К биографии преосвященного Илиодора, епископа Курского и Белоградского//Курские епархиальные ведомости. 1892. 4. С. 52—57.    Жизнеописание старца игумена Филарета, возобновителя Глинской Рождество-Богородицкой пустыни Курской епархии//Курские епархиальные ведомости. 1892. 45. С. 59.    Извлечения из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. Толстого по ведомству православного исповедания за 1866 г. СПб., 1867. С. 36.    Церковные ведомости: 1888. 46. С. 1264—1267; 49. С. 1380—1387; 50. С. 1411—1416; 1892. 46; 1893. 28. С. 1027—1029; 38. С. 310; 1905. 25. С. 1035—1039.    Ястребов И. Краткие сведения о жизни и деятельности архимандрита Макария, основателя Алтайской духовной миссии. Бийск, 1843.    Архиепископ Евгений (Казанцев) как архиепископ Тобольский Сулоцкий Александр, прот.//Странник. 1872. Май. С.123—131.    Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. II. 1878. С. 1547. Архивные документы    Прошения и письма находящегося на пребывании в Глинской пустыни архимандрита Макария о дозволении ему переместиться в Иркутскую епархию для проповедования слова Божия языческим народам//ЦГИА, ф. 796, оп. 110, д. 417.    Макарий (Глухарев), архим. Портрет. Литография Э. Мамонова. На паспарту//ОР ГБЛ, ф. 213, к. 113, ед. хр. 3.    Письмо начальника Алтайской миссии архимандрита Макария к Николаю I. «Писано в 1837 г.»//ОР ГБЛ, ф. 214. ОПТ-445—1.    Филимонов Д.Д. Материалы для биографии основателя Алтайской миссии архимандрита Макария (М.Я. Глухарева). Черновой автограф чернилами и карандашом. 142 л. (не ранее 1886 г.)//ОР ГБЛ, ф. 178, ед. хр. 3003.1.    Письма иеромонаха Макария (Иванова), Леонида (Наголкина) и других к разным лицам//ОР ГБЛ, ф. 214. ОПТ-348, л. 58 об.    Илиодор, архимандрит Глинской пустыни. Письма к Тимковским, Софье Ильиничне (Софии) и Варваре Ильиничне (Варваре)//ОР ГБЛ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 3 об., 61, 127. Труды архимандрита Макария    Переводы с еврейского языка на русский Священных Ветхозаветных книг — больших и малых пророков, Иова, Песни Песней, Екклезиаста, Притчей Соломоновых, Пятикнижия Моисеева, Судей Израилевых, 4 книг Царств, Книги Руфь, Первой и Второй Паралипоменон, Второй книги Ездры, книги Неемии, Есфири, Первой и Второй книг Маккиавейских//Православное обозрение. 1860— 1867. Есть и отдельное издание: М., 1863 и 1868.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

В последние пять лет своей жизни старец о. Леонид желавшим пользоваться его руководством большей частью благословлял обращаться вместе с тем и к о. Макарию и открывать ему все, что открывали самому о. Леониду. С своей стороны и о. Макарий, когда узнавал от своих духовных детей что-нибудь, касающееся до них важное, всегда спрашивал, объясняли ли об этом Старцу; и если не объясняли, то отсылал к нему для объяснения. Таким образом, душа каждого из относившихся к ним была равно открыта пред обоими старцами, и оба они одинаково знали все обстоятельства духовных своих детей. Если кто, исповедавшись у о. Макария, приходил принять благословение у старца о. Леонида, то Старец, имевший, как замечено выше, дарование открывать и напоминать забытые грехи, спрашивал, – говорили ли то или другое о. Макарию; и если не говорили по забвению или по какой-либо другой причине, то посылал опять к нему для объяснения невысказанного. Когда