Преподобный Макарий Великий Египетский 5 июля 2013 г. 12:00 Облик православного священника Православный храм, его убранство, богослужебные одеяния духовенства несут совершенно определенную смысловую нагрузку, выражая богословские идеи невербальными средствами. Однако и внебогослужебная одежда, и даже внешний вид священнослужителей играют существенную роль с точки зрения христианской миссии, проповеди православия миру. Практически любой элемент облика священника имеет то или иное значение для «внешних». Некоторые детали священнического обличья особенным образом выделяют духовное сословие. К их числу относится борода. Многовековая традиция сделала брадоношение символом принадлежности человека к духовному сану. Историк Вселенской Церкви М.Э. Поснов, говоря о подготовке в IV веке монахов к принятию сана священства, пишет: «Требовались коротко остриженные волосы. Острижение лишь верхней части головы (тонзура, гуменец) с оставлением венца из волос заимствовано у монахов к концу V beka» 1 . Он отмечает, что, согласно Священному Писанию, мужчина должен стричь волосы на голове, а женщина растить (ср.: 1 Кор. 11, 14–15; Деян. 21, 24). Очевидно, в последующее время священнослужители отращивали волосы, но в IV веке еретики-донатисты «ввели стрижение волос священнослужителей», что вызвало критику в их адрес. «Около этого времени изданные Апостольские постановления внушают (IV, 28), наоборот, не носить длинных волос. На Западе стрижение волос предписывается с VI века, на III Толедском Соборе» 2 . После кончины Папы Николая V (1447–1455) кандидатом на Папский престол за свои способности и знание дел Восточной Церкви был кардинал Виссарион, первоначально византийский митрополит Никеи, активный участник Флорентийской унии. Но на конклаве кардиналов возобладало противодействие ему, так как он «неофит, что он еще не брил своей бороды» 3 . На Востоке сформировалась традиция, когда православное духовенство и монашество в силу своего посвящения Богу не стригли свои волосы и носили бороды. Здесь может быть некоторая связь с ветхозаветным назорейством, представители которого давали обет не стричь волосы 4 . Ветхозаветный назорей был прообразом Христа, Который «по чину назорейскому» не стриг власов. Сие показывают издревле иконы Его, начиная от Нерукотворенного образа. Очень естественно, что последователю Христа Спасителя, и наипаче служителям веры по особенному призванию, вожделенно было подражать Ему не только в духовном, но и во внешнем» 5 .

http://e-vestnik.ru/history/oblik_pravos...

