Основанием для этого мнения, делающего асидеев воинами «κατ’εξοχν», служит 2Мак. 14:6 . В этом месте рассказывается, что по падении Антиоха V и его опекуна Лисия, которые незадолго пред тем заключили мир с восставшими иудеями, первосвященник Алким, «добровольно осквернившийся в смутные времена» 1298 и потому отлученный от общения, пытался расположить в свою пользу нового царя Димитрия и вооружить его против вытеснивших его Маккавеев, поставляя при этом царю на вид, что «так называемые из иудеев асидеи, вождем которых Иуда Маккавей, поддерживают войну и воздвигают мятежи, не давая царству достигнуть благосостояния». Это единственное место во второй книге Маккавейской, где упоминается об асидеях, и, взятое само по себе, оно действительно говорит, по-видимому, о воинственности асидеев; но если сравнить его с контекстом речи и в особенности с параллельными ему местами из первой книги Маккавейской, то полная достоверность свидетельства этого хитрого и коварного иудейского первосвященника становится более чем сомнительной. Четырнадцатой главе второй книги Маккавейской соответствует седьмая глава первой книги, где передаются те же самые исторические события и в такой же связи и последовательности 1299 . И в 1Мак. 7 гл. рассказывается о последовавшей вскоре после заключения мира с иудеями перемене трона в Сирии в пользу Димитрия и о том, что этою переменою весьма искусно сумел воспользоваться Алким для интриг против Иуды, явившийся к царю с жалобой на то, что-де «погубил Иуда и братья его друзей царских, и нас выгнали из земли нашей» 1300 . Эти слова, передавая общий смысл обвинений Алкима вполне согласно со второй книгой Маккавейской, имеют все же другой оттенок, так как здесь асидеи совершенно не выставляются душой восстания и самыми воинственными из всех иудеев, а только разве подразумеваются в качестве участников восстания под словами: «и братья его» (Иуды). Однако несколькими строками ниже мы находим уже прямое указание на асидеев, и то, что сообщается здесь о них, не только не говорит в пользу их воинственности, а напротив, рисует их совершенно с другой стороны и исключает возможность признавать их воинами «κατ’εξοχν» Когда Алким, успевший расположить царя в свою пользу, с обширными полномочиями и в сопровождении сирийского полководца Вакхида пришел в землю иудейскую, то здесь, читаем мы, «к Алкиму и Вакхиду сошлось собрание книжников искать справедливости (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную: а они свидетельствуют о Мне (Ион. 5:39)… Ибо если бы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он написал о Мне» (Лук. 5:46), — говорил Господь иудейским законникам.   Еще яснее и подробнее раскрывал эту истину Господь Своим ученикам, явившись им по воскресении, как свидетельствует ев. Лука: «И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании…И сказал им: вот то, о чем Я говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» (Лук. 24:27,44).   Кроме такого общего заявления, Господь указывает нередко и частные случаи ветхозаветных образов и пророчеств, имевших отношение к Его жизни, учению, крестным страданиям и смерти. Так, напр., он отмечает преобразовательное значение медного змея, повешенного Моисеем в пустыне (Ио.3:14), указывает на исполнение пророчества Исайи о «лете Господнем благоприятном» (Лук. 4:17–21; Ис. 61:1–2), говорит об осуществлении всех древних пророчеств, касавшихся Его искупительной жертвы (Мф. 26:54, Лук. 22:37) и даже на самом кресте, перед Своей искупительной смертью восклицает: «Совершилось!» (Ио. 19:30), указывая, что исполнилось всё то, что «многократно и многообразно было говорено через пророков» (Евр. 1:1). 