Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор преподобных старцев Глинских. Икона. XXI в. (Степанов Иаков Фирсович; 1824, Старооскольский у. Курской губ.- 17.09.1888, Глинская пуст. Путивльского у. Курской губ.), прп. Глинский (пам. 9 сент.), архим., настоятель Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пуст. Род. в семье потомственных дворян, окончил Старооскольское уездное уч-ще. В 1845 г. поступил в Глинскую пуст., исполнял послушания письмоводителя и библиотекаря. Отличался необыкновенной памятью, спустя десятки лет мог дословно цитировать целые страницы текста, однажды прочитанного им. Окормлялся у старца прп. Илиодора (Голованицкого) , пользовался советами иеросхим. Макария (Шарова) . 7 авг. 1854 г. принял монашеский постриг, 10 июня 1855 г. рукоположен во диакона, 23 сент. 1856 г.- во иерея, 30 сент. 1861 г. награжден набедренником. По преданию, в 1861 г. иеросхим. Макарий предсказал игуменское служение И. в беседе с одной из посетительниц: «Этот будет игуменом. Хотя он и молод, но будет мудрым старцем» (Краткое описание жизни и подвигов старца иеросхим. Макария. Курск, 1893. С. 41). В мае 1862 г. И. был избран настоятелем Глинской пуст., 2 авг. 1862 г. еп. Курским и Белгородским Сергием (Ляпидевским) возведен в сан игумена. По инициативе И. в пустыни был реконструирован и значительно расширен Богородице-Рождественский собор, построены корпус для пасечников на 10 келий, 2-этажный каменный корпус с мезонином на 29 келий (на гостином дворе), 2-этажная больница с аптекой и сушильней для лекарственных трав. Больница обеспечивала иноков и богомольцев стационарным и амбулаторным лечением. Ежегодно в ней лечилось ок. 160 чел., не считая жителей близлежащих селений. Заболевшие женщины получали медицинскую помощь в странноприимнице. За труды по благоустройству мон-ря 3 окт. 1864 г. И. была объявлена «признательность» епархиального начальства с внесением в его послужной список (ГАКО. Ф. 20. Оп. 3. Д. 89. Л. 2), 10 мая 1869 г. награжден золотым наперсным крестом, 29 апр. 1873 г.- палицей.

http://pravenc.ru/text/389627.html

Н. при обращении на путь богоугодной жизни, сразу хотел стяжать великие добродетели. Отец Макарий писал ему: «В мире живучи, не ищи великой меры и не печалься о неимении слез, довольно, если помощью и покровительством Божиим соблюдешься грехов падательных, а в повседневных – будешь приносить Господу Богу исповедание и молитвы. Пока не вступишь в монастырь, не доискивайся многого, соблюдай себя от возношения, осуждения, дурных, праздных и вредных сообществ, наипаче содружества и пристрастия женского. Целомудрие и смиренный нрав всего нужнее. Когда будут слезы – плачь, но не услаждайся ими и не мни о преуспеении; теперь тебе не дастся великое, а только милосердный Господь, желая спасения грешника, посылает вдохновение и понуждение с подкреплением, чтобы востекал на путь покаяния и приучился к постоянству. Вступлению в монастырь слабое здоровье не считай препятствием, и слабейшие тебя живут». Монахине Н., увлеченной первыми подвигами ревности по Боге, старец дает мудрое наставление и предостережение: «Желаю тебе с помощью Царицы Небесной преуспевать во благое, не удаляясь от смиренномудрия. Письмо твое меня и порадовало, но вместе и озаботило напомнить тебе, чтобы ты не быстро смотрела на свои мнимые исправления (подвиги); помни, что Господь сказал Своим ученикам: аще и вся поведенная вам сотворите, глаголите, яко раби неключимы есмы, ибо вся наша правда и добродетели, если не растворит Господь Своим милосердием, обрящутся пред Ним аки рубище, в срамоте поверженное; посему нам необходимо всегда смирять себя, а не возноситься и идти по совету премудрого средним путем, не уклоняясь ни на десно, ни на шуие; всегда нужно умерять себя, чтоб не быть ни слишком горящей, ни охладевающей, ибо и то и другое не полезно; притом же старайся быть ко встречающимся оскорблениям сколько возможно снисходительной, дабы не зазорно могла произносить: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Господь, убеждая нас к сему, сказал: отпущайте и отпустится вам». На письмо о постигших скорбях в подвиге спасения старец писал: «Господь наш Иисус Христос и Пречистая Его Матерь Приснодевственная Мария да утешит вас печальных и скорбных, и укрепит изнемогающих! Вы уже уверены святым царем Давидом, что сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Истинно не уничижит Господь претерпевающих скорби. Он сладко защищает к Нему воздыхающих и сладко питает сирых. Господь знает все наши болезни и оскорбленное ваше сердце; Он смотрит отеческим оком на терпение, благоугодное пред Ним и, когда Ему угодно, предающуюся в волю Его душу освободит от всех болезней и скорбей! И тогда страждущее сердце возрадуется о милости Божией радостью неизреченной».