4,6 II, 4, 18 Итак, при стольких 5380 обетованиях Господних как же не пожелать нам всецело приступить ко Господу и Ему посвятить себя самих, сверх всего прочего, по Евангелию, отрекшись еще и души своей 5381 , возлюбив Его единого, не любя при том ничего иного? Вот все сие даровано [нам], и какая еще слава! Сколько Господних о нас смотрений со времени отцов 5382 , сколько возвещено обетований, сколько побуждений! Какое благоутробие Владыки было к нам от начала! Напоследок же в пришествие Свое неизреченную к нам благость доказал Он распятием, чтобы нас, обратившихся, ввести в жизнь. 4,7 А мы не расстаемся еще со своими изволениями, с любовью к с худыми предубеждениями и навыками, и чрез это оказываемся маловерными или даже неверными! и вот Господь благосердствует, невидимо охраняя и лелея нас, до конца не предавая нас, по грехам нашим, пороку и обольщению и не позволяет нам погибнуть, по великой благости и по долготерпению ожидая, когда обратимся мы [к Нему]. 4,8 II, 4, 19 Но да не исполнится когда-либо на нас, которые живем, всем пренебрегая, и водимся предрассудками, апостольское изречение, а именно: «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения [Божия], не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» 5383 . Если же, при большой благости, долготерпении и кротости Божией, еще более приложим грехи ко грехам , то прилагаем к себе следующее изречение: «Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев в день гнева и откровения и праведного суда от Бога» 5384 5385 , когда 5386 Он «воздаст каждому по делам его» 5387 . Ибо велика благость и неисповедимо и невыразимо долготерпение Бога к человеческому роду, только бы мы пожелали отрезвиться и постарались всецело обратиться к Нему, чтобы возможно нам было улучить вечное спасение 5388 . 5,1 II, 4, 20 А если угодно познать тебе большое долготерпение Божие и благость, то можешь научиться сему из Богодухновенных Писаний 5389 . Посмотри на Израиль, от которого отцы, которым определены были обетования, «от них же Христос по плоти», у коих служение и завет 5390 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

4 . Так и христианин, нашедший в себе духовную харизму и радующийся утешению Божественной благодати, пусть надежно сокроет в себе утешение Духа или ведение небесных тайн, не хвастаясь и не показывая себя ближним, дабы, подпав под власть завистливой злобы, не быть незаметно обкрадываемым незримыми разбойниками под благовидными предлогами и не оказаться совершенно обворованным еще до тех пор, когда Небесный Царь назначит его на какое-либо служение и (пожалует) ему духовный сан. Ибо домостроители тайн Божиих ( 1Кор. 4:1 ), могущие действительно принести пользу душам и назначаемые на это Духом, – именно они непрестанно стяжают небесное сокровище и произносят свои слова со властью ( Лк. 4:32 ), нехвастливо и нетщеславно. Ведь (у Апостола) сказано: Так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши ( 1Фес. 2:4 ). И еще: Пред Богом, во Христе говорим ( 2Кор. 2:17 ). Поэтому христиане должны с великим влечением устремляться к лучшим и большим дарам ( 1Кор. 12:31 ) Духа, быть ненасытными в (стяжании) небесного богатства и (всегда) алкать и жаждать правды ( Мф. 5:6 ), – а это и есть совершенная и непреложная любовь Духа ( Рим. 15:30 ). И блаженный Павел убеждает и увещает обладающих великими харизмами (стремиться) к ней, не удовлетворяться уже приобретенными дарами Духа, но со всяким молением стараться стяжать то, что делает невозможным падение, – совершенную и непреложную любовь Духа, которая содержит в себе все харизмы. Более того, Апостол открывает (своим) ученикам, что она есть путь еще превосходнейший ( 1Кор. 12:31 ). Ибо у достигших таких степеней (духовного преуспеяния) и порочные страсти упраздняются по словам: Любовь не завидует, не