В главе 19-й о Макарии Александрийском во второй редакции сказания иначе расположены и сделаны вставки из Истории Египетских монахов, именно вставлены буквально сказания о свидании Макария с Антонием или о засохших пальмовых ветвях и об искушении Макария представленным от диавола верблюдом со съестными припасами, равно сказание о кисти виноградной, обошедшей всю братию и никем нетронутой. Означенные сказания в Истории монахов отнесены Макарию Скитскому, а не Александрийскому. Вставлено также из Истории монахов сказание о трибунах, которое относится к обоим Макариям, но в Истории монахов отнесено действительно к Макарию Александрийскому . Всех означенных статей нет в чистой редакции Лавсаика. Поэтому несправедливо мнение, что в Историю монахов некоторые статьи внесены из Лавсаика, между тем как напротив вся почти История монахов по греческому тексту от начала до конца внесена в Лавсаик. Весьма труден вопрос о том, кому принесла гиена кожу овцы, за исцеление слепого ее детеныша, Макарию ли Александрийскому или преподобному Марку. В первой или чистой редакции порядок повествования такой: после рассказа Макария о борьбе с помыслом – идти ли ему в Рим, он рассказывает о чуде с Марком, что ангел подавал ему причастие и потом Палладий пишет о Марке, что он знал все Священное Писание и как он Палладий подслушивал разговор Марка с самим собою в келье, а после того Палладий говорит: рассказывал нам Пафнутий слуга Христов, ученик сего доблестного подвижника, следует рассказ Пафнутия о принесении гиеною кожи Марку, а не Макарию; говорили, продолжает Палладий, что Марк никогда не плевал на землю, затем описаны лета и вид Марка, и рассказывается, что Палладий, в великой тоске пришедши, сказал ему: авва Марк, что мне делать и после ответа его, заключает сказание о Марке так: «из множества великих чудес славного и доблестного Марка только сии описал я тебе, христолюбивый и любознательный раб Божий». Так в обоих списках синодальних 165 и 191). В редакции восполненной сказание о Марке иначе расположено.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Наиболее ярко это видно в главе об авве Пахоне (cap. 23). После многих искушений блудной похотью Пахон услышал голос в сердце, сказавший ему: «Пахон, иди подвизайся (γωνζου), уповай не на свой образ жизни, а на помощь Божию». Успокоенный таким повелением, Пахон более не тревожился этой бранью (πολμου) [Butler, 1898–1904. II. P. 77] 580 . Нельзя также не отметить, что Палладий часто обозначает христианских подвижников «атлетами» там, где в значении «христианский подвиг» он использует термин θλος. Во введении он говорит, что кратко описал подвиги (θλοι) подвижников Христовых (τν το Χριστο θλητν) [ibid. P. 5]. Вполне возможно, что, используя «атлетическую» лексику, Палладий хотел выделить наиболее известных египетских монахов именно как борцов с дьявольскими искушениями. С тем же значением используется θλητς в главе о преп. Макарии Александрийском (cap. 18). В эпизоде, где преп. Макарий посетил могилу волхвов (μγοι) Ианния и Иамврия 581 , его искушал демон, «вечно враждующий против подвижников (τος θλητας) Христовых» [ibid. P. 49]. Что же касается употребления, собственно σκησις в «Лавсаике», то оно, как нам представляется, более последовательно, чем в «Житии св. Антония» очерчивает круг значений «особого, монашеского образа жизни, сопряженного с телесными и духовными трудами» 582 . Часто Палладий использует термин πολιτεα, употребляя его как полный синоним σκησις в значении «монашеский образ жизни». Так, во введении, он говорит о мужах и женах, «подвизавшихся в