Память жертв концлагерей Терезин и Талергоф молитвенно почтили во Львове 5 сентября, 2013. Новостная служба 6 сентября Православная Церковь чтит память священномученика Максима Сандовича, казненного без суда и следствия в этот день в 1914 году. В 1990-е годы он был канонизирован Польской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей. 5 сентября. ПРАВМИР. В 99-ю годовщину Талергофской трагедии на Лычаковском кладбище Львова почтили память жертв концлагерей «Терезин» и «Талергоф», сообщает Патриархия.ru . У мемориала «Жертвам Талергофа», расположенного на территории историко-культурного музея-заповедника «Лычаковское кладбище», собралось много львовян, среди которых потомки заключенных «Талергофа», прихожане православных храмов Львова, галицкие православные скауты. Мемориал был построен в 1934 году по инициативе Талергофского комитета на частные средства, сейчас находится в стадии реконструкции. По благословению епископа Львовского и Галицкого Филарета протоиерей Роман (Коломийчук) в сослужении протоиерея Андрея (Гнатюка) отслужил панихиду. Отец Роман, обращаясь к собравшимся, подчеркнул, что заключенные Талергофа являются для всех православных примером стойкости в вере и верности заветам своих родителей и своего народа. Он призвал каждого молиться Богу, чтобы до конца жизни достойно пронести свой крест, как это сделали мученики Галицкой Голгофы. 6 сентября Православная Церковь чтит память священномученика Максима Сандовича, казненного без суда и следствия в этот день в 1914 году. В 1990-е годы он был канонизирован Польской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей. Участники церемонии высказали мнение о необходимости отметить в 2014 году 100-летие Талергофской трагедии на общегосударственном и общецерковном уровне. 3 и 4 сентября 1914 года недалеко от австрийского города Грац перед заключенными, привезенными из Галиции, отворились ворота концентрационных лагерей «Терезин» и «Талергоф». Эти созданные властями Австро-Венгрии концлагеря стали первыми в Европе. По подсчетам историков, через «Талергоф» и «Терезин» прошли более 30 тысяч человек, в основном галицких русинов, значительная часть которых симпатизировали Православию и русской культуре, — священников, учителей, врачей, простых крестьян. Тысячи из них погибли в лагерях из-за нечеловеческих условий содержания, голода, болезней, пыток и казней. Еще много тысяч в лагеря не доехали, их казнили или замучили в селах, городах и тюрьмах Галиции на волне террора, охватившего многие края Австро-Венгерской империи с началом Первой мировой войны.

http://pravmir.ru/pamyat-zhertv-konclage...

Я служил литургию в другом доме. Ксендз Киселевский сделал донос,что во время богослужения горят свечки. Меня наказали 30 дневным арестом (например,Сильвестру Павелчаку из Граба,суд наложил наказание пять крон за то,что он освятил в молитвенном доме на св. Николая свечку... В суде ему говорили: " не будь православным, не будешь платить штрафы... " Умерла православная женщина. На кладбище вырыли могилу, но ксендз Киселевский приказал ночью засыпать ее. На другой день православные опять выкопали могилу. Когда начались похороны, ксендз Киселевский не хотел пускать процессию на кладбище. Около него стояли ученики народной школы и жандармы... Старовство (уездное управление) издало циркуляр, запрещающий всякие собрания в селе Граб (где также служил отец Максим) и его окресностях, якобы по причине скарлатины... Я знал, что тот циркуляр был выдан против моей пастырской деятельности. Это подтверждает следующий факт - в это же время униатские церковные круги устроили в Грабе " миссию " , на которую прибыло 12 униатских священников, и для них не было никакой скардлатины. Потом был семинедельный арест. " ( " Путями истории, Т.2, Издание Карпаторусского литературного общества, Нью-Йорк,1977) В сентябре 1914 года отец Максим Сандович был арестован (во время первого судебного процесса он был оправдан благодаря прямому заступничеству царя-мученика Николая Второго, архиепископа Антония (Храповицкого) и работе блестящих галицко-русских адвокатов - д-ра Кирилла Черлюнкачевича и др.) и расстрелян, а его беременная матушка была отправлена в концлагерь Талергоф, где родила сына Максима, ставшего видным деятелем Польской Православной Церкви. Последними словами отца Максима были:Пусть живет Святое Православие, пусть живет русский народ " (Путями истории, т2, Нью-Йорк,1977). Восьмого сентября 1914 года, во все селения Ново-Сяндецкого и Грабовского поветов, мест, где служил о. Максим Сандович,нагрянули жандармы со списками лиц, подлежащих аресту составленному " мазепинцами " . Среди доносчиков было несколько сельских учителей и униатских священников.

http://pravoslavie.ru/archiv/ruskarpaty....

