Святые апостолы Петр и Павел с остальными учениками Христовыми, как молния, прошедшая по всему миру, осветили всю землю. После них мученики кровью своей смыли скверну, а преемники святых апостолов, крестив цесаря, великим подвигом и трудом разрушили язычество. Сильвестр праведно из трехсот и восемнадцати отцов, приняв себе в помощь великого цесаря Константина , собрав в Никее первый собор, победил Ария и проклял его и ересь его, которую тот воздвигал на Святую Троицу, как когда-то Авраам с тремястами и восемнадцатью слугами перебил царей и принял благословение и хлеб и вино от Мельхиседека, царя салимского, ведь был тот иереем Бога Всевышнего. Дамас же и Григорий Богослов со ста пятьюдесятью отцами и великим царем Феодосием в Царьграде подтвердили святой Символ, то есть «Верую во единого Бога», и, изгнав Македония, прокляли его и хулу его, которую он говорил на Святого Духа. Целестин и Кирилл с двумястами отцами и другим царем сокрушили в Ефесе Нестория со всей болтовней, которую он говорил на Христа. Лев и Анатолий с правоверным царем Маркианом и с шестьюстами и тридцатью отцами прокляли в Халкедоне безумие и болтовню Евтихиевы. Вигилий с богоугодным Юстинианом и со ста шестьюдесятью пятью отцами, Пятый собор собрав, изыскав , прокляли. Афагон, апостольский папа, с двумястами и семьюдесятью отцами с честным Константином царем на Шестом соборе многие восстания раскололи и всем тем собором, изгнав, прокляли, я говорю о Феодоре Фаранском, Сергии и Пирре, Кире Александрийском, Гонории Римском, Макарии Антиохийском и прочих приспешниках их, а христианскую веру, на истине стоящую, укрепили. После же всего этого Бог Милостивый, «Который хочет, чтобы всякий человек спасен был и до истинного познания дошел», в наше время ради нашего народа, о котором никто и никогда не заботился, для доброго дела воздвиг нам учителя, блаженного учителя Мефодия , которого все добродетели и подвиги к каждому из этих угодников приложив, не постыдимся: ведь одним он равен был, других немного меньше, а иных больше, — красноречивых превзойдя добродетелью, а добродетельных — красноречием. Каждому уподобившись, образ каждого собой явил: страх Божий, хранение заповедей, чистоту плоти, прилежание в молитвах и святости, слово сильное и кроткое — сильное для противников, а кроткое для принимающих поучение, ярость, тихость, милость, любовь, страсть и терпение, — он был всем из всего, чтобы всех привлечь.

http://pravoslavie.ru/61732.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРК ПУСТЫННИК [Греч. Μρκος Ερημτης] (Марк Подвижник, Марк Отшельник, Марк Монах, авва Марк) (1-я пол. V в.- после 430), прп. (пам. 5 марта), автор аскетических и догматико-полемических сочинений. Житие Биографические сведения о М. П. скудны и основываются на упоминаниях позднейших авторов. О егип. происхождении М. П. говорит заглавие его сочинений в древнейшей сир. рукописи Lond. Brit. Lib. Add. 12175, датированной 533-534 гг., где М. П. именуется «Египетский». Георгий Амартол (IX в.) трижды упоминает М. П. в своей «Хронике» ( Georg. Mon. Chron. Vol. 1. P. 103-104; Vol. 2. P. 593, 599), называя его учеником свт. Иоанна Златоуста наряду с другими персоналиями, жившими в нач. V в. Никифор Каллист Ксанфопул (нач. XIV в.) в «Церковной истории» ( Niceph. Callist. Hist. eccl. XIV 30//PG. 146. Col. 1157A, 1256CD) также говорит о М. П. как об ученике свт. Иоанна Златоуста и приводит подробности, независимые от сообщения Георгия Амартола и, возможно, восходящие к не сохранившемуся до настоящего времени источнику ( Durand. Introd. 1999. P. 22-23). Сир. писатель Фома Маргский (IX в.) в «Книге глав» сообщает о некоем Макарии, который противостоял ереси мелхиседекитов во время управления Александрийской кафедрой архиеп. Феофилом I († 412) ( Budge E. A. W. The Book of Governors: The Historia Monastica of Thomas, Bischop of Margâ, AD 840. L., 1893. Vol. 1. P. 52-53). Ввиду схожести написания имен Макарий и Марк в сир. консонантном письме, а также наличия в корпусе сочинений М. П. Слова против мелхиседекитов О. Хессе предложил считать данное сообщение касающимся М. П. и относить деятельность преподобного к 385-412 гг. ( Hesse. 1967). Поскольку в сочинениях М. П. присутствует антинесторианская полемика, принято датировать его кончину после 430 г. М. П. в агиографии и гимнографии В некоторых рукописях сочинения М. П. предваряются Житием, в к-ром он отождествляется с егип. аскетом Марком Келлиотом, упоминаемым в «Лавсаике» Палладия , еп.

