поиск:   разделы   рассылка Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии вручения Макариевских премий за 2016/2017 годы 19 октября 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественную церемонию вручения премий памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) за 2016/2017 годы. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся со словом. Уважаемый Александр Михайлович! Уважаемый Александр Николаевич! Дорогие участники торжественной церемонии! Хотел бы начать свое выступление с поздравлений Александру Михайловичу в связи с его избранием на очень важный пост президента Российской академии наук. Пусть Господь помогает Вам, и дай Бог, чтобы и власть имущие, и народ, в полной мере сознавая важность науки для развития нашего Отечества, всячески поддерживали добрые усилия, которые под Вашим руководством будут осуществляться членами Академии, дабы процветала наша наука. Сегодня мы собрались в этом зале для вручения наград лауреатам и номинантам конкурса на соискание премии памяти митрополита Макария (Булгакова). Макариевские премии – общественно-просветительский проект, возрожденный в 1995 году совместными усилиями Русской Православной Церкви, Российской академии наук и Правительства Москвы для поощрения выдающихся научных и научно-просветительских трудов в области отечественной истории, истории Церкви, истории Москвы и краеведения, стали престижными наградами за вклад в развитие гуманитарного знания в целом. Вспомним, что в 1841 году в Киевской духовной академии произошло знаменательное событие – была открыта новая кафедра Русской церковной и гражданской истории, что вообще было делом новаторским, невиданным ранее, когда два предмета – церковная и гражданская история – объединялись в одну кафедру. Это важное решение было неразрывно связано с событием вполне обыденным – окончанием академии студентом иеромонахом Макарием (Булгаковым). Именно для него, окончившего курс обучения в академии и только что принявшего монашество и рукоположенного в священнический сан, и была создана новая кафедра. Так началось служение Церкви и науке выдающегося историка и церковного деятеля, действительного члена Российской императорской академии наук митрополита Московского и Коломенского Макария.

http://religare.ru/2_113898.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Обращение Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II по случаю выхода в свет первой книги «Истории Русской Церкви» Митрополита Макария (Булгакова) К оглавлению Дорогие братья и сестры! Перед нами первая книга «Истории Русской Церкви» — нового многотомного издания, осуществляемого Русской Православной Церковью при финансовой и организационной поддержке Правительства Москвы в ознаменование 850-летия основания столицы нашего государства. Впервые в этом столетии делается попытка дать последовательное и подробное освещение исторического пути Православия на Руси от времен апостола Андрея Первозванного до наших дней. Ясно, что такая задача сопряжена со многими научными трудностями, которые и призван преодолеть специально созданный коллектив из церковных и светских ученых. Вся научно-редакционная и издательская работа над «Историей Русской Церкви» ведется на базе Издательства Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, уже известного читателям своими книгами по истории Церкви, в том числе сериями «Памятники церковной письменности» и «Церковно-историческая библиотека». В основу настоящего издания положена тринадцатитомная «История Русской Церкви» высокопреосвященного Макария, митрополита Московского и Коломенского, выдающегося церковного ученого прошлого века. Церковно-историческая наука богата яркими талантами, такими как митрополит Московский Платон (Левшин), митрополит Киевский Евгений (Болховитинов), архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский), профессора Духовной Академии Александр Горский, Евгений Голубинский, Петр Знаменский, но особое место в русской церковной историографии занимает митрополит Московский и Коломенский Макарий. Высокопреосвященный Макарий, в миру Михаил Петрович Булгаков, родился в 1816 г. и с самой ранней юности посвятил себя Церкви. В год окончания Киевской Духовной Академии (1841 г.) будущий митрополит принял монашество и был оставлен в стенах Академии на кафедре Русской истории, церковной и гражданской. Первое же его сочинение по истории Киевской Духовной Академии привлекло к себе внимание ученых, а вышедшее в 1846 г. исследование иеромонаха Макария «История христианства в России до равноапостольного князя Владимира как Введение в историю Русской Церкви» стало свидетельством появления в русской исторической науке нового выдающегося исследователя. С 1857 г., будучи епископом Винницким и ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, преосвященный Макарий начал издавать свою «Историю Русской Церкви», последний том которой увидел свет уже после кончины знаменитого ученого, почившего в сане митрополита Московского и Коломенского.

http://sedmitza.ru/lib/text/435714/

(Заметки Преосвященного Макария, епископа тамбовского и шацкого). В 1856 году я имел возможность пользоваться, хотя и короткое время, Великими Чети-Минеями новгородского архиепископа, впоследствии всероссийского митрополита, Макария, находящимися в новгородской Софийской библиотеке. Главною целью моею были русские статьи, которые я спешил списывать или, по крайней мере, сравнивать с другими, известными мне, списками тех же сочинений. Но вместе я не мог не ознакомиться до некоторой степени и вообще с этими драгоценными книгами и не заметить тех особенностей, какими отличаются они от макарьевских Чети-миней московского Успенского собора, судя по «Оглавлению» последних, напечатанному г. Ундольском в Чтениях московского Исторического общества за 1847 г., 4. При высокой важности Четиих Миней митрополита Макария как для истории русской церкви, так и для истории русской литературы, полагаю, что мои беглые заметки о новгородском списке этого громадного сборника не покажутся чуждыми некоторого интереса. I При трех книгах новгородских Чети-Миней, сентябрьской, октябрьской и майской, в самом начале их, сохранилась следующая накладная архиепископа Макария: «В лето 7049 (1541), в христолюбивое царство святейшего царя Государя великого князя Ивана Васильевича, всея Руси самодержца, в восьмое лето государства его, в первое же надесять лето от рождества его – се яз смиреный Макарий, архиепископ Богоспасаемых градов великого Новограда и Пскова, дал есми сию святую великую книгу Минею четю, месяц Май (Сентябрь и Октябрь) и прочих дванадесять Миней четих, во святую великую в соборную церковь святой Софии, неизреченной премудрости Божия того же преславущего великого Новограда, в шестое надесять лето святительства и паствы своего смирения, на память своей души и по своих родителях в вечной поминок. И да никтож сию святую книгу четю Минею освоит или от святой церкви премудрости Божия насильством восхитит; таковый да судится яко преобидник и похищник Божия церкви не токмо зде, но и в будущий век. А прочитаяй и приемля сию святую книгу Минею четю, по благословению Архиепископа или церковного чиноначальника, велику пользу души приемлет не токмо себе, но и прочим, послушающим со вниманием во славу Божию. Аминь.»

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Скачать epub pdf К 125-летию со дня кончины митрополита Макария (Булгакова) Прошедший год был ознаменован несколькими юбилейными датами, связанными с именем митрополита Макария (Булгакова) . В 2007 году исполнилось 125 лет со дня преставления архипастыря. 140 лет назад, в 1867 году, Высокопреосвященнейший Макарий подал Государю императору Александру II и обер-прокурору Святейшего Синода графу Д. А. Толстому прошение «о ежегодных премиях для поощрения отечественных талантов, посвящающих себя делу науки и общеполезных занятий». В 1857 году, 150 лет назад, начал издаваться основной многотомный труд митрополита Макария «История Русской Церкви». Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) , святитель, историк и богослов, всю свою жизнь отдал исследованию, изучению и написанию истории Русской Церкви. Результатом его многолетней исследовательской деятельности явилась многотомная «История Русской Церкви», которая принадлежит к числу наиболее полных исследований не только по русской церковной истории, но и по истории России. За этот труд митрополит Макарий был удостоен звания действительного члена Российской Императорской Академии наук. Будущий архипастырь родился 19 сентября 1816 года в селе Сурково Новооскольского уезда Курской губернии, в многодетной семье бедного сельского священника Петра Булгакова и его супруги Стефаниды Григорьевны. Младенец был настолько слаб, что отец сразу же крестил его. Во Святом Крещении мальчик получил имя мученика и исповедника Михаила, князя Черниговского. Семи лет Михаил лишился отца, мать осталась вдовой с шестью малолетними детьми, поэтому детские годы его проходили среди горькой нужды, бедности и лишений. Но несмотря на трудности, разумная и благочестивая мать его старалась дать своим детям образование. Михаил учился основам грамоты в доме своего крестного отца священника П. Никитского. С 1825 года обучался в Корочанском Духовном училище, с 1827 года – в окружном уездном Духовном училище в Белгороде, при Курской Духовной семинарии. Болезненный ребенок не преуспевал в науках, учеба требовала от него огромного трудолюбия и усидчивости. «Кто мог подумать, – писал его биограф П. А. Смирнов , – что из этого жалкого, забитого, признанного безнадежным мальчика выйдет великий святитель, наставник многих поколений, направитель церковной жизни, доблестнейший слуга отечества, подвижник и покровитель просвещения».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Жизнеописание высокопреосвященного Макария, митрополита Московского и К оглавлению I. Детские годы и юность (1816–1837 гг.) 19 сентября 1816 г. у священника Флоровской церкви села Суркова Новооскольского уезда Курской губернии отца Петра Булгакова и супруги его Стефаниды Григорьевны родился сын. Ребенок родился слабым и потому в тот же день был спешно окрещен с именем Михаил. Большая — шестеро детей — семья Булгаковых, происходившая по отцу из сельских священнослужителей жила небогато, а после скоропостижной смерти отца в 1823 г. осталась почти без средств к существованию. В бедности, трудах и лишениях проходило детство детей, в том числе и семилетнего Михаила, но мать твердо решила дать своим сыновьям образование и потому, как только Михаилу исполнилось восемь лет, его повезли на учебу в приходское училище в город Корочу. Уже здесь преподавателями было замечено трудолюбие и исполнительность мальчика, который не отличался выдающимися способностями, и из-за своей болезненности учился весьма посредственно. В июле 1827 г. мальчик был переведен в Белгородское окружное училище. Успехи Михаила и в это время были, как свидетельствуют документы, далеко не выдающиеся, так как его постоянно мучила тяжелая болезнь золотуха. Ко времени учебы Михаила Булгакова в уездном училище относится замечательный случай, предание о котором долго сохранялось в Курской епархии. Рассказывали, что будущий митрополит как-то готовил уроки, уединившись в дровяном сарае, в то время как рядом мальчики играли в камни. Один из камней, случайно брошенный в сторону сарая, попал Михаилу в голову. Камень рассек мальчику голову, и все ожидали, что после этого случая его болезненность усилится. Но случилось обратное: вместе с заживлением раны у мальчика прошла болезнь. Тогда открылись у Михаила необычайные способности, которые вместе с приобретенным в период болезни трудолюбием, вскоре вывели его в число первых учеников.

http://sedmitza.ru/lib/text/435720/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАЗАРЕНКО Александр Васильевич (16.01.1948, Панявежис, Литовская ССР - 19. 01. 2022, Москва), российский историк-медиевист, филолог. Главный научный сотрудник ИВИ РАН, руководитель Центра истории религии и Церкви ИРИ РАН (с 2012), председатель Научного совета РАН «Роль религий в истории», член Церковно-научного и Научно-редакционного советов «Православной энциклопедии», член совета, председатель научной секции ИППО, ответственный редактор альманахов «Религии мира: история и современность», «Церковь в истории России», член редколлегии периодических изданий: «Древнейшие государства Восточной Европы», «Древняя Русь: вопросы медиевистики», «Средневековая Русь», «Православный Палестинский сборник» и др. Автор ок. 400 научных работ. Окончил физико-математическую школу-интернат 18 им. А. Н. Колмогорова при МГУ (1967), филологический фак-т МГУ (по кафедре романо-герм. филологии) (1972). В 70-90-х гг. XX в. научная деятельность Н. была связана с проектом Ин-та истории СССР АН СССР (с 1992 ИРИ РАН) по изданию зарубежных источников по истории Др. Руси, к-рый в 1969 г. инициировал В. Т. Пашуто. Защитил кандидатскую («Русь и Германия во 2-й пол. Х в.: Начало политических взаимоотношений», 1989) и докторскую («Древняя Русь и Запад: Русско-немецкие связи IX-XII вв.», 1996) диссертации. Во время продолжительной работы в Ин-те «Monumenta Germaniae Historica» в Мюнхене (в качестве стипендиата Фонда им. Александра Гумбольдта) им были собраны материалы и написаны статьи по истории политических, культурных, экономических связей Древнерусского гос-ва со странами лат. Европы и с Византией, вошедшие в фундаментальное исследование «Древняя Русь на международных путях» (М., 2001), за которое автор удостоен премии имени митр. Макария (Булгакова) 1-й степени (2001). Это направление в исследованиях Н. было продолжено циклом новаторских работ по сравнительной типологии политико-династического строя Др. Руси. Участие в подготовке комментированного переиздания «Истории Русской Церкви» митр. Макария (Булгакова) (90-е гг. XX в.), а с 2000 г. в издании «Православной энциклопедии» привело Н. к углубленному исследованию не только истории Русской Церкви X-XIII вв. (христианизация Руси, становление епархиальной структуры, взаимоотношения Церкви и гос. власти, международные церковные связи, паломничества), но и формирования церковно-религ. основ рус. национально-гос. самосознания.

http://pravenc.ru/text/2564614.html

Состоялась церемония награждения лауреатов Макариевской премии 2007 года Москва, 28 сентября 2007 г. 28 сентября в конференц-зале Президиума РАН (Нескучный дворец) состоялась церемония торжественного вручения Макариевских премий 2007 года. В торжественном акте приняли участие: архиепископ Истринский Арсений; исполняющий обязанности мэра Москвы, первый заместитель мэра Москвы В.И. Ресин; президент Российской Академии Наук Ю.С. Осипов. На церемонии также присутствовали: председатель Фонда по премиям имени митрополита Макари (Булгакова) архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий; руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец и др. Архиепископ Истринский Арсений огласил приветственное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, сообщает Седмица.ru. С приветственным словом к участникам церемонии обратились соучредитель фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария президент РАН академик Ю.С. Осипов и первый заместитель мэра Москвы В.И. Ресин. Член Экспертного совета С.Л. Кравец огласил отчет председателя Экспертного совета Фонда по премиям митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова), члена-корреспондента РАН, декана исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова С.П. Карпова. Премии по номинации «История Православной Церкви» вручил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Первую премию — Лисовому Николаю Николаевичу, 1946 года рождения, доктору исторических наук, старшему научному сотруднику Института российской истории РАН г. Москва, за труд «Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX — начале XX в.»; Вторую премию — Смирновой Энгелине Сергеевне, 1932 года рождения, доктору искусствоведения, профессору МГУ им. М.В. Ломоносова г. Москва, за труд «Иконы Северо-Восточной Руси. Ростов, Владимир, Кострома, Муром, Рязань, Москва, Вологодский край, Двина. Середина XIII — середина XV века»; Третью премию — Сорокину Владимиру Устиновичу, 1939 года рождения, кандидату богословия, профессору Санкт-Петербургской духовной академии, протоиерею, настоятелю Князь-Владимирского собора г. Санкт-Петербург, за труд «Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова)»;

http://pravoslavie.ru/24149.html

фото: patriarchia.ru 19 июня 2013 г. 17:15 Объявлены лауреаты Макариевской премии 2013 года На заседании Комитета по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова), состоявшемся сегодня в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре, был оглашен список лауреатов Макариевской премии 2013 года . Открывая мероприятие, Святейший Патриарх Кирилл напомнил, что премия была учреждена митрополитом Московским Макарием в 1867 году и являлась наградой для всех талантливых ученых, как гуманитариев, так естественников. В 1917 году традиция прервалась. «В 1995 году по инициативе Церкви, Правительства Москвы и Академии наук Макариевская премия была возрождена, и было принято решение, что в первую очередь эта премия будет присуждаться тем, кто проявляет себя наилучшим образом в сфере исторических исследований — как в области отечественной истории, истории Церкви, москвоведения (в чем было особенно заинтересовано Правительство Москвы), так и в области истории славянских государств, Православных Церквей в славянских странах»,- отметил Святейший Патриарх. Он так же уточнил, что одной из задач премии является «поддержка молодых ученых в тех сферах деятельности, в которых они реализуют свои способности и таланты». В мероприятии участвовали: председатель Фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, архиепископ Истринский Арсений, и.о. руководителя Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями г. Москвы Ю.В. Артюх, декан исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, председатель Экспертного совета Макариевского фонда академик РАН С.П. Карпов, руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец и другие. Список лауреатов Макариевской премии 2013 года По номинации «История Православной Церкви» Первая премия — А.С. Преображенский, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, г. Москва, за труд «Ктиторские портреты средневековой Руси XI — начало XVI века»;

http://e-vestnik.ru/news/obyavleny_laure...