Неизвестная Польша HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Неизвестная Польша В мае 2001 году Сретенский монастырь посетили гости из Польши. В состав делегации Польской Православной Церкви прибывшей в Москву на открытие выставки икон Григория Новосельского входили отец Григорий Мисиюк из Белостока, Михаил Максимович Сандович, настоятель Краковского прихода Успения Пресвятой Богородицы прот. Виталий, известный православный хор «Октоих» и другие предствители Церкви и культуры. Гости из Польши у поклонного креста в Сретенском монастыре В мае 2001 года Сретенский монастырь посетили гости из Польши. В состав делегации Польской Православной Церкви, прибывшей в Москву, входили отец Григорий Мисиюк из Белостока, Михаил Сандович, внук священномученика Максима Сандовича , протоиерей Виталий, настоятель Краковского прихода Успения Пресвятой Богородицы. Они рассказали нам о жизни православных в Польше. - Отец Григорий, Вы служите в Белостокской епархии Польской Православной Церкви, в тех землях, где много коренного православного населения. Расскажите, пожалуйста, о жизни православных в Польше. Отец Григорий: Что касается Белосточины, в нашей епархии в 90-е гг. возобновилась монастырская жизнь в Супрасльской лавре , здания которой были заняты униатами, а затем католиками. Несмотря на различные трудности лавра была восстановлена. Там сейчас живет 20 монахов. Сейчас восстановлен взорванный в 1944 году немецкими войсками храм, построенный еще в XVI веке. На нем уже есть купола, совершались первые литургии. Из этого монастыря вышло уже три епископа. Возобновилась жизнь и в Красностоцком монастыре. Правда он теперь находится не в Красностоке, где все монастырские здания заняты католиками, а в Белостоке. Это женский Пречистенский монастырь. В нем находится Красностоцкая икона Божией Матери. Монахини занимаются рукоделием, шьют облачения, вышивают плащаницы, хоругви. Есть еще монастырь на Святой горе Грабарке. Он начал действовать после Второй мировой войны. Когда границы нашей Церкви изменились многие монастыри остались в Белоруссии или на Украине, а те которые остались на территории Польши были закрыты, разрушены, и их не разрешали восстанавливать. В те годы монахини из разных мест нашли пристанище на Святой горе Грабарке, где быдл основан Марфо-Мариинский монастырь.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕНДАСЮК Семен Юрьевич (1877-1965, Львов), публицист, историк, журналист, правосл. общественный деятель. Род. в крестьянской семье в Галиции (Австро-Венгрия). Закончил гимназию в Коломые и юридический фак-т Львовского ун-та. В марте 1912 г. за участие в подготовке журнала для правосл. галичан вместе со священниками сщмч. Максимом Сандовичем и Игнатием Гудимой, студентом В. А. Колдрой арестован австр. властями по обвинению в гос. измене. Судебный процесс, получивший известность как «процесс Сандовича-Бендасюка», происходил на волне массовых гос. репрессий против тех, кто в Галиции исповедовал Православие и идею общеслав. национально-культурного единства. После 2 лет и 3 месяцев тюремного заключения Б. и его товарищи были отпущены на свободу. В июле 1914 г., накануне первой мировой войны, Б. уехал в Россию и тем самым избежал повторного ареста, жил в Ростове-на-Дону, после установления советской власти эмигрировал в США, где был главным редактором газ. «Прикарпатская Русь». В 1927 г. вернулся во Львов (в то время территория Польши, с 1939 - СССР), работал в архиве Ставропигийного ин-та (научный центр галицко-рус. движения, закрыт в 1939), активно сотрудничал с львовским правосл. братством (с 1936 член правления) и его печатным органом ж. «Воскресение» 1 вышел 15 мая 1928). С июня 1945 г. был старостой львовского правосл. храма во имя вмч. Георгия Победоносца. Похоронен на львовском Лычаковском кладбище. Соч.: Грамматика русского языка. Львов, 1909; Н. В. Гоголь. Львов, 1909; А. В. Кольцов. Львов, 1910; И. С. Никитин. Львов, 1910; Л. Н. Толстой. Львов, 1911; О. А. Мончаловский. Львов, 1929; Первые памятники русской переписки Д. И. Зубрицкого. Львов, 1932; Общерусский первопечатник Иван Федоров и основанная им братская ставропигийная печатня во Львове. Львов, 1934; Единство Руси. Львов, 1935; Памяти о. Максима Сандовича//Воскресение. 1935. 1, 2; 1936. 1, 2. Лит.: Ваврик В. Р. За что судили 25 лет тому назад?: (О процессе С. Ю. Бендасюка и тов.)//Русский голос [Львов]. 1939. 185; он же. Краткий очерк истории галицко-русской письменности. Лувен, 1973. С. 63. К. А. Фролов Рубрики: Ключевые слова: АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817-1860), писатель, лит. критик, публицист и историк, один из главных теоретиков славянофильства

