А что в прошлом во 175 году по ненависти прежняго, Парфения, патриарха царегородскаго, по салтанову указу, на место Паисея, патриарха александрийскаго, поставлен был во Александрию новой – Иоаким патриарх, и по нашему, холопей твоих, договору, по салтанову указу, того новаго патриарха Иоакима из Александреи от патриарша престола велено отставить, и о том салтанову грамоту во Египет, к египетскому Ибрагим-паше мы, холопи твои, взяли, и для свидетельства правды с тою грамотою из Царяграда к паше во Египет пошлем мы, холопи твои, нарочно гречанина Мануила Иванова, чтоб того новаго Иоакима патриарха из Олександреи от патриарша престола при —81— . нем, Мануиле, отставить, а до приезду с Москвы Паисея патриарха ведать тое патриаршу александрийскую область Паисея, патриарха александрийскаго, наместнику ево, архидьякону Никифору. И во Антиохию, государь, салтанову грамоту взяли ж, что до приезду с Москвы Макария патриарха его патриаршу область ведать наместнику ево, и тое грамоту во Антиохию пошлем мы, холопи твои, из Царяграда с кем доведетца». Далее в отписке послов государю говорится: «а что, государь, святейшие патриархи, Паисей, патриарх александрийский и Макарий патриарх антиохийский, дали мне, холопу твоему Афонке, росписи греческим властям и грекам, чтоб мне с ними о их патриарших делех советывать и мыслить, а святейшие патриархи на них надежду имели и чаяли от них в своих делех промыслу и помощи, и от греческих, государь, властей и греков, на которых святейшие патриархи надежду имели, мне, холопу твоему, о их патриарших делех мысли и помощи не подали не токмо что делом, ни словом». Послы прислали государю и перевод с самой грамоты султана, которою он объявляет александрийского патриарха Иоакима низложенным, а прежде бывшего, находившегося тогда в Москве патриарха Паисия восстановляет в прежнем его достоинстве александрийского патриарха. 2271 Кроме того, послы сообщают государю, что они добыли от султана и вторую грамоту, в которой говорилось: «которые деньги Иоаким патриарх займовал, и тех долгов на папе и патриархе Паисие александрийском не спрашивать, а имать тем людем на нем, Иоакиме патриархе, и сослать его из Александрии в ссылку, и о том указ салтанов к египецкому паше послан. Да у негож, патриарха, велено церковная утварь отобрать и счести, отдать Паисея патриарха наместнику ево и, до приезду ево, папы и патриарха, ведать престол тому ж ево наместнику». По приказанию султана, сообщают далее послы, и новый константинопольский патриарх Мефодий послал от себя и всего собора грамоту об отставке Иоакима и восстановлении Паисия, так что и во время службы, замечают послы, —82— Мефодий поминает александрийским патриархом уже Паисия, а не Иоакима. 2272

