Ненасытность злобы дьявола подвигла его покуситься на право обладать душой Христа, так как до Него все люди, по причине своей личной греховности, подпадали осуждению смерти. Господь Иисус Христос, будучи безгрешен, не был обладаем смертью, но добровольным преданием Себя на распятие, «душею всесвятою Своею» [v] сошел во ад, который и сокрушил Своей Божественной силой. Стоит акцентировать внимание на следующих аспектах. По мнению преподобного Максима, еще одной из важных причин терпения страданий Господом стало «желание явить неизреченную любовь Божию к людям» [vi] , что немаловажно в свете подражания Христу. Так как для христианина важно совершение личного подвига именно ради любви, которая есть совокупность совершенства (Кол. 3:14), совершение самых различных подвигов преодоления себя, будь то физическое воздержание и аскеза или же морально-нравственный подвиг, могут не принести совершенно никакой пользы человеку, не имея достоинства с точки зрения христианских ценностей. Апостол Павел утверждает: Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор. 13:2,3). Кроме того, Владыка всей твари желал дать нам образ глубочайшего смирения, заключающегося в готовности в любой момент пожертвовать всем ради любви к Богу и достижения Царствия Небесного [vii] . Хотя человеку, уже приобретшему эти благодатные дары, ни смирение, ни жертвенность не приносят страдания, а, напротив, радость и душевный мир. Таким образом, через кратковременное страдание человек приобретает непреходящие благодатные свойства души. В мысли преподобного Максима стоит отметить еще один чрезвычайно важный момент. Он говорит о стремлении Господа Своим терпением показать людям, что только посредством величайших трудов и скорбей они могут войти в обители Отца Небесного [viii] . Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11:12). В земной жизни достижение Царства Небесного не иначе совершается, как через достойное преодоление трудностей, непременно связанных с терпением страданий.

http://bogoslov.ru/article/4013154

Преподобный Максим написал на стенах своей темницы углем канон Святому Духу, по сей день известный в Православной Церкви. Я думаю, это говорит о том, что он испытывал действие благодати Святого Духа, потому что Духу Святому никто не может воспрепятствовать проникать туда, куда Он хочет, и действовать там, где хочет. Дух дышит где хочет, – сказано в Евангелии 155 , и Он дышал в этой темнице. Он был с великим подвижником, с мучеником, который страдал от своих же собратьев по вере – от тех, кому он пришел помочь своим образованием, учением, переводами, и в благодарность от которых получил темницу. Только тогда, когда враги святого Максима отошли в мир иной – завершилось царствование его гонителя Василия III, и умер на покое митрополит Даниил, – Максим Грек в возрасте уже почти восьмидесяти лет был выпущен из своего заключения и даже с почетом принят в среду братии Троице-Сергиевой лавры. Он был настолько изнурен скорбями и болезнями, что не мог стоять и даже сидел с трудом. Иван Грозный, собираясь после взятия Казани и победы над татарами на богомолье в Кириллов монастырь со своей супругой и малолетним сыном, хотел взять у преподобного Максима благословение на это путешествие, но старец ответил ему: «Бог присутствует везде, не нужно тебе туда ездить, царь, тратить лишние силы и утруждать мать и младенца. Помоги вдовам тех воинов, которые погибли при взятии Казани, – это лучше любого богомолья». Но Иван Грозный не послушал праведника и отправился в путешествие, а по дороге его маленький сын умер. Так он был наказан за непослушание и за то, что не внял благословению преподобного Максима. Преподобный Максим окончил жизнь в относительном покое, но перед этим он пережил очень много скорбей. В день его памяти читается Евангелие, посвященное преподобным отцам, в котором говорится о кротости и смирении: о том, что человек может приобрести душевный покой только тогда, когда уподобится в кротости и смирении Самому Господу. Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко 156 . Конечно, невозможно вынести такие нечеловеческие страдания: несправедливость, мучения, лишение причастия, клевету, причем клевету самую страшную для православного христианина, обвинение в ереси, – если при этом не уподобиться Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Протоиерей Александр Ильяшенко: Христианина должно отличать уважение к личности «Стыд и срам употреблять скверные слова, оскорбляя слух окружающих и оскверняя самих себя», — прокомментировал прот. Александр Ильяшенко высказывания Максима Степаненко. 12 декабря, 2013 «Стыд и срам употреблять скверные слова, оскорбляя слух окружающих и оскверняя самих себя», — прокомментировал прот. Александр Ильяшенко высказывания Максима Степаненко. фото: pravoslavie.ru Председатель миссионерского отдела Томской епархии Максим Степаненко предложил называть матерным словом женщин, которые воспитывают детей, рожденных вне брака. Кроме того, по его мнению, нецензурным словом можно называть также всех, кто состоит в гражданском браке, а мальчики, воспитанные матерью без отца, имеют склонность к гомосексуализму. «Мужчины, воспитанные женщиной в разводе, мужчины воспитанные без влияния дедов, на худой конец дядей или чужих авторитетных мужчин (священника, тренеров спортивной команды, командиров в армии) — это уже априори психический и духовный урод, калека. Сыновья матерей-одиночек чаще, чем юноши из полноценных семей впадают в блуд и/или гомосексуализм. Почему сыновья матерей одиночек склонны к блуду — об этом будет отдельная статья», — говорится в статье, которую цитирует Газета.Ru . Как на самом деле принято относиться к матерям-одиночкам в Церкви, и чем может быть мотивировано достаточно резкая позиция представителя Томской епархии?  Прокомментировать высказывания Максима Степаненко, редакция ПравМира попросила протоиерея Александра Ильяшенко, настоятеля храма Всемилостивого Спаса.   Первое, что должно отличать человека воспитанного, человека благородного, каким, собственно, и должен быть христианин – это уважение к человеческой личности. Даже если эта личность совершила какую-то жизненную ошибку, грех, или, волею судеб, оказалась в трудной ситуации, — никто не вправе эту личность унижать. Русский язык, действительно, богат и могуч. Есть в русском языке очень емкое слово, — «сквернословие». Стыд и срам употреблять скверные слова, оскорбляя слух окружающих и оскверняя самих себя. Как же можно сквернословить, когда сам апостол Павел призывал: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших» (Кол.3. 8). Далее он продолжает: «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства». (Кол.3. 12-14).