http://pravenc.ru/text/78014.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРАКОВСКАЯ, ЛЕМКОВСКАЯ И ЛЬВОВСКАЯ ЕПАРХИЯ Польской Православной Церкви, существовала в 1940-1946 гг., создана на оккупированной Германией территории Польши и Украинской ССР, в 1940-1941 гг. имела название Краковская и Лемковская. Православие на Лемковщине Историческая обл. Лемковщина (Лемковская Русь, Прикарпатская Русь; юго-вост. повяты совр. Польши в составе Малопольского и Подкарпатского воеводств, отдельные соседние районы совр. Украины и Словакии) до кон. XVII в. входила в правосл. Перемышльскую епархию . После перехода в 1691 г. Перемышльского еп. Иннокентия (Винницкого) в греко-католич. Церковь в регионе началось распространение униатства, вскоре ставшего господствующим. После 3-го раздела Польши (1795) регион вошел в Габсбургскую монархию, среди населения усиливались проукраинские и русофильские настроения, симпатии в отношении к Православию (см. в ст. Галицкая Русь ). Появление правосл. общин на Лемковщине связано с деятельностью свящ. сщмч. Максима Сандовича , под влиянием к-рого в 1911 г. в Православие вернулся приход в с. Граб (ныне Подкарпатского воеводства, Польша). Такое же решение приняли верующие в соседних селах Длуге, Радоцына и Незнаёва. Архиеп. Волынский и Житомирский Антоний (Храповицкий) принимал в Волынскую ДС выходцев из Галиции, рукополагал их в священный сан, и они уезжали на родину. 6 сент. 1914 г. нек-рые активные церковные деятели, включая свящ. М. Сандовича, были расстреляны по обвинению в шпионаже в пользу Российской империи. Мн. лемки-русофилы прошли через концлагеря Терезин (Чехия) и Талергоф (Австрия). К кон. 1914 г. в результате занятия рус. войсками приграничных территорий и благодаря активной миссионерской деятельности архиеп. Волынского и Житомирского Евлогия (Георгиевского) в Галиции насчитывалось ок. 80 правосл. общин. Их число резко уменьшилось после контрнаступления австро-венг. войск в следующем году: новосозданные приходы в составе целых сел эвакуировались в тыл Российской империи.

http://pravenc.ru/text/2458925.html

Сейчас лемки рассеяны – в основном они находятся во Вроцлавско-Щечинской епархии. Там большой центр в Легнице. Кроме того, сейчас многие вернулись и проживают в Перемышльско-Новосондетской епархии, которую возглавляет владыка Адам – это на юге Польши. Среди нас в этой делегации находится отец Евгений Цибульский. Он служил на лемковких приходах. У него в храме во Вроцлаве сделан прекрасный витраж, посвященный священномученику Максиму. - Отец Евгений, расскажите пожалуйста о церковной жизни в вашей епархии. Мы слышали, что в вашем храме помимо иконы священномученика Максима Сандовича еше очень почитается благоверная княгиня Елизавета Федоровна. Отец Евгений: Да, это правда. У нас есть почитаемая икона свщм. Максима. В нашем приходе есть карпатороссы. Много смешанных браков. Мы все очень почитаем этого святого. Я был на канонизации в Горлицах, где священномученик Максим пострадал за православную веру У нас особо почитается и святая преподобномученица великая княгиня Елизавета. Недалеко от Вроцлава близ Чешской границы мы приобрели в 1989 году здание Михайловского храма, в котором была дача одного врача. Мы только, что слышали рассказ о том, что в алтаре собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери была при советской власти устроена столовая. То же самое было и в нашем Михайловском храме. Там нет пока дома для паломников, но молодежь приезжает и пожилые люди тоже. Посещают большие группы паломников. Мы ходатайствовали о приобретения приходского дома и помещений для богодельной деятельности. Мы надеялись на помощь Божию, и хотя и с большим трудом, но это нам удалось. Сейчас нам осталось выплатить только небольшой долг. Этот дом посвящен преподобномученице Елизавете. В нашем храме свв. Кирилла и Мефодия во Вроцлаве богослужение совершается преимущественно на польском, греческом и церковно-славянском языках ввиду того, что много смешанных семей. Наша епархия находится в управлении архиепископа Иеремии. - Расскажите нам, пожалуйста, о торжествах канонизации священномученика Максима, происходивших в Горлицах. Как это было? Много ли собралось людей?

