85. 1667 г., май. Список настольной грамоты вселенских патриархов и всего освященного собора, данной избранному всероссийским патриархом, на место Никона, архимандриту Троицко-Сергиевой лавры Иоасафу Бога благого и человеколюбивого, единого, в трёх ипостасях веруемого и проповедуемого, поклоняемого же и славимого, Отца и Сына и Святого Духа благоволением, повелением же благочестивейшего, великославнейшего, светлейшего, и христианственнейшего, великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца, Московского, Киевского, Владимирского, Новгородского, царя Казанского, царя Астраханского, царя Сибирского, государя Псковского, и великого князя Литовского, Смоленского, Тверского, Волынского, Подольского, Югорского, Пермского, Вятского, Болгарского и иных, государя и великого князя Новгорода Низовской земли, Черниговского, Рязанского. Мы смиренные: Паисий, милостью Божьей, папа и патриарх великого Божьего града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, и всей земли Египетской, и судия вселенский; Макарий, милостью Божьей, патриарх Божьего града Великой Антиохии, Месопотамии, и двух Кесарий, Иверии и Сирии, и всего Востока, приидохом в всеславный и высокопрестольный царства Христиано-Росийского преименитый царствующий град Москву, и с нами присутствовали: Филофей, митрополит Трапезонский, Анастасий, архиепископ Святой Горы Синайской, в лето от создания мира 7175, от по плоти же Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1666, месяца Ноября, в день, вины ради сицевы: Понеже в прошедшем во 7166-м году, Июля месяца, в 10 день, прежде бывший пастырь царствующего великого града Москвы и всея Великой и Малой и Белой Росии патриарх Никон оставил самовольно престол свой патриаршеский, и власти патриаршеской отречеся, и жезл пастырский на патриаршеском месте поставил, и отъиде в созданный от него монастырь Живоносного Христова Воскресения, возжелав безмолвное и тихое и мирное житие жити. Благочестивейший же, тишайший государь, царь и великий князь Алексий Михайлович, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержец, через бояр своих и окольничих, преосвященные же архиереи Росийского великого царства самоустно, и весь священный собор, и многий народ много тогда моляху его и нуждаху на патриаршеском престоле своём председательствовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Богоискание Кто с чистым намерением ищет Бога, тот страшится, чтобы не прогневать Его (прп. авва Исаия , 60, 138). Путь к Богу не так далек от нас, как превыше всего Сам Бог; Он не вне нас, но в нас самих... (свт. Афанасий Великий , 1, 165). Источник. Взыщи Господа, возлюбленный, всеми силами твоими, чтобы спаслась душа твоя, и порок не водворился в сердце твоем (прп. Ефрем Сирин , 30, 157). Источник. Если хочешь прийти к Нему , то исполнен Он благ, исполнен милосердия. Для тебя пришел из Отчего недра (прп. Ефрем Сирин , 30, 293). Кто ищет Христа, тот пусть вступает в странническую жизнь и ищет Его, и он действительно найдет Бога в сей жизни, Бог радостно примет и не оставит его (прп. Ефрем Сирин , 34, 291–292). ...В какой мере собираешь ты ум свой к исканию Его , в такой и еще в большей мере понуждается Он собственным Своим благоутробием и благостию Своею прийти к тебе и успокоить тебя (прп. Макарий Египетский , 66, 237). Искать же Бога по нужде, когда Он наказывает, значит обращаться к Нему не сердцем, а только по необходимости исповедовать, что Бог Помощник и Избавитель; поступать так свойственно злым и неблагодарным рабам, для которых господин не будет знать милости, видя их вынужденное признание; тем более (поступит так) Бог, который знает лицемерие лукавых и злых людей и ясно предвидит то, что затем последует (свт. Иоанн Златоуст , 49, 840). Кто же ищущий Господа? Тот, кто стремится к справедливости и одобряет правду (свт. Иоанн Златоуст , 50, 298). ...