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По своему божественному происхождению единодержавие его не уступало власти священноначалия и, подобно последней, имело конечной целью спасение всех подданных. Уже в Стоглаве встречается одна из излюбленных идей Ивана о том, что истинное “самодержство” – Божие благословение для страны и спасение для подданных. Согласно той же идее, в годы его малолетства государство стало отходить от начал, установленных прежними государями; бояре изменили систему правления, некогда приведшую Московское княжество к славе и процветанию, и этим навлекли на страну гнев Божий. Целью его, Иванова, царствования станет возвращение к “золотому веку” Московского государства через восстановление истинного единодержавия 188 . То было мечтой не одного Ивана. “Ты, государь, – грозный и мудрый, – писал Иван Пересветов, – на покаяние приведешь грешных и правду во царстве своем введешь” 189 . Издавна владевшая Грозным мысль о “волном самодержстве” побуждала его искать и практические пути ее воплощения. Но пока что он вполне довольствовался интерпретацией, какую давали ей Макарий и Сильвестр. Личное влияние последних, наряду с любовью и уважением, которые царь питал к Адашеву, Курбскому и другим членам Избранной Рады, не давали ему до поры узреть противоречие между высочайшим и единственным в мире служением земного наместника Бога, имеющего к Нему “прямой доступ”, и необходимостью подчиняться священноначалию, посредствующему между ним и Богом. Но в беспокойно-пытливом уме Ивана вскоре начали зарождаться вопросы. Как бы то ни было, решения Стоглавого Собора никогда не оспаривались ни Иваном, ни его оппонентами. Все недоумения и жаркие споры вокруг них связаны были лишь с попытками провести эти решения в жизнь. И Иван, и Курбский в их знаменитой переписке ссылаются на Стоглав как на высшее проявление “симфонии” священства и царства. Но отчасти двойственный характер многих определений Собора позволял обеим сторонам давать совершенно противоположные толкования и тому, что есть русское православное царство, и тому, как должно осуществляться единодержавное правление. Другой, скрытый источник противоречий в программе и практической деятельности Сильвестра и Макария связан с уже упомянутым “собиранием старины” как русской, так и византийской. Оба стремились различными путями воссоздать в государстве Московском византийский мир и в то же время (во многом, быть может, невольно и бессознательно) оказывались активными насадителями западноевропейских идей и обычаев. Но они были не первыми на Руси, в ком проявилось расхождение старых “византийских” форм и “новых” западных путей практической жизни – расхождение, реальность которого ясно ощущали уже несколько поколений русских людей, искавших защиты от него в законах против брадобрития, ношения западного платья, иноземных застольных обычаев и т. п. 190 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Задолго до революции старец Варсонофий, как отец сыну, говорил своему ученику о. Никону (а тогда Николаю): «Вот я смотрю на вас, зеленую молодежь, и думаю, что я не доживу до страшных дней, а вы доживете. Монастыри будут в великом гонении и притеснении… Придет время, когда в Оптиной будет тяжело… Истинные христиане будут ютиться в маленьких церковочках… Пожалуй, вы доживете до тех дней, когда опять будут мучить христиан. Я говорю про мучения, подобные древним… Гонения и мучения древних христиан, возможно, повторятся… Вы доживете до этих времен. Попомните мое слово. Тогда вы скажете: «Да, помню, все это говорил мне батюшка Варсонофий… Сколько этому прошло лет!» Помяните мое слово, что увидите «день лют». И я опять повторяю, что бояться вам нечего. Покроет вас благодать Божия». Тело о. Никона лежит в далекой Пинеге Архангельской области, куда он был сослан большевиками на «вольную ссылку» в 1930 г. Там он и скончался от туберкулеза легких 25 июня 1931 г. Одним из последних старцев [К последним Оптинским старцам также относят: иеросхимонаха Макария (Иноземцева, † 4 мая 1970 г. ст. ст.), г. Белев Тульской области; схимонаха Иоасафа (Моисеева, † 25 марта 1975 г. ст. ст.), г. Грязи Липетской области; схиархимандрита Амвросия (Иванова , † 2 октября 1978 г. ст. ст.), с. Балабанова Калужской области; схиигумена Павла (Драчева, † 16 марта 1981 г. ст. ст.), с. Черкассы Тульской области.], возросших от корней дореволюционной Оптины является схиархимандрит Севастиан (Фомин , † 1966), – ученик старца Иосифа и после его смерти старца Нектария. Впитав в себя традиции и благодатный святоотеческий дух Оптиной Пустыни и искусившись, как железо, в горниле огненных испытаний, перенеся изгнания и заключения в советских лагерях, он по неисповедимым судьбам Божиим пронес свое старческое служение в столице знойных степей Центрального Казахстана, в многострадальной и благословенной Караганде, где в период 30-х – 50-х годов развертывалось одно из самых трагических деяний богоборческой драмы нашего столетия. Как сплошной Антиминс простирается напоенная кровью мучеников и освященная их молитвой необъятная степь Казахстана, над которой распростер свои мощные крылья Оптинский старец, блаженной памяти схиархимандрит Севастиан. Житие старца схиархимандрита Севастиана

http://azbyka.ru/otechnik/Sevastian_Kara...