http://pravmir.ru/prot-aleksandr-ilyashe...

Святая Фавста на двенадцатом году жизни претерпела мучение за веру в Господа Иисуса Христа. Во время страшных мучений она молилась Господу: «Благодарю Тебя, Сладчайший Иисусе, что сподобил меня исповедать святое имя Твое!.. Еще молюсь: возлюби Максима (имя мучителя), просвети его верою и утверди в страхе Твоем». Эта необыкновенная молитва мученицы за своего мучителя умилила жестокое сердце Максима, и он воскликнул: «Помощник и Покровитель невинно страждущей девицы! Яви благость Твою на мне недостойном!» В это время разверзлись небеса и на облаках явился Господь Иисус Христос, окруженный ангелами, благословляющий новообратившегося в веру Христову Максима. Император Максимилиан приказал предать смерти и его вместе с мученицей Фавстой (6 Февраля). Есть люди, которые, по слову Священного Писания, не уснут, если не сделают зла, но есть и такие, которые не уснут, если не сделают добра. В городе Александрии был патриарх Иоанн. За любовь к бедным его прозвали милостивым. Все свои средства он тратил на помощь несчастным, оставаясь сам в крайней бедности. Худая одежда, жесткая постель с рваным одеялом – вот и все имущество его. Один из знатных жителей города Александрии подарил Иоанну одеяло, стоившее 36 сребреников, и умолял при этом, из любви к нему, самому пользоваться этой дорогой вещью. Действительно, святой Иоанн ночью покрылся этим одеялом, но мысль, что оно так дорого стоит и что на эти бы деньги можно помочь многим несчастным, не давала ему покоя. Ему представлялись все роды бедности, которым можно было бы помочь этими деньгами, и он всю ночь не мог сомкнуть глаз. Утром Иоанн послал продать одеяло, которое так его беспокоило, и взятые за него деньги роздал бедным. Гражданин, увидав на рынке свое одеяло, купил его в другой раз и принес святому Иоанну. Но святой еще до вечера продал одеяло и роздал деньги бедным, чтобы уснуть спокойным сном. Наконец, когда усердный гражданин принес в третий раз одеяло, святой Иоанн сказал ему: «Я всегда буду продавать эту ненужную мне вещь; увидим, кто первый из нас перестанет делать свое» («Воскресн. чтен.», 1838 г., стр. 44). «Не судите, да не судимы будете» (Матф. 7, 1)

