39 Преподобный Макарий проводил всю Четыредесятницу в своей келлии в Скиту. Эта местность, по рассказу Руфина о Макарии Александрийском (гл. 29), «лежит среди обширнейшей пустыни на расстоянии суточного пути от нитрийских обителей. Не ведет туда никакая тропинка и нет никаких знаков, которые бы указывали путь. Туда доходят по указанию течения звезд... Воды там мало, да и находимая вода – отвратительного запаха, пахнет как бы смолою, но не вредна для питья. Там живут только мужи, усо- вершившиеся в духовной жизни. Кто ж иначе может жить в таком страшном месте, кроме людей, обладающих бесповоротной решимостью и совершенным воздержанием?» – Прим. ред. 40 Преподобная Мелания Старшая, Римляныня, Палестинская, Вифлеемская – знаменитая подвижница конца IV – начала V века. Была супругой знатного римского вельможи. Овдовев в 28 лет, отправилась в Египет, где стала окормляться у многих духоносных старцев, оказывая им материальную помощь и поддерживая во время арианских гонений. В Иерусалиме близ Елеона ею был устроен женский монастырь, в котором она стала настоятельницей. Палладий пишет о ней: «Благодеяний и даров этой бессмертной жены не был лишен ни запад ни восток, ни север ни юг. Тридцать семь лет живя в чужой стране, она снабжала из собственного имущества и церкви, и монастыри, и странноприимные дома, и темницы» (гл. 103). В преклонном возрасте она поехала в Рим, став там «апостолом иночества». В 408 году преподобная Мелания вернулась на Елеон. Скончалась в 439 году. Память ее 31 декабря/13 января. – Прим. ред. 42 См. у Руфина (гл. 29): «Святой Макарий рассказывал о бывшем ему еще более страшном видении. Братия приступали к принятию Святых Таин. Лишь только иные простирали длани для принятия Святых Таин, эфиопы, как бы предупредив священника, клали на руки некоторых уголья, между тем как Тело Христово, преподаваемое священником, возносилось обратно к алтарю. Напротив, когда более достойные из причастников простирали руки к алтарю, злые духи отступали от них и далеко убегали с великим ужасом. Видел он также, что Ангел Господень предстоял алтарю, вместе с рукою священника простиравший также свою руку к алтарю и участвующий в преподании Святых Таин. И с того времени почила на нем благодать Божия, открывавшая ему, как во время бдений, при чтении псалмов и молитвах, кто-нибудь из братии, по внушению злых духов, предавался помышлениям. И не укрывались от него ни недостатки, ни достоинства братий, приступавших к алтарю». – Прим. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

   Я недоумеваю и удивляюсь, как христиане нынешних времен могут праздновать или воскресенья, или другие праздники в течение года и духовно радоваться истинной радостью, если не причащаются постоянно Божественного Приобщения, которое есть причина и повод всякого праздника и торжества.    Итак, безусловно, те, кто не причащается постоянно, те лишаются (о горе!) всех этих небесных и Божественных благ, а ко всему этому являются еще и преступниками заповедей и Владычних повелений Господа, как мы сказали, и Апостольских Правил, и соборных Канонов, и [наставлений] всех святых, свидетельства которых мы приводили. И они подпадают под наказание отлучения, которое налагают божественные апостолы и Антиохийский собор, как мы прежде подробно изложили.    Таковые к тому же дают позволение и место диаволу своей задержкой Причащения повергать их в различные грехи и иные многие искушения, как говорит божественный Кирилл Александрийский: «Удаляющие себя от Церкви и Причащения делаются врагами Бога и друзьями бесов».    И божественный Златоуст говорит: «Да не на мнозе удаляяйся общения Твоего, от мысленнаго волка звероуловлен буду». То есть потому, Господи, я приступаю часто к Таинству и причащаюсь, что боюсь, если буду отдаляться на долгое время от Святого Твоего Приобщения, то, оказавшись непокрытым благодатью, буду уловлен мысленным волком, диаволом, и он меня умертвит.    