3. Исторические Книги Содержание: Краткий обзор исторических книг Библии. Значение ветхозаветных пророков. Книга Иисуса Навина. Верою пал Иерихон. Книга Судей. Книги Царств. Иерусалимский храм. Книга Ездры. Книга Неемии. Книга Есфирь. Книга Иудифь. Маккавейские книги. Последние годы до пришествия Спасителя. Хронология. Краткий обзор исторических книг Библии Исторические книги Ветхого Завета охватывают жизнь еврейского народа со времени его вступления в Обетованную Землю при Иисусе Навине (1451 лет до Р. Х.) до периода Маккавеев (150 лет до Р. Х.). В частности, книги Иисуса Навина и Судей охватывают ранний период жизни еврейского народа, когда еврейские племена, населявшие Обетованную землю, еще не были объединены в одно государство, но жили более или менее обособлено друг от друга. Книги Царств и книги Паралипоменон охватывают монархический период в жизни еврейского народа, длившийся около пятисот лет. Заканчивается этот период падением Иудейского царства и вавилонским пленением, за 586 лет до Р. Х. Книги Ездры, Неемии, Иудифь, Есфирь повествуют о событиях после вавилонского плена и о восстановлении Иерусалима. Наконец, Маккавейские книги охватывают последний период ветхозаветной истории еврейского народа во времена его борьбы за независимость, за несколько столетий до Р. Х.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Та же мысль подтверждается и теми местами книги, где между смертью и мздовоздаянием, которое автор связывает с воскресением, также лежит известный промежуток времени. А что полное мздовоздаяние следует не тотчас после смерти человека, это ясно открывается из того, что на характер окончательного решения участи каждого человека могут еще иметь влияние жертвы и молитвы живых людей (XII, 42–45). Относительно состояния душ умерших людей в загробной жизни, 2 Макк. учит, что оно будет сознательным; Ония и Иеремия, молившиеся о народе и святом городе Иерусалиме (XV, 12–14), ясно говорят о таком, именно, учении книги. Общее представление книги о загробной вечной жизни таково, что земная жизнь, по сравнении с тою, является и краткою, и ничтожною (VI, 25). Если мы сравним учение 2-ой Макк. книги о всеобщем воскресении, с учением о том же других ветхозаветных книг, как, например, книги Иова (XIX, 25–26), где это учение является только как бы в зародыше, или у Езекииля (XXXVII г.), где говорится о том только, что Бог, по своему произволению, может воскресить и мертвеца, или у Даниила пророка (ХП, 2), где говорится о воскресевии многих. но не всех, – то для нас ясно будет, что учение 2-ой Мак. книги о всеобщем воскресении, согласное с учением богооткровенной религии, по полноте и подробности превосходит учение всех других ветхозаветных книг о том же предмете. Об отношении Бога, как Творца и Промыслителя, к миру духовному 2-я Маккавейская книга ясно учит о существовании мира ангельского. Когда Маккавей и бывшие с ним узнали, что Лисий осаждает твердыни Вефсуры, то с плачем и слезами, вместе с народом, умоляли Господа, чтобы Он послал доброго ангела к спасению Израиля (XI, 6). Приведенное место указывает ясно и на служение добрых ангелов. Ангелы, по смыслу приведенного нами места 2-ой Мак. книги, являются орудием промыслительной деятельности Бога об иудейском народе. В других местах 2-ой Макк. книги эти служители промыслительной деятельности Божией являются или в виде всадника в белой одежде (XI, 8), или в виде величественных мужей на конях с золотыми уздами (X, 29), или в виде страшного всадника, покрытого прекрасным покровом, на коне (III, 25), или в виде юношей, прекрасных видом, благолепно одетых (III.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

