Преподобный Макарий Великий, Египетский Преподобный Макарий Великий, Египетский , родился в селении Птинапор, в Нижнем Египте. По желанию родителей он вступил в брак, но скоро овдовел. Похоронив жену, Макарий сказал себе: " Внимай, Макарий, и имей заботу о своей душе, ибо и тебе предстоит оставить земную жизнь " . Господь наградил угодника своего долгой жизнью, но память смертная с тех пор постоянно была с ним, понуждая к подвигам молитвы и покаяния. Он стал чаще посещать храм Божий и углубляться в Святое Писание, но не уходил от своих престарелых родителей, исполняя заповедь о почитании родителей. По кончине родителей преподобный Макарий ( " Макарий " - с греч. значит блаженный) роздал оставшееся имение на поминовение родителей и стал усердно молиться, чтобы Господь указал ему наставника на пути спасения. Господь послал ему такого руководителя в лице опытного старца-инока, жившего в пустыне, недалеко от селения. Старец принял юношу с любовью, наставил его в духовной науке бдения, поста и молитвы и научил рукоделию - плетению корзин. Построив отдельную келлию недалеко от своей, старец поместил в ней ученика. Однажды в Птинапор прибыл местный епископ и, узнав о добродетельной жизни преподобного, поставил, против его воли, клириком местной церкви. Однако блаженный Макарий тяготился нарушением безмолвия, и потому он тайно ушел в другое место. Враг спасения начал упорную борьбу с подвижником, стараясь устрашить его, сотрясая келлию и внушая греховные помыслы. Блаженный Макарий отражал нападения беса, ограждаясь молитвой и крестным знамением. Злые люди воздвигли на святого брань, оклеветав в соблазнении девицы из ближнего селения. Его вытащили из келлии, били, издевались над ним. Преподобный Макарий нес искушение с великим смирением. Деньги, вырученные за свои корзины, он безропотно отсылал на прокормление девицы. Невинность блаженного Макария открылась, когда девица, промучившись много дней, никак не могла родить. Тогда она в муках исповедала, что оклеветала отшельника, и указала действительного виновника греха.

http://patriarchia.ru/db/text/909780.htm...

Преподобный Макарий Египетский, основатель иночества в скитской пустыни Макарий, в отличие от другого соименного и современного ему подвижника, родившегося в Александрии, названный Египетским, а за свою святость и мудрость Великим, родился в 300 г. Время юности провел он в доме родителей и был пастухом стад отца своего 40 . Не сохранилось известия, чтобы Макарий получил образование в каком-либо училище, но из его описаний видно, что он не чужд был и книжного образования 41 . Но то несомненно, что нравственное его образование началось рано. Как в самых молодых летах он заботился о правоте своих действий, показывает один случай в его детстве, рассказанный им самим. Однажды сверстники его пошли в чужой сад за смоквами и, когда бежали назад, уронили одну из них. Макарий поднял её и съел. Эта погрешность так тяжело легла на его чистую совесть, что осталась навсегда памятною, и во всю жизнь его, как говорил сам Макарий, он не мог вспомнить об ней без слез 42 . Сильное стремление к подвижнической жизни, в начале четвертого века пробужденное в Египте примером Великого Антония и увлекавшее в пустыни многочисленные толпы верующих, и действие Божественной благодати, особыми таинственными путями приводящей избранных на путь, им предназначенный, расположили Макария, оставив все земные заботы, посвятить себя единственно попечению о спасении своей души. Решась оставить мир, Макарий не вдруг поселился в пустыне, но, желая испытать себя, может ли переносить труды пустынного подвижничества, сначала поселился в келлии, вблизи селения. Так начал свою подвижническую жизнь и Антоний Великий . Так подвизались и прежде Антония многие ревнители благочестивой жизни. Молитва, псалмопение, богомыслие были главным занятием Макария в его келлии. Для снискания пропитания он плел корзины. Один из его знакомых приходил к нему, брал у него рукоделье, продавал и на вырученные деньги доставлял ему пищу. Добродетельная жизнь Макария, его благочестивые, мудрые наставления обратили на него общее внимание, и жители одного близлежащего селения пришли и сделали его против его воли у себя клириком. Но Макарий, по любви к уединению, ушел в другое, более отдаленное место, где прежний знакомец нашел его и доставлял ему все нужное.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