Высокопреосвященнейший Макарий глазами современников и сослужащих Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 2007 18 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 2007 К 125-летней годовщине кончины митрополита Макария (Булгакова) В 2007 году исполняется 125 лет со дня кончины митрополита Макария (Булгакова), известного историка и деятеля Русской Православной Церкви. Вспоминая об этом событии, уместно обратить внимание на то, как откликнулись на кончину святителя современники Высокопреосвященнейшего Макария, что именно нашло отражение в периодике (Московские Церковные ведомости за 1882 и 1883 годы). Митрополит Московский Макарий (Булгаков) отошел ко Господу 9 июня 1882 года. Кто бы ни писал о владыке Макарии (Булгакове) — архиереи, священники, писатели, журналисты, — все говорят о нем как об образце истинного христианина. Всем известны его строгая жизнь, преданность вере и Церкви, бескорыстие, беспристрастие, терпимость, сочувствие ко всему доброму. Светел образ этого Святителя, и еще долго он будет светить всем, особенно пастырям Церкви, возбуждая их ко всему доброму и честному, ободряя их в многотрудном служении. Владыка Макарий имел ясный ум, доброе, нежное сердце, преклонявшееся перед всем прекрасным, но без пристрастий, воля его была твердая, железная, но без произвола. Он был неутомимо трудолюбив, он выработал в себе удивительную способность ровно заниматься делом, отыскивать в самых сложных работах суть дела и умел наводить других на правильное решение. Живой и деятельный, он и ближних вдохновлял к деятельности. Все чувствовали себя перед ним свободно, уверенно, зная, что найдут поощрение и одобрение на благое дело. Не было во Владыке ни тени ревности к чужим талантам, он покровительствовал всем истинным труженикам на поприще науки и церковной деятельности. Ради пользы Церкви и науки он был готов жертвовать всем, при этом был чужд всего показного и совершенно не знал лицемерия. Он был правдив и в жизни, и в научных трудах. Решая богословские или исторические вопросы, он прежде всего опасался погрешить против истины, сделать большие выводы, чем позволяли научные материалы. Так, преосвященный Никанор, епископ Уфимский, говорил о его необыкновенном даре “найти и указать границу между догматическою истиною веры и положением человеческого, хотя и богословского мнения, — необыкновенное чутье Православия”.

http://pravmir.ru/vyisokopreosvyashhenne...

Скачать epub pdf Прошло 13 лет, как с нами нет архимандрита Иннокентия (Просвирнина) , который скончался в день памяти святых первоверховных Апостолов Петра и Павла (12 июля 1994 года). К этой дате приурочиваем публикацию статьи отца Иннокентия из «Журнала Московской Патриархии» о митрополите Макарии (Булгакове) и академике Е. Е. Голубинском , которая заканчивается словами «Вечная им память!» Многотрудное дело создания основ Истории Русской Церкви выпало на долю преимущественно четырех выдающихся учёных прошлого столетия: архиепископа Филарета (Гумилевского) , профессора-протоиерея Александра Васильевича Горского – ректора Московской духовной академии, митрополита Макария (Булгакова) и академика Евгения Евстигнеевича Голубинского. Два последних внесли особо весомый вклад в сокровищницу не только русской церковной, но и вообще исторической мысли. Они привлекли огромный новый фактический материал, впервые попытались, исходя из внутренней сущности развития церковной жизни, выдвинуть такие методологические проблемы, которые еще предстоит решать. В 1972 году исполнилось 90 лет со дня кончины митрополита Макария (1816–1882) и 60 лет со дня кончины академика Е. Е. Голубинского (1834–1912). Труды обоих вытекают из предшествующих попыток составления Истории Русской Церкви. Краткое рассмотрение этих попыток позволит понять, почему многотомные исследования митрополита Макария и академика Е. Е. Голубинского имеют основополагающее значение для церковно-исторической науки. Первые общие соображения об истории Русской Церкви появились в работах русских гражданских историков XVIII века – Татищева, Щербатова и Болтина, в просветительско-рационалистическом духе своего времени считавших, что духовенство мешает просвещению народа, отличается корыстолюбием и стремится к власти, зачастую в ущерб интересам светского правительства. Лишь в конце XVIII века благодаря попечительству Московского митрополита Платона в духовных учреждениях стали заниматься историей родной Церкви. Сам митрополит Платон в 1805 году издал двухтомную «Краткую Российскую Церковную Историю», «счастливо начиная ею ряд систематических работ по нашей науке» 6, с. 912]. Светило русской церковно-исторической науки начала прошлого века Преосвященный Евгений Болховитинов (впоследствии Киевский митрополит), будучи убежден, что, пока не проведена черновая работа по сбору и упорядочению источников и материалов, рано писать Историю Русской Церкви, неутомимо разыскивал и публиковал всё новые и новые документы. «Это был один из величайших собирателей, которые когда-либо существовали»,– отзывался о нем М. П. Погодин. Для историографии Русской Церкви важное значение имеет шеститомная (семь книг) «История Российской Иерархии» (М., 1807–1815 гг.), подготовленная митрополитом Евгением совместно с иеромонахом Амвросием (Орнатским) на основе рукописного, сочинения датчанина А. Селлия (иеромонах Никодим, умер в 1746 г .).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010