Феоктист с 1781 г.); 1879 г., II, ист. опис. Тр.-Серг. лавры, 116 (архим. Самуил Запольский-Платонов с 1814 г., а с 1817 г. еписк. Костром.; архим. Иннокентий Паскевич с 1758 г.); 1881 г., I, жизнь и деятельн. митр. Даниила, 214 (открытие мощей преп. Макария 1521 г.); “Дворцов. разряды», III, 652 (встреча вселен. патриархов 1666 г.), 1592 (служба в Успен. соб. 14 авг. 1675 г.; архим. Никандр); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 346 (в 1700 г. имел 2.165 двор. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 206 (дело 1721 г. о бытии архим. Трифилию тиуном во вновь учрежден. Тиунском Приказе), 239 (архим. Глеб был уставщиком в Чудове м-ре, откуда в 1721 г. переведен наместником в Симонов), 554 (м-рь в 1721 г. определен быть под ведением св. Синода, а не Твер. архиерея), 743 (архим. Трифилий отправлен в м-рь для осмотра обвалившейся там камен. церкви), 768 (архим. Трифилий в 1721 г. предложен в кандидаты на Иркут. архиер. кафедру); II, ч. 1, 264 (доношение 1722 г. архим. Трифилия о собранн. деньгах с монаст. вотчин), 608 (м-рю в 1722 г. принадлежало село Семендяево и дер. Браткова), ч. 2, 119 (м-рь отдал серебр. посуду и лом для денежн. двора), 212 (архим. Иоасаф Маевский в 1731 г. переведен в Смолен. Бизюков Крестовоздв. м-рь), 373 (прошение 1722 г. архим. Трифилия Поморцова об увольнении его из Синода в м-рь на 2 месяца), 438 (дело о крестьян. дер. Боротковой села Семендяева); III, 1723 г., 108 (доношение архим. Трифилия о наложении на бобылей монаст. слоб. Никольской вместо работ оброка), 376 (архим. Трифилий назначен настоятелем Савв. Сторожев. м-ря, а на его место определен Рафаил Заборовский из флотских обер-иеромонахов); IV, 1724 г., 117 (прошение архим. Рафаила о дозволении исправить ветхую камен. монаст. ограду и башню), 243 (прошение вдового священн. Вас. Иванова о пострижении его в братство м-ря), прилож., LXXV, XIII (табель пушкам и оружия в м-ре); VII, 1727 г., 67 (реестр деньгам и запасам, взятым еписк. Псков. Рафаилом, в бытность его архимандритом м-ря с 1723 по 1725 г.), 325 (архим.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Сама эта группа лиц и такое общественное и интеллектуальное движение той эпохи представляют собой значительный интерес. Ранее славянофилы говорили о себе, что они, как интеллектуальное движение, родились в монастырских стенах. Фактически ранее славянофилы были как раз той церковной общественностью, образованной церковной общественностью, которая не существовала в России со времен реформы Петра I. Потому что со времен реформы Петра существовал разрыв между Церковью, между паствой и образованным обществом. И вот XIX век постепенно приводит к воссоединению этих как бы разорванных частей русского общества, русского организма. Славянофилы – ярчайший пример такого рода восстановления связи, потому что многие из них были духовными воспитанниками наставников Оптиной пустыни, старца иеромонаха Макария Иванова, который привлекал, например, братьев Кириевских к издательской деятельности Оптиной пустыни и так далее. И последующие поколения славянофилов осознавали себя именно как образованную церковную общественность. Они первые заговорили о недостаточности церковных преобразований 1860-х годов и первые обратили внимание на то, что необходимо в корне менять систему государственных отношений – отказываться от синодальной бюрократической системы, возвращаться к идее соборного строительства Церкви и может быть патриаршего строительства Церкви. Сначала говорили именно о соборности, о Соборах. В рамках этой критики конечно критиковалась общая реформа Петра – это было одним из основных нервов. Критиковалась и вся реформа Петра, не только церковная, но и в целом государственная, но в рамках собственно церковной тематики славянофилы достаточно активно обращали внимание на неудовлетворительность с точки зрения церковных правил всей системы государственного управления в империи. И, что интересно, что в начале своей деятельности в 1860-1870-1880-е годы, славянофилы, хотя они являются образованной церковной общественностью, оказываются своего рода в оппозиции, как к правительственным начинаниям, так и отчасти к настроениям иерархии.

