1Мак.1:56 . и книги закона, какие находили, разрывали и сожигали огнем; «Книги закона…» – τ βιβλα το νμου, собственно, книги Моисея, Пятикнижие, хотя в широком смысле это может обозначать и вообще книги Ветхого Завета. 1Мак.1:57 . у кого находили книгу завета, и кто держался закона, того, по повелению царя, предавали смерти. «Книга завета» – βιβλον διαθιης – содержашая X Заповедей Божиих с изложением основных законов Израиля, данных при Синае ( Исх.20–23 , ср. Исх.24:7 ). Для более полного поражения и уничтожения иудейства гонению должна была подвергнуться вся священная литература евреев. 1Мак.1:58 . С таким насилием поступали они с Израильтянами, приходившими каждый месяц в города. «С таким насилием поступали они с Израильтянами, приходившими каждый месяц в города». Некоторые разумели здесь ежемесячный приход евреев в города для празднования новомесячий, чем и пользовались надзиратели царя, чтобы хватать и теснить этих ревнителей закона Моисеева. Другие толкователи придают определению «приходившими» страдательное значение, и разумеют здесь недобровольный приход их, а вызванный привлечением их к ответственности на местах за нежелание исполнить волю царя; другими словами это надо выразить так: «с таким насилием поступали они с израильтянами, арестовываемыми и приводимыми каждый месяц (для заключения в темницу и для расправы) в города (из окрестностей)». 1Мак.1:59 . И в двадцать пятый день месяца, принося жертвы на жертвеннике, который был над алтарем, «В двадцать пятый день месяца…» началось принесение языческих жертв на месте алтаря Иеговы. Эта число надо отличить от «15-го дня» того же месяца (Хаслева), когда только «устроили на жертвеннике мерзость запустения», т. е. языческий алтарь, но собственно принесение жертв началось с 25-го ( 1Мак.4:52,54 ; 2Мак.10:5 ). 1Мак.1:60 . они, по данному повелению, убивали жен, обрезавших детей своих, «Убивали жен, обрезавших детей своих…», – здесь нет нужды разуметь непременно собственноручное обрезание матерями своих детей вроде, напр., исключительного случая Исх.4:25 ; – речь идет просто о женщинах, позволявших обрезывать детей своих; настоящие совершители обрезания, подвергавшиеся той же печальной участи, упоминаются особо далее ( 1Мак.1:61 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В среде сторонников династии Хасмонеев само это противопоставление было значимо не меньше, чем в лагере непримиримых противников династии. «Хотя жилище (οκητριν) Твое, небо небес, недостижимо (νφικτος) для людей, – говорится в одной из Маккавейских книг, – но Ты, благоволив явить славу Твою народу Твоему, Израилю, освятил место сие» ( 3Мак 2:13 ). При этом возможность разрушения Храма не отрицается, – напротив, указана определенная причина, при действии которой следует ждать осуществления этой возможности. Такой причиной является профанация, осквернение. Описывая события, происходившие в связи с намерением Птолемея Филопатора войти во Святое святых, автор книги пишет: «От совокупного, напряженного и тяжкого народного вопля происходил невыразимый гул. Казалось, что не только люди, но и самые стены и все основания вопияли, как бы умирая уже (θνατον λλασσομνων) за осквернение священного места» (ст. 1:25). Желание верующих людей принять (λλσσω) смерть, спасая святыню, понятно; когда в таком же контексте речь идет о стенах и даже фундаменте (τ πν δαφος), то необходимо предположить, что святыня как таковая отличается от эмпирически постижимого Храма, который представляет собой ее «стены». При профанации святыни здание теряет свой смысл и подлежит гибели. Здесь явная аналогия с законом о разрушении оскверненного дома ( Лев 14:45 ) – Храм есть «дом» (οκος) Бога, и автор книги предполагает, что враги, торжествуя, будут говорить: «Мы попрали дом святыни, как попираются дома скверны» ( 3Мак 2:14 ). Возможно, сказалось на тексте 3-й книги Маккавейской и прямое влияние книги пророка Даниила, в которой возвещается об окончательном запустении святилища после утверждения на нем «мерзости». Однако написанная, видимо, в пору стабильности господства Хасмонеев, 3 Мак полна оптимизма по поводу судьбы Храма, который был избавлен Божественным заступничеством от осквернения греческим царем. Более определенно амбивалентность в отношении к эмпирическому Сиону выражена в книге Товита, в которой намечено явное противопоставление истинного сакрального хронотопа и его временного земного воплощения, каковым является Храм, восстановленный переселенцами при Зоровавеле, после возвращения из вавилонского плена.