«Александр, – говорит автор первой Маккавейской книги, – царствовал 12 лет и умер. И владычествовали слуги его каждый в своем месте. И по смерти его все они возложили на себя венцы, а после них и сыновья их в течение многих лет; и умножили зло на земле. И вышел от них корень греха – Антиох Епифан. ... В те дни вышли из Израиля сыны беззаконные и убеждали многих, говоря: пойдем и заключим союз с народами, окружающими нас, ибо с тех пор, как мы отделились от них, постигли нас многие бедствия. И добрым показалось это слово в глазах их. Некоторые из народа изъявили желание и отправились к царю; и он дал им право исполнять установления языческие. ... И установили у себя необрезание и отступили от святого завета». Если по словам книги пророка Даниила, наглый и искусный царь восстанет тогда, когда «отступники исполнят меру беззаконий своих», то и по свидетельству 1 Маккавейской книги воспарение Антиоха Епифана совпадает с появлением среди Израиля «отступников от святого завета». Введение необрезания – высшая мера беззакония. Тождество эпохи и лиц не подлежит никакому сомнению. Небольшой первоначально рог чрезвычайно разросся затем к югу, к востоку и к прекрасной стране. Так точно и Антиох Епифан, в начале царь Сирии, вел успешные войны против юга – Египта ( 1Мак.1:16–18 ), востока, – Персии ( 1Мак.3:31, 37 ; 1Мак.6:1–4 ), Вавилона ( 1Мак.6:4 ) и Армении, причем, подчинил себе армянского царя Артаксиаса. Его власти подчинилась также и прекрасная страна, т. е. Палестина ( Иер.3:19 ; Иез.20:6 ), названная так за свое плодородие. Дан.8:10 . и воз­несся до во­ин­ства небесного, и низринул на землю часть сего во­ин­ства и звезд, и по­прал их, Согласно объяснению Ангела, под попираемым Антиохом Епифаном «воинством небесным» разумеется «народ святых» ( Дан.8:24 ), т. е. ветхозаветный Израиль, получивший подобное имя в силу своего назначения быть народом святых. Усвояемое ему в Библии название «воинств» ( Исх.12:41 ) восполнено в настоящем случае эпитетом «небесные» ввиду того, что Израиль выполнял на земле небесную миссию, имел своим царем Владыку небес. По свидетельству 1 кн. Маккавейской, попрание Антиохом Епифаном «воинства небесного» выразилось в избиении им множества сынов израильских ( 1Мак.1:24, 30, 32, 37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

МНЕНИЕ ТРЕТЬЕ: Если бы Моисей и Самуил были в живых, как другие люди, живущие на земле, и молились бы за этих людей, они бы ничего не достигли. ОТВЕЧАЮ: Для вас привычно извращать Писание, ведь здесь ясно говорится: хотя бы предстали (...) Моисей и Самуил, а не так: «хотя бы были на земле в живых и предстали на молитву за этот народ», но вы предпочитаете извращать Писание, чем покориться истине. Поэтому, оставляя вас в непокорности, пойдем дальше. Во Второй Книге Маккавеев в главе 15 сказано, что Иуда Маккавей, готовясь к бою с Никанором, увидел в откровении архиерея Онию и Пророка Иеремию (которые уже давно преставились), молящихся за народ Израилев, и Иеремия протянул свою руку, держащую меч, и сказал Иуде: Возьми этот святый меч, дар от Бога, которым ты сокрушишь врагов ( 2Мак. 15, 16 ). Там же сказано о Иеремии: Это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, Пророк Божий ( 2Мак. 15, 14 ). На эти столь ясные свидетельства наши противники закрывают глаза, как враны ночные, и ГОВОРЯТ, что Маккавейские книги не содержат истины. ОТВЕЧАЮ: Это и странно, что, отвергая Православную веру, вы отвергаете и Книги Священного Писания, которые ее защищают. Так вы отвергнете и Послание Апостола Иакова, где Апостол ясно учит, что спасает не одна только вера, но и добрые дела ( Иак. 2, 26 ). Так же дерзко вы отвергаете Маккавейские Книги. Но Кафолическая Церковь , поддерживаемая Святыми Соборами, их благочестиво принимает как подлинные. Ибо на и Третьем Карфагенском Соборе, и Лаодикийском, и на других Соборах к числу подлинных Книг причислены и Маккавейские. Это же говорится и в 85 Апостольском Правиле. Смотри Кормчую Книгу, лист 23, на обороте. Пророк Варух молится так: Господи Вседержителю, Боже Израиля! Услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою ( Вар. 3, 4 ). Из этих слов каждый может ясно видеть, что умершие святые Отцы молятся за нас. Иначе бы слова Пророка Варуха были ложными. Но пойдем дальше, к Новому Завету. В своем Втором Послании святой Апостол Петр говорит: Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл ныне Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память ( 2Пет. 1, 13–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

