2,1 Так, Писание таинственно говорит: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание великое: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» 5920 . Это пророчество стало явным при Господе, когда Ирод убивал детей, а таинственным образом это понимается следующим образом. «Глас в Раме», на возвышенности (то есть на небесах), «слышен, плач и рыдание великое»: Рахиль – истинная мать, небесная благодать, Дух Святой, оплакивает пленение людей, попавших под власть злого князя и крепко закованных во мраке; оплакивает же Он их по той причине, что они не пребывают в жизни Духа, в свете добра. 2,2 Когда же Господь соблаговолил, по благости Своей великой, излить Духа Своего на верующих 5921 и породил их от Духа Своего, тогда была радость, веселие и ликование на высоте небесной у ангелов Божиих, по написанному: «Так будет радость на небесах об одном грешнике кающемся» 5922 . Посему небесная мать, Иерусалим, бывшая прежде бесплодной, родила чад людских, которых у нее не было раньше, по написанному: «Вышний же Иерусалим свободен: он матерь всем нам» 5923 . 2,3 Если же кто не родился от небесной матери, но еще носит в себе образ ветхого человека и находится под темным покрывалом греха, в плену и в горьком рабстве и до сих пор связан узами греха, то он является виновником плача и великого сетования матери Рахили – небесного града святых, потому что она сетует, видя людей поверженных в вечной смерти и связанных нерушимыми узами, и в особенности тогда, когда настало время освобождения. 2,4 Ведь она, сердобольная мать, призвала всех людей и пожелала быть их родительницей и сделать их небесными. Посему она послала глашатаев, призывая всех и побуждая 5924 родиться от нее; и тот, кто уверовал, и возымел надежду, и возлюбил свет больше, чем тьму, получил обещанное и божественное возрождение. Слава благоутробной матери, небесному граду святых. Аминь. 5926 . 5927 5928 1 Приучай себя к молчанию в словах, спокойствию в делах, а также в смехе и походке. Избегай какой-либо случайной чрезмерности.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

2,4 Следовательно, Он не требует от нас посему ничего другого, кроме надежды на Него во всяком деле, и по мере надежды бывает как раз и воздаяние. Надеющийся же более не печется о том, на что вознадеялся, просчитываясь в вере и рассуждении: ведь и «мера веры» 4654 отсюда познается, . Поэтому [Господь] говорит: «Сколь 4655 тесны врата и мучителен путь, ведущие в жизнь» 4656 . Ибо мучится лукавыми духами и теснится искушениями душа, взыскующая Господа, пока не обрящет [Его], и тогда укрепится в Святом Духе, как и [пророк] говорит: «Взыщите Господа и утвердитесь» 4657 . 2,5 Те же, которые утверждают, что они ищут Царствие молитвой 4658 , и не избегают сластолюбия, им прельщаемые забывают о Господе. Ведь невозможно возлюбить Господа или ближнего 4659 , если мы не возненавидим прежде удовольствия и славу, ибо [Господь] говорит: «Не можете служить двум господам, Богу и маммоне» 4660 , «ибо кто кем побежден, тот тому и раб» 4661 . 2,6 Значит, должно, по апостолу, пройти мимо «духов злобы» 4662 и так войти в Царствие. Царствие же Небесное есть человеколюбивый Дух Христов, производящий и доставляющий душе бесстрастие и веру. Разве мы не получили залог 4663 , согласно Писанию 4664 ? «Духи» же «злобы» – это предложения диавольские, замыслы неверия и похмелья, как говорит [апостол]: «Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь; [ими] ниспровергаем замыслы» 4665 , пока бывает война возражения помыслам. 2,7 Ибо враг завладевает умом и коварно показывает на внешнюю славу и удовольствия, откуда рождается ненависть, то есть покрывало души, из-за чего мы не можем видеть ни злобу его, ни помощь Господню, и так не ведаем, как обитает Христос в человеке и как сковывает сильного и расхищает вещи его 4666 , которые тот похитил у человека. 2,8 Однако мы не говорим, что Царствие Небесное здесь 4667 имеет конец, как бы заключая будущее, но что [уже] отсюда можно причаститься Святому Духу и деятельно уверовать в вечную жизнь чрез воскресение из мертвых, как сказано: «Ибо если Дух Христа живет в вас, то Воскресивший Иисуса из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» 4668 . И смутной вере не свойственно говорить такое: «Самих себя исследуйте», «в вере ли вы», «или не знаете самих себя?» «Разве только вы не то, чем должны быть 4669 » 4670 . Поэтому Он велит не заботиться ни о чем телесном 4671 , чтобы держать надежду в нерассеянной памяти. Ведь таким образом поселится в нас Дух Его. Показывает же Он самими делами, что Сам Он есть избавление, [подаваемое] от Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