Как можно обрести Господа? Вспомни, как отыскивается золото – с великим трудом... Как мы ищем потерянное, так будем искать и Бога (свт. Иоанн Златоуст , 56, 186). Если, желая найти что-нибудь, мы употребляем все меры к тому, чтобы найти желаемое, то не тем ли более касательно Бога нам следует поступать так, как при отыскании чего-нибудь необходимого, или, лучше сказать, не так, а гораздо более? Но так как мы немощны, то ищи Бога по крайней мере так, как ты ищешь своих денег или сына. Не предпринимаешь ли ты для этого путешествий? Искание требует многих забот, особенно касательно Бога, потому что при этом (встречается) много препятствий, много недоразумений, много такого, что поражает наши чувства... если мы закопаем себя в глубину порочных пожеланий и во мрак страстей и дел житейских, то с трудом в состоянии будем взглянуть , с трудом поднять голову (свт. Иоанн Златоуст , 56, 186).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Введение Священное Писание и творения святых отцов, как неисчерпаемые духовные источники животворной Божественной правды, открывают нам крестные и самоотверженные подвиги святых людей – людей Божиих, которые показали и оправдали своею высокою жизнью действительную и необходимую для каждого верующего в Бога борьбу со грехом. Сам Господь наш Иисус Христос боролся с грехом, неправдою и расстройством человеческой природы и показал истинный, самоотверженный, даже до смерти, смерти же крестной (ср.: Флп. 2, 8 ), пример борьбы – подвижничества, который спас и спасает всех верующих в Него и живущих по правде Его. Святые отцы Церкви и вообще все подвижники о Христе единогласно убеждают в необходимости подвига для всех верующих. Путем спасительного и благодатного «трудничества», или аскетизма, проходили узкий, скорбный и тернистый путь земной жизни все последователи Христовы. К таковым относится и изучаемый нами аскет-подвижник – святой Иоанн Лествичник . Этот святой отец является истинным крестоносцем Христовым, подлинным подвижником и аскетом Восточной Православной Церкви. Нам предстоит раскрыть и осветить именно эту весьма важную сторону личности святого отца – сторону аскетической жизни как с теоретической, так и с практической стороны. Но прежде чем приступить к освещению этих вопросов находим нужным, в качестве вводного материала, коснуться самого факта аскетизма. Что он собой представляет? Каковы его сущность, содержание, цель? Здесь же укажем возражения против аскетизма и неосновательность этих возражений. Затем покажем необходимость аскетизма не только для монахов, но и для мирян и приведем примеры благодатного аскетизма: святые Макарий Египетский , Ефрем Сирин , Иоанн Лествичник . Все эти вопросы войдут во Введение. В первой главе вкратце опишем житие святого Иоанна Лествичника , во второй главе – его теоретические взгляды на аскетизм. Третья глава осветит, раскроет и подробно проанализирует его основное аскетическое сочинение – «Лествицу» как практический путь к постепенному нравственному совершенствованию, который только и достигается через благодатный христианский аскетизм. Но так как аскетизм и нравственное совершенствование – понятия неотделимые, то мы и постараемся третью главу изложить именно в системе постепенного нравственного восхождения аскета от земли к небу. В четвертой, и последней, главе данного сочинения скажем о значении аскетического труда святого Иоанна Лествичника для подвижников Восточной Церкви. Заключение подытожит содержание всего материала. Таков план настоящей работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Власть Иной человек, пока не имеет никакой власти, оказывается кротким и милостивым, потом, как скоро получит власть, готов уже приказывать и повелевать, ничего не разбирая; но если отнята у него власть, невыносимы для него собственные его постановления. Он, как немудрый, не познал своей немощи (прп. Ефрем Сирин , 30, 141). Источник. Имея большую власть, не грози сразу кому-либо смертью, зная, что по естеству и ты подлежишь смерти, и что всякая душа, как последнюю одежду, скидает с себя тело свое. Разумея это ясно, подвизайся быть кротким, делая добро, благодари всегда Бога. Кто немилостив, тот не имеет добродетели в себе (прп. Макарий Египетский , 89, 