http://academy.foma.ru/2017/01/21

Во втором случае Он начинает приведёнными словами Свою прощальную беседу с Учениками, последнюю беседу пред страданиями. Смысл изречения ( ныне прославися Сын Человеческий) и в том, и в другом случае отсюда тот, что Христос смотрит на предстоящие Ему страдания, как на начало Своего прославления. Если по человечеству предстояло Сыну Человеческому перенесть страдания, унижение и смерть, то для Него, как для Мессии, эти страдания и были именно совершением Его подвига и началом его победы и прославления. Страдая как человек, Сын Человеческий прославлялся, как Мессия»... (Стр. 239, прим. 13). Каким образом и почему это?.. Почему чрез страдания по человечеству Христос прославлялся, как Мессия?.. На эти вопросы думаем ответить мы своим толкованием. 31 Lucke переводит ν именно чрез durch, и Эразм в Вульгате хотел также заменить in–per (см. Stier: Die Reden d. Herrn Iesu S. 134). Но это мнение остаётся единичным и большинство толкователей переводит ν: в, достаточным основанием для чего служит параллельный 32 ст., где ν ατ и сам Lucke переводит: в себе Самом, и где перевод этот действительно необходим по самому существу дела. См. Olshausen-Ebrard: Das Ev. d. heil. Joh. S. 350; Stier 32 Для пришествия Христа Спасителя – «надлежало грешному человечеству предварительно пройти долгий ряд очищения и освящения в сонме патриархов и всех святых ветхого завета, чтобы явиться, наконец, в Марии неискусобрачной на той степени чистоты и святости, на которой оно могло сделаться вместилищем Святейшего святых, Бога-Слова»... Правосл.-догм. Богосл. Макария. М. М., т. II, стр. 29. – Подробно и обстоятельно истории добра и зла, – последнего именно как стремления к «абсолютизму личного бытия» и «самости», в истории человечества до Христа изображена в специально, этому предмету, посвящённой книге пр. И. Иванова: Добро и зло в истории рода человеческого по свидетельству Св. Писания. Воронеж 1894. См. особенно стрр. 84–293; 453–454. 33 См. у Stier: Die Reden d. Herrn Iesu S. 137 и у Пр. Филарета, Арх.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Но все попытки церковных преобразований 1860-1870- годов прекрасно показывают, что в политике государства по отношению к Церкви сохранялся тот самый принцип утилитаризма, который был заложен еще в систему государственной церковности Петром I – подход к Церкви и ее нуждам с точки зрения определенным образом понятых интересов самого государства. Алексей Беглов , кандидат исторических наук Все лекции цикла можно посмотреть здесь .   Пробуждение церковной общественности. Неудача церковных преобразований эпохи великих реформ 1860-1870 годов стала ясна уже собственно их современникам и отчасти именно неудача этих преобразований стала толчком для развития общественной дискуссии о будущем русской Церкви в рамках империи. И зачинателями этой дискуссии было то общественное направление, направление общественной мысли, которое обычно называется славянофилами. Сама эта группа лиц и такое общественное и интеллектуальное движение той эпохи представляют собой значительный интерес. Ранее славянофилы говорили о себе, что они, как интеллектуальное движение, родились в монастырских стенах. Фактически ранее славянофилы были как раз той церковной общественностью, образованной церковной общественностью, которая не существовала в России со времен реформы Петра I. Потому что со времен реформы Петра существовал разрыв между Церковью, между паствой и образованным обществом. И вот XIX век постепенно приводит к воссоединению этих как бы разорванных частей русского общества, русского организма. Славянофилы – ярчайший пример такого рода восстановления связи, потому что многие из них были духовными воспитанниками наставников Оптиной пустыни, старца иеромонаха Макария Иванова, который привлекал, например, братьев Кириевских к издательской деятельности Оптиной пустыни и так далее. И последующие поколения славянофилов осознавали себя именно как образованную церковную общественность. Они первые заговорили о недостаточности церковных преобразований 1860-х годов и первые обратили внимание на то, что необходимо в корне менять систему государственных отношений – отказываться от синодальной бюрократической системы, возвращаться к идее соборного строительства Церкви и может быть патриаршего строительства Церкви. Сначала говорили именно о соборности, о Соборах.