2 . От страха Твоего, Господи, – восклицает Исаия, – мы зачали во чреве, и мучились, и родили дух спасения, которым беременели на земле ( Ис. 26:17–18 ). Опять же и у Екклесиаста написано, что как образуются кости во чреве беременной, так и пути ветра, то есть Духа ( Еккл. 11:5 ). В самом деле, как Сама Святая Дева носила Его во плоти, так и принявшие Благодать Святого Духа носят Его в сердце своем, по слову Апостола, говорящего о вселении Христа по внутреннему человеку через веру в сердца наши, чтобы, укорененные и утвержденные в любви, мы смогли встать рядом со всеми святыми ( Еф. 3:16–18 ); и еще: Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыток силы шел от Бога, а не от нас ( 2Кор. 4:7 ). Если сбылось в тебе слово сие, что преображаемся в тот же образ от славы в славу ( 2Кор. 3:18 ); если исполнилось на тебе речение Апостола, гласящее: Да владычествует мир Божий в сердцах ваших ( Кол. 3:15 ) и в уме вашем (который есть Иисус Христос); если ты достиг ступени, когда из тьмы свет озарил наши сердца познанием славы Божией ( 2Кор. 4:6 ); если исполнилось в тебе слово о том, что да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи, и будьте как слуги, ожидающие своего господина, когда он возвратится с брака ( Лк. 12:36 ), да не заградятся уста твои, не найдя никакого оправдания, среди святых; если знаешь, что есть масло в сосуде твоем, как у мудрых дев, и не будешь ты оставлен вне дверей, но войдешь в брачный чертог вместе с женихом ( Мф. 25:4 ); если почувствовал, что дух твой и душа твоя и тело твое достигли беспорочного единения и воскреснут в день Господа нашего Иисуса Христа незапятнанными; если безупречным и неосужденным стал ты перед своей совестью и младенцем, по слову Спасителя, сказавшего: не препятствуйте детям прийти ко Мне; ибо таковых есть Царствие Небесное ( Мф. 19:14 ), – если поистине ты стал Его невестой и Его Дух Святой принял часть в тебе, сущем еще в теле, то ожидай Царствия; если же нет, то жди скорби и стенаний, потому что стыд и срам постигнут тебя пред лицом святых. Знай одно, что как какая-нибудь девица в мире сем, просыпаясь каждый день утром, ни за какое дело не берется, пока не приукрасит себя для жениха своего, осмотрев себя многажды в зеркале, нет ли изъяна на лице ее, – ибо имея изъян она не будет угодна жениху своему, – так великая забота есть у святых и ночью и днем, исследовать свои помышления и понимать, ходят они под игом Святого Духи или нет. Борись же, брат, ревностно в труде сердца и уст, в ведении, чтобы овладеть тою вечной радостью, ибо редки удостоившиеся ее, приобретшие меч духовный ( Еф. 6:17 ) и направившие души свои к преуспеянию и освободившие все чувства свои от всякой скверны страстей так, как сказал Апостол: чтобы, истинствуя в любви, мы постоянно возрастали в Том, Кто наша глава, во Христе ( Еф. 4:15 ). И Его святое Имя способно помочь нам в слабости нашей ( Рим. 8:26 ), чтобы мы сподобились соединиться со всеми святыми Его. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

