Предисловие Глава первая. О поисках в Москве в 1891 г. Эд. Тремером царской библиотеки XVI в. Глава вторая. «Свидетельство» Максима грека Глава третья. Хроника Ниенштедта и список Неизвестного, найденный проф. Дабеловым Глава четвертая. «Свидетельство» Паисия Дигарида, «Летописное», – указанное П. М. Строевым (в Библиологич. Словаре), Степенная книга и греческие книги, бывшие у Максима грека. Аркудий Глава пятая. Состав царских библиотек в ΧVΙΙ веке. Что было в библиотеке царя Ивана IV? Судьба царских библиотек Приложения I. Сказания о Максиме греке А) Краткие известия о Максиме греке 1. Приписываемое диакону Исаии с Каменца Подольского 2. Известие о Максиме греке, находящееся в некоторых рукописях Толковой Псалтири, им переведенной 3. «Из летописныя книги Троице-Сергиева монастыря о Максиме греке» 4. Из заголовка к сочинениям Максима грека Б) Подробные сказания о Максиме греке 5. Сказание «о премудром и многотрудном Максиме иноке Святыя горы» 6. «Сказание известно о приходе на Русь Максима грека и како претерпе до скончания своего» 7. «Сказание о Максиме философе, иже бысть инок святыя горы Афонския» 8. Надпись на таблице у гроба преп. Максима, бывшая в Троице-Сергиевом монастыре. 1702 г. Тропарь преподобному Максиму греку Святыя горы, глас 8 9. Житие Максима грека 10. Сказание о чудесах Максима грека II. А. Греческия рукописи Рукопись в восьмую долю листа Размеры рукописей, описанных под XI-Y Б. Латинские рукописи Рукописи в лист В четвертую долю листа III. Рукописи различных библиотек, содержащие слова и переводы Максима грека или сказания о нем I. В Москве: II. В Сергиевом посаде Московской губернии III. В г. Воскресенске Московской губернии, в библиотеке Воскресенского (Новый Иерусалим) монастыря IV. В с. Поречье Московской губернии, в собрании графа А. С. Уварова V. В Казани, в библиотеке Казанской духовной академии VI. В Нижегородской губернии VII. В Ярославской губернии VIII. В Тверской губернии IX. Во Владимирской губернии X. В Петрозаводске XI. В Архангельской губернии XII. В г. Вильне – в Виленской Публичной библиотеке XIII. В г. Киеве XIV. В Петербурге XV. В с. Городце, Нижегородской губернии, в собрании П. А. Овчинникова XVI. В г. Коврове, у Ив. Дм. Першина XVII. В дер. Бебрюхове, Балахнинского уезда Нижегородской губернии (близ с. Городца), у Алексея Дм. Молехонова IV. Библиотека Московского Архива Государственной Коллегии Иностранных Дел в 1784 году Реестр 7-ой (G) Государственной Коллегии Иностранных Дел Московскаго Архива разноязычным печатным книгам, рукописям, планам, чертежам и ландкартам Б. Реестр рукописных книг Реестр 8-ой (Н) проданным в силу Коллежского от 8 июня 1777 года указа архивским излишним печатным разноязычным книгам по оценке г. статского советника Миллера V. Иноязычные книги и рукописи Московской Синодальной библиотеки в 1773 году Реестр греческим, латинским, греко-латинским печатным и рукописным греческим книгам, в Московской Синодальной библиотеке находящимся. II. Греческие рукописи (Л.35) В поллиста  

