Здесь имеются в виду слова «Боже, милостив буди мне грешному!» 387 , которые являются свободной формулировкой 9 стиха 78 псалма. Аммон – непосредственный ученик Антония Великого , в чьем житии, написанном Афанасием Великим , мы читаем, что этот «первенец анахоретов» (Евагрий) не только «непрестанно молился» 388 , но и отражал неистовые нападения бесов краткими стихами псалмов 389 . От другого ученика Антония – Макария Египетского , учителя Евагрия, осталось следующее изречение: Некоторые спросили авву Макария: «Как следует нам молиться?» Старец ответил им: «Не нужно многословия 390 , но следует, простерши руки свои, сказать: «Господи, как Ты желаешь 391 и как знаешь 392 помилуй меня! 393 .Когда же приходит искушение, достаточно сказать: «Господи, помоги мне!» 394 . Ибо Он знает, что необходимо нам и ниспосылает милость» 395 . Этим простым призыванием «Господи, помоги мне» хананеянка, «нечистая язычница», превозмогла даже первый отказ Христа. Как показывают эти немногие примеры, существует непрерванная традиция «египетских братьев» (Августин), которая восходит к самому Антонию Великому ; и даже более того, она идет еще глубже, ко времени самого Христа. Рассматривая свидетельства об этих «кратких молитвенных призываниях», донесенные до нас различными текстами, мы видим, что при всем различии форм им присущ общий дух. Все они вместе – это вопль о помощи со стороны искушаемого человека: «Боже, милостив буди мне грешному!» 396 , «Господи, помилуй меня!», «Господи, помоги мне!» 397 , «Сыне Божий, помоги мне!» 398 , «Сыне Божий, помилуй мя!» 399 , «Господи, избави мя от лукавого!» 400 Так становится понятным, что имел в виду Евагрий, когда советовал молиться «не как фарисей, но как мытарь» 401 , тот евангельский мытарь, что, бия себя в грудь, из глубины сердца исповедал себя грешником, чья единственная надежда была на прощение Божие 402 . Дух, общий всем этим кратким молитвенным призываниям – это дух метанойи, дух раскаяния, сокрушения и обращения. Именно этот дух способен принять «радостную весть» «примирения во Христе» 403 :

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

2,1 II, 9, 1 Духовное действие Божией благодати в душе совершается с великим долготерпением, премудростью и таинственным домостроительством, когда человек с великим терпением подвизается в продолжение времен и сроков 3687 . И дело благодати тогда уже оказывается в нем совершенным, когда свободное произволение его, по многократном испытании, окажется благоугодным Духу и с течением времени покажет опытность и терпение. Ясные образцы сего порядка представим из Богодухновенных Писаний 3688 . 2,2 II, 9, 2 Утверждаемое мною подобно тому, что было с Иосифом 3689 . Чрез столько времени и чрез столько лет совершилось определение Божией о нем воли! А прежде в скольких трудах, скорбях и теснотах испытан был Иосиф! И когда все претерпел доблестно, во всем оказался благоискусным и верным Богу рабом, тогда стал царем Египта, и препитал род свой, и исполнились и пророчество видений, и та воля Божия, о которой задолго по великому смотрению было предречено. 2,3 II, 9, 3 Подобное сему было и с Давидом 3690 . Бог чрез пророка Самуила помазал его в царя. И когда был он помазан, тогда, гонимый Саулом, должен был спасаться от смерти бегством. И где Божие помазание? Где скорое исполнение обетования? Ибо как скоро помазан – стал терпеть жестокие скорби, удаляясь в пустыни, не имея даже насущного хлеба и спасаясь бегством к язычникам от Саулова против него злоумышления. Видишь, в каких скорбях пребывал тот, кого Бог помазал в царя! Потом, когда многие годы был испытываем и искушаем, терпел скорби и переносил их великодушно, раз и навсегда вверившись Богу и себя самого удостоверив: «Что сотворил со мною Бог пророческим помазанием и о чем сказал, что будет это со мною, то несомненно должно исполниться», – [тогда уже] за многое долготерпение совершилась, напоследок, воля Божия, и после многих испытаний воцарился Давид 3691 , и явственным стало тогда Божие слово, и помазание, совершенное пророком, оказалось твердым и истинным. 