Преподобный Макарий Великий, Египетский Преподобный Макарий Великий, Египетский , родился в селении Птинапор, в Нижнем Египте. По желанию родителей он вступил в брак, но скоро овдовел. Похоронив жену, Макарий сказал себе: " Внимай, Макарий, и имей заботу о своей душе, ибо и тебе предстоит оставить земную жизнь " . Господь наградил угодника своего долгой жизнью, но память смертная с тех пор постоянно была с ним, понуждая к подвигам молитвы и покаяния. Он стал чаще посещать храм Божий и углубляться в Святое Писание, но не уходил от своих престарелых родителей, исполняя заповедь о почитании родителей. По кончине родителей преподобный Макарий ( " Макарий " - с греч. значит блаженный) роздал оставшееся имение на поминовение родителей и стал усердно молиться, чтобы Господь указал ему наставника на пути спасения. Господь послал ему такого руководителя в лице опытного старца-инока, жившего в пустыне, недалеко от селения. Старец принял юношу с любовью, наставил его в духовной науке бдения, поста и молитвы и научил рукоделию - плетению корзин. Построив отдельную келлию недалеко от своей, старец поместил в ней ученика. Однажды в Птинапор прибыл местный епископ и, узнав о добродетельной жизни преподобного, поставил, против его воли, клириком местной церкви. Однако блаженный Макарий тяготился нарушением безмолвия, и потому он тайно ушел в другое место. Враг спасения начал упорную борьбу с подвижником, стараясь устрашить его, сотрясая келлию и внушая греховные помыслы. Блаженный Макарий отражал нападения беса, ограждаясь молитвой и крестным знамением. Злые люди воздвигли на святого брань, оклеветав в соблазнении девицы из ближнего селения. Его вытащили из келлии, били, издевались над ним. Преподобный Макарий нес искушение с великим смирением. Деньги, вырученные за свои корзины, он безропотно отсылал на прокормление девицы. Невинность блаженного Макария открылась, когда девица, промучившись много дней, никак не могла родить. Тогда она в муках исповедала, что оклеветала отшельника, и указала действительного виновника греха.

http://patriarchia.ru/db/text/909780.htm...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МАКАРИЙ ВЕЛИКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Макарий Великий Макарий Великий, Египетский ( IV в.), преподобный Память 19 января Родился в селении Птинапор , в Нижнем Египте . По желанию родителей он вступил в брак, но скоро овдовел. Похоронив жену, Макарий сказал себе: " Внимай, Макарий, и имей заботу о своей душе, ибо и тебе предстоит оставить земную жизнь " . Господь наградил угодника своего долгой жизнью, но память смертная с тех пор постоянно была с ним, понуждая к подвигам молитвы и покаяния. Он стал чаще посещать храм Божий и углубляться в Святое Писание, но не уходил от своих престарелых родителей, исполняя заповедь о почитании родителей. По кончине родителей преподобный Макарий раздал оставшееся имение на поминовение родителей и стал усердно молиться, чтобы Господь указал ему наставника на пути спасения. Господь послал ему такого руководителя в лице опытного старца-инока, жившего в пустыне, недалеко от селения. Старец принял юношу с любовью, наставил его в духовной науке бдения, поста и молитвы и научил рукоделию - плетению корзин. Построив отдельную келлию недалеко от своей, старец поместил в ней ученика. Однажды в Птинапор прибыл местный епископ и, узнав о добродетельной жизни преподобного, поставил, против его воли, клириком местной церкви. Однако блаженный Макарий тяготился нарушением безмолвия, и потому он тайно ушел в другое место. Враг спасения начал упорную борьбу с подвижником, стараясь устрашить его, сотрясая келлию и внушая греховные помыслы. Блаженный Макарий отражал нападения беса, ограждаясь молитвой и крестным знамением. Злые люди воздвигли на святого брань, оклеветав в соблазнении девицы из ближнего селения. Его вытащили из келлии, били, издевались над ним. Преподобный Макарий нес искушение с великим смирением. Деньги, вырученные за свои корзины, он безропотно отсылал на прокормление девицы. Невинность блаженного Макария открылась, когда девица, промучившись много дней, никак не могла родить. Тогда она в муках исповедала, что оклеветала отшельника, и указала действительного виновника греха.