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

А.И.Иванов В жизни Максима Грека имеется одно чрезвычайно важное событие, которое до самого последнего времени оставалось абсолютной тайной. Мы имеем в виду его пребывание в течение почти двух лет (1502–1504) в католическом доминиканском монастыре св. Марка во Флоренции в качестве монаха. Об этом событии нет ни малейшего упоминания ни в одном из многочисленных «Житий» и «Сказаний» о Максиме Греке , составленных русскими книжниками в XVI-XVIII веках 1 . Не говорят ни слова о нем и современники Максима, близко знавшие его в Италии, на Афоне и в России 2 . Наконец, сам Максим Грек в своих сочинениях не высказал ни одного намека на свою монашескую жизнь у доминиканцев, в то время как о других событиях из времени своего пребывания в Италии он вспоминает весьма часто, посвящая им не только отдельные страницы, но и целые произведения 3 . Таким образом факт вступления Максима Грека в доминиканский монастырь на протяжении 400 лет оставался неизвестным. Впервые сообщил о нем католический ученый Илья Денисов в своем капитальном труде « Максим Грек и Запад», опубликованном в 1943 г. в Париже 4 . Основанием для такого сообщения послужила открытая им в древней «Хронике» монастыря св. Марка, в так называемой «Chronique d " Ubaldini» следующая запись: «Брат Михаил, сын Эммануила, из города Арты под тем же именем, которым он назывался прежде в миру, принял пострижение в монашество от достопочтенного брата Матфея Марчи в четырнадцатый день июня около первого часа ночи в год Господень 1502» 5 . Ввиду исключительной важности такой записи для биографии Максима Грека , И. Денисов решил установить подлинность ее и источник происхождения. После тщательных поисков ему удалось выявить, что эта запись внесена в «Хронику» из более древнего манускрипта, известного под заглавием «Liber vestitionum». Указанный манускрипт представляет собой оригинал регистрации в хронологическом порядке всех вступавших в монастырь св. Марка новых иноков с 1491 и по 1681 г. Таким образом, подлинность записи не подлежит сомнению. Своим изысканиям по поводу рассматриваемой нами записи И. Денисов посвятил специальную статью под довольно странным заглавием «Влияние Савонаролы на Русскую Церковь , обнаруженное через неизвестный манускрипт монастыря св. Марка во Флоренции» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/o-...

Новые исследования по истории древнерусских монастырей 626 Исследование о главных направлениях в науке русской истории в связи с ходом образованности. Часть I. Влияние византийской и южнорусской образованности. Реформа Соч. доцента В. Иконникова . Киевские университетские известия за 1869 год. Имя г. Иконникова, профессора Киевского университета, встречалось уже на вышедшей несколько лет тому назад магистерской диссертации по русской истории на исследовании о Максиме Греке ; следовательно, новый труд есть результат его дальнейшей ученой деятельности. Тема нового труда, как видит читатель по заглавию, очень интересная. Автор не предпослал ему никакого предисловия; но, судя по тому, что в первой части еще нет ничего, прямо относящегося к общему заглавию «исследования», можно догадываться, что оно будет многотомное. Одна первая часть, наполнявшая собою номера киевского университетского издания за нынешний год, составляет довольно обширный том и есть сама по себе целое исследование. На ней мы и остановимся, предоставляя автору продолжением труда выяснить его основную задачу и внутреннюю связь первой части его с дальнейшими. Мы считаем нужным теперь же предупредить читателя, что новое сочинение г. Иконникова вызвало нас на внимательный разбор не учеными своими результатами, а тем, что оно с наибольшей полнотой характеризует один отдел современной русской исторической литературы. Надеемся, никто не станет спорить, что наша историография уже вышла из первобытного колыбельного состояния: у ней есть еще некоторые добытые результаты, есть выработанные приемы и требования, на высоте которых должно держаться ее дальнейшее движение. По отношению к этим результатам, приемам и требованиям мы и считаем новый труд г. Иконникова заслуживающим внимательного разбора. Он заслуживает его тем более, что касается самых глубоких сторон древнерусской жизни: влияние византийское и потом южнорусское, – ведь это едва ли не половина истории религиозно-нравственного и умственного развития древней Руси. I

