Разделы портала «Азбука веры» ( 15  голосов:  4.5 из  5) Глава десятая Верный знак «Есть верный знак, что мы внутри Неразмыкаемого круга». А. Блок Неразмыкаемый круг я ощутил в первые дни 1948 года. До этого все было как будто благополучно. Работал в двух школах. В 116й школе рабочей молодежи в Марьиной Роще, — это мой дом, моя вотчина, моя резиденция. Здесь все свои: и директор Наталья Георгиевна Праздникова — совершенно свой человек, с ней и поругаемся, и помиримся, и поделимся, если какая невзгода; и учителя — с некоторыми из них завязалась дружба на всю жизнь. Близкими людьми остались до самого моего выезда из России. И ребята — все рабочие парни и девушки. Хорошо. Вторая школа, на 3й Мещанской, поближе к центру, — здесь ребята и девушки — мелкие служащие; директор и учителя посуше, побюрократичнее; попадаются среди учителей неприятные. Работая в двух школах, между делом написал диссертацию: «Белинский и театр», представил ее в ГИТИС — Государственный Институт Театрального Искусства. Диссертация так себе. Работал над ней спустя рукава. Главное дело другое — три года серьезно занимался богословием. Подружился с одним студентом Духовной Академии. Он в Москве, теперь старик (старше меня на десять лет). Пощадим его старость, не будем называть имени. А хороший человек и очень талантливый. Обстоятельства помешали ему в полной мере развернуть свой незаурядный талант мыслителя и богослова. С его помощью прошел весь курс Академии, готовился к экзаменам, проверял себя неоднократно. И самое главное другое. Нашел источники, при помощи которых знакомился со всей литературой ИМКА-ПРЕСС и со всей дореволюционной богословской литературой: штудировал Булгакова, Бердяева, Флоренского. При моей небрежности на этой почве иной раз происходили забавные анекдоты. Однажды забыл в учительской не более не менее как том истории русской церкви Митрополита Макария, со штампом Московской Духовной Академии. Другой раз еще хуже. В руки директора попала книга «Сущность христианства» Гарнака, тоже очень подозрительная, в руках советского учителя, книга.

http://azbyka.ru/fiction/ruk-tvoix-zhar-...

Разделы портала «Азбука веры» ( 26  голосов:  4.1 из  5) Часть седьмая. Гефсимания Глава 1. Надежда и опора Новое время надвигалось на Россию. Все так же весеннее солнце светило с голубого неба, растапливая сугробы и порождая ручьи и ручейки, все так же полнились водою реки и ломали сковывающий ледяной панцирь, земля освобождалась для продолжения жизни, но более обыкновенного взволнованы были все шестьдесят миллионов российских подданных и их государь. Шаг за шагом близилось уничтожение крепостной зависимости помещичьих крестьян. Ожидание великого преобразования, менявшего вековые устои, вольно и невольно отзывалось на общем укладе жизни. Все пошатнулось. Иным мечтателям-либералам казалось, что пришел век свободы, отныне нет невозможного, говори что вздумается, обличай, ниспровергай, утверждай. Другим, людям практическим, думалось, что век-то пришел железный и грех упускать свою выгоду от железных дорог и фабрик, благоразумные англичане и немцы изобрели прокатные станы, паровой трамвай, фотографирование, магнитно-игольный телеграф, электромотор, телефон, банки и кредит, револьвер Кольта и капсюльное ружье с затвором. «Оставьте нас в покое!» — молили третьи, желавшие жить попросту, как деды и прадеды, в мужицких избах или княжеских дворцах, служить в купеческих конторах или златоглавых церквах. Но нельзя жить в мире и быть свободным от него. И до стен Троице-Сергиевой лавры долетали ветры перемен, перемахивали стены, и вот уже семинаристы и студенты духовной академии обсуждали не только библейские комментарии Шольца и Дерезера или недавно вышедшие церковные истории Макария Булгакова и Филарета Гумилевского , но и теорию разумного эгоизма, учение позитивистов о неизменности устройства любого общества, учение Дарвина о естественном отборе, идеи о «врожденном неравенстве людей» и «вредности милосердия». Знал об этом московский митрополит. Почти полвека назад Филарет начал свои богословские изыскания толкованием на Книгу Бытия, первую книгу Писания. Теперь же все чаще он задумывался над смыслом последней книги — Откровения Апостола Иоанна Богослова.