http://drevo-info.ru/articles/8696.html

...Всякая душа, неосоленная Святым Духом, непричастная небесной соли, т. е. Божией силы, загнивает и наполняется великим зловонием лукавых помыслов; почему лице Божие отвращается от страшного смрада суетных помыслов тьмы и живущих в такой душе страстей; закрадываются в нее злые и страшные черви, т. е. лукавые духи и темные силы, питаются, гнездятся, пресмыкаются там, поедают и растлевают ее (прп. Макарий Египетский , 68, 7). Источник. ...Господь, – как скоро видит, что мужественно отвращается кто-нибудь от житейских удовольствий, от вещественных развлечений и забот, от земных уз и от кружения суетных помыслов, – подает таковому благодатную Свою помощь и непреткновенною соблюдает эту душу, которая прекрасно совершает течение свое в настоящем лукавом веке (прп. Макарий Египетский , 68, 24). Источник. ...Как пшеница в решете у просевающего бьется и взбрасываемая непрестанно в нем переворачивается, так князь лукавства земными делами занимает всех людей, колеблет, приводит в смятение и тревогу, заставляет приражаться к суетным помыслам, гнусным пожеланиям, земным и мирским связям, непрестанно пленяя, смущая, уловляя весь грешный род Адамов (прп. Макарий Египетский , 68, 40–41). Источник. Как от одного Адама распространился по земле весь род человеческий, так одна какая-то страстная порча проникла во весь грешный род человеческий, и князь злобы один в состоянии сеять всех непостоянными, вещественными, суетными, мятежными помыслами (прп. Макарий Египетский , 68, 41–42). Источник. ...Весьма многие из людей, хотя намереваются получить Царствие и желают наследовать вечную жизнь, однако же не отказываются жить по собственным своим хотениям и следовать сим хотениям, лучше же сказать, следовать посевающему в них суетное; и не отрекшись от себя, хотят они наследовать вечную жизнь, что – невозможно (прп. Макарий Египетский , 68, 45). Источник. ...Кто истинно отрекся от мира, подвизается, сверг с себя земное бремя, освободил себя от суетных пожеланий, от плотских удовольствий, от славы, начальствования и человеческих почестей и всем сердцем удаляется от сего, тот, когда Господь в сем явном подвиге помогает ему тайно, по мере отречения воли от мира, и когда сам он всецело, т.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Сердце твое – святой жертвенник: может ли... водворяться в тебе нечистая похотливость? В тебе священнодействует Дух Святый: должны ли... грехи и благоухание заменять смрадом нечистой похоти? (прп. Ефрем Сирин , 33, 350). Источник. Дивно сие, братия мои; весьма досточудно, возлюбленные мои; непостижимо для горних и неизреченно для дольних. Недоступный дня всякого ума входит в сердце и обитает в нем; Сокровенный от Огнезрачных обретается в сердце. Земля не выносит стопы Его; а чистое сердце носит Его в себе. Небо – маю для пяди Его, а сердце – обитель Его. Небо объемлет Он горстию Своею, и одна пядень пространства – жилище Его. Если распрострется – вся тварь не заключит Его в пределы свои; но если взыщет сердца, то и малое сердце вмещает Его. Малое место избирает в человеке для жилища Своего; и делается человек храмом Божиим, в котором обитает и пребывает Бог. Душа – храм Его, а сердце – святой жертвенник, на котором приносятся хвала, славословие и жертвы; иереем же бывает Дух, Который стоит и священнодействует там (прп. Ефрем Сирин , 33, 350). ...В том состоит чистота сердца, чтобы, видя грешников или немощных, иметь к ним сострадание и быть милосердым (прп. Макарий Египетский , 67, 114). Источник. ...В сердце есть какая-то беспредельная глубина; есть там и пиршественные горницы, и опочивальни... есть там рабочая храмина дел правды и неправды; есть там смерть, есть там и жизнь... (прп. Макарий Египетский , 67, 126). Источник. ...В сию меру не вдруг достигают люди, и то разве трудами, скорбию, великим подвигом. Ибо есть и такие, внутри которых, хотя соприсущна или действующая и упокоевающаяся в них благодать, пребывает и порок; и в одном сердце действенны два рода жизни – жизнь света и жизнь тьмы (прп. Макарий Египетский , 67, 150). ...