 г. Второй Онежской экспедицией ГЦХРМ, при участии АОМИИ. Реставратор: И.М.Громова (Москва, ГЦХРМ, 1963). vk fb tw ok @ g+ lj Поклонение кийскому Кресту Последняя треть XVII – начало XVIII века. 107х80,7 см. Из собора Рождества Христова (1562 г.) г. Каргополя. Вывезен в 1958 г. Первой Онежской экспедицией ГЦХРМ. Реставратор: О.Г.Жаренова (Архангельск, АФ ВХНРЦ, 1995-2012). vk fb tw ok @ g+ lj Икона выносная «Богоматерь Знамение, избранные святые» Конец XVII века. 125,5х36 см. Из Макарьевской Хергозерской пустыни Каргопольского уезда. Вывезена в 1962 г. Второй Онежской экспедицией АОМИИ и ГЦХРМ . Реставратор: Л.П.Евзерихина (Москва, ГЦХНРМ, 1969). vk fb tw ok @ g+ lj Сретение Конец XVII – начало XVIII века. 36х51 см. Из церкви Иоанна Златоуста (1665 г.) с. Саунино Каргопольского района Архангельской области. Вывезена в 1958 г. Первой Онежской экспедицией ГЦХРМ. Реставраторы: Г.Е.Протопопов, И.М.Громова (Москва, ГЦХНРМ, 1966). vk fb tw ok @ g+ lj Великомученик Феодор Стратилат Конец XVII – начало XVIII века. 31,3х28,5 см. Из собора Рождества Христова (1562 г.) г. Каргополя. Вывезена в 1962 г. Второй Онежской экспедицией ГЦХРМ, при участии АОМИИ. Реставратор: О.Н.Трофимов (Москва, ГЦХРМ, 1962). vk fb tw ok @ g+ lj Собор Богоматери Первая треть XVIII века. 109х101,5 см. Из церкви с. Астафьево Каргопольского района Архангельской области. Вывезена в 1962 г. Второй Онежской экспедицией ГЦХРМ, при участии АОМИИ. Реставратор: О.А.Пригородова (Москва, ГЦХРМ, 1964; ГЦХНРМ, 1971).

http://pravoslavie.ru/117471.html

В «Книге, глаголемой Описание о российских святых», известной в списках XVII-XVIII вв., М. называется святым и чудотворцем (Описание о российских святых. С. 222). М. был записан для поминания в синодик московского Успенского собора (ДРВ. Ч. 6. С. 434). Согласно описи владимирского Успенского собора 40-х гг. XVII в., «да в той же болшой церкви в приделе в Пантелеймонове лежит Максим митрополит» (цит. по: Тимофеева. 2013. С. 39); аналогичную информацию содержат и др. описи собора 40-80-х гг. XVII в. (см.: Там же. С. 40-41; Виноградов. История. 1905. С. 66-67; Сиренов А. В. Путь к граду Китежу: кн. Георгий Владимирский в истории, житиях, легендах. СПб., 2003. С. 37-39; Он же. Описи древних гробниц в рукописных сборниках XVII в.//История в рукописях и рукописи в истории: Сб. ст. к 200-летию ОР РНБ. СПб., 2006. С. 399-414). Придел св. Пантелеимона Успенского собора Владимира, в к-ром был погребен М., в 1774 г. был переосвящен во имя св. мч. кн. Владимирского Георгия Всеволодовича и стал именоваться Георгиевским (в 1864 этот придел был перенесен в отдельное здание). Не позднее 1708 г. над гробницей М. была построена «сень, столпы резные золочены» (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Д. 274. Л. 28 об.; Тимофеева. 2013. С. 43). Новая сень, вероятно, была установлена при ремонте храма, в 1768-1774 гг., одновременно с устройством сеней над погребениями св. Владимирских князей. К сер. XIX в. погребение святителя находилось не в юж. галерее, где оно было еще в 1725 г. ( Виноградов. История. 1905. С. 56-57) и где располагался Георгиевский придел, а в западной (оно показано там на плане Ф. Г. Солнцева 1859 г.). Согласно Тимофеевой, погребение М. было перенесено в зап. галерею между 1725 и 1849 гг., после чего над ним была сооружена новая резная позлащенная сень, известная по описаниям 2-й пол. XIX в. Посередине на ней было клеймо, по зеленому фону к-рого имелась надпись золотыми буквами: «Максим грек священ бе в лето бытия 6791, Рожд. Христ. 1238 (sic!) в Киев прииде, частого же ради нахождения татарского преселися из Киева в великороссийский стольный град Владимир, пас Церковь Христову Максим 23 года, преставися в лето бытия мира 6812» (цит. по: Тимофеева. 2013. С. 37). На белокаменной погребальной плите в золоченой раме имелось изображение М. с наложенным серебряным венцом, рядом в серебряной золоченой ризе находилась Максимовская икона Божией Матери (ныне в собрании ГВСМЗ), надпись о явлении которой святителю помещалась на лицевой стороне гробницы.

http://pravenc.ru/text/2561548.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010