В 169 г. до Р. Х. Антиох Епифан возвращался из военного похода в Египет и, по пути в Сирию, разорил Иерусалим, в том числе Иерусалимский храм. Это был первый поход Антиоха в Египет. Был ещё и второй поход в Египет, начавшийся в 168 г., но он был неудачным. (Во 2-й Маккавейской книге разграбление Иерусалима связано со вторым, а не с первым походом.) Антиох взял жертвенник, стол предложения, светильник, сокровища, хранившиеся в храме. В Иерусалиме была устроена резня. Причины ограбления Иерусалима неясны. В 1-й Маккавейской книге они не называются, а во второй книге причиной названо городское восстание, которое Антиох решил подавить. В 168 г. до Р. Х. в Иудею был направлен отряд Мисийских наёмников. Этот отряд учинил разгром города, многие жители Иерусалима были уведены в рабство, городские укрепления разрушены. В городе была устроена крепость, ставшая оплотом для захватчиков. Местоположение этой крепости неясно. В 1-й Маккавейской книге указан «Город Давида» ( 1Мак.1:33 ), но Иосиф Флавий указывает расположение крепости, хотя и в «Городе Давида», в нижнем городе, но, в то же время, уточняет, что холм, на котором находилась крепость, возвышался над всем Иерусалимом. Это невозможно, если принять, что крепость находилась в Нижнем городе. На данный момент вопрос о местонахождении данной крепости является нерешённым. В любом случае, эта крепость стала источником постоянной угрозы для жителей Иерусалима, так что горожане даже стали покидать родной город. Далее Антиох предписал «всему царству» следовать единому обычаю, и Иерусалимский храм был осквернён, жертвоприношения в нем были запрещены. Автор рисует тяжёлую картину угнетения Иудеев в этот период ( 1Мак.1:53–57 ): «…и заставили Израиля укрываться во всяком убежище его. В пятнадцатый день Хаслева, сто сорок пятого года, устроили на жертвеннике мерзость запустения, в городах Иудейских вокруг построили жертвенники, и перед дверями домов и на улицах совершали курения, и книги Закона, какие находили, рвали и сожигали огнём; у кого находили книгу Завета и кто держался закона, того, по повелению царя, предавали смерти». Так продолжалось месяц за месяцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Несмотря на всю темноту этого символического рассказа, можно догадываться, что здесь дело идет о сверхъестественной помощи, оказанной агнцу с великим рогом в борьбе с его врагами. Рассказ этот несколько напоминает одно чудесное событие, произошедшее, по свидетельству 2 Маккавейской книги, во время борьбы Иуды Маккавея с наместником Антиоха Епифана Лисием. Вот что передается об этом событии: во время борьбы иудеев с Лисием, когда отряды Иуды «были близ Иерусалима, тотчас явился предводителем их всадник в белой одежде, потрясавший золотым оружием. Все они вместе возблагодарили милосердого Бога и укрепились духом, готовые сокрушить не только людей, но и лютых зверей, и даже железные стены. Так пришли они под покровом небесного споборника, по милости к ним Господа. Как львы бросились они на неприятелей, и поразили из них одиннадцать тысяч пеших и тысячу шестьсот конных, а всех прочих обратили в бегство. Многие из них, быв ранены, спасались раздетыми, и сам Лисий спасся постыдным бегством… Он понял, что евреи непобедимы, потому