2,4 II, 9, 4 Подобное сему было и с Моисеем. Бог, предуведав и предопределив 3692 его в вождя и избавителя народу, сделал, что стал он сыном дочери фараоновой, возрос в царском богатстве, в славе и в роскоши, научен всякой египетской мудрости 3693 . А когда пришел в возраст 3694 – отрекся от всего этого, злострадания и поношения Божии «избрав паче, – по апостольскому слову, – нежели иметь временное, греховное наслаждение» 3695 . И бежав из Египта 3696 , сей [царский сын], воспитанный в такой роскоши и в царских удовольствиях, сколько провел времени в пастырских занятиях? и после сего, наконец, за великое долготерпение найденный благоискусным и верным Богу как перенесший много искушений, соделался он избавителем, вождем и царем [израильского] народа, и Бог назвал его богом фараоновым 3697 . Ибо чрез него Бог поразил казнями Египет 3698 ; чрез него явил фараону великие чудеса и, наконец, потопил египтян в море. Вот по истечении скольких лет открылись и после скольких испытаний и скорбей пришли в исполнение Божия воля и намерение!

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

3.  Потом благодать скрывает себя от спасаемого , и хотя пребывает в нем и действует, но так, что тот не замечает сего, и до того не замечает, что нередко считает себя оставленным от Бога и гибнущим, от чего впадает в тугу, сетование и даже легкое нечаяние. Так, святой Диадох, после приведенных пред сим мест, продолжает: «Впрочем, долго потом скрывает драгоценность сего животворного дара, чтобы мы, хотя исполним все добродетели, считали себя совершенно ничем, потому что не обратили еще святой любви как бы в навык себе»  , «но, в продолжение подвигов, производит в богословствующей душе свои тайные действия неизвестным для нее образом, дабы в первом случае склонить нас, призываемых от неведения к ведению, с радостию вступить на стезю Божественных созерцаний, а во втором, среди подвигов, охранить наше знание от тщеславия»  . В другом месте он объясняет, как вообще действует благодать: «Благодать сперва утаевает свое присутствие, выжидая произвола души, и как скоро человек совершенно обратится ко Господу, тогда неизъяснимым каким–то ощущением открывает сердцу свое присутствие и опять ожидает движения души, попуская между тем диавольским стрелам достигать до глубокого чувства ее, дабы она с ревностнейшим произволением и с смиреннейшим расположением взыскала Бога… Впрочем, надлежит знать, что, хотя благодать и утаевает от души свое присутствие, однако же подает ей помощь скрытным образом, дабы показать врагам, что победа принадлежит единственно душе. Посему–то душа бывает тогда в унынии, скорби, уничижении и даже умеренном отчаянии»  . И святой Макарий Египетский говорит, что «сила благодати Божией, бываемая в человеке (которая уже есть, дарована), и дар Святаго Духа, коего верная душа прияти сподобляется великим трудом, — многим ожиданием, долготерпением, искушениями и испытаниями приобретается», разумея не первое ее получение, а ее полное вселение и действие, как видно из его слов, где говорит он, что благодать, с великим долготерпением, премудростию и таинственным ума испытанием в человеке, уже долгое время в разных случаях подвизавшемся, действовать начинает  . Он же объясняет это примерами Авраама, Иакова, Иосифа и Давида, кои, получив великие обетования, потом долгое время должны были страдать в безвестности, пока наконец увидели исполнение обетований  . Надобно заметить, что эта сокровенность и неощутимость бывает не сплошная, а по временам растворяется утешениями, хотя утешения сии — совсем другие, нежели те, которые бывают после, по вселении Духа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