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/7

Решма. Макариев Решемский монастырь. Карта и ближайшие объекты Макарьев Решемский монастырь, общежительный, при слободе Решем, в 23 верстах от города Кинешмы, на правом берегу реки Волги. Основан в XV веке пр. Макарием (см. 25 июля) и был мужским; в 1901 году обращен в женский. Здесь весьма чтимы: образ пр. Макария и Казанская икона Богоматери. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Расположен на высоком берегу Волги, на территории бывш. с. Нагорное при слободе Решма. Рядом, ближе к Волге, до недавнего времени находился монастырь — Макарьевская Решемская пустынь, образованная в нач. 17 в., с церковью Троицы 2-й пол. 18 в. Ныне комплекс состоит из двух церквей — летней Воскресения, 1754 г. и зимней Николая Чудотворца, сооруженной вскоре, около сер. 18 в. Раньше в комплекс входила также колокольня — восьмигранное столпообразное сооружение, завершенное высоким шатром, костромского типа. Ее основание служило притвором церкви Воскресения. Храмы поставлены параллельно друг другу; летний выдвинут к востоку. Именно эта церковь - Воскресения - и поныне главенствует в композиции, ранее поддержанная еще более высокой, чем основной объем шатровой колокольней. Кирпичные стены обоих храмов побелены по кладке. Несмотря на значительные утраты, комплекс ценен как пример позднего использования форм и приемов допетровского зодчества в строительстве 18 в. Беляев, 1863, с. 138; Баженов, 1904, с. 7-9; ИАК, 1909, с. 90; Церкви Костромской епархии.., 1909, с. 127. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 487 25 июля 1911 г. в монастыре был заложен новый храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Окончанию строительства помешали известные революционные события. После 1917 г. монастырь был преобразован в женскую артель. Закрыт в конце 1920-х. Троицкую церковь, новую Казанскую (была ли она освящена - невыяснено) и ряд монастырских строений разобрали в 1940-е. Позднее на месте Троицкого храма выстроили школу.

http://sobory.ru/article/?object=06349

Руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия» Сергей Кравец: Православным и католикам надо укреплять сотрудничество в бесконфликтных сферах 30 июля 2005 г. 13:16 — Сергей Леонидович, о Вас часто говорят как об одном из самых влиятельных мирян в Русской Православной Церкви. При этом отмечают не только Вашу близость к Патриарху, но и высочайший уровень образования, эрудицию. Могли бы Вы немного рассказать о своем жизненном пути? — Я родился в 1962 году в Москве. Родители — папа военный переводчик, мама учительница — были далеки от Церкви и религии. Мое обращение к вере произошло в студенческие годы. Я учился на журфаке МГУ и оказался в небольшой группе, которую вел Игорь Иванович Виноградов — ныне редактор «Континента». Официально считалось, что мы изучаем литературную критику, но по сути дела Игорь Иванович рассказывал нам о русской религиозной философии. Когда в самом начале 80-х я крестился, Виноградов стал моим крестным. А крестил меня о. Александр Шаргунов. Вообще это очень показательно — ведь сегодня эти люди, можно сказать, оказались как бы на разных полюсах: Игоря Ивановича считают «либералом», а о. Александра — «консерватором». Но 20 лет назад этих противоречий не было, всех объединял общий оппонент — атеистическая идеология. Большую роль в моем воцерковлении сыграл еще один человек — Алексей Федорович Лосев. Интересно, что он никогда не говорил о религии открыто, но вышло так, что практически все, кто был вхож в его дом, стали людьми церковными. — О возглавляемой Вами «Православной энциклопедии» писали много. Не могли бы Вы напомнить нашим читателям основные вехи реализации этого проекта? — Всё началось с издательства Валаамского монастыря, которое я возглавил в 1990 году по инициативе своего близкого друга игумена Андроника (Трубачева) — в то время он был только что назначен наместником этой обители. Надо сказать, что в мои планы это совершенно не входило: я собирался ехать в Германию работать с архивами Семена Людвиговича Франка, но о. Андроник настоял на том, чтобы я остался здесь. Мы сразу же решили, что будем издавать «серьезную» литературу, и уже в 1993 году, когда мы стали публиковать «Историю Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова), к нам появился интерес на самых разных уровнях. Наше издательство стало приносить доход. Мне хочется сказать добрые слова в адрес нынешнего наместника Валаамской обители — архимандрита (ныне епископа) Панкратия (Жердева): когда он сменил о. Андроника, он имел все основания упразднить самостоятельность издательства — ведь возрождавшийся монастырь очень нуждался в средствах, — но о. Панкратий сохранил наш автономный статус.

http://patriarchia.ru/db/text/30457.html

Святейший Патриарх Кирилл у мощей преподобного Сергия Радонежского ЖМП 6 июнь 2022 /  5 июня 2022 г. 11:00 Сосуд благодати полный и преизливающийся К 600-ЛЕТИЮ ОБРЕТЕНИЯ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник   Свято-Троицкой Сергиевой лавры , исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин).  PDF-bepcuя. Издавна в Православной Церкви почитаются мощи святых угодников Божиих. Иногда Господь, прославляя усопшего подвижника, украшает его, казалось бы, бренное тело мироточением, благоуханием и чудотворениями. По словам митрополита Московского Макария (Булгакова), живой урок о будущем воскресении тел — изъятие их чудодейственною силою Божией из всеобщего закона тления 1 . Именно таким настоящим христианским назиданием являются для нас мощи Печальника земли Русской. И как жизнь самого преподобного Сергия была наполнена скорбями, трудностями и испытаниями, так и история его честных мощей имеет свои трагические страницы, которые тем не менее только подтверждают святость подвижника и дарованную ему Богом особую благодатную силу укреплять, просвещать и врачевать душевные и телесные недуги. Попробуем проследить основные вехи этой истории — со дня кончины Преподобного и до настоящего времени. «В воде, утесняющей тело…» Преподобный Сергий Радонежский преставился 25 сентября 1392 года. В это время заложенный им в 1337 году на горе Маковец Троицкий монастырь уже был духовным центром Русских земель, живущим по общежительному уставу, имеющим множество деревянных строений и два храма. Перед своей кончиной игумен просил похоронить себя на общем монастырском кладбище вместе с простыми иноками. Эта просьба огорчила осиротевших монахов, им очень хотелось, чтобы Преподобный хотя бы телом оставался с ними. Видя скорбь братии и понимая масштаб личности святого, митрополит Киевский Киприан все же благословил иначе: честные останки подвижника упокоились в созданной им обители, в деревянной Троицкой церкви под спудом. Преподобный Епифаний Премудрый, описывая это событие, говорил, что митрополит Киприан, «порасмотрив и рассудив в себе, како и где погребется блаженный, и благослови, и повели им положити его в церкви, на правей стране, еже и бысть» 2 .

http://e-vestnik.ru/church/600_letiye_ob...

святитель Амвросий, епископ Медиоланский Содержание 1. Общие курсы    В 1805 г. появился первый обобщающий труд по истории Русской Церкви митрополита Московского Платона (Левшина) «Краткая российская церковная история» (2 т.). Материал расположен в хронологическом порядке (изложение доведено до 1700 г.), без обобщения и систематизации. Этот первый опыт создания курса русской церковной истории был высоко оценен последующими учеными за талантливость изложения и меткость замечаний. До 60-х гг. XIX в. учебником по русской церковной истории оставался вышедший в 1817 г. труд архимандрита Иннокентия (Смирнова), впоследствии епископа Пензенского, «Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII в.» (2 ч.). Для него характерны стремление автора к разделению повествования на строгие и формальные рубрики, иногда в ущерб содержанию, и отсутствие критики источников.    Значительным вкладом в развитие отечественной науки явилась «История Русской Церкви» архиепископа Филарета (Гумилевского) (Рига; Москва, 1847—1848. 4 т.; 6-е изд. М., 1895. 5 т.), представляющая собой систематическое изложение истории, пять томов которой соответствуют пяти периодам: 1) до нашествия монголов, 2) до разделения митрополии, 3) до учреждения патриаршества, 4) патриарший, 5) синодального управления до 1825 г. Автор особо подчеркивает значимость разделения Киевской митрополии и прослеживает историю как Западнорусской, так и Московской митрополий, обращая внимание главным образом на изменения в системе управления. Для архиепископа Филарета характерна резко критическая оценка состояния образованности русского средневекового общества. В изложении событий синодального периода автор был ограничен цензурой: одно только упоминание о протестантских симпатиях составителя «Духовного регламента» (СПб., 1721) архиепископа Феофана (Прокоповича) вызвало неудовольствие Святейшего Синода.    Одновременно с появлением «Истории Русской Церкви» архиепископа Филарета (Гумилевского) начали выходить первые тома монументального труда архимандрита Макария (Булгакова), впоследствии митрополита Московского и Коломенского.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3449...

Т.Р. Руди Описание канонизированных и неканонизированных Новгородских владык и Московских митрополитов в иконописном подлиннике первой четверти XVIII в. И.А. Лобакова В истории византийской церкви, как отмечал, опираясь на известные ему документы VI и VII вв., Ε.Ε. Голубинский, существовала практика считать святыми пастырей, достигших высокой ступени иерархии: «...причисляемы были частными церквами, каковы суть епископии, к ликам их местных святых все их православные и ничем укоризненным не запятнавшие себя епископы, на основании того верования, что епископы как признанные ходатаи за людей пред Богом в сей жизни остаются таковыми и в загробной жизни. Предположение подтверждает Созомен , который говорит, что в частных церквах или епископиях совершаемы были празднества местных мучеников и памяти бывших у них иереев» 787 . В пользу этой гипотезы свидетельствует запись в Карфагенском календаре о ежегодном праздновании памяти епископов Карфагенской церкви, а также слова Симеона Солунского о «положении после смерти архиереев внутри жертвенника ради благодати божественного священства» 788 . Учёный полагал, что данная традиция не была присуща Русской церкви, ибо ранних документальных свидетельств в пользу её существования нет (либо они не сохранились). Известно, что на Руси лишь ко второй половине XVII в. были точно сформулированы условия возможной канонизации: 1) «Православие безукоризненное; 2) совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние за веру даже до крови; 3) проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес» 789 . Однако Ε.Ε. Голубинский, ссылаясь на Макария (Булгакова) , привёл данные о том, что «Новгородским Софийским собором почитались святыми многие тамошние епископы и архиепископы, как-то: Иоаким († 1030), Лука († около 1060), Герман († 1095), Аркадий († 1163), Григорий († 1193), Мартирий († 1199), Антоний († 1232), Василий († 1352), Симеон († 1421), Геннадий († 1505) и Пимен († 1571)» 790 . Исследователь оставил данное свидетельство без комментария и привёл его в главе, в которой рассматривал историю канонизации во временном периоде от Собора 1549 г. до учреждения Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тема нашего исследования в качестве систематического труда о Евхаристии до сих пор в богословской литературе не представлена. Предшествующие работы, касающиеся этой темы, можно классифицировать по трем типам. Первый тип составляют статьи и очерки, в которых рассматриваются либо темы, касающиеся отдельных вопросов евхаристического учения в историческом или богословском контексте, либо работы, которые исследуют учение о Евхаристии конкретного святого отца или учителя Церкви. К этому типу относятся работы Кириллова А. , Пономарева П.П, и Малицкого Н., написанные в конце XIX начале XX веков. Особенно здесь выделяется работа сщмч. Василия Малахова, автора статьи «Пресуществление Святых Даров в таинстве Евхаристии». В ней дается наиболее подробный обзор истории возникновения и распространения термина «пресуществление», а также глубокое богословское исследование святоотеческого учения о таинстве Евхаристии. Второй тип составляют печатные курсы догматического богословия середины XIX – начала XX веков. Сюда можно отнести пятитомный труд «Опыт православного догматического богословия» епископа Сильвестра (Малеванского) , где более последовательно изложен исторический подход к догматике. И один из последних курсов догматического богословия, изданный до 1917 года, принадлежит протоиерею Николаю Малиновскому под названием «Православное догматическое богословие». В изложении своего труда, в частности в учении о Евхаристии прот. Николай Малиновский следует «Православно-догматическому богословию» митрополита Макария (Булгакова) и его источникам. Сюда же можно и отнести труды русских богословов-патрологов Попова и Адамова, у которых освещены некоторые аспекты учения святых отцов о Евхаристии. К третьему типу принадлежат публикации современных авторов, как российских, так и западных богословов. Особенно способствовали для написания работы доклады, которые были представлены на V Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных таинствах», проходившей в Москве в ноябре 2007 года.

http://azbyka.ru/istoriya-termina-presus...