3: 18–21). Этими словами вполне отчетливо обнаруживается сущность неверия – любовь к тьме, злу и неправде. Следствием такого сознательного противления становится, по слову Христа, осуждение, происходящее уже теперь, в мире, увидевшем Его спасительную Жертву. Апостол Павел прямо называет неверующих погибающими, для которых закрыто христианское благовествование, у которых «бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» (2 Кор. 4: 4). Наконец, поистине страшные слова мы находим в Апокалипсисе: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр. 21: 8). Мало того, что неверие здесь находится в одном ряду с убийством и идолослужением, их общая участь – смерть, то есть окончательное осуждение на вечные мучения после последнего суда. Святые отцы о неверии В святоотеческом наследии также встречается множество размышлений относительно неверия, его духовных причин и следствий. По мнению святителя Феофана Затворника, источником неверия и сомнения являются бесы, которые именно таким способом влияют на душу человека (наряду с хульными помыслами и прелестями) . Митрополит Вениамин (Федченков) причиной неверия называет потерю человеком богоподобия и благодати в сердце , а святитель Димитрий (Ростовский) – неразумие . В этом последнем обнаруживается согласие с мнением Иоанна Златоуста, который пишет: «Как веровать свойственно душе возвышенной и благородной, так и неверие служит признаком души неразумнейшей, низкой, опустившейся до безумия животных» ; наряду с этим причиной неверия святитель называет расслабление души . Святой Антоний Великий неверие видел следствием легкомысленной дерзости , а Макарий Египетский – погони за почестями человеческими вместо почестей небесных . По словам преподобного Силуана Афонского, неверие бывает от гордости: «Горделивый человек своим умом и наукою хочет познать все, но ему не дается познать Бога, потому что Господь открывается только смиренным душам» .

http://pravoslavie.ru/32941.html

3,2 Как земледелец, хорошо заботящийся о земле, сначала обновляет, и очищает ее от терновника и шипов 5603 , и таким образом сеет семя, чтобы оно дало полезные и совершенные плоды, – так и для желающего угодить Господу и ожидающему принять семя благодати необходимо сначала предочистить, и возобновить, и подготовить, насколько в его силах, землю сердца своего, дабы семя Духа, упав на благую почву сердца, воздало многочисленные 5604 и совершенные плоды. 3,3 Или как мастер, надлежащим образом обрабатывая кожу животных для изготовления так называемого пергамента, если сначала не очистит ее от шерсти, от оставшихся мясных утучнений, и от кровавых пятен, и от прочих нечистот, а затем надлежащим образом не сделает ее чистой и светлой, то на ней не пишут законов Божиих. 3,4 Когда же искусный мастер, подобающим образом убрав все излишнее и очистив, сделает [пергамент] светлым, тогда [на нем] пишутся законы Божии и изображаются письмена. – Таким же образом и желающие и надеющиеся запечатлеть в своих помыслах и душе законы Духа 5605 и уповающие облечься в небесный образ 5606 Христовой жизни 5607 , пусть, по примеру искусных мастеров, со всем усердием и со всей заботливостью обрабатывают свое сердце и очищают его от всякой материальной дебелости века сего и плоти и крови, от забот и уз земных; пусть приготовляют свое сердце быть вне [этого], а также пусть очищают его от плотских материальных развлечений (а это и есть «кровавые пятна»), дабы, когда таким образом ум и сердце будут приуготовлены и предочищены, Бог, согласно Своему обещанию, написал здесь Свои законы Духа. 3,5 Потому что Он говорит: «Давший законы Мои в сердце их, и в мыслях их напишу их. И буду Богом их, и они будут народом Моим» 5608 5609 ; и апостол прибавляет: «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа» 5610 . 3,6 Тогда человек возможет истинно познать Бога и жить вечной жизнью. Если же законы Духа не запечатлеются в душе, то он плоть и кровь, и еще не сделал свое сердце [таковым], как [этого] требует Бог, и не стяжал вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