http://academy.foma.ru/tag/tserkov-v-sin...

ушел в Оптину пустынь и провел там семь лет послушником у старца Макария (Иванова); став иеромонахом, он много лет провел в Иерусалиме в русской миссии. Впоследствии, будучи епископом Курским (1893–1898), а затем архиепископом Литовским (1898–1904), Ювеналий принадлежал к числу самых достойных иерархов Русской Церкви, его собственная жизнь и его духовное воздействие на окружающих свидетельствовали, что он не забыл уроков Оптиной; свою глубокую благодарность старцам Оптиной пустыни он выразил в сочинении «Жизнеописание настоятеля Моисея» . Третьим и самым выдающимся деятелем Церкви, который хотя и не сделал блестящей внешней карьеры, зато стоял на высоте подлинно подвижнического жития, был Игнатий Брянчанинов. Он принадлежал к той небольшой группе русских архиереев, которая черпала свои воззрения в аскетически-мистическом предании древней Восточной Церкви, для которой это предание стало основой жизни и делания. Подобно архиепископу Ювеналию Половцеву, и даже в еще большей степени, чем он, Игнатий был учеником русских старцев; он продолжил эту традицию в своих сочинениях, сыгравших большую роль в духовном возрастании новых поколений русского иночества . Но было бы несправедливо утверждать, что в среде ученого монашества, не прошедшего монастырской школы, было совершенно утрачено понимание смысла и значения аскетических основ монашеского жития. Несмотря на внутреннюю расколотость церковной жизни, в результате чего в монашестве образовалось два параллельных течения: «синодальное монашество», не предпринимавшее никаких усилий, чтобы вернуться к древнему аскетическому преданию, с одной стороны, и старчество и другие проявления подлинного подвижничества, взаимно обогащавшие друг друга, с другой,— однако старчество и подлинный аскетизм все же создавали вокруг себя религиозную атмосферу, которая оказывала интенсивное воздействие на мир. Кто с напряженным вниманием и без предубеждения изучает духовную культуру России 1-й половины XIX в., тот непременно обнаруживает, каким могучим было подземное аскетическое течение в этой культуре — и не только внутри монастырских стен, но и вне их.

