мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 10. Соратники и сотаинники старцы Лев и Макарий (Иванов) Когда в Оптиной пустыни появился, уже как ее насельник, иеромонах Макарий, то, как говорится в житии старца Леонида, здесь стало «четыре духовных столпа, на которых главным образом созидалась и упрочивалась духовная жизнь оптинского братства. И замечательно, что все эти поистине святые мужи были совершенно различных характеров. Но, несмотря на эту разнохарактерность, они жили в таком союзе мира и искреннейшей любви христианской, что каждый из них готов был за другого и душу положить» (это были отцы Моисей, Антоний, Леонид и Макарий) 119 . Отцу Макарию было уже 45 лет, многие знали о его опытности и умудренности в духовной жизни и желали стать его духовными чадами. Но в первое время в скиту он жил, как и все братия: ходил к старцу Леониду на вечерние правила, пользовался общей трапезой, старался не выделяться ничем. Отец Леонид не мешал ему смиряться, но вскоре начал привлекать его к письмоводительской работе. В 1836 году отец Макарий указом Святейшего Синода был назначен духовником обители. Отец Леонид в ноябре 1835 года был перемещен из своей келии на пасеке в самый скит, а в феврале следующего года и в монастырь. Это последовало по распоряжению епархиального начальства для пресечения «беспорядочного» наплыва мирян обоего пола в монашескую келию на соблазн насельникам. Кто писал жалобы на отца Леонида – неважно, однако это были свои братия. Соблазнился и кое-кто из влиятельных мирян. «...Были и такие лица, – говорится в житии старца, – которые смешивали Таинство исповеди с духовным окормлением и потому с негодованием смотрели на то, что народ во множестве стекался к старцу-иноку за духовными советами... Это было тогда не только в Оптиной пустыни, но и во всей Калужской епархии, а может быть, и в целой России, еще новостию. А того, что в древности было в Церкви Христовой, многие не знали» 120 . Со стороны Калужского преосвященного Николая не было никакого неудовольствия на отца Леонида, но он желал «устранить поводы к неудовольствию между братиею и прекратить молву, распространившуюся в разных слоях общества, не понимавших духовной деятельности отца Леонида» 121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf Преподобный Макарий (20 ноября 1788 – 7/20 сентября 1860) Преподобный Макарий (в миру Михаил Николаевич Иванов) родился в семье орловских дворян. В 1810 г. Михаил отправился на богомолье в Площанскую пустынь и в мир уже не вернулся. В пустыни прп. Макарий был учеником старца Афанасия, ученика прп. Паисия (Величковского) , а позже сблизился с иеромонахом Леонидом (впоследствии оптинским старцем Львом). Послушание последнему продолжилось и в Оптиной пустыни, куда прп. Макарий перешел в 1834 г. В 1836 г. иеромонах Макарий был назначен братским духовником Оптиной. Семь лет прп. Макарий вместе со старцем Львом руководили духовной жизнью братии и множества мирян. При прп. Макарий широко развернулась издательская деятельность монастыря. Личность старца Макария содействовала обращению к Православию многих русских светских писателей и мыслителей. Насельники Оптиной называли период старчествования прп. Макария золотым веком обители по причине установившегося под влиянием старца внутреннего и внешнего строя жизни братства, напоминавшего одну родную духовную семью. Указание пути ко спасению Воля Божия видна в заповедях Его, которые мы и должны стараться исполнять при обращении с ближними, а в случае неисполнения и преступления приносить покаяние. Пред Богом приятнее грешник с покаянием, нежели праведник с гордостию. Если мы будем стараться очищать сердце свое от страстей.., то, по мере очищения, благодать Божия будет отверзать очи сердечные к видению света истинного: «Блажени чисти сердцем, яко тии Бога узрят» 8 , но тогда, когда и смирением усовершат себя, ибо смиренным открываются таинства. Не забывайте о смирении, которое нужно сопрягать со всяким добрым делом, без коего дела нам не принесут пользы, а паче повредят, что на многих видим исполнившимся. Хотя вы поститесь, хотя молитесь или милостыню даете, – опасайтесь мысли, что добро делаете, которую старается враг приносить, дабы все плоды погубить и душу отщетить от Бога. Духовная жизнь не в том только состоит, чтобы вкушать внутренние ее сладости и утешения, но в том более, чтобы терпеть благодушно лишение их и прочие скорби. От всех сих познается наша к Богу любовь, когда несем их благодушно; познавая свою немощь и нищету, смиряется от сих...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/optins...

