1078 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 20. Старец Макарий указывал: «Что такое крест как не скорби, которые и Христос терпел и оставил нам образ, да последуем стопам Его» (Письма о. Макария. Т. 2. С. 356). 1079 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 59–59 об. Старец Амвросий убеждает: «Господь все попускает к пользе нашей душевной» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 186. С. 162). «Креста нигде не избежишь» (Там же. П. 222. С. 189). Оптинский игумен Антоний в одном из своих писем напоминал: «Так устроено Господом Богом, пекущемся о душевном спасении нашем, чтобы всякий человек в жизни своей имел крест, который и должен он с покорностию нести…» (Письма о. Антония. С. 344). 1080 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 59–69 об. Старец Макарий писал: «Терпение невольных болезней превышает делание подвижническое» (Письма о. Макария. Т. 3. С. 262). 1081 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 109. «Больше всего в болезненном положении остерегайся ропотливого расположения духа» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 133. С. 118). 1083 Там же, л. 75 об.–76. «Если христианин согрешил, то по праведному суду Божию, для избежания вечного наказания, должен при покаянии понести какое-нибудь наказание временное, но малое в сравнении с грехом, или болезнь, или беду какую, или бесчестие. Остальное же восполняет милость Божия» (Письма о. Амвросия к монашествующим. B.II. П. 394 С. 111). 1084 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 59 об. «Трудно переносить тяжкие и болезненные страдания и томления и другие скорби, но отрадный и утешительный сему последний конец» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 171. С. 148). Схиархимандрит Оптинский Моисей писал: «Не должно бояться тесноты и скорби ради заповедей Христовых, понеже кратковременна скорбь, но вечные потом… покой, радость и слава» (Письма о. Моисея (Путилова) к его брату Александру Ивановичу//Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея . М., 1882. С. 228). 1085 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 60. Иеросхимонах Макарий Оптинский увещевал: «Крест есть истинный дар Божий, который должно принять и нести с терпением, преданностью, упованием на Бога, чтобы быть причисленным к спутникам Христовым» (Выписка из писем старца иеромонаха Макария (Иванова) к монахиням Троицкого Севского монастыря//РГБ, ф. 214, ОПТ-392, л. 215 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Письма о духовной жизни В сборник вошли избранные письма преподобного оптинского старца Макария (Иванова) , адресованные мирским особам. В письмах содержатся ответы на самые распространенные вопросы духовной жизни – борьбы с грехом и стяжания христианских добродетелей, отношения к скорбям и болезням, проблемы воспитания детей и др. Советы старца, содержащиеся в письмах, актуальны и в наше время. «Святой отец для последних времен» 1 Преподобный Макарий, в миру Михаил Николаевич Иванов, родился 20 ноября 1788 года в сельце Железники Калужской губернии в небогатой дворянской семье. Семья отличалась искренним благочестием, христианским смирением и была известна благотворительностью. Прадед Михаила Николаевича был иноком Карачевского Николо-Одрина монастыря и проводил строгую постническую жизнь. А духовником семьи был настоятель Калужского Лаврентьевского монастыря архимандрит Феофан. После кончины матери семья Ивановых переехала в Карачев, где Михаил успешно окончил городское приходское училище. В 1802 году он поступил бухгалтером в Льговское уездное казначейство, в 1805 году получил место начальника стола счетной экспедиции в Казенной палате города Курска, но уже в 1806 году, после смерти отца, вышел в отставку и поселился в своем родовом сельце Щепятине в Орловской губернии. Несколько лет Михаил Николаевич прожил в сельском уединении, занимаясь чтением духовных книг. Между тем хозяйственные дела шли не очень хорошо: Михаил Николаевич, отличаясь необыкновенной добротой и тактом, не мог быть строгим и взыскательным хозяином. Богородицкая Площанская пустынь Осенью 1810 года он поехал на богомолье в Богородицкую Площанскую пустынь и уже более не возвращался в мир. Через месяц после поступления в обитель, 16 ноября 1810 года, Михаил Николаевич был определен в число послушников и 24 декабря пострижен в рясофор с именем Мелхиседека. Молодой инок ревностно исполнял монастырские послушания, хорошо изучил церковный устав. 