79). Источник. Что за выгода властвовать над столь многими, когда сам не в состоянии победить себя и свои собственные страсти? (свт. Иоанн Златоуст , 46, 800). Источник. Никто не может быть так способным к принятию власти, как душа любомудрая и умеющая сострадать (свт. Иоанн Златоуст , 50, 6). Власть побуждает делать многое, Богу неугодное, и надобно иметь очень мужественную душу, чтобы пользоваться властию как следует. Тот, кто лишен власти, волею и неволею любомудрствует; а облеченный ею терпит то же, что и человек, который, живя с хорошею и красивою девицею, обязался никогда не посмотреть на нее с вожделением (свт. Иоанн Златоуст , 51, 434). ... даже против воли делает многих обидчиками, у многих возбуждает гнев, снимает узду с языка и отворяет двери уст, как бы ветром раздувая душу и, как ладью, погружая ее в самую глубину зол (свт. Иоанн Златоуст , 51, 434). Как богатство обыкновенно губит людей неосторожных, так равно и власть. Первое доводит до любостяжания, а последняя до безумия (свт. Иоанн Златоуст , 52, 442). Поднявшаяся пыль занимает много места в воздухе, а сама невелика; такова и власть. Как пыль ослепляет глаза, так гордыня власти помрачает зрение ума (свт. Иоанн Златоуст , 55, 444). Источник. Трудно и благочестивому человеку остаться таким по получении власти. Тогда сильнее заявляют о себе и тщеславие, и корыстолюбие, и самонадеянность – так как начальство дает к тому возможность, – равно и столкновения, оскорбления, злословия и многое другое. Поэтому кто не благочестив, тот будет еще более неблагочестивым, сделавшись начальником (свт. Иоанн Златоуст , 55, 842). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Вместе с любостяжательностью любви и быть невозможно. Да и как сему быть? Кто пристанет к деньгам, тот ненавидит брата, домогаясь отнять у него что-нибудь... (прп. Ефрем Сирин , 32, 267). Источник. Что возлюбил человек в настоящем мире сем, то и обременяет его мысль, как бы влечет и толкает вниз и не дает ей воспрянуть (прп. Макарий Египетский , 67, 399). ...Любостяжательность, не дающая никакого покоя своему служителю, который, чем больше работает, услуживая велениям владыки и приобретая по его пожеланиям, тем к большему всегда понуждается труду (свт. Григорий Нисский , 18, 301). Источник. Мучительство любостяжательности не превосходит ли меру всякой жестокости? Поработив бедную душу, всегда принуждает исполнять ненасытимые свои пожелания, непрестанно принимая в себя и никогда не наполняясь, подобно какому-то многоглавому зверю, тысячами челюстей передающему пищу в ненаполнимое чрево, у которого приобретение никогда не служит хотя малым насыщением, но всегда получаемое делается пищею и поджегою к пожеланию большего (свт. Григорий Нисский , 19, 430–431). Источник. Скажи теперь мне ты, неодушевленное вещество имуществ предпочитающий будущему блаженству, что за блеск такой у золота? Что за сияние такое у дорогих камней? Что за убранство такое от одежд в сравнении с оным благом, предлагаемым упованию? Когда Царствующий над тварью открыто явит Себя человеческому роду, велелепно восседая на превознесенном Престоле, когда окрест Его видимы будут бесчисленные тьмы Ангелов и когда очам всех откроется неизреченное Царство Небесное; а также в противоположность сему показаны будут страшные мучения; и среди сего весь человеческий род от первой твари до всей полноты приведенных в бытие, в страхе и надежде будущего, предстанет с недоумением, многократно приводимый в содрогание исполнением ожидаемого для тех и других, потому что и жившие с доброю совестию не уверены в будущем, видя, что другие лукавою совестью, как бы каким исполнителем казни, влекутся в ужасную оную тьму, а между тем и этот, при хвалебных и благодарственных гласах облагодетельствованных, исполненный дерзновения, приведен будет делами к Судие; тогда ужели по вещественному богатству станет вычислять он свою благую часть? Ужели согласится, чтобы, вместо сих благ, все горы, и равнины, и долины, и моря, преобразившись, сделались золотом? Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Воля Божия ...Если плоть не будет умерщвлена, и человек не будет весь водим Духом Божиим, то не может он исполнять воли Божией без понуждения себя. Когда же воцарится в нас благодать Духа, тогда уже не будем иметь своей воли, но все, что ни бывает с нами, есть воля Божия. Тогда мир имеем, и сынами Божиими назовутся таковые, ибо они любят волю Отца, как и Сын Божий и Бог. Но этого невозможно никому достигнуть без соблюдения заповедей, которыми всякие наслаждения, т. е. пожелания свои, отсекает (подвизающийся), и всякие огорчения, от сего происходящие, терпит (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 20). Никакая иная добродетель не может так постигнуть волю Божию, как смиренномудрие и то, чтобы оставить всякое свое разумение и свою волю (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 150). Нет кратчайшего преуспеяния души, как отсечение своих хотений и разумений, и ничего нет лучшего, как повергать себя кому-либо пред Богом день и ночь и просить Его, да будет во всем воля Его, и худшего, как любить свободу и легкомыслие души или тела (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 179–180). ...Предпочитай ее (Божию волю) всякой мудрости человеческой и признавай оную полезнейшею всех человеческих разумений... (прп. авва Исаия , 60, 186). Не должно собственной своей воли предпочитать воле Господней: но при всяком деле надобно искать, какая есть воля Божия, и исполнять ее (свт. Василий Великий , 7, 521). Источник. ...Кто исполняет волю Господню, но не так, как хочет сего Бог, и не по чувству любви к Богу, делает это бесполезно... (свт. Василий Великий , 10, 76). Источник. Воля Божия есть вера во благое, посему воля вражия есть неверие. Воля Божия есть доблесть добрых дел (прп. Ефрем Сирин , 32, 252). Раба, который боится Господа и исполняет в точности волю Его, облечет Господь властию в Царстве Своем и сделает домоправителем Своим (прп. Ефрем Сирин , 33, 95). Источник. ...Без Духа Святаго... никому невозможно уразуметь волю Божию (прп. Макарий Египетский , 67, 428). ...Как в мрачных пещерах, когда вносится туда свет, мрак исчезает, так, когда Твоя воля во мне будет совершаться, всякое лукавое и неуместное движение произвола обратится в ничто. Целомудрие угасит невоздержное и страстное стремление ума, смиренномудрие истребит кичливость, скромность уврачует болезнь гордыни, а доброта любви изгонит из души многочисленный сонм противоположных зол; бегут от нее ненависть, зависть, негодование, гневное движение, раздражительное расположение духа, злонамеренность, притворство, памятование огорчения, жажда мщения, воскипение крови в предсердечии, недоброе око – все это стадо таковых зол уничтожится любвеобильным расположением. Так действенность Божией воли исторгает сугубое идолослужение; называю сугубым, как неистовую приверженность к идолам, и как вожделение серебра и золота – этих, как наименовало их пророческое слово, идолов язык (ср.: Пс. 113, 12 ). Посему да будет воля Твоя ( Мф. 6, 10 ), чтобы стала недействительною воля диавола (свт. Григорий Нисский , 18, 434–435).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Вот лишь одно из сообщений новостной ленты. В одном российском городе произошло жестокое убийство. Преподаватель школы милиции, офицер, завел роман со своей студенткой. У обоих были семьи. В какой-то момент девушка решила рассказать все своему супругу. Наверное, она хотела уйти из прежней семьи для того, чтобы создать новую. Об этом же она попросила своего возлюбленного. Вместо этого он вывез ее за город и задушил… Событие это, поражающее своей дикостью и цинизмом, вызвало достаточно широкий общественный резонанс и множество комментариев в Интернете. И так получилось, что именно оно послужило отправной точкой для нашей беседы о грехе и его последствиях с настоятелем храмов в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и святых первоверховных апостолов Петра и Павла г. Саратова игуменом Нектарием (Морозовым). Человек, который совершает какой-то грех, который ему в данный момент приятен, симпатичен, который он любит, должен понимать, что в следующее мгновение или чуть позже та страсть, которая им овладела, передаст его следующей страсти, которой он, может быть, совсем и не хотел бы покоряться. Преподобный Макарий Египетский сравнивает как добродетели, так и грехи, с некой цепью, в которой каждый грех является звеном — и невозможно совершить один грех и со временем не начать присоединять к нему других грехов. Ну, скажем так, если человек предается греху гордости, если он не борется со своей гордыней, то он обязательно будет гневаться, будет обязательно в каких-то ситуациях обманывать, обижать людей. То же можно сказать о любой другой страсти - о том, каким образом она порождает другие страсти или же другие грехи. То, о чем мы говорим в данном случае, действительно по-настоящему страшно. Два человека — а речь идет о людях семейных — воспылали такой вот нечистой и неправильной страстью друг к другу, что сначала привело их к супружеской измене, потом заставило эту измену скрывать. Ну, а затем эта несчастная девушка решила связать свою дальнейшую жизнь с тем человеком, с которым она согрешила. Она сказала своему мужу о том, что собирается с ним расстаться и потребовала такого же решения от своего, скажем так, возлюбленного, а тот не нашел ничего лучше, как в целях сохранения своей прежней семьи ее умертвить. Кажется, что вещь совершенно дикая, страшная — так оно и есть на самом деле.

http://pravoslavie.ru/51614.html

Вся Церковь есть Церковь кающихся, как нетрудно видеть имеющему разум; вся она есть Церковь погибающих, как постигает сие глубокий ум мудрых (прп. Ефрем Сирин , 33, 142). Источник. ...Духовный рай есть Церковь , в ней древо жизни святый жертвенник примирения, источающий жизнь верным, возлюбившим жизнь. Итак, обогащайтесь, насладитесь дарами, какие уготовал для вас Отец, и все единогласно взывайте: хвата Благому, Который по любви Своей раздробил нам Тело Свое, чтобы насладились мы им!., (прп. Ефрем Сирин , 33, 280–280). Источник. Ты, , основал на земле Святую Церковь по образу горнего Царства. Ты создал ее любовию, насадил щедротами, с нею обручился духовно, стяжал ее страданием Своим. Но ненавистник человечества, по бесстыдной дерзости своей, нападает на нее в лице своих служителей (прп. Ефрем Сирин , 33, 315–316). Источник. Церковь святых есть образ рая; в ней ежедневно собирается всеоживляющий плод и для пития влагается в точило грозд, исполненный животворного врачевства (прп. Ефрем Сирин , 34, 378). Источник. Церковь ... есть соль, осоляющая всю землю, предохраняющая ее от гнилости (прп. Ефрем Сирин , 34, 381). Источник. ...Небесная Церковь , будучи единою, неисчислима, и каждый в ней особенным образом украшен славою Духа (прп. Макарий Египетский , 67, 241). Источник. ...Тело (Церкви) подвержено большим болезням и напастям, нежели плоть наша; скорее ее повреждается и медленнее выздоравливает (свт. Иоанн Златоуст , 44, 453). Источник. Не то одно удивительно, что Он во всей вселенной устроил Свою Церковь , но и то, что сделал ее непреодолимою, и неопреодолимою тогда, как она испытывает столько враждебных нападений (свт. Иоанн Златоуст , 44, 635). Никто не мог бы построить даже одну стену из камня и извести, подвергаясь гонению и встречая препятствия; а они устроили столько церквей по всей вселенной, подвергаясь ранам, узам, гонениям, ссылкам, отнятию имений, бичеваниям, задушению, сожжению, потоплению вместе с учениками, и устроили не из камней, но из душ и волей человеческих, что гораздо труднее построения из камней. Не все равно, построить ли стену или душу, столько времени бывшую во власти демонов, расположить к покаянию и от безумного неистовства обратить к целомудрию (свт. Иоанн Златоуст , 44, 639).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Вырица — чудесный посёлок, раскинувшийся на берегах реки Оредежи к югу от Петербурга. Некогда он входил в имения Витгенштейнов, затем стал излюбленным дачным местом петербуржцев. Здесь любил отдыхать писатель и философ Василий Васильевич Розанов. Здесь родился палеонтолог и философ Иван Ефремов. Здесь провёл последние девятнадцать лет своей жизни великий молитвенник и печальник земли Русской старец Серафим, в 2000 г. причисленный Русской православной церковью к лику святых. В миру его звали Василий Николаевич Муравьёв. Он родился 31 марта 1866 г. в деревне Вахромеево Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии в семье благочестивых православных христиан Николая Ивановича Муравьёва и его жены Хионии Алимпьевны. С детства Василий проявлял недюжинные способности — самостоятельно выучился грамоте и математике. Первыми его книгами стали Евангелие и Псалтирь, жития святых. Образцом для подражания в будущем — пустынные отшельники Макарий Великий, Мария Египетская, Пахомий Великий, Павел Фивейский, Антоний Великий. Муравьёвы часто ездили по святым местам России, и всюду юноша стремился увидеть ту жизнь, о которой мечтал, читая житийную литературу. После преждевременной кончины отца Василий взял на себя бремя забот о семье. В Петербурге он получил работу рассыльного в одной из лавок Гостиного Двора, работал старательно и почти все деньги отправлял семье. Он мечтал о монашеском подвиге, но этой мечте суждено было сбыться лишь сорок лет спустя. Молодой коммерсант часто ездил из северной столицы в первопрестольную и всегда посещал Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры, где жил старец Варнава (Меркулов), ставший его духовным отцом. В 1890 г., по благословению старца, Василий Муравьёв женился. С Ольгой Ивановной ему суждено было прожить тридцать лет. Вскоре двадцатишестилетний Василий Николаевич открыл уже своё собственное дело — контору по торговле пушниной. И очень быстро стал одним из пяти главных мехоторговцев Петербурга. При этом в его семье соблюдался самый строгий, почти монашеский устав православной жизни! Бывает ли такое в среде современных коммерсантов?..

http://pravoslavie.ru/60570.html

Глава II. Своеобразие исихастской антропологии Понятие исихазма многозначно 85 . Часто исихазм приравнивают к так называемому паламизму, то есть к богословию нетварных энергий, с помощью которого Григорий Палама обосновывал духовный опыт афонских монахов. Иногда это понятие распространяют на современных «неопаламистов». Все это сужает представления об исихазме. Мы под исихазмом будем понимать аскетико-мистическую восточно-христианскую традицию, которая оформилась примерно за тысячелетие до Григория Паламы . Исихастская традиция вырастает на основе монашеской духовности, которая уходит корнями в апостольскую и мученическую духовность первохристианской общины. Назовем исторические вехи исихастской традиции: египетский исихазм (преподобные Антоний Великий , Макарий Великий ); палестинский исихазм (преподобные Дорофей Газский, Иоанн Пророк и Варсануфий Великий); синайский исихазм (преподобные Иоанн Лествичник , Исихий Синаит 86 ); отдельно упомянем преподобных Исаака Сирина и Иоанна Кассиана Римлянина ; византийский исихазм (преподобный Симеон Новый Богослов , святитель Григорий Палама ); русский исихазм (преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский , Оптинские старцы и святитель Феофан Затворник ). Исихазм составляет как бы ядро православной аскетико-мистической традиции. Исихастскую традицию можно рассматривать в качестве школы христианства, в которой учатся жить вечной жизнью 87 . Об исихастерионе как школе говорит Никифор Постник: «Приидите, и объявлю вам художество, или лучше – науку вечного жительства» 88 . В этой школе преподаются антропологически ориентированные науки и искусства, поскольку каждый исихаст учится познавать себя и изменять себя так, чтобы все время пребывать с Богом 89 . Обучение проходит от распознавания самых заметных сторон своей жизни (своих страстей) и до распознавания трудноуловимых помыслов: «Училище опытного ведения есть жизнь деятельная, которую восприняв трудолюбнейше, и себя узнаем, и помыслы различать научимся, и Бога уведаем» 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Serzhant...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010