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

С.Г. Вилинский II. Предполагаемый автор посланий Указания на личность автора, извлекаемые из посланий. Источники биографии Артемия: соборная грамота, челобитные Сильвестра и Симеона, жалованные грамоты, свидетельства Курбского, Захарии Копыстенского и Венгерского, известия сказаний о Максиме Греке , Никоновская летопись, послания. Разработка этих источников: Руднев, Костомаров, гр. Толстой, м. Макарий, Малышевский, Лебедев, Жмакин, Занков, свящ Садковский, Калугин; краткие заметки в трудах других исследователей. Московский период жизни и деятельности старца Артемия. Сведения о жизни Артемия до игуменства и об условиях, влиявших на выработку воззрений его. Артемий в роли советника царя; поставление во игумена. Послание к царю. Деятельность Артемия в качестве игумена. Оставление игуменства; причины оставления. Процесс Артемия; разбор обвинений против него. Мнение о причинах осуждения Артемия: был-ли он еретиком? Близость Артемия к рационалистам и заволжским старцам. Литовский период жизни и деятельности старца Артемия. Религиозное состояние литовско-русского государства в половине XVI века. Свидетельство Венгерского о прибытии русских монахов в Литву. Свидетельства князя Курбского и Захарии Копыстенского о деятельности Артемия в Литве и отношении его к другим современным деятелям. Год смерти его. Общие заключения Автор посланий не назван в рукописи. Печатный текст в заголовках некоторых посланий упоминает старца Артемия, но указание на принадлежность посланий именно этому лицу было сделано Ундольским по догадке на основании содержания посланий и соображения об исторических обстоятельствах их написания и обо всей вообще эпохе второй половины XVI века. Так как Ундольским была сделано лишь догадка, а другими исследователями она была принята почти без проверки, то, думается, это обстоятельство не исключает возможности более обстоятельного и методического исследования вопроса об авторе, с привлечением для разрешения вопроса и данных, заключающихся в посланиях, и других известий о предполагаемом авторе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Комментарий в свете веры Материалы для научной биографии Прп. Максим Грек Н. В. Синицына, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН (Приводится по изданию: Вестник церковной истории. М.: ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2006, 4. С. 221–236) Подготовка к печати нового издания сочинений прп. Максима Грека сопровождалась не только их текстологическим исследованием, анализом рукописной традиции, решением проблем атрибуции и датировки. Был также выявлен или уничтожен ряд фактов и обстоятельств его пребывания в России, чем укрепляется, делается более надежной база создания полной научной биографии писателя, богослова, филолога; в ней до самого последнего времени остается много не подтверждаемых источниками, но повторяющихся клише, противоречивых суждений, в том числе и о некоторых ключевых событиях. одной из причин была сионская структура Судного списка, в котором перемешана информация о судах 1525 и 1531 гг. Другая причина – противоречия в Сказаниях о прп. Максиме, которые остаются одним из главных источников для описания его судьбы после 1531 г. эти противоречия далеко не всегда удается разрешить с помощью собственных сочинений (ученого афонского монаха, хотя в них имеется значительный биографический материал. Другие же источники – документальные, актовые свидетельства, летописные известия – для второго периода почти отсутствуют, в отличие от периода 1518–1525 гг., о котором говорят и акты, и летописи, и дипломатические документы. 1 Недавняя публикация двух главных Сказаний о прп. Максиме Греке , значительно уточняющая издание С. А. Белокурова , позволила снять ряд этих противоречий. 2 В предполагаемой статье речь пойдет о нескольких группах фактов пребывания в России ученого афонского монаха, для которых сделаны существенные уточнения. 1. Хронология первых переводных трудов Следует отказаться от бытующих в историографии утверждений, согласно которым прп. Максим был приглашен для перевода Толковой Псалтири и что это был его первый перевод, завершенный через год и пять месяцев после приезда в марте 1518 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/no...

Влияние Святой Горы Афон на монашеские традиции Восточной Европы. Часть 3. Афон и Русская Православная Церковь Преподобный Максим Грек Преподобный Максим Грек Афонский подвижник прп. Максим был родом грек (родился в Эпире, в городе Арта, около 1470–1475 годов), но по своим великим подвигам вполне принадлежит Святой Русской Церкви. По выражению нынешнего игумена Ватопедского монастыря архимандрита Ефрема (Кутсу) «…прп. Максим представляет собою особый случай всецелого служения Святой Горы России» (24, 286). Этого человека, в котором яркий талант духовного писателя и публициста соединился с подлинным аскетическим подвигом, сегодня называют русским богословом, филологом и переводчиком греческого происхождения (10, 15), выдающейся личностью, одной из наиболее значимых фигур в духовной жизни Руси XVI века (3, 277). И хотя канонизирован прп. Максим Грек был только в год 1000-летия Крещения Руси, он издревле почитался как один из Радонежских святых. Еще в середине XVII века «Сказание о Максиме Греке» как житие святого было включено в Минеи-Четьи священника Иоанна Милютина. Тогда же известны иконы с его изображением. Действительно, незабвенен должен быть для русского народа безвинный страдалец прп. Максим Грек, ярче других осветивший мрак тогдашнего состояния. Слушатель проповедей Савонаролы, святогорский монах-аскет, ученый муж, изучивший святоотеческое наследие в богатых книжных сокровищах Афона, он поставил свой духовный опыт, богословскую эрудицию, писательский дар и литературное мастерство на службу русскому духовному просвещению, запросам и вызовам русской государственной и церковной жизни, русской православной культуре и Русской Церкви. Знатный род Триволисов, из которого происходит прп. Максим, хорошо известен в Греции: он был близок к последней правящей византийской династии Палеологов, один из его предков был Константинопольским патриархом. В русских сказаниях преподобный называется «сыном воеводским», что указывает на знатное происхождение (24, 279). Постриженник Ватопедской Благовещенской обители, Максим, вдали от шума житейских волн, в кругу великих и единонравных старцев в течение десяти лет трудолюбиво «собирал мед со всех благовонных цветов афонских и проводил жизнь в обучении иноческим подвигам» (4, 173), как вдруг застала его просьба прота Святой Горы Симеона отправиться в Россию для перевода с греческого Толковой Псалтири вместо ученого, но уже престарелого инока Саввы по приглашению великого князя московского Василия Иоанновича и митрополита Варлаама. Предвидя свои многолетние страдания на Руси, Максим долго отказывался от этого тяжкого поручения. Его убедили слова Симеона: «Доставить духовную пищу алчущим есть святое дело величайшей любви» (4, 175). Согласно имеющимся свидетельствам, до путешествия в Россию Максим посетил многие страны от Влахии до Египта, везде защищая истину Православия. Когда он направился в русское государство, его уже называли апостолом (24, 298).

http://pravoslavie.ru/31809.html

Телеканал «Спас» покажет четыре фильма из цикла «Церковь в истории» Москва, 20 августа 2018 г.      С 20 по 23 августа 2018 года на телеканале «Спас» состоится показ четырех фильмов из 10-серийного документального цикла «Церковь в истории», сообщает сайт Фонда Григория Богослова . Автор и ведущий — митрополит Иларион (Алфеев). Режиссер — Мария Гусева. Фильмы будут показаны с понедельника по четверг; начало в 23:15, повтор в 02:30 и 11:00 следующего дня. Цикл снят студией «Неофит» по заказу Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Зрители увидят следующие серии:      20 августа. «Падение Византии» . Митрополит Иларион расскажет о периоде византийской истории X-XV вв. Это было время тяжелых испытаний, вызванных как крестовыми походами, так и завоеваниями турок-сельджуков. При этом Церковь продолжала жить напряженной литургической, богословской, аскетической жизнью. Одним из главных духовных центров Византии был Афон. Зрители картины узнают о богословских спорах, разгоревшихся в XIV веке вокруг монахов-исихастов, и о святителе Григории Паламе, выступившем в защиту священно-безмолвствующих. В ленте также рассматриваются события истории христианского Запада.      21 августа. «Православие на Руси» . Фильм посвящен истории православия на Руси с XIV по XVII век. Автор картины напомнит зрителям, какую роль в противостоянии Золотой Орде сыграли три выдающихся современника: святитель Московский Алексий, преподобный Сергий Радонежский и благоверный князь Дмитрий Донской. Митрополит Иларион расскажет о начале автокефалии Русской Церкви, о спорах, возникших в XVI веке между «стяжателями» и «нестяжателями» - сторонниками и противниками монастырского землевладения, о взаимоотношениях власти светской и духовной в лице царя Ивана Грозного и митрополита Московского Филиппа, о переводчике Максиме Греке, об учреждении Патриаршества на Руси, о значении подвига священномученика Гермогена для преодоления Смуты, о книжной справе при Патриархе Никоне и церковном расколе.