высоком житии» (κραν πολιτεαν ξασκησαςν) [Ibid. P. 4], в 18-ой главе преп. Макарий Александрийский называет свой образ жизни πολιτεα 583 , наконец, Палладий использует тот же термин для обозначения подвижничества свв. Моисея и Павла Фермейского (cap. 19, 20 – Butler, 1898–1904. II. P. 62 1 2 ,19 ]. Πολιτεα употребляется в «Лавсаике» синонимично другому, более узкому значению σκησις – отдельному телесному или даже духовному упражнению, своего рода правилу, которое тот или иной подвижник добровольно налагает на себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Макария Египетского. В старину, сомнение в аутентичности их не поднималось. Авторство Макария принималось на веру и в полном объеме. Но уже в XVIII в. были высказаны известные сомнения, которые с большими или меньшими оговорками принимались научными авторитетами более позднего времени. На Западе, Oudin  и Semler  первые выразились против аутентичности «Духовных омилий». По мнению этих ученых, «Беседы» предназначены для монахов общежительного монастыря, типа Пахомиевых общежитий, а не для отшельников, населявших египетскую пустыню, среди которых жил Макарий Египетский. Послание св. Макария меньше возбуждает сомнений в своей подлинности. С другой стороны, и в Греции, как свидетельствует проф. Диовуниотис  , в том же XVIII веке тоже возникло сомнение в подлинности произведений преп. Макария. Рукопись (Афинск. Универс. библ. 1267), датируемая 1783 г., и Афонская рукопись (по каталогу Ламброса 6026.), писанная в том же XVIII в., содержат рассуждение некоего пелопонисского дидаскала Неофита, подвергающего все литературное наследие Макария, кроме «Апофтегмат», сомнению в подлинности, по причине якобы мессалианских идей, в них содержащихся. Русская богословская литература сравнительно мало сделала для определения авторства и времени написания «Макариан». Наша библиография может быть сведена к следующим произведениям: 1. Анонимная статья, принадлежащая, как установлено, проф. прот. Г. П. Павскому, «Краткие исторические сведения о св. Макарии Египетском и св. Макарии Александрийском» в «Христ. Чтении» за 1821 г., стр. 3–15. 2. Анонимная статья в «Воскресном Чтении». 3. Иеромонах Григорий (Борисоглебский) напечатал в «Богосл. Вестнике» за 1892 год (ноябрь, стр. 205–224.) свою вступительную лекцию в Моск. Дух. Академии «Возрождение, по учению преп. Макария Египетского». 4. Архим. Палладий: «Новооткрытые сказания о преп. Макарии Великом по коптскому сборнику». 1898 г. 5. Проф. И. В. Попов: «Мистическое оправдание аскетизма в творениях Макария Египетского» в «Бог. Вестн.» за 1904 (ч.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Историческое учение об Отцах Церкви Филарета, архиепископа Черниговского. Т. 2. СПб. 1852. «Христианское чтение» за 1821 год. Ч. 2. Краткое историческое сведение о св. Макарии Египетском и св. Макарии Александрийском (с. 3–15). Достопамятные предания о Макарии Египетском (с. 60–83). История Православного монашества на Востоке. Ч. 2. Сочинение профессора Московской Духовной академии Петра Казанского . М. 1856. Порядки и обычаи, соблюдавшиеся при сказании проповедей в древней Церкви (в III–V вв.). «Труды Киевской Духовной академии». 1885. Апрель. Западная средневековая мистика. А. Вертеловского. Журнал «Вера и разум». 1886. Июнь. Обозрение догматико-аскетического учения в творениях преп. Макария Египетского . «Воскресное чтение». 1848. 36, 40 и 41. Очерки из истории христианской проповеди. Представители нравственно-аскетического типа проповеди на Востоке в IV в. Н. Барсова . Журнал «Вера и разум». 1889. Т. I.