3,4 Но те души, которые по малодушию и страху отступят, не перенося скорби, но впадут в нерадение, или нетерпение, или безнадежие, и совратятся с пути праведности 5712 , и не будут ожидать до конца милости Господней, – как таковые души, найденные не прошедшими испытание, возмогут 5713 получить вечное Царство? – Потому что всякая душа должна до смерти 5714 , ради 5715 , за нас 5716 , великодушно до конца терпеть 5717 , и быть твердой в надежде на Него, и таким образом удостоиться вечного 5718 . 3,5 Ибо желающие совершенно избавиться от будущей геенны, , и получить 5719 Царство должны 5720 претерпеть нынешние 5721 скорби, бывающие от искушений, воздвигаемых лукавым, и 5722 если они переносят их до конца с надеждой на Бога, с верою ожидая милости Господней, то – действием благодати – освобождаются от искушений и от скорбей, и здесь [уже] удостаиваются общения Святого Духа 5723 , и тем самым избегнут вечной геенны и наследуют вечное Царство Христово 5724 . Такой путь Господь установил, ведущий в жизнь, путь тесный и прискорбный, как это написано 5725 , и по этой причине немногие им проходят. 3,6 Итак, при такой надежде и таковых возвещенных неложным Богом обетованиях, будем, ради уготованной нам надежды на небе, доблестно переносить всякое злоключение и скорбь, насылаемую на нас лукавым. Ибо какие бы мы ни переносили скорби ради Господа, идет ли что в сравнение с будущей и обетованной вечной жизнью, или в сравнение с утешением Святого Духа 5726 в настоящее время для терпеливых душ, или в сравнение с освобождением от мрака дурных страстей, или в сравнение с нашим долгом за множество наших грехов? Апостол говорит: «Будучи же судимы, наказуемся от Господа, чтобы не быть осужденными с 5727 ; и еще: «Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» 5728 . 4,1 Будем поэтому, 5729 доблестные воины, готовы умереть за нашего Царя. Почему именно, когда мы в вращались , мы не страдали от этого и не имели таковых скорбей, а теперь, когда мы приступили угождать Господу, на нас восстают таковые напасти, искушения и скорби от лукавого? Видишь, что мы терпим это ради Господа, потому что враг завидует нам и искушает, чтобы совратить нас с пути жизни или привести в расслабление или беспечность, с той целью, чтобы мы, угодив Богу, не спаслись? 4,2 Итак, поскольку лукавый восстает на нас, то если мы будем пребывать в терпении и в мужестве 5730 , готовыми 5731 терпеть даже до смерти 5732 , по надежде на Господа, то мы разрушим все его козни против нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

3 Как малое новорожденное дитя растет, имея те же члены и тело, пока не станет мужем совершенным, и как посеваемое горчичное зерно, по словам Господа 4928 , постепенно вырастая, становится деревом, которому Он уподобил Царствие Небесное, – так, говорим мы, в верующем увеличивается духовное дарование и залог наследия 4929 , пока он, преуспевая во всякой добродетели и тщании и теча прямо, не удостоится полностью всего наследия, то есть Утешителя, Духа усыновления 4930 , как и апостол говорит, возводя [коринфян], словно младенцев, от дарований по мере совершенства к совершенной любви: 4 «Я покажу вам путь еще превосходнейший. Если я говорю языками ангельскими, а любви не имею, то я ничто. И если имею всю веру, так чтобы горы переставлять, а не имею любви, то я ничто. И если имею [дар] пророчества и знаю все тайны, а не имею любви, нет мне [в том] никакой пользы» 4931 . Посмотри на «я ничто» и «нет мне никакой пользы» и на сравнение с совершенством любви, как будто младенец сравнивается с совершенным мужем. Как после всего этого он говорит: «Желаю, чтобы вы все говорили языками, но лучше, чтобы вы пророчествовали» 4932 ? 5 Так устроила неизреченная премудрость Божия, что у верующего человека явление и причастие Святого Духа бывает постепенно для испытания свободной воли и подвизания, дабы стали явными на самом деле до конца возлюбившие одного Бога паче всего, , и ради Царствия выдержавшие во всяком борении; напротив, ленивые, малодушные и трусливые, свернувшие с пути и не претерпевшие до конца 4934 , отчуждаемые от Царствия, будут обличены. 6 Итак, Божественная благодать начинает рождаться в человеке с такой тонкости, что [нельзя] ни помыслить, ни постичь, и как те, в ком воцарился Дух, из-за преисполненности богатством благодати и пребыванием Духа не могут постичь или выразить разнообразие действий и неизреченных таин по причине «безмерного величия» 4935 , так и тонкость благодати и домостроительства Духа: в ком она бывает, никто не может постичь и познать ни тонкости и малости, ни величия и несказанности силы, ни небесного богатства [благодати]. Так что у нас истинное и прочное крещение, и отсюда мы получаем духовную жизнь, и она увеличивается у пребывающих и преуспевающих во всяких добродетелях, во всяком тщании и подвизании и является в нас, усовершая нас в своей благодати 4938 . Аминь. Слово 44. [на слова] «Никто не благ, как только один Бог», и Что [означает] «Свет истинный» и «во тьме 4939