http://pravenc.ru/text/2562270.html

    Перенесение мощей Аввы Пиора. Копт. у Порфир.     Семь отроков спящих. Копт. и Абис. у Люд.     Накаро. Абис. у Люд.     9. Муч. Ембраиза. Копт. и Абис. у Люд.     Мегрелы муч.. Абхора брата ея. Абис. у Люд.     Мучч. Ревоката, Фирма или Фириина, Поссессора, Ианнуария, Сатурнина в Смирне. Иерон. Узуард.     Св. Архимеда у Порфир. и Люд. (3 янв.). Максима, брата Романа. Копт. 1425. 133, 8 (брата Дометиева у Порфирия).     Василия и Григория, дядей по матери Евстратия чудотворца. Никод.     10. Св. Филофея. Копт. 1338 (см. 11 янв.).     Авдия прор., ученика св. Илии. Абис. и Копт. у Люд.     Св. Григория. Абис. у Люд. и Копт. у Порфир.     11. Петра, Севера, Левкия, Алсолама, испов. александрийских. Б.А.У.Н. и др.     Даниила женоненавидца, у Люд.     Муч. Филофея при Диоклитиане. Копт. 1425 (25 янв.).     12. Св. Думатея (Думадия), брата Максима. Копт. 1286).     Иоанна Палеонидора, еп. иерусалимского (44-го). У Молана. См. Деян. св.     Мучч. Петра, Филорома, Зотика, Кастула, Авентины в Египте. Иерон.     Мучч. Сатира, Кириака, Бонитты, Мосцентия в Ахаии. Иерон. М. Р. и друг.     Максима и Дометия, детей Императора Валентиниана, монахов при Макарии авве. Копт. 1425.     13. Леонтия, еп. Кесарии при Ликинии, был на первом всел. соборе, ок. 337 г. Деян. св. исследов.     Св. Георгия. Абис. у Люд.     14. Клера (по друг. Клета) диакона в Антиохии, брошенного в море. Иерон., Ноткер, Узуард и др. (отличен от Клера 7 янв.).     Иаф-Керина-Езкие. Абис. Люд.     Многих мучч. в Асне (Латополь или Латона) в верхнем Египте. Копт. 1425. (Освящ. храма их у Люд.).     Обретение мощей Пахора и Пеора и Авирона. Копт. у Порфир.     Бегуреев с Нерою матерью их. Абис. Люд.     Барбасцемина, еп. селевкийского и ктезифонского муч. в 348 г. Мюллер.     15. Абелузия (у Ефиопов).     Мучч. Крескония, Зинона, Гаинина, Менелая (Менелапа), Левкия, Фирса и друж. в Египте. Иерон. Мучч. Корнилия и Целестия и проч. на Востоке. Иерон.     Исидора пресвитера алекс., учен. св. Антония 404 г. М. Р. (См. Деян. св. 15 янв.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

60 Хвольсон Орест Данилович (1852–1934) – физик, член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии наук, почетный член Академии наук СССР. Составил пятитомный Курс физики, долгое время являвшийся основным учебным пособием в советских вузах. 62 Патриарх Никон (в миру – Никита Минов; 1605–1681) занимал Патриарший престол в 1652–1666 гг.; имел также титул Великого Государя. Провел реформы, в результате которых в Церкви произошел раскол. Противников никоновских реформ, которых возглавил протопоп Аввакум, стали называть раскольниками или старообрядцами. Осложнение отношений между царем Алексеем Михайловичем Романовым и Патриархом привело к тому, что Большой Московский Собор, проходивший в 1666 г., лишил Никона не только патриаршего, но и епископского сана. В Соборе участвовали Патриарх Александрийский Паисий и Патриарх Антиохийский Макарий. Патриарх Никон был сослан в Ферапонтов монастырь. Государь Федор Алексеевич, сын Алексея Михайловича, добился возвращения Никону сана Патриарха, но уже посмертно. 68 Петражицкий Лев Иосифович (1867–1931) – ученый, правовед, социолог, философ, депутат первой Государственной думы. В 1898–1918 гг. возглавлял кафедру энциклопедии права в Санкт-Петербургском у ниверситете. 69 Ле Дантек Феликс (1869–1917) – французский биолог, философ, приверженец теории материалистического монизма. С 1899 г. – профессор общей эмбриологии в Сорбонне. 72 Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы//Собр. соч.: В 10 т. М., 1958. Т. 10. Ч. 4. С. 149–150,156–157. 