§ 162. Жизнь Макария Великого и сочинения его. Для всей Церкви, а не для одной пустыни, был и остается великим св. Макарий Египетский , отец пустыни. Современник Макария Александрийского , называвшегося «городским» 831 , но несколько старше его, он еще в юности почувствовал желание оставить мир и поселился близ деревни в келии; его избрали в чтеца в одной церкви, но он бежал в другое место; здесь оклеветала его впадшая в грех девица; он принял на себя клевету; преступница ужасными страданиями, внезапно поразившими ее, вынуждена была сказать о невинности Макария; но Макарий убегая славы человеческой удалился 832 в пустыню Скитскую 833 ; отселе посещал он св. Антония 834 . На 40 году был посвящен в пресвитера и тогда же получил дар чудотворений и пророчества, а по умножении учеников воздвиг для них четыре храма, сам пребывая с одним учеником своим 835 . Велики были подвиги Макария еще в первые годы пустынной жизни; за великие подвиги уже тогда называли его отроком-старцем 836 ; но преимущественно молчание 837 и сердечная кротость 838 отличали и возвышали дух великого. Когда из Александрии изгнан был арианами архиепископ Петр преемник Афанасия и ими же поставлен был Люций: Люций послал отряд солдат в пустыни, чтобы насилием и жестокостями принудить пустынников к арианству; многие скончались мучениками, а Макарий вместе с несколькими другими послан в заточение на один из островов египетских: но здесь остров язычников вскоре стал островом христиан 839 . По возвращении в скитскую пустыню пророк и чудотворец 840 скончался в 390 году на 90 году от рождения своего, на 60 пустынной жизни 841 . Геннадий пишет, что « Макарий Египетский , подвижник скитский, писал послание к инокам, в котором поучал, что человек может совершать истинное служение тогда, как, познавши себя самого, добровольно несет все труды, мужественно борется с страстями, как бы не потерять благодати данной ему, и, наконец, сохраняя себя в чистоте, достигает чистоты душевной» 842 . Это письмо известно было и св. Исааку Сирину 843 ; но оно доселе остается в рукописях 844 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Глава 5. Монашеская литература в IV веке: Евагрий Понтийский и преподобный Макарий Египетский Монашество – отнюдь не исключительно христианская идея: ее существование можно проследить вплоть до ее библейских корней. В поздний библейский период в Палестине происходил необыкновенный расцвет иудейских монашеских групп. К одной из таких групп, по-видимому, принадлежал и святой Иоанн- Креститель. Существует предположение, что он был связан с ессея-ми – той самой сектой, которой принадлежат свитки, найденные в пещерах у Мертвого моря. Связь Иоанна Крестителя с Кумранскими общинами можно оспаривать, однако монашеский характер всего его обличья – физического и духовного – сомнению не подлежит. Он жил в пустыне в посте и безбрачии, его призыв к покаянию и провозглашение близости Царствия Божия представляют собой типично монашескую тему эсхатологического ожидания, которую мы впоследствии находим и в учении Иисуса Христа. Интересно, что с приходом христианства монашество как таковое не было сразу же принято в лоно христианской Церкви: как массовое движение оно появилось только в IV веке, с началом Константиновского периода. Это объясняется тем, что ранние христианские общины и без того были изолированы от общества, существовали вне его. Но как только христианство стало официальной религией империи, как только Церковь опомнилась от гонений, устроилась, разбогатела, понастроила роскошные соборы, монашеское движение сразу же заявило о себе и приняло массовый характер. Оно появилось как пророческое движение, как призыв к бдительности, как напоминание о том, что Царство Божие приблизилось, но еще не вполне наступило, что «почивать на лаврах» еще рано. Основной чертой монашеского движения был его фундаментально библейский характер. Проявлялось это прежде всего в том, что монахи удалялись жить в пустыню. Пустыня – это место, где нет воды. На Ближнем Востоке, где зародилось монашество, наличие или отсутствие воды было вопросом жизни и смерти. Поэтому пустыня осознавалась как место, где нет Бога, где царствует смерть и диавол (ср. искушения Христа в пустыне, а также Иер. 2, 6 ; Лк. 8, 29 ; Мф. 12, 43 и т. д.). Согласно написанному святым Афанасием» Великим житию святого Антония, он, удалившись от мира, поселился на кладбище среди могил – то есть опять же в месте, где господствовал сатана (кладбища в те времена устраивались вне городских стен, а следовательно, опять-таки в пустыне).