Из других известных лиц духовного и монашеского звания, занимавшихся иконописью, архиеп. Макарий называет: преп. Пахомия Нерехтского († 1384); инока Иринарха, ему помогавшего; преп. Феодора, архим. Симонова мон., впоследствии архиепископа ростовского, написавшего, между прочим, образ своего дяди – преп. Сергия Радонежского и «Деисусы у Николы на Болванке»; старца Игнатия иконника Симонова м., бывшего в нем спостником преп. Кирилла Белозерского; ученика преп. Сергия Радонежского Епифания премудрого ; преп. Дионисия, основателя Глушицкого м. В числе творений последнего имеется икона преп. Кирилла Белозерского, написанная при жизни чудотворца. В юные годы, едва поступившим в монастырь, был «иконником чудным» будущий Святитель митрополит Петр. Иконописанием занимался Святитель Василий, архиепископ новгородский. Свят. митрополит Алексий, после вторичной поездки в Царьград, привез оттуда чудную икону Нерукотворного Спаса, которую поставил в основанной во имя этого образа Спасо-Андрониковой обители. Свят. Дионисий, архиеп. суздальский, пребывая долго в Царьграде, снял точные копии образа Пресв. Богородицы-Одигитрии, находившегося в Софийском соборе. Одна из копий прислана была им в 1381 г. в суздальский собор, другая – уцелевшая позднее – в нижегородский Преображенский собор. Преп. Арсений Коневский, подвизавшийся три года на Афоне, привез оттуда ок. 1393 г. икону Божией Матери. Чудотворная икона эта чтится в Коневском монастыре. С того времени чтутся чудотворные иконы Пресв. Богородицы: Устюжская, перед которой в 1290 г. блаж. Прокопий Устюжский силой своей молитвы отклонил от Устюга каменную тучу. Владимирская, писанная Святителем Петром, в бытность его игуменом Ратским и поднесенная им ок. 1301 св. митрополиту Максиму. Она находилась во Владимирском кафедральном соборе. Донская, сопутствовавшая вел. кн. Димитрию Донскому в 1380 г. на Куликовом поле. Икона пребывала в Благовещенском соборе в Москве. Максимовская, написанная по видению, бывшему во сне Святителю Максиму в 1299 г. при начале переселения его из Киева во Владимир и находившаяся во Владимирском Успенском соборе над гробницей с его мощами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В начале XVIII в., Стольник Григорий Андреевич Племянников, после осмотра низовых городов, по Царскому повелению, на возвратном пути чрез Владимир в Москву, подвергся тяжкой болезни 12 – что самое принудило его на время остановиться во Владимире и изыскать средства к облегчению своей болезни. Ни какие человеческие средства не могли пособить Племянникову; оставалась одна надежда на Господа Бога, и он обратился с пламенною молитвою к Врачу душ к телес. Не имея возможности говорить, больной объяснил супруге своей знаками, чтобы из собора принесли в жилище его Владимирскую икону Богоматери. – Как только принесли икону в дом, Племянников вдруг почувствовал возможность подняться с постели. Потом преклонил колена пред иконой и молился со всем усердием в продолжении молебствия, по окончании коего, приняв несколько капель св. воды, он тотчас начал говорить с некоторым еще затруднением; но потом вскоре и совершенно выздоровел. В знак таково благодеяния Божия, Племянников сделал в соборе значительные поправки на собственное свое иждивение и приложил большой серебряный ковш 13 , внутри коего, по приказанию его, вычеканена следующая надпись: «1708 года января в 15 день, сей ковш дал вкладу во Владимир в соборную церковь Пречистой Богородицы Успения, Стольник Григорий Андреевич Племянников, по обещанию своему, за совершившееся чудо цельбы от Бога, предстательством Богоматери и святых (Владимирских) чудотворцев от смертных врат на живот возвращение» 14 . Примеч. Владимирская икона Богоматери, богато украшенная, находится в соборе по левую сторону Царских врат в иконостасе; пред нею неугасимо горит огонь в сребро-вызлащенной, старинной работы, лампаде. 3. Икона Божией Матери Максимовская Икона эта написана по видению, бывшему во сне Максиму Митрополиту, в 1299 г., что видно из следующей надписи, находящейся на сем образе: «Сей св. и чудотворный образ Пресвятой Богородицы написан бысть в лето 6807 по видению Максима Митрополита Киевскаго, гречанина родом, егда ему пришедшу от Киева во Владимир и от путнаго шествия в келии своей мало уснув, абие видит яко на яве свет велик и необычен, и в том свете явися ему Пречистая Дева Богородица, держащи на руку Превечного Младенца, и рекла: Рабе Мой Максиме! добре сотвори, яко пришел еси семо посетити град Мой. И подав ему омофор, рекла: прими сей омофор и паси во граде Моем словесныя овцы. Он же прием, возбудися от сна и в келии ни кого же виде, а омофор обретеся в руце его; он же страхом обьят бысть на мног час, абие поведа Великому Князю Андрею (сыну св. Александра Невского), и построиша ковчег злат и положиша в него той омофор, и прославися сие чудо по всей Русской земле и в Палестине; и повел князь написати сей образ тем подобием, яко же виде Максим 15 . Омофор же, вовремя безбожного царевича Талыча, егда плени град и разори, где скончася (девался), неизвестно 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