Пустынножительство в горе Нитрийской Тогда как Антоний, собрав среди Египта, на берегу Нила, сонмы иноков, сам удалился на восток к пустынным берегам Чермного моря, а Пахомий основал общежитие Тавенское в верхнем Египте, на западном краю среднего Египта, начиная с горы Нитрийской до отдаленных пустынь Скита, учреждался новый приют для пустыннолюбивых иноков. Почти в одно время Аммон стал собирать иноков в горе Нитрийской, основывать пустыню Келлий, а Макарий Египетский привлекать ревнующих о высшей жизни в пустыню Скита. Гора, или пустыня Нитрийская, которую блаженный Иероним называет градом Божиим 1 , по святости пустынножителей, обитавших в ней, была обширная пустыня 2 , на юг от озера Мареотского, граничившая к востоку с пустынею Скитскою, с другой стороны с Ливиею и землею мазиков, и простиралась до Ефиопии. Она получила название от соседней горы, где в озерах было большое количество селитры (нитра). Это подало повод Иерониму и Руфину сказать, что там грехи людей часто омывались селитрою добродетелей 3 . Еще во времена Филона на берегу Мареотского озера искали себе уединенного убежища Иудеи. Сократ 4 и Палладий 5 говорят, что еще до прихода Аммона в гору Нитрийскую жили уже здесь подвижники. По некоторым сказаниям, еще во втором веке положено начало отшельнической жизни на горе Нитрийской 6 . Но писатель жизни Св. Пахомий говорит, что Аммон первый обитал в пустыне Нитрийской 7 . Руфин и Евагрий также называют Аммона основателем иноческой жизни в горе Нитрийской. Аммон был родом египтянин, сын благородных и богатых родителей 8 . На двадцать втором году от рождения он лишился отца и матери, будучи, по словам св. Афанасия, с малолетства посвящен Богу ревностью по благочестию. Но, не желая оскорбить родных, а особенно дядю, принуждавших его вступить в брак, он решился обвенчаться, положив твердое намерение хранить девство и после брака. Удалясь с молодою женою после брачного пира в особую комнату, он сказал молодой супруге своей: «Я хочу побеседовать с тобой, сестра моя! В браке нашем нет ничего особенно хорошего.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Разделы портала «Азбука веры» ( 5  голосов:  5.0 из  5) Оглавление Поклонение святыням (вместо предисловия) Православие и святыня — неотделимы. Как не бывает лесного костра без жара, как солнце воспринималось бы какой-то нелепостью без света, как не может река быть без берегов, так невозможно представить Православия без святыни. Поклонение святыне — насущнейшая потребность христианской души. Как земля засыхает и покрывается трещинами, когда долго нет дождя, так и душа приходит в полное расслабление без духовной пищи, без обращения к святыне. Нам, русским людям, очень повезло — мы родились в России, в лоне Православия, и святыни встречаются нам на каждом шагу: стоит выйти из дому — перед тобой храм, пройдешь двести-триста метров — на солнце сверкают золоченые купола белоснежно-величавого монастыря, завернешь за угол — и чудный колокольный звон остановит тебя, и ты как завороженный будешь долго стоять на одном месте, позабыв о самых необходимых делах, поражаясь виртуозному мастерству едва видимого на колокольне звонаря, и когда продолжишь свой путь, то будешь чувствовать себя совсем иначе, чем несколько минут назад. Куда бы ты ни поехал: на далекий север, к пустынным берегам Белого моря, или на знойный юг, в восхитительный Крым (это уже «малый зарубеж»), к желтым дюнам Балтики или за Уральский хребет, в первозданную, еще не затоптанную Сибирь, — везде соприкасаешься со святыней: с обителями и скитами, с целебными источниками, с чудотворными иконами и мощами угодников Божиих, с веригами, которые носили на себе подвижники благочестия. Да что Россия или так называемое ближнее зарубежье (только по грехам нашим, верно, отошедшее от нас) — святыни есть везде, во всем мире, ибо Православие проникло в самые отдаленные уголки земного шара. Начиная с первых веков христианства отшельники селились в египетских и палестинских пустынях. Антоний Великий , Макарий Великий , Евфимий Великий — столпы Православия — «прозябали» именно в этих местах. В новейшие времена в таких странах, как Тунис, Алжир, Марокко и другие, возникли христианские общины. Совсем недавно на самом юге Африки, в Йоханнесбурге, возник еще один очаг Православия, находящийся под омофором Московской Патриархии.

http://azbyka.ru/fiction/obruchenie-xris...

Разделы портала «Азбука веры» Наставления из проповедей Смирение является самым главным средством, при помощи коего мы можем совершить дело своего спасения. Смирение не есть одна из добродетелей, а есть целое христианское миросозерцание, начало новозаветной христианской жизни и самая эта жизнь. Вот почему преподобный Макарий Египетский в своих дивных творениях говорит, что смирение есть признак христианства, или, что то же, критерий, по которому можно определить христиане ли мы, или язычники; есть ли в нас благодать или нет ее; с Богом ли мы, или без Бога; счастливы ли мы или несчастны. Без смирения все добродетели не имеют для нас никакого спасительного значения. Да и как может быть иначе, когда сама благодать – главное средство нашего спасения, даруется нам от Бога только за смирение. Смирение есть направление всей христианской жизни нашей, или ее основа. За смирение Господь дает нам благодать. А благодать дает нам силу неуклонно соблюдать Божественные заповеди. Исполнение же заповедей делает нас участниками Христовой радости и здесь, и в будущей жизни. Если в нас будет смирение, то все христианские добродетели будут присущи нам, ибо смирение есть их основа. Ради смирения и кротости благодать сохранит нас от всех козней вражиих, превратит все скорби в радости, навеки соединит нас со Христом, и мы еще в земной нашей жизни будем испытывать несказанную небесную радость этого единения с Богом. Пусть смирение будет для нас самою первою и основною добродетелью. Если оно будет у нас, то мы приобретем дивную кротость с ее высшею любовью к бедным. Ибо только за смирение Господь дает нам Свою благодать, которая одна только может дать нам силу любить своих оскорбителей. Спасительно нам вспомнить, что апостол Павел, говоря в своем Первом послании к коринфянам о любви, как о высшем даре Св. Духа, не разумеет под нею благотворительность, и даже раздача всего нашего имущества бедным. И это понятно. Ведь и чревоугодники, и пияници, и блудницы, и гордецы, и тщеславные люди нередко предаются благотворительности. Благотворительность есть только подготовительная ступень к приобретению дара совершенной любви, но не самая эта любовь.

http://azbyka.ru/o-krotosti-i-smirenii

Разделы портала «Азбука веры» Православная аскетика построена на борьбе со страстями. Часто говорят: страсти надо подавлять – например, если человек злится, он должен подавить свой гнев. Между тем в современной психологии сама идея подавления признается ошибочной, психологи утверждают, что подавленная эмоция начинает разъедать человека изнутри. Получается, психология противоречит святоотеческой аскетической традиции? Комментируют консультант центра «Собеседник» священник Андрей Лоргус, и преподаватель кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета психологического консультирования МГППУ, психолог Марина Филоник. Распознать и сдерживать На самом деле противоречия здесь нет. То, чего добилась профессиональная психология на сегодняшний день, во многом подтверждает аскетический христианский опыт. Психология помогает объяснить его внутреннее содержание на современном языке. Здесь важно не умалять психологию как путь естественного знания, но сверять ее со святоотеческим опытом. Мы же не отрицаем объективность законов математики и физики только потому, что многие открытия были сделаны атеистами. Например, Фрейд и Юнг используют термин «комплекс». Я давно занимаюсь сравнением понятий «комплекс» и «страсть». Нельзя сказать, что это аналогичные понятия, но в чем-то они схожи. Что такое страсть с точки зрения психологии? Это автономный аффективный комплекс, обладающий мощной эмоциональной силой, затрагивающий все основные силы души: ментальную, эмоциональную и волевую. Он может подменять осознанную произвольную деятельность человека, то есть управлять поведением человека, при этом оставаясь в бессознательном. С аскетической точки зрения страсть – это «новообразование», страстный сгусток тех сил, которые даны Богом человеку, извращение этих сил. Преподобный Макарий Египетский называет страсть «другой душой в душе». То есть это такая автономная система, у которой собственные побуждения, собственные мотивы, собственная эмоциональная сфера и даже собственный смысл. И именно эта автономия, энергетическая замкнутость не позволяет со страстью бороться напрямую.

http://azbyka.ru/preodolet-ne-znachit-po...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Глава 1. Зачем нужно причащаться Однажды ученики преподобного Макария Египетского увидели идущего по пустыне мужчину, который вел за собой лошадь. Свой путь он держал к келлии их старца. Оберегая покой святого, монахи встали около дверей и попытались уговорить путника не отвлекать преподобного от молитвы. Однако вскоре, вняв просьбам мужчины, они разрешили ему войти в келлию. Путник обрадовался и пошел внутрь, но не один, а вместе со своей лошадью. Ученики преподобного Макария возмутились и спросили, зачем он ведет за собой лошадь. Странник ответил им, что она нуждается в молитвах праведника. Монахи подивились его любви к лошади: ведь ради нее он проделал дальний путь по знойной, безжизненной пустыне! Почему же так дорого для него это животное и что с ним стряслось? — Лошадь, которую вы видите, — сказал мужчина, — это моя несчастная жена, и я не знаю, как она обратилась в животное. Вот уже три дня, как она ничего не ела. Эти слова путника монахи не сочли за выдумку. Несмотря на то, что учение Христа уже триста лет распространялось по земле, в Египте еще большое влияние имело язычество, и эта древняя колыбель магии была полна различных чародеев, вредивших христианам. Поэтому, услышав рассказ мужчины, монахи поспешили к авве Макарию сообщить о случившемся. Однако, когда они увидели преподобного, им не пришлось ничего ему объяснять: Бог открыл святому причину происшедшего. И эта причина заключалась в следующем. Жена пришедшего мужчины понравилась некоему распутному египтянину, который захотел ее обольстить. Однако все его старания оказались напрасными. Тогда, чтобы возбудить в сердце женщины ответную страсть, он прибег к услугам мага. Чародей, получив большие деньги, применил все свои заклинания для соблазнения христианки, но цели не достиг. Придя в ярость от неудачи, он тем не менее смог добиться того, что женщина стала казаться окружающим лошадью. Ее несчастный муж бросился за помощью ко всем, кого знал, но никто не смог ему помочь, даже местные пресвитеры. Женщина для всех была подобна животному, и никто не знал, как вернуть ей прежний вид. Поэтому отчаявшийся муж и привел ее к великому подвижнику, прослышав о творимых им чудесах. Взглянув на женщину, святой Макарий сказал своим ученикам:

http://azbyka.ru/chudo-svyatogo-prichash...

Разделы портала «Азбука веры» Цель жизни ( смысл жизни ) – 1) (смысл земной жизни человека ) состоит в реализации высшего призвания и предназначения, в уподоблении Богу и единению с Ним, достижению (наследованию) Царства Славы; 2) (смысл жизни человека вообще) состоит в богопознании , богообщении и богоуподоблении , в причастности Богу как Неисчерпаемому Источнику благ, блаженстве в единстве с Богом и Его святыми . Человек не производит смысла жизни, человек его воспринимает. Мы можем воспринять смысл жизни животного (не выходящий за пределы нескольких десятилетий); но всё же жить стоит только ради того, что не прекращается со смертью, что обращено в вечность. Воспринимая цель жизни, важно не только прислушиваться к тем, кто предлагает нам тот или иной путь, но и обращать внимание на результаты, плоды, образцы этого пути. В христианстве это святые, являющие связь с Богом в этой жизни и поддерживающие нас из вечности. Цитаты о цели жизни «Цель жизни – восхождение человека к богоподобию». прп.  Антоний Великий «Цель христианской жизни – это единение человека с Духом Божиим». прп. Макарий Египетский «Все старание и весь подвиг его должен быть обращен на то, чтобы стяжать Дух Христов, и таким образом приносить плоды Духа Святаго, ибо в этом и состоит духовный закон и благобытие». прп. Симеон Новый Богослов «Цель всех по Богу живущих есть благоугодить Христу Богу нашему и примириться с Богом Отцом чрез приятие Святаго Духа, и таким образом устроить свое спасение; ибо в этом состоит спасение всякой души». прп. Симеон Новый Богослов «По образу и по подобию Божию создал нас Бог; и всякий христианин обязан соблюдать себя, и хранить, и чтить в себе образ Божий, и святить делами добрыми так, чтобы мог он сказать: да святится во мне имя Твое, Господи!» прп. Ефрем Сирин «Христос нанял тебя в Свой виноградник; пока у тебя удобное время, делай благо». свт. Иоанн Златоуст «Христианин должен иметь образ мыслей, достойный небесного звания, и жить достойно Евангелия Христова». свт. Василий Великий

http://azbyka.ru/cel-zhizni

Рай и ад: два места или два состояния? Скачать epub pdf I. Едва ли среди любознательных верующих найдётся хотя бы один человек, который никогда не задавался вопросом: что представляют собой рай и ад, где они расположены, каково их соотношение с космосом, землей? И это не удивительно, ведь признавая бессмертие человеческих душ, естественно интересоваться образом их посмертного бытия. На протяжении истории Церкви эта тематика освещалась по-разному, но, увы, не всегда безупречно. К сожалению, многие из озвученных утверждений не имеют под собой действительной почвы и требуют разоблачения. Вдаваться в разбор всех точек зрения – не входит в задачу догматики; поэтому, приступая к посильному разрешению вопроса, ограничимся характеристикой наиболее важных и значимых. II. Первое библейское упоминание о рае свидетельствует о нём как о благоустроенном саде, преисполненном света, где не было места печали, болезням и смерти, пребывая в котором, человек находился в состоянии радости безмятежного бытия. В отношении прародителей рай являлся оптимальной средой обитания, соответствовавшей их духовным и телесным потребностям, земля хорошо орошалась и плодоносила, растительность благоухала и услаждала своей красотой, воды были чистыми, воздух прозрачным и свежим, животные послушными. Но главное, человек пребывал в мире и единстве с Творцом. «Видишь, какое беспечальное местопребывание! – Пишет по этому поводу святитель Иоанн Златоуст . – Видишь, какая чудная жизнь! Человек жил на земле, как ангел какой, – был в теле, но не имел телесных нужд; как царь, украшенный багряницею и диадемою и облеченный в порфиру, свободно наслаждался он райским жилищем, имея во всем изобилие» т. 4 (кн. 1.), с. 107] Между тем и сами люди, созданные по образу и подобию Творца, будучи невинными, увенчанными славой и нося в себе Духа Божия, соответствовали званию жителей этой обители и условиям жизни в раю. «...Само Слово, – свидетельствует об Адаме преподобный Макарий Египетский , – было его наследием; Оно было одеждою и покрывающею его славою... Само пребывающее в нем Слово было для него всем: и ведением, и ощущением, и наследием, и учением... Как в пророках действовал Дух и научал их, и внутри них был, и являлся им совне; так и в Адаме Дух, когда хотел, пребывал с ним, учил и внушал... И Адам, пока держался заповеди, был другом Божиим» с. 318].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Свт. Игнатий следует общей святоотеческой традиции, именуя созданную по образу Всевышнего человеческую природу храмом Божиим. Согласно св. Макарию Великому, Бог создал тело и душу человека в жилище Себе, и нет другой такой близости и взаимности, какая есть у души с Богом: «Самая душа наименована храмом и жилищем Божиим, и невестою царскою. Бог говорит: вселюся в них и похожду» (2 Кор. 6:16). Человеку естественно стремиться к общению с Богом, своим Небесным Отцом, лишь в нем мы находим упокоение. Во Христе же богозданная природа человека приняла в себя страстворение и общение природы небесной, и потому мы, приобщаясь Христу, соделываемся обителью Бога. (Макарий Египетский, прп. Духовные беседы. ТСЛ, 1994. С.243, 291, 312). (На эту тему также смотри: Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М. 1996. Гл.I. Православное учение об усвоении каждым человеком спасения). Для этого, по святым отцам, необходима внутренняя чистота и целомудрие. Бог вселяется в человека, когда человек направляет жизнь по воле Божией, тогда в нем во всей ясности сияет образ Божий. Смотри об этом: Исаия, авва. Избранные изречения//Отечник, составленный свт. Игнатием Брянчаниновым. Подворье русского на Афоне Св.-Пантелеимонова м-ря. Изд. Правило веры, 1996. С.206—206; Антоний Великий, прп. Наставления//Добротолюбие. Т.1. ТСЛ, 1993. С.33, 59; Марк Подвижник, прп. Нравственно-подвижнические слова. Изд. Козельской Введенской Оптинской пустыни. Сергиев Посад, ТСЛ, 1911. С.85; Евагрий, авва. Наставления о деятельной жизни//Добротолюбие. Т.1. С.601; Нил Синайский, прп. Увещательные главы//Добротолюбие. Т.2. С.274, 276; Феогност, прп. О деятельной и созерцательной жизни//Добротолюбие. Т.3. С.387; Диадох, еп. Фотики, блж. Подвижническое слово//Добротолюбие. Т.3. С.57; Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. М.: Правило веры, 1993. С.276, 352. В этом — предпосылка прохождения умного делания. «Нерассеянная молитва, — пишет св. Исаак Сирин, — производит в душе ясную мысль о Боге. И водружение нами в себе Бога памятованием — вот вселение в нас Бога. Так соделываемся мы храмом Божиим». (Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. С.427). Такова цель нашего бытия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

Связь догмата, этики и мистики Идет спор о христианстве. Одни утверждают, что христианство адогматично; другие, что оно мистично; третьи, что в нем существенно нравоучение; четвёртые, что оно догматично и мистично, но вовсе не этично (безразлично к добру и злу, аморально), пятые, что оно прежде всего догматично, а затем - этично. Это выделение лишь некоторых черт из целостного образа истины порождает странные недоразумения. Так, например, усиленное подчеркивание в христианстве этического элемента одними со стороны других вызывает протест, как ригоризм, как " толстовщина " , плоды которой достаточно, дескать, известны. Но, ведь, только однобокое выдвигание этики может подать повод к смешению этики христианской с моралью графа Толстого. Отстаивание догмата вызывает упреки в сухости и мертвенности; упоминание о мистике часто не удостаивается даже серьезного возражения, как речь о чем-то фантастическом, нереальном. В чем же та целостная истина, о которой только что было упомянуто? Ответ на этот вопрос таков: " Христианство и догматично, и этично, и мистично " . Эти три элемента так крепко, так, можно сказать, органически связаны между собой, что нельзя тронуть одного, чтобы не задеть двух других. Пренебречь или исказить, сознательно или бессознательно, один из этих элементов христианского учения - это значит неизбежно исказить два других. Так учил Господь Иисус, так учит и хранительница Господня учения Святая Церковь. Эту органическую связь между догматом, этикой и мистической жизнью христианина нетрудно указать и в Евангелии, и в Деяниях и Посланиях Апостольских, и в творениях отцов и учителей Церкви, из которых некоторые, как например, св. Макарий Египетский, св. Исаак Сирский, св. Симеон Новый Богослов, с особенным вниманием останавливались на соотношении указанных сторон христианского учения. Евангелие В прощальной беседе с учениками, напутствуя их перед Своим уходом в Гефсиманию, Спаситель заповедует им: " Веруйте в Бога и в Меня веруйте (Ин.14,1). Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (6)... если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю " (13). - Вот догмат.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1120...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010