Антон Карташев. Очерки по истории русской церкви 324 Издание этой книги своевременно. Прежде не было научного руководства, даже на русском языке, которое можно рекомендовать интересующимся историей Русской Церкви. Правда, есть старые учебники Петра Знаменского (1-е издание 1871 г., которое неоднократно пересматривалось и перепечатывалось в прошлом веке) и Александра Доброклонского (в 4-х частях, 1881–93). Написанные компетентными учеными, они представляли ценность в свое время, но теперь устарели – возможно, за исключением 4-го тома книги Доброклонского, ценного за счет детального и точного указания первоисточников. Монументальные труды митрополита Макария (Булгакова) и Евгения Е. Голубинского не были завершены и тоже создавались много десятилетий назад. Макарий начал работу в 1847 г., а последний, 12-й том был издан посмертно в 1883 г. Оба издания никогда не переводились на западноевропейские языки. К тому же, нет ни одного учебника или компендиума западных авторов по этой области, исключая последнюю книгу А. М. Аммана (А. М. Ammann, S.J.), изданную в итальянской и немецкой версии и написанную с позиций католицизма. Таким образом, новая книга покойного профессора Карташева заполняет серьезный пробел в учебной литературе. Карташев был компетентным историком, человеком широкой эрудиции и больших литературных способностей. У него был свой стиль – живой, красочный, убедительный, порой несколько пышный и цветистый. Он был увлекательным лектором. Все эти качества заметны в его книге. Автор предупреждает будущих читателей, что не намерен предложить в своей книге «систему» истории Русской Церкви или создать компендиум или справочник. Для своего многотомного труда он выбрал скромное заглавие: «Эскизы» или «очерки», но книга представляет собой нечто намного большее. В действительности, система есть. Есть системообразующая идея, которая определяет и подход автора, и отбор тем и материала. Он выдвигает «тезис» для доказательства или, скорее, для приложения. Он сам говорит, что хотел ввести читателя в саму «проблематику» истории Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

В Белгороде возле здания духовной семинарии (в нашем детстве это был Дом юных техников, с любимым кружком по фотоделу) с 2005 г. стоит бронзовый памятник уроженцу Святого Белогорья митрополиту Московскому и Коломенскому Макарию (Булгакову). Владыка сидит в кресле (автор монумента — заслуженный художник России белгородец Анатолий Шишков), с небольшим наклоном вперед, ко граду и миру, ко всякому идущему… Кто-то останавливается в поклоне, кто-то проходит мимо, кто-то стоит в двух шагах на остановке городского транспорта — в любом случае рядом, «в свете и под сенью» митрополита. Его называют святителем, хотя к церковной канонизации великого труженика и угодника Божия путь только начат, народное почитание возрастает, суммируются соборные усилия по приближению к этой значительной фигуре отечественной истории и богословия. Просветитель оставил нам до сих пор непревзойденный и весьма востребованный и ныне 13-томный труд «История Русской Церкви», а также «Введение в православное догматическое богословие» и другие сочинения. В свете 200-летия со дня рождения владыки, которое исполняется 1 октября с.г. (19 сентября по ст. ст.) на Белгородчине на протяжении года проходят многоразличные события: издаются книги-приношения (в частности, поэты местной писательской организации выпустили красивый сборник духовной лирики «…Во исповедании сердечнем»); на теологическом факультете НИУ «БелГУ» обустроен именной кабинет-музей; телекомпания «Мир Белогорья» сняла документальный фильм (автор Виталий Стариков), посвященный митрополиту; в Белянской средней общеобразовательной школе работает духовно-просветительский центр имени митрополита Макария; беседы о великом земляке проводятся в школах Белгородчины на уроках православной культуры; в селе Сурково Шебекинского района Белгородской области (прежде — Новооскольский уезд Курской губернии), на родине владыки, состоялся фестиваль православной культуры «На земле Макария». Посвятила владыке художественный вечер и литературная гостиная митрополита Иоанна.

http://pravoslavie.ru/97403.html

В. В. Болотов. Фотография. Кон. XIX в. Василий Васильевич (31.12.1853, с. Кравотынь Осташковского у. Тверской губ.- 5.04.1900, С.-Петербург), богослов, историк Церкви, востоковед. Род. в семье причетника Троицкого собора в г. Осташкове Василия Тимофеевича, погибшего незадолго до рождения сына, воспитывался матерью Марией Ивановной, урожденной Вишняковой, к-рая оказала большое влияние на духовное формирование личности Б. Как сын младшего клирика Б. воспользовался правом получения за казенный счет среднего духовного образования; учился в Осташковском ДУ (1863-1869) и в Тверской ДС (1869-1875). Преподаватели и однокашники Б. обращали внимание на его блестящие способности и прилежание, особенно к древним и новым языкам. Летом 1875 г. Б. поступил на церковно-историческое отд-ние С.-Петербургской ДА, где посвятил себя прежде всего изучению богословских и церковно-исторических дисциплин, лат., англ. и древних вост. языков: евр., эфиоп. (геэз) и др. По предложенной проф. И. В. Чельцовым теме «Учение Оригена о Святой Троице» Б. в июне 1878 г. защитил сначала кандидатскую, а затем 28 окт. 1879 г. магистерскую диссертацию. По рекомендации проф. И. Е. Троицкого он, еще будучи студентом 3-го курса академии, был намечен на замещение вакантной (после смерти проф. Чельцова 5 марта 1878) кафедры древней церковной истории, к-рую занимал вплоть до своей смерти в качестве сначала доцента (с 3 нояб. 1879), а затем экстраординарного (с 24 окт. 1884) и ординарного (с 19 сент. 1896) профессора. В 1896-1897 гг. временно замещал кафедру догматического богословия и читал курс исторического изложения догматов. В 80-90-х гг. Б. неоднократно был присяжным заседателем в суде; как консультант и переводчик участвовал в подготовке рус. экспедиций в Эфиопию. За переводы дипломатической переписки с эфиоп. языков, геэз и амхарского, Б. по представлению Мин-ва иностранных дел России получил досрочно чин действительного статского советника. 7 февр. 1890 г. за работы по церковной истории Эфиопии и Египта ему была присуждена полная премия митр. Макария (Булгакова), 21 мая 1896 г. по ходатайству проф. Троицкого за многочисленные капитальные труды Б. получил степень д-ра церковной истории honoris causa. Его научные заслуги были высоко оценены не только в духовных, но и в светских кругах: в дек. 1893 г. по инициативе акад. В. Г. Васильевского Б. был избран членом-корреспондентом Императорской АН по разряду историко-политических наук; был также награжден орденами св. Станислава 3-й и 2-й степени, св. Анны 3-й и 2-й степени. В последние годы жизни Б. страдал почечной и печеночной недостаточностью, развивавшейся на фоне хронического малокровия, что послужило причиной его преждевременной смерти. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в С.-Петербурге.

http://pravenc.ru/text/149699.html

В заключение одного из посланий своих к известному Николаю немчину о заблуждениях латинян Максим Грек , между прочим, написал: «когда ты будешь просвещён разумом, то вопроси о том господина и учителя Даниила, митрополита всей России, и он научит тебя всей истине; я написал неучено и неразсудно, словом варварским и дебелым, а он просветит своим учением и возвестит тебе; тогда ты ясно увидишь, что насколько отстоит солнце от звезды по светлости, настолько отстоит он от нас благодатью и светом разума, и ты отринешь луну и прилепишься солнцу… Когда ты узришь изящный разум святаго митрополита, доктора закона Христова, украшенный многими знаниями, и с любовью будешь слушать его, – пощади, честный друже, малословию и трости моей буей, которою я начертал тебе немногое…» 1 Если бы подобный отзыв о митрополите Данииле Максим поместил в послании к нему самому или к кому либо из православных, тогда можно было бы ещё подумать, что это – слова лести или одного приличия и уважения к сану; но помещённые в письме к иноверцу, латиннику, который действовал во вред православию, был одним из любимцев великого князя, много лет вращался в нашем высшем кругу и, без сомнения, мог получить о митрополите самые верные сведения, – они невольно заставляют предполагать, что Максим действительно высоко ценил ум и познания Данила и считал его архипастырем просвещённым. Таким и является пред нами Даниил в своих словесных произведениях. Он был достойный ученик преп. Иосифа Волоцкого и если уступал ему по талантам, то отнюдь не уступал по своей начитанности и обширности своих богословских сведений. А в ряду митрополитов собственно-московской митрополии, от Ионы до Иова или до учреждения патриаршества, Даниил может быть назван самым просвещённым, за исключением одного Макария, без сомнения, не менее начитанного, но более даровитого и более сделавшего для нашей духовной литературы, как и вообще для нашей церкви, хотя оставившего и менее своих сочинений. Не хвалясь собственною мудростью и называя себя «невеждою и поселянином», Даниил однако сам признавал свои книжные и литературные занятия лучшим делом своей жизни и говорил: «аз жизнь свою в лености изгубих, и ни едино благо сотворих, точию мало нечто прочтох божественная писания; и от сих себе и другим воспоминах, и глаголах, и писах» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

визит Святейшего Патриарха Кирилла в Луганскую епархию ЦВ 18 (462) сентябрь 2011 /  23 сентября 2011 г. 17:29 Служение Патриарха Кирилла с 7 сентября по 21 сентября 7 сентября в рабочей патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Кирилл принял членов совета директоров общественного православного телеканала «Спас» во главе с руководителем совета, председателем Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии епископом Подольским Тихоном и генерального директора канала, заместителя председателя Синодального информационного отдела И.В. Мещана. 9 сентября в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Комитета по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова). 11 сентября, в день памяти Усекновения главы пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна, состоялся визит Святейшего Патриарха Кирилла в город Щелково Московской области. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе Щелкова, за которой была совершена хиротония архимандрита Корнилия (Синяева) во епископа Волгодонского и Сальского (материалы хиротонии см. в следующем номере «Церковного вестника»). На малом входе Святейший Патриарх Кирилл возвел архиепископа Ярославского и Ростовского Пантелеимона в сан митрополита в связи с 70-летием со дня рождения. Затем Предстоятель посетил хлебопекарный завод ЗАО «Щелковохлеб», на котором пять лет назад был создан просфорный цех, освятил памятник преподобным Никодиму и Спиридону, просфорникам Печерским, и осмотрел построенный в 2008 году в стенах завода храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Далее Святейший Патриарх проследовал на набережную Серафима Саровского, где осмотрел строящийся храм в честь преподобного Серафима. 13 сентября во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 60-летием со дня рождения Святейший Патриарх Кирилл наградил генерального прокурора РФ Юрия Чайку орденом святого благоверного князя Даниила Московского I степени.

http://e-vestnik.ru/church/sluzhenie_pat...

Вступительная статья 1 Аннотация. Публикуются письма свт. Феофана Затворника И. Д. Андрееву. Иван Дмитриевич Андреев (21 июня 1867, с. Малиново Ливенского уезда Орловской губ. – 28 июня 1927, Ленинград) – правнук старшей сестры свт. Феофана, Любови Васильевны Макриновой (урожд. Говоровой). Историк Церкви, византинист, переводчик. В переписке затронуты вопросы духовного образования, богословия, аскетики. Заслуживает внимания позиция свт. Феофана относительно заимствований, которые делают отечественные авторы у западных богословов. В переписке содержится отзыв свт. Феофана на известные монографии А. П. Лебедева «История святых Вселенских Соборов» и «История Константинопольских Соборов IX века (861–880 гг.)», а также на труд архимандрита, будущего митрополита, Антония Храповицкого «Письма к пастырям о некоторых недоуменных сторонах пастырского делания». В публикуемых письмах Вышенский Затворник касается этих и многих других вопросов. Иван Дмитриевич Андреев (21 июня 1867, с. Малиново Ливенского уезда Орловской губ. – 28 июня 1927, Ленинград) – правнук старшей сестры свт. Феофана, Любови Васильевны Макриновой (урожд. Говоровой), историк Церкви, византинист, переводчик. Окончил Орловскую духовную семинарию и Московскую духовную академию (1892 г.). С 3 июня 1893 г. – преподаватель философских предметов в Таврической духовной семинарии. С 25 ноября 1895 г. – магистр богословия. Его магистерская диссертация: «Константинопольские патриархи от времени Халкидонского собора до Фотия. Выпуск I-й: Хронология константинопольских патриархов от времени Халкидонского собора до Фотия и очерки жизни и деятельности свв. Анатолия, Геннадия и Иоанна Постника » была удостоена премии митрополита Макария (Булгакова) . По отзыву проф. А.П. Лебедева , «...все сочинение г. Андреева представляет плод редкого усердия и трудолюбия и обнаруживает обильный запас церковно-исторических сведений у автора» С 4 сентября 1895 г. И.Д. Андреев работал в Московской духовной академии, где занимал следующие должности: помощник инспектора, доцент по кафедре новой гражданской истории, экстраординарный профессор, лектор английского языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Вязьма. Монастырь Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Предтечев монастырь, 2 класса, в Вязьме. Основан в 1534 году старцем Герасимом (см. о Болдином монастыре). Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». В конце 1535 года преподобный Герасим со своим учеником Симеоном поставил келью в западной части города Вязьмы на высоком холме правого берега реки Бебри. Собрав вокруг себя благочестивых людей, готовых к иноческому подвигу, в 1542 г. преподобный Герасим получает благословение и грамоту у метрополита Макария и позволение у царя Иоанна IV для основания обители. Трудами братии и поселян был построен деревянный храм во имя Иоанна Предтечи. В 1566 году Предтечев монастырь посетил царь Иоанн IV Грозный. Проезжая в Смоленск для осмотра строящейся крепости, в 1598 году в обители останавливался царь Борис Федорович Годунов. При игумене Гурии в 1630-е годы был построен каменный корпус для братии. В 1654-1655 годах монастырь неоднократно посещал живший в городе царь Алексей Михайлович с семейством и Патриарх Никон. В начале XVIII века по указу императора Петра I обитель давала приют раненым и престарелым воинам. В Отечественную войну 1812 года монастырь разграблен и сожжен французами. После ухода неприятеля остались только обгорелые стены. С огромным трудом братия исправила Знаменский, а затем Вознесенский храмы. Все постройки обители сильно пострадали в ходе боев за Вязьму в 1941-1943 годах. В 1989 году монастырь передан епархии. Решением Священного Синода в 1990 году здесь вновь открыт Вяземский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II посетил монастырь 3 мая 1993 года. Монастырь неоднократно посещал митрополит Кирилл. В августе 1995 года решением Священного Синода Иоанно-Предтеченский монастырь преобразован в женский. Набор открыток " Вязьма Православная " Расположен в западной части города, на высоком холме над долиной р. Бебрь. Основан в 1535 г. иноком Герасимом, положившим начало Болдину монастырю под Дорогобужем. Уже в сер. 16 в. здесь существовали две деревянные церкви - Иоанна Предтечи и Вознесения, с деревянной же оградой вокруг них. После Смутного времени (монастырь был сожжен и разграблен отрядами Жолкевского и Ходкевича) на вклады царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича строятся каменные Одигитриевская церковь с приделом Иоанна Предтечи (1630-е гг.) и надвратная церковь Вознесения (сер. 17 в.). Видимо, к концу 17 в. облик Вознесенской церкви сильно изменился. К сер. 18 в. монастырь имеет также каменные настоятельские и братские палаты, палаты для обучения школьников, разделенные воротами, корпус неизвестного назначения и каменную ограду. Около 1770 г. построили Никольский (Знаменский) храм. После пожара 1812 г. монастырь оставался невосстановленным до строительных работ 1832-36 гг.

http://sobory.ru/article/?object=00467

Георгий, святитель, архиепископ Могилевский (Конисский Григорий Осипович) († 1795, память в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Белорусских святых) Родился 20 ноября 1717 года в г. Нежине Черниговской губернии. Окончил Киевскую духовную академию. В августе 1744 года пострижен в монашество в Киево-Печерской лавре. В 1745 году назначен учителем пиитики в Киевскую духовную академию, где был рукоположен в сан иеромонаха. С 1747 года – профессор богословия и философии, префект академии. С 1 августа 1751 года – архимандрит Киевского Братского монастыря. С 30 августа 1752 года – ректор академии. 20 августа 1755 года в Киевском Софийском соборе митрополитом Киевским, Галицким и всея Малыя России Тимофеем (Щербацким) и собором архиереев хиротонисан во епископа Могилевского. В 1762 году присутствовал в Москве на коронации императрицы Ekamepuhы II. С 14 декабря 1772 года (после первого раздела Польши и присоединения к России Белоруссии) стал именоваться епископом Могилевским, Мстиславским и Оршанским. В 1780 году заложил в Могилеве кафедральный собор во имя праведного Иосифа Обручника. 22 сентября 1783 года возведен в сан архиепископа и назначен членом Святейшего Синода. Скончался 13 февраля 1795 года. Погребен в Спасской церкви г. Могилева. Святитель Георгий был богато и разнообразно одарен природой. Он был талантливым учителем, вносившим новую живую струю в преподавание всех академических предметов. Будучи ректором академии, показал себя «тщательным и добропорядочным правителем и учителем». Писал стихи, первый в Киевской духовной академии изложил богословие в систематическом порядке и, по отзыву митрополита Макария (Булгакова) , «бесспорно превзошел всех предшественников своих и преемников». Блестящий проповедник, он был весь проникнут сознанием высокого призвания пастыря. «Поучать народ есть первейшее и главное дело. Ежели стану молчать, тогда гибелью грозит мне Бог», – говорил он. Того же требовал от подчиненного ему духовенства. В самых резких выражениях порицал он нерадивых священников – «немых псов, не могущих лаяти, любящих дремати». В своих проповедях преосвященный смело обличал пороки, неправду, «необузданный разврат» Архипастырская деятельность преосвященного Георгия началась в то время, когда Белоруссия находилась под польским владычеством. Белорусская епархия оставалась единственной православной епархией в пределах польского государства. Католики и униаты употребляли все силы для совращения в унию ее населения, не пренебрегая при этом и самыми суровыми мерами принуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Догмат искупления в Православном богословии Скачать epub pdf Содержание Введение Часть первая Сотворение человека. Его место в мире. Жизнь в раю. Грехопадение. Способ(ы) передачи первородного греха Несколько дополнительных слов о последствиях грехопадения. Причины пришествия Спасителя Значение термина «спасение» и значение термина «сотериология» Раскрытие понятия «Христос – Новый Адам» Жертвоприношения в ветхозаветный исторический период. Прообразы Искупительной Жертвы Христа в иудейском обрядовом законодательстве Часть вторая Филологическое значение слова «искупление» Искупление как выкуп диаволу Спасение как победа над диаволом Что из себя представляет так называемая «юридическая» теория искупления Концепция спасения в догматической системе митрополита Макария Булгакова. Куда смотрел ученый Гнедич и чего недосмотрел? Нужен ли Макарию поддельный ярлык? Искупление как проявление, а не как удовлетворение правды Божией и благости Божией, согласно учению святого Афанасия Александрийского. Размышления на тему: «что