спрашивали о чем-либо о. Макария, он без Старца не давал никакого решения. Также и Старец без о. Макария ничего не решал, а в подобных случаях говаривал: «Подождем, придет о. Макарий, вместе поговорим». Умилительно было видеть такое единодушие и взаимную любовь двух старцев. – «Бывало, – рассказывала духовная дочь о. Леонида и о. Макария, бывшая впоследствии настоятельницей Белевского женского монастыря, игумения Павлина 73 , – бывало, говоришь с о. Леонидом, входит о. Макарий. Отец Леонид говорит ему: „Батюшка! Поговори-ка с ней; ей нужно тебе кое-что объяснить». Или, сидят они, как Ангелы Божии, рядом, а мы стоим пред ними на коленях и двум открываем свои души как бы одному, и никогда не разделяли их и не делали между ними никакого различия. Поистине в них бе сердце и душа едина... 74 Потому, – прибавляла рассказчица, – когда скончался о. Леонид, хотя мы и скорбели о нем, но скорбь наша была умеренная, так как мы лишились одной половины, а другая осталась при нас». Так старцы, одушевленные единомудрием и связанные взаимной духовной любовью и единодушием, поучали духовных своих чад этим главнейшим христианским добродетелям не словом только, но более всего собственным примером, и не допускали, чтобы между ними возникало какое-либо разделение, к чему ученики, по немощи человеческой, нередко бывают склонны, как еще апостол Павел обличал за такое разделение коринфян, глаголя: Возвестися бо ми о вас, братие моя...

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

л. 200. Род Ивана Васильева Козлова; род москвитина гостя Семёна Хрисантиевича Шиловцова; род Флоровского попа Авнома; род Томилы Ондронова, з братьею из Буянович. Род Смирнова Судовщикова, да брата его Третьяка; род Никиты Волкова; род Ивана Трофимова трубческого уезда, деревни Семець; род вдовы Татьяны Петровы дочери Толстухина; род Елиферия Яковлева сына плотника; род москвитина Офонасия Романова сына Чанчинова; род Анны Исаевы жены, деревни Любощи; род Василия Иванова сына Груздавцова трубченина. Одуевец. Нижегородец; род Козмы Онтонова ис Комаричь с Любощи; род попа Василия Данилова сына почепца; род села Колошин Кирила, Овдотьи Маслово из Белева, села Студенкова Губин, Василия Захарова ис Комарич. Кондраша Мукосеева из Самовской волости, Савы Буркова; род вдовы Овдотьи трубческого уезда с Остролуки; род вдовы Просковии з Воиловской волости. л. 210. Род Якова Кретинина. Роды: Игната Власова ис Колонеева, Прокофья Харитонова почепца, Дементия Ковалёва деревни Кочатовки, Андрея Фефилова села Волконско, Флора Оглодкова, Кости Петрова. Род сотника стрелецкого Силы. Роды: Василия Кольцова, старца Исаия Гринева, Истомы Банникова ис Комаричь, Семёна Морчюкова, Юрья Пендюрина, чёрного священника Макария самовского, Василия Хряпова села Орлева, Алексея Трубицына ис Комаричь. Роды: попа Власья Михайлова сына, Прони Сергеева села Фастовичь, Ивана Лохтина из Бородовицына, старца Иосифа понамаря, да старца Иосафа, никольского попа Ивана села Самова, Селиверста Гулянова, брянского протопопа Алексея Иванова. л. 220. Род вознесенской волости деревнии Чертавич Василия Халеева. Роды: старца Фегнаста Матьфеева, старца Геронтия, старца Тарасия, Тишы Выходова из Торлопова, Офонаса Шугаева, из Меркулова, Истомы Васильева сына ис Комаричь, деревни Саломеной Сергия Осипова, Петруши Бородина села Кричина, Василия