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

488. Таковы были: Алексей, человек Божий (17 марта), святой Иоанн Кущник (15 января), преподобный Виталий Монах и другие. Лествица. Слово 4, гл. 36. 489. Мф. 7. 26. 490. Слово о трех образах внимания и молитвы, в статье о третьем образе, в конце статьи. — Лествица. Слово 27, гл. 33. 491. Это явствует из писаний преподобного Кассиана Римлянина, преподобного Орсисия, преподобного Исаии Отшельника и других святых иноков, получивших иноческое образование в Египетских монастырях. 492. Заимствовано из поведаний преподобного Кассиана Римлянина. 493. Лествица. Заглавие 25 го Слова. 494. Пс. 50. 19. 495. Добротолюбие. Ч. 1. 496. Духовная теплота достояние весьма преуспевших иноков, подвизающихся в безмолвии, для которых написана и вся книга святого Григория Синаита, а отнюдь не достояние новоначальных. Новоначальные должны довольствоваться тем, если будут молиться со вниманием и умилением. О теплоте смотри в «Слове о Иисусовой молитве». Аскетические опыты, том 2. 497. Мф. 14. 27. 498. Преподобный Нил Сорский. Предисловие к «Преданию». 499. Начало 3-го Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Издание Оптиной Пустыни 1852 года. 500. Ин. 8. 32; 14. 6. 501. Пс. 141. 8. 502. Пс. 142. 3. 503. Рим. 8. 6. 504. 1 Тим. 6. 20. 505. 1 Кор. 15. 50. 506. Ин. 11. 25. 507. Начало 3-го Слова. 508. Быт. 3. 13. 509. Ин. 8. 44. 510.  Змей обольстил меня, и я ела (Быт. 3. 13). 511. Цитата из преподобного Симеона Нового Богослова, в Слове Никифора Монашествующего. Добротолюбие. Ч. 2. — Преподобный Макарий Великий. Слово 7, гл. 2. 512.  Покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас (Иак. 4. 7). 513. Ин. 8. 32. 514. В подлиннике сказано: «Аще кто мечтает высокая со мнением доспети». Здесь употреблено объяснительное выражение, чтобы отчетливее показать значение слова мнение. 515.  Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся (Откр. 3. 18–19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