что всемогущий Бог способствует им» ( 2Мак.8–13 ). Нельзя не признать в этом небесном споборнике иудеев во время их борьбы с Лисием верховного покровителя еврейского народа архангела Михаила; точно так же и в символическом рассказе псевдо-Еноха, по объяснению большинства ученых 199 , под мужем-писцом нужно разуметь Михаила. Здесь, впрочем, естественно является одно возражение: чудесное сказание 2 Маккавейской книги о небесном помощнике иудеев в борьбе с Лисием едва ли могло составиться еще при жизни Иуды Маккавея и, таким образом, быть известным его современнику псевдо-Еноху; наверное, этот рассказ есть плод фантазии позднейшего времени, почему он и не записан в 1 Маккавейской книге 200 . Мы не будем решать вопроса относительно того, говорится ли в приведенном рассказе о действительно совершившемся событии, или же это просто только легенда; скажем только, что весьма часто самые фантастические анекдоты про особенно выдающихся героев составляются еще при жизни их и притом в кругу людей близких к ним; как на примере этого, можно указать даже на современных нам героев – Гарибальди, Скобелева и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Песн. – Книга Песни Песней Соломона Ис. – Книга Пророка Исайи Иер. – Книга Пророка Иеремии Пл. – Книга Плач Иеремии Иез. – Книга Пророка Иезекииля Дан. – Книга Пророка Даниила Ос. – Книга Пророка Осии Иоил. – Книга Пророка Иоиля Am. – Книга Пророка Амоса Авд. – Книга Пророка Авдия Ион. – Книга Пророка Ионы Мих. – Книга Пророка Михея Наум. – Книга Пророка Наума Авв. – Книга Пророка Аввакума Соф. – Книга Пророка Софонии Агг. – Книга Пророка Аггея Зах. – Книга Пророка Захарии Мал. – Книга Пророка Малахии Книги Нового Завета Мф. – От Матфея святое благовествование Мк. – От Марка святое благовествование Лк. – От Луки святое благовествование Ин. – От Иоанна святое благовествование Деян. – Деяния святых Апостолов Иак. – Послание Иакова 1 Пет. – Первое послание Петра 2 Пет. – Второе послание Петра 1 Ин. – Первое послание Иоанна 2 Ин. – Второе послание Иоанна 3 Ин. – Третье послание Иоанна Иуд. – Послание Иуды Рим. – Послание к Римлянам 1 Кор. – Первое послание к Коринфянам 2 Кор. – Второе послание к Коринфянам Гал. – Послание к Галатам Еф. – Послание к Ефесянам Флп. – Послание к Филиппийцам Кол. – Послание к Колоссянам 1 Фес. – Первое послание к Фессалоникийцам 2 Фес- Второе послание к Фессалоникийцам 1 Тим. – Первое послание к Тимофею 2 Тим. – Второе послание к Тимофею Тит. – Послание к Титу Флм. – Послание к Филимону Евр. – Послание к Евреям Отк. – Откровение Иоанна Богослова Апокрифы 1 Мак. – Первая книга Маккавейская 2 Мак. – Вторая книга Маккавейская 3 Мак. – Третья книга Маккавейская 2 Езд. – Вторая книга Ездры 3 Езд. – Третья книга Ездры Тов. – Книга Товита Иудифь – Книга Иудифи Прем. – Книга Премудрости Соломона Сир. – Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова Посл. Иер. – Послание Иеремии Вар. – Книга пророка Варуха Об авторах Джон X. Уолтон – профессор Ветхого Завета и древнееврейского языка в Библейском институте Мооди (Moody Bible Institute) в Чикаго. Он автор ряда книг, посвященных Ветхому Завету. Виктор X. Мэтьюз – профессор религии в Юго-Западном университете штата Миссури (Southwest Missouri State University). Им написано несколько книг о Ветхом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Порфирия), ясно видно, что души умерших непосредственно сходят в ад и там ждут момента воскресения. Та же мысль подтверждается и теми местами книги, из коих можно заключить, что между смертью и мздовоздаянием, которое автор связывает с воскресением, также лежит известный промежуток времени. А что мздовоздаяние следует не тотчас после смерти человека, ясно открывается из того, что на характер окончательного решения