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Против этого свидетельства протестанты обычно замечают, что оно находится в книге не канонической, а апокрифической и потому не имеет важного значения. Мы уже замечали, что неканонические книги – не то же самое, что апокрифические. Неканонические книги составлены богопросвещенными писателями и потому весьма полезны, апокрифические же книги – подложные, отвергнутые Церковью и ими пользоваться нельзя. Что же касается Маккавейских книг, Церковь всегда признавала их правильными, исторически верно передающими сведения из жизни иудеев. Протестанты отвергают молитвы за умерших, не верят в их благотворность, считают их безполезными. Евангельский богач, мучившийся в аду, сколько ни просил Авраама облегчить его страдания, получил отказ: «между нами и вами, – сказал ему Авраам, – утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» ( Лк.16:26 ). Молитва богача достигла лона Авраамова, но он ничем не мог помочь, потому что между ними была великая пропасть, которую никто не мог перейти, но она существовала только в Ветхом Завете и для ветхозаветных людей, которые должны были слушаться Моисея и пророков, а не Христа и Апостолов: «Авраам сказал: у них (неверующих братьев богача) есть Моисей и пророки; пусть слушают их» ( Лк. 16:29 ). То, что невозможно было для Авраама, стало возможно после крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа. Искупительной Христовой Жертвой пропасть между адом и раем была уничтожена. Своими крестными страданиями Господь искупил не только живых, но и умерших – ибо ускупил весь мир. «Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал...» – говорит апостол Петр. У апостола Павла читаем: «Посему и сказано: «восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам». А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?» ( Еф.4:8–9 ). Сойдя душою в ад и победив смерть, победив диавола, Христос освободил томящиеся там души ветхозаветных праведников, многие из которых, как свидетельствует Священное Писание, тотчас воскресли ( Мф.27:52–53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

В связи с самобытностью Божией стоит и другое еще свойство Божие – Его неизмеримость и вездеприсутствие, по которым Бог беспредельный, во всех отношениях, не подлежит ограничению и местом, Он находится во всяком месте и присущ всякому существу. Указание на это свойство 2-я Мак. книга дает во всех тех местах, где называет Бога всевидящим, следовательно присутствующим при всех действиях людей, как благочестивых, так и нечестивых. Последний из мучеников Маккавеев говорит Антиоху: «Ты не ушел еще от суда всемогущего и всевидящего Бога» (VII, 35; XII, 22; XV, 2; XV, 21). Далее, 2-я Мак. книга указывает еще свойство Бога – Его вечность, т. е. что Бог не имеет ни начала, ни конца своего бытия и вообще свободен от всех условий времени. Священники в своих молитвах прямо называют Бога вечным (I, 25). Второй и седьмой мученики высказывают твердую уверенность, что Господь дает им жизнь вечную (VII, 9, 36), которая, очевидно, может быть дана только существом вечным. Но особенно часто указывает и, особенно подробно, раскрывает 2-я Мак. книга свойство Божие – всемогущество (I, 4; VII, 28; III, 34; 1, 25; III, 28; V, 20; VII, 35, 38; VIII, 18; IX, 8; XI, 13; XII, 28). В указанных местах книги всемогущество приписывается Богу в том смысле, что Он обладает неограниченною силою все производить и над всем владычествовать, от чего Бог и называется как всемогущим, так и всесильным. По учению 2-ой Мак. книги, всемогущество Божие выразилось в творении мира. Священники в своих молитвах прославляют Бога, как Создателя всех (I, 24). Мать Маккавеев говорит сыну: «Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю, и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий» (VII, 28). Далее, всемогущество Божие, по учению книги, выражается в промышлении Божием о тварях и особенно о народе еврейском. Иуда Маккавей в своей речи говорит: «Враги наши надеются на оружие и отважность, а мы надеемся на всемогущего Бога, который одним мановением может ниспровергнуть и идущих на нас и весь мир».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