Преподобный Палладий рассказывает об авве Макарии Египетском, что, после того как он исцелил ту женщину, которая по диавольскому содействию казалась людям лошадью, он дал ей такой совет и сказал: «Женщина, никогда не отсутствуй на Приобщении Тайн Христовых, но причащайся часто, ибо это диавольское действие случилось с тобой потому, что ты не причащалась пять недель, и от этого диавол нашел место и досадил тебе».    Подобным образом и божественный Златоуст в тот день, когда был рукоположен, исцелив одного бесноватого, наставлял его часто ходить в церковь и приступать к Божественным Тайнам с постом и молитвами, дабы бес не искушал его впредь. Так об этом пишет в житии Святого Симеон Метафраст: «Некий безумный муж, будучи одержим нечистым бесом, вбежал внутрь церкви, испуская изо рта пену, с высунутым наружу языком, так что все видели это отвратительное зрелище. И тогда все стали молить святую эту душу — божественного Златоуста, дабы он помолился об исцелении страждущего. Он сказал этому человеку приблизиться, с любовью посмотрел на него и, знаменовав его своей рукой и призвав Имя Святой Троицы, повелел лукавому бесу выйти. И сразу, когда это говорилось, слово стало делом, и человек мгновенно освободился от ужасной бесовской болезни. После этого Святой, подняв его, посоветовал ему быть прилежным в посещении церкви и Приобщении Божественных Святынь, быть внимательным к посту и молитвам. «Ибо, если так ты будешь поступать, — сказал он, — враг никогда тебе больше не досадит, и не будешь ты уловлен в его сети».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3713...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация “Жития византийских святых” принадлежат к памятникам мирового значения. Распространившись по всему восточному и западному христианскому миру, они обогатили литературы-преемницы и оказали влияние на ход их развития. Особенно велика была роль византийских житий в славянских странах, в частности в Древней Руси и в России нового времени: их прилежно переводили русские агиографы и использовали в своем творчестве многие русские писатели. Помимо культурно-исторической роли житийных текстов, в наше смутное время оживает и приобретает великую ценность их первоначальное назначение — давать образцы жизненного поведения и высоких духовных чувств. Предпочтение при отборе текстов оказывалось памятникам народного стиля, где абстрактной дидактики меньше, сюжеты занимательнее и отсутствует слишком, на  сегодняшний вкус, громкая риторика. Подчас нельзя было предложить переводы примечательных и даже первостепенных образцов этого стиля из-за слишком большого объема текстов (Жития Антония Великого, например, принадлежащего перу Афанасия Александрийского, или Жития Андрея Юродивого), отсутствия публикаций (старшая версия жития Василия Нового) или их недоступности. Несмотря на неизбежную субъективность антологической компоновки, мы надеемся, что у читателя все же составится представление о византийской агиографии, не искажающее ее подлинного облика. София Полякова. От переводчика В антологию «Жития византийских святых»: Жизнь и деяния святых бессребреников Космы и Дамиана Палладий. ЛАВСАИК. Отрывки РАСКАЯНИЕ СВЯТОЙ ПЕЛАГИИ Жизнь и деяния блаженного Симеона Столпника Сказание о Макарии Римском Иоанн Мосх. ЛУГ ДУХОВНЫЙ. Отрывки Жизнь и деяния аввы Симеона, юродивого Христа ради, записанные Леонтием, епископом Неаполя Критского Житие Марии Египетской, бывшей блудницы, честно подвизавшейся в Иорданской пустыне Преисполненная великого назидания повесть о житии и деяниях блаженного и праведного Филарета милостивого ЖИЗНЬ, ДЕЯНИЯ И ПОДВИГИ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО И ИСПОВЕДНИКА МИХАИЛА, ПРЕСВИТЕРА И СИНКЕЛЛА ГРАДА ИЕРУСАЛИМА ЖИЗНЬ И ДЕЯНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО НИКОЛАЯ Житие и деяния Человека Божия Алексия ЛЕГЕНДЫ О ЧУДОТВОРНЫХ ИКОНАХ ЖИТИЕ МАРИИ АНТИОХИЙСКОЙ ПРОДОЛЖАТЕЛЬ МОСХА КРАТКОЕ ЖИТИЕ ЕВФРОСИНА-ПОВАРА ЧУДЕСА СВЯТОГО ГЕОРГИЯ Мученичество святого Евстафия и кровных его МУЧЕНИЧЕСТВО СВЯТОЙ ЕВГЕНИИ Читаемость: Язык: Объём текста: Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book/jitiya-viz...

