рус. сказ, о смут, врем., стр. 296), восстановлена В. О. Ключевским (Древн. русские жития святых, стр. 333) и все то, чем житие может быть интересно историку смуты, уже пересказано Костомаровым. Последний склонен доверчиво относиться ко всем подробностям рассказа жития о том, что Феодосий упорно не желал признавать Расстригу истинным Димитрием и обличал его самозванство с ним самим. Справедливее, однако, думать, что разговор Феодосия с Лжедимитрием дошел до нас уже в легендарной форме. 139 А. Дмитриевского , цит. соч. 94. Свидетельство Арсения является новым в нашей исторической литературе. По Пр. Макарию, Игнатий занимал до прибытия в Россию архиепископскую кафедру на Кипре (X, 106), откуда бежал в Рим и там, будто бы, принял унию. Мы признаем первоначальным местом жительства не Кипр, а Ериссо, как об этом говорит Арсений, который мог хорошо знать место служения Игнатия. Не можем мы согласиться и с тем, что Игнатий принял унию в Риме, что Преосвященный Макарий высказал предположительно, а тем более с тем мнением, что он возвратился из Рима уже католиком (Чтение в Обществе истор. и др. 1848 года, 8). Из дальнейшей истории Игнатия, говорит Левитский (Игнатий патриарх Московский), мы видим, что унию он принял в Литве после бегства из Москвы. „Это было бы уже лишним, если бы Игнатий принял унию раньше“. Но факт перехода в унию говорит за несомненные симпатии Игнатия к католичеству. 167 А. Дмитриевский , цит. соч., 103 стр. Мемуары Арсения являются важными здесь особенно в установлении точной даты времени поставления Игнатия. По иному сказанию поставление Игнатия было 24 июня (Р. И. Б. XIII, 52). Но это свидетельство, говорит также проф. Дмитриевский , нельзя считать достоверным. В 1605 году день недельный падал на 23 июня, что видно и из рассказа того же автора о вступлении Лжедимитрия в Москву месяца июня, в 20 день, четвертка (там же стр. 51). Следовательно, 24 июня в этот год приходилось в понедельник, а не в день воскресный, к которому обыкновенно приурочивались всегда патриаршеские хиротонии (Цит. соч. прим. 2, 122 стр.). Ошибку иного сказания повторяют и наши историки: пр. Макарий, т. X, 107; Соловьев, VIII, 119; Левитский в своем исследовании: Игнатий Патриарх Московский (Xp. чтен. 1886, II, 567); Доброклонский в руководстве по ист. русск. церкви, вып. 3-ий, 69 стр. У Костомарова, день поставления 24 июля (I, 258). 179 Пр. Макарий говорит, что о симпатиях Игнатия к католичеству свидетельствует письмо кардинала Боргезе к нунцию Рангони (ист. рус. церкв., т. X, стр. 108). Левитский об этом высказывается иначе: в достоверности сего (симпатии Игнатия католичеству) мы имеем полное право усомниться, что подтверждается гробовым молчанием Ватикана об этом деле (Лжедимитрий, как пропагандист католичества. – Христ. чтен., 1885 г., II, 393).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ты говоришь, что никого нет обличающих тебя о грехах; но неужели уже и совесть молчит пред тобою? Нет, старайся видеть свои немощи и грехи, проси и сестру не оставлять тебя обличениями; ваш такой путь теперешней вашей жизни; впрочем не печалься, найдутся люди, и пошлет Бог к твоему испытанию, только принимай с самоукорением, а не с самооправданием. Мир вам! Остаюсь желатель вашего здравия и спасения, многогрешный Иеромонах Макарий. 