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

( < < back) назывались в древности лица, которые служили при царских дворах в качестве стражи при опочивальнях цариц и царевен. По большей части, евнухи были скопцами. При византийском дворе должность евнухов была весьма почетная; они представляли собою вообще царедворцев вельмож, и имели большое влияние на государей и управление страною. Константин Великий стал назначать их на низшие должности и тем ограничивал их влияние; но при Констанции — евнухи приобрели сильное значение при дворе. ( < < back) стих этот читается так: Священники не говорили: «где Господь?», и учители закона не знали Меня, и пастыри отпали от Меня, и пророки пророчествовали во имя Ваала и ходили в след тех, которые не помогают. Здесь от имени Господа пророк Иеремия изобличает священников, правителей и пророков Израиля, позабывших милости Бога и отступивших от Него. Жизнеописатель святого Афанасия Александрийского в переносном смысле относит эти слова к Констанцию и арианствующим епископам, которые отступили от истинной веры во Христа Бога. ( < < back) Makcuм III, патриарх иерусалимский, занимал кафедру с 333 по 350 г. Он пострадал за имя Христово и был исповедником. Когда на Тирском соборе ариане требовали от православных епископов, чтобы они подписали беззаконный приговор об Афанасии, то Пафнутий, епископ города Таиса, в верхней Фиваиде, исповедник, пострадавший в царствование Makcuмuaha II, взял за руку Максима, вывел его из собрания и сказал: «нам, исповедникам, неприлично принимать участие в таком соборе». — Память св. Максима совершается в греческой церкви 17-го ноября. ( < < back) Александр, патриарх Константинопольский, управлял кафедрою с 325–340 г. Константин Великий, обманутый притворным исповеданием веры Ария, приказал Александру принять ересиарха в церковное общение в храме св. Ирины. Св. Александр, тогда (в 336 г.) почти уже столетий старец, не желал этого и в течение нескольких недель молился со своею паствою об отвращении сего угрожающего зла. Накануне принятия Ария, Александр вошел в церковь св. Ирины, пал ниц пред св. престолом и молился о том, чтобы ему не пришлось быть свидетелем такого святотатства, и чтобы лучше он сам или ересиарх был взят из мира сего. Известно, что Арий внезапно умер, когда на другой день торжественно шел в церковь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Архиепископ Максим, где бы ни служил – в Сибири, в Туле, в Могилеве – уделял большое значение канонизации святых. Почему он делал это? Согласно учению Церкви, канонизация есть лишь подтверждение того, что давно свершилось на небесах. Она нужна не святому, а народу Божию. Канонизация – это подтверждение, что путь жизни данного святого – верный путь. Канонизация Святых – это не церковная награда им, от Бога они уже получили свою славу. Святых канонизируют как образец для подражания христианам и для того, чтобы мы прибегали к ним с молитвами для еще большей помощи Церкви Небесной для чад Церкви земной. Архиепископ Максим был большим патриотом Родины – триединой Великой, Малой и Белой Руси, как и приснопамятный Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский († 1995 г.) с которым он проживал в одной комнате во время учебы в Ленинградской семинарии. Архиепископ Максим был воистину великим человеком и архиереем в соответствии с его монашеским именем (Maximus лат. – величественный, большой, величайший). Он служил божественную литургию с благоговением и страхом Божиим и требовал того же от сослуживших с ним. Он строго пресекал разговоры, шуточки-улыбочки. Он часто повторял, что в Церкви все должно быть «по чину и с благообразием». Архиепископ Максим взрастил в своей душе плоды Святого Духа «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23). Господь щедро наградил его многими из даров Святого Духа: словом мудрости и словом знания (учительства), сильной верой, дарами исцелений, чудотворения и другими. Господь живо откликался и откликается на его молитвы о помощи нуждающимся в ней. Имеется множество свидетельств и о благодатной помощи владыки Максима по молитвам к нему как при его жизни, так и после его блаженной кончины (некоторые из них будут приведены ниже). Таким образом, Сам Господь уже прославил архиепископа Максима, как учит апостол Павел: «кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8:30). И далее апостол говорит: «Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Кто осуждает?» (Рим. 8:31-34).   До этого мы писали об архиепископе Максиме в прошедшем времени «был». Однако этот глагол неверен в отношении Святых Божиих. Архиепископ Максим жив, он пребывает с нами и после своей праведной кончины, так как «Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38). Какое это утешение для всех нас! И мы тоже не умрем, после того, как окончим свой земной путь…

http://ruskline.ru/opp/2022/02/26/arhiep...