По сему расположению к обители окрестного дворянства, повсягодно приносившего избытки свои в пользу ее, Добрый монастырь, с половины XVII столетия, т. е., с 1667 года, до учреждения Духовных Штатов в 1764 году, находился в самом цветущем состоянии. Довольство его зависело наиболее от того, что монашествующие не имели надобности приобретать никаких жизненных потребностей на деньги, а, напротив, будучи снабжаемы предметами первой необходимости в избытке, могли излишнее продавать и на вырученные деньги улучшать устройство обители (возведением новых зданий, украшением храмов и приумножением церковных и ризничих вещей). Так первый Архимандрит обители, Варсонофий (которого, как видно по многим при нем дарам обители, любили и уважали Бояре и все окрестные жители), пользуясь расположением благотворителей обители, в 1673 году, с помощью их, устроил другую Архимандрическую шапку, также среброкованую с жемчугом; 20 в 1674 году устроил третью шапку Архимандрическую панихидную, по описанию вкладной книги, также значительную. 21 Две сии шапки и третья, пожертвованная прежде сего Князем Одоевским, составляли первое богатство и украшение церковкой утвари Доброго монастыря и существовали до упразднения б нем Архимандрии, т. е., до 1768 года, а в сие время, по Указу Крутицкой Духовной Консистории, шапки оны взяты в Москву в Дом Архиерейский, где и остались. 22 Прочая утварь церковная по временам устроилась Настоятелями, при пособии и усердии многочисленных благотворителей. Так: 1, в 1680 году устроено напрестольное Евангелие в десть, обложено бархатом рытым червчатым, па нем распятие и Евангелисты резные позлащены, на исподней доске наугольники серебреные белые; 23 2, в 1687 году крест сребропозлащенный с 16 мощами, в 12 местах, в нем весу 103 золотника, устроен вкладчиками попечением Архимандрита Иллариона; 24 в то же почти время серебреное кадило в 2 фунта и 4 золотника; 25 3, В 1690 году сделан ковчег для хранения Св. даров, 26 и 4, В 1692 году Стольник Тимофей Григорьевич Ртищев подал, по своих родителях, Евангелие Александрийской бумаги в лист печатное, а цена Евангелию 150 рублей, при Архимандрите Макарии. 27 Из сих вещей остаются ныне в первобытном виде: крест с мощами, ковчег для Св. Таин и большое Евангелие, а первое Евангелие и кадило переделаны, за ветхостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В сб. «Жития святых отцов», изданный арм. католич. орденом мхитаристов , вошли 6 глав из «Лавсаика» (Liber de vita moribusque sanctorum Patrum ex gemina interpretatione veterum scriptorum. Venetiis, 1855. T. 1 (на арм. яз.)). Рассказ о прп. Павле Препростом ( Palladius. Lausiac. 22) дан в 2 версиях, но ни одна из них не следует в точности греч. тексту. Указаны срок жизни подвижника (108 лет), а также день и год его кончины, что позволяет предположить литургическое употребление текста. Рассказ о прп. Макарии Александрийском (Ibid. 18) базируется на греч. тексте, хотя нек-рые эпизоды подверглись изменениям, были опущены или переставлены. Повествование о прп. Иоанне Ликопольском (Ibid. 35) объединяет тексты из «Лавсаика» и «Истории монахов», т. е. перевод был сделан с греч. редакции А. Макарий Александрийский упоминается вместе с Евагрием, Аммонием и Альбином, следовательно, текст не подвергался антиоригенистской правке. В главе о Серапионе (Ibid. 37) рассказ о посещении им Афин передан в очень искаженном виде. Это может объясняться тем, что перевод был сделан с поврежденного греч. текста, или ошибками переводчика. Домнин в арм. версии назван просто учеником, а не учеником Оригена: значит, здесь в отличие от главы об Иоанне Ликопольском в распоряжении переводчика был текст, прошедший антиоригенистскую цензуру. Сюда же присоединены сюжеты о продаже Евангелия и о поиске сокровища, которых нет в этой главе «Лавсаика», но они встречаются в его пространной редакции в главе о Виссарионе и в др. текстах (напр., апофтегмах) под именем Серапиона, Виссариона или анонимно. Сообщается, что Серапион умер в Ските в келье своего ученика Захарии. В рассказе о прп. Евлогии (арм. форму имени - Лигион/Лигинус - иногда объясняют переводом не с греческого, а с сир. языка) и об увечном (Ibid. 21) арм. версия мало отличается от греч. повествования, за исключением несущественных для развития сюжета деталей, напр. опущено сообщение о незнании прп. Антонием греч. языка. Житие Евагрия (Ibid. 38) тоже в основном следует греч. версии, хотя нек-рые фрагменты, напр. беседа с еретиками, даны в сокращенном виде. (Подробное описание арм. переводов см.: Robinson A. The Armenian Version// Palladius. Lausiac. Vol. 1. P. 97-106.) Арабские и эфиопские фрагменты