превозносится, не бесчинствует, не ищет своего, не мыслит зла ( 1Кор. 13:4–5 ) и так далее; в них непрерывно и непрестанно изливается живой источник Духа из бездны Божества, как сказано: А кто будет пить воду, которую Я дам ему, (то вода эта) сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную ( Ин. 4:14 ), всегда восхищая ум в небесные неизреченные тайны ( 2Кор. 2:14 ), окрыляя его от славы к славе ( 2Кор. 3:18 ), от веков в века, от таинств в таинства, от силы в силу ( Пс. 83:8 ), от отдохновений в неизглаголанные отдохновения, от добродетелей в добродетели, от надмирных светов в сверхмирные света.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

5,3 Ведь если Бог желает судить и требовать отчета, то в человеке не оказывается ничего, что было бы лично его; ибо имущество и все сущие в блага, благодаря которым каждый благоденствует, принадлежат Богу. Кто создал землю и все сущее на ней? Кто создал человеческое тело? И душу Кто сотворил? И если Он желает, земля произращивает, а если не пожелает, то не произращивает; и если пожелает, ты здравствуешь, а если не пожелает, ты не здоров. Стало быть, что человек имеет своего, чтобы оправдаться этим и гордиться собою или считать себя за нечто [особое] 5636 ? Вот, все находится во власти Божией, и все, что человек имеет, он приял от Него и все получил по Его милости. И самый факт своего существования он имеет по Его милости. И несмотря на это, Бог испытывает величайшую радость, оказываемую Ему человеком, и находит великое утешение в том, чтобы душа, познав истинным осознанием ума и точным познанием веры и хорошо познав сущее, как оно есть, все, что делает хорошее и над чем трудится ради Бога, и все, что замечает и познает, – все это вменяла Ему, и приписывала Ему, и считала, что она никогда ничего хорошего не сделала вообще, но и самое себя, и все свое приписывала Ему. 5,4 И когда Бог увидит столь благоразумную душу, все вменяющую Ему и сознающую, что все, что она имеет, она имеет по благодати Его, тогда Он дает ей все то, что поистине принадлежит ей, то самое, что даровал ей от начала, и не только это, но к этому и Самого Себя, и все, принадлежащее Ему, дарует ей и говорит ей: «Вот, и земля – твоя, и то, что на земле – твое, и золото, и серебро – твое, и Тело Мое – твое, душа Моя, и знание, и разум Мой – твои, и Весь Я, и все Мое – твое; если же ты и не обладаешь чем-либо по своей природе, то Я тебе даю Себя и все Мое». Потому что если Бог становится ее [достоянием], то ясно, что все Его и сокровенные сокровища Его премудрости становятся [принадлежащими] ей, как говорит апостол: «Все ваше: или или жизнь, или смерть, или ангелы, или начала, или настоящее, или будущее» 5637 5638 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

5,4 Но сказываю тебе, что всего этого вожделевает и желает всякий человек: и блудницы, и мытари, и неправедные люди хотели бы получить царствие так легко, без напряжения и подвигов, по [одному лишь] желанию, без труда. Однако для того-то и предлежат на пути искушения, многие испытания, скорби, борения и пролитие пота, чтобы явными соделались 5190 те, которые поистине, дойдя [даже] до смерти, от всего произволения и желания возлюбили единого Господа и при таковой любви к Нему не имели уже ничего иного для себя вожделенного. 5,5 Поэтому-то и справедливо удостаиваются они небесного царствия, отрекшись от себя самих, по Господнему слову 5191 , и паче дыхания своего возлюбив одного только Господа; посему и высокими небесными дарами будут вознаграждены они за высокую свою любовь. 