Особо стоит вопрос об усвоении Преданием творений и «канонизации» Исаака Сирина – несторианского епископа. Однако для разрешения этого вопроса православная наука сделала настолько мало, а сам вопрос настолько сложен, что мы не можем коснуться его на страницах настоящего исследования. Итак, мы надеемся, что ответили на часть вопросов, поднятых выше, и поставили новые, более глобальные, в которые проблема Макариевского корпуса входит как составная часть. По существу, речь идет о том, что такое православное Предание и каковы его – часто неведомые нам – пути. Хотелось бы также верить, что эти страницы заставили (или заставят) читателей еще раз задуматься о сложности и насущности важных вопросов, стоящих перед православной богословской, церковно-исторической и патрологической наукой, о необходимости максимально честного и ответственного их обсуждения и творческого, укорененного в Предании, а потому – дерзновенного поиска, ибо «стучащим отверзется». Раздел II. Об издании русского перевода Макариевского Корпуса первого типа Критический аппарат Основное неудобство и даже существенный недостаток издания Х. Бертольда – указание в критическом аппарате на расхождения с типом II только в тех случаях, когда это важно для поддержки тех или иных разночтений других типов (да и то в иных случаях издатель довольствуется слепой отсылкой «сравни»). Поэтому взаимные пропуски и дополнения типов I и II читатель должен устанавливать сам путем сличения двух изданий (а то и большего количества, ибо в аппарате не указаны не только разночтения параллельных текстов других авторов, но даже в пределах самого первого типа – например, с Великим посланием). Такое сличение требует, помимо наличия под рукой греческих текстов (последнее критическое издание типа II труднодоступно даже в Москве) и знания греческого языка (ибо в таких вещах полагаться на русский перевод, даже и очень хороший, нельзя), затраты массы времени и сил, в то время как вопрос о соответствии типов I и II является чрезвычайно важным и представляющим интерес – по нашему убеждению 1338 – даже для рядового читателя, а в иных местах принципиальным для правильной исторической или богословской интерпретации.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Литературные источники Цитирование и экзегеза Священного Писания : Stapelmann 1954, Klijn 1965, Baker 1969, Vööbus 1972, Desprez 1972, Quispel 1977, Thurin 1983 (ср. Thurin 1989); Aro-Heinilä 1992; Hesse 1992; Schulze 1992, Gryson 2001; цитаты из γραφα: Stiglmayr 1913, Vööbus 1972, Mees 1974; апокрифы : Baker 1964a, Quispel 1964,1967a, 1975 (I, 64, 8 [t. II, p. 218, lin. 25–28 Berthold] свидетельствует о знакомстве автора с неканонической традицией иудейского происхождения); апофтегмы : Raasch 1970. Слушатели Макария/Симеона (окружение Корпуса) Berthold 1979, Desprez 1989, Burns 1999b. Язык Лексика : Klostermann E. 1944, KlostermannBerthold 1957, Le Guillou 1974, Desprez 1984, Requena 1972, Войтенко 1999; семитизмы , влияния сирийского языка и литературы: Vööbus 1960, 127139, 1972, Ihnken 1989a; пословицы и поговорки : Stiglmayr 1912a, Robert 1940. Работы по «Духовным беседам» до (и специально по «Духовным беседам» после) открытия разных типов Макариевского Корпуса Floss 1850 (см. также: Idem. De ss. Macariorum Aegyptii et Alexandrini vitis quaestiones criticae et historicae: PG 34, 1–176), Gore 1907, Stiglmayr 1909, 1910a, 1911a, Flemming 1911, Stiglmayr 1912b, Villecourt 1922, Stäniloae 1958, Vodoz 1966, Levasti 1969, Deseille 1984. Соотношения типов, проблемы реконструкции прототипа и изданий Корпуса, рукописи Mercati 1906, Villecourt 1922, Dörries 1941, Klostermann E. 1944, Muyldermans 1955, Berthold 1961, Schulze 1962, Kirchmeyer 1965, Davids E. 1967, Gribomont 1975, Berthold 1981, Schulze 1983, Berthold 1990, Géhin 1999, Desprez 2006b. Проблемы, связанные с «Великим посланием» Marriott 1918c, Villecourt 1921, Jaeger 1954, Staats 1963, 1968, Canevet 1969, Davids A. 1969b, Vööbus 1972, Ihnken 1986, Staats 1984. Вопросы авторства отдельных произведений Корпуса Литература указана в разделах о «Великом послании» и Григории Нисском , а также выше, с. 216–218. Об авторстве сирийского «Макариевского корпуса» см. также Kohlbacher 2000. Учение В общем Монографии: Davids E. 1968, Dörries 1978, Chatzopoulos 1991 (параллельно с мессалианскими тезисами и учением Симеона Нового Богослова) . Достаточно обширная работа: Арсений 1899/2002.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