16 (29) апреля В Троицком Ильинском монастыре, близ Чернигова, на Болдиной горе, есть чудотворный образ Богоматери, именуемый Ильинским-Черниговским. Он написан в 1659 году монахом Геннадием Константиновичем Дубенским, который до монашества назывался Григорием 556 . В 1662 году при архиепископе Черниговском Лазаре Барановиче и игумене Ильинского монастыря Зосиме от сей иконы в знамепие любви текли слезы в продолжение восьми дней, с 16 до 24 апреля. Свидетелями этого были почти все жители Чернигова 557 . В тот же 1662 год татары сделали набег на Чернигов, разорили уже все окрестные селения, но иноки Ильинского монастыря не знали о близости врагов. Ночью получили они весть, собрались в церковь , помолились в ней и сокрылись в пещере Антониевой. В полночь ворвались татары в монастырь, вошли в церковь , опрокинули все иконы, взяли всю церковную утварь, но чудотворная икона осталась неприкосновенною со всеми своими украшениями. Невидимая сила не допустила варваров коснуться св. иконе; та же невидимая сила не допустила их войти в пещеру, где скрывались иноки, хотя они и много раз покушались на это, подбегая с зажженными лучинами и обнаженными мечами, но всегда, как бы отреваемые, уходили без нападения 558 . Святой Димитрий Ростовский , заключая свою книгу «Руно орошенное», в которой он, исчислив 24 чуда от Ильинской иконы Богоматери, говорит: «Конец книжки, но не чудес Пресвятой Богородицы: кто бо я исчести может?» 559 . Ныне сия икона находится в черниговском Ильинском монастыре, в церкви Св. Троицы, на правой стороне. День Максимовской иконы Богоматери 18 апреля (1 мая) Икона Максимовская изображает во весь рост Богоматерь, пред Нею – митрополита Максима, стоящего на коленях и приемлющего из пречистых рук Ее омофор. «Сей святый и чудотворный образ Пресвятыя Богородицы, – как гласит надпись на сей иконе, – написан бысть в лето 6807 (1299), по видению Максима, митрополита Владимирскаго и всея России чудотворца, родом грека, по пришествии его из Киева во Владимир, когда он, от путнаго шествия в келлии своей мало уснув, абие видит, яки яве, свет велик и необычен, и в том свете явися ему Пречистая Дева Богородица, держащи на руку Предвечнаго Младенца, и глагола: “Рабе мой Максим, добре пришел еси семо посетити град Мой”, и подаде ему омофор, глаголя: “Приими сей омофор и паси во граде Моем словесныя овцы”.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

382 Прорись с раскрытой иконы и краткие сведения см.: Смирнова 3. С. Икона Богоматери Максимовской. Возрождение русской художественной традиции в конце XIII века//ДРИ: Проблемы атрибуции. М., 1993. С. 83–85. См.также: Царевская Т. К). Новые данные о составе росписей церкви Николы на Липне//ДРИ: Русь. Византия. Балканы. XIII век. С. 429. Публикация иконы подготавливается Д. Е. Мальцевой и Т. Ю. Царевской. 384 Розыск или список о богохульных строках и о сумнении святых честных икон, дьяка Ивана Михайлова сына Висковатого, в лето 1555//ЧОИДР. 1858. Кн. 2. отд. 3. С. 13. 385 Антонова В. II., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи [ГТГ]: (Опыт историко-художественной классификации). М., 1963. Т. 1. С. 57. 388 Popova О. Una materia trasfigurata in luce: Da Ravenna a Kiev//Milano, 1992. 4. P. 79–87. II. p. 84–85; Smirnova E. Le icone russe premongoliche//Gli Esordi della Rus’: Icone dell’ XI-XIII secolo. (Libro-calendario 1996). Milano, 1995. II. 1; Попова О. С. Византийская духовность и стиль византийской живописи VI и XI вв.//ВВ. 1998. Т. 55. 4.2. С. 217; Она же. Древнерусская живопись и Византия//Материалы и исследования Гос. историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль». Т. 12: Искусство средневековой Руси. М., 1999. С. 19. 389 Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода: Художественный металл XI XV века/Под ред. И. А. Стерлиговой. М.. 1996. Кат. 57 и с. 66. 390 Мнева II. Е., Филатов В. В. Указ. соч. 1960. С. 92. Тогда, в 1960 г., считалось, что на доске этой иконы можно найти следы древнейшей живописи. 391 Макарий, архим. Указ. соч. Т. 2. С. 100. Филатов В. В. Иерусалимская икона Божи- сй Матери семидесятых годов XVII века в Измайлове//Искусство христианского мира: Сб. статей. М., 1998. Вып. 2. С. 57–63. 395 См. Лазарев В. Н. Новгородская иконопись. М., 1969. С. 6; Он же. 1983. С. 163 (здесь автор высказывает предположение, что икона апостолов была «настенным» образом, в пользу чего говорят большие размеры иконы). См. также примеч. 16. 399 Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода: Художественный металл. XI-XV века. С. 234.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

статья В. М. Борина. Известна акварельная копия иконы, исполненная в 1859 г. Ф. Г. Солнцевым (ИИМК, опубл.: Новаковская-Бухман. 2005. С. 440. Ил. 9), на к-рой показаны именующая надпись над фигурой митр. Максима и поздний охристый фон, однако неизвестно, мог ли Солнцев видеть образ без оклада. Как одно из древнейших известных к нач. XX в. произведений рус. средневек. искусства со сравнительно точной датировкой, икона заинтересовала сотрудников Комиссии по сохранению и реставрации древней живописи в России, к-рые еще до поступления М. и. в музей организовали ее 1-ю реставрацию в июле-сент. 1918 г., совпавшую по времени с реставрацией др. выдающихся произведений средневековой живописи в храмах Владимира (Боголюбской иконы Божией Матери (XII в.); Владимирской иконы Божией Матери (нач. XV в.) из владимирского Успенского собора; росписей Успенского и Димитриевского соборов). Под наблюдением А. И. Анисимова, В. Т. Георгиевского и И. Э. Грабаря реставраторы Ф. А. Модоров, П. И. Юкин, В. Е. Горохов, И. А. Баранов раскрыли М. и., расчисткой руководил Г. О. Чириков (Мат-лы Комиссии. 2006. С. 243-303). После снятия оклада выяснилось, что грунт и живопись иконы находятся в руинированном состоянии. После укрепления иконы в ходе расчистки обнаружили 2 слоя прописей, датированные XVI-XVII и XVIII вв., значительные утраты авторской живописи на ликах и одеждах и почти полное отсутствие первоначального серебряного фона. 22 авг. (4 сент.) 1918 г. в Успенском соборе раскрытая икона с залитыми воском утратами была покрыта олифой и, как отмечено в документах, «приведена в окончательный вид». В процессе работы велась фотофиксация (в наст. время снимки не выявлены). Повторные реставрационные работы, проводившиеся в 1961-1967 гг. в ВХНРЦ В. П. Малышевым и А. Н. Барановой, получили неоднозначную оценку специалистов. В кон. XX в. интерес к иконе возрос в связи с активизацией исследований рус. живописи XIII в. и искусства палеологовской эпохи. Монографическое изучение М. и. как памятника среднерус.

http://pravenc.ru/text/2561688.html

Bonn; Bad-Godesberg, 1985. S. 63; Византия, Балканы, Русь: Иконы кон. XIII - 1-й пол. XV в.: Кат. выст. М., 1991. С. 43. Кат. 7; В. Икона о xupomohuju грачаничког митр. Никанора//ЗЛУ. 1991/1992. Бр. 27/28. С. 302; Смирнова Э. С. Икона Богоматери Максимовской: Возрождение рус. худож. традиции в кон. XIII в.//ДРИ. М., 1993. [Вып.:] Проблемы атрибуции. С. 72-93; eadim (Smirnova E. S.) Devastazione dei tatari e rinascita della cultura//La pittura russa. Mil., 2001. Vol. 1. P. 208. Fig. 177; она же. Иконы Сев.-Вост. Руси. Сер. XIII - сер. XIV в. М., 2004. С. 10, 12, 63, 65, 67, 76, 78, 92, 93, 94, 131, 242, 339. Кат. 9. С. 230-237. Табл. 17; Сиренов А. В. Повесть о Максиме митр.//СККДР. Вып. 3. Ч. 3. С. 146-148; Кызласова И. Л. История отеч. науки об искусстве Византии и Др. Руси: 1920-1930 гг.: По мат-лам архивов. М., 2000. С. 211, 245; Преображенский А. С. Архиерейский проскинесис: «Спас митрополита Киприана» и ктиторская иконография XIV в.//Russia Mediaevalis. Münch., 2001. T. 10. N 1. Р. 85-86, 87, 89, 90, 97-98, 99. Fig. 5; он же. Ктиторские портреты средневек. Руси: XI - нач. XVI в. М., 2012. С. 19, 43-44, 199, 203, 209, 243, 245, 265-277, 278, 298, 300, 325, 328, 367, 454, 459; Путь к граду Китежу: Кн. Георгий Владимирский в истории, житиях, легендах/Подгот. текстов и исслед.: А. В. Сиренов. СПб., 2003. С. 38, 78-80; Быкова М. А. История формирования коллекции икон ВСМЗ//Мат-лы исследований/ГВСМЗ. Владимир, 2005. 11. С. 110; Новаковская-Бухман С. М. Ф. Г. Солнцев - первооткрыватель фресок Успенского собора во Владимире//ИХМ. 2005. Вып. 9. С. 437, 440; Осташенко Е. Я. Андрей Рублёв: Палеологовские традиции в моск. живописи кон. XIV - 1-й трети XV в. М., 2005. С. 17-18; Этингоф О. Е. Визант. иконы VI - 1-й пол. XIII в. в России. М., 2005. С. 31, 259; Мат-лы Комиссии по сохранению и реставрации древней живописи в России//Ферапонтовский сб. М., 2006. Вып. 7. С. 243-303; Гриднева Ю. Г. Археологические ткани Софии Киевской в свете визант. традиции//ИХМ. 2007. Вып. 10. С.

http://pravenc.ru/text/2561688.html

Вышел Альбом «Иконы Владимира и Суздаля» Москва, 18 мая 2006 г . Альбом «Иконы Владимира и Суздаля» вышел в московском издательстве «Северный паломник», сообщает портал «Музеи России». Издание может составить гордость любому художественному музею. Владимиро-Суздальский музей-заповедник, являющийся хранителем коллекции из более чем 2.000 икон, о подобном каталоге мечтал не один год. Солидный, в 600 страниц, том вышел в московском издательстве «Северный паломник». Серию «Древнерусская живопись в музеях России» пополнил альбом «Иконы Владимира и Суздаля». Свой интерес к регионам России, издательство объясняет следующим образом: «Богатейшие собрания русских икон хранятся не только в музеях Москвы и Петербурга, но и в коллекциях древних русских городов. В настоящее время они недостаточно известны не только широкой публике, но и многим специалистам». Серия была задумана в 2002 г . За это время изданы каталоги икон Ярославля, Ростова, Мурома, Пскова, Кириллова, ждут выхода в свет каталоги, посвященные коллекциям музеев Вологды и Новгорода. Всего планируется выпустить 36 альбомов. Работа над изданием Владимиро-Суздальского музея шла два года. В каталог включены 128 икон. Они расположены в хронологическом порядке - от XII в. до начала XX в. Это произведения, представленные в экспозициях Владимира – «Шедевры древнерусской живописи» и в Историческом музее, в суздальских музеях – «Древнерусская живопись», «Русские иконы XVIII - начала XX в.», «Золотая кладовая», «История суздальских монастырей», «Историческая экспозиция» и «Крестовая палата». Наиболее известные иконы, вошедшие в каталог, это самые древние иконы Божьей Матери: " Боголюбская " (ок. 1158 г .), " Максимовская " ( 1299 г .), " Владимирская " , а также " Покров " и " Благовещение " XV в., вкладные иконы Василия III и его жены Соломонии Сабуровой, суздальских князей Пожарских, Ногтевых, Корсунская икона Божьей Матери из вклада царского казначея и " думного боярина " Черемисинова, уникальный комплекс икон-таблеток XVI в., подписные иконы прославленного царского изографа Симона Ушакова и его учеников - Георгия Зиновьева и Кирилла Уланова. Среди памятников XVIII - XIX вв. - выразительные иконы редкого сюжета, подписные работы, произведения мстерских иконописцев.

http://pravoslavie.ru/17436.html

Изображение Максимовской иконы в книге Е. Поселянина ( Поселянин Е. Богоматерь. СПб., 1909. С. 250) воспроизводит гравюру XIX в., не точно передающую композицию оригинала (фигура Богоматери окружена сиянием, коленопреклоненный М. показан без подножия и не в уменьшенном масштабе). В наст. время над гробницей М. в Успенском соборе Владимира стоит Максимовская икона Божией Матери рубежа XIX и XX вв. в размер оригинала; митрополит изображен седовласым и длиннобородым, в белом клобуке и фелони-полиставрии. При епископах Павле (Гребневском) и Иерониме (Фармаковском) одновременно с созданием существующего барочного иконостаса Успенского собора и резных сеней над раками св. князей Андрея, Георгия и Глеба (1768-1774) была исполнена аналогичная сень над гробницей М., украшенная знаками архиерейского сана, а на гробницу была положена доска с изображением святителя, украшенным серебряным венцом. В 1869 г. сень была уничтожена, а образ с гробницы повесили напротив нее ( Виноградов А., прот. История кафедр. Успенского собора в губ. г. Владимире. Владимир, 1905. С. 63-64). Данные о др. единоличных изображениях святителя отсутствуют. М., насколько известно, никогда не писали на иконах с изображениями Владимирских чудотворцев, обычно включавших фигуры Александра Невского, Георгия Всеволодовича, Андрея Боголюбского, Глеба Андреевича и мч. Авраамия Болгарского либо только фигуры святых, погребенных в Успенском соборе (Георгия, Андрея и Глеба). Однако изображение М. было включено в роспись заложенной после 1723 г. камнем арки восточных ворот владимирского Рождественского мон-ря: кроме него образу Божией Матери «Знамение» предстояли владимирские князья и Авраамий Болгарский ( Тихонравов К. Н. Владимирский Рожествен мон-рь XII в., где почивали св. мощи в. к. Александра Невского, до перенесения в С.-Петербург. Владимир, 1869. С. 51; время создания росписи неизв.). В 1879-1881 гг. алтарь владимирского Успенского собора был расписан московским живописцем Н. Г. Степановым ( Виноградов А., прот.