http://pravenc.ru/text/2578727.html

К Соф. также собору принадлежали еще девять придельных церквей, которых теперь нет. Таковы напр. церковь Воскресения Христова на Воскресенских воротах. Первоначально построена она в 1296 году по случаю одержанной над Шведами победы 186 , в 1398 году перестроена 187 , в 1400 году, при арх. Иоанне, украшена стенным расписанием 188 , и наконец в 1654 году 14 июля велено определить к ней священника с причтом на жалованье из домовой казны. Вторая придельная церковь св. равноапостольного князя Владимира построена в 1311 году арх. Давидом за Соф. собором к северо-востоку, на кремлевских воротах, которые по сей церкви и названы были Владимирскими 189 , где ныне находится Никольская часовня, приписанная к собору. Третья церковь св. Афанасия и Кирилла александрийских . Первоначально она была построена обыденною (в один день), деревянною в 1390 году арх. Иоанном, в прекращение мора 190 1415 году арх. Симеоном построена уже каменною 191 , а в 1812 году за ветхостью разобрана. Она на-ходилась за собором на север, против Иоанно-Богословских врат. Четвертая – Происхождения честных древ или Спаса всемилостивого, обыденная, или обетная построена по случаю моровой язвы в 1424 году 192 находилась за алтарем Соф. собора; а после того в 1592 году на том месте устроена церковь преп. Марии Египетской 193 , которая и существовала до по-ловины XVIII века. Она находилась между юго-восточным углом Соф. собора и так называемым Житенным двором арх. дома. Пятая – преподобномученицы Анастасии, обыденная, построена за собором 29 октября 1416 года, при арх. Симеоне, по случаю так называемого Анастасиинского мора 194 , в 1440 году устроена каменная 195 , а чрез 100 лет построена вновь каменная же арх. Макарием 196 . В 1594 году упоминается в ней придел св. Алексия митрополита 197 . Шестая евангелиста Марка обыденная, построена 8 ноября в 1533 году, при арх. Макарии, по случаю вредоносной язвы 198 . В 1758 году она была каменною и упоминается в числе разобранных. Седьмая архидиакона Стефана 199 ; осьмая св. Стефана сурожского 200 и девятая – св. Николая Чудотворца каменная, построенная св. Евфимием в 1424 году 201 . Сверх того, в жалованной грамоте Uoahha III за 1504 год упоминаются еще приделы Златоустовский, построенный св. Евфимием в 1436 году на вратах 202 , и Богоявленский, находившийся против западной стены собора на Соф. дворе 203 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

168 Ср., например, рассказ из гл. XXI о св. Макарии Египетском : «некий злодей с помощью колдовства превратил в лошадь подвизавшуюся отроковицу». В латинском тексте: «вдруг все по суеверию вообразили, что она не человек, а лошадь» (в рус. пер. свящ. Μ. Хитрова. С. 99). 170 Читти, ссылаясь на того же Созомена , говорит, что Созомен имел в виду не епископа, а архидиакона Тимофея, который в 412 г. был одним из кандидатов на Александрийскую кафедру (Chitty D.J. Op. cit. P. 51). 171 Festugière A.-J. Le problème littéraire de l " Historia Monachorum//Hermes. 83. 1955. P. 257–284. 172 Термины «коптский» и «египетский» восходят к одному и тому же египетскому топониму, названию центрального храма в Мемфисе, верховным божеством которого был Птах. Греческая транскрипция топонима Hak-ka-Ptah, приблизительно переводимого как «Усадьба души бога Птаха», – Αγυπος. Производные проникли в европейские языки, в том числе, и русский. Слова «Египет», «египетский», «египтянин» использовались для обозначения страны независимо от хронологических рамок и религиозной принадлежности жителей. В арабском греческое слово стало звучать иначе и уже вторично вошло в европейские языки, в частности, опять в русский: современные «копт», «коптский». Коптами после арабского завоевания стали называть египтян-христиан в отличие от египтян, принявших ислам . Сами копты называли свою страну КНМ , буквально Черная (земля) – долина Нила с плодородной почвой в отличие от Красной (земли), т. е. пустыни (Хосроев А. Л., Четверухин А. С. Вводная статья/Ернштедт П. В. Исследования по грамматике коптского языка. Μ., 1986. С. 8, 38–40). 173 Коптский язык является последней стадией развития египетского. Он получил специальное название в связи с тем, что имеет отличную от древнеегипетской (иероглифика, иератика, демотика) письменность. Первые попытки использования греческих букв в магических текстах, где важно было правильное произнесение заклинаний, по-видимому, следует отнести еще к III в. до Р.Х. Используя греческий алфавит с добавлением нескольких знаков, заимствованных из древнеегипетского письма (для обозначения звуков, не существовавших в греческом языке), египтяне впервые за четырехтысячелетнюю историю египетской письменности создали в конце – начале III в. по Р.Х. систему письма, полностью отражавшую действительное произношение. Это способствовало распространению грамотности даже среди низших слоев населения, о чем свидетельствуют обрывки папирусов, черепки и обломки камней, «острака», сохранившие для нас переписку простых людей Египта, а она, судя по их количеству, была очень оживленной. Немало было и грамотных женщин, некоторые из них даже избирали для себя профессию писца. Обязательное овладение грамотой было одним из условий поступления в монастырь св. Пахомия (Там же. С. 3; Еланская А. И. Коптский язык. Μ., 1964. С. 7; Еланская А. И. Изречения египетских отцов. СПб., 1993. С. 25).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 5 историй о святых и их животных 5 мин., 10.12.2017 Герасим и лев Герасим Иорданскии. Художник Елена Черкасова Герасим Иорданский основал в египетской пустыне обитель с очень строгим уставом и сам был в обители первым подвижником. Однажды Герасим встретил в пустыне льва. В лапу измождённого, больного хищника вонзилась колючка, лапа сильно распухла и нагноилась. Святой вылечил зверя и благодарный лев сильно привязался к монаху — стал мирным и кротким, всюду следовал за своим благодетелем. Герасим кормил его хлебом и всем, что ел сам. Другие монахи тоже полюбили льва, даже доверили ему охранять ослика, который приносил в монастырь воду из Иордана. Как-то раз лев вернулся в обитель один. Герасим решил, что лев съел своего подопечного, и строго отчитал зверя, назначив его с тех пор водоносом вместо осла. Зверь честно исполнял свои обязанности. Но вот вдруг монахи увидели, как лев ведёт к ним того самого осла! Живого и невредимого! И вместе с ослом за узду — ещё двух верблюдов! Оказалось, пока лев-пастух спал, ослика случайно увел проходивший мимо с караваном купец. Позже купец вновь проследовал тем же путём, вдоль берега Иордана, уже вместе с осликом. Лев заметил осла, бросился к нему, напугав погонщиков. Те оставили животных, поклажу и разбежались. Так лев смог возвратить пропажу Герасиму. Когда всё прояснилось, святой простил льва и даже дал ему имя — Иордан. Ещё пять лет настоятель примечал и кормил Иордана. Когда святой скончался, лев долго не мог поверить в смерть своего благодетеля, отказывался от еды, искал его... Когда же монахи втолковали хищнику, что случилось, лев не смог пережить горя и умер на могиле святого Герасима.   Макарий и гиена Макарии Александриискии и гиена Преподобный Макарий Александрийский, живший в IV веке нашей эры, отличался аскетичностью и сверхтребовательностью к себе. Однажды он убил на ноге назойливого комара и тут же стал укорять себя. Святой терзался угрызениями совести до тех пор, пока не отомстил себе сам, отдав тело укусам несметного полчища комаров.

http://foma.ru/5-istoriy-o-svyatyih-i-ih...