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Разделы портала «Азбука веры» протоиерей Георгий Бреев Психология греха. По творениям преподобного Макария Египетского (фрагмент) В Избранное ( 15  голосов:  4.4 из  5) Следствия первородного греха Процесс зарождения и развития первородного греха представляет наиболее таинственную, совершенно не объяснимую рационально, вне Божественного Откровения область, которая приоткрывается лишь умозрительно или через индивидуальный мистический опыт. Широкому освещению следствий первородного греха способствует реально переживаемое греховное состояние, унаследованное каждым человеком. Следствие грехопадения прародителей — это обширная тема, нас она будет интересовать с психологической стороны как новое патологическое состояние. В изъяснении следствия грехопадения можно придерживаться того же подразделения, как в рассмотрении первородного греха: ум, воля, чувства. Страшные последствия первородного греха являются не результатом мщения Божия, но естественно-необходимыми следствиями, плодами самого греха. Об этом свидетельствует и Слово Божие. «По библейской формуле заповеди Бог не сказал человеку: не ешь от плодов запрещенного дерева, потому что иначе Я накажу тебя смертью за это, а Он сказал: не ешь от плодов запрещенного дерева, потому что иначе ты умрешь». Бог не угрожал наказанием за нарушение Его заповеди, а лишь заранее предупредил человека о том, что необходимо последует, если данная ему заповедь будет нарушена им. Человек наказывается тем, чем согрешает. Свободная природа человека, уклонившись от начертанных Богом норм, создала в себе и наказания для себя. «Как мясо без соли загнивает, производит из себя и служит питательной средой для страшных червей, так и душа, лишенная Божией силы, загнивает, наполняясь великим зловонием лукавых помыслов; закрадываются в нее страшные черви, то есть лукавые духи и темные силы, питаются, гнездятся, пресмыкаются там, поедают и растлевают ее».  В этом образном сравнении преподобный Макарий проводит мысль, что столь печальные последствия грехопадения, как и сам грех, не могли лежать где-то вне человека, но таились в самой сущности человека, лишенного благодатного единства с Творцом. Не раз слышала братия отеческое предупреждение от своего отца: горе человеку, если он остановится на своей природе. «Горе телу, когда оно останавливается на своей природе, потому что разрушается и умирает. Горе и душе, если останавливается на своей природе и уповает на свои только дела, не имея общения с Божественным Духом; потому что умирает, не сподобившись вечной Божественной жизни». Психологический момент, когда человек возомнил о своей природе как самобытном источнике жизни, обозначился процессом разложения природы.

http://azbyka.ru/fiction/psihologija-gre...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Патрология. Золотой век святоотеческой письменности «Патрология» и «Золотой век святоотеческой письменности» — классика патрологии. В этом том вошли две книги арх. Киприана (Керна), основанные на его лекциях по патрологии в Св.-Сергиевском институте в Париже. Первая — «Патрология» — разбирает творения церковных писателей, живших до Никейского Собора (апокрифы, творения мужей апостольских, апологеты), вторая — «Золотой век святоотеческой письменности» — посвящена Отцам четвёртого века — Афанасию, Великим Каппадокийцам, Дидиму, Кириллу Иерусалимскому и Макарию Египетскому (а точнее «Духовным беседам» — памятнику авторство которого традиционно приписывается Макарию). Киприан (Керн) Сочинения ПАТРОЛОГИЯ Введение Понятие и объем науки. В кругу научных дисциплин, входящих в программу богословского образования, особое место принадлежит Патрологии. Для точного определения понятия этой науки и объема её содержания надо предварительно заметить следующее. Можно этой дисциплине дать определение Истории христианской богословской письменности. Как таковая она составляет предмет изучения некоторых ