Скачать epub pdf Содержание I. Светлое первобытное состояние II. Состояние грехопадения III. Обожение     Макарий Великий родился в 300-ом году и умер в 390-ом. Таким образом, жизнь его вся протекла в IV-oм веке, этом исключительном и замечательном периоде истории Церкви. В самом его начале заканчивается трехвековое гонение на христиан, и зарождается великая Византийская культура, давшая всему миру на все времена величайшие духовные ценности, заключенные в Православии. Империя в лице равноапостального кесаря получает крещение; Церковь выходит из катакомб, из своего вынужденного затвора, и принимает под свои священные своды взыскующий античный мир. Но мир приносит сюда свои тревоги, сомнения, соблазны. Приносит мир и великую тоску, приносит и великую гордыню. Эту тоску Церковь должна утолить, эту гордыню смирить. В смуте и борениях перерождается и воцерковляется древний мир. Духовное пробуждение охватывает всё общество. В эпоху гонений каждый христианин должен был быть готовым в любой момент к подвигу исповедничества и мученичества. Такое состояние могло быть уделом лишь немногих избранных. Теперь религия становится достоянием масс, и прежний высокий духовный уровень неизбежно снижается. В миру становится трудно жить по христиански. Новая эпоха требует нового способа стяжания «небесных венцов». Чтобы достигнуть бесстрастия, надо пройти долгий путь борьбы со страстями. Мученический подвиг сменяется добровольным мученичеством: самоотречением и аскезой, жизнью в пустыне среди труда и лишений. Начинается великий исход в пустыню. Зарождается эпоха монашества. Чудное и поразительное зрелище представляет изумительное распространение монашества при самом его начале. Египет, в котором язычество имело себе главную опору, где суеверие и идолопоклонство достигло высшей степени, теперь объединил такой сонм иноков, что в пустыне было не меньше жителей, чем в городах. Как быстрый, сильный поток, доселе сдерживаемый в своем течении, разрывает преграду и стремится наводнить всю страну, как оплодотворял всё вокруг себя некогда обожествляемый Нил, так ныне монашество разлилось по всему Египту и дало плодоносие не земных, но небесных плодов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Среди великих подвижников Церкви навсегда осталось имя преподобного Макария Египетского. Память его 19 января/1 февраля. Родом он был копт. Богу он послужил в сане священника и был прекрасным духовником. Собратья поначалу называли его иронически – младостарцем. Потом убедились, что не старый еще отец Макарий действительно приобрел старческий опыт христианского подвижничества. Его наставления ценились во все века. И сегодня мы еще раз убедимся в духоносности отца Макария – вспомним его «Послание к чадам своим». Маленькое послание, три страницы, но каждая строчка в нем – на вес золота. После обращения к Богу – подвиг и борьба со страстями Преподобный Макарий отправляется от того момента, когда, положив начало покаянию, христианин всей душой ищет Бога и получает от Него дар – печаль о грехах. Это, как известно, основное покаянное чувство, со временем оно производит покаянную радость. А что потом? Потом Бог дает человеку хорошо знакомый пустынникам суровый подвиг – в постах и бдениях, дает силы переносить поношения и полюбить плач, в котором изливается покаянная печаль. Думаю, это можно считать плодом покаяния. Еще одно важное обстоятельство: человек перестает обращать внимание на грехи окружающих, потому что занят очищением души от своих грехов. Враги нашего спасения на этом этапе начинают ожесточенное сопротивление, невидимую брань. Бесы внушают человеку помыслы уныния, которые замаскированы под благочестивые мысли: «Много трудов требуется, чтобы Бог вселился в тебя, совершившего столько грехов». Если сердце человека не принимает эти помыслы, то враги подсовывают коварный помысел тщеславия: «Если ты и согрешил, то покаялся в грехах своих». Так бесы пытаются склонить человека к ослаблению подвига. В том случае, если человек не принимает сердцем этот помысел, бесы заходят на бой с другой стороны – они побуждают человека на непосильные подвиги. Причем бес тщеславия поначалу готов помогать в этих незаконных подвигах. А потом, наигравшись, бросает помогать и с удовольствием передает человека во власть беса уныния.

http://pravoslavie.ru/100640.html

Томас Шпидлик (католический кардинал) Глава девятая. Расположение к молитве Подготовка к молитве Истинная молитва, утверждают все православные авторы, – это дар Божий. «Ее возбуждает наш Ангел Хранитель, – пишет св. Феофан Затворник , – и она приходит и отходит... приходит она, когда кто трудится в молитве» 1658 . Так всегда полагали Отцы, в том числе св. Макарий Египетский и св. Иоанн Лествичник 1659 . После слов о том, что всякую добродетель можно обрести лишь путем усилий, Макарий добавляет, что то же самое относится и к молитве 1660 . А у того, кто слишком уверен в том, что уже преуспел в молитве, чаще всего молитва не идет 1661 . И напротив, «самый труд молитвенный, с терпением продолжаемый, доведет и до высших степеней молитвы» 1662 . В современных трудах о молитве различают подготовку непосредственную и предварительную. Эта последняя состоит в очищении души и в соблюдении всех заповедей истинно христианской жизни. Именно о такой подготовке древние аскеты говорили больше всего. А наставления к внутренней молитве, получившие распространение на Западе начиная с XVI в., прежде всего настаивали на «непосредственной» подготовке и предлагали различные методы сосредоточения. Методы, которые, несомненно, были известны и на Востоке, но там им придавалось значение вспомогательных средств. Нашу внутреннюю жизнь, по словам Феофана Затворника , можно сравнить с ненастроенным музыкальным инструментом. Прежде чем начать играть на нем, следует настроить его струны 1663 . Но можно ли подготовить сердце так, как настраивают арфу? Существует ли такое искусство? Каким образом сделать это? Феофан Затворник считает, что это возможно, поскольку Отцы разработали целый ряд «правил» для упражнения в благочестии 1664 . Однако надо быть очень осторожным при использовании таких методов, чтобы избежать превращения в «духовную Марфу», т. е. слишком ревностной сосредоточенности на поисках наилучшей системы. В Москву ведут различные дороги, но, выбрав одну и начав двигаться по ней, не следует поворачивать назад, чтобы пойти по другой 1665 . Кроме того, слишком скрупулезный метод ничуть не поможет на пути к благочестию. «Ищущему же назидания не система нужна, а указание дела. У него свой в сердце созидается молитвенный строй... Система будет ему только мешать и даже охлаждать дело молитвы» 1666 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

1) Возлюбленным и вожделеннейшим сослужителям: Евсевию, Люциферу, Астерию, Киматию и Анатолию Афанасий и пребывающие в Александрии Епископы из Италии, Аравии, Египта и Ливии, Евсевий, Астерий, Гаий, Агаф, Аммоний, Агафодемон, Драконтий, Аделфий, Ермеон, Марк, Феодор, Андрей, Пафнутий, другой Марк, Зоил, Мина, Георгий, Лукий, Макарий и прочие желают премного о Христе радоваться. Уверены мы, что, будучи служителями Божиими и добрыми строителями, имеете вы достаточныя силы благоустроить все дела церковныя. Но поелику дошло и до нас, что весьма многие, прежде по упорству от нас отделявшиеся, желают ныне быть в мире с нами; а многие, отступив от сношения с арианами, ищут общения с нами: то почли мы необходимым, что написано нами и возлюбленными нашими Евсевием и Астерием, то написать и к вашей доброте, о возлюбленные и подлинно вожделеннейшие сослужители. Мы радуемся таковому известию. и желаем, чтобы, если и остается еще кто далеким от нас, и если кто, повидимому, сходится еще с арианами, то и он бежал бы арианскаго их безумия, и наконец все и повсюду могли бы сказать: един Господь, едина вера ( Ефес 4, 5 ). Ибо, как сказал Песнопевец, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе ( Псал. 132, 1 )? А дом наш – Церковь , и у нас прилично быть одному и тому-же образу мыслей, ибо веруем, что в таком случае будет с нами обитать и Господь, сказавший: вселюся в них и похожду ( 2Кор. 6, 16 ), и: зде вселюся, якоже изволих ? ( Псал. 131, 14 ). Где же – зде, как не там, где проповедуется одна вера, одно благочестие? 2) Посему, действительно, и мы египетские вместе с возлюбленными нашими братиями, Евсевием и Астерием, намеревались идти к вам, как по многим причинам, так особенно для того, чтобы облобызать любовь вашу и сообща насладиться таким миром и единомыслием. Но поелику, как объясняли мы и в других посланиях, и как можете узнать от самих сослужителей наших, удерживают нас церковныя нужды; то мы поскорбели и упросили этих сослужителей наших, Евсевия и Астерия идти к вам вместо нас. И благодарение их богочестию, что хотя сами и могли поспешить в свои епархии, однако-же всему предпочли путешествие к вам ради настоятельной церковной нужды. Получив их согласие, утешились мы тем, что, когда они и вы будете там, и мы все почтем себя соприсутствующими с вами.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

1 Еп. Вениамин (Милов) . Дневник инока. Письма из ссылки. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. С. 139. 2 Там же. С. 163, 173. 3 Еп. Вениамин ( Милов ). Дневник инока. Письма из ссылки. С. 230. 4 Архим. Кирилл (Наумов) . Пастырское богословие. СПб., 1853. С. 5. 5 См.: Свт. Григорий Двоеслов . Правило пастырское, или О пастырском служении. 2-е изд. Киев, 1873. С. 23—24, 31, 58, 64—65, 245—247. 6 См.: Свт. Григорий Богослов . Творения. 3-е изд. М., 1889. Ч. 1. С. 20. 7 Цит. по: Иером. Иннокентий ( Пустынский ). Пастырское богословие в России за XIX век. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1899. С. 41. 8 Архим. Кирилл ( Наумов ). Пастырское богословие. С. 5. 9 См.: Архиеп. Волынский Антоний ( Храповицкий ). Письма к пастырям о некоторых недоуменных сторонах пастырского делания//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М., 1891, 8—9. С. 186—229. 10 См.: Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий) . Основные начала православного пастырства// Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий) . О православном пастырстве. М., 1906. С. 17—18. 11 См.: Архиеп. Волынский Антоний ( Храповицкий ). Из чте-ний по Пастырскому богословию//Православный собеседник. Казань, 1896, 4. С. 430—431, 438. 12 См.: Архиеп. Волынский Антоний ( Храповицкий ). О православном пастырстве. С. 32, 33, 36—37. 13 См.: Архиеп. Волынский Антоний ( Храповицкий ). О православном пастырстве. С. 38—39, 39, 39—41, 42—45. 14 Достоверно известно, что эта книга «писана по указанию высокоученого подвижника святителя Феофана Ред .> и под непосредственным руководством его» ( Прот. Иоанн Кобяков [О книге игумена Тихона]//Богословский библиографический листок: Прил. к журналу «Руководство для сельских пастырей». Киев, 1895. Вып. 6—7. С. 169); по выходе книги святитель писал автору: «Очень рад, что труд Ваш одобрен и будет в ходу. Он есть очень сильное напоминание иереям Божиим… Е. Феофан » (Там же. С. 169—170).— Примеч. ред . 15 См.: Прп. Макарий Египетский . Духовные беседы, послание и слова, с присовокуплением сведений о жизни его и писаниях. 4-е изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 406.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4101...