От составителя Публикуемая в настоящем издании переписка К. Зедергольма и старца Макария Оптинского – уникальный памятник взаимоотношений духовника и духовного сына, а также ценный источник, характеризующий систему высшего управления Русской Церкви середины 19 в. Переписка также существенно дополняет сложившееся мнение о значении оптинского старчества в жизни России 19 в.: старцы не только просвещали русское общество, но и оказывали существенное влияние на деятельность высшего управления Русской Церкви. Оптина пустынь еще в 19 в. получила всероссийскую известность вследствие преемственно сменяющих друг друга в течение десятков лет великих оптинских старцев. Словно со страниц древних патериков сошли эти дивные угодники Божии, для того чтобы вести своих духовных чад ко спасению. Духовное преемство смиренных аскетов зиждилось на том, что каждый последующий старец был не только духовным сыном, но и сотаинником предыдущего. Старчество в Оптиной пустыни началось с прибытия в 1829 г. в Иоанно-Предтеченский скит 1 преподобного Льва (Наголкина) . Вслед за ним в скит переселился преподобный Макарий (Иванов) , по происхождению дворянин, до своего поступления в скит Оптиной пустыни подвизавшийся под руководством старца Афанасия (Захарова), ученика преподобного Паисия Величковского 2 . После кончины старца Льва в 1841 г. отец Макарий сделался его преемником, признанным старцем. К нему притекало множество людей из всех сословий, ищущих духовного совета и утешения. Некоторые из них делались духовными чадами преподобного подвижника. Духовным сыном старца стал и новообращенный из лютеранства русский немец Константин Зедергольм, который после окончания университета по благословению своего духовного отца занял должность чиновника по особым поручениям при обер-прокуроре Святейшего Синода 3 . В 1860 г. последовала блаженная кончина отца Макария, и его место занял самый известный старец Оптиной – преподобный Амвросий (Гренков) . К отцу Амвросию перешли духовные чада старца Макария и среди них К. Зедергольм, поступивший в 1862 г. в Иоанно-Предтеченский скит после выхода в отставку. В скиту Зедергольм принял монашество с именем Климент и подвизался под руководством старца Амвросия до своей кончины в 1878 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Преподобный Макарий (1788–1860) Старец Макарий (Иванов) поселился в Оптинском скиту в сорок шесть лет. В первые два года своего пребывания в скиту отец Макарий, находясь при старце Льве, помогал ему в обширной его переписке; в 1836 году определен духовником обители, а с 1 декабря 1839 года назначен скитоначальником. Преподобный Макарий был строителем скита, и при нем в скиту возводились многие строения. Скитская церковь , стоящая в средине остальных зданий, была предметом особенного попечения старца. Каждое украшение занимало в ней то, а не иное место по особой мысли старца и его личному указанию; и потому-то она с первого взгляда так и привлекала соединением благолепия с простотой. Даже росписи были сделаны по замыслу старца. Скит превратился в один огромный цветник, все скитские дорожки покрылись шпалерой цветов, начиная с низкорастущей, благоухающей резеды, до разноколерных красивых георгин. Внутренность скита еще основателем его, отцом Моисеем, обращена в плодовый сад. Усердием одного из ближних учеников старца сад этот не только поддержан, но приведен в наилучшее состояние. Урожай не продавался, и скитская братия имела за своей скромной трапезой «утешение» из плодов своего сада. В 1857 году при участии святителя Филарета Московского , уважавшего преподобного Макария, были утверждены особые штаты для скита. Келья старца Макария была всегда открыта для учеников. Предварясь Иисусовой молитвою, ученики могли войти к старцу в любое время. Старец даже беспокоился, не видя у себя долго тех, кто постоянно обращался к нему. По смерти преподобного Льва, на попечении отца Макария осталась вся духовная паства мирян почившего старца, и эта паства все расширялась. В последние годы жизни, удрученный усталостью, старец не раз выражал скорбь о том, что не должен и не может уклоняться от обуревавшего его огромного количества народа. И он нес с верой возложенный на него крест. Служение старца Макария совершалось посредством устных бесед и разговоров с приезжавшими для свидания с ним в Оптину, и переписки. На все это нужно было урывать время и без того заполненное иноческими и начальническими обязанностями.