Был такой момент, когда к нему пришел патриарх Константинополя – еретик и сказал: «Уже вся вселенная с нами, и только ты один отказываешься принять веру». На что Максим ответил: «Если даже вся Вселенная причастится с вами, то я не причащусь, потому что вы исповедуете ложь». Апостол Павел сказал: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал. 1:8 ). Разъяренный император Констант осудил Максима, ему отрубили правую руку, вырвали язык и сослали в ссылку на территорию современной Кабардино-Балкарии, где он и скончался. Его учение вскоре было взято за основу в Православной Церкви, и VI Вселенский Собор, собранный в 681 году, возвестил, что учение Максима Исповедника является образцовым. Во Христе две воли и два природных действия. Божественная воля управляет человеческой волей, а человеческая полностью покорна воле Божией. Христос для нас – первомодель, по которой и мы должны восстановить себя. Святой Максим Исповедник имел возможность поднять восстание, у него был близкий друг, правитель всех войск Италии, он мог бы отделить Италию и сделать ее отдельным государством, но он не пошел на гражданскую войну, он дал себя арестовать, потому что не хотел пролития невинной крови и не хотел бороться с законной властью. Нужно помнить, что если у нас есть некая добрая цель, мы не имеем права достигать ее любыми средствами. Как говорил святой Симеон Новый Богослов : «Добро, сделанное злыми средствами, есть зло». Многие люди пытаются добиться добра при помощи лжи, неправды, оскорблений, но нужно помнить, что такое добро является добром диавола. Добра нельзя добиться злыми средствами, оно делается только добрыми средствами. Господь так не поступал. Он говорил, что «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы» ( Мф. 12:20 ). Лучше следовать Божией любви, чем нашей правде. Это очень важно помнить, потому что в эту ловушку попадается каждый, который хочет при помощи зла добиться добра. Именно так думали инквизиторы, которые говорили: убивайте всех, а Бог на Небе разберет своих. Так думали коммунисты, которые говорили: ради всемирного счастья людей, «радуйся скорой смерти твоей». Так думали и нацисты. Так поступали все слуги сатаны, делая добрые дела злыми средствами, наполняя кровью и ненавистью всю нашу несчастную землю. Нужно помнить, что Господь не принимает добрых дел, сделанных злом. Все наше добро, без Бога сделанное или сделанное вопреки воле Божией, будет брошено нам в лицо в День Суда.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

Виктор Неовитос 26 октября 2017г. 02:54 Сергей Сергеевич, благодарю вас за комментарий. Я согласен с вами, если вашу точку зрения соединить с противоположной в единое целое. Единство наших взглядов надо искать не в различии, «четко очерчивая границы», и не в «схожести», а в том, что выше «разных мировоззренческих и религиозных систем» и разных мнений. Из единого источника проистекают многие различия. И если иметь ведение Единого, то различия соединяются в целое. В этом состоит принцип диалектики Платона. Да, неоплатонизм Плотина отличается от христианства, но оба учения едины в Едином. Из этого единства проистекает единство учения о любви к Богу, добродетель молитвы и поклонение Богу в духе и истине. Сказано Господом: «если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». Платон не знал Христа, как и ветхозаветные пророки, но он имел ведение Единого. Плотин, не исповедовал христианство по букве, но был православным по духу. Ибо правильно славить можно только в духе и истине, к чему и призывали Платон и Плотин, называя благодать Духа Свята постижением идеи Блага. Ваше предположение, что Единое Плотина отличается от Единого прп. Максима Исповедника, возникает из предубеждения, описанного в Евангелии: «Что может быть хорошего из Назарета?». Что может быть хорошего в других мировоззренческих и религиозных системах? Но ведь Дух Святой пребывает, где хочет и приходит неизвестно откуда. И для Господа все человеки дороги и каждому Он хочет спасения и в разум истины привести. И если вникнуть в смысл Единого, то не может быть двух разных Единых. Единое одно. И Плотин описывает сначала восхождение ума на вершину естественного созерцания умопостигаемого мира, а затем вознесение к Тому, что выше ума – к обожению с Единым и созерцанию света Единого. Различие наблюдается в терминах, обусловленных средой обитания, но не в сути. И вершиной неоплатонизма в лице Плотина является та же вершина, что и для христиан в лице