Нелегкое дело – приобрести чистое сердце; много нужно человеку борения и труда, чтобы чистыми иметь совесть и сердце, и всецело искоренить в себе зло (прп. Макарий Египетский , 67, 205). Источник. ...Как земледелец печалится о скудной ниве, так и Господь скорбит о скудном и не приносящем плода сердце (прп. Макарий Египетский , 67, 246). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Воздержание от видимых худых дел не есть еще совершенство... но очищение ума – вот совершенство! (прп. Макарий Египетский , 67, 416). Источник. ...Все доброе приписывай Господу, а худое своей немощи (прп. Макарий Египетский , 67, 420). ...Кто хочет истинно благоугождать Богу, принять от Него небесную благодать Духа, возрастать и усовершенствоваться о Духе Святом, тот должен принуждать себя к исполнению всех заповедей Божиих и покорять сердце, даже против воли ... (прп. Макарий Египетский , 89, 205). Совершенные христиане, сподобившиеся войти в меру совершенства и соделаться приближенными Царю, всегда посвящают себя в дар Кресту Христову (прп. Макарий Египетский , 89, 264). Источник. не вдруг достигают люди, и то разве трудами, скорбью, великим подвигом (прп. Макарий Египетский , 89, 265). В том, что прекрасно по естеству, хотя и невозможно улучить все, для имеющих ум великая выгода не остаться не улучившим и части. Посему должно прилагать все тщание о том, чтобы не вовсе лишиться возможного совершенства, но столько приобресть оного, сколько успеем узнать искомое. Ибо, может быть, иметь у себя прекрасное для того, чтобы всегда желать, приобрести его еще больше, есть уже совершенство человеческой природы (свт. Григорий Нисский , 18, 227). Источник. ...Совершенная жизнь такова, что никакое описание совершенства не останавливает дальнейшего преуспеяния в оной, но непрестанное возрастание в усовершении жизни для души есть путь к совершенству (свт. Григорий Нисский , 18, 373). Источник. ...Кто в течение всей жизни достигает большей и большей высоты... многими восхождениями, тот не сомневался стать еще выше себя самого, так что жизнь его, подобно орлу, во всем, думаю, усматривается надоблачною, превыспреннею, парящею в эфире мысленного восхождения (свт. Григорий Нисский , 18, 373). ...Вот в подлинном смысле совершенство – не раболепно, не по страху наказания удаляться от порочной жизни, и не по надежде наград делать добро, с какими-нибудь условиями и договорами торгуя добродетельною жизнью; но теряя из вида все, даже что по обетованиям соблюдается надежде, одно только почитать для себя страшным – лишиться Божией дружбы, и одно только признавать драгоценным и вожделенным – соделаться Божиим другом, что, по моему рассуждению, и есть совершенство жизни (свт. Григорий Нисский , 18, 379). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В том же 1815 году 7 марта инок Мелхиседек был пострижен в мантию с именем Макарий в честь преподобного Макария Египетского и рукоположен в диаконский сан. С 1817 году монах Макарий перешел на жительство в келлию старца схимонаха Афанасия, ученика преподобного Паисия Нямецкого, и под его руководством стал углубляться в изучение святоотеческих творений, которые имелись у старца Афанасия на церковнославянском языке в переводе преподобного Паисия. По благословению старца отец Макарий читал и переписывал рукописи преподобного Паисия и его учеников, в первую очередь их переводы с греческого творений святых отцов. В 1817 году иеродиакон Макарий получил священство, а место настоятеля занял воспитанник старца Василия (ученика преподобного Паисия), бывший строитель Белобережской пустыни иеромонах Серафим, который усердно заботился о внутреннем устроении обители, в частности ввел в употребление киевский напев. Отец Макарий по слабости здоровья сложил с себя должность ризничего, но продолжал помогать обители то в письмоводстве, то опытными советами; в церкви помогал в пении и чтении и, будучи хорошо знаком с киевским пением, находил его вполне соответствующим своему пустыннолюбивому духу и так сроднился с ним, что позже, управляя Оптинским скитом, ввел там некоторые его элементы — такие, как, например, пение на подобны. В 1826 году отец Макарий был назначен благочинным монастыря. В 1824 году он впервые посетил Оптину пустынь, а в 1827 году отец Макарий был назначен духовником Севского Троицкого девичьего монастыря. В 1828 году в Площанскую пустынь прибыл преподобный Леонид (в схиме Лев) вместе со своими учениками и, пожив здесь около полугода, перебрался в место своих последних подвигов — в Оптинский скит. Сближение с этим великим старцем оказало большое влияние на отца Макария, который спешил как можно больше воспользоваться его духовными дарованиями, советом, наставлением и утешением. После отбытия преподобного Льва отец Макарий продолжал сним духовное общение посредством переписки. В Площанской же обители окончил свои дни и старец Василий (Кишкин). В 1834 году преподобный Макарий слезно простился с обителью, в которой подвизался 23 года, и отправился в Оптину пустынь к своему новому руководителю, преподобному старцу Льву Оптинскому.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1307...

За свою великую подвижническую жизнь св. Макарий получил дар чудотворения, так что даже воскрешал мертвых. Однажды Макарий услышал голос: «Ты не сравнялся добродетельной жизнью с двумя женщинами, которые живут вместе в ближнем городе». Макарий пошел и отыскал женщин. «Расскажите, как вы живете», – спросил их Макарий. Женщины сказали, что они жены двух родных братьев, живут вместе 15 лет и живут так, что никогда не ссорилась между собой и не сказали обидного слова одна другой; что они просили мужей отпустить их в монастырь, но те не согласились; что они избегают пустословия и рассеянности. Выслушав рассказ, св. старец сказал: «Поистине везде и всякому можно спастись, и Бог поможет, было бы только желание спасения». Раз Макарий застал в своей келье вора. Святой не показал вида, что он хозяин, помогал вору брать вещи и даже проводил его, сказав в себе: «Ничего я не принес в этот мир, ничего и не возьму». Св. Макарий умер в 391 г., имея около 90 лет. Перед смертью явился ему ангел и сказал: «Иди в вечную жизнь с нами». Макарий простился с иноками, помолился и испустил дух. Св. Макарий оставил много сочинений. Преподобный Макарий Александрийский был современником и другом св. Макария Египетского . До 40 лет он занимался торговлей, затем крестился и удалился в пустыню. Через несколько лет подвижнической жизни он был посвящен в сан пресвитера и поставлен настоятелем монастыря «Кельи», находившегося в египетской пустыне, между Нитрией и Скитом. Св. Макарий Александрийский , подобно Египетскому, был великим и учительным подвижником и сотворил много чудес. Услышав о каком-нибудь особенном подвиге того или другого инока, старался подражать ему в этом подвиге. Так, слыша, что некий инок употребляет в один день только один фунт хлеба, он ел столько же и даже меньше. Захотелось ему как можно меньше спать, для этого он 20 суток оставался под открытым небом, терпя днем солнечный жар, а ночью холод. Чтобы умертвить в себе плотскую страсть, он садился в болото нагим и давал комарам жалить тело свое.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Поскольку дары велики, то невозможно найти достойных трудов. Но велики должны быть вера и надежда, чтобы ими, а не трудами измерялось воздаяние (прп. Макарий Египетский , 68, 329–330). Источник. Источник. ...Труды молитвы, и поста, и прочих дел должно переносить с великим удовольствием и благою надеждою, цветы же и плоды трудов признавать действиями Духа (прп. Макарий Египетский , 68, 341). Источник. Источник. ...Неполезно для тебя беструдное приобретение благ (прп. Макарий Египетский , 68, 395). Источник. Источник. Всякое видимое в мире дело делается в надежде получить пользу от трудов. И если кто вполне не уверен, что насладится трудами, то неполезны ему и труды (прп. Макарий Египетский , 90, 212). Источник. Источник. ...Кто не пренебрегает меньшими делами, тот покажет великую ревность и о величайших, а кто пренебрегает первыми, тот оставит и последние (свт. Иоанн Златоуст , 45, 35). Источник. Источник. Не будем охуждать труд, не будем пренебрегать работою; потому что от них мы получаем, еще прежде Царствия Небесного, величайшую награду – сопровождающее их удовольствие... но что еще важнее удовольствия – самое цветущее здоровье (свт. Иоанн Златоуст , 46, 40). Источник. Источник. ...Бог наложил на человека труд не в наказание и мучение, но для вразумления и научения его (свт. Иоанн Златоуст , 46, 40). Хотя наказанием и мучением кажутся слова: в поте лица твоего снеси хлеб твой ( Быт. 3, 19 ), но на самом деле они – некоторое внушение, и вразумление, и врачевство против ран, происшедших от греха (свт. Иоанн Златоуст , 47, 188). Источник. Что узда для коня, то работа для нашей природы (свт. Иоанн Златоуст , 47, 188). Источник. Источник. Для того нам и даны руки, чтобы мы и себе помогали, и увечным по телу доставляли, по возможности, все необходимое из нашего имущества... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 189). Источник. Источник. ...Через занятие работой мы и дурные помыслы легко исторгнем из души, и будем помогать нуждающимся, и не станем беспокоить двери других, и исполним закон Христов, который говорит: блаженнее есть паче даяти, нежели приимати ( Деян. 20, 35 ) (свт. Иоанн Златоуст , 47, 189). Источник. Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Под руководством опытного старца-инока он научился молиться и плести корзинки для продажи. Добродетельная жизнь Макария, его благочестивые, мудрые наставления привлекли к нему внимание окрестных жителей, и ему пришлось искать уединения в другом месте. Молодой подвижник отправился к преподобному Антонию Великому , отцу египетского монашества, о котором слышал, еще живя в миру. Авва Антоний с любовью принял Макария, который стал его преданным учеником и последователем. Поучаясь духовному деланию, преподобный Макарий жил с Великим Антонием до своего тридцатилетия. Тогда по совету святого аввы Антония, Макарий удалился в дикую, песчаную Скитскую пустыню (в северо-западной части Египта) с редкими ручьями плохой воды, куда добраться можно было только по звездам. Уже в первые годы подвижнической жизни Макария называли отроком-старцем, к которому собралось много ревнителей благочестия. В 40 лет он стал настоятелем (аввой) иноков, живших в Скитской пустыне, – тогда он уже имел дар чудотворений и пророчества. Однажды воскресил он мертвого, чтобы доказать еретикам бессмертие души. В другой раз он воскресил мертвого, чтобы узнать, был ли виновником его смерти обвиняемый, и мертвый ясным голосом из гроба признал невинным. Так чудотворец Макарий спас невинно осужденного. Однажды преподобный разговаривал с черепом главного языческого жреца, который рассказывал о своих мучениях и о более тяжких и лютых, постигших тех, кто познал имя Божие, но отверг Его и заповеди Его не соблюдал. Несмотря на такую высоту достигнутого богоподобия, авва Макарий продолжал сохранять необыкновенное смирение. Когда число братии умножилось, Макарий воздвиг для них четыре храма, которые имели особых пресвитеров. Все отшельники жили в особых кельях, отделенных одна от другой. Сам Макарий жил также отдельно в глубокой пустыне и имел при себе только двух учеников; один принимал приходящих, другой жил около него в особой келлии. От собственной кельи Макарий прокопал подземный ход, длиною в полстадии (около ста метров), и на конце его устроил небольшую пещеру. Когда приходящие сильно беспокоили его, он удалялся этим ходом в свою пещеру, и никто не знал, куда он уходил… Святой Макарий вкушал пищу только раз в неделю.