участи каждого человека могут еще иметь влияние жертвы и молитвы живых людей. Эта мысль ясно раскрывается в XII-oй гл. 42–45 ст. Здесь рассказывается, что, когда стало ясно, по какой причине пали некоторые из иудеев, все оставшиеся в живых «обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех»; а доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине падших. Сделав же сбор, по числу мужей, до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех , и поступил весьма хорошо и благочестиво, помышляя о воскресении, ибо если бы он не надеялся, что падшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться за умерших. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха (οθεν περι των τεθνηκοων τον εξιλασμον εποιησατο, της αμαρτιας απολυθηναι). Вопрос о самом состоянии душ умерших за гробом также встречал возражения. Эйхгорн утверждает, что оно, по представлению автора книги, было бессознательным 246 . Но против такого представления ясно говорить пример Онии и Иеремии, молившихся о народе и о святом городе Иерусалиме (XV, 12–14); ясно, что автор книги признает состояние умерших после смерти сознательным. К действительным особенностям, отличающим религиозные воззрения автора книги от таковых же в других библейских книгах и, ближе всего, в 1-ой Маккавейской, должно отнести учение его относительно празднования субботнего дня. 2-ая Маккавейская книга неоднократно ставит на вид строгое соблюдение субботнего устава Иудою и его сторонниками: в субботу прекращается война и преследование (VIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

а) Нечестивые и коварные замыслы Никанора напасть на Иуду в день субботний (ст. 1–6). б) Воодушевляющая речь Иуды Маккавея и замечательный сон его о первосвященнике Онии, молящемся за народ, и о пророке Иеремии, вручающем золотой меч на поражение врагов (ст. 7–16). в) Решимость иудеев напасть на врагов, и молитва Иуды Маккавея (ст. 17–25). г) Поражение Никанора, отсечение головы его и руки с плачем, и принесение их в Иерусалим (ст. 26–30). д) Всеобщая благодарственная молитва и ежегодный праздник в память победы над Никанором (ст. 31–39). Ст. 12. …Видение же его (Иуды Маккавея) было такое: он видел Онию, бывшего первосвященника,... что он, простирая руки, молился за весь народ иудейский... Это видение Иуды Маккавея, о котором рассказывает писатель 2-й книги Маккавейской, выражает веру церкви Иудейской в ходатайство святых, пред Богом, за людей, живущих на земле. Приметить это нужно, в особенности, для обличения лютеран, которые не хотят признать церковной древности в православно-христианском обычае прибегать к ходатайству святых и к молитвам их пред Богом. Ст. 38. …Если я изложил свою историю хорошо и удовлетворительно, то я сего и желал; если же слабо и посредственно, то я сделал то, что было по силам моим... В этом признании можно видеть один из признаков неканоничности 2-й книги Маккавейской; ибо писатель, водимый Духом Божиим, едва ли бы так стал говорить о слабости и посредственности своего произведения. К сим мыслям приводят и заключительные слова писателя 2-й книги Маккавейской, где он сравнивает свое произведение с вином, разведенным водою 1196 , а также и предыдущее его заявление, что труд его не имеет самостоятельности, а есть лишь сокращение чужого труда 1197 . Последовательный порядок событий, совместно изложенных в первой и второй книгах Маккавейских Для приведения к единству и согласию первых двух книг Маккавейских, взаимно пополняющих себя, весьма важно дать надлежащее место каждому изложенному в них событию, так, чтобы составилось цельное и последовательное повествование, удобное для изучения и усвоения. Это повествование может быть изложено в следующем виде 1198 :

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010