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Письма о духовной жизни В сборник вошли избранные письма преподобного оптинского старца Макария (Иванова) , адресованные мирским особам. В письмах содержатся ответы на самые распространенные вопросы духовной жизни – борьбы с грехом и стяжания христианских добродетелей, отношения к скорбям и болезням, проблемы воспитания детей и др. Советы старца, содержащиеся в письмах, актуальны и в наше время. «Святой отец для последних времен» 1 Преподобный Макарий, в миру Михаил Николаевич Иванов, родился 20 ноября 1788 года в сельце Железники Калужской губернии в небогатой дворянской семье. Семья отличалась искренним благочестием, христианским смирением и была известна благотворительностью. Прадед Михаила Николаевича был иноком Карачевского Николо-Одрина монастыря и проводил строгую постническую жизнь. А духовником семьи был настоятель Калужского Лаврентьевского монастыря архимандрит Феофан. После кончины матери семья Ивановых переехала в Карачев, где Михаил успешно окончил городское приходское училище. В 1802 году он поступил бухгалтером в Льговское уездное казначейство, в 1805 году получил место начальника стола счетной экспедиции в Казенной палате города Курска, но уже в 1806 году, после смерти отца, вышел в отставку и поселился в своем родовом сельце Щепятине в Орловской губернии. Несколько лет Михаил Николаевич прожил в сельском уединении, занимаясь чтением духовных книг. Между тем хозяйственные дела шли не очень хорошо: Михаил Николаевич, отличаясь необыкновенной добротой и тактом, не мог быть строгим и взыскательным хозяином. Богородицкая Площанская пустынь Осенью 1810 года он поехал на богомолье в Богородицкую Площанскую пустынь и уже более не возвращался в мир. Через месяц после поступления в обитель, 16 ноября 1810 года, Михаил Николаевич был определен в число послушников и 24 декабря пострижен в рясофор с именем Мелхиседека. Молодой инок ревностно исполнял монастырские послушания, хорошо изучил церковный устав. 7 марта 1815 года он был пострижен в мантию с именем Макария в честь преподобного Макария Великого , а через несколько дней, 12 марта, рукоположен в иеродиакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Глава 7. Старец иеросхимонах Макарий Иеросхимонах Макарий – старец Оптиной Пустыни, в миру Михаил Николаевич Иванов, из дворян Дмитровского уезда, Орловской губ., родился 20 ноября 1788 г. и скончался 7 сент. 1860 г. Он старчествовал в Оптиной Пустыни совместно со старцем Леонидом, в схиме Львом, а затем до самой смерти нес единолично великий и святой подвиг старчествования в обители. Начнем с описания первой встречи одного инока со старцем. Она происходила в ранней его юности, когда жаждал он монашеского жития. «В те времена скитский лес был гуще и величественнее, чем теперь, и, в вечном полусумраке его святой тайны Божьего девственного создания, догорающий день  быстро сменялся мраком ночи и ночная тень ложилась плотнее и гуще, чем на просторе обширного Оптинского монастырского двора. Красотой был в то время скитский лес, когда в благоговейном трепете подходил я со своим путеводителем к св. воротам, скрывавшим за собой, казалось мне, истинных небожителей, временно и только для назидания, сшедших с горнего неба на грешную землю. Вспомнил я по дороге, что о. Герасим, прощаясь со мной в Сергиевой Лавре, сказал мне: «А ты постарайся найти, как придешь в Оптину, в