Ч. 1. «Ярославские епархиальные ведомости». 1884. С. 293, 301, 337, 348, 361, 401. Московский Священный Кремль и его святыни Спасская башня 1029 Кто из русских не знает или не слышал о Спасских воротах Кремля? Когда мы еще были в школе, нас знакомили с ними и в истории и стихах. «Шапки кто гордец не снимает у святых Кремля ворот?» – лепечут детские уста в школах, повторяя слова одного из наших родных поэтов. На виду Спасских ворот прошла почти вся наша русская история и гражданская, и церковная. Они были свидетелями многого славного, а вместе и тяжелого, скорбного. Тут проезжали и проходили наши Цари, выступая против врагов и торжественно возвращаясь с победой. Этими воротами вошел Михаил Феодорович, и после него совершали торжественные въезды все русские Цари и Императоры для священного коронования; этими воротами были внесены в священный Кремль и все наши великие святыни: чудотворная икона – Владимирская из г. Владимира, Благовещенская из г. Устюга, Спаса Нерукотворного из Новгорода и Вятки, св. Николая из Вятки и Гостуни, а также честные мощи благоверного Князя Михаила и боярина его Феодора из Чернигова, Царевича Димитрия из Углича, Святителя Филиппа из Соловецкого монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Преподобный Макарий Египетский . Том первый. Жизнь и творения преподобного Макария Египетского . Исследование проф. Петербургской Духовной Академии Александра Бронзова . 1890 год. Учение о благодати Божьей в творениях древних св. отцов и учителей Церкви до бл. Августина. Историко-догматическое исследование А. Катанского . Добролюбие в русском переводе, дополненное. Том первый. Издание 2 – е Афонского Пантелеимонова монастыря. Москва 1883 г. Жизнь человека, его смерть и воскресение по беседам, посланиям и словам пр. Макария Египетского . Н. Кратирова. Православный Собеседник за 1899 год. Март. Возрождение по учению преп. Макария Египетского арх. Григория. 1892 г. Отдельная брошюра. Догматические основы христианского аскетизма но творениям восточных писателей – аскетов IV века. Сочинение Павла Пономарева. Казань 189-й год. Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского . Издание шестое. Москва. 1899 год. Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского . Издание Московской Синодальной Типографии 1904 год. Учение св. отцов подвижников о благодати Божьей спасающей человека. Д. Имшепецкого. 1853. Киев. Лавеаик и история египетских монахов. Архимандрита Серия. Чтение в обществе любителей духовного просвещения 1882 г. Февраль. Историческое учение об отцах Церкви Филарета Архиепископа Черниговского. С. – Петербург. 1852. Том 2-й. Христианское чтение за 1821-й год. Часть 2-я. Краткое историческое сведение о св. Макарии Египетском и св. Макарии Александрийской 3–15 стр. Достопамятные предания о Макарии Египетском 60–83 стр. История православного монашества на Востоке. Часть 2-я. Сочинение проф. М. Д. Академии Петра Казанского . Москва. 1856 г. Порядки и обычаи, соблюдающиеся при сказании проповедей в древней Церкви, (в III –V вв.). Труды К. Д. Академии 1885 г. Апрель. Западная средневековая мистика. А. Вертеловского. Журнал Вера и Разум за 1886 год. Июнь. Обозрение догматико – аскетического учения в творениях преп. Макария Египетского . Воскресное Чтение за 1848-я год. 36, 40 и 41-й

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