http://pravoslavie.ru/115200.html

Печатается по ркп. собрания графа А. С. Уварова 251. Варианты: а) из ркп. собрания М. А. Оболенского обозначаются А 2; б) из ркп. Императорской Публичной библиотеки П 7, и в) из ркп. Троице-Сергиевой лавры Т 4. Списаниа трудолюбезна и многоразлична 555 изящнаго в философех кир Максима® 556 (философа зачеркнуто) грека, монаха святыя горы иже во Афоне обители пресвятыя Богородицы честнаго и преславнаго Ея благовещения по нарекованию древному Ватопеди. Первое убо яже о себе составляет философ исповедание православныя веры, обличая же и возражая неистовствующих и клевещущих неправедне нань и бесоненавистною неистовою ересию оболгающе? 557 его к преимущим начальство вселенныя Росииския; и яже от сих престрада 558 он преподобный и от всех сих плевелных наведений нань чиста, непорочна себе сотвори и не точию ж истинна и верна поборника по православной вере себе показа, но паче 559 преостра секира и оскорд на вся, яже под небесем, ересей показася, егоже богодухновенная списания в книзе сей всем, любезно умно приницающим в нея 560 , яве предложишася и ничтоже о таинстве 561 еретических бесоблядений от него утаися, но благодатию святаго и поклоняемаго Духа вся откровена суть. Б) Подробные сказания о Максиме греке 5. Сказание «о премудром и многотрудном Максиме иноке Святыя горы» Находится в одной только рукописи, принадлежащей ныне Г. М. Прянишникову в г. Городце Нижегородской губернии. Ркп. писана в конце XVIII или начале XIX в. (на бумаге 1794-й год). Содержит сочинения Максима грека и Проскинитарий Арсения Суханова . За настоящим сказанием следует обычное «предисловие» к сочинениям Максима грека , оглавление и затем сочинения Максима (69 глав), после коих Проскинитарий Суханова. О премудром и многотрудном Максиме иноке Святие горы, в коя времена бяше зде в Росии великой, и откуду прииде, и како зде скончася, и где положен бысть, и много божественная писания книг переведе; бе бо вельми хитрый в философии изяшен. В лето благочестиваго государя царя и великаго князя Василия Ивановича всеа Русии самодержца обретены быша многия святыя книги в царствующем граде Москве и в великом Новеграде и по многим местом еллиногреческим языком. Благоверный же государь царь и великий князь Василий Иванович всеа Русии, ревностию божественною распаяйся по реченному словеси: ревнуя поревновах по Бозе Вседержители, о том много тщание показа, как бы ему те книги истинно превесть, и писал в Царьград к султану турскому, дабы ему прислал такова человека, изяшна философа и хитра в божественном писании, с еллиногреческаго языка достоверно бы превел на словенский язык, понеже многи книги у него государя обретены быша еллиногреческим языком, а преводить их такова человека в Московском государстве нет. И султан турский царь много о том взыскание по всей Греческой земли показал, дабы ему такова человека, изяшно философа, рачителя в божественном писании, именем Даниила 562 …

