Были бо рода человеческого мучители, нечестивые воины, татары, турки и проч., которые были орудием Божиим к наказанию за грехи людские; они себя и не укоряли и не считали орудием Божиим, но, конечно, когда не принесли покаяния, то не избежат вечного наказания. От многих учений св. отцов укажу тебе только одно: главу аввы Дорофея о назидании добродетелей на 92-ом листе. Прочти, и сего довлеет. – И. Макарий. 276 Приятно чувства утешительные иметь; но опасно, как бы не увлечься в обольщение и в мнение о себе; враг не дремлет влагать мысли гордые; надобно блюсти сердце от высокоумия. В то время, конечно, видим свою худость и недостоинство, а после и представится обнадеживание на оные чувства. Пока не стяжем истинного смиреномудрия, то в беде есмы; да мы еще не очистились плачем страха от страстей; как же смеем мечтать о слезах любви? Бога ради остерегайся! Усладившее тебя слово о девстве, что девы поют песнь новую Агнцу, да будет тебе поощрением к сохранению своего девства и телом и духом; но не забывай и притчи о десяти девах; потщимся стяжать елей милосердия, любви и смирения в сердце своем, подражая мудрым девам. Пресвятая Дева Богородица, еще до воплощения Сына Божия, воспела песнь: «яко призре на смирение рабы Своея.» Это пели нынче у нас в обедни; да и всякий день поют на утрени. Мне пришло на мысль еще тебе написать, и себе напомнить, сколько нужно нам грешным смирения, чтобы получить милость Божию, когда Честнейшая Херувим, и Славнейшая без сравнения Серафим была так смиренна: то нам, грешным, что остается делать без смирения? и потому будем учится от случаев сему художеству, а не одними словами. Ты ищешь спасения, этому верю; взыскуй же и смирения, без него нельзя спастися; а как его искать? к исканию нужно и дело. Вы желаете каждая иметь себя последнейшею и худшею сестры, старайтесь и подчинить себя каждая одна другой, а не уязвляться, что она берет надо мною верх. Враг противное смирению предлагает и возмущает, а вы низлагайте его смирением, – и недалеко от вас будет милость Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Нельзя, чтобы не узнал кто о сем, когда вы поднимали образа, и служили молебен. Писать скитский патерик да благословить тебе Господь для душевной твоей пользы, и других, читать имущих: во время письма, советую не налегать грудью на стол, а держать себя подале от оного, дабы не болела грудь; это на опыте дознано. Спрашиваешь, как быть тебе, когда потребуют тебя к себе по случаю болезни маменьки? Отдайся на волю....; мне кажется, можно их утешить, побывать, но на короткое время, и долго там не забариваться. Они не понимают образа жизни духовной, думают, что все равно и там можно молиться и проч., но ты теперь отчасти искусила ту и другую жизнь; верно нашла, что тут истинное училище, и не можно обольститься мнимыми добродетелями, а тотчас покажут, как далеко еще отстоим от настоящей жизни. А там похвала людей и бесов, и свое мнение подавало бы еще руку к мнимому доброделанию; но ежели бы ты еще пожила дома, то немудрено попасться и в дом умалишенных. Неоторые из мирских называют таковых: «зачитался», а надобно сказать: «впал в прелесть». Ежели ж тебе не поехать к ним, то и к нам нельзя, они узнавши вознегодуют на тебя; а ты не понесешь. В прежнем твоем письме упоминаешь не раз о самолюбии своем и будто уважаешь оное, красуешься им, как некою утварью. Надобно ею истреблять из себя всеми мерами, оно-то причиною есть всех наших зол и пороков. Мирские люди еще считают оное добродетелью и благородством; и это по неведенью, или от помрачения страстей; а нам надобно во всём противиться ему смирением и самоотвержением. Когда сердце тронется при обличении – знак, что оно заражено болезнью, смотри Симеона Нового Богослова 31 главу, и 29 и 30; а св. Лествичник пишет: правильное или неправильное обличение отвергши, своего спасения отвергся. Помаленьку начинай, себе не доверяй, на свой разум не полагайся, воли своей отвергайся, и Господь даст тебе истинный разум; чего я тебе есмь усердный желатель, многогрешный Иеромонах Макарий. Родители твои отпустили детей в дальнюю сторону, для снискания земной славы и чести, и не думают о возврате их к себе; а ты пошла искать горнего, они тебя упрекают за оставление, о чем я много раз к ним писал; теперь не буду.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Понимаешь ли, что эти смущения находят тебе от врага, чтобы смутить тебя и лишить мира и спокойствия. Я же тебе паки подтверждаю тоже, что ты невинна, а не так, как тебе представляется твоя вина. Что ты сделала? Открыла мне то, что тебя тяготило, и в чем не имела развязки. Будь же теперь мирна и спокойна, я тебя молю и прошу. Потерпи приражение помыслов и слов, вооружающихся на тебя; все перейдет. М. игуменья говорит тебе то же – что все перейдет, как же ты научишься терпению? Прибегай ко Господу без смущения, со смирением. Ежели б даже и точно была твоя вина, то неужели же нет покаяния? Согреших Господи, прости, и – Господь отымет прегрешения наша ( 2Цар.12, 13, 14 ). Ты и сама видишь, что тебя беспокоит твое самолюбие и что она с.... обращается мирнее; да все это пройдет, будет и с тобою мирна; а пока действуют первые порывы гнева и оскорбленного самолюбия, то ничем его не умиротворишь. А ты хотя и невинна, но все не забывай монашеского долга самоукорения и себя обвинения, оное не оскорбит тебя, а успокоит: самолюбие смущает, а смирение утешает. Опять повторю тебе: «укор крепку, а похвала раслабленну душу соделовает», слова Илии Экдика. (в 4 ч. Добротол.) Тебя укорят, и когда ты приготовлена самоукорением, то удобнее понесешь; а без оного тяжело бывает, ведь у всякого свой взгляд на вещи. С.... у вас мирно, слава Богу; дай Бог, чтобы и всегда было мирно; сестры и м. игуменья принимают в тебе участие, а я еще напишу к м. игуменьи, попрошу ее об вас. Будь здорова, мирна и покойна; да благословит тебя Господь, усердно желаю и молю, многогрешный И. Макарий. 18 мая 1848 года. 224 Случившееся с тобою потрясение и прочие твои смущения, о которых ты пишешь, происходят от самолюбия и гордости; да ты и сама так себя сознаешь, но не можешь противиться, за то и терпишь сокрушение костей твоих, – смущение. Невозможно же скоро прийти в совершенное смирение, а вся жизнь наша как бы электризуется различными случаями, потрясающими нас, и внутренними и внешними бранями и скорбями, дабы пришли мы во смирение, через всегдашнее себя зазрение и самоукорение.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Бог премилосердный посылает тебе болезнь телесную, более промышляя о спасении твоем душевном; и может быть, ты могла подпасть тяжким и сильным искушениям, тяжелее и самой болезни. К болезни же еще присовокупляется и тяжесть и мрак душевный: но потерпи Господа ради! верую, что сей твой скорбный и крестный путь приведет тебя к вечному блаженству. Недостойны бо страсти нынешняго времени к хотящей славе явитеся в нас. Пишет св. Апостол ( Рим.8:18 ). Помысли, добрая и сердобольная ваша м. игуменья имела ли отраду в жизни своей, быв пригвождена на кресте? Ты сама слыхала от неё, какую она ощущала тоску в предсмертном времени жизни её, а по кончине многие, ежели не все, убедились в её вечном блаженстве. – И ты удерживай себя от ропота при таковых посещениях; бывают же и отрадные минуты, которые служат надеждою будущего блаженства и утешением: но да не вознесемся, и паки, смирения ради, попускается страдать. Буди воля твоя Господи на нас! – Смерть не представляй себе в ужасном виде, но веруй, что она служит токмо переселением от времени в вечность; а время Господь положил во Своей власти. Хотя сам чужд смирения, но вам об оном предлагаю, желаю вашего успокоения: «селение бо и покой Духа Святого смиренномудрие есть» пишет св. Макарий. Ты неоднократно повторяла в сем письме находящий тебе помысел, что через пострижение сестры может нарушится ваш мир: ее будут лучше уважать, к ней относится и проч. Ты сама познаешь, что эти помыслы вражии, ничего не видя, нарушающие твой покой; а они от чего приемлют силу над тобою? понимаешь, что от гордости. Чем помог Господь тебе отразить сильное рвение на сестру? Самоукорением и откровением, и какое таинство сего действия? – в одну минуту из бури делается тишина. И в этом случае, когда припомнишь мои советы, хотя и грешным языком, но усердным сердцем вам говоренные и рукою писанные: обеим вкупе и каждой особо иметь себя последнейшей пред сестрою; когда будешь направлять помыслы к сему моему совету, то будь уверена, хотя бы она и возносилась над тобою, и все бы ее предпочитали тебе: ты была бы покойна и тверда, яко гора Сион ( Пс.124:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Письмо 188 Не пишу тебе на каждое твоё письмо потому, что не могу. Ты знаешь, сколько у меня дел, и притом вспомни преклонность моих лет, в которые человек и без болезни болен. Быть может, скоро и последние силы оставят меня, – но да будет во всём Его всесвятая воля. Какое у тебя грубое понятие о поминовении родителя твоего, будто не будет закалаться Агнец за душу твоего родителя в воскресенье. Ежедневно приносится и закалается Агнец Божий, вземляй грехи всего мира, и притом поминают всех усопших по имени, и вообще всех православных христиан; почему ж тебе кажется, что не будет закалаться Агнец за усопшую душу? Не знаю, что ты говоришь о заупокойной обедне; неужели же на заупокойной или заказной обедне будут поминать душу только одного твоего родителя? Нет, все тоже – всех поминают на проскомидии, а на ектении иногда поминают и одного и многих; но таинство состоит не в ектении, а в проскомидии и совершении таинств. Говеть Господь да благословит тебя. Воздержание имей, по силе, и обрати внимание на внутреннее делание: самоукорение, смирение, терпение, любовь; ближних не зазирай и не осуждай, свои грехи и немощи смотри. Рассмотри получше, что причиняет тебе скорбь? Твои страсти; а ты не хочешь им проявляться, говоришь: чувствую обиду; ищешь моего окормления; сколько ж я тебе писал и говорил, и отеческими книгами снабжал, которые бы тебя вели к истинному благу спасения. Ты пошла искать спасения, а сбиваешься с пути. Знаешь, что надобно повиноваться и отсекать свою волю, а хочешь, чтобы я повиновался тебе и отсекал бы свою волю. Если не будешь видеть своей немощи и не будешь себя укорять, то какая ж будет польза? Ты скорбишь, да не венчаешься. Мира, здравия и спасения тебе желаю. Многогрешный иеромонах Макарий. 18 марта 1858 года. Читать далее Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Сердечно мне жаль, что... подверглась болезням душевным и теперь врачуется сильным лекарством.... Вы же скорбяще, но не стужайте си, не малодушествуйте, входите в рассмотрение немощей свои, и теките во смирение. Сколько нас поучает св. Исаак Сирин пользе, происходящей от искушений, довольно о сём знаете, но к возбуждению себя и укреплению советую прочитать в его словах 5, 34, 35, 36, 37, 49, 57 и проч., и когда хотите – по указанию алфавитному. Не ужасайтесь скорбей – сего спасительного пути, их Бог посылает и укрепляет в них, мы вольных трудов не несем, то Бог невольными к Себе привлекает. Прочтите в Классах от 126 слова до конца. О немирстве вашем пишете, что «волной находит», тут-то надобно и остерегаться, беречься, страхом Божиим и смирением ограждать себя и к любви привлекаться. Очень жаль тебя, М. М., что ты крепко пострадала, старайся понуждать себя сколько можно к терпению и благодарению и покорности воле Божией. Этот невольный крест послан тебе от человеколюбивого Господа, да терпкими уязвлениями болезни плоти очистится душа и вечно будет наслаждаться блаженства. Кто знает, долго ли еще проживем? Да я слышу от многих отзывы, что в нынешние смутные времена блаженными считают отошедших отсюда в вечность, а паче еще в вере, в покаянии и в надежде на заслуги Спасителя нашего и на неизреченное Его милосердие, то и не должно бояться смерти, как будто уничтожающей наше бытие. Нет, мы смертью только совлекаемся брения и входим в духовную сферу, в область духа, о коем нам возвещает св. Писание ( Ин. 14, 2, 3 ). А ты, М. А., во время своей раздражительности старайся уничтожать себя и помнить мирное устроение, как оное всем сладко и приятно, яко дар Божий, и тем успокаивай болящую: при её немощах не умножай болезни её телесной и своей – душевной, вси есмы немощны и имеем нужду друг в друге, а что творим для ближнего, Бог приемлет на себя. Будьте здоровы, мирны и спокойны, встречайте пост благоговейно, провождайте душеспасительно. Остаюсь многогрешный иеромонах Макарий. 25 февраля 1856 года. Письмо 127

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Между тем к середине 1856 г. Зедергольм оказался в сложном положении: «Сердечно сожалею я о тебе, возлюбленное о Господе духовное мое чадо, что ты находишься в таком душевном расстройстве, чрез непостоянно устроенное твое жительство и неудачи или медленности в писании диссертации», – писал ему старец Макарий в феврале 1857 г. 37 Для решения своих насущных материальных проблем Зедергольм вновь определяется домашним учителем, теперь уже к Н.П. Киреевской. В том же году молодой ученый закончил перевод аввы Дорофея , впоследствии изданный Оптиной пустынью. Время творческих исканий Зедергольма совпало со сменой царствований. В сентябре 1856 г. обер-прокурором Св. Синода становится граф А. П. Толстой – талантливый администратор и благочестивый христианин, близкий к Оптиной пустыни. По совету Т.И. Филиппова обер-прокурор предлагает К. Зедергольму место чиновника особых поручений за обер-прокурорским столом. Предложение обер-прокурора вполне совпадало с желанием Зедергольма послужить Церкви и сразу же получило полное одобрение старца Макария. «На диссертацию же обратите внимание и, не изнуряя себя, занимайтесь ею без лености, имея в виду полезную службу Вашу у Графа Толстого», – писал он своему духовному сыну еще в октябре 1856 г. 38 Таким образом, когда к концу 1857 г. магистерская диссертация Зедергольма была закончена, православный немец уже не помышлял о ином месте служения и немедленно был принят на службу в синодальное ведомство 39 . Обер-прокуратура к середине 19 в. была уже достаточно разросшимся ведомством, фактически особым министерством, выполняющим две основные функции: подготовка всей документации для Святейшего Синода и обеспечение сношений Синода с императором и светскими ведомствами. Кроме того, обер-прокурор, как крупный чиновник, мог проводить церковно-государственную политику, естественно сообразуясь с мнением императора. А.П. Толстому важно было иметь вокруг себя единомышленников, тем более что в предыдущую эпоху при обер-прокуроре Н.А. Протасове чиновники обер-прокуратуры особой церковностью не отличались. К оптинцам Т.И. Филиппову и К. Зедергольму вскоре присоединился еще один видный чиновник обер-прокуратуры и почитатель старца Макария П.И. Соломон. Кроме того, сотрудниками обер-прокурора были также внук митрополита Филарета (Дроздова) Н.А. Сергиевский и брат архимандрита Леонида (Кавелина) Д.А. Кавелин. Таким образом, во времена А.П. Толстого обер-прокуратура находилась под благодатным покровом оптинских старцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Письмо 89 Три письма твоих получил, из коих, видя твои поступки, сердечно пожалел о тебе, что ты приняла на себя обязанность, совсем до тебя не касающуюся – сватовство; и вместо того, чтобы зазреть себя, ты думаешь, что сделала доброе дело; да ещё собираешься ехать на свадьбу, и за возбранение тебе в этом скорбишь на м. игуменью; с чем это сообразно – монахине ехать на свадьбу? Когда бы она отпустила тебя, то и на себя и на всю обитель нанесла бы большое бесчестие; после побывать – дело другое, в чём и она тебе не препятствует. Советую укорить себя за всё оное и что взялась не за своё дело. Опять подумай, хорошо ли ты сделала: сватала за иноверца? Не главное ли это благоденствие – единение духа в союзе мира по вере? Когда же разномыслие в вере, то может ли быть истинная дружба и любовь? Ты о том бы попеклась, чтобы он принял нашу религию: тогда можно бы и дать совет на оное. Недаром у маменьки твоей были чувства, противные сватовству: ты приписываешь чему-нибудь другому, а я полагаю, было предчувствие неблагонадёжное; но между тем ты торжествовала, что делаешь доброе дело, а ошиблась. Пишешь, что брат твой нашел средство показать тебя наследницею: верно он с кем-нибудь знающим советовался. Оставь это на их волю, он хочет сделать сие к твоему успокоению, не причинив другим никому зла. Ежели бы от перемены сей могло произойти кому-нибудь лишение чего или убытки, то надо бы противостать сему; а как никому не будет вреда, по выделу следующей части, а ты останешься в виду, то и будь спокойна; с твоей стороны никаких действий не будет, а сами они, как хотят, делают. Остаюсь желатель твоего здравия и спасения, многогрешный иеромонах Макарий. 19 июля 1849 года. Читать далее Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Он богат, и пребогат, и повелел искать прежде Царствия Божия и правды Его, то и (временная) вся нам приложатся ( Мф. 6, 33 ). Остаюсь желатель вашего здравия и спасения многогрешный и. Макарий. 1859 года. Письмо 178 3 ноября. Несколько отдохнув, желаю написать вам, М. А. и М. М., малые сии строки, но, занявшись с некоторыми, опять изнемог и чувствую расслабление, не могу много заниматься, ослабеваю. Пробежав паки письма ваши от 24 октября, ничего особенного не нахожу отвечать, обычное ваше дневное и ночное занятие, и в оном имеете время следить за собой в немощах и поползновениях, это приведет вас к познанию своих страстей и сопротивлению оным по отеческим учениям, которые вы читаете, и читайте. Слава Богу, что мир водворяется между вами, и сами видите, что где мир, там и все благо и спокойствие, совершенства трудно достигнуть, но смирение довершает недостатки наши, и в ближних оные носим. Спаси Господи М. М., что посетили вас на обратном пути, а по приезде в М. А.Г. встретила большую скорбь: имение их все описано, и все устранены от распоряжения, торговля их упала, остались несостоятельными на 5 000 000 сер. Вот как непрочно здешнее тленное богатство! И каково же это перенести, проживши почти век в чести, славе и богатстве, вдруг прийти в такое бесславие по всей Европе, не по одной М.? И после роскошной жизни в умеренную? Да подкрепит ее Господь перенести благодушно сию скорбь. 4 ноября. Получил письмо ваше от 28-го числа, описываете суетное время ваше ярморочное, но теперь уже оное миновалось, и вы успокоены, слава Богу, что вы мирны и спокойны, и впредь да благословит Господь вас на мирное устроение по всей келье вашей. Вот уже третий месяц, как вы возвратились из своего путешествия в обитель, и время невидимо летит, а особо в благотишной обители, в уютной келейке, в согласии и мире между собой, а где мир, там и Бог, и бысть в мире место Его ( Пс. 75, 3 ), как сказано в Писании. Мир всего дороже, дороже злата и серебра и камений многоценных, да сохранит Господь оный всегда с вами, и да ничтоже успеет враг с своими кознями, когда будете оружием смирения низлагать его.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Ты говоришь, о трудности в смертном положении; когда уже тетушка, бывши напутствована всеми таинствами, трудно умирала, то что сказать о прочих? Для нас это непостижимо; но можем понимать из писаний отеческих, что предсмертные труды и болезни служат к очищению содеянных в жизни грехов, вспомоществуемы св. таинствами. Но нельзя заключать так о всех вообще, ибо сказано: смерть грешников, люта ( Пс. 33:22 ), a все не надобно отчаиваться, стараться же примирить свою совесть покаянием и смирением, и надеждою на неизреченное милосердие Божие. О присоединении … к нашей Церкви все еще надобно надеяться; может быть вдруг в ней воссияет луч истинного света, и познает нужду в присоединении. Св. Апостол Павел, шел в Дамаск истязывать христиан, но сам на пути явлением Божиим получил просвещение истины. Много есть подобных случаев в истории Церкви. По соединению веры с тетушкою….. чувства твои, N N. стали еще ближе к ней и молитвенное сочувствие подает вам утешение: это и есть знамение правости нашей веры, Бог вас этим извещает. Да исполнит Господь желание покойной – спасти сестре ее. Испрашивая на все ваше семейство Божие благословение, остаюсь недостойный богомолец, многогрешный Иеромонах Макарий. Рака для мощей св. мучеников получена. Спаси Господи, молитвами их Господь ниспошлет вам Свою милость. 9 февраля 1860 года. 250 На прошедшей почте успел только несколько строк написать к тебе, почтеннейшая N N.? но и теперь не знаю, – возмогу-ль на все аккуратно отвечать; погода ненастная, метель, снег и ветер настоящего времени имеют влияние на бренный мой состав, и дух слабеет. Но я надеюсь, что если и не успею написать, ты не будешь считать, что я тягощусь писанием. Спрашиваешь об обязанности к воспринимаемым тобою взрослым крестникам, и принимать ли их вперед? Обязанность в том состоит, чтобы они были тверды в православном исповедании и не уклонялись от него, так было и в прежние времена, что не крестили без поручителей. При восприятии младенцев восприемники дают за них отрицания и обеты, потому что они сами не могут, a после их должно научить таинствам веры и заповедям, a взрослые сами делают отрицания и обеты. Нельзя и вперед отрицаться от воспринятия их, если нет к этому других благонадежных. Я так разумею, a может быть на это есть и правила, и другие больше знают.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010