Мелехова с Поповки, Зомятни Минаева москвитина. Московскои человек. Роды: Филата Туленна, Тимофея Борисова Пузана, Василия Иванова сына Горезина, Луки Войловского, что жил в Супоневе, Юрья Нестерова сына деревни Дынной, никольского попа Алексея села Невдалыска, Власия Зевънева деревни Промклева. Род свинского игумена Ионы. Роды: Ивана Гнидина белевскои вотчины, Павла Алексеева ис Комаричь, черного священника Филарета Кириловича, Юрья Свинцова, Богдана Федосьева донского казака. Роды: Гриди Гаврилова из Меркульева, Романа Юрьева сына, водовоза, Евсевия со Сленки, Богдана Ренельцова ис Коростовак, корачевского уезду села Сомова Семёна Вандышева, Ивана Васильева сына Сысоева, да Федоса Кузмина сына Вязмичи, старца Ерофея с Тимоновки, Андрея Толчина.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Макарий (Иванов Михаил Николаевич), иеросхимонах. Письма к Тимковской Варваре Ильиничне и др. 1847, 1856–1861, 1875 гг.//РГБ, ф. 213, к. 77, ед. хр. 25. Выписки из писем старца иеромонаха Макария (Иванова) к монахиням Троицкого Севского монастыря//РГБ, ф. 214, ОПТ-392. Письма игумена Антония (Путилова) к разным лицам//РГБ, ф. 214, ОПТ-397. По донесениям духовных Консисторий сведения, кем были управляемы монастыри в 1863 г.//РГИА, ф. 796, оп. 145, д. 238. Письма иеромонаха Макария (Иванова) , Леонида (Наголкина) и других к разным лицам//РГБ, ф. 214, ОПТ-384. Герман, архимандрит Святогорского Успенского монастыря Харьковской губернии. Письмо к Исаакию (Антимонову). 1864 г.//РГБ, ф. 213, к. 67, ед. хр. 55. По донесению Преосвященного Сергия, епископа Курского о деньгах, завещанных Курским купцом Александром Морозовым в пользу Глинской пустыни. Декабрь 1865 г.//РГИА, ф. 796, оп. 146, д. 1951. Глинский монастырь, об устройстве принятого от него в казну имения. Окт. 1866 г.//РГИА, ф. 385, оп. 18, д. 207. По предложению Обер-Прокурора Св. Синода об испрошении Высочайшего соизволения на приобретение Глинской Богородицкой пустынею Курской епархии Сеймских казенных мельниц. 1869 г.//РГИА, ф. 796, оп. 150, д. 1479. О разрешении принять от Глинской Богородицкой пустыни 4 % непрерывно-доходные билеты в уплату за купленные с торгов Сеймские казенные мельницы в Путивльском уезде Курской губ. Окт. 1869 г.//РГИА, ф. 583, оп. 4, д. 277. О покупке Глинской Богородицкой Пустынью Сеймских казенных мельниц. Окт. 1869 г.//РГИА, ф. 797, оп. 39, ст. 4, отд. 3, д. 124. Об укреплении земли за Глинскою пустынью, подаренной женою штабс-ротмистра Евдокиею Мовчан по Курской епархии. 1874–1875 гг.//РГИА, ф. 796, оп. 155, д. 173. По вопросу, возбужденному настоятелем Глинской Богородицкой пустыни о том, какие документы следует получить названному монастырю по содержанию водяной мукомольной мельницы. 1876 г.//РГИА, ф. 796, оп. 157, д. 1657. О доставлении Канцелярии Обер-Прокурора Св. Синода сведений о находящихся в России мужских и женских монастырях и общинах и о числе монашествующих. 1880 г.//РГИА, ф. 797, оп. 50, отд. II, ст. 3, д. 243.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