29 января 1849 года. 157 Кажется в прошедшем письме писал я тебе о монашестве твоем, и теперь мало скажу: да будет принятие оного тебе не на тщеславие, или гордость, или возношение, а паче на смирение, и кротость, и терпение. С.... же сохраняйте между собою равенство, имея каждая последность; помня слова Спасителя: «иже хощет в вас быти первый, да будет всех последний» ( Мф.20:27 ; Мк.9:35 ). Монашество есть образ смирения и до оного достигают множеством браней и искушений, на которые и надобно себя приготовлять; а Господь силен тебя укрепить. – К утрени не ходить без нужды не советую; в лености надобно себя понудить, в болезни дело другое; это по снисхождению к вам сказано в утешение: – спи. Дай только повод себе, то и покажется покой телесный; другие не ходят по нужде, работают, – тем и живут, а у вас, благодарение Господу, есть чем жить. Будьте мирны и спокойны, и считайте себя последнейшими всех, то хотя и укоризну примите, считайте достойными себя того. Остаюсь желатель вашего спасения, поручая вас покрову Божиему; многогрешный Иер. Макарий 1 Февраля 1849 года. 158 В случившемся между вами смущении, вы обе неправы; ты, желая остановить ее не ходить к больной, могла бы любовно сказать, а не с иронией; но когда вы обе сознали свои вины и успокоились, то и я не буду распространять о сей материи; только замечу, чтобы впредь быть осторожными, и видеть козни вражии, силящиеся расторгнуть ваш союз о Господе оправданием; – самоукорение и смирение все козни вражии низлагает. Не знаю, когда у вас будет пострижение? но я еще не могу тебя поздравить, не получа извещения. Очень рад, что твои родители приняли извещение о твоем пострижении с христианским чувством; а ты проси Господа, да поможет Он тебе оправдать на деле принятие сего образа благочестием и смирением.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Прося на обеих вас мир и благословение Божие, остаюсь желатель здравия и спасения. Многогрешный Иеромонах Макарий. Мир тебе, 24 июня 1848 года. 139 Хотя и маленькие ваши письма, а все требуют довольно времени на ответ. Начало 28 года жизни твоей да будет началом и продолжением спасительного твоего пути. Спаси Господи участвующих в ваших скорбях сестер; дай Бог, чтобы такое согласие обоюдную принесло вам пользу. Где прибегаем к смирению, там получаем и успокоение; это ты видишь при твоих смущениях; так и всегда поступай; от навыка приходи и в обычай доброго и худого. От чего же ты не получила успокоения за смущение с.... за молитвы? верно не так себя укорила как должно; не за то ли, что помнила прежде, что скоро успокаиваешься, кажется так! Всякое прикосновение страстных помыслов и движение в них сердца показывает наше внутреннее устроение, согласующееся с вражьими прилогами. Смутивший тебя помысел зависти, что «я больше пишу к....» от чего произошел? Явно, что от твоего устроения. Я пишу как к тебе, так и к ней; читаю письма ваши вторично, и что требует ответа, на то и отвечаю; она больше вопрошает, стало быть больше имеет немощей и нужд. Я и твои вопросы тоже ни мало не оставляю без ответа; а наполнять пустым набором слов не умею. Любовь уничтожает зависть, ты знаешь её немощи и смущения: покажи же к ней любовь, а зависть уничтожь; ты спокойнее, то должна в немощах других сострадать. Все это попускается тебе к познанию своей немощи и смирению. Всегда и многократно повторяю вам хранить между собою мир, согласие и любовь; мелочные случаи да не нарушают оных между вами; но надобно бы и душу свою положить за ближнего. При таком настроении духа, Господь подаст Свою помощь. Мира, здравия и спасения тебе желаю и обеим вам испрашиваю Божие благословение. Многогрешный Иеромонах Макарий. 29 июня 1848 года. 140 Пробегая письмо твое, не нахожу особого, разве то, что ты меня все возвышаешь похвалами, коих я недостоин; и ежели вы получаете пользу, то это Господь вам подает, по вере вашей. А единодушие ваше пребудет непоколебимо, ежели будете держаться самоукорения, и сердечное «прости» готово разрушить все козни и сети вражьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Поручая тебя покрову Божиему и заступлению Царицы небесной, пребываю недостойный твой богомолец, многогрешный Иеромонах Макарий. 