5,6 II, 5, 6=II, 5, 15 (р. п.) В скорбях, в страданиях, в терпении, в вере сокрыты обетования, и слава, и устроение небесных благ, словно 5192 в пшеничном зерне, брошенном в землю, или в дереве, прививаемом и проходящем через некую гнилость и бесчестие и тогда [только] являющем благолепие облачения, и славу, и многократный плод, – ибо если бы не прошли они через те [прививки], достойные бесчестия и истребления, то не смогли бы иметь благолепие украшения, и оную красоту, и изобильный плод, 5,7 как и апостол говорит: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие небесное» 5193 ; и Господь [говорит]: «Терпением вашим стяжите души ваши» 5194 ; и еще: «В будете иметь скорбь» 5195 . Ибо потребны труд, рачительность, трезвенность, великая внимательность, быстрота и неотступность в прошении ко Господу 5196 , чтобы смочь миновать силки земных вожделений, 5197 и восстания лукавых духов избежать 5198 , со многим трезвением и стремительностью и, главное, в любви ко Господу и с верой, чрез кои, труды, и скорби, и веру они 5199 здесь еще приобрели в своих душах небесное сокровище (то есть духовную силу), которое является залогом царствия. 5,8 Ибо блаженный апостол Павел, рассуждая о сем небесном сокровище, то есть о благодати Духа, и описывая чрезмерность скорбей, а вместе показывая, чего каждый должен искать здесь и что обязан приобрести, говорил: «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» 5200 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

—65— дабы человек смог стать Богом». 127 «Единородный Сын, сущий в кедре Отчем, Он явил» ( Ин.1:18 ). Что это значит на деле, Он дает опытно узнать на Фаворе, не оставляя, однако, желающих наслаждаться Его светом учеников на горе Преображения, но указывая им, тем самым, на необходимость долгого и трудного пути возвращения-восхождения на нее, к Нему, – пути, пролегающего чрез Голгофу и Крест, чрез распятие человеческой воли и упокоение ее в воле Божией. Апостолы усвоили этот ориентир, и указания на истинное содержание нашего спасения как стяжание обожения постоянно встречаются в их Посланиях: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» ( Евр.12:14 ). Господь Иисус Христос «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» ( Флп.3:21 ). «И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 1Кор.15:49 ). Вся святоотеческая письменность вдохновлена и пронизана этой идеей обожения человека: «Спасение не иначе может быть совершено, как чрез обожение спасаемых. Обожение же есть уподобление, по мере возможности, Богу и единение с Ним» 128 , – учит Дионисий Ареопагит . Св. Иоанн Златоуст , видимо, заметив опасное уклонение в понимании сущности спасения, настойчиво напоминает: «Бог обещает ввести нас не в рай, а в самое небо; проповедал не царство райское, но Царство Небесное. Ты потерял рай, а Бог дал тебе Небо… Бог создал человека из земли и воды и поместил его в рай. Воссоздает же от воды и Духа, и обещает ему уже не рай, но Царство Небесное». 129 О том же – преп. Макарий Египетский : «Венцы, которые приемлют христиане в оном веке, не суть творения». 130 Несмотря на это, низведение смысла спасения к «загробному воздаянию» и т.п. утверждается в христианском мире все же у многих и надолго, затемняя перспективу нашего призвания и, тем самым, искажая представления о необходимых средствах для исполнения его. Но в Православной Церкви всегда сохранялось ясное видение этой перспективы, и наше призвание осознавалось во всей его полноте (конечно, прежде всего и в основном святыми). На рубеже X-XI вв. в Византии пламенно проповедовал преп. Симеон Новый Богослов : «Будем помнить только о заповедях Спасителя Христа,… чтобы стать нам богами по положению и благодати». 131 В XIV в. Православие в лице великого святителя Григория Паламы дало блестящий отпор рационалистическим нападкам латинской схоластики на монашескую практику исихазма, который и был тогда этим подлинным богосло-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