скиту двух рясофорных монахов, отца с сыном – они ваши, Саратовские. Зовут отца Никитой, а сына Родионом; они наверное к тебе будут ближе других». И, вот, идя дорожкой по лесу в скит, я и думал: ах, если бы мне найти своих земляков – все бы было лучше… Когда ушел мой старец-путеводитель, я, еще не входя в святыя ворота, бросился на колени перед изображением свв. Отцев на стенах св. входа и слезно им помолился, чтобы они меня приняли в скитскую братию, и затем трепетно переступил порог скита, осенив себя крестным знамением… Меня сразу обдал густой, чудный запах резеды и всей роскоши скитских цветов благовонной вечерней зари догоравшего знойного летнего дня. Прямо передо мною, пересекая мне дорогу, смотрю, идут два инока. В скитском храме звонили во все колокола … Я поклонился инокам в землю. «Откуда брат?» Я назвал свою родину. Иноки переглянулись между собой…

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Переписка Константина Зедергольма со старцем Макарием Оптинским (1857–1859) 1 86 М. С. О. н. Г. И. X. Б. н. п. н. 87 Милостивейший благодетель, батюшка отец Макарий! По милости Божией дела мои, кажется, устраиваются. К 15-му декабря обещают напечатать диссертацию 88 , которую, таким образом, могу защищать около 20-го 89 . В Петербург поеду уже после, когда получу приказание. Между тем Т. И. Филиппов извещает меня, что граф А. П. Толстой хочет поручить мне написать нечто для «Духовной беседы» 90 , которая будет выходить при Петербургской семинарии. И радуюсь, и страшусь, сознавая свою неспособность. Благословите, батюшка, на новую деятельность, чтобы была польза и другим, и мне. За напечатание диссертации в журнале и за право продавать в их пользу 600 оттисков ее П. М. Леонтьев и М. Н. Катков хотят дать мне 500 рублей. Таким образом, могу расплатиться с главными долгами, и еще останется для первого обзаведения в Петербурге. Благодарение Богу, помогающему Вашими молитвами, мне, малодушному и недостойному. О себе скажу, что живу в суете и небрежности. Помещаясь в одной комнате с братом, правила в точности не исправляю и радуюсь, если удастся прочитать с грехом пополам утренние и вечерние молитвы. Духовных книг почти вовсе не читаю, о грехах своих и вспомнить некогда, живу и сам не знаю как. Брат мой Альберт сватается к дочери Михаила Петровича Погодина, Александре. Помолитесь, милостивый батюшка, чтоб Господь благословил его переход от беспорядочной одинокой к семейной жизни и чтобы этот важный шаг сблизил брата и с Россией, и с Церковью. Простите, что так часто беспокою Вас. Припадаю к ногам Вашим, прошу Вашего отеческого благословения и поручаю себя и родных своих Вашим святым молитвам. Ваш недостойный сын Константин Зедергольм. Москва, 12 ноября 1857 г. 2 91 М. С. О. н. Г. И. X. Б. н. п. н. Милостивейший благодетель, батюшка отец Макарий! Примите усерднейшее поздравление мое с приближающимся днем Вашего рождения 92 . В прошедший год я имел утешение в этот день быть с Вами. По Вашему милостивому слову надеюсь в течение наступившего поста быть у Вас. Когда именно, не знаю. Брат Альберт также поздравляет Вас с днем рождения, благодарит Вас за письмо и скоро будет отвечать. Приношу Вам глубочайшую благодарность и за Ваше письмо к брату, и ко мне недостойному. Оно обрадовало и утешило меня, а за несколько часов до его получения я очень расстроился душевно, быв невольным слушателем того, как отец мой старался утвердить брата в протестантском учении. Брат говорит, что в нем нет еще убеждения в истине Православия. Я вызвался объяснять ему, что и как разумею; он согласился, но сказал также, что не знает хорошо и своей веры и, чтобы узнать ее, будет обращаться к отцу. Помолитесь, батюшка, чтоб Господь нас всех наставил на путь истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву Источник Настоящее «Предостережение» составлено около полутора столетий тому назад преподобным оптинским старцем Макарием (Ивановым) . Обращено