http://pravenc.ru/text/2561548.html

Именно под пером Киприана родилось знаменитое пророчество Петра о грядущем величии Москвы. Кип-риан искусно вложил в уста Петра свою собственную мысль: князь обязан повиноваться «святителю»; только в этом случае он сможет добиться успехов и победы над врагом. «Кто хочет знания, пусть ищет его там, где оно находится»,— говорил французский философ Монтень. Обратимся же к свидетельствам подлинных исторических документов. Будущий митрополит Петр родился где-то в середине XIII в. на Волыни. С детства он имел склонность к затворничеству и уже в 12 лет поселился в монастыре. Со временем он сам становится основателем и игуменом монастыря на реке Рате близ Львова. Однажды края, где находился монастырь, посетил митрополит Максим. Игумен Петр пришел поклониться иерарху и получить от него благословение. Он преподнес Максиму икону Богоматери собственного письма. Эта икона под именем «Максимовской Богоматери» со временем стала одной из главных святынь московского Успенского собора. После смерти митрополита Максима тверской князь Михаил Ярославич направил в Константинополь к патриарху своего кандидата на митрополию игумена Геронтия. Узнав об этом, галицкий князь Юрий Львович решил помешать замыслу Михаила и добиться создания самостоятельной галицкой митрополии. Для переговоров по этим вопросам он направляет к патриарху игумена Петра. Патриарх Афанасий с чисто византийской ловкостью решил дело: на русскую митрополию был возведен посланец галицкого князя, однако в открытии особой галицкой митрополии Юрию Львовичу было отказано. «Двоение» митрополии противоречило интересам византийской дипломатии. Патриарх справедливо опасался, что такой раздел приведет к падению авторитета митрополичьего сана, к усилению вмешательства князей в церковные дела и в конечном счете — к ослаблению влияния Византии на церковную и политическую жизнь Руси. Получив от патриарха сан митрополита Киевского, Петр прямо из Константинополя отправился в Орду. Там 12 апреля 1308 г. ему был выдан ярлык ханом Тохтой (1290—1312). В нем, в частности, говорилось: «А как ты во Владимире сядешь, то будешь богу молиться за нас и за потомков наших» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Димитрия в Фессалонике (посл. треть XIV в.) с фигурой неизвестного архиерея, кадящего юному мученику (вмч. Димитрию?) и укрываемого полой его плаща. Вероятно, более точная и близкая по времени М. и. аналогия существовала в К-поле. В тексте Хождения Игнатия Смольнянина (кон. XIV в.) сообщается, что Игнатий посетил монастырь «святаго Афонасия патриарха, емуже вдала посох на патриаршьство свята Богородица» и целовал «мощи его в теле» ( Majeska G. P. Russian Travelers to Constantinople in the XIVth and XVth Centuries. Wash., 1984. P. 95-97). Отсутствие эпизода с вручением посоха в Житиях этого святителя и связь Жития с сообщением о поклонении мощам патриарха позволяют предположить, что Игнатий видел надгробный портрет Афанасия с изображением Пресв. Богородицы, передающей ему посох ( Преображенский. 2001. С. 87, 98-99). Патриарх Афанасий I, о котором идет речь в Хождении, был современником митр. Максима (на кафедре в 1289-1293 и 1303-1309; † ок. 1315). Очевидно, изображение Богоматери, вручающей омофор архиерею, опиралось не только на иконографическую традицию, но и на визант. предание о том, как Богоматерь своими руками сделала омофор для прп. Лазаря Четверодневного, еп. Китийского, а также на многочисленные иконы свт. Николая Чудотворца с фигурами Христа и Богоматери, передающих святителю знаки его епископского сана - Евангелие и омофор (эта деталь, в частности, присутствует на новгородской иконе 1294 г. из Липенского мон-ря, созданной чуть ранее М. и.). Т. о., рус. митрополит уподобляется свт. Николаю Чудотворцу, еп. Мирликийскому. Мотив уподобления местных архиереев свт. Николаю известен в произведениях, созданных на византийской периферии ( Смирнова. 2004. С. 234-235). Программа иконы, уделяющая столь значительное место прославлению епископского сана, указывает на то, что создание М. и., как сообщает позднейшая Повесть, действительно было связано с перенесением митрополичьей резиденции из Киева во Владимир. Об этом свидетельствуют уникальное изображение вручения омофора и образ Богоматери, Заступницы митрополита и Покровительницы кафедрального Успенского собора, для к-рого предназначался образ, а также г.

http://pravenc.ru/text/2561688.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010