cap. 20, 38 et 39; в одном из женских монастырей до 400 инокинь, cap. 39 et 41. Но в другом месте полагает тавеннисиотов до 3000 ч. cap. 48 – Преп. Кассиан, посещавший египетские монастыри в конце 4 ст., и долго живший в них, считает в киновии тавеннийской «многолюднейшей из всех» более 5,000 братий, под управлением одного аввы. De institut. renunciant. L. IV. c. 2. 47 Regul. Pachom. n. 2. по примеру Церкви ветхозаветной и по соображению с местными обычаями. Jablonsk. Орр. Τ I. р. 407. ed. Waler. 48 Vit. Pachom. n. 60. Epist. Ammonii n. 19. Греки жили в особом доме, под надзором прибывшего из Александрии пресвитера. 49 Пахомий начал учиться по-гречески уже в поздние годы своей жизни. Vit. Pachom. n. 19. О пр. Антонии свидетельствует Кроний у Палладия. Histor Lausiac. с. 26. Его поучение, приводимое св. Афанасием в житии, переведено «с египетского языка». Подобным образом и Пимен Великий не знал по-гречески. Apophthegm. Patr Coteller. Т. I. p. 636. 53 Rufin, c. 5. Aegyptior.monach. Histor. in. Coteller. Monum. Eccles. Graec. Т. III. p. 175. Город ныне занесен совсем песками. Description de l " Egypt. Т. IV p. 389. 56 На берегу мареотского озера искали себе уединенного убежища еще иудеи, во время Филона. Euseb. Η. Ε. 2, 17. 57 Pallad. Histor. Laus. с. 7. Rufin с. 22. Sozomen, 6, 36. Название горы от обилия нитры, или селитры в озерах, скоро применено к духовным трудам пустынников, по Иерем. 2, 22 60 Rufin. с. 29. в расстоянии пути целых суток. Название скита, столь известное и в нашем отечестве, есть местное египетское, или коптское, и означает длинную и узкую долину. Champoll. Т. 2. р. 297. 61 Cassian. Collat. 51, с, 3, говорит об авве Макарии: qui habitationem scythiothicae solitudinis primus invenit. 62 Rufin. c. 29. Cassian. Collat. 10. c. 2: qui erant in eremo scithi commorantes, quique perfectione ac scientia omnibus, qui erant in Aegypti monasteriis, praeminebant. 63 Floss, Macarii Aegypt. Epistolae 1850. p. 59. По исследованиям ученых, пр. Макарий скончался в 390 г., а из Палладиева Лавсаика вестио (cap.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Отсюда фактическими совершителями церковного покаяния были как епископы, так и пресвитеры. В монастырях епископов не было, но пресвитеры бывали. Достаточно вспомнить, что пресвитерский сан имели преподобные Макарий Великий , Макарий Александрийский , Евфимий Великий, которые, как это упоминалось в разных местах нашего рассказа, принимали исповедь братий и налагали епитимии. Они были в то же время и старцами, нравственными руководителями своих послушников 570 . Теперь, спрашивается, как смотрели в монастырях того времени на исповедь и покаяние, совершаемые этими старцами-пресвитерами (говорим мы именно о тогдашнем воззрении на факт, а не об объективной оценке его), придавали ли тому и другому сакраментальное значение в силу обладания иерархическим саном совершителями их, а их самих считали ли духовниками в собственном смысле? По сану – священники, по званию – старцы или духовные отцы, руководители послушников, или духовных детей, они, по-видимому, соединяли в себе два элемента, из которых слагался институт духовного отца в Восточной Церкви приблизительно с XI, XII вв., а также и в Древней Руси. Однако затруднительно дать положительный ответ на поставленный вопрос. Мы не знаем из источников, совершали ли эти старцыпресвитеры исповедь в нашем смысле слова или ограничивались простой беседой о грехах, имевшей только моральное, а не сакраментальное значение, так как, даже имея право на первую, они могли бы ограничиться в монастыре второй, как священник, имющий право вязать и решить, может ограничиться простым Наст авлением частно сознавшемуся ему в грехе пасомому. Есть примеры, что они действительно пользовались правом вязать и решить. О преп. Макарии Великом рассказывается, как он связал епитимией мирского священника 571 . Здесь великий подвижник является как бы обладателем права ключей. Но мы не знаем отношения епископской власти к исповеди и покаянию, совершавшимися старцами-пресвитерами, именно о поручении им епископов на это. Между тем епископское поручение на совершение исповеди есть третий необходимый элемент в древнем институте духовного отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010