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тогда придем в познание самих себя, и дел наших и окончания дней наших, но уже поздно! Тогда ясно откроется глазам нашим и увидим, в какой суете и забвении о вечности провели мы всю жизнь нашу, какая неизъяснимая жалость будет о том, что не усердствовали вниманием слову Божию и не жили так, как научал нас через проповедь Священного Писания Господь наш Иисус Христос. Тогда увидим, что ласкательствующий сон мира сего уже кончился, и мы, усыпленные его прелестными видениями, уже проснулись; тогда увидим, чего никогда не видели столь явно, хотя иногда и слышали, как через сон, доходящее до нас апостольское слово: что сеей в плоть свою от плоти пожнет истление. Тогда-то мы увидим, как все это истинно и как суетны были наши дела и помышления, которые не были о жизни будущей по смерти сей временной, но о том только, что угодно было нашему плотскому вожделению, что услаждало плотскую нашу чувственность, и как мы уже пожинаем невольно плод гибели и смрада, томления и муки, определенные праведным судом Божиим. Увы! Тогда уже поздно раскаяние: потеряли время, данное ко спасению, провели дни свои в празднословии и осуждениях о ближнем; охотно, назирая других пороки и немощи, не внимали нимало своему спасению. Сладки были разговоры даже и в церкви Божией о разных посторонних вещах, а о своем душеспасении не хотели помышлять и не старались предстоять в молитве со страхом Божиим, где святые ангелы невидимо предстоят славе Божией, и тут пустословили и смеелись безумно! О, бесстрашные! И обычно стало уже между многими ходить в Святую Церковь для взаимного свидания, а не для слушания, что поют или что читают, чтобы поучаться слову Божию и вести по оному жизнь свою: нет, не для того сердце идти сюда умышляло, когда оно об украшении тела пышными одеждами более всего заботилось, чтобы показаться перед знакомыми. Так мы стоим в бесстрашии перед Господом, взирающим на мысли каждого! Итак, почтеннейшая сестра о Господе, будем почаще говорить: «Всели в мя, Господи, корень благих и страх Твой в сердце мое!..» К вам пишу, пребывающим в благочестии, к вашему сердцу, всегда благоговеющему к слову Божию; пишу я к душе, любящей Бога, пусть она внимает истине, во всякой вещи славословить Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Его наставниками были такие маститые старцы и духовные светочи, как иеросхимонах Макарий (Шаров) и схиархимандрит Илиодор (Голованицкий). Схиархимандрит Илиодор окормлял Иакова с первых дней его поступления в обитель. Однако в 1854 году о. Илиодор (тогда еще архимандрит Иоанникий) хотел совершенно уйти в затвор для сокровенных подвигов и советовал своему ученику при постриге взять в старцы о. Макария (Шарова). Отец Макарий хорошо знал и ценил Иакова. Однажды в храме он сказал одному из послушников: «Учись, брат, монашеской жизни у Иакова» 1221 . 7 августа 1854 года игуменом Евстратием Иаков был пострижен в мантию и наречен Иннокентием 1222 . В своих записках он писал, что старец Макарий, ставший его восприемником, велел ему заступаться за братию перед настоятелем, «правило соразмерять по времени и при недосуге сокращать, избегать праздных разговоров, рассеянности и хранить зрение» 1223 . Старец Макарий высоко ценил рассудительность своего ученика. По благословению старца о. Иннокентий помогал ему вести обширную переписку с лицами, просившими духовных советов и назиданий. После кончины игумена Филарета (Данилевского) многие ученики и ученицы почившего аввы перешли под духовное водительство о. Макария, так что иногда о. Макарию присылалось сразу до 70 писем, и он на все отвечал 1224 . Оказывая старцу значительную помощь в переписке, о. Иннокентий воспринял многое из его старческой мудрости. Многие письма, приходившие на имя о. Макария, о. Иннокентий тоже читал. Ответы писались или под диктовку о. Макария, или непосредственно самим о. Иннокентием. Все это способствовало тому, что он основательным образом познавал человеческую душу с ее тайными изгибами, с ее немощами и силами, учился любить страждущего человека до самопожертвования. Имея беспрекословное послушание, строго исполняя монашеские обеты, подвизаясь в терпении и смирении под духовным окормлением старцев, он скоро преуспел в святой жизни. 10 июня 1855 года о. Иннокентий был рукоположен во иеродиакона, а 23 сентября 1856 года – во иеромонаха. За усердное служение обители 30 сентября 1861 года он был награжден набедренником 1225 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Подвижник Глинской Рождество-Богородицкой пустыни схимонах Евфимий/Собрал игумен Иассон. Курск, 1910. Труды иеросхимонаха Максима (Кузьмина) Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е доп. и вновь перераб., ил. Одесса, 1905. Чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы Пустынно-Глинская. Очерк явления иконы и описание чудес, от нее происшедших. Одесса, 1907. Эпистолярное наследие монаха Петра (Лешенко). Эпистолярное наследие схиархимандрита Илиодора (Голованицкого). Эпистолярное наследие иеросхимонаха Макария (Шарова). Эпистолярное наследие схиархимандрита Серафима (Романцова) . Эпистолярное наследие схиархимандрита Андроника (Лукаша) . Труды схиархимандрита Иоанна (Маслова) 1. Отдельно изданные произведения схиархимандрита Иоанна (Маслова) Глинская пустынь. М.,1992. Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI–XX веках. М.,1994. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М., 1993. Избранные изречения старца Амвросия Оптинского , извлеченные из разных источников. М., 1996. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М., 2000. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Магистерская диссертация. Статьи разных лет. М.,1993. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Статьи разных лет. М., 1995. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского . М., 1996. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского . М., 2000. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского . М., 2003. Глинский патерик. М., 1997. Лекции по пастырскому богословию. М., 2001. Лекции по литургике. М., 2002. Избранные письма и проповеди. М., 2004. Избранные статьи. М.,1993. Выпуски 1–7. Избранные статьи. М.,1995. Выпуск 2. Не поднимет народ на народ меча. Избранные статьи. М., 1996. Выпуск 3. Церковь Христова – место спасения человека. Статьи разных лет. 1997. Обрядовые особенности покаянной дисциплины Древней Руси. 2000. Без тайны Рождества Христова – нет смысла жизни на земле. М., 1999.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Послушниц П. и Е. напоминанием о цели их поступления в монастырь старец хочет подвигнуть к большему усердию и потому пишет им: «Прошу помнить, зачем мы пришли в монастырь и на какой конец? Для спасения души нужно непременно: терпение, смирение, молчание, незлобие, безмолвие, молитва и пост, а наипаче послушание безропотное; будьте осторожны в словах, никого не осуждайте, а то как ржа железо поедает, так и осуждение все добродетели истребляет. Прошу вас, вооружайтесь обоюдоострым мечом – словом Божиим». Монахине, писавшей ему, что она худо живет и некому ее научить, отец Макарий отвечал: «Прежде всего и более всего молись усерднее Господу Богу, чтобы Он тебя вразумил и научил всему благому и полезному, имей всегда и ограждай себя страхом Божиим, ибо это начало всей премудрости; прилежи смирению и послушанию, не удаляйся от терпения, оно очень полезно. Сколько возможно убегай смеха и разных кощунств, всему время, время всякой вещи под небесем. Было время смееться, но уже пришло время, в которое надо оплакивать прежде содеенное. В подтверждение сего и святой апостол Павел пишет: егда бех младенец, тогда яко младенец глаголах, яко младенец мудрствовах, и яко младенец смышлях; егдаже бех муж, тогда отвергох вся младенческая. Вот так-то и ты поступай и не держи в памяти своей сего, что некому тебя научить, как жить и спасти душу свою. Если захочешь учиться, то всегда от всего будешь учиться, а если не захочешь внимать себе, то и никто тебя не научит, – помни всегда, последняя твоя и во веки не согрешишь, так некогда сказал премудрый». Сетующей монахине, что у нее нет слез для оплакивания грехов, мудрый опытом старец пишет: «Жалеешь ты, что у тебя нет слез для оплакивания грехов; но не скорби о сем, ибо Господь отвергнул все добродетели фарисее, а принял мытарево одно воздыхание и две лепты вдовицы предпочел всем приношениям; посему несомненно надо верить, что если мы воздохнем только от чистого сердца ко Господу, то Он и сие приимет от нас паче источников слез, которые, может быть, текли бы у нас с примесью или тщеславия, или осуждения, или еще – всего хуже – гордости; поэтому советую тебе всегда во всем благодарить Господа и не желать излишне того, чего не имеем, потому что мы не знаем, послужит ли то нам в пользу. Нам необходимо внимать себе, стараться сколько возможно уклоняться от пороков и прилежать добродетели, на всяк день стремиться положить начало благое».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так постепенно о. Иннокентий Промыслом Божиим через постоянное духовное руководство старца Макария, внимательное изучение святоотеческих творений, но более всего через постоянный личный подвиг молитвы и непрерывного внимания к себе готовился к многотрудному подвигу настоятельства и старчества. Старец Макарий предсказал будущее своего ученика. В конце 1861 года он сказал одной своей посетительнице об о. Иннокентии: «Этот будет игуменом. Хотя он и молод, но будет мудрым старцем, вы его полюбите, на нем благодать Божия почивает». Через полгода слова о. Макария исполнились. Отец Иннокентий был избран братией настоятелем Глинской пустыни. По мнению Глинского игумена Иассона, составившего жизнеописание старца Макария (Шарова), о. Иннокентий «прославился более своего старца, унаследовал его добродетели и получил от Господа все дары, коими обладал отец Макарий» 1226 . В должности настоятеля главное внимание игумен Иннокентий обращал на внутреннее устроение обители. Сам будучи муж духовный, он ревностно заботился не столько о том, чтобы братия упражнялась в монашеских подвигах, сколько о водворении в сердце благодатных даров Святого Духа. Ежедневное чистосердечное исповедание помыслов, полное отсечение своей воли, безусловное послушание, смирение и кротость – вот чему учил он иноков. Глубокое чувство ответственности за братию перед Богом побуждало его ревностно подвизаться на ниве Христовой. Так, например, он пишет: «Настоятель отвечает за всех… мне надо хотя умом побывать в келлии каждого, помолиться за него, оградить его крестом, иначе враг распудит Христово стадо» 1227 . Его молитва ограждала многих не только от болезней телесных, но и козней диавольских. Это был поистине пастырь, полагающий свою душу за своих пасомых. За высоту своей духовной жизни и неустанные труды на благо ближних о. Иннокентий получил от Бога дар непрестанной молитвы, прозрения будущего и в тайники человеческих душ, дар исцеления. От его духовного взора не могло скрыться ни одно падение кого-либо из братий или их нерадение. Он призывал инока к себе, молился о нем, напоминал цель, ради которой оставляет человек мирскую жизнь, говорил о высоте монашеских обетов и этим самым возбуждал в провинившемся усердие к подвигам. Так, заботясь о спасении каждого, он поддерживал в иноках Глинской пустыни непрестанно горение духа, любовь ко Господу и стремление к высшему совершенству.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

На вопрос о келейном рукоделии он отвечал: «О рукоделии я тебе ничего не могу сказать определенно, но советую поступать так, чтобы тебя совесть не упрекала, ибо нам должно лучше любить Бога, нежели свои прихоти, посему и советую тебе поступать по своей совести». Желая предостеречь монахиню от тщеславия, что она с ним имеет переписку, он пишет: «А мне, смиренно тебя прошу, в другой раз не обещать своей усердной благодарности, да не приидет тебе помысел, что на твое письмо отвечает грешный Макарий благодарности ради. Прости, что я тебе о сем напомнил. Желаю тебе убегать злого и творить благо, да спасешься! Чего тебе и всем усердно желаю». В скорби об участи умерших родителей старец письмом утешает. «Скорбь по земным родителям пользы им не приносит, упокоевайте их поминовением, панихидами и милостыней. Это уже есть надежда крепкая и помощь сильная. Истинный помощник и утешитель наш Всесильный Бог . Вы только к Нему Единому обращайтесь, и воздыхайте, и плачьте, и Господь, видя такое ваше на Него упование и преданность, будет вашим заступником и поможет вам во всем и я, немощный и слабый иеромонах Макарий, по силе своей, не забуду помянуть в своей холодной молитве вас и родителей ваших». Должностному лицу о. Макарий писал: «Не тяготитесь делать добро бедным вдовам и сиротам, пока время для вас удобное и возможное. Не думайте, что это вам не принесет никакой пользы и награды. Нет, это будет самое прочное богатство для вашего спасения; оно, может быть, оправдает вас перед Богом во время великой нужды». Вот увещание о. Макария о благоугождении Богу, писанное одной боголюбивой особе: «Любящим Бога вся поспешествует во благое: и самый злобный дух, озлобляющий разными способами весь человеческий род, хотя и невольно, но служит к увенчанию благодушно претерпевающих. А временное все, что бы ни было, как сон по пробуждении: только что помнится, но уже прошло, предстоит лишь настоящее. Так и по истечении всех дней нашей жизни, в минуту разлучения души от тела, сердца же от суетных помышлений и желаний, представится как какое пробуждение от сна.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