6,1 II, 27, 12 Одно дело – поведать о хлебе и трапезе, и другое – есть, и вкушать хлеб 2930 , и укрепляться всеми членами. Одно дело – рассказывать о сладчайшем питии, и иное – пойти, и почерпнуть из самого источника, и насытиться вкушением сладкого пития. Одно дело – повествовать о войне и доблестных борцах и воителях, и другое – пойти человеку в воинский строй и вступить в сражение с врагами, наступать и отступать, принимать и наносить удары и одержать победу. Так и здесь. Одно дело – разъяснить слова при помощи знания и ума, и другое – существенно, действительно и достоверно во внутреннем человеке и в уме иметь сокровище, благодать, вкушение и действие Святого Духа. 6,2 Произносящие пустые слова мечтают и надмеваются умом своим. «Ибо слово наше, – говорит [апостол], – и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении Духа Святого и силы» 2931 . И снова в другом месте говорит: «Цель же заповеди есть любовь от чистого сердца и нелицемерной веры, от чего отступивши, некоторые» «в вере потерпели кораблекрушение» 2932 . Видишь, что умеющие говорить потерпели кораблекрушение в истине? 6,3 Более же всего стремитесь к тому, чтобы иметь любовь к Богу в чистом сердце и вере нелицемерной 2933 . Ибо таковой не падает. Многим взыскавшим Бога отверзлась дверь, и узрели они сокровище, и подошли к оному, и как только стали радостно говорить: «Мы нашли сокровище», – двери закрылись пред ними 2934 2935 , и начали они вопиять, плакать и [снова] искать: «Нашли мы сокровище и утратили». Благодать домостроительно отступает, чтобы они сильнее взыскали [Бога]. Ведь сокровище показывается не иначе, как по мере искания. 7 II, 27,13 Вопрос. Поскольку иные говорят, что после [приятия] благодати они перешли от смерти к жизни 2936 , то не 2937 может ли кто, пребывая во свете, иметь нечистые помыслы или помышлять о темном? Ответ. Написано: «Начавши духом, теперь оканчиваете плотью» 2938 . К слову 2939 , существуют два † образа 2940 † 2941 . Апостол говорит: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было противостать козням диавольским» 2942 . Где находится облекшийся в оружие, и где находится воюющий «против начальств, против властей» 2943 , сущие во свете? И опять [говорит апостол]: «Чтобы вам можно было» «угасить раскаленные стрелы» диавола 2944 . Стало быть, сначала [воитель] облекается в оружие и тогда угашает раскаленные стрелы диавола. И снова [произносит]: «Не огорчайте Духа Святого, Которым вы запечатлены» 2945 . И еще говорит: «Ибо невозможно однажды просвещенных и вкусивших дара Божия и соделавшихся причастниками Духа Святого и отпадших [обновлять покаянием]» 2946 , – так что и просвещенные, и вкусившие [Духа] падают. Видишь, что [христианин] имеет волю быть согласным с Духом и имеет волю огорчать [Его]. Значит, он полностью вооружается, чтобы отправиться на войну и подвизаться против врагов, совершенно просвещается, дабы воевать с мраком.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

6,4 Ибо кто что имеет теперь [внутри], то выйдет тогда наружу. «Сей месяц, – говорит [Господь], – будет для вас первым в месяцах года» 5216 ; он приносит радость всей твари; он одевает обнаженные деревья; он произращивает травы; он приносит радость всем животным, разверзая землю; он первый распространяет между всеми веселие; он для христиан есть первый месяц ксанфик, то есть время воскресения, в которое прославлены будут тела их 5217 силою Духа, Который будет тогда их одеянием, пищей, питием, радованием, веселием, миром, облачением и вообще вечной жизнью. 6,5 Ибо всею лепотою светлости и красоты небесной соделается тогда для них Дух Божества, Которого еще ныне сподобились они приять. II, 5, 10=II, 5, 19 (р. п.) Как же не должен кто-то 5218 подвизаться, веровать, стараться о житии во всех отношениях добродетельном и ожидать с упованием и великим терпением, что ныне еще сподобится приять внутрь души своей силу с небес и славу Святого Духа, чтобы тогда, при разрушении созданий 5219 , имел [Он] во что облечь его 5220 и оживотворить? «Если только, – говорит [апостол], – и разоблачившись не окажемся нагими» 5221 , и «оживит, – говорит он, – смертные тела наши Духом Своим, живущим в нас» 5222 . 