В 2Пар. 20 главе рассказывается, что Иосафат, по случаю нашествия на Иудею многочисленных неприятелей, учредил общественный пост, следствием которого было дарование Господом Иосафату победы без сражения. В книгах Священного Писания , написанных до плена, как, например, в Суд. 20:26 ; 2Цар. 12:16 и др. упоминается о постах, предпринимаемых только для выражения траура, по случаю какого-либо несчастного обстоятельства, но о постах с подобной целью и с подобными последствиями, какие приписываются посту в приведённом месте книги Паралипоменон, не упоминается в них нигде. Подобные суеверные посты сделались обычными около времени Антиоха Епифана, умершего в 164 г. до Р.Х. Посему, около этого же времени написаны были и книги Паралипоменон 7 . Аргумент этим предполагает небиблейское и нехристианское представление о Божественном мироправлении, представление, отрицающее непосредственное влияние Бога на судьбу людей. Для нас он не должен бы, поэтому, иметь никакого значения, так как он основывается на недостойном верующего человека взгляде, что пост и молитва к Богу, и вера в действенность их не более как суеверие. Чтобы показать полнейшее незнакомство Грамберга с библейским представлением о посте и доказать ложность его обвинения, будто хронист по суеверию своему представление Маккавейского времени отнёс к более раннему, не имевшему этого представления времени, достаточно сослаться на книгу пророка Иоиля. Два раза пророк этот призывал к мужеству своих, подавленных горем и бедствиями, современников и оба раза увещевал их обратиться к Господу в посте и молитве о помиловании. «И ныне ещё, – читаем мы у пророка, – говорит Господь: обратитесь ко мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. ( Иоил. 2:12 )... Вострубите трубой на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание... И тогда возревнует Господь о земле своей и пощадит народ свой» ( Иоил. 2:15–18 ). На пост, как на одно из средств к умилостивлению Господа, указывают также кн. пр. Захарии, Ионы и др. Правда, в рассматриваемом месте кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

3. Третья книга Маккавейская События «Третей книги Маккавейской» прямо не связаны с двумя предыдущими и переносят нас из Иудеи в Египет, во времена правления Птоломея Филопатора. В один из дней, он, будучи в Иерусалиме, попытался войти в Святилище Храма, куда могли входить только иудейские священники и только один раз в году. Это вызвало очень сильные протесты, чуть не переросшие в уличные беспорядки, а за такую дерзость сам Птоломей чуть не погиб, испытав Божие наказание. Но вместо раскаяния правитель Египта затаив на иудеев злобу и вернувшись домой решил отомстить еврейской общине своей страны: «Наконец он решился публично предать позору народ Иудейский, и поставил на башне своего дворца столб, сделав на нем надпись: «Кто не приносит жертв, тому не входить в свои священные места; Иудеев же всех внести в перепись простого народа и зачислить в рабское состояние, а кто будет противиться, тех брать силою и лишать жизни; внесенных же в перепись отмечать, выжигая им на теле знак Диониса - лист плюща, после чего отпускать их в назначенное им состояние с ограниченными правами» (3 Макк 2:20-21). И тут мы видим борьбу символов, победители планируют по- своему метить покоренных. В наши дни нет такой нужды - выжигать что-либо на телах потенциальных жертв, во-первых, жертвы сами могут «расписать» свое тело и далеко не только «листом плюща», но и другими знаками - у тех, имя кому «легион» и знаков соответствующих масса, а во-вторых, и расписывать не обязательно, каждое время имеет свои капканы для души. Птоломей знал, что один «кнут» далеко не всегда эффективен и потому приготовил для иудеев и такой «пряник», он распорядился объявить, что «если кто из них пожелает жить по обрядам языческим, тем давать равные права с Александрийскими гражданами». Против иудеев начались репрессии по всей территории Египта. Заслуживает внимания молитва Елеазара - священника, призывающего Бога спасти Своих людей, от запланированной страшной казни. В этой молитве он упоминает о спасении пророка Даниила от львов. И вновь мы видим упоминание «Книги пророка Даниила». Господь услышал покаянные молитвы Своих людей и «два славных и страшных Ангела» посылаются Им для спасения Иудеев. Обратите внимание на изображение Ангелов Хранителей. Это не розовощекие пухлые дети, а «славные и страшные» мужи.

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/12/...