оно к желающим проходить умную Иисусову молитву, но не имеющим к тому искусных наставников-руководителей. Однако в равной степени творение старца Макария может быть адресовано и всем христианам – как совет не искать в себе высоких духовных дарований и таких же состояний, а смиренно шествовать путем исполнения Христовых заповедей, положившись во всем на Божью волю. Приводя свидетельства великих отцов-подвижников, старец убеждает: несвоевременное стремление к «высокой», «созерцательной» жизни чревато прелестью, умоисступлением, а нередко не только душевной, но и физической гибелью. Вместе с тем, преподобный Макарий, сам опытно проходивший путь умного делания, ни в коем случае не стремится отвратить современных ему иноков и благочестивых мирян от спасительного и святыми отцами заповеданного моления именем Господа нашего Иисуса Христа. Он только утверждает: мера новоначального – молитва устная, не сопровождаемая никакими «художественными способами», сведения о которых содержатся в святоотеческих творениях. Очень определенно пишет об этом же в своих наставлениях об Иисусовой молитве современник старца Макария – святитель Игнатий (Брянчанинов) : «Новоначальные должны держаться при упражнении молитвою Иисусовою одного благоговейнейшего внимания, одного заключения ума в слова молитвы. (...) Вот тебе (новоначальный) завет мой: не ищи места сердечного. Не усиливайся тщетно объяснить себе, что значит место сердечное; удовлетворительно (в свое время) объясняется это одним опытом. Если Богу угодно дать тебе это познание, то Он даст в свое время. Занимайся исключительно молитвою покаяния со всею тщательностью; старайся молитвою принести покаяние» 1 . Также преподобный Макарий объясняет, в каком душевном устроении нужно совершать молитву Иисусову, какой при этом должна быть деятельная жизнь христианина и к стяжанию каких именно духовных плодов обязан стремиться молящийся именем Христовым. Полагаем, что «Предостережение» оптинского старца будет полезно и современным христианам, стремящимся к провождению духовной жизни, поможет избежать различных козней врага рода человеческого и не сделаться жертвой прелести или неправильного «мнения» о себе. Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

архим. Агапит Глава I. Происхождение Михаила Николаевича Иванова, впоследствии старца иеросхимонаха Макария, и его мирская жизнь По кончине первого великого Оптинского старца, иеромонаха Леонида, в схиме Льва, положившего в Оптиной Пустыни начало старчества, преемником его и вторым великим Оптинским старцем был иеросхимонах Макарий. Он происходил из дворян Орловской губернии, по фамилии Ивановых. Как родители его, так и предки их отличались особенным благочестием. Прадед старца Макария, Иоанн, был иноком Карачевского Николаевского Одрина монастыря и в монашестве переименован в Иосифа; памятен был своею строгою постническою жизнью. Сказывали, что ежегодно во всю Св. Четыредесятницу он вкушал вареную пищу только по субботам и воскресным дням, а в среды и пятки съедал по одной просфоре; остальные же дни поста проводил вовсе без пищи. Дед и бабка старца Макария, о которых он вспоминал по рассказам своих родственников, имели также свои добрые качества. Бабка по преимуществу отличалась делами благотворительности. Следуя словам Св. Писания: Просящему у тебя дай ( Мф.5:42 ), она никому не отказывала в подаянии посильной милостыни; а сверх того, по субботам сама ходила тайно подавать заключенным в городской тюрьме пироги и пышки домашнего печения. Добродеяние это однажды спасло ей с супругом жизнь. По рассказу самого старца Макария, дело было так. Дед и бабка его ехали куда-то зимой и были остановлены на дороге шайкой разбойников. Один из числа их, заглянув в повозку, узнал в сидевшей внутри ее женщине ту самую, из рук которой он не раз, бывши в тюремном заключении, получал милостыню, и потому уговорил своих товарищей пощадить им жизнь. Разбойники отобрали у них лошадей и большую часть поклажи, но оставили им необходимое по зимнему времени платье, повозку и одну лошадь, чтобы было на чем доехать до ближнего селения. Так милостыня, по Писанию, искупующая душу от многих грехов ( Дан.4:24 ), на сей раз избавила возлюбивших ее и от смерти телесной. Родители старца Макария, Николай Михайлович Иванов, в чине коллежского асессора, и Елизавета Алексеевна, урожденная Емельянова, сверх родового поместья гг.