22 августа 1843 года. 81 Я нисколько не отступаю от своего слова, что назначил для тебя сроку год с июня месяца 1843 до июня 1844 года, снисходя немощи твоих родителей. И ты должна ожидать сего времени, и просить Бога известить им о сем, и беспечальных сотворить о тебе. Обеспечение тебе не помешает, и в сем есть Божий промысел о тебе: мужеские монастыри в этом отношении против девичьих имеют совсем другую разницу. Но это не препятствует к спасению, которое наипаче всего, требует смирения. Я не опасаюсь за тебя на счет рассеянной жизни и пороков, но гнуснее всего этого – гордость. Этого боюсь, как бы не обладала твоим сердцем. Враг столько хитр! Не станет обольщать меньшим, когда имеет в виду большее. Думать о себе, что имеем духовный разум, весьма опасно: а особо от одного чтения, не испытавши на деле. У тебя еще один голый разум, не облеченный деянием: и надобно мысль сию далеко удалять от себя. Мняйся что ведати ничтоже весть ( 1Кор.8:2 ), пишет св. Апостол. А хотя бы и имел кто дар духовного разума, то оный хранится смирением. Я не дивлюсь, что ты скоро прочитала св. Ефрема; ты читала одни буквы и чернила. Бог да избавить тебя от гибельной гордости и самомнения и дарует истинное смирение. Вручая тебя Его всесильному покрову, остаюсь недостойный твой богомолец, многогрешный Иером. Макарий. 9 октября 1843 года. 82 Поздравя тебя со днями Ангелов твоих родителей, желаю им всего того, что благо и полезно, и что по воле Божвей угодно. Пиша ко мне письма, не жалеешь моих глаз, чернила так бледны, что едва могу с большим трудом прочитать; вперед прошу поберечь моих глазок. Паки просишь моего наставления для жизни твоей: я не упускаю всего того, что вижу тебе нужным; паче же, как Господь меня вразумляет, по вере твоей, для пользы души твоей. Ты теперь находишься еще вне круга деятельности; хотя и читаешь, но не можешь совершенно понять, как каждая добродетель исправляется, и как надобно иметь борьбу со страстями.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Время покажет! А мое истинное желание вам всем спастись. Остаюсь с сим желанием многогрешный Иеромонах Макарий. 1июля 1847 года. 127 Не малодушествуй N... о прошедшем, но умудряйся в настоящем и будущем; познав во всем свою немощь и неразумение, испровергай гордое мнение о своих понятиях и исправлениях, считай себя за ничто! Добренькая, умненькая.... вразумляет тебя, истинно по-сестрински. Я ею очень доволен, и ты никогда не отвергай подобных её обличений; будьте единодушны о Господе. и старайтесь успокаивать...., покорностью, любовью, доверием и частым откровением. Может быть враг опять пустит стрелу зависти в твое сердце, и против....; исторгни её любовью и смирением, и памятью, что пострадала. Бог да утвердить тебя в истинном разуме, смирении и любви о Господе. Описанные тобою прежние твои погрешности, коих ты только подробно не обясняла, да простит тебя Господь. Приступай, и не смущайся. Мир тебе. Остаюсь многогрешный И. Макарий. 4 августа 1847 года. 128 Поздравляю тебя, принявшую в сей пост Пречистые и Животворящие Христовы Тайны; да будет сей великий дар тебе во оставление грехов, и в освящение души и тела и в просвещение разума духовного. Самосознание своих немощей и самоукорение – надежное начало к исправлению; но оное должно быть далеко удалено от самомнения, что уже исправилась. Это опять та же гордость и путь к падению. – Много раз повторяю тебе о отвержении своей воли и разума; но словами говорить мне легко, ты же должна показать на деле, хотя и с трудом, но после принесет сие плод спокойствия. Прими желание мое стяжания истинного тебе духовного разума от многогрешного иеромонаха Макария. 