7 марта 1815 года он был пострижен в мантию с именем Макария в честь преподобного Макария Великого , а через несколько дней, 12 марта, рукоположен в иеродиакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Макарий, поклонившись ему в ноги, кротко спросил: «Простите, Батюшка! Благословите отказаться?» – «Как отказаться? Сам напросился, да и отказаться? Нет, теперь уж нельзя отказываться, дело сделано», – сказал о. Леонид, вовсе не имевший в виду лишать духовной пользы тех, которые вверялись духовному руководству опытного наставника. Цель выговора была иная: искусить смирение преуспевающого в оном старца-ученика и воспользовать чрез то других, – и она была достигнута вполне. Поступая так, старец о. Леонид между тем не только отечески глубоко любил, но и сердечно уважал о. Макария, как своего духовного друга и сотаинника и, когда находил то полезным, выказывал эти чувства в такой мере, что изумлял слышавших. Некоторые однажды спросили о. Леонида о душевном устроении настоятеля обители о. Моисея, брата его – скитоначальника о. Антония и упоминаемого здесь иеромонаха о. Макария. Старец кратко отвечал: «Отец Моисей и о. Антоний – великие люди, а Макарий – свят». Слышавшие после объясняли себе слова Старца словами св. Иоанна Лествичника : «Великих людей есть свойство переносить мужественно и с радостью досады; святых же и преподобных – принимать похвалу без вреда» 75 . Духовная деятельность старца о. Леонида не ограничивалась одной Оптиной Пустыней и многочисленными её посетителями. В 1837 г. один из учеников о. Леонида, прибывший с ним в Оптину Пустынь из Александро-Свирского монастыря, иеромонах Геронтий, был назначен настоятелем Калужской Тихоновой пустыни. С ним отпущены были из Оптиной до пяти человек единомудренных братий. А по времени и еще некоторые перешли к нему по благословению Старца. С того времени сам Старец ежегодно посещал Тихонову пустынь и проживал там по нескольку времени, заботясь о духовном окормлении и утверждении братий её. Кроме того, через приверженных ему лиц и в вещественном отношении благодетельствовал этой бедной обители, которая с той поры стала мало-помалу благоустрояться. Но о сем подробнее сказано будет ниже. В 1839 же г. скитоначальник иеромонах Антоний был назначен игуменом Малоярославецкого Николаевского монастыря (Калужской епархии), куда с ним также перешли некоторые из учеников старца о.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Настоятелем Лаврентьева монастыря в то время, когда близ него проживали родители Михаила, был отец архимандрит Феофан, муж благоговейный, ласковый и обходительный. Находившись в близком духовном общении с гг. Ивановыми, он воспринимал у них от св. купели детей; но всех ли, утвердительно сказать нельзя. А что о. архимандрит Феофан был восприемным отцом сестры старца Макария Варвары, об этом сказывал сам старец. При личных воспоминаниях об обители праведного Лаврентия отец Макарий передавал из своей детской жизни такой замечательный случай. Однажды, бывши там с родителями у обедни, он, кажется, во время чтения Апостола, увидев сидевшего в алтаре о. архимандрита Феофана, которого очень любил, стремительно вбежал к нему в алтарь через отворенные царские врата. У гг. Ивановых, кроме первенца Михаила, было еще три сына: Алексей, Павел, Петр и дочь, вышеупомянутая Варвара 2 . По свидетельству оставшейся в живых некоей сверстницы Михаила, мать его Елизавета Алексеевна, женщина смиренная и богобоязненная, из всех своих детей особенно безотчетно любила своего первенца. В объяснение этого она говорила своим близким так: «Сердце мое чувствует, что из этого ребенка выйдет что-нибудь необыкновенное». Вместе с тем Михаил с раннего детства невольно привлекал к себе общее внимание всех, знавших его, своими добрыми свойствами: тихостию, кротостью и молчанием. Он даже не участвовал в играх своих братьев и сверстников, а постоянно пребывал дома и почти не