179. Скит — пространная равнина, на 24 часа пути от горы Нитрийской. В " Луге Духовном " о скитских подвижниках: " Поверьте, чада, мне, старику, что прежде у скитских иноков наблюдалась великая любовь, и строгое воздержание, и дар разумения. И я застал еще там старцев, которые вовсе не принимали пищи, если кто-нибудь заходил к ним " . Гл. 54 нового перевода. Основателем пустынножительства в скиту был св. Макарий Египетский. 180. Не понимаем, каким образом автор статьи в " Чтениях общества любителей духовного просвещения " " Лавсаик и история египетских монахов " пришел к ошибочному заключению, будто все, что здесь говорится о Макарии Александрийском, у Руфина отнесено к Макарию Скитскому, т.е. к Египетскому. Дело в том, что у Макария Александрийского было три кельи: одна в Ските, другая в пустыне Келий, третья в Нитрии. В скитской келье он проводил Четыредесятницу. Там его могли видеть и наши путники. 181. О чудесах св. Макария Египетского и св. Макария Александрийского Палладий в " Лавсаике " , гл. 18: " Опасаюсь повествовать и писать о тех многих, великих и для неверующего почти невероятных подвигах, которыми наполнена добродетельная жизнь святых и бессмертных отцев: Макария Египетского и Макария Александрийского, мужей доблестных и подвижников непобедимых. Опасаюсь, чтобы не почли меня лжецом. А изречение Духа Святого ясно показывает, что Господь погубит всех, говорящих ложь " . 182. По нашему мнению, только автор настоящего труда мог отсылать читателя к своему же сочинению в таком тоне, как здесь это сказано. О Макарии говорится в 4 и 8 главах. " Найдет, кто поищет... " 183. Память св. Аммона — 4 октября. По Тильемону, кончина его последовала между 340 и 345 гг. (VII, 158); по другим — в 350 году. См. о нем у Сократа, " Церковная История " IV, 23; у Созомена, кн. I, гл. 14; у Кассиодора в Historia tripartita. I, 11, в Vita S. Antonii, 32. Подробнее — см. в " Истории православного монашества на Востоке " . Ч. II, 1—20. Его поучения изданы Воссием в приложении к II тому сочинений св. Ефрема Сирина. Colon. Agrip. 1695. 499—503, под заглавием: Sancti Abbatis Ammonis capita paraenetica decem. et novem. См. также в 8 гл. " Лавсаика " , греческий менологий под 4 октября и др.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/956/...

Византийские e jhm ai. Ъ. – Ы. Как кончил Диоскор? Легенда о Диоскоре (её вариации) для характеристики монофизитской полемики, а) Страдал ли Диоскор от светской власти и считал ли себя гонимым ею? б) Страдал ли Диоскор за веру? Он низложен ob contumaciam. Его мнения о «томосе» не спрашивали (один неясный поступок Диоскора). В изгнании. – Ь. Как кончил Макарий? Он не присутствовал на соборе. Возможность страдальческого конца. Церковь св. Иоанна и её история. К вопросу о времени хиротонии св. Протерия. А 46 . n. 1. Города Ткоу. Tkwoy. Ревилью аподиктично передает это название словом „Antaeopolis“ и говорит о Макарии как об одном из сподвижников св. Кирилла александрийского в Ефесе в 431 г. Не имея серьезных оснований думать, что последнее сообщение французский египтолог заимствует из коптского текста, мы можем и отожествление Ткоу с Антеополем принять лишь по устранении сделанных против этого возражений. Один из современных болландистов (van Hecke?), коснувшись под 24 октября 47 вопроса о нашем Макарии, выставляет мнение, что он был епископом города Атку близ Александрии, а не Антеополя в далекой Фиваиде, находя, что эта близость мест лучше всего объясняет союз Макария с Диоскором. Ученый иезуит имел перед собою три варианта названия кафедры Макария: „episcopus Tacu“ 48 , „Atacuae“ 49 , „Kawi“ 50 и в пользу предлагаемого отождествления с „Atku“ сослался на авторитет не менее как самого Шампольона. Дополнив число вариантов еще тремя: „Atku“ 51 „Caw“ 52 и „Qau“ ( ) 53 , представим разъясняющую вопрос справку. а) Копто-арабские словари (так называемые Scalae) слово передают по-арабски во-первых словом „Qau“, поясняя его чрез 54 , во-вторых словом „Atku“ („Atqu?