Ст. 10. … В сто восемьдесят восьмом году живущие в Иерусалиме и в Иудее, и старейшины и Иуда – Аристовулу, учителю царя Птоломея, происходящему из рода помазанных священников, и пребывающим в Египте Иудеям – радоваться и здравствовать… Так начинается второе письмо палестинских иудеев в Египет. Год написания его есть, очевидно, 121-й до Р. X. Таким образом, упоминаемый здесь Иуда, не есть известный Иуда Маккавей, а, как полагают – родственник Иоанна Гиркана, которому сей последний, занятый войною с сирийскими вождями, поручил внутреннее управление страной. Упоминаемый же здесь царь египетский есть Птоломей Евергет. У него-то и был учителем некто из ученых священников иудейских, по имени Аристовул. Ст. 14. …Именно, когда Антиох, как бы, намереваясь сочетаться с нею (богиней Нанеей), пришел в храм ее, а, бывшие с ним, друзья пришли взять деньги, как приданое…, и проч... В древности не редки примеры подобных сумасбродств. Ибо, как Юпитер и другие боги Олимпа, по мифологии Греков, совокуплялись с дщерями человеческими, так и люди-герои посягали на супружеские союзы с богинями. Афиняне обещали Марку Антонию в замужество свою богиню Минерву, и новый супруг ее потребовал у них вместо приданого – тысячу талантов денег. Римский император Гелиогабал устроил церемонию свадьбы с богиней Уранией, Каллигула замышлял то же самое 1158 . Ст. 19–36. Рассказ о священном огне с жертвенника всесожжений, который, будто бы, скрыт был на дне безводного колодезя и таился там во все время плена Вавилонского, – сей рассказ запечатлен характером баснословия. Ибо в канопических книгах Ездры и Неемии, а, равно, и у пророка Иеремии, на которого ссылается писатель 2-й книги Маккавейской, ничего подобного не уноминается. Глава 2. Продолжение второго письма палестинских иудеев, и предуведомление от автора второй книги Маккавейской а) Рассказ о том, как пророк Иеремия приказал переселяемым в плен Иудеям взять от огня священного и скрыть его, а, равно, и о том, как тот же пророк Иеремия скрыл на горе Наваф скинию Моисея и ковчег завета, в некотором потаенном месте и предсказал, что, некогда, они будут со славою открыты (ст. 1–12). б) Примечание об исторических трудах Неемии, собравшего сказания о царях и пророках, и об исторических записках некоего Иуды; предложение этих записок египетским иудеям и увещание им – совершать праздник очищения храма Иерусалимского (ст. 13–19). в) Писатель второй книги Маккавейекой излагает свое намерение изложить вкратце пятикнижную историю некоего Иасона Киринейского о подвигах Иуды Маккавейского, при Антиохе Епифане и сыне его Антиохе Евпаторе (ст. 20–33).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Дан.7:26. И воссядет суд, чтобы власть была отнята у него и сокрушена и уничтожена до конца.   Это [сказано] об Антихристе, то есть о небольшом роге, говорившем высокомерно, потому что царство его должно быть разрушено навеки. Дан.7:27. Царство же, и власть, и величие царственное, которое есть под всем небом, дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство — царство вечное, и все цари будут служить и повиноваться Ему.   Это говорит о власти Христа, которая будет вечной. Дан.7:28. Здесь конец слова.    Того слова или речи, которое открыл мне Господь в настоящем видении. Меня, Даниила, сильно смущали размышления мои, и лицо мое изменилось на мне, но слово я сохранил в сердце своем.    Доселе книга Даниила написана на халдейском и сирийском языке. Прочее, что далее последует до конца книги, мы читаем по-еврейски. Дан.11:33. И сведущие из народа вразумят весьма многих, но они будут падать от меча, и огня, и от плена, и от грабежа в течение некоторого времени.   Сколько Иудеи претерпели от Антиоха, об этом сообщают книги Маккавейские, служащие свидетельством торжества их; за соблюдение закона Божия они подвергались огню, мечам, рабству, грабежам и самым тяжким наказаниям. Никто не может сомневаться в том, что то же будет при Антихристе, когда многие будут противиться его власти и убегать в различные стороны. Евреи объясняют это в том смысле, что при последнем разрушении храма, произошедшем при Веспасиане и Тите, в народе было весьма много таких, которые знали Господа своего и были умерщвлены за соблюдение закона Его. Дан.11:34-35. И при падении своем они будут поддержаны малою помощью, и многие присоединятся к ним... притворно. И из сведущих [некоторые] будут для переплавления [в испытании], избиения и убеления до предопределенного времени, ибо еще другое время будет.   Порфирий полагает, что малая помощь означает Маттафию из селения Модин, который восстал против вождей Антиоха и старался соблюдать служение истинному Богу. Малой же называется помощь, говорит, потому, что Маттафия был убит на войне, и впоследствии Иуда, сын его, называвшийся Маккавеем, пал в битве, а прочие братья его были уловлены коварством противников.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Подобное Сам Бог говорит у пр. Исайи: «праотец твой согрешил и ходатаи твои отступили от Меня» ( Ис.43:27 ). И у Пророка Иеремии находим свидетельство о ходатайстве святых ( Иер.7:16 ; ср.: Иер.7:2,25 ). Отсюда ясно, что ходатаев- молитвенников пред Богом у христиан много . У вас, как вы говорите, таких ходатаев нет; значит, вы не Евангельские христиане... § III. Козьма Трифонович соображал ответ на мое возражение. Его помощник, диакон штундовый, сказал: – Это правда, что у людей много ходатаев-молитвенников, но только живых. А когда помирают братья, то они уже не могут молиться за нас... Я ответил: – Ошибаешься ты, друг, не зная Писания. У Бога нет мертвецов; «у Него все живы» ( Лк.20:38 ). Значит, как с телом мы можем молиться Богу, так и без тела. Это видим из Свящ. Писания. В книге Маккавейской читаем: видение Иуды было такое: «он видел Онию, бывшего первосвященника, мужа честного и доброго..., – видел, что он, простирая руки, молится за весь народ иудейский. Потом явился другой муж... И сказал Ония: это – братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий» ( 2Мак.15:12–14 ). Вот несомненно отсюда, что святые праведники молятся о нас и после своей смерти. – Да, – возразил Козьма Трифонович, – но только Маккавейские книги – не канонические... – Это верно, – заметил я. – Но неканонические книги – не значит – ложные . Неканонические книги для христиан имеют великое значение. Они нам указывают, как в древние времена верили благочестивые мужи, напр., о молитвах за нас умерших праведников. И свидетельство неканонических книг мы принимаем за истинное , если его подтверждают другие свидетельства, взятые из канонических книг. А таково именно и есть учение о молитвенном ходатайстве за нас усопших праведников. В кн. Откровения мы читаем: «я увидел под жертвенником души убиенных за Слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыко Святый и Истиный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» ( Откр.6:9–10 ст.). Вот вам уже несомненное доказательство того, что усопшие святые молятся за нас...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Самое главное событие, о котором говорится в Евангелии — Пасха, — совершается. Иисус делает самый важный Свой шаг — Он переходит «от мира сего» к Отцу. Переживания, которые владели Им, — страх, боль, которые Он испытал во время Гефсиманского борения, позади. Остается только одна дорога. И наверное, не случайно, что сразу после стиха «Бог прославился в Нем» Иисус говорит: «Дети! не долго уже быть Мне с вами». И дальше, начиная с 33-го стиха 13-й главы и до конца 14-й, текст носит характер монолита, он представляет собой нечто единое с композиционной точки зрения. Это, если можно так сказать, завещание Иисуса ученикам, содержащее главные Его наставления. Наставлений, подобных по форме этим, очень много в Ветхом Завете. В конце книги Бытия рассказывается, как старый Иаков, он же Израиль, дает наставления своему сыну Иосифу; Иаков умирает, и его хоронят. В конце книги Иисуса Навина тот обращается к окружающим с наставлениями, затем умирает, и его хоронят. Аналогичный рассказ можно найти в Третьей книге Царств. Давид на смертном одре обращается с наставлениями к сыну Соломону, затем умирает, и его также хоронят. По сути дела, об этом же речь идет и во Второзаконии. Моисей наставляет Иисуса Навина и тех, кто его окружает: он пересказывает то, что составляет содержание первых четырех книг Закона. Сама книга представляет собой именно слова Моисея, она начинается сообщением об этом: «Сии суть слова, которые говорил Моисей всем Израильтянам за Иорданом в пустыне…» (Втор. 1:1). Дальше идёт завещание Моисея. «Начал Моисей изъяснять закон сей, и сказал: Господь, Бог наш, говорил нам в Хориве…» (Втор. 1:5—6). В 5-й главе Второзакония вновь повторяется Десятисловие. Затем в конце следуют две молитвы Моисея (это место Второзакония можно сравнить с Первосвященнической молитвой Иисуса в 17-й главе Евангелия от Иоанна), и наконец сообщается, что Моисей умер по слову Господню «и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора» (34:6). В Первой книге Маккавейской тоже есть подобного рода текст. Маттафия говорит своим детям, что умирает, и дает им наставления. Затем сообщается, что он умер, был погребен (с этими словами мы встретимся и в Евангелии!) и «приложился к отцам своим» (1 Макк. 2:69). Первая книга Маккавейская по времени ближе всего к Евангелию от Иоанна. Что же касается той части книги, где содержится завещание Маттафии, то завещание Иисуса в Евангелии от Иоанна очень похоже на этот текст. Маттафия говорит: « Ныне время переворота и гнев ярости (Божией. —  Г.Ч.). Итак, дети, возревнуйте о законе, и отдайте жизнь вашу за завет отцов наших» (1 Макк. 2:49— 50). В Евангелии: « Ныне прославился Сын Человеческий… Дети, не долго уже…»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010