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Однако в августе, с началом Первой мировой войны, австро-венгерские власти снова арестовали отца Максима, на этот раз вместе с женой, которая была беременна, с отцом и несколькими православными односельчанами. Их посадили в тюрьму в городке Горлицы. 6 сентября 1914 года судья без разбирательства объявил отцу Максиму смертный приговор. Его вывели из камеры и расстреляли во дворе тюрьмы на глазах у всех арестованных православных. Падая на землю, святой мученик Христов воскликнул: «Да здравствует святое Православие!» Тогда один из палачей в ярости бросился на него и заколол кинжалом. Только в 1922 году останки святого перенесли в его родную деревню Ждыня, где он был похоронен рядом с церковью. С тех пор к его могиле стали стекаться толпы паломников. Почитание священномученика Максима распространилось среди карпато-русских православных и поддерживалось даже после их депортации в концлагерь Талергоф, ибо святой Максим является символом их национальной и религиозной принадлежности. Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря Его почитание было установлено в 1994 г. Польской Православной Церковью, для которой это была первая канонизация после признания ее автокефалии в 1924 г. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена. 19 сентября 2012 г. скрыть способы оплаты скрыть способы оплаты Комментарии Ульяна 22 сентября 2012, 20:32 Вот нашим западникам лучше бы не хаять русскую историю, а заняться бы изучением того же австро-венгерского террора против русинов! иерей Емил 19 сентября 2012, 19:51 католики - еретики уже 1000лет! Ульяна 19 сентября 2012, 09:34 Господи! Такие же муки терпели сербские священники от хорватских националистов то же самое время в 1914 году! И Католическая церковь в этом до сих пор не покаялась! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю:

http://pravoslavie.ru/56146.html

Решением Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви от 10 сентября 1996 года внесен в месяцеслов Русской Зарубежной Церкви. Решениями Синода Украинской Православной Церкви имя священномученика Максима внесено в состав собора Галицких святых (3 апреля 2001 года), собора Карпаторусских святых (22 ноября 2006 года) и собора Волынских святых (20 июля 2012 года). ПОСТАНОВИЛИ: С благодарением Господу включить имя священномученика Максима Горлицкого (Сандовича) в месяцеслов Русской Православной Церкви с определением празднования его памяти 24 августа/6 сентября.   ЖУРНАЛ 106 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о совместной конференции Русской Православной Церкви и Евангелической церкви в Германии, посвященной 70-летию окончания Второй мировой войны, которая проходила 10-11 декабря 2015 года в Мюнхене, Германия. Справка: 10-11 декабря 2015 года в Мюнхене, Германия, по приглашению Евангелической церкви в Германии, проходила совместная конференция Русской Православной Церкви и Евангелической церкви в Германии, посвященная 70-летию окончания Второй мировой войны. Делегацию Русской Православной Церкви возглавлял митрополит Волоколамский Иларион, делегацию Евангелической церкви Германии — председатель Совета Евангелической церкви в Германии епископ Генрих Бедфорд-Штром. В своем выступлении митрополит Волоколамский Иларион отметил важность трагического опыта, пережитого Россией и Германией и другими странами в период Второй мировой войны. Он призвал использовать данный опыт в разрешении конфликтных ситуаций и проблем, стоящих перед современным миром. По окончании конференции ее участники посетили музей-мемориал «Дахау», где почтили память всех замученных в этом скорбном месте. ПОСТАНОВИЛИ: Доклад принять к сведению.   ЖУРНАЛ 107 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об учреждении Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Образовать Патриаршую комиссию по вопросам физической культуры и спорта.

http://patriarchia.ru/db/text/4304773.ht...