490 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 5, 10, 3. Т. 1. С. 259. 491 «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься»: 492 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XL, 6, 405. С. 487. 493 Сергиев (Кронштадтский) И.И., прот. Начало и конец нашего земного мира. С. 333. 494 «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий»: 495 Быт.19:14—23 (см. выше прим. 700 к Песни 2). 496 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XL, 6, 404. С. 486—487. 497 Ксанфопулы, 73; 98/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 491, 456. 498 Исаак Сирин. Беседа 30, 3, 13. 499 Ксанфопулы, 93/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 486. 500 Григории Синаит. Главы о безмолвии и о дву образех, 7; 11/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 224, 228; Он же. О безмолвии, 5/Там же. С. 236; Ксанфопулы. 94/Там же. С. 487. 501 Нил Синаит. Разные главы. С. 367. 502 Петр Дамаскин, II, 8/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 200. 503 «Безчинна суть вся бесовская» (Петр Дамаскин, I/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 168). 504 Евагрий. От трезвенных глав, 5/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 523. 505 О Авве Филимоне/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 584; Петр Дамаскин, I/Там же. С. 95, 108 — со ссылкой на святого Максима; Ксанфопулы, 15/Там же. Т. 1. С. 375; Григорий Синаит. Главы о безмолвии и о дву образех, 7; 11/Там же. С. 224, 228. 506 Макарий Египетский, 62, 1; 1, 10, 2; Исаак Сирин. Слово 14. С. 59. Ср.: «Если же для милостыни пожелаешь больше заняться делом, то знай, что молитва в чине своем выше милостыни, а если ради телесных потребностей, то, если ты не ненасытен, к удовлетворению нужд твоих достаточно с тебя и того, чем наделяет тебя Бог» (Исаак Сирин. Слово 30. С. 138—139; ср.: Антоний Великий, 88/Добротолюбие славянское. Т. 1, 28). Если же монах не может, трудясь, отвлечься от излишних попечений, то лучше ему передать попечение о себе тем, кто на это уполномочен, как сделал это, например, авва Филимон, «попечение о себе предавше строителю Лавры» (О Авве Филимоне/Там же. Т. 2. С. 581), а лучше всего — возложить его на Господа (Петр Дамаскин, II, 5/Там же. С. 189).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

4,1 Итак, со всем усердием, и со всем подвигом, и трудом, и сознанием, и душевным напряжением будем стараться достичь сего, старательно возделывая свое сердце и всегда внимательно следя за уловками, и злодействиями, и западнями злого духа греха. 4,2 Потому что, как Дух Святой глаголал через Павла: «Для всех я сделался всем, чтобы всех приобрести» 5618 , – так и зло, подражающее всему, старается быть всем для того, чтобы всех погубить: с молящимися 5619 прикидывается молящимся, чтобы под предлогом молитвы обольстить кого неведением и самомнением; с постящимися он постится, чтобы обольстить человека гордыней пощения; со знатоками Писаний он поступает совершенно так же, чтобы, совратив их надменным знанием, поймать в свою западню; для удостоившихся быть в откровении света он притворствует, являя и себя им как бы в подобном свете: ведь и «сатана принимает вид Ангела света» 5620 , чтобы, обольстив подобием света, удержать их за собой; подобным же образом он и прочим уподобляется, чтобы путем подобных вещей и благовидного основания погубить душу [человека]. 4,3 Коварно и грозно он подходит к каждому, подражая всему прекрасному, дабы возмочь, будучи неузнанным, похитить человека к своей воле. [Но мы, как говорит апостол], «ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия» 5621 . Вот на что дерзает он и надмевается, желая похитить даже уже имеющих Бога в познании истины 5622 . Следовательно, «всяким хранением должно блюсти сердце свое» 5623 и просить у Бога большого благоразумия, чтобы Он дал нам познать ловушки и ухищрения зла, дабы лукавый, своими злоухищрениями, не приобрел нас для себя. 4,4 Итак, каждому из нас подобает трудиться, и подвизаться со всем благоразумием и трезвением, и очищать ум и помыслы, потому что нет большего, или более важного, или более достойного дела, чем работать над своею душою и управлять свое желание по Bone Божией. Это единственное – великое и почетное пред [очами] Божиими дело; как говорит Господь: «Старайтесь не о пище тленной, – 5624 – но о пище, пребывающей в жизнь вечную» 5625 ; и еще говорит [Писание]: «Исповедание и великолепие – дело Его» 5626 . Потому что, когда человек соделает свое сердце таковым, Бог дает ему свыше небесное делание в душе – вечное дело жизни Божества Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010