монах Павел Эвергетинос О том, что причащаться на каждой Литургии весьма полезно, а причащаться от случая к случаю – вредно и опасно А. Из Палладия У пятисот братьев, живших вместе с великим Аполлом, было правилом причащаться Святых и Непорочных Таин каждый день в девятом часу, а потом во время трапезы слушать поучения старца о божественных заповедях перед кратким сном. Авва говорил им, что нужно мысленно очищаться и готовиться каждый день, чтобы постоянно быть достойным принять божественные Тайны в воспоминание спасительной Страсти и благодаря причащению удостаиваться отпущения грехов. Б. Из того же святого Некий блудник египтянин полюбил замужнюю целомудренную женщину и, не добившись взаимности, обратился к колдуну со словами: – Примени все свое искусство, чтобы она полюбила меня или чтобы муж бросил ее. За это колдун получил от него немало денег, но его колдовство оказалось бессильным против ее целомудренного ума. Все же ему удалось сделать так, что всем вокруг женщина стала казаться лошадью. Когда муж пришел домой и увидел, что жена стала лошадью, весьма огорочился. Он пригласил городских священников, показал им жену, но они не могли понять, от чего это. Прошло три дня, а жена ничего не могла есть. Наконец, муж догадался, что ее нужно отвести в пустыню к святому Макарию Египетскому . Он взял ее под уздцы и повел к Божьему человеку. Когда до святого осталось немного пути, монахи спросили его: – Зачем ты привел сюда лошадь? – Чтобы по молитвам святого она была помилована, – ответил несчастный муж. – А что случилось с лошадью? – Это вам кажется, что это лошадь, но это моя несчастная жена, и я не знаю, что с ней произошло. Рабу Христову Макарию была открыта свыше причина произошедшего, и он уже встал на молитву к Богу за несчастную женщину. Иноки ему сказали, что какой-то человек привел с собой лошадь. – Вы сами жеребцы, – заметил старец, – и потому смотрите на все жеребцовыми глазами. Это женщина, какой она и была с самого рождения. Это только очи обманутых видят ее в другом обличье.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Нынешний Константинопольский синод, – продолжал я, – сделался как-то властолюбивым. Без сомнения вам известно, что он в Александрию назначил патриархом Кюстендильского митрополита Артемия против воли тамошнего клира, народа и египетского паши, которые избрали местного архимандрита Иерофея. Артемий не может ехать в Египет. Там не примут его. Мегмет-Али паша тверд в своем слове (тут я рассказал, как Вселенский Патриарх Анфим представлялся этому паше, и как ему внушено было не говорить ни слова об Артемии). Его Святейшество в день выезда моего из Царьграда говорил мне, что он и Синод его намерены советовать Артемию подать отречение от патриаршего престола и предоставят ему некоторые преимущества. Без сомнения это сбудется. Александрийский патриархат, – домолвил я, – есть маленький улей, в котором нет и 2000 туземных пчелок, а оспаривается. Патриархат Антиохийский несравненно более его. В пределах его находятся десять епархий с 70 000 душ православного вероисповедания, пять ставропигиальных монастырей, несколько малых обителей, между коими одна женская недалеко от Дамаска, и три народных училища: в Триполи, Бейруте и Дамаске. Но Антиохийский престол давно обуревается унией. – С какого времени? – Со времени святительствования там патриарха Макария, который был у нас в России и участвовал в осуждении Никона. С той поры уния, как гангрена, распространилась по Сирии. Тамошние униаты имеют своего патриарха Максима, свою иерархию, свои монастыри и училища и получают большую помощь от римского двора и от консулов. Усиление унии в сирийском клире и народе было причиной того, что Антиохийских патриархов начали присылать из Константинополя. Замечательно, что в городе Алеппо, в этой колыбели унии, образовалось между униатами тайное братство никодимитов, у которого цель – воссоединение с православной церковью. – Что значит: никодимиты? – Они так называются по воспоминанию о Никодиме, приходившем к Иисусу Христу ночью. В этом братстве числятся некоторые архиереи, многие священники и миряне. Одного из этих архиереев, именно амидийского митрополита Макария, который назывался великим Никодимом, ожидают в Константинополе. Там он примет православие и его вновь рукоположат, начиная с низших ступеней церковных. Православный митрополит алеппский Кирилл писал мне, что никодимиты скорее воссоединились бы с нами, если б имели могучего и доброго защитника со стороны России; но, к сожалению, русский консул в Алеппо – жид.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

6 Ведь души, имеющие такое расположение, вызванное невежеством, не стараются побороть в себе гнев; лучше же сказать – даже и не сдерживают его; они злобствуют и проявляют кипучую деятельность, вызванную чувством жалкой ревности и соперничества; они нажили себе скрывающиеся внутри лицемерие и коварство; они до такой степени больны гордостью, надменностью и тщеславием, что, и страдая, и ужасно теснимые этой страстью, они и не знают о своей трудноисцелимой болезни; и по причине их надменной гордыни 6010 в них нет радости Господней. 7 Попечение внутреннего человека – уничтожение вышереченных страстей и, при помощи благодати Христовой, полное соделывание добродетелей, совершаемых в кротости, мягкости, великом смирении, в подчинении себя всем и в том, чтобы «никому не воздавать злом за зло» 6011 , но молиться быть последним и уничиженнее всех, «ибо кто унижает себя, тот возвысится» 6012 . 8 Ибо как душа, являющая телесный подвиг и делание, исполняет это с великим трудом и борением, так и духовное делание, то есть очищение по внутреннему человеку, она должна совершать с великим усердием, дабы, по слову Господню, внутри и снаружи чаши были чистыми 6013 , чтобы не уподобиться нам мнимой праведности фарисеев, омывая только внешнее, внутреннее же имея полным нечистоты; и вот это относится к тем, которые, по неведению, слепы разумом и представляются ревнителями Божиими, хотя, в действительности, не ведают Его. 9 Вы же, в благодати Христовой слышащие евангельское и точное слово истины и стяжавшие сознание Христово, , должны уже не задерживаться на малых добродетелях и не останавливаться на кратком, бывшем вам от Бога утешении, но долженствует вам присовокуплять к стремлению стремление, и к подвигу – подвиг 6015 , и к усердию – усердие, и к желанию – желание, и к посту – пост, и к молитве – молитву, и к бдению – бдение, и, одним словом, к добродетелям – добродетели, чтобы, изо дня в день ощущая преуспеяние, нам достигнуть исполнения «в мужа совершенного, в меру возраста духовного» 6016 , , удостоиться войти в совершенную святость души и тела в полноте благодати, и таким образом истинно став достойными Христа, нам унаследовать вечную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

А если путник не будет хорошо и быстро внимать [указанию] глаза, то и сам упадет в стремнины и рвы или потонет в водах. 1,4 II, 4, 3 Подобным образом и душа, – нося на себе как бы другой 5247 хитон, одежду тела, и имея у себя, словно глаз, познавательную, мыслительную и рассудительную [часть], направляющую всю душу и тело, – когда проходит она по лесистым и тернистым [стезям] сего, среди тины, огня, стремнин, то есть вожделений и удовольствий и прочих несообразностей века сего, должна с трезвением, рачительностью и мужеством везде сдерживать и оберегать себя и телесный свой хитон, чтобы не раздрался он где-нибудь в лесистых и тернистых [местах] [сего] от забот, занятий и земных развлечений или дел и не сгорел от огня вожделения. 