1,8 Душа, услышавшая слово Божие и соуслаждаемая с Богом, да воздвигнет себя и да пробудится к любви вожделенного Господа, и да возгорится в любовь Жениха. Как огонь, щедро разжигаемый дровами, увеличивает пламя, да возжелает и она наконец удостоиться неизреченного явления и до смерти да подвизается, чтобы, победив, получить вечную жизнь по предшественнику нашему, Христу, даже до смерти предавшему Себя за нас. Потому что Господь стал всем указанием, чтобы как Он посредством бесславия, и бесчестия, и последней смерти победил врага, так и мы, живя в страданиях, смирении и бесславии и вплоть до смерти 3310 презревшие стыд, смогли победить диавола, и получить жизнь, и стяжать многоценный жемчуг, Он же есть Христос, по сказанному: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» 3311 . 1,9 Смертию победим смерть, не сочетаясь со злом, не падая помыслами. Ведь постыдно, что купцы переплывают такие пучины и презирают смертельные опасности ради возрастания и прибавления богатства, а мы – стремясь «держаться вечной жизни» 3312 , желая стяжать нетленный свет самого лучшего жемчуга и вожделея купить на торгу истинное сокровище – не презираем временной смерти, то есть наслаждений. 1,10 Итак, прошу вас, братья, презирать смерть, и за ничто считать свою душу, и до смерти стать подражателями Господа 3313 , бывшего во всем нам образом и примером и смертию победившего смерть. 2,1 Ибо в Законе Моисей, добрый угодник Божий, таинственно, «образом и тенью» 3314 намекая на смерть Господа, повелел приносить в жертву телицу «вне стана» 3315 в пустынном месте во оставление грехов, и ее пепел и окропляемая кровь освящала весь народ и священников, и богослужебные сосуды, и самую Книгу и скинию. Как и апостол, беседуя с евреями, разъяснил истинное изображение таинства: «Ибо если кровь тельцов, – пишет он, – и козлов и пепел телицы через окропление освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел для служения Богу живому и истинному» 3316 . 2,2 А то, что «вне стана» телица приносится в жертву в пустынной [местности], понимается двояко: или что – так как души пустынны и не имеют в себе гласа или пути Божия, но наполнены страшными колючками – Господь пострадал, чтобы очистить и примирить; или что души, исходящие из их отечеств и от родства и из страшного содружества злых духов тьмы, в коих они пребывали и жили, должны изойти силою Господа и удалиться в чистую землю жизни, где нет голосов злобы и крика злых духов и толпы нечистых бесов. Неподъяремной же была телица, потому что ярма греха и рабства Господь не понес, но умер за нас. И мы сможем превзойти [их], шествуя путем Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

1,9 II, 16, 5 Бог неописуем 5071 и непостижим, являет Себя всюду: и на горах, и в море, и внизу бездны, – не переходя с одного места на другое, подобно как ангел, сходящий с неба 5072 , есть на земле, а на небе его нет. Бог же повсюду: и наверху, так что Святые Силы причастны Ему, и здесь, на земле, и всякое творение и создание содержится дланью Его, [тогда как] Сам Он невместим [никакой тварью] 5073 . 1,10 Но спросишь: «Как может Бог быть 5074 во тьме, или в сатане, или в местах, где есть зловоние?» Отвечаю тебе и я, что Бог, будучи бесстрастным, все объемлет, потому что неописуем, [так что] и сатана, являясь тварью, удерживается и связуется Им, и [в то же время] благое не оскверняется и не омрачается. А если ты отрицаешь, что Он объемлет все: и геенну, и сатану – то делаешь Его описуемым 5075 , чтобы мы стали тогда искать иного [бога], который выше Его. Стало быть, необходимо, чтобы Бог был повсюду и [при этом] тайны Божества и тонкость, в Нем содержащиеся, не были объяты тьмой 5076 . Ведь зло не может быть причастным чистоте, даже если [Бог] и находится в нем. Посему для Бога нет никакого самостоятельного зла, потому что не терпит Он никакого вреда. 1,11 II, 16, 6 Но для нас есть зло, потому что оно живет и действует в сердце, подбрасывая лукавые и нечистые помыслы и не позволяя чисто молиться, но пленяя ум в веке сем. Оно облеклось в души, коснулось и самой сердцевины костей. 