может быть общего у критика-богослова с историком-марксистом и воинствующим атеистом?» Искупление как замещение ответственности или вины Несколько слов о том, как себе представляет искупление святитель Илия Минятий Некоторые дополнительные соображения, поясняющие образ взаимодействия правды Божией и благости Божией Рассуждения на темы: «Были ли осуждены прародители?», «О целесообразности смерти Спасителя и о том, как подобает понимать слова тропаря Воскресению Христову: “смертию смерть поправ”», а также несколько замечаний о том, в чем ошибались без пяти минут магистры: Василий Мышцин и Петр Гнедич; и ответ на вопрос: куда клонит проповедник Александр Каломирос? Искупление как очищение, уврачевание, освящение человека. Некоторые варианты перевода слова «искупление», а также и других слов, имеющих непосредственное отношение к правильному пониманию догмата искупления. Об опасности филолого-лингвистической методы толкования Священного Писания в отрыве от учения отцов Разъяснение отличия понятия «обожение человеческого естества» от понятия «обожение человеческих ипостасей» и о том, как непонимание этого различия может привести к обеспокоенности Некоторые размышления на тему роли Церкви, роли благодати и роли человека в деле спасения, и о том, к чему приводит отрицание роли благодати в этом деле.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Крест нести нам суждено! Воскресения не бывает без смерти 29.12.2008 365 Время на чтение 3 минуты Нашу судьбу, раз навсегда, определил владыка «Крест нести нам суждено!» Судьба наша на этом напряженном перекрестке миров крестоносная. А потому и богоносная. Место, на котором мы сложили свой очаг, представляет собою с незапамятных времен водораздел культур и территорию столкновения миров. Так было в прошлом, так же и сейчас. В свое время здесь проходила граница между восточным и западным царствами. Когда Западная Церковь отделилась от православного Востока, эта территория вновь стала местом векового противостояния, а с проникновением ислама в Х IV века стало средоточием нового трагизма и распятия. Наш народ в этом столкновении миров определился за Иерусалим, за Святую Софию Царьградскую. Что значит: за Премудрость Божию; и за Святую Гору (Афон), тысячелетний очаг добродетелей, питомник святых Божиих. Определение за Иерусалим означает определение нести Честной Крест. А в то же время означает и определение за истину, за свободу, которая оплачивается мученической кровью. Отнюдь не случайно, что великомученик косовский Лазарь - а через него и весь сербский народ, - определился за Царство Небесное. Ибо «земное слишком мало царство, а Небесное - всегда и вовеки». Наш сербский народ хранит в своей груди, в своей соборной памяти иерусалимскую святыню. Святой Макарий давно высказал непреложную истину: «Где Дух Святой, там и гонения». Безумный ветер непрестанно пытается погасить святую лампаду. В свете этой истины св. Макария нам ясно в некоторой степени, почему именно на православные славянские народы навалилось это огромное богоубийственное человеческое зло. Там, где зло принято как нормальное состояние, люди сами работают на него. Сатана ими дирижирует, как Воланд в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Цель его - уничтожить последний остров, на котором хранится святыня. Поэтому он направляет все свои демонические силы, чтобы захватить этот последний оплот неоскверненных святынь, незамутненной, незатоптанной и неопоганенной истины. Отчего же в таком случае удивляться тому, что происходит с Православием, с православными странами, особенно славянскими, и с православным сербским народом.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010