http://sedmitza.ru/lib/text/436672/

«Ибак-Ключарев», Спб. 1897, стр. 695–700). О последнем можем сказать только одно, что чувствуется некоторое нерасположение Киреевского к Смарагду даже по тому случаю, что последний хотел непременно перевести к себе из Оптиной пустыни о. Макария (Иванова , † 6 сентября 1860 г.), о чём см. «Христ. Чтение» 1913 г., 1, стр. 119, 4 и ср. 1911 г., 3, стр. 387, з (Письма архиеп. Смарагда к архим. Иерофею, стр. 8, з). Нельзя сомневаться и в том, что Киреевский – по самой близости местожительства своего от Орла – хорошо знал всякие сведения о Смарагде и вполне мог переделать в отношении к нему готовый акафист св. Николаю Чудотворцу. 24 В другом месте † архиеп. Никанор, пишет, что репутацию корыстолюбивого взяточника создал Смарагду уволенный от службы по нравственной слабости учитель Орловской семинарии, которому знающие люди приписывают сочинение сделавшегося известным кощунственного акафиста»: см. «Церковно-Общественный Вестник» VI (1879 г.), 27, стр. 3в. По одним известиям, это было светское лицо, перешедшее на гражданскую службу и писавшее свой акафистный памфлет в соучастии с (двумя) преподавателями Орловской Семинарии. По другим слухам, идушим от Орловских старожилов, – напр., протоиерея села Герасимова в Карачевском уезде (см. Историческое описание церквей, приходов, и монастырей Орловской Епархии, т. I, стр. 397–399) Иакова Феодоровича Ангелова (который 6 февраля 1913 г. праздновал 50-ти летие священства: «Орловские Епархиальные Ведомости» 9 за 3 марта 191З г., стр. 270–272), – акафист Смарагду составил инспектор Орловской Семинарии архимандрит Иринарх (Лавров) в соучастии ещё двух лиц (из преподавателей Семинарии). Если это верно, то нельзя не согласиться, что тут мы имеем печальный образчик неблагодарности и мстительности. О. Иринарх, бывший в унижении и загоне, выдвинут и возвышен был именно Смарагдом, который благоволил ему и покровительствовал, пока не вынужден был крайвостью освободиться от этого беспокойного и непокорного лица, оставившего по себе весьма нелестную память в Орловской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

«Каждому из нас предлежит испытание веры, но не всем в одно время, и не в одних и тех же вещах; один испытывается бедностью, обременен семейством, не имея дневного пропитания; другие лишением чести, бесславием, иной из богатства переходом к нищете, иной чрез несогласность партии, недобрым поведением детей, снедается сердечной печалью или скорбит, не имея детей —надежды и подпоры старости его, иной лишением супруги, друга, брата, детей, родителей и родственников и прочими многими пестровидными скорбными приключениями отягощаются, но всё сие происходит по всепремудрым и недоведомым судьбам Божиим». Преподобный разъяснял духовный закон, согласно которому Господь смиряет нас по мере гордости, а по мере смирения награждает и утешает: «По мере смирения нашего награждает и утешает, а по мере гордости смиряет. Здешнее все кратко и скоропреходяще, а вечность нескончаема; здешними скорбями Господь ведёт к вечному блаженству, хотя и невольными. А нам нужно попещися о своём устроении и о своей душе. Мы полны страстей, а мечтаем высоко, всегда читаем и говорим о смирении, а дойдет дело – и слова, и взгляда не понесём». Старец учил: «Будь уверена, что Бог не посылает нам искушения выше меры, но разве (только) за гордость, за самомнение и за ропот, коим мы сами себе скорби отягчаем. Берегись роптать и малодушествовать. Великодушие и терпение облегчают скорби, а малодушие и ропот умножают и отягощают оныя». Известны многочисленные случаи духовной помощи и исцелений по молитвам преподобного Макария. Вот только несколько из них: «Монахиня Татиана Иванова рассказывала о старце следующую историю: “Однажды бешеный волк в нашей местности искусал несколько человек крестьян, в том числе и двух мужиков моей барыни. Как раз в это время приехал к нам батюшка. Искусанных крестьян отправляли в больницу; а крестьян моей барыни старец не благословил туда отвозить. Их позвали к батюшке. Он их благословил, окропил их раны святою водой и утешил надеждою на милосердие Божие, так как они очень скучали и боялись взбеситься. Затем велел им полагать по три поклона, молиться Царице Небесной и святителю Николаю Чудотворцу и пить по утрам богоявленскую воду. Они так делали и остались живы и здоровы; а все прочие, отправленные в больницу, умерли”».

http://pravoslavie.ru/64235.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010