2,1 Как в воздухе бывает сатана, и Бог, присутствуя там, нимало не терпит вреда – так и в душе есть грех, а равно соприсутствует, нимало не стесняясь, и Божия благодать. 2, Как раб, если он близ господина своего, во все то время, пока близ его, бывает под страхом и без него ничего не делает – так и мы должны подвергать и обнаруживать помыслы свои пред Владыкою нашим Христом-Сердцеведцем 5077 , находимся ли мы в злых [обстояниях] или в упокоении 5078 , и на Него иметь надежду и упование, потому что Он – богатство мое, Он – отец мой, Он – слава моя. 2,3 Посему всегда должен ты иметь в совести попечение и страх. А если кто не имеет еще насажденной и утвержденной в себе Божией благодати, чтобы день и ночь была она как бы естественно прилеплена к душе, ежечасно руководя ей и направляя и пленяя 5079 к добру, так чтобы иметь попечение, болезнование и страх как [нечто] естественное и неизменное, – то должен иметь [по крайней мере] всегда утвержденное [в себе] сокрушение сердца 5080 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

1 . Господь наш Иисус Христос Сам – основание ( 1Кор. 3:11 ) и Сам – исполнение, краеугольный камень ( Еф. 2:20 ). Ибо от земли и от неба Господь: пришел с неба, будучи Богом, и принял человека от земли и слился с человеком. Вот, Он от неба и Он же от земли; вот, Он основание и Он же краеугольный камень. Так Он благоволил совершить, и сущим от земли дал Дух Святой с неба, чтобы вышних и нижних сделать единой Церковью, сливши Божество с человечеством. Поэтому, когда услышишь об основании, подразумевай Господа; Им как основанием положена мера, и надстраиваемые камни должны быть соразмерны основанию, чтобы постройка была сложена по единому составу: ни окороченные здесь не могут подойти, ни слишком длинные, но прилаживаются равные мере основания. Так и Христос, будучи истинным основанием и краеугольным камнем, в ту же меру совершенства Христова призвал прийти всех людей. Об этом говорит Апостол: Доколе все придем в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова ( Еф. 4:13 ); и еще: Чтобы представить всякого человека совершенным во Христе ( Кол. 1:28 ); и опять: Чтобы вам исполниться всею полнотою Христовой ( Еф. 3:19 ), В эту-то меру призвал Христос прийти род человеческий, в этом строении пригласил соединиться в одну меру с основанием, которое есть Сам Господь, – Слава величию Его. Весь мир предался видимому служению, но у рабов Божиих – незримое служение в тайне, неведомое людям. Как ангельская природа, будучи невидимой, служит в видимом мире невидимому Богу, так и душа, будучи духом, невидимо служит Богу невидимому. И сатана, будучи духом, тоже скрыто воинствует в глубине сердца. Совершающие ныне духовную работу, по апостолу, не против крови и плоти имеют брань, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы ( Еф. 6:12 ). Вот сила Божества: будучи незримой, она сотворила видимый мир. И подобным образом душа, будучи незримой, создала мир невидимый. Равно и лукавый неявной силой пленяет человека в видимое служение беззаконию. 2. ВОПРОС. Что значит, что диавол на вопрос: Откуда ты пришел?, ответил: Я ходил по земле, и обошел ее ( Иов.1:7 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

1 . Пристало и мне сказать вместе с пророком Исаией, что терпел я, как рождающая, пока не иссушу их и не погублю ( Ис. 42:14–15 ). В самом деле, если знаешь сам себя, что изливается в тебе источник Святого Духа, это знамение того, что враги иссушены и погибли. Как говорит наш Спаситель, Царствие небесное не здесь или там, но внутри вас есть ( Лк. 17:21 ). Опять же и Апостол говорит: Царствие Божие не в слове, а в силе ( 1Кор. 4:20 ; Мк. 9:1 ). Ибо есть люди, которые глаголют о делах Царства, но не творят их; и есть иные творящие дела Царства, но не говорящие ни скрыто, ни в известности. Но те, в которых сбылось слово Спасителя, что Царство Божие внутри вас, малочисленны и редкостны и трудно их найти; в них вошел Святой Дух Божий