1,5 Она должна отвращать око, «чтобы не видеть лукавства» 5248 , а также слух, чтобы не слышать дурного 5249 , ноги удерживать от худых занятий, потому что душа имеет волю отвращать телесные члены и не допускать их до худых желаний 5250 , до слышания чего-либо лукавого и срамного 5251 , до лукавых занятий. II, 4, 4 , оберегая сердце, чтобы члены ее 5252 – помыслы – не кружились и не простирались в [сем]. 1,6 А таким образом подвизаясь, употребляя все рачение и с великим вниманием при всяком случае удерживая телесные члены от вожделений сего и дурных занятий, [и] прекрасный хитон тела соблюдает она нераздранным, неопаленным, незагрязненным и незапятнанным, и себя [саму] познающим, размышляющим и рассудительным взором души 5253 5254 , всего же более силою Господнею будет охраняема, 5255 . 1,7 Ибо Господь, как скоро видит, что какая-нибудь душа мужественно отвращается таким образом от удовольствий, от развлечений и забот, от вещественных попечений, от земных уз и от кружения суетных помыслов и сохраняет тело и себя саму от всего этого со всяким вниманием, то подает благодатную Свою помощь и блюдет ее, непреткновенно совершающую прекрасное течение свое в мрачном настоящем лукавом веке 5256 . И таким образом душа 5257 удостаивается небесных похвал за то, что сохранила хитон тела своего и себя, сколько возможно ей было, отвращаясь от всякого вожделения и возненавидев [его], и, спомоществуемая Богом, прекрасно совершила течение свое 5258 на поприще сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

9,10 Говорим же это не только о молитве, но о всяком труде, подвиге, девстве, молитве, посте, бдении, псалмопении или служении, а также другом каком труде и делании, совершаемом нами ради добродетели. Если не находим в себе плодов любви, мира, радости, кротости, смирения, простоты, искренности, веры, долготерпения, независтливости 1753 и для всех не приносим таковых плодов, то напрасны и суетны наши труды и подвиги, потому что всякое такое делание и подвиги должны были быть предприняты для сих плодов. Когда же не находится в нас плодов любви и мира, напрасно и суетно все наше делание. 9,11 В самом деле, не имеющие сих плодов 1754 окажутся в день суда подобными пяти юродивым девам, которые за то, что здесь в сосуды сердца не запасли духовного елея, то есть духовной действенности названных выше добродетелей, названы юродивыми и не допущены в духовный брачный чертог 1755 Царствия 1756 . И подвиг девства за недостаток добродетелей, за то, что не было действенного вселения [в них] Духа, вменен [им] ни во что. 9,12 Как при возделывании, например, винограда все попечение и труд предпринимаются для наслаждения плодами, и как скоро в винограднике не найдено плодов, все труды возделывания стали напрасны и суетны, – так, если действенностью Духа плодов любви, мира, радости и смирения, долготерпения, веры и остальных, какие исчислил апостол 1757 , со всей достоверностью и духовным ощущением не познаем в себе 1758 , то напрасным оказывается подвиг девства и суетным труд молитвы, псалмопения, поста и бдения. Ибо это такие душевные и телесные подвиги и труды, которые должны быть совершаемы в надежде духовных плодов. Плодоносие же Духа в добродетелях есть духовное наслаждение нетленным удовольствием, производимое Духом в сердцах верных и смиренных. 9,13 С великим разумением различения да оцениваются всякие делания, труды и подвиги природы, и в число плодов да вменяются плоды, производимые верой и надеждой Духом Святым в достойных. А если кто, по недостатку ведения, собственное свое делание и свой подвиг почтет плодами Духа, то весьма суетную приобретет о себе мысль и лишится великих духовных плодов, понадеявшись, что не от духовной действенности бывает успех во всех исчисленных выше добродетелях. Ибо, кто всецело посвящает себя всегда Богу и без остатка употребляет возможные по его силам тщательность и труд 1759 , надеясь [воспринять] от Него избавление от страстей по заступничеству благодати 1760 , тот удостаивается достичь самого верха 1761 добродетели и чистоты 1762 1763 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010