Ивановых, сельца Щепятина Орловской губернии Дмитровского уезда, владели населенными имениями и в других губерниях, в том числе и в Калужской. В окрестностях города Калуги, вблизи Лаврентьева монастыря, принадлежало им небольшое сельцо Железники 1 , где они и проживали. В этом сельце в 1788 году 20 ноября родился у них сын первенец и был наречен во св. крещении Михаилом, в честь св. Михаила, князя Тверского, коего память 22 ноября. Это и был будущий старец Макарий.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Имя архим. Макария Глухарева, магистра II курса С.-Петербургской дух. академии, трижды появлялось на страницах академического журнала: в 30-х годах как автора миссионерских записок, в 1872 г. как переводчика на русский язык книг Свящ. Писания (в статье И. А. Чистовича ) и в 1884 г. – как основателя алтайской миссии (в статье П. Сумарокова). Но ни этими, ни многими другими материалами и статьями, особенно умножившимися в 1892 г., когда праздновался столетний юбилей со дня рождения архим. Макария, – его личность и деятельность не выяснялись вполне и во всех деталях. Вероятно, потому покойный профессор С.-Петербургской академии прот. Π. Ф. Николаевский в 1893 г. предложил для кандидатской работы биографию архим. Макария. Тему эту взял и очень хорошо выполнил Π. В. Птохов, нашедший много новых документов и после напечатавший свое сочинение в «Православном Благовестнике» за 1898 г. (и отдельно – 1899 г.). Вот, кажется, все, чем отозвалась С.-Петербургская академия на запросы истории о жизни и деятельности одного из лучших своих питомцев. Начатые академией собирание и разработка материалов для своей собственной истории побуждают посвятить несколько страниц и архим. Макарию Глухареву, связанному с академией не только высшим своим образованием. Вновь же открытая часть обширной переписки этого замечательного деятеля позволяет сказать о нем и нечто новое 2 . I. Жизнь и деятельность архим. Макария до отправления в Сибирь на проповедь Как ни странно, доселе не был точно известен даже день рождения архим. Макария. Большинство его биографов относят это событие к 8 ноября 1792 г., а священник Герболинский 3 и г. Птохов – к 8 ноября 1791 г. 4 И только A. А. Орлов, келейник о. Макария, назвал правильную дату – 30 окт. 1792 г. 5 Что последняя дата и есть настоящая, видно из документальной справки, сообщенной 19 июля 1817 г. М. Глухареву его отцом. «Рождение ж твое 1792 года октября 30-го числа с утра в. 10-м часу. Преображенской священник Иоанн Иванов Полченинов крестил. Восприемники: уездного казначейства бухгалтер Михаил Григорьев Жуков да купецкая жена Феодосия Алексеева Волоченинова... Тебе заподлинно ныне 25-ть лет, ежели Господь благословит, окончится» 6 . Вероятно, эта справка понадобилась потому, что академический аттестат М. Глухарева, вслед за семинарским, допустил большую ошибку в определении его возраста, именно увеличив на два число его лет. И это показание официального документа отразилось на формулярных отметках возраста о. Макария, даже писанных его рукою. Так, собственноручно писанная им «Ведомость о настоятеле болховскяго троицкаго оптина монастыря» за 1844 г. дает ему 54 года (вместо 52 с небольшим). А в одном письме к какому-то о. Иакову, от 9 дек. 1835 г., когда о. Макарию было 43 г., он приписывает себе 46 лет («Письма», стр. 315). Впрочем, о. Макарий не всегда забывал, сколько ему лет в действительности 7 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010