Учение об искуплении в статьях архиепископа Илариона (Троицкого) В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет богословский труд протоиерея П.В. Гнедича  " Догмат искупления в русской богословской науке (1893–1944) " . Книга предназначена в первую очередь для студентов и преподавателей духовных семинарий и академий. Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывком из этой книги. Священномученик Иларион (Троицкий) Полную противоположность воззрениям профессора Тареева представляют воззрения другого профессора Московской духовной академии — архиепископа Илариона (Троицкого) . Метод и даже содержание богословия архиепископа Илариона можно обозначить одним словом — церковность, в противоположность субъективизму Тареева. Соответствующее различие легко указать и в отношении к Священному Писанию, к «сердцу церковной жизни» — богослужению, к творениям святых отцов, и в понимании искупления. Здесь психологии настроений противостоит онтологизм церковного понимания догмата. Архиепископ Иларион не оставил специального труда по изложению учения об искуплении, но он писал и говорил о нем где только мог — в статьях, лекциях, отзывах о студенческих сочинениях и т. д. Архиепископ Иларион называет себя убежденным противником «юридического» понимания искупления, так как оно заимствовано из схоластического западного богословия и не соответствует ни духу, ни учению Православной Церкви. В его статьях и лекциях имеется ряд ярких и убедительных примеров, где отдельные места из догматики митрополита Макария (Булгакова) противополагаются учению святых отцов или тексту богослужебных песнопений . «Смотрите, какое разногласие между Церковью и школой! Вот что сделало у нас на Руси латино-немецкое засилье в богословии! Классная кафедра духовной школы и церковный амвон и клирос в одно и то же время говорят на разных богословских языках» . Автор призывал своих слушателей — студентов Московской духовной академии — к борьбе со схоластикой, с этим «вредным латинско-немецким засильем». «В схоластическом учении о спасении прежде всего должны быть снесены два форта, два понятия: удовлетворение и заслуга. Эти два понятия должны быть выброшены из богословия без остатка, навсегда и окончательно» .

http://pravoslavie.ru/2828.html

ЦВ 21 (394) ноябрь 2008 /  12 ноября 2008 г. Первосвятительский визит в Беларусь С 23 по 26 октября состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Беларусь. 23 октября Святейший Патриарх в сопровождении делегации Русской Православной Церкви прибыл в Минск. В состав делегации, сопровождавшей Патриарха Алексия в поездке, вошли митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий и епископ Егорьевский Марк. По прибытии в белорусскую столицу Святейший Патриарх Алексий принял участие в Международном круглом столе на тему «Крещение Руси в судьбах России, Украины и Беларуси», который проходил в Национальную библиотеке Беларуси. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился с приветственным словом к организаторам и участникам круглого стола (см. с. 7). Святейший Патриарх Алексий передал Национальной библиотеке Беларуси тома «Православной энциклопедии» и «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова), а также свою монографию «Православие в Эстонии». От имени организаторов круглого стола Патриарху Алексию была подарена голографическая копия древней белорусской святыни — креста преподобной Ефросинии Полоцкой. После завершения заседания Предстоятель Русской Церкви в сопровождении директора Национальной библиотеки Беларуси Р.С. Мотульского ознакомился с рядом редких рукописных и печатных книг, представленных на выставке «Православное слово». Затем Святейший Патриарх Алексий направился в Дом милосердия Белорусского экзархата. В храме святого праведного Иова Многострадального Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовали юные воспитанники Дома милосердия. Затем к Святейшему Патриарху Алексию обратился протоиерей Федор Повный, настоятель храма Всех святых и руководитель Социального центра Белорусской Православной Церкви. Он, в частности, отметил, что со времени проектирования и разработки концепции Дома милосердия Святейший Патриарх неизменно осуществлял попечение о его создании и развитии, посещал строящийся центр, а в мае 2002 года вместе с митрополитом Минским и Слуцким Филаретом освятил этот духовно-просветительский и социально-реабилитационный комплекс.

http://e-vestnik.ru/church/pervosvyatite...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010