“) 55 . б) В настоящее время в Египте известны два относящиеся к нашему вопросу местности: одна под 26°53» сев. шир., 49°15» вост. долг. от Ф., называемая Qau-el-kebir, другая под 31°18» с. ш., 47°57» в. д., называемая Atku ( ) 56 или Edqu ( ) 57 . в) Тождество города Кау-эль-кебир с древним Антеополем не подлежит никакому сомнению: развалины эпохи птолемеев с греческими надписями доказывают это монументально 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

– Как тебе кажется, брат? Ты опечалился из-за утраты лука и чеснока? Или возроптал на меня и осудил за то, что я их выдернул? Как ты чувствуешь, брат? Монах Нафанаил ответил старцу: – Преподобный отец настоятель, я и не опечалился, и не взволновался, и не осудил тебя, но сказал себе: если старец находит это должным, значит, он, без сомнения, сделал лучше, чем сделал бы я. Так просветил тебя сделать Бог, да будет Он благословен! Награда за послушание Монах Нафанаил за самоотвержение, послушание старцу Варнаве и исполнение его поведений дошел до такой высоты добродетели, что многократно был восхищаем умом в небесное. Вследствие этих состояний Бог сподобил его ведения Его тайн. Ибо на одном из бдений отцов в каливе Введения во храм Пресвятой Богородицы, находившейся пониже кириакона, в тот момент, когда читалось Шестопсалмие утрени, отец Нафанаил был восхищен умом и неподвижно простоял в стасидии до девятой песни, когда отцы запели «Честнейшую Херувим…». В этот миг он очнулся, осенил себя крестным знамением и сказал: – Слава Тебе, Господи, что пришел ко мне! Таково было воздаяние за истинное послушание, которое Бог увенчивает благодатями и дарами духовными . (Окончание следует) Рейтинг: 9.8 Голосов: 757 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Греческое название города Айвалык на западе Турции.  Двухтомный «Новый Афонский патерик», кратко сообщающий о старце Варнаве, говорит, что он родился в 1914-м г. в селении Мадито, ныне г. Эджеабат, на северо-западе Турции.  См.  Лавсаик . О Макарии Александрийском.  Древний патерик. Гл 4, 30 (27); Достопамятные сказания. Об авве Макарии Египетском, 16.  Не приготовленную на огне и не содержащую растительного масла и иных жиров.  Из книги « Монах Андрей Святогорец.  Патерик Святой Горы» ( Monahul   Andrei   Aghioritul.  Patericul Sfântului Munte. Editura Sophia, 2013, p. 219–233). скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии р. Б Сергий 11 декабря 2019, 06:57 Спаси Господь Вас за статью, за утешение! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю:

http://pravoslavie.ru/124894.html

5/18 Крещенский сочельник. 6/19 БОГОЯВЛЕНИЕ (КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ) 7/20 прор. Иоанна Крестителя, Предтечи Господня (ум. ок. 28–29). 9/22 Свт. Филипп Московский (1507–1569), глава Русской церкви, подвижник, борец против тирании Ивана Грозного. 10/23 Свт. Григорий Нисский (335–395), брат свт. Василия Великого, богослов, экзегет, философ. 11/24 Прп. Феодосии Великий (ум. 529), уроженец Малой Азии, один из основателей общежительного монашества–на Востоке, подвизался в Палестине. 12/25 Свт. Савва Сербский (1175–1235), первый епископ Сербской церкви. 14/27 Равноап. Нина (Нино), просветительница Грузии (ум. ок. 335). 15/28 Прп. Павел Фивейский (IV в.), первый отшельник Египта. 16/29 Поклонение веригам ап. Петра: праздник установлен в память о темничных узах ап. Петра. 17/30 Прп. Антоний Великий (ум. ок. 356), уроженец Египта, один из основателей монашества. 