священника Феодора Дорофеева (1885-1937), священника Тихона Архангельского (1875-1937), священника Александра Соловьева (1893-1937), священника Александра Крутицкого (1898-1938), протоиерея Петра Соловьева (1871-1937), инокини Евдокии (Бучиневой; 1885-1931), священника Созонта Решетилова (1894-1937), священника Алексия Шарова (1882-1938), священника Николая Андреева (1869-1937), священника Владимира Проферансова (1874-1937), священника Василия Озерецковского (1885-1937), инокини Анны Макандиной (1891-1938), священника Василия Крылова (1899-1938), священника Александра Быкова (1881-1937), священника Симеона Кульгавца (1880-1938), иеромонаха Нила (Тютюкина; 1871-1938), протоиерея Александра Соколова (1881-1938), священника Феодора Гусева (1875-1937), священника Петра Озерецковского (1889-1937), священника Вячеслава Занкова (1892-1937), иеромонаха Петра (Мамонтова; 1880-1937), протоиерея Алексия Воробьева (1888-1937), игумена Иоасафа (Крымзина; 1880-1937), священника Василия Надеждина (1895-1930), протоиерея Владимира Амбарцумова (1892-1937); от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: архимандрита Кронида (Любимова; 1859-1937); от Свято-Данилова монастыря: архимандрита Георгия (Лаврова; 1868-1932); от Оренбургской епархии: протоиерея Макария Квиткина (1882-1931); от Пензенской епархии: епископа Феодора (Смирнова; 1891-1937), иерея Василия Смирнова (1889-1937), иерея Гавриила Архангельского (1890-1937); от Рязанской епархии: священника Николая Пробатова (1874-1918) и иже с ним убиенных Космы, Виктора, Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и Агафии; священника Гавриила Масленникова (1871-1937); от Санкт-Петербургской епархии: протоиерея Владимира Лозина-Лозинского (1885-1937); от Тверской епархии: священника Николая Лебедева (1869-1933), священника Иоанна Спасского (1873-1937); от Уфимской епархии: священника Петра Варламова (1897-1930); от Черниговской епархии: архиепископа Черниговского и Нежинского Василия (Богоявленского; 1867-1918) и с ним убиенных

http://sedmitza.ru/lib/text/429466/

Он отвечал: «Для души это очень полезно». Другой раз тот же брат встретился о. Игнатию и на его вопрос, куда идет, ответил: «Иду просить новые сапоги». Зная скудость содержания обители и возможность обойтись без просьбы, Игнатий сказал: «Купи на свои деньги, которые таким образом пойдут на монастырь, как твоя жертва». Монах Ф. в расстроенном виде встретился о. Игнатию и объяснил ему, что идет жаловаться игумену на своего обидчика. Помня святоотеческие наставления, что врага надо «ухлебить», о. Игнатий сказал: «Ты себя расстроил, расстроишь и того, и отца игумена. Снеси оскорбителю полфунта чая и будешь спокоен». Совет был исполнен, и все обошлось мирно. 24 августа 1883 года, имея от роду 67 лет, отец Игнатий мирно скончался, напутствованный в жизнь вечную святыми Таинствами Елеосвящения, Исповеди и Причащения. На могильном кресте его надпись говорит, что он 18 лет проходил послушание с кротостью чистого усердия к обители и смиренным братолюбием 628 . Литература Глинский монах Игнатий трудолюбивый. (Память 24 августа)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Июль-декабрь. Том доп. Ч. 1. Кн. II. М., 1912. С. 99–101. Жизнеописание Глинского подвижника схимонаха Архиппа. Одесса, 1902. С. 19. Подвижники Глинской пустыни. (Память 1 апреля)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Апрель. М., 1908. С. 10. Монах Игнатий//Глинская пустынь. Очерк современного состояния обители. В 2-х ч. Одесса, 1901. С. 45. То же. Одесса, 1904. С. 45. То же. Курск, 1912. С. 39. ИЕРОМОНАХ ИОСИФ (†1883) Иеромонах Иосиф был одним из ближайших учеников Глинского старца иеросхимонаха Макария (Шарова). В жизнеописании о. Макария сказано, что это был «добрый инок, с усердием подвизавшийся в Глинской пустыни 38 лет и умерший в 1883 году. Его два раза выбирали в настоятели других общежительных обителей, но он предпочитал лучше дни свои кончать там, где начинал иночество. Литература Краткое описание жизни и подвигов Глинской пустыни иеросхимонаха Макария.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010