465 ОР РГБ. Ф. 213, к. 60, д. 7, л. 17об. Письмо игумена Антония к игумену Моисею. ОР РГБ. Ф. 213, к. 59, д. 1, л. 303. Письмо игумена Моисея к игумену Антонию. Оптинский монах Адриан был из однодворцев Щигровского уезда Курской губернии (род. ок. 1810 г.); определен в число братства указом 30 декабря 1837 г.; пострижен в монашество 28 ноября 1843 г.; в 1845–1847 годах нес послушание монастырского эконома. «К церкви усерден, к чтению и пению мало способен». [Гос. архив Калужской обл., Ф. 33, оп. 2, д. 1036. Ведомость монашествующих и послушников за 1847 г.]. В списках 1877 года не упоминается. Сообщила Варвара Каширина. 468 ОР РГБ. Ф. 213, к. 59, д. 1, л. 406,410 415,427,429. Письма игумена Моисея к игумену Антонию. 469 Письма митрополита Филарета к настоятельнице Троице-Одигитриевской (Зосимовой) пустыни игумении Вере//Чтения в обществе любителей духовного просвещения. 1876. Август. Ч. 3. Раздел «Материалы для истории Русской Церкви ». С. 116–121. 470 Жития Оптинских старцев. Преподобный Моисей. Изд. Свято-Введенской Оптиной пустыни, 2004. С. 209. 471 ОР РГБ. Ф. 213, к. 80, д. 8, л. 1об., 3. Письма игумена Антония (Путилова) к Оптинскому старцу Макарию (Иванову) . Игумен Антоний пишет из Малоярославца, что «матушке Вере с сестрами приписание отца Макария объявил», а также о передаче писем из Зосимовой пустыни на имя отца Макария. 473 ОР РГБ. Ф. 213, к. 76, д. 22, л. 83. Письма Оптинских старцев иеромонаха Макария (Иванова) и иеросхимонаха Леонида (Наголкина) к их духовной дочери из Севского монастыря монахине Досифее (Дарии Михайловне Лыкошиной). 475 Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Макария. М., 1997. С. 133, со ссылкой на письмо 51 в кн. «Письма старца Макария к монахиням». Ч. 3. 477 Построен Одигитриевский храм был чрезвычайно быстро. Еще в феврале того же 1851 года только решался вопрос о начале строительства нового храма вместо предполагавшегося расширения Троицкого. Это видно из письма митрополита Филарета к матушке Вере от 9 февраля: «План распространения вашей церкви не одобрен. Семен Лонгинович подает иную мысль: оставить нынешнюю церковь неприкосновенною и построить другую отдельно, несколько пространнее нынешней, соответственно с потребностью вашего места. Сие новое предприятие будет не ценнее или не много ценнее прежнего, но выгода та, что вы будете иметь два строения целых вместо одного, составленного из обломков, что, конечно, менее прочно. Притом дело начать можно будет скорее; и богослужение у вас будет продолжаться в существующей церкви беспрепятственно. Подумайте о сем и напишите, что думаете » [Письма митрополита Филарета к игумении Вере].

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Прп. Макарий Писемский. Икона. Нач. XXI в. (Преображенский собор Макариева Писемского мон-ря) († 1-я четв. XV в.), прп. (пам. 10 янв., 23 янв.- в Соборе Костромских святых), Писемский, основатель Макариева Писемского в честь Преображения Господня монастыря (ныне в Макарьем погосте Буйского р-на Костромской обл.). По преданию, к-рое не подтверждается документальными источниками, М. происходил из рода дворян Писемских. В юности он пришел в Троице-Сергиев мон-рь и был пострижен в монашество прп. Сергием Радонежским. Проведя в обители преподобного нек-рое время, М. по благословению прп. Сергия вернулся в родные места и поселился на берегу р. Письмы (левый приток р. Костромы). Постепенно вокруг него образовалась монашеская община. Впосл. М. перешел на новое место, на расстоянии версты вверх по течению Письмы. На возвышенности над изгибом реки поставили ц. в честь Преображения Господня. Место первоначального поселения М. почиталось как «старая пустыня» преподобного. Согласно преданию, М. был собеседником прп. Павла Обнорского ( 1429) и нек-рое время подвизался вместе с ним на Письме. Возможно, это предание возникло позднее, когда пустынь была приписана к Павлову Обнорскому во имя Святой Троицы монастырю (упом. как приписная в грамоте 1566 г. царя Иоанна IV Васильевича Обнорскому мон-рю). Описание Макариевой пуст. содержится в писцовой книге 1629-1630 гг. (Мат-лы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губ. Отд. 3-й: Костромская и Плесская десятины. М., 1912. Вып. 5. С. 149). К 1683 г. в Макариевой обители вместо 2 древних храмов была построена Преображенская ц. с приделом во имя прп. Павла Обнорского. В описи 1683 г. впервые упоминается рака над местом погребения М. в приделе во имя прп. Павла Обнорского: «Да в том же приделе гробница преподобного Макария, а на гробнице покров, сукно черное, в средине вышит крест… да у гробницы решетка железная» (Опись Павло-Обнорского мон-ря Вологодской епархии 1683 г. 1865. Стб. 306-307). В описи упомянуты также 2 иконы с парными изображениями преподобных Павла Обнорского и Макария Писемского. Вероятно, в 20-х гг. XVIII в., когда после издания «Духовного регламента» (1720) во всех епархиях началось противодействие почитанию мощей святых, рака М. была разобрана под наблюдением архим. Ипатиевского Троицкого мон-ря Серапиона и протопопа Андрея Иванова. В 1744 г. монах Писемской пуст. Иоасаф и свящ. Иоанн Ларионов в «доношении» в Костромскую духовную консисторию свидетельствовали: «...из давных лет имеются мощи преподобнаго Макария Писемского под спудом в пределе Павла Обнорского за правым клыросом, и в прошлых, де, годех, а в котором не помнят... рака и помост сломана, а мощи не осмотрели, и в том ли, де, месте обретаются, не знают, токмо, де, образ его преподобнаго Макария и посошецъ имеются в означенном пределе, а службы и чюдесем записки нет, и на отпусках имяни его не поминают...» (РГИА. Ф. 796. Оп. 25. Д. 732-б. Л. 444).

http://pravenc.ru/text/2561304.html

Как в семнадцатом столетии, так и позже сооружались в монастыре новые храмы – и перестраивались прежние, перестраивались и возобновлялись вновь и прочие здания. Всегда, как и теперь, монастырь посещался и посещается богомольцами, особенно из окрестных уездов Тверской и Ярославской губерний, а также из губерний владимирской и московской. Особенно много стекается богомольцев к 17 марта и 26 мая – дню обретения мощей преподобного; в этот день рака со святыми мощами преподобного Макария обносится вокруг главного монастырского храма Пресвятой Троицы, в котором она и находится всегда, в арке в приделе Нерукотворенного образа Спасителя 1996 . В 1764 г., при учреждении монастырских штатов, по описи владений Колязина монастыря числилось за ним 2803 крестьянских двора с 12 000 человек мужского пола. Монастырь отнесен к числу первоклассных. Тропарь, глас 8: Плотская мудрования, отче Макарие, воздержанием и бдением умертвил еси: место бо, на немже поты твоя излиял еси, яко труба вопиет к Богу, поведающи твоя исправления: и по смерти честныя твоя мощи источают исцеления. Темже вопием ти: моли Христа Бога, да спасет души наша. Кондак, глас 2: Вышних желая, воздержанием и труды, и поты насладився, желание плоти твоея обуздав, чудес дар прием от Христа Бога, светильник явился еси пресветлый. Темже Христова