18/31 Свт. Афанасий Великий (296–373), уроженец Египта, патриарх Александрии, борец против арианства. 19/1 фев. Прп. Макарии Египетский (300–390), один из основателей монашества. Прп. Макарии Александрийский, ученик Макария Египетского (ум. ок. 395). 21/3 фев. Прп. Максим Исповедник (580–662), византийский подвижник, богослов–мистик, борец против ереси монофелитов. 22/4 фев. Ап. Тимофей, спутник и помощник ап. Павла. 25/7 фев. Свт. Григорий Богослов (329–389), патриарх Константинопольский, богослов, поэт, сподвижник свт. Василия Великого. 28/10 фев. Прп. Ефрем Сирин (306–373), уроженец Месопотамии, подвизался в г. Нисибине и Эдессе; гимнотворец, толкователь Св. Писания. 30/12 фев. Святт. Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст (праздник «трех святителей»). «Собор» — в данном случае значит молитвенное «собрание» в честь памяти святого. Февраль 1/14 Мчц. Филицитата и Перпетуя (202). Повествование об их кончине — один из древнейших подлинных документов о мучениках. 2/15 СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ. 3/16 Прав. Симеон и Анна (см. Лк 2, 25–38). Равноап. Николай Японский (ум. 1912), основатель Православной церкви в Японии. Прп. Исидор Пелусиот (ум. ок. 440), уроженец Египта, подвижник, богослов. Его литературное наследие составляют многочисленные письма.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

70. Ant I, 14/Пс 48:8 и след. – В пер. П. А. Юнгерова: Брат не изба­вит, избавит ли [вообще] человек? Не даст он Богу выкупа за себя и цены, искупления души своей, [хотя бы] он и трудился вечно. Будет [ли] жить до конца, не увидит погибели? 71. Ant I, 22/Притч 1211. 72. Ant I, 2/Исх 38:8. – В синод, пер. иначе: И сделал умывальник из меди и подножие его из меди с изящными изображениями, украшаю­щими вход скинии собрания. 73. Ant I, 65/Евр 12:11. 74. In Prov 1, 2: Géhin, 3. 75. Изображение монашеской жизни. 10 (Добротолюбие. T. 1. С. 597). 76. Ant I,43/Иер 15:15. 77. Ant I, 57/2Кор 5:1. 78. Vita С. 79. Монах. 33 (Творения... С. 101). 48 80. Ant I, 56/2Кор 4:16. 81. Ant I, 59/2Кор 12:10. 82. Достопамятные сказания. Об авве Исааке, пресвитере из Келий, 10. 83. Монах. 7 (Творения... С. 96 сл.). 84. Лавсаик. 7. О Нитрийских подвижниках. 85. Достопамятные сказания. Об авве Макарии Египетском, 8. 86. Ant I, 52/Рим 13:14. 87. Ant I, 53/Рим 14: 2. 88. Ant I, 54/1Кор 9:25. 89. Vita С. 90. Достопамятные сказания. Об авве Арсении, 19 91. Ant VIII, 54/Рим 14:3в. 92. Ant I, 53/Рим 14:3а. 93. Лавсаик. 19. О Макарии Александрийском. 94. Agape – любовь (грен.). 95. Ant I, 32/Сир 4: 25. – Пер. с греч. архиеп. Агафангела (Соловье¬ва). В церк. слав, пер.: Есть 6о стыд наводяй грех, и есть стыд слава и благодать. 96. Ant I, 25/Притч 19:10. 97. Ant I, 3/Притч 23:20 и след. 98. Ant I, 60/Еф 5:18 и след. 99. Прп. Венедикт (Бенедикт) Нурсийский (ок. 480–547) – православ­ный и католический святой, основатель Бенедиктинского ордена. Положил начало распространению монашеской жизни на Западе. – Примеч. пер. 100. К монахам. 39 (Творения... С. 131). 101. Там же. 40 (Там же). 102. Там же. 41 (Там же). 103. Там же. 42 (Там же). 104. К монахам. 43 (Творения... С. 131). 105. Там же. 44 (Там же). 106. Ant I, 7/2Цар 3: 35. 107. Ant I, 13/Пс 37:19. 108. Ant I, 16/Пс 54: 23. 109. Ant I, 8/3Цар 17:14. 110. Ant I, 12/Пс 36:25. – В пер. с греч. П. А. Юнгерова: Юнейшим я был, и вот состарился, но не видел праведника покинутым и по­томства его просящим хлеба.

http://predanie.ru/book/219655-obyadenie...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010