6,6 Блаженный Моисей в той славе Духа, которая покрывала лик его, так что ни один человек не мог взирать на неё 5223 , показал нам образ, как «в воскресение праведных» 5224 прославлены будут тела, ибо славу 5225 здесь еще внутри себя – во внутреннем человеке – сподобляются иметь души святых и верных, 6,7 поскольку говорит [Павел]: «Мы же все, открытым лицем, то есть внутренним человеком, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу» 5226 . Подобным образом еще написано: «Сорок дней и сорок ночей [Моисей] хлеба не ел и воды не пил» 5227 ; но телесной природе невозможно было бы прожить столько времени без хлеба, если бы она не приобщалась другой духовной пищи, и сей-то пищи души святых еще ныне невидимо приобщаются от Духа. 6,8 II, 5, 11=II, 5, 20 (р. п.) блаженный Моисей показал, какую духовную славу света и какое умное услаждение 5228 будут иметь истинные христиане в воскресении, еще и ныне сподобляясь иметь оные тайно в душах; посему и тогда обнаружится [эта слава] на телах их.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

6,6 И Он присовокупляет: «Ей, говорю вам, Он сотворит отмщение их вскоре» 5431 . И снова увещевает: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» 5432 . И далее прибавляет: «Тем более Отец ваш небесный даст Духа Святого просящим у Него» 5433 . «Аминь, говорю вам, если и по дружбе не даст ему, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит» 5434 . 6,7 II, 4, 27 А всем этим убеждал Он нас к тому, чтобы неотступно, неутомимо и непрестанно просили мы у Него благодатного заступления, потому что пришел Он ради грешников, чтобы обратить [их] к Нему и уврачевать верующих в Него. Лишь бы мы только отступились от худых предубеждений, сколько будет на то наших сил, возненавидели дурные свои занятия и обольщения 5435 , отвратились от наших лукавых и суетных помыслов и всегда, по мере сил своих, добровольно прилеплялись к Нему; а Он готов оказать нам помощь Свою, 6,8 потому что Он милует, животворит, врачует неисцелимые страсти, творит избавление призывающим Его, принимает обращающихся к Нему, по собственному своему желанию и воле удаляющихся, по мере сил, от всякой любви, отвлекающих ум от земли и на единого Господа полагающихся в своем искании и стремлении к Нему. 6,9 Достойной же помощи Его удостаивается такая душа, которая всем желанием своим и произволением Его Одного взыскует и все почитает излишним, не упокоевается ни на чем в сем, но ожидает, что она будет упокоена Его благодатью и прославлена; и потому, за таковую веру прияв небесный дар 5436 , – по благодати с несомненностью упокоив свое вожделение 5437 и соответственно послужив Духу Святому, с каждым днем преуспевая в добре, пребывая на пути праведности 5438 , до конца пребывая непреклонной к пороку, не сослагаясь с ним и ничем не огорчив благодати 5439 , – сподобляется она вечного спасения со всеми святыми, потому что подражала им, живя в как их сообщница и спутница. Слава состраданию Его и безграничной Его милости, ныне и присно и во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