«Моя единственная политика – святое Евангелие» Памяти священномученика Максима Горлицкого Матвей Славко Общерусская история полна героических, подвижнических страниц и личностей. И работа по их поиску и прославлению, слава Богу, ведется, не прекращается. В этом — и высшая справедливость воздаяния, и человеческая благодарность, и необходимость собирания всего нашего, русского, что было рассеяно и утрачено нами и по причине собственных помрачений, и при атаках врага. 24 декабря 2015 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был заслушан доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона о включении в месяцеслов Русской Православной Церкви священномученика Максима Горлицкого (Сандовича), прославленного Польской Православной Церковью. Синод постановил включить имя священномученика в месяцеслов Русской Православной Церкви с определением празднования его памяти 24 августа/6 сентября. Священномученик Максим Горлицкий Максим родился 130 лет назад, 19/31 января 1886 года, в селе Ждынь в Подкарпатье, в семье лемков (до второй половины XIX века их чаще называли русинами, а сами они русинами называли себя и позднее). По-польски название села звучит как Здыня, Zdynia, как указано в справочниках; оно находится сейчас на территории гмины (волости) Усце-Горлицке Горлицкого повята (района) Малопольского воеводства. На Лемковщине всегда, даже в униатский период, старались сохранять память о единстве со Святой Русью, а себя именовали «русины», «руснаки», «руськие». Напомним, что фамилию Руснак носил и митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим (1921–2011), сыгравший ключевую роль в историческом Харьковском Архиерейском Соборе 1992 года. В то время эти земли входили в состав Австро-Венгерской империи. Отец будущего священномученика Тимофей Сандович владел большим хозяйством и состоял псаломщиком в церкви, а мать – Кристина – была домохозяйкой. Мальчик окончил школу-четырехлетку в соседних Горлицах, продолжил учебу в Ясле, а затем перешел в гимназию в городке Новы-Сонч. Рассказывается, что своей глубокой верой он привлек внимание однокашников по «Русской бурсе», организованной и поддерживаемой на добровольные пожертвования лемков: Максим имел обыкновение исполнять песнопения в честь Матери Божией, особенно на службах утрени и вечерни, а также удивлял соучеников стремлением стать монахом.

http://pravoslavie.ru/91537.html

далее... 1 июня празднуется день памяти святого благоверного князя Димитрия Донского. Князь, знаменитый своей победой в Куликовской битве, был прославлен в лике святых в 1988 году, в год празднования тысячелетия Крещения Руси. Предлагаем вам отрывок из книги, которая готовится в издательстве Сретенского монастыря в серии, посвященной святым князьям-воинам и героическим страницам истории Древней Руси. далее... Прославление священников Максима Сандовича и Алексия Товта Русской Православной Церковью является весьма значимым событием. Установление праздника галицко- и карпаторусских святых станет мощным импульсом к возрождению Подкарпатской Руси на ее исконных православных русских началах, а их молитвенное заступничество, верим, откроет глаза многим людям, обманутым " бандеро-мазепинской " идеологией. далее... Государь Николай II и его семья были носителями идеалов Святой Руси, идеалов Православия. В отличие от многих людей той эпохи - христиан лишь по имени - они принимали Православие всерьез. Они были Божиими избранниками, а потому людьми не от мира сего (Ин. XV, 19); в тогдашнем высшем обществе они были чужими. Истинные христиане, в мире они были гонимы; скорбный их путь был увенчан мученичеством. Ныне в сонме других русских угодников они предстоят Христу в молитве за Россию. далее... 27 января празднуется день памяти святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. В истории Грузии, как и в истории России, было немало царей, которые соединили в себе государственную мудрость с глубокой верой и благочестием. Один из таких правителей - святой благоверный князь Давид Строитель, память которого отмечается 8 февраля. далее... Восемнадцать лет тому назад, осенью 1982 года, неведомыми путями православный испанец, потомок древнего испанского рода Иосиф Муньес-Кортес, преподаватель истории искусств в Монреальском университете, был призван Господом на особенное служение, которое довелось ему запечатлеть мученической кончиной. Зловещие обстоятельства гибели брата Иосифа еще далеко не ясны, но перед лицом этой смерти невольно задаешься вопросами, далекими от тех, кои составляют предмет полицейского расследования. Что почувствовал он, впервые посетив Рождественский скит на Святой Горе Афонской, где потряс его будто случайно замеченный им образ Иверской Божией Матери? В чем выразилось для него постепенное осознание чуда с того самого дня 24 ноября 1982 года, когда около трех часов пополуночи Хосе, проснувшись в своей монреальской квартире, ощутил непонятно откуда доносящееся благоухание?..

http://pravoslavie.ru/1424.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010