74 Свт. Макарий, митрополит Московский († 1563), – выдающийся иерарх Русской Православной Церкви. Составил «Четьи-Минеи», которые впоследствии стали называть Макариевскими. При свт. Макарии впервые на Руси начинается печатание книг. В 1547 и 1549 гг. митрополит Макарий созвал Поместные Соборы Русской Церкви, на которых решался вопрос канонизации святых. Было установлено общецерковное почитание угодников Божиих (ранее прославление происходило по благословению местного архиерея, и святые почитались только в тех краях, где они подвизались). Макарьевские Соборы открывают новый период в жизни Православной Церкви – «эпоху новых чудотворцев», поскольку на Соборах были канонизированы многие подвижники. В 1551 г. свт. Макарий созвал Собор, который впоследствии был назван Стоглавым, так как его постановления были изложены в ста главах. Предметом рассмотрения Собора стали различные аспекты церковной жизни: от правил поведения христианина до вопросов духовного просвещения. Память святителя Макария – 30 декабря/12 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Поэтому прав был священный собор 1667 г. в своем мнении о Стоглавом Соборе, что „Собор, иже бысть при Великом Государе Иоанне Васильевиче и при митрополите Макарии Московском называемый Стоглавый, и что убо писаша о знамении честного креста, сиречь, о сложении двух перстов и о сугубом „аллилуиа», и о Символе, и о стрижении брад, и о прочем, все сие еже писано не разсудно, простотою и невежественном написано в книге Стоглаве и клятву, юже без рассуждения и неправедно положиша, мы православии патриархи, Кир Папа и патриарх Александрийский Паисий и Кир Макарий патриарх Антиохийский и всего востока, и Кир Иоасаф патриарх Московский и всея России и весь священный собор тую неправедную и безрассудную клятву разрешаем, и той собор не в собор, и клятва не в клятву, и не во что же вменяем, яко же и не бысть никогда. Зане же той собор мудрствоваша невежеством своим безрассудно, яко же восхотеша сами с собою, не согласяся с греческими и с древними харатейными славянскими книгами, ниже со вселенскими святейшими патриархами о том не советоваша, ниже совопросишася с ними. Сего ради собор сей, называемый Стоглавый, о немже мы никогда же не слышахом, ниже ведяхом, уничтожается, яко же и не бысть. К сим же заповедуем крестное знамение на себе творити тремя первыми перстами в честь Св. Троицы. А о еже писано в житии Ефросинове, от списателя того жития, внесено от сугубой „аллилуиа», то мним бысть от сонного ему мечтания, или от бесовского действия, да никто же тому верует, зане все то писание, еже разсмотрехом, лживо есть от льстивого писателя писано на прелесть благочестивым народом. Сие нам всем православным народом Великороссийского государства завещаем и повелеваем, и заповедуем во имя Св. Единосущной и Нераздельной Троицы, Единого всех Владыки же и Бога, яко да отныне и впредь таковых соний лжевидения не слушали и не внимати. Такожде и о имени „Иисусове» и о „Символе Веры» и о четвероконечном кресте да никто же сумнится. Сия вся Святой сей Собор беспристрастно разсмотрехом и истинное постановление православной веры исповедание быти веруем. А иже постановлению сего Святого Собора будут противитися и свое ложное учение распространяти, то таковых, как прежде бывшие вселенские соборы, так и сей Святой Собор, отлучаем от Святой Церкви: И ихже они прокляша, проклинаем и мы, и ихже извергоша, извергаем и мы; последующе святым их правилам» (т. е. правилам VII Вселенского Собора) и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