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Аналогичные мысли развивал преп. Иоанн Дамаскин : «Так как апостол говорит: «Вся же искушающе, добрая держите» ( 1Сол. 5:21 ), то будем исследовать также и языческих (писателей). Может быть и у них найдем что-либо душеполезное... Поэтому и мы позаимствуем такие учения, которые являются служителями истины, но отвергнем нечестие, жестоко владевшее ими, и не воспользуемся дурно хорошим» 51 . Таким образом, отцы Церкви не только не отрицали «внешние» светские знания, но владели всей полнотой научно-философских знаний своей эпохи. При этом они четко проводили во «внешней» культуре грани между тем положительным, что подлежит использованию, и тем отрицательным, пустым, греховным, что было принятым в их время. Свт. Василий Великий внес существенный вклад в развитие естественно-научных воззрений своей эпохи и их популяризацию, а свт. Феофил Антиохийский с восхищением писал о «разнообразной красоте» мира 52 . «Прекрасно, слишком прекрасно, – восклицал сщмч. Ипполит Римский , – все, что сотворил Бог и Спаситель наш, что видит глаз и о чем размышляет душа, что постигает разум и к чему прикасается рука, что обнимается мыслью и объемлется человеческим существом» 53 ; о благоритмии, размерности и сложности мира писал сщмч. Ириней Лионский 54 . Утверждение христианства в мире сопровождалось напряженной умственной работой апологетов и отцов Церкви, равноапостольных мужей и жен. Среди подвижников во все времена были люди выдающегося образования и огромного творческого ума. Назовем лишь несколько общеизвестных имен: св. Иустин Философ (†169) 55 , свт. Василий Великий (†780), равноапостольный Кирилл – учитель славян (†869) 56 , преп. Максим Грек (†1556) и многие другие. О преп. Максиме Греке 57 современники с уважением писали, что он «весьма искусен Эллинскому, Римскому и Славянскому научению и от внешних знаний ничего от него не утаилось, и к божественной философии неутолимую любовь имел». Эти слова весьма точно отражают христианское отношение к знаниям и личной образованности. Монастыри были центрами науки и культуры в течение многих веков 58 . Монаху Фоме Аквинскому принадлежит утверждение, что «в философии самым слабым являются доказательства путем ссылок на авторитеты» 59 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/do...

Если к сказанному прибавить, что в посланиях есть указания на то, что автор – инок (1238,7–8); что он, по-видимому, некоторые послания писал, находясь не в родном краю, ибо применяет к себе слова псалма: «яко приселник аз от тебе и пришлец, яко же вси отци мои» (1201,15–16); что были, вероятно, и другие, недошедшие послания, которые автор или намеревался писать (1273,20–28) или написал (1392,38–39; 1440,1–4; одно послание к Симону Будному), – то это и будут важнейшие внешние данные о личности автора, которые можно извлечь из посланий. Необходимость определить, в какой мере эти данные действительно подходят к личности старца Артемия, бывшего игумена Троицкого, приводить нас к рассмотрению дошедших сведений о жизни этого старца. Поэтому предварительно я помяну об источниках для биографии Артемия, а затем постараюсь изложить эту биографию так, как она выясняется из этих источников и в связи с некоторыми общими историческими условиями XVI века, могущими содействовать её уяснению. Источники биографии Артемия Источники биографии Артемия суть: 1) соборная грамота о суде над ним, 2) челобитные Благовещенских священников Сильвестра и Симеона, 3) жалованные грамоты на имя Артемия, как игумена Троицкого монастыря, 4) свидетельство Курбского об Артемии, 5) свидетельство Захарии Копыстенского, 6) известие Венгерского, 7) известия сказаний о Максиме Греке , 8) упоминание в Никоновской летописи, 9) приписываемые Артемию послания. 1) Грамота о суде над Артемием с соборным о нем приговором напечатана в Актах Археографической Экспедиции, СПБ., 1836, т. I., 239, стр. 249–256. Полное заглавие её таково: «Соборная грамота в Соловецкий монастырь о заточении бывшего Троицкого игумена Артемия, с прописаним соборного о нем определения». Грамота адресована от имени преосвященного Макария, митрополита всеа Русии, и собора, собравшегося для суда над Башкиным, игумену Соловецкого монастыря Филиппу яже о Христе с братией. После указания вкратце сущности ереси Башкина, в грамоте сказало, что Башкин оговорил Артемия; над последним наряжены были следствие и суд. Следует далее перечень обвинений, предъявленных Артемию, возражения на них Артемия и соборный приговор о нем, мотивированный выдержками из Иоанна Златоуста . Грамота помечена 24 января 7062 г. (1554 г). «Подлинник хранится в Архиве Соловецкого монастыря; писан на больших склеенных листах без скрепы. Быв сложен пакетом и запечатан черной восковой печатью, имеет на обороте надпись: Во честную обитель Боголепнаго Преображениа Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, во общий монастырь преподобных и богоносных отец наших Савватиа и Зосимы Соловецких чудотворцев духовному настоятелю игумену Филиппу яже о Христе с братьей». 4

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010