1 Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения. Т. 1. СПб., 1905. С. 140. 2 О терпении в молитве. «Прибавление к творениям святых отцов». 1855. Ч. 14. С. 398. 3 Булгаковский Д., священник Молитва – царица добродетелей. СПб., 1893. С. 4. 4 Остроумов С., протоиерей. Жить – любви служить. М., 1900. С. 53. 5 Размышление о молитве Господней. «Христиан-ское Чтение» (Дальше: «Хр. Чт.»). 1822. Ч. 6. С. 340. 6 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Против аномеев VII. СПб., 1895. С. 557. 7 Мф. 14:23; 26, 36—45; 27, 46; Лк. 2:42; 5, 16; 6, 12, 22, 41—42; Евр. 5:7. 8 Мф. 26:41; Лк. 21:36. 9 Мф. 6:9. 10 Еф. 6:18; Фил. 4:6; Кол. 4, 2 и др. 11 Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Сл. 28. Гл. 2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 233. 12 Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы, послания и слова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 337 13 Там же. С. 349. 14 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 2. Слово о молитве 1. СПб., 1896. С. 831. 15 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или внимании в сердце к Богу и истолкование молитвы Господней словами святых отцев. М., 1889. С. 149 (преподобный Иоанн Лествичник). (Дальше: Святоотеческие наставления о молитве и трезвении); «Хр. Чт.» 1829. Ч. 34. С. 17 (святитель Иоанн Златоуст). 16 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Против Аномеев V. СПб., 1895. С. 532. 17 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Против Аномеев VII. СПб., 1895. С. 558. Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Ч. 3. Сл. 64. М., 1849. С. 285. Григорий Нисский, святитель. Творения. Ч. 1. О молитве. Слово 1. М., 1861. С. 384—385. Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Сл. 28. Гл. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 232. 18 Письма о христианской жизни. СПб., 1880. С. 361. 19 Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1904. С. 57. 20 Письма о христианской жизни. Указ. изд. С. 361. 21 Цит. по книге: Схимонах Иларион. На горах Кавказа. Беседа двух старцев пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец чрез молитву Иисус Христову или духовная деятельность современных пустынников. Баталпашинск, 1910. С. 19.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

1 . Преподобный Макарий Египетский говорит: «Желающий быть подражателем Христу, чтобы при посредстве этого получить звание сына Божия, рожденного Духом, прежде всего должен переносить благодушно и терпеливо все случающиеся с ним скорби, как то: телесные болезни, обиды и поругания от человеков и наветы от невидимых врагов, потому что, по Промыслу Божию, распоряжающемуся всем премудро и со всеблагой целью, такие испытания различными напастями попускаются душам, чтобы обнаружилось явственно, которые из них любят Бога искренно. От начала века для св. патриархов, пророков, апостолов и мучеников было знамением избрания то, что они прошли по тесному пути искушений и скорбей: и таким образом благоугодили Богу. «Сыне, – говорит Писание, – аще приступаеши работать... Богу, уготови душу твою во искушение: управи сердце твое и потерпи» ( Сир.2:1, 2 ). И в другом месте: «все, елико аще нанесено ти будет, прими» ( Сир.2:4 ), как благое, зная, что без Бога ничего не случается с нами. И потому душе, желающей благоугодить Богу, прежде всего должно вооружиться терпением и надеждой. К злохитростям дьявольским принадлежит и то, что он во время нашедшей скорби ввергает нас в уныние с целью отвратить от упования на Бога. Бог никогда не допускает искушениям столько угнести уповающую на Него душу, чтобы она, доведенная до крайности, пришла в отчаяние. «Верен... Бог, – говорит апостол, – Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести» ( 1Кор.10:13 ). И дьявол озлобляет душу не столько, сколько хочет, но в такой мере, в какой попускается Богом. Если людям не неизвестно, какое бремя может нести мул, какое – осел, какое – верблюд, и на основании этого знания на каждого из упомянутых животных возлагается соответствующая силе его ноша; если знает скудельник, сколько времени должно держать в печи глиняные сосуды, чтобы они, будучи передержаны в ней, не перетрескались, или напротив того, будучи вынуты недостаточно обожженными, не оказались негодными к употреблению; если, говорю, человек одарен таким соображением, то не гораздо ли более предусматривает Премудрость Божия, какое бремя искушения должно возложить на каждую душу, чтоб она, будучи испытана им, соделалась способною к Небесному Царству». (Sancmi Macarii Aegypmii орега omnia, Liber de libermame manmis, capit. XIII).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

24. Примеры, находимые в творениях св. отцов и учителей церкви, наглядно выясняющие истину воскресения мертвых 1 . Преподобный Макарий Египетский говорит: «Каким образом игла, брошенная в огонь, переменяет цвет и превращается в огонь, между тем как естество железа не уничтожается, но остается тем же: так и в воскресение все члены будут воскрешены и, по написанному, «влас не погибнет» ( Лк. 21:18 ), и все соделается световидным, все погрузится и преложится в свет, и в огонь, но не разрешится, и не сделается огнем, так, чтобы не стало уже прежнего естества, как утверждают некоторые. Представь себе сад, в котором всякого рода плодоносные деревья, груша, яблонь и виноград с плодами и листьями; но и сад и все дерева и листья изменились и обратились в иное естество, и все прежнее сделалось световидным: так и люди изменятся в воскресение, и члены их сделаются святыми и световидными» (Беседы, стр. 151 – 152). И еще тот же преподобный отец учит: «Как пшеница, посеянная на одном и том же поле, дает от себя различные колосья, а потом собирается на одно гумно, и ссыпается в одну житницу: так представляй себе, что и в воскресение мертвых различною славою будут прославлены и отличены воскресшие, по достоинству заслуг, по причастию здесь еще обитавшего в них Божия Духа. И сие-то значит: «звезда... от звезды разнствует во славе» ( 1Кор. 15:41 ) (Там же, стр. 521). II. Святитель Григорий Двоеслов учит: «Если не хотят веровать воскресению из повиновения слову Божию, должны поверить хотя собственному разуму, ибо что являет нам ежедневно мир, как не образ нашего воскресения? Мы видим каждодневно, что временный сей свет как бы умирает, когда наступает ночь, и как бы воскресает опять, когда рассеивается ночной мрак. Видим также, как в известное время года деревья сбрасывают с себя свой зеленый покров, остаются голы и бесплодны; и вот при наступлении весны, как бы при наступлении дня воскресения, на голых ветвях развертываются листья, вырастают цветы и плоды, и ожившее дерево является во всей красе своей. Непрестанно видим, как из малых древесных семян, вверенных земле, вырастают большие дерева, украшенные листьями и плодами... Что ж удивительного, если и мельчайший прах, когда восхощет, образует в человека Тот, Кто из малейших семян произращает величайшие дерева? Будучи созданы разумными, мы должны бы были через рассмотрение окружающих нас тварей уверяться в собственном воскресении и бессмертии» (См. «Воскр. Чт.» 1844 – 1845 г. 2, стр. 9 и 10, еще 1854 – 1855 г. 6, стр. 57 – 59).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

31. Слово в день обретения мощей Преподобнаго Сергия (Говорено в лавре его, июля 5 дня; напечатано в собраниях 1822, 1835, 1844 и 1884 гг.) Проидоша в милотех, и в козиях кожах, лишени, скорбяще озлоблени, ихже не бе достоин весь мир, в пустынях скитающеся, и в горах, и в вертепах, и в пропастех земных. Ebp. XI, 37–38 . 1822 Что это за люди, которых столь несообразными, по видимому, чертами описывает Апостол? Он ценит их дороже целаго мира: «ихже не бе достоин весь мир»; но в то же время показывает, что они брошены так, как бы ничего не стоили, потому что не имеют ни порядочной одежды, ни пищи, ни безопасности, ни жилища: «проидоша в милотех, и в козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблени, в пустынях скитающеся, и в горах, и в вертепах, и в пропастех земных». Может быть, мир не узнает, или не захочет узнать сих добровольных изгнанников мира: но вам не должно быть трудно узнать их, обитатели священной пустыни! Это наши предшественники, хотя, может быть, большая часть из нас отстали от них так далеко, что мы оскорбляем их, называясь их последователями. Если нужно указать на лица: таков был Илия Фесвитянин, котораго, как приметно, Апостол особенно имел пред очами, когда писал свое изображение великих странников мира; – Илия, который затворял и отверзал небо, низводил дождь и огнь, призывал глад и плодородие, а сам едва находил пропитание, иногда чрез пустыннаго врана, иногда чрез убогую вдовицу; словом истреблял живых, дуновением воскрешал мертвых, но сам убегал в пустыню «души ради своея», то есть, по причине опасности жизни, и, утомленный преследованиями врагов, «просил души своей смерти» (3 Царст. XIX, 3. 4). Таков был Иоанн Креститель, котораго «болий не воста в рожденных женами» ( Mamф. XI, 11 ), по свидетельству самой Истины, но который жил в дикой пустыне, носил грубую одежду, питался акридами, окончил свое поприще темницею и мечем. Таковы были после Павел Фивейский, Антоний Великий , Макарий Египетский , Ефрем Сирийский и множество других, которые из мрака пустынь, как звезды, просияли светом духовным, и озарили вселенную.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

3. Современное состояние изучения наследия свят. Григория Паламы ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЛАВА ПЕРВАЯ. КУЛЬТУРНЫЙ ФОН ЭПОХИ А. Общие бытовые особенности. Б. Богословская традиция. В. Философская традиция. Г. Мистическая традиция. ГЛАВА ВТОРАЯ. СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ (До-никейская антропология) АПОСТОЛ ПАВЕЛ А. Состав человека. Б. Тело и плоть. В. Душа Г. Ум. Д. Совесть и сердце. Е. Дух. Ж. Внешний и внутренний человек. 3. Сыноположение и прославление. МУЖИ АПОСТОЛЬСКИЕ АПОЛОГЕТЫ Св. Иустин философ. Татиан Ассириец Ермий философ Афинагор Св. Феофил Антиохийский Тертуллиан Св. Ириней Лионский АЛЕКСАНДРИЙСКОЕ БОГОСЛОВИЕ Климент Александрийский Ориген 1. Природа души 2. Происхождение души 3. Состав человека 4. Учение о свободе и разуме. 5. Образ и подобие Божие. 6. Грехопадение 7. Спасение 8. Воскресение Св. Мефодий Олимпийский ГЛАВА ТРЕТЬЯ. СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ (Антропология великих догматических споров) Эпоха тринитарных споров. Св. Афанасий Александрийский Состав человека и душа его Образ и подобие Божие Обожение Св. Василий Великий Природа человека Образ и подобие Божие Св. Григорий Богослов Св. Григорий Нисский 1. Назначение человека; Цель и время творения. 2. Образ Божий в человеке. 3. Два устроения человека. 4. Грехопадение Св. Иоанн Златоуст 1. Состав человека 2. Создание человека. Образ и подобие 3. Грехопадение Адама 4. Человек и ангелы 5. Назначение человека Немезий Емесский 1. Место человека в мире. 2. Состав человека 3. Происхождение души 4. Загробная судьба человека 5. Назначение человека Антропология христологических споров Св. Кирилл Александрийский. Первый человек. Образ и подобие в нем. Грехопадение Искупление АНТИОХИЙСКОЕ БОГОСЛОВИЕ Душа. Образ и подобие. Искупление Василий Селевкийский а. Образ и подобие Б о ж и е. б. Загадка о человеке. в. Грех и искупление. Леонтий Византийский. Преп. Анастасий Синаит. а. Создание человека. б. Состав человека. Взаимоотношение души и тела. в. Назначение и достоинство человека. г. Образ и подобие Божие. Человек и ангелы. ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ (Антропология Пустыни. Антропология мистиков. Антропология богословских синтезов) Антропология Пустыни Преп. Макарий Египетский а. Состав человека б. Два состояния человека Преп. Исаак Сирин Антропология мистиков. Ареопагитики Св. Максим Исповедник Образ и подобие. Душа. Учение о воле. Грехопадение и искупление Преп. Симеон Новый Богослов Состав человека. Искупление и прославление. Антропология богословских синтезов. Св. Иоанн Дамаскин. Состав человека. Образ и подобие Божие в человеке Назначение человека Св. Фотий, патр. Константинопольский (†891) 1. Состав человека 2. Образ и подобие Божие в человеке 3. Адам и грехопадение 4. Назначение человека

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/a...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010