http://bogoslov.ru/article/5558598

Гераклит. 197 Горним. 198 По объяснению Илии, Св. Богослов имеет здесь в виду Максима и называет его псом, как циника. При этом Илия замечает, что циники с особенной заботливостью отращивали у себя волосы. 199 По объяснению Илии, Св. Богослов разумеет здесь Св. Писание, из которого должны напоить себя живой водой словесные овцы, когда зачинают в себе семя спасения. 200 У Евангелиста Матфея гл. 13, ст. 8 читаем: принесло плод, одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать; а у Еванг. Марка гл. 4, ст. 8. В обратном порядке: и принесло иное на тридцать, иное шестьдесят, и иное сто. 201 На олимпийских и других играх часто сильные борцы уступали за деньги победу над собой более слабым. 202 То есть тело душевное, чтоб облечься в тело духовное (1Кор. 15:44). 203 То есть Восток и Запад. 204 В которую египетские епископы, войдя в один храм, хотели рукоположить Максима. 205 Евномиане отрицали не только единосущее, но и подобосущее Бога Отца и Бога Сына. Кроме того, они учили, что можно совершенно постигнуть Бога умом человеческим. Против этого последнего лжеучения евномиан направлено настоящее слово. 206 Христианскую религию. 207 Не порабощаемся плотью. 208 Ум. 209 Ариане учили о Сыне Божием, что было, когда Его не было, и что, следовательно, Он стал из не сущего сущим. 210 Платон в Тимее. 211 Внешний опыт. 212 По–гречески εν υποσματι, т. е. почти то же, что в сущности. 213 Опыт. 214 По некоторым спискам, как замечает Илия, вместо слов: «по власти» (τη εξουσα), читалось: «по сущности» (τη γε ουσα). 215 Плотин. Эннеады. И. кн. 2. гл. 1. 216 В рождении Бога Сына. 217 То есть, что Сын рожден или как существовавший, или как несуществовавший. 218 Илия после этих слов читал еще следующие. «Ибо пророк вводит самого Бога и Отца, Который задолго прежде описывает послание к нам Единородного Сына, совершенное по Божию совету, и говорит так: Кто воздвиг от востока мужа правды, призвал его следовать за собою, предал ему народы и покорил царей? Он гонит их, идет спокойно дорогою, на которой никогда не ходил ногами своими. Кто сделал и совершил это? Тот, Кто от начала вызывает роды; Я — Господь первый и в последних — Я тот же (Ис. 41:2–4). 219

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Другой пример аскетического толкования Нав. 10:12 у преподобного Максима в его «Умозрительных и деятельных главах», произведении сугубо монашеском. «Ревнующий обрести любомудрие в духе благочестия, и в боевой ставши порядок против невидимых сил, да молится, чтоб с ним пребыли и естественное различение (добра и зла), свет коего не велик (луна Нав. 10:12 ), и просветительная благодать Духа (солнце Нав. 10:12 )… Это показывает и Иисус Навин, просящий в молитве, да станет солнце прямо Гаваону, – т.е. да сохранится в нем незаходимым свет ведения Бога на горе мысленного созерцания, – и луна прямо дебри ( Нав. 10:12 ), – т.е. да естественное различение добра и зла, лежащее над плотскою немощию, пребудет неизменным относительно добродетели. Гаваон есть высокий ум; а дебрь – плоть, смиренная смертью. Солнце есть Слово, просвещающее ум, дающее ему силу к созерцаниям, и от всякого неведения его избавляющее; а луна – естественный закон, обязующий плоть законно покориться духу к приятию ига заповедей. Естества же символом принимается луна по причине изменчивости…» 381 . Для Максима Писание наполнено аскетическими аллегориями. Это вообще характерно для классической восточной монашеской литературы. Отцами Добротолюбия не ставилась задача истолковать Писание, напротив, они стремились проиллюстрировать и истолковать Писанием собственные умозрительные построения, найти в Библии подтверждение своему аскетическому опыту. Собственно, это применение того же оригеновского метода на монашеской почве. После разгрома аморрейских войск возвратился Иисус и весь Израиль с ним в стан, в Галгал. А те пять царей, предводители аморреев, убежали, и скрылись в пещере в Македе (10:15–16). Повелев стеречь пещеру, в которой сами себя заключили неприятельские военачальники, Иисус Навин и сам приходит и располагает свой стан возле этой пещеры. Израильские войска тем временем преследуют и истребляют остатки аморрейских полчищ, так что только немногие из врагов успевают убежать и скрыться за стенами своих городов (10:17–20). После разгрома неприятеля весь народ возвратился в стан к Иисусу в Макед с миром, и никто на сынов Израилевых не пошевелил языком своим (10:21). «Не пошевелил языком» значит не посмел ничего ни сказать, ни сделать вопреки – типичное библейское образное выражение. Его аналог – «Не пошевелит пес языком своим» ( Исх. 11:7 ). Ориген предлагает еще одно объяснение этого речевого оборота: «Никто не хвалился победой, никто не приписывал ее своей силе» 382 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010