церковь песньми славит тя, преподобне Макарие отче наш. 1981 Житие преподобного Макария Колязинского, составленное в 1546–1547 году по монастырским воспоминаниям и рассказам отчасти даже очевидцев жизни преп. Макария, равно как в по некоторым записям, встречается во многих рукописях начиная с 16-го столетия, но сполна в подлиннике не напечатано. Здесь в основу изложения положен текст сборника Синод. Библ. ЛЗ 555. В рукописи Свод. Библ. 927, содержащей так называемый волоколамский патерик, находится рассказ о Макарии Колязинском Досифея Топоркова со слов преподобного Иосифа волоцкого ; этот рассказ здесь принят во внимание, равно как и отзыв о Макарии в его монастыре в повести Иосифа волоцкого о русских подвижниках. – Много данных о преподобном Макарии и его монастыре содержится в подлинных документах, хранящихся в монастыре. См. книжки: «Описи древних грамот и др. документов, хранящихся в архиве первоклассного Троицкого Колязина монастыря. Тверь 1891»; Кормовая книга Колязина монастыря» И. А. Иванова. Тверь. 1892 г.; «Описание Троицкого Колязина мужского первоклассного монастыря Тверской Епархии», составленное Алексеем Лебедевым . Ярославль, 1867.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ Портрет прп. Макария (Иванова). 1854 г. Худож. иером. Гавриил (Спасский) (РГБ) Портрет прп. Макария (Иванова). 1854 г. Худож. иером. Гавриил (Спасский) (РГБ) (Спасский Григорий Лукич; 1817, г. Воротынск Калужской губ.- 2.01.1871, с. Петропавловское Мосальского у. Калужской губ.), иеросхим. Оптинский, Белокопытовский. Из духовного звания. Окончил Калужскую ДС по 1-му разряду. 25 февр. 1842 г. поступил в Оптину Макариеву в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст. 18 сент. 1843 г. прп. Моисеем (Путиловым) был пострижен в рясофор в скитской ц. во имя Иоанна Предтечи. 16 авг. 1844 г. по слабости здоровья переведен из обители в Предтеченский скит. 1 окт. 1844 г. пострижен в мантию, 9 дек. 1845 г. в Калуге Г. рукоположен во иеродиакона (одновременно с Г. прп. Амвросий (Гренков) был рукоположен во иеромонаха), вместе с прп. Амвросием совершал в Оптиной пуст. первую чреду священнослужения. 17 апр. 1848 г. в Калуге еп. Николаем (Соколовым) Г. был рукоположен во иеромонаха. Нес послушание на клиросе, занимался иконописью и живописью. Помогал прп. старцу Макарию (Иванову) отвечать на письма духовных детей. 8 окт. 1849 г. назначен казначеем в малоярославецкий Черноостровский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь . В 1851 г. из-за болезни отказался от должности и вернулся в Оптину пуст. В 1855 г. по неизлечимой болезни Г. был уволен за штат. Г. духовно окормлял нек-рых насельников и богомольцев Оптиной пуст., в т. ч. свящ. Андрея Щёголева (см. Авраамий Белокопытовский ) и А. Е. Белокопытову . Под рук. Г. в 1868 г. Белокопытова основала в своем имении в с. Петропавловском Боголюбивую в честь Казанской иконы Божией Матери жен. общину (с 1892 мон-рь). При общине были учреждены жен. уч-ще и больница. В 1868 г. Г. приехал в с. Петропавловское, жил в небольшой келье. По благословению Калужского архиеп. Григория (Митькевича) принял деятельное участие в устройстве в барском доме Казанской ц., духовно окормлял сестер (ок. 30 чел.), ввел в Боголюбивой обители богослужебный устав Оптиной пуст. В 1869 г. Г. благословил свящ. А. Щёголева переехать в общину.

http://pravenc.ru/text/161313.html

После отъезда отца Леонида в Оптину между ним и отцом Макарием завязалась переписка. В 1834 году иеромонах Макарий получил разрешение переселиться в Оптину пустынь. Старец Леонид считал отца Макария равным себе, но, уступая настойчивым просьбам последнего, принял его в ученики. В 1836 году отец Макарий назначается духовником братии монастыря, а в 1839–м – скитоначальником. Старец Макарий, обладавший тонким художественным вкусом, превратил территорию Иоанно–Предтеченского скита в цветущий сад, собрал богатейшую библиотеку духовной литературы. Особенно заботился отец Макарий о скитской церкви, о строе богослужения, в ней совершавшегося. Совершенствуясь в аскетических подвигах, занимаясь непрестанной молитвой, старец духовно окормлял многочисленных посетителей, отвечал на письма. При всех своих разнообразных дарованиях он всегда оставался человеком глубочайшего смирения. Вместе со своим духовным сыном, философом– славянофилом И. В. Киреевским (см. примеч. 15 к настоящей главе), старец Макарий положил начало издательской деятельности Оптиной пустыни, сам работал над подготовкой текстов. За два года до кончины отец Макарий принял пострижение в великую схиму. Скончался 7 сентября 1860 года. См. о нем: Леонид (Кавелин) , иером. Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца Оптиной пустыни иеромонаха Макария. М., 1861. (2–е изд. – 1881.) Он же: Последние дни Оптинского старца иеромонаха Макария. М., 1860. В 1862–1863 годах вышло в свет «Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеромонаха Макария (Иванова) » в 4–х томах. Преподобный Амвросий Оптинский (в миру Александр Михайлович Гренков, † 1891; память 10/23 октября, 27 июня/10 июля) родился 23 ноября 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в семье церковнослужителя. Окончил духовное училище и Тамбовскую семинарию. Служил учителем в Липецком духовном училище. Веселый, общительный и остроумный молодой человек, бывший «душой общества», с некоторого времени полюбил уединение, сделался серьезным и внутренне сосредоточенным.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

После кончины прп. Амвросия журнал «Душеполезное чтение» одним из первых поместил на своих страницах краткие сведения о жизни подвижника. В ноябрьском номере появился некролог, где было сказано о преемственном старческом служении прп. Амвросия: «Оптинские лишились о. Макария, — писал великий святитель Московский Филарет по кончине известного оптинского старца иеросхимонаха Макария (Иванова), от 15 сентября 1860 г. наместнику Сергиевой лавры архимандриту Антонию. — Думаю, остались от него добрые духовные наследники: но найдется ли, кто мог бы поддержать их в единстве духа и возглавить? В числе этих добрых духовных наследников, чад отца Макария, в числе драгоценных камней, украшавших духовный венец его, уже тогда более других сиял советом и разумом иеромонах Амвросий, который вскоре же по кончине о. Макария и был избран на то, чтобы всех этих духовных чад его поддержать в единстве духа и возглавить, т. е. избран духовным руководителем обители, старцем. И он подлинно стал похвалою чадом, сделавшись известным и славным не только среди братии обители, но и во всей России» (1891. 11. С. 478–482) . Именно с конца 1891 г. в журнале начинают публиковаться обширные подборки материалов о прп. старце Амвросии, при обозрении которых мы выделили несколько тематических групп: 1. жизнеописание, стихи; 2. изречения прп. Амвросия; 3. воспоминания о старце; 4. материалы по истории обители; 5. старчество; 6. история обители. Жизнеописание. Стихи В журнале «Душеполезное чтение» было опубликовано одно из первых жизнеописаний старца, составленное его духовным сыном иеромонахом Григорием (Борисоглебским, 1867—1893). Этот яркий церковный проповедник и писатель скончался в раннем возрасте в сане архимандрита, далеко еще не раскрыв все свои многообразные таланты. В полном жизнеописании прп. Амвросия, составленном о. Агапитом (Беловидовым), обычно помещаются две речи иеромонаха Григория перед отпеванием и погребением преподобного Амвросия. По свидетельству современников, о. Григорий «глубоко, до благоговения, чтил этого подвижника, по совету и благословению которого принял монашество и которому вообще был многим обязан. Иеросхимонаха Амвросия, согласно Нилу Синайскому, спасение своей души полагавшего в служении спасению других и потому широко отворявшего дверь своей кельи всем приходившим к нему с горестями, скорбями и нравственными терзаниями и жаждавшим получить от него духовный совет, назидание и благословение, о. Григорий считал образцом для себя в прохождении иноческого поприща. Присутствовавший в качестве депутата от Московской Академии на погребении оптинского старца, о. Григорий возвратился с похорон его каким-то восторженным и умиленным; он собственными глазами увидел многое из того, что сделано о. Амвросием на местах его служения, и был свидетелем целого ряда высоких и трогательных проявлений благоговения и любви народа к почившему подвижнику» .

http://bogoslov.ru/article/6192482

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010