8 . Авва Пижими 10 сказал: «Ученик аввы Макария рассказывал мне: «Старец сказал мне однажды: «Когда я сидел в моем местопребывании в Скиту, двое юношей-чужеземцев пришли ко мне; у одного была борода, у другого только начинала расти борода. И пришли они ко мне, говоря: «Где келлия аввы Макария?» Я сказал им: «Что вам нужно от него?» Они сказали мне: «Услышав о его делах и о Ските, мы пришли, чтобы увидеть его». Я сказал им: «Это я». Они сотворили мне поклон, говоря: «Мы желаем пребывать здесь». И я увидел их нежными и как бы пришедшими от богатого рода 11 . Я сказал им: «Вы не можете обитать здесь». Старший сказал: «Если мы не можем остаться, то пойдем в другое место». Я сказал помыслу своему: «Зачем я отогнал их, чтобы они соблазнились?» Я сказал им: «Идите, стройте себе келлию, если можете». Они сказали: «Научи нас только, и мы построим ее». Я дал им мотыгу, заступ и мешок с хлебами и солью, указал им скалу каменоломни иссохшей и сказал им: «Вырубите себе келлию здесь и принесите лесу из болота, покройте и так живите». Думал же я, что по причине трудов они скоро убегут. Они спросили меня: «Чем здесь занимаются?» Я сказал им: «Плетением». И я взял пальмы из болота, показал начало плетения и способ плести корзины. Я сказал им: «Делайте корзины, отдавайте их сторожам, и они будут приносить вам хлеб». Наконец я ушел. Они терпеливо делали все то, что я приказал им, и не приходили ко мне в течение трех лет. И я боролся с помыслом своим, говоря: «Что они делают, что не приходят ко мне ради своих помыслов? Те, кои далеко находятся, приходят ко мне, а они не приходят ко мне и не ходят в другие места, кроме лишь церкви, чтобы только принять приношение, храня молчание». И молил я Бога, постился седмицу, чтобы Он открыл мне их делание. И вставши я пошел к ним, чтобы видеть, как они живут. И когда я постучал, они отворили мне, приветствовали меня молча, и, помолившись, мы сели. Старший сделал знак младшему. Он вышел, а старший сидел, храня молчание, занимаясь плетением: он не сказал ни слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

—8— веровавшему Мессианским обетованиям (ср. Гал.3:8 и 9) ι κ πστεως. На основании всего сказанного мы приходим к заключению, что «от единого», брахилогическое речение послания, всего удобнее дополнить словами среднего рода ιμα – от одной крови или σπρμα – семя – от одного семени. В книге Деяний 17:26 читаем – от одной крови Он произвел род человеческий. Макарий Египетский в 43 гомилии устанавливал общность между Христом и верующими, между Освящающим и освящаемыми по самой их человеческой природе. В Библейской этике люди часто именуются чадами Божиими по благодати таинственного всыновления – от Бога родились ( Ин.1:13 ), но между этими детьми по благодати и Христом, ипостасным Сыном Божиим непроходимая пропасть, общее наименование которой – тварное бытие, мост чрез эту пропасть проложен в неисследимой тайне воплощения, ибо по-человеческому естеству и Господь верен Создавшему Его, как Моисей во всем доме Его (3:2). В контексте той же главы послания к Евреям, Апостол вновь касается человеческого естества Христа в стихе 14 и в стихе 16 – поскольку же дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные... ибо не ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. По видимости это – новыя перифразы уже сказанного ранее, однако частнейший разбор этих мест покажет, что общее положение здесь обогащается новыми признаками, уясняется, а потому речь Апостола далека от простой тавтологии. Из отдельных выражений 14 стиха остановимся на обозначении человеческой природы словами «плоть и кровь» и на определении словом παραπλησως приобщения Сына Божия к человечеству. Ветхозаветное Писание не знает совместного употребления слов «плоть и кровь» как обозначения человеческой природы, и формула басар вадам попадается только в памятниках раввинической письменности, но одна из неканонических книг Ветхого Завета представляет 2 примера применения разбираемого выражения к обозначению человеческой природы: это – 14:19 и 17:31 книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова; первое из этих мест читается в контексте; как зеленеющие листья на густом дереве – одни спадают, а другие вырастают, так и род

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010