отходил от колен своей любимой матери, как бы в предчувствии, что всем им недолго остается пользоваться ее ласками. Так действительно и случилось. Вскоре слабое здоровье Елизаветы Алексеевны до того расстроилось, что Николай Михайлович должен был оставить свой тихий сельский приют и переехать со всем семейством в Москву для пользования больной. Старшему сыну их Михаилу тогда было пять лет. Через три года после того (в 1797 году, 21 января) Елизавета Алексеевна скончалась от чахотки и погребена в Андрониевом монастыре. А Николай Михайлович с детьми своими – Михаилом, Алексеем и Павлом – переехал в Дмитровский уезд в родовое свое имение – село Щепятино. Дочь же его Варвара Николаевна 3 , оставшись по кончине матери нескольких месяцев, взята была на воспитание родною своею теткой О.П. Голдобиной, которой именье находилось в Костромской губернии Кинешмского уезда, близ Судиславского посада.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Начался XXII Волжский крестный ход 30 мая 2021 г. 15:26 29 мая 2021 года митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Божественную литургию в храме Преображения Господня Ольгина женского монастыря на истоке Волги в д. Волговерховье Тверской области. Богослужение было совершено в день открытия XXII Волжского крестного хода , посвященного 500-летию обретения мощей преподобного Макария Калязинского. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Виктор (Олейник) , митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор , епископ Бежецкий и Весьегонский Филарет , духовенство Тверской митрополии . Богослужебные песнопения исполнил молодежный хор Тверской епархии под управлением Феодоры Фаерман. За богослужением молились настоятельница Ольгина женского монастыря игумения София (Прощаева) с сестрами, настоятельница Екатерининского женского монастыря игумения Иулииания (Кирси), настоятельница Николаевского Клобукова женского монастыря игумения Варвара (Иванова), настоятельница Вознесенского Оршина женского монастыря игумения Епраксия (Инбер), настоятельница Казанского женского монастыря игумения София (Сухова). На Литургии присутствовали председатель Законодательного собрания Тверской области С.А. Голубев, член Совета Федерации А.Н. Епишин, депутат Государственной Думы С.А. Веремеенко, главы районов Тверской области, курсанты Военной академии воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова. По окончании Литургии духовенство и паломники с пасхальными песнопениями прошли крестным ходом к истоку Волги, где архиереи совершили молебен и чин малого водоосвящения. На чине освящения присутствовали губернатор Тверской области И.М. Руденя и советник Президента РФ В.А. Васильев. После освящения вод истока Волги к собравшимся обратились митрополит Амвросий, И.М. Руденя, В.А. Васильев. Митрополит Исидор подарил Ольгинской обители Смоленскую икону Божией Матери. Перед началом XXII Волжского крестного хода состоялся праздничный концерт; для паломников работала полевая кухня. После общения с верующими митрополит Амвросий вместе с духовенством, паломниками и курсантами Военной академии воздушно-космической обороны прошел крестным ходом от истока Волги до часовни преподобных Германа и Нила Столобенских в деревне Новинка и совершил там молебен на начало водного крестного хода. 6 июня крестный ход пройдет по тропе преподобного Макария Калязинского из Кашина в Калязин, 7-8 июня в Калязине состоятся торжества, посвященные 500-летию обретения мощей преподобного Макария Калязинского. Тверская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5815659.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЯ (Сомова Мария Николаевна, 1811 - 13.02.1894, Кашира Тульской губ.), прп. (пам. 13 февр. и 22 сент., в Соборе Тульских святых), игум., настоятельница (1884-1888) каширского во имя великомученика Никиты женского монастыря. Из дворян Одоевского у. Тульской губ. Род. в семье поручика артиллерии, получила домашнее образование. В 1836 г. по благословению преподобных Льва (Наголкина) и Макария (Иванова) поступила в белёвский в честь Воздвижения Креста Господня жен. мон-рь. М. вместе с сестрой Марфой Сомовой (впосл. мон. Македония) стала ходить на откровение помыслов к ученице прп. Льва рясофорной инокине Анфии (Кононовой, в монашестве Магдалине). Впосл. Марфа, не понимавшая сути старческого окормления, стала инициатором обвинения прп. Льва и его учениц в ереси. Это обвинение поддержал монастырский свящ. Григорий Попов, который ездил в Киев и изложил ситуацию схим. Парфению (Краснопевцеву), духовнику митр. Киевского свт. Филарета (Амфитеатрова) . 24 янв. 1839 г. прп. Макарий в письме к свящ. Григорию подробно разъяснял суть старчества и практики откровения помыслов и просил не верить ложным обвинениям (Житие оптинского старца иером. Леонида. 1994. С. 283-287). Однако увещевания не возымели действия. Еп. Тульский и Белёвский Дамаскин (Россов) вызвал игум. Епафродиту и о. Григория, который подтвердил, что распространителями «масонства» в мон-ре являются старица Анфия и послушница Мария Сомова. Мон. Анфия была обвинена в том, что «привлекает к себе сестер, распространяет между ними какое-то новое учение, исповедует их и разрешает именем отца Леонида». Отец преподобной Н. И. Сомов обвинял мон. Анфию и в том, что она присваивает деньги его дочерей. В рапорте от 24 нояб. 1840 г. в Тульскую духовную консисторию белёвская игум. Епафродита писала, что «никакой другой ереси» в ученицах прп. Льва «не нашла, как одно лишь монахини Анфии своевольство» (Там же. 1994. С. 280, 290). 3 февр. 1841 г. указом Тульской духовной консистории предписывалось снять рясофор с мон. Анфии и выслать ее из мон-ря. Была выслана и Мария Сомова, как «неукаженная» послушница, другие ученицы оставлены под надзором. В марте 1841 г. преподобные Лев и Макарий писали игум. Борисовской Тихвинской пуст. Анатолии (Яновской), что сестры «не имеют места, где главу подклонити» (РГБ. Ф. 213. К. 79. Ед. хр. 8. Л. 20 об.). Мария Сомова пыталась поступить в орловский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастырь, однако ей не позволили даже переночевать там (Там же. Л. 21). Узнав о случившемся, архим. св. Игнатий (Брянчанинов) предложил мон. Анфии перебраться в «северные пределы» ( Игнатий (Брянчанинов). 2004. Т. 6. С. 561).

http://pravenc.ru/text/2561468.html

Сохранившаяся до наших дней каменная Богородице-Рождественская церковь построена на месте более древней деревянной, которая впервые упоминается в «Дозорной книге города Унжи» за 1617 год: «…Верховски ж волости погост Ухтомской на реке Унже а на погосте храм во имя Рожество Пречистые деревянной клетцкий да другой тёплой во имя Рожества Иоана Предтечи а во храме образы книги и свечи колокола строение мирское…». В церковных документах за 1628 г. «церковь пречисты Богородицы» упоминается уже в «Верховской волости в Ухтубуже». В Богородицком приходе на 1617 г. насчитывалось 8 деревень и 6 починков (всего 46 дворов). На рубеже XVIII и XIX вв. деревянный храм в Ухтубуже обветшал и было принято решение о постройке новой каменой церкви. Заботы о ее строительстве легли на священника Ивана Данилова, диакона Никифора Иванова и дьячка Федора Иванова. В 1806 г. строительные работы были завершены и в том же году новый каменный четырехпрестольный храм с колокольней в Ухтубуже был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На первом этаже находились престолы «во славу Богоявления Господня на Иордане» (в холодной), в честь Рождества Иоанна Предтечи и во имя преподобного Макария Унженского (в теплой). На втором этаже находился престол «в честь Божией Матери, празднования Ея Рождества». С 1871 г. священником в селе Ухтубуж служил Иоанн Никитич Птицын. После его смерти с 27 января 1880 г. настоятелем Богородицкой церкви был Павел Григорьевич Шелутинский, усилиями которого в 1891 г. начала действовать церковная школа грамоты. С 1890 г. для Богородицкого прихода остро встала проблема сохранности церковного здания. Расположенное вблизи речного берега, оно дважды подвергалось удару молнии. К 1908 г. на стенах церкви стали появляться трещины, к церкви постепенно приближался оползень, колокольня отклонилась в сторону запада. В 1906 г. церковным старостой избрали богатого лесопромышленника, сына купца Сергея Александровича Калинина, который предложил построить в селе Ухтубуж новый храм, исполнив тем самым завещание своих родителей.

http://sobory.ru/article/?object=20890

Относительно существующих печатных трудов по историческому, собственно, обозрению свящ. книг Нового Завета нужно также заметить, что немногие из них имеют в виду научную именно разработку и изложение вопросов новозаветной исагогики; большая часть представляет собою просто руководства или пособия к чтению свящ. книг, имеющих целью дать приступающими к этому чтению краткие предварительные сведения о происхождении и составе их. Из числа первых трудов мы должны поименовать следующие: «Об исторической достоверности и догматической важности книг Свящ. Писания, – и в частности именно «Нового Завета» – отдел о Свящ. Писании, находящийся в «Введении в православное богословие» – преосвящ. Макария, архиепископа Литовского; «Обозрение послания св. апостола Павла к Коринфянам» – М. Голубева , профессора С.-Петербургской дух. Академии (Спб. 1861 г.); «О Евангелиях и евангельской истории» – архимандрита (ныне епископа Уманьского) Михаила (Москва 1870 г.); «Филологические замечания о языке новозаветном в сличении с классическим при чтении послания ап. Павла к Ефесеям», С. Смирнова (Москва 1878 г.). Сюда же могут быт также отнесены: «Чтения о св. Первоверховном апостоле Петре» преосвящ. Игната (Спб. 1849 г.); «О Новом Завете Господа нашего И. Христа» архим. Феодора (Спб. 1861 г.); «Св. Апостол Павел» (Спб. 1863 г.). Не поименовываем отдельных статей, рассеянных в наших духовных журналах, из которых многие заслуживают по своему содержанию и ученому характеру полного внимания 77 . К опытам более или менее полного, систематического изложения вопросов новозаветной исагогики принадлежат: «Краткое руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета» – Амвросия, митрополита Новгородского и С.-Петербургского (Москва 1779 г.; 2-е изд. 1803 г.; 3-е изд. 1811 г.); «Введение в книги Свящ. Писания Н.Завета» – Алексея Никитича Хергозерского (Спб. 1870); «Пособие к доброму чтению и слушанию слова Божия в книгах Ветхого и Нового Завета» – священника Василия Александровича Смарагдова (Спб. 1869 г.); «Руководство к истолковательному чтению книг Нового Завета»: выпуск I-й – «Соборные послания» (Киев 1872 г.); вып. II-й – «Послания ап. Павла к Римлянам, Коринфянам и Галатам» (Киев 1873 г.); вып. III-й – «Послания к Ефесеям, Филиппийцам, Колоссаям, 1-е 2-е к Солунянам, 1-е и 2-е к Тимофею, Титу, Филимону и к Евреям»; «Апокалипсис» (Киев 1873 г.) – Александра Васильевича Иванова ; «Учебное руководство к чтению Евангелия в дух.семинариях» (в 3-х выпуск.) Дмитрия Павловича Боголепова , (Москва, 1875 – 1876 г.). Каждое из означенных руководств имеет свои неоспоримые достоинства, хотя по самому существу своей задачи – служит именно кратким руководством или пособием, и притом именно к истолковательному чтению книг Нового Завета (как руководства Иванова и Боголепова) – многие из исторических вопросов в них опущены совершенно, другие же изложены кратко, без надлежащего научного обоснования. 6. Разделение

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Наконец в чтении зазвучало слово «причастие». Как я обрадовалась! И вот уже вынесли Чашу… Я причастилась, запила – и с чувством выполненного долга вылетела из храма и понеслась к маршрутке. Доехала я быстро, фильм еще до середины не дошел. О том, что после причастия служба не кончается, а в конце нужно прикладываться к кресту, я узнала быстрее всего – в следующее воскресенье, всего лишь через неделю после моего первого причастия. Сейчас страшно вспоминать, ой как страшно… Но тогда, видимо, и это было что-то, пусть маленькие, неуверенные, но шаги. Несмотря на привычную грязь мира, которую я еще долго не воспринимала как грязь, с самого момента Крещения во мне крепло ощущение: в храме лучше, чем без храма, и с Богом совсем по-другому, чем когда Его нет в твоей жизни… Помню, на летнем отдыхе я за