http://azbyka.ru/fiction/detskaya-pravos...

На основании одного места 364 в CM можно предположить 365 , что автор, как и Макарий Египетский , имел священнический сан. Однако сходство со знаменитым аввой на этом заканчивается. Монастырь, настоятелем 366 которого был автор CM, устроен как типично общежительный (киновия), в то время как Макарий Египетский знаменит как основатель (ок. 330 г.) раздельного жития в Скитской пустыне (откуда сам образ подвижничества стал называться скитским) – более сурового по сравнению не только с общежительными пахомиевскими монастырями, но и с келлиотским житием, организованным в Нитрии прп. Аммоном. Скит находился пятьюдесятью километрами южнее Нитрии и являлся местом уединенным, вода была там редка и горька, а дорога к нему лежала через пустыню. Путешествие туда было опасным даже из Нитрии: сбившись с едва заметной тропинки, ориентироваться приходилось только по звездам 367 . Древняя литература не оставила нам сведений о Ските. Возможно, что впоследствии Скит заимствовал некоторые установления Нитрийской пустыни, где кельи строились на расстоянии голоса, а по воскресениям монахи собирались вместе на богослужение 368 , но каждый заботился сам о своем пропитании и имел для этого у себя в келье все необходимое 369 . В монастыре же, описываемом в Корпусе 370 , напротив, послушания разделены между монахами 371 , придерживающимися строгого нестяжания – в их собственном распоряжении нет ничего, кроме одежды 372 . Общежительному характеру монастыря отвечает проповедь 373 на Рождество 374 ; основную часть CM составляют беседы с реально присутствующими людьми 375 . Аудитория была не слишком образованная или не имеющая жизненного опыта, скорее греко-язычная, поскольку в Корпусе переводятся на греческий как сирийские, так и латинские слова 376 . Этимологии даются также греческие (например, Спаситель от спасения) 377 . Можно даже приблизительно определить количество (около 30 человек 378 ) и возраст монахов монастыря (приблизительно 20 лет 379 ). Авторитет автора был довольно широким и не ограничивался стенами его монастыря: CM был распространен в Сирии и Малой Азии; Великое послание адресовано не только монахам, но и монахиням 380 . Связи автора CM с каппадокийцами (свв. Василием Великим и Григорием Нисским ), а также ряд косвенных признаков 381 позволили В. Дэпрэ считать, что монастырь располагался в районе Малой Азии (предположительно, Каппадокии). Против сирийского происхождения бесед Пс.-Макария свидетельствует, помимо греческого языка оригинала, и то, что на сирийский язык были переведены далеко не все слова Корпуса. Наиболее ранние влияния CM (свт. Диадох Фотики йский , Житие Ипатия, слова аввы Исаии , возможно прп. Кассиан и, без сомнения, св. Григорий Нисский ), а также направление распространения рукописной греческой традиции также указывают, по мнению В. Дэпрэ, на Малую Азию и Средиземноморье.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010