и исполнилось слово евангелиста Иоанна, что уверовавшим в имя Его Он дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, не от хотения мужа, но от Бога родились ( Ин. 1:12–13 ). Таковы те, кто избавляется от горького осуждения, исшедшего на Адама: Проклята земля из-за дел твоих ( Быт. 3:17 ); таковы те, кто достигает радости, какой достигла Мария: Дух святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя ( Лк. 1:35 ). Как горе сошло на Еву и на семя ее даже доныне, так, напротив, радость даже доныне дарована Марии с семенем ее. И как мы были некогда сынами Евы и знали по своим постыдным помыслам, что на нас лежит проклятье, так, напротив, мы должны узнать в самих себе, что мы рождены от Бога, по действию в нас помышлений Святого Духа и страстей Христовых, если Он воистину пребывает в теле нашем, как у Апостола написано: испытывайте самих себя, в вас ли Христос; или не ведаете, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть ( 2Кор. 13:5 ). Действительно, когда мы носили образ перстного ( 1Кор. 15:49 ), то знали, что мы чада земли по низменности материи вселившихся в нас земных помышлений, то есть страстей. Несущие же образ небесного знают о себе, что они сыны небесного, по действованию Святого Духа Божия, живущего в них ( Рим. 8:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

1 . Словопрения и самонадеянное знание доставляют не столько прибыли душе, сколько расслабления и вреда, и овладевшие этими предметами подобны человеку, который вместо хлеба ест никакого вкуса не имеющее и силы телу не придающее сено, или нарисованному на стене человеку, который все подобие членов сохраняет, но не ходит и не шевелится. Все ереси изначально отсюда возникли: люди не поверили Апостолу, говорящему: О, бездна богатства ( Рим. 11:33 ), и, пожелав уловить мудрость Божию рассуждением, заблудились. О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? ( Рим. 11:33–34 ). Ни ищущие точного понятия Бога через науки найти Его не могут, ни многознающие наставники, называющие себя способными к истолкованию Божественных тайн, достоверно что-либо сказать или постичь не в силах, но истина превосходит равно всех учащихся и учащих, и потеряли самих себя те и другие, блуждая. Ибо если скажет тебе наставник, что Бог есть огонь, ты обнаружишь, что Он обратился в воду жизни ( Апок. 22:17 ). Если скажет тебе, что у Него вид и облик Царя, найдешь, что Он являет Себя тенью, а кому-то – нищим, и одному – Богом, другому – смиренным человеком. Если ищешь Его на небесах, Он оказывается на земле; если ищешь на земле, на небеса переносится. И опять же для одних Он по Своему премудрому замыслу оказывается тяжестью, для других – облегчением ( 2Кор. 8:13 ). Так что надо удерживаться от многословия и суесловия, этим никто ничего не добьется. Само природно присуще каждому из нас знание осуждает нас, если мы не принимаем слово Божие. 2 . Итак, оставив суесловие, будем искать, как может человек прийти и приблизиться к Богу и научиться от Него и принять нечто чуждое веку сему в свое сердце; и доверимся сказавшему: Никто из человеков не знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем. Но если даже сочувствующий тебе человек твою думу знать или постичь не может, то откуда смертные люди возьмут силу вникнуть в Божию думу? Никто из людей и не знает Божьего, кроме Духа Божия, который в нем; однако мы приняли не духа мира сего, а Духа об Бога, чтобы познать благодатно дарованное нам от Бога; что и возвещаем ( 1Кор. 2:11–13 ). Будем же искать Господа, и Он Сам поведет нас и научит, и мы сможем познать тайны Божии – насколько человеку познать возможно, не насколько есть в Боге. Наше дело – понять, как рождается человек от Духа ( Ин. 3:5 ), как надо противостоять духу злобы и научиться находить помощь от Господа и воинствовать с противоборствующим. Ибо Господь радуется незапятнанной душе человеческой и восхищает в свое Царство тех, кто в благоговении и непорочности приступает к Нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

24 I, 62, 23 Хорошо всегда бояться Господа и ни в чем не доверять себе, чтобы не случилось кому несчастным образом пойти ко дну, потому что человек может полагать, что он поступает хорошо, а на самом деле не так, как он считает. Ибо «есть путь, который кажется прямым у мужа, однако конец [пути] достигает глубин ада» 3536 . I, 62, 24 Пусть лучше он всегда призывает Бога, дабы Он Сам стал его Путеводителем, и Путем, и Умом, и Рассуждением, и Истолкователем; до тех же пор, пока [человек] не нашел в себе Христа, пусть никоим образом не доверяет себе. I, 62, 25 Как тот, кто окажется в опасности корабле[крушения] и возьмет нечто из корабельной снасти, чтобы спастись, и не заботится о том, что на корабле, из-за страха перед морем – так и христианин должен, имея в виду Бога, всегда бояться и не быть легкомысленным. I, 62, 26 Желающий спастись пусть подвизается [в том], что желает Бог. Сие есть воля Божия – любить Бога и принуждать себя любить и ближнего. I, 62, 27 Пусть он будет смиренным пред Богом и людьми, всегда внимая сердцу и противостоя дурным помыслам. И когда кто внимает там, всегда подобает таковому быть и в боязни, и полным любви и смирения, и заботится он, как угодить Господу и сражаться с ветхим человеком 3537 . I, 62, 28 Легкомысленный же имеет гибнущее 3538 сердце, и стойт он в ветхости, и не начал еще подвизаться, и не умеет воевать. I, 62, 29 Итак, хорошо всегда быть в страхе и искать вразумление и помощь от Господа, чтобы возмочь кому спастись при помощи Господа. 25 Есть «источник из дома Господнего» 3539 , согласно пророку, и над ним деревья, листья которых не вянут и благовоние не иссякает. Заключенное [здесь] таинственное [значение] вкратце таково. Источник живой из дома Господнего есть Господь, бывающий в сердце твоем живым источником. Ведь Он говорил самарянке: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, 3540 , сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» 3541 . Видишь, что есть источник живой, оживотворяющий сердце? Деревья, стоящие над ним, – праведники, насажденные и орошаемые [там], плодоносящие и испускающие благоухание. И снова говорит Он: «Реки из чрева его потекут» 3542 . Значит, праведники слывут реками.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

2,1 II, 11, 5 Например, был бы некий царь, и обладал имуществом, и имел под своим началом слуг, повинующихся ему, и, вот, приключилось бы ему быть захваченным врагами и отведенным в плен; поскольку же он оказался захваченным и изгнанным, то необходимо и слугам и подчиненным его следовать за ним. Так и Адам был создан Богом чистым для служения Ему, и тварь сия была дана ему для его служения, потому что он был поставлен господином и царем над всею тварью. Но после того, как лукавое слово приблизилось к нему и возбеседовало с ним, а сам он прежде сего восприял его чрез внешний слух, затем оно вошло в его сердце и захватило все его существо, и таким образом, когда он оказался уже захваченным в плен, тогда вместе с ним была захвачена и служащая и повинующаяся ему тварь. 2,2 Поэтому чрез него над всякой душою «воцарилась смерть» 5526 ; в результате его преступления, она изгладила весь Адамов образ, так что люди отклонились [от Бога] и стали поклоняться демонам: вот, плоды земли, прекрасно созданные Богом, – хлеб, вино и елей, – и животных стали приносить они бесам на их жертвенниках; да и не только это, но и своих сыновей и дочерей они приносили в жертву бесам. 2,3 II, 11, 6 Ныне же Сам создавший тело и душу, Сам приходит и разрушает всякое местопребывание лукавого и все дела его 5527 , совершаемые в помыслах [человека], и обновляет, и воссоздает небесный образ 5528 в человеке, и создает новую душу, так чтобы Адам снова был царем над смертью и господином над тварью. 2,4 Как в законной сени 5529 Моисей был назван «спасителем Израиля» 5530 и вывел его из Египта, так и ныне истинный Искупитель – Христос – входит в самые тайники души и выводит ее из мрачного Египта, освобождая ее от тягчайшего ига и горького рабства. И Он поручает нам выйти из 5531 , быть нищими в отношении всех видимых вещей и не иметь земной заботы, но день и ночь бдеть у дверей и ожидать, когда Господь, отворив заключенные сердца, излиет в нас дар Духа. 2,5 II, 11, 7 Он говорит, чтобы мы отвергли золото, серебро и родственные узы, продали имущество и раздали бедным 5532 и воссокровиществовали его на небесах, «ибо где сокровище твое – там будет и сердце твое» 5533 . Господь видел 5534 , что этим изнутри сатана одерживает верх над помыслом, принуждая поникать долу к заботе о материальных и земных вещах. Поэтому Бог, заботясь о твоей душе, говорит тебе отречься [от этого], чтобы ты хотя бы поневоле искал небо и обращал сердце свое к Богу, так что если бы ты и захотел опять вернуться к твоему имуществу, то нашел бы себя не обладающим ничем из видимого и волей-неволей был бы принужден взирать туда, где ты собрал его и отложил в сокровищницу, то есть на небо, «ибо где сокровище, там будет и сердце твое» 5535 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

2,1 Ηο и вы, возлюбленные братья, если пребудете ныне в слове истины, нищете, смиренномудрии и всех добродетелях заповедей, днем и ночью стуча в духовную дверь 3897 небесного Царя, и оттуда взыскуя все блага, ни в чем не будете нуждаться, но Господь дарует вам щедро все, что ищете 3898 . 2,2 Если стоящие пред дверью земного царя и с долготерпеливым выжиданием ищущие даров или [исполнения] каких других прошений не лишаются того, к чему стремятся, то таким же образом сколь более мы, стоя у двери небесного благоутробного и истинного Царя, в полноте взыскуя у Него со всяким долготерпением и выдержкой, с верой и надеждой небесные дарования Духа, получим предметы наших просьб. 2,3 Как и Господь заповедал, говоря: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» 3899 , и чуть ниже добавляет: «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» 3900 , и снова: «Оставивший отца, или мать, или братьев, или сестер Меня ради, получит во сто крат в веке сем и наследует жизнь вечную» 3901 . 2,4 Итак, Небесный Царь (ибо Он истинный [царь]) дает наследства только тому, кто в любви, и терпении, и истине ищет Его. Ведь Он Сам побуждает каждого, говоря: «Я истинный врач. Если у кого нет зрения, пусть он попросит 3902 у Меня и получит блаженные очи, зрящие Мою славу, кои, прозрев, более не омрачатся. 2,5 Если у кого глух внутренний человек, пусть попросит, и откроются уши его, кои, отверзшись, более не будут неслышащими во веки. Если кто хром, да попросит у Меня духовные ноги, идущие в землю живых. Если у кого нет оружия, пусть взыщет от Меня, чтобы, облачившись в него, не быть поруганным врагами. И всё, что кто-либо попросит у Меня, Я даю. Ибо всего у Меня довольно, и нет у Меня никакого недостатка». 2,6 Стало быть, всегда стоя у царской двери и прося духовных даров, вы не лишитесь ничего из того, в чем нуждаетесь, и все создания радуются с вами и веселятся небесные и земные, когда вы прилепляетесь к Владыке и Отцу и стремитесь лишь творить Его волю.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

2,1 Итак, души, подвизающиеся с таким сознанием, пребывшие в такой надежде, всякие скорби по надежде на Господа 5860 крепко держащиеся, не постыдятся, 5861 : они обретены испытанными в искушениях, по реченному: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» и следующее 5862 ; и еще: «От скорби происходит терпение, от терпения – опытность, от опытности – надежда, 5863 » 5864 ; и Господь [говорит]: «Терпением вашим спасайте души ваши» 5865 . И еще: «Претерпевший до конца спасется» 5866 . Таким образом, скорби, наносимые людям лукавым 5867 , если они их доблестно переносят с надеждой [на Бога] и великодушием 5868 , служат им в опору и утверждение и делают их еще более испытанными. 2,2 Ты только подумай: если бы тебя поставили единственным царем всей земли, и тебе единому принесли сокровища всей вселенной, и если ты единый воцарился и возобладал над вселенной с тех пор как был создан человеческий род и до скончания века, но, вот, за это тебе пришлось бы обменять Царство Небесное, то есть царство не имеющее ни конца, ни преемства, на жизнь не истинную, не вечную и не нескончаемую? 2,3 Несомненно, что если ты правильно обсудишь [дело], ты скажешь: «Да не будет, чтобы я обменял нетленное и нескончаемое Царство на тленное царство». Как и Господь сказал: «Какая польза человеку, если он приобретет весь а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» 5869 . И, таким образом, единая душа драгоценнее и славнее всего и царства его, и денег, и славы, не только по той причине, что Царство Небесное ценнее [всего этого], но и вследствие того, что Бог ни с одним из Своих творений не соблаговолил, чрез 5870 Духа, соединить Свое естество и истощить 5871 [его]: ни с небом, ни с солнцем, ни с луной, ни со звездами, ни с морем, ни с землей, ни с какой иной из видимых тварей, – как только с человеком, любящим Его сверх всего. 2,4 Итак, если великие вещи сего как богатство и самое все земное царство, здраво рассудив, мы не выбираем в обмен на вечное и небесное Царство, то почему же многие из нас обменивают его на жалкие и ничтожные вещи, как например – на стремление к чему-то в или на пустую славу, или на бесчестную наживу?! Потому что любимое человеком в веке сем и то и тленное, к чему он как-то привязывается, это и есть то, на что обменивается Царство Небесное: ибо то, что человек любит, то и становится его богом, как сказано: «Кто кем побежден, тот тому и раб» 5872 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

2,1 Просвещение благодати является не только откровением мыслей знания, но и подлинно вечным озарением ипостасного Света в душах, как и написано: «[Бог повелел] из тьмы воссиять свету, который озарил наши сердца, дабы просветить [нас] познанием славы Христа» 5796 , – и еще: «Просвети очи мои, да не усну я сном смертным» 5797 , то есть, да не покроется душа моя, покидая тело, покровом злой смерти. И [еще написано]: «Открой очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего» 5798 . И: «Пошли Твой свет и истину Твою, да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твоя» 5799 . И: «Знаменовался на нас свет лица Твоего, Господи. Дал веселие в сердце моем» 5800 , – этим он представляет 5801 и самое последствие цели. 2,2 И «осиявший» блаженного апостола Павла в пути «свет» Духа, паче солнца небесного 5802 , которым он удостоился благодати, не был просвещением мыслей и знания, но ипостасным озарением души силою духовного света и ипостасным откровением небесных таин, – так что плотские глаза его, не выдержав избытка сияния, ослепли от света, коим и всякое знание открывается, и Бог поистине познается душой. Потому что «каков перстный, таковы и перстные, и каков небесный, таковы и небесные» 5803 , то есть рожденные свыше от Духа 5804 и сами по причине великого преуспеяния в благодати удостоившиеся стать духом, как и сказано: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» 5805 , – и еще: «Которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» 5806 . 2,3 Ибо небесный образ Духа, соединившись с достойной и верной душою, соделывает ее небесной и духовной согласно Его святой благодати, поскольку «как мы носим образ перстного, будем носить и образ небесного» 5807 ; «образ» же «небесного» это – Христос, носимый в святых душах. Апостол так и говорит: «Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» 5808 . 2,4 Потому что всякая душа, которая – благодаря вере и усердию во всякой добродетели – удостоилась в силе и полноте 5809 облечься [уже] здесь совершенным образом во Христа и соединилась с небесным светом нетленного Образа, всегда удостаивается воспринимать сущностное знание небесных таин, и в день воскресения [из мертвых], по тому же небесному образу славы, и тело, сопрославленное вместе с душою, и восхищенное Духом на небо, по написанному: «В сретение Господу на воздухе» 5810 , и удостоившееся стать «сообразным телу славы Его» 5811 , будет вместе с душою во веки царствовать с Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010