12 августа 1847 года. 129 N.... Ты участвовала в болящей.... ; я не сомневаюсь в истинной твоей к ней и её к тебе о Христе любви. Да сохранит Господь между вами навсегда мир и любовь духовную, это будет вам большая помощь на пути спасительном. Самосмышление отвергай, и не верь, хотя бы что и показалось противное; враг хитёр, ставит разные козни, как бы уловить малодушных и легкомысленных; да сохранит тебя Господь от сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Испрашивая на тебя Божие благословение, остаюсь желатель твоего здравия и спасения и богомолец, многогрешный иеромонах Макарий. 1 февраля 1858 г. 12 107 М. С. О. н. Г. И. X. Б. н. п. н. Милостивейший благодетель, батюшка отец Макарий! В четверг 30-го января с Божьей помощью я благополучно прибыл в Петербург и представился господину обер-прокурору. О моем служебном положении он мне еще ничего не говорил, но принял меня очень милостиво и изъявил желание, чтобы я теперь занялся порученной мне задачей, известной Вам из письма ко мне Т. И. Филиппова 108 , которое я доставил Вам в копии. Еще из Москвы, как я известил Вас, я написал к Тертию Ивановичу письмо об этом предмете и изложил некоторые соображения и справки, сделанные мною по указанию владыки митрополита Филарета. Митрополит посоветовал: 1) строго отделять от гонения и мучительства, которому подвергались христиане, действия православных царей, которые только обуздывали дерзость врагов Церкви, а мучительства не употребляли, 2) в правилах соборных (и именно Карфагенского собора) и в законах Византийских императоров искать подтверждения той истины, что православные цари не должны безразлично относиться к разным вероисповеданиям, но содействовать Православию и противодействовать ересям и расколам, 3) в подтверждение этой же истины привести относящиеся сюда факты из истории православного христианства, но инквизицию и т. п. не приводить в пример, потому что подобные действия едва ли имели благие последствия и были вызваны искательством власти Римским духовенством. В письмах к Филиппову я руководствовался этими указаниями и статьей о донатистах 109 (Воскресное чтение), указанною митрополитом. Письмо мое графу очень понравилось, он обрадовался, что в соборных правилах, законах царей и мнениях св. отцов ( Блаженного Августина ) можно найти подтверждение тех мыслей, которые его занимают. Он также изъявил удивление, что митрополит Филарет в подобных разговорах никогда не указывал ему на эти источники. Я не решился объявить, что мне все это сказал владыка, ибо я опасался, не возбудит ли это неудовольствия в графе, впрочем, в этом, как и в остальном, ожидаю Вашего наставления и, если нехорошо поступил, готов сделать все, что найдете приличным и нужным.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Графиня Мария Александровна Панина послала Вам (через Наталью Петровну Киреевскую) четки из оливкового дерева, привезенные из Иерусалима и освященные на Гробе Господне. Я от себя осмелился приложить хромолитографический снимок иконы Божией Матери (Иерусалимския) и, припадая к ногам Вашим, прошу перед пречистым образом Владычицы помолиться, чтобы Господь дал мне память моих грехов, покаяние и смирение и чтобы я был в самом деле, а не только на словах христианином. Прошу Вашего отеческого благословения, поручаю себя и родных своих Вашим святым молитвам. Ваш недостойный сын Константин Зедергольм. Сегодня в университете предварительно решается участь моей диссертации. Москва, 15 ноября 1857 г. 3 93 М. С. О. н. Г. И. X. Б. н. п. н. Достопочтеннейший о Господе Константин Карлович! Два твоих письма я получил (от 12-го и 15-го ноября), сердечно радуюсь, что дело твое о диссертации подвинулось вперед, дай Бог , чтобы она была окончена с пользою для тебя. Благодарю тебя за поздравление меня со днем моего рождения и за усердие твое. Образ Иерусалимской Божией Матери получен мною исправно. Братца твоего Альберта Карловича благодарю за поздравление меня и прошу тебя передать ему мое приветствие. Пишешь, что желал бы побывать у нас в пустыни вместе с братом, мы очень будем рады и с любовью примем обоих Вас. 14 ноября отправились в дальний путь иерусалимские миссионеры наши о. Ювеналий Половцев , Леонид Кавелин и Александр. Первые два получили наперсные золотые кресты, привезенные им Преосвященным Кириллом Наумовым , они виделись с ним в Калуге, служили с ним и пробыли три дня. Испрашиваю на тебя мир и благословение Божие, остаюсь желатель твоего здравия и спасения и богомолец, многогрешный иеромонах Макарий. Прошу поблагодарить от меня за четки почтеннейшую госпожу Марью Александровну. Я к ней недавно писал. 