Такожде и в чудесах обретошася некия несогласия и неприличия. И мы смиренный Иоким М. Бож. II. М. и в. Рос. с сыны и сослужители архиерейства нашего, соборно слышавше, судихом житие великой княгини и о чудесах списание оставити за недостоверное их и упразднити я до времени великаго собрания всех архиереев и до подлиннаго извещения, егда аще чим вперёд Бог объявит и утвердит, понеже ныне обретошася многая несходства в житии ея с книгами летописными и степенными. Гробу с мощами благоверныя книгини стояти в той же соборной церкви, где и ныне стоит по прежнему запечатанну архиерейскими печатями. Празднества ей не творити, и молебнов ей не пети до совершеннаго великаго собора рассуждения, а пети ныне панихиды. С гроба шитый покров, на нем же шит образ ея, и ныне писанныя ея иконы взяти к Москве для разсмотрения, а впредь, до великаго собора рассуждения и до подлинного извещения, образов ея не писати, а когда будет великий собор и об ней достоверное свидетельство и тогда и о написании образов ея будет изреченье. В церкви во имя великой княгини Анны, без известного испытания освященной, божественныя службы никаковы же исправляти, но заключити ю и запечатати до великаго соборнаго рассуждения, зане аще бы и известно было яко свята есть и житие бы ея с летописцы и с нынешним архиерейским досмотрением разноты не имело, обаче без великаго собора свидетельства святости ей, нам невозможно, понеже правило бывшаго собора в днех благоч. велик. госуд. ц. и в. кн. Алекс. Мих. всея в. и м. и б. Рос. сам. в лето 6175, при святейшия патриарсех Паисии Александрийском и Макарии Антиохийском и Иосафе Московском и всея России с преосв. митрополиты и со архиепископы и епископы российскими и с прилунившимися архиереями, со всем освящённым собором великороссийского государства заповедает сице: нетленных телес, обретающихся в нынешнем времени, да не дерзаете; кроме достоверного свидетельства и соборнаго повеления, в святыя почитати; а кого в святые хощете почитати и о таковых обретающихся телесех достоит всячески испытати и свидетельствовати достоверными свидетельствы пред великим и освящённым собором архиерейским.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Для иконописи XVI в. свойственно активное обращение к лит. источникам. Количество житийных икон с клеймами, повествующими о жизни святого, возрастает, к ним относится, напр., икона «Св. Иоанн Милостивый» (20-30-е гг. XVI в., ГРМ); текст Жития Екатерины Александрийской проиллюстрирован на полях иконы «Моление вмц. Екатерины о народе» (30-40-е гг. XVI в., ГРМ). Живописные произведения, созданные при свт. Макарии, а также при архиеп. Феодосии (1542-1551), принято относить к т. н. макарьевской школе живописи, одной из художественных особенностей к-рой является сочетание черт старого и нового искусства: тонкие высокие пропорции фигур, плавные линии рисунка на иконе «Варлаам Хутынский» из Успенской ц. в Колмовом мон-ре (НГОМЗ), пространственная композиция в сочетании с архитектурными кулисами, характерными для искусства XIV в.,- в иконе «Благовещение» из той же церкви (НГОМЗ). Декоративность живописных произведений XVI в. отчетливо проступает в пестром колорите, изысканном линейном рисунке, тонкой проработке деталей, а также в усилении эмоциональности образов. Формированию «макарьевской» школы в иконописи способствовало сильное влияние рукописной книги, откуда были заимствованы утонченные и элегантные образы, удлиненные силуэты, любовь к детализации и уплощению объема фигур. Сходство стилистики и образной системы икон с миниатюрами свидетельствует о тесном сотрудничестве иконописцев с