все время так и не открыла первую мою купленную духовную книгу – выборку из произведений св. прав. Иоанна Кронштадского… Так и пролежала она у меня в чемодане, но как же укрепляла и грела меня мысль, что она там лежит, что у меня есть это сокровище – вера, книги тех людей, кто жил Богом… И вот 4 года с того дня. Как все поменялось! И внешне, и внутренне. И не только в хорошую сторону, к сожалению. … Итак, поездку мы спланировали. Позвонила в «Болховскую старину»: у них есть гостиница, в которой можно остановится (всего 200 р. в сутки), они смогут свозить меня в Спас-Чекряк (минут 20 от Болхова) и даже Макарьеву Жабынскую пустынь… Про нее я слышу впервые. Роюсь в путеводителях, в интернете. Информации мало – расцвет пустыни в 17 веке, по молитвам прп. Макария забил источник… Ну что ж, значит, узнаю на месте. Главное – он святой, монах, у него была духовная брань, значит, «искушен быв», он может и мне помочь… Там его мощи, им можно поклониться. Конечно, я хочу и туда. Взято благословение. Написан доклад. «Место Бога в картине мира эмигрантской лирике Г. Иванова». Отдаю научному руководителю, сопровождаю комментарием: «В этой статье – ни одной ссылки на Священное Писание». Потому что это именно то, за то он меня каждый раз ругает: у нас МГУ, а не Свято-Тихоновский, теория литературы, а не богословие, нам надо идти от текста, а не мерить текст сакральным абсолютом. И вот – я смогла. Религиозная статья, с позиций Православия, где все выстраивается из стихотворений Иванова, без привлечения внешних текстов. Ни одной цитаты из Библии! Я чувствую глубокое профессиональное удовлетворение.

http://pravmir.ru/v-gostyax-u-batyushki-...

Так, в 1722 году на беседе 13 марта, бывшей в Лыбовке, Евстрат выступал главным возражателем «священноиерею» Матвею Андрееву. Около этого же времени начался его раздор с некиим федосеевцем Савином Михеевым – из-за исправлений в старопечатных книгах, допущенных Евстратом. В 1735 году видим Евстрата в деревне Ступилишках, в Польше, где он на «соборе» произносит свое «исповедание веры» 131 . Тогда Евстрат всеми был одобрен и принят в общение. Однако, на «соборе» 1739 года Евстрат значится не на первом месте: возможно, что споры Евстрата с Савином Михеевым значительно ослабили его авторитет. Умер Евстрат в 1768 году. Упомянутый Савин Михеев, известен своими спорами с Евстратом Федосеевым. В определении федосеевского «собора» 1739 года он значится «духовным отцом» и в ряду таковых занимает седьмое место. Когда федосеевцы жили на Ряпиной мызе, то Савин Михеев состоял там кузнецом федосеевской «обители» 132 . Тем не менее и тогда он был человеком, по-видимому, влиятельным: заведя раздор с Евстратом, Савин решился даже перекрещивать сторонников Евстрата, если таковые приходили для общения к нему 133 . Г. И. Х. С. Б. П. Н. А. 134 Лета седмь тысящ двести четыредесять сфдьмого, июня в 11-й день 135 . По совету всех духовных человек: Терентия Васильева, Игнатия Трофимова, Ивана Иванова, Лазаря Захарьева, Фаддея Дионисиева, Василия Семенова, Савина Михеева, Симеона Сергеева, Игнатия Тимофеева, Георгия Андреева, Герасима Яковлева, Макария Иванова , Феодора Феодорова, и прочих человек духовных, книжных и простых, всех православных христиан, мужеска полу и женска, – было у нас общее братское собрание – в Польше, в деревне Давыдове – и приговорили мы вкупе, чтоб нам по правилам святых отец чинить: Отныне в колиях на уединении, с зазорными лицы, и с духовными дочерьми, – и с девицами, и с женами, – не жить, и со старейшими, и с преемницами. И которые люди обыщутся в духовном сродстве крещены; един кум у мужа и жены, – и нам, отцем духовным, таковых разводить, и жить вкупе не велеть, и тем житием православных христиан не соблажнять, и такового жития впредь не иметь, дабы нам проклятым не быть.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010