19 ноября 1857 г. 4 94 М. С. О. н. Г. И. X. Б. н. п. н. Милостивейший благодетель, батюшка отец Макарий! В самый день Ваших именин пишу к Вам и нездоровый – с вчерашнего у меня лихорадка, – и очень озабоченный. На днях у меня был с другом и кумом моим Борисом Алмазовым разговор о вольности и чести, я погорячился, он сказал оскорбительные для меня слова, так мы и поссорились. До сих пор я ожидал, что он образумится, впрочем, я готов и сам сделать первый шаг к примирению и написать ему. И Наталья Петровна на меня как будто сердится. Желал бы я и с ней объясниться. Я заслужил, и мне оно, верно, полезно, чтобы обо мне имели дурное мнение. С другой стороны, мне тяжело будет, если разорвутся отношения с людьми близкими по духу. Простите меня, милостивый батюшка, и помолитесь обо мне грешном, соблазняющем только других своим поведением.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

О раздаянии милостыни я писал к...., что не худо делать через людей, а в случае нужды можно и самим подать, по рассмотрению. В страхе смерти как...., так и себя укрепляй, упованием на милость и на власть Божию: мы здесь не вечны; а Господь силен и сохранить вас; будьте благодушны. Когда ты сознаешь себя гордою, то старайся противополагать самоукорение и смирение; в этом ты точно погрешила, что зазрела.... о молитве; как же не молиться, когда гнев Божий грядет? ведь это от гордости твоей. Пожелав вам обеим мира, здравия и спасения и испрашивая на вас Божие благословение, остаюсь многогрешный Иеромонах Макарий. 3 июля 1848 года. 141 После общего письма, и особо поговорю с тобою. О неустрашении смерти, и преданию себя в волю Божию, писал к вам вообще. Помысел тебя возносит, что читала, и .... работала; тебе кажется, ты делала лучше; а писание нас учит: еже есть в человецах высоко, мерзость есть пред Богом ( Лук.16:15 .). Хорошо, что ты скоро заметила; не считай, что ты делаешь лучше, а смотри свою худость; да и всех почитай лучшими себя; и Лествичника слова могут к тебе клониться в том же отношении, чтобы считать себя хуже всех. Ты читала, а помысел тебя хвалил, тогда как чтение должно приводить нас к смирению, ибо оно тому нас поучает. – В употреблении пищи, – о времени и качествах, надобно согласоваться с сестрою, и успокаивать её совесть; а паче, когда она еще и телесно немощна; так же и совет сестры принимать с любовью полезнее, нежели самосмышление и самочиние; хотя бы тебе и лучше что казалось; – лучше с советом брата погрешу в коей вещи, нежели сам исправлю и вознесусь. Замечая за собою гордость, старайся уничтожать ее самоукорением и смирением; но когда и за самоукорение хвалит помысел, то это уже не самоукорение, а самохваление. – Мир тебе и благословение Божие. Многогрешный Иеромонах Макарий. 6 июня 1848 года. 142 Поздравляю тебя с принятием св. Таин и с умиротворением с.... Напрасно ты делаешь разбор, с каким намерением она это делала; надобно принимать в простоте сердца, также и советуясь о чем с сестрою, не желай, чтобы было по твоему; но обсудите обще вещь, и найдете что лучше, так и делайте; а то ты думала, что отсекла свою волю, а злобою заразилась. Какое же это отсечение? но смущение будто под тем предлогом сделалось, что сильно понудила отсечь свою волю. Худой разбор!