художниками архиепископского скриптория, существовавшего при Новгородской кафедре с давних пор и ставшего в макарьевскую эпоху самым крупным книжным центром на Руси. Здесь был составлен 1-й древнерус. свод лит. произведений церковного, житийного и духовного содержания - ВМЧ. Одним из важнейших произведений макарьевской эпохи является Боровское Евангелие (ГИМ. Муз. 3878), созданное в Новгороде в 1530-1533 гг. для вклада в Пафнутиев Боровский мон-рь. Евангелие украшено заставками и миниатюрами (изготовлены отдельно и вклеены на оставленные свободными места) с хрупкими образами, нежным сочетанием цветов, архитектурными фонами в виде классических палат и идеализированным миром, далеким от традиц. мощных и экспрессивных новгородских образов.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

4а) независимая и 4b) являющая составной частью более крупного монашеского поселения, 5. колония анахоретов, 6. «малый монастырь», 7. монастыри Нитрии, которые следует выделить особо, поскольку они, вероятно, представляли собой своеобразную «монашескую республику». 8. киновия, 9. различные городские и сельские формы аскезы, которые, по всей видимости, носят еще «домонашеский» характер 212 . Теперь рассмотрим каждый тип более подробно. 1) Отшельничество. Под «отшельничеством» или «анахоретством» мы будем понимать его классическую модель: когда монах подвизается в полном уединении, не имея подле себя учеников. Примеры такого анахоресиса мы находим уже в 1-ой главе «Лавсаика». Там сказано, что пресвитер александрийской церкви Исидор, принадлежавший, видимо, к первому поколению египетских монахов, провел первые годы юности в пустыне. Во 2-ой главе речь идет еще об одном представителе первого поколения монахов, некоем Дорофее, который около 60 лет жил в пещере в пустыне Эремика 213 , в пяти верстах от Александрии. Анахоретом начинал свою монашескую жизнь и предполагаемый основатель Нитрийского монашества преп. Амун (cap. 8), построив себе двухъярусный «толос» 214 в Нитрийской горе, где, по словам Палладия, в то время еще не было подвижников. Еще один известный нитрийский подвижник, авва Памво (cap. 10), в самый ранний период своей подвижнической жизни, был отшельником в окрестностях Нитрийской горы 215 . 15-я глава «Лавсаика» рассказывает о пастухе Макарии, который совершил в юности невольное убийство, и, сильно раскаявшись, ушел в пустыню, где жил в полном одиночестве, не устраивая себе первые три года никакого жилья. Монах Нафанаил (cap. 16) строит себе келью (вероятно, в окрестностях Нитрийской горы) в то время, когда отшельники в этих местах были редким явлением. В образе жизни Нафанаила мы можем усмотреть сочетание форм отшельничества и затворничества. Однажды он поддался искушению сменить место своего подвижничества и построил келью вблизи селения, но после, раскаявшись, вернулся на прежнее место и твердо решил никуда более отсюда не выходить.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Но самый интересный эпизод связан с обращением в монашество трибуна (cap. 23 ). Два свв. Макария – египетский и Александрийский – однажды, путешествуя по Нилу, оказались на одном корабле вместе с двумя трибунами и их свитой, в которую входили воины, охранники, рабы и, видимо, колесничие, – как это весьма красочно описано в нашем источнике. Внимание одного из трибунов привлекли иноки, скромно сидевшие в углу, отдельно от остального народа. После разговора с ними один из трибунов, раздав свое имущество, стал монахом. «Трибун» мог означать применительно к Египту IV в. и офицера среднего, или даже высшего звена, находившего на государственной службе, или (как показывают данные папирусов) городского чиновника, выполнявшего полицейские функции. Трибуном могли также называть (как показывает, например, папирусный архив Анионов) командующего военным отрядом, находящегося на службе у частного крупного землевладельца. Несмотря на императорские запреты такие отряды de facto существовали [Фихман, 1980. С. 131, 134]. Они, по всей видимости, были довольно мобильными, поскольку им, учитывая особенности крупного частного землевладения в Египте (наличия земельной собственности в разных местах), приходилось часто перемещаться. Не исключено, что этих последних и увидели св. Макарии. Но, в любом случае, «трибун» – это достаточно высокий «страт» тогдашнего египетского общества. И наконец, одно любопытное замечание об этнической принадлежности египетских монахов. Коптов и «греков», как уже указывалось, различить довольно трудно, здесь, в большинстве случаев, бессильны помочь даже данные ономастики – такие «египетские» имена, как, например, Ор или Аммоний могли носить и эллинизированные жители Египта. Могут помочь только указания на то, что тот или иной подвижник не знал греческого, говорил только «по-египетски» (т. е. по-коптски) – но их довольно немного. Однако в «Истории монахов» есть интересное упоминание о том, что в монастыре аввы Аполлона (Бауит) подвизаются «эфиопы», которые, по уверению автора, превосходят своим благочестием многих других иноков монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

134., слово на обретение вериг ап. Петра л. 134 об., житие Антония Вел. л. 135., о Макарии Египетском в патрице л. 136., житие Евфимия Вел. л. 136 об., поминание ап. Тимофея и муч. Анастасия Персянина л. 137, – Климента Анкирского л. 137 об., житие Ксении там же, Григория Богослова съприьтьникъ. мже нало. како вамъ наша л. 138., слово на пренесение мощей Феодора Студита л. 138 об., слово на пренесение мощей Иоанна Златоуста л. 139., похвала Златоустого Игнатию Богоносцу л. 139 об., житие Ксенофонта л. 140., мучение Кира и Иоанна там же, слово Григория Богослова о нищелюбии л. 141 об., чтение от толкования Евангелия Матфея, – о сем замечено ещё: «таковыя бо книги уставлены быша чести от 20 Декабря до поста в праздники, иже не имеют своего л. 143 об., житие Парфения Лампсакийского там же, мучение Никифора л. 144., Златоустого похвала Мелетию Антиохийскому там же, житие Мартиниана там же, слово о обретении главы Иоанна Предтечи л. 144 об., мучение сорока двух, и муч. сорока мучеников л. 147., житие Феофана Сигрианского л. 148., похвала Алексею человеку Божию, нач. «Похвально убо», л. 148 об., Андрея Критского слово на Благовещение л. 150 об., мучение Георгия великомуч. л. 163., житие Афанасия Александрийского л. 165., житие преп. Арсения Вел. л. 165 об., житие преп. Пахомия л. 166 об., житие Онуфрия л. 170., слово Феодора Студита на Рождество Иоанна Предтечи л. 171 об., Феодора Магистра слово похвальное Апостолам Петру и Павлу л. 174 об., слово повествовательное о пренесении ризы Божией Матери в Царьград л. 177., Иоанна Златоустог о похвала Евстафию там же, мучение Прокопия л. 177 об., «житие св. Анатолия, бывшего архиепископа Константинопольского, в нем же и св. Евфимии есть чудо», л. 179., мучение Кирика и Улиты л. 179 об., воспоминание пророку Илие л. 180., мучение св. Пантелеймона л. 182 об., мучение Маккавеев «от словес Иосифа, емуже начало филосовское слово» (это 4 кн. Мак.) л. 183 об., Андрея Критского слово на Преображение л. 186., житие семи отроков л. 187., слово Григория Богослова на новую неделю л.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010