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Господь же призирает на смирение, и нам, неведущим како, успокаивает нас. Остаюсь мира, здравия и спасения твоего желатель, многогрешный Иеромонах Макарий. 5 апреля 1847 года. 125 Поздравляю тебя с приближающимся днем твоего Ангела, дай Бог провести оный, духовно празднуя. Смотрим же за собою, где есмы? Не в плену ли вавилонском? Не поем ли и песни вавилонские? О, како воспоем песнь Господню на земли чуждей ( Пс.136:1 )? Како будем праздновать с сынами и дщерями Сиона, плененни суще Вавилоном? Хотя и вышли из Египта, но не обращаемся ли туда сердцами нашими? Похотением лука и чеснока и желанием о котлах египетских ( Исх.16:3 ; Числ.11:5 )? Всё сие, аще узрим в себе, или от части что, да смиримся и припадем ко Господу, сотворшему нас и хотящему спастись нам. Он поборает по нас, смирит языки и победит их (наши страсти); а мы не будем надеющиеся на ся, но на Бога, восставляющего мертвых! Еще скажу тебе; что и ныне есть змий, Ева и Адам и древо; и всегда подлежим искушению и обольщению: чувственность – змий обольщающий, Ева – воля наша; разум – Адам; чувственность обольщает, воля соглашается, и разум послушав волю, падает. Так то и мы вкушаем ежедневно от запрещенного плода, различными страстями побеждаясь. Так будем же стоять на страже, делая и храня: замечая свои страсти, противоборствуя им, а в немощи смиряясь: да от того-то они и одолевают нас, что вместо смирения, имеем возношение. Испрашиваю на тебя мир и благословение Божие; остаюсь желатель твоего здравия и спасения, многогрешный И. Макарий. 15 апреля 1847 года. 126 Из описанного тобою вижу, как совесть тебя беспокоит в виновности против....; но когда раскаешься в оном, то должна и успокоиться. Помни же свое устроение гордое и страстное, и смиряйся во всяком случае; одно смирение может доставить тебе спокойствие и мир. Самонадеяние твое всему было причиною; приникнувшие страсти ты не могла различать, что они суть, от смущенного твоего устроения; и теперь еще остались следы зависти, тревожащие тебя.... А когда бы положила себя мыслью последнюю всех, то верно нашла бы спокойствие. И теперь смотри, опасайся козней вражиих, против....; когда в чем увидишь ее похваляемую и предпочитаемую тебе, то старайся еще больше себя смирять, зная, что прежде пострадала от подобных случаев, и так была ослеплена, что и не видала сего пагубного в себе действия. Какие же плоды пожинала? Смущение, скорбь, лишение мира и проч... что бы я тебе ни написал, будет одна теория; ты должна на практике учиться, как истинно себя смирять, и предпочитать всех пред собою; через сие не потеряешь, а приобретешь. С.... будь единодушна и всегда ее предпочитай себе, не явно только, но внутренним залогом в сердце. Ежели у вас будет мир и любовь о Господе, то и мне будет от сего велие утешение; а в противном случае – не знаю что сказать?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

При укоризнах других, отвергай смущение, и считай эти случаи посланными от Бога, для приобретения. «Укор крепку, похвала же расслабленну душу соделовает», пишет св. Илья Экдик. Во всём смиряй себя, и считай недостаточною, то Бог, упремудрит тебя, и подаст помощь в борении против страстей. Посылаю тебе недостойное мое благословение, и желаю мира, здравия и спасения, многогрешный иеромонах Макарий. 20 мая 1848 года. 131 Слава Богу, что вы помаленьку умиротворяетесь и успокаиваетесь в маленькой вашей келейке, то да соблюдется между вами мир, согласие и любовь о Господе. И с.... старайтесь хранить мир, не вникая в мелочные какие-нибудь споры. В усердии твоем и.... я нимало не сомневаюсь, и благодарю за оное, а чтобы всегда быть при мне, и невозможно, и неполезно: с кем ты стяжешь тут терпение и смирение? от кого понесешь укоризну или презрение? Как познаешь свое устроение, гордое и самолюбивое? Все это обучение назначено Богом для тебя между вашим полом, под руководством.... Я же, со своей стороны, готов, сколько могу, по вере вашей или лично, или письменно вам ответствовать. – Вот в малом времени, ты познала свою немощь «о кресте»; и слава Богу, что скоро смирилась и умиротворилась: так и впредь поступайте обе вы, дабы не закоснеть долго в смущении; и каждая да покрывает немощь другой с терпением и любовно; то и мир пребудет между вами неразрушимый. Принятая тобою микстура верно послужить здоровьем и исцелением душевному твоему стомаху, а вперед наукою; мать.... правду тебе говорит; слушайте друга друга с любовию, не отвергая совета; чего одна не понимает, то другая вразумляет, и Бог посреде вас. Рассеянность мыслей в церкви нельзя похвалить, но и искать высокого устроения еще не нашей меры; при пении некоторых стихов ощущение утешения дается от благодати, но очистившим себя от страстей; а нам страстными, надобно считать себя недостойными сего, и смиряться; когда же смиримся, то и не обольстимся. А св. Макарий пишет, что ощущение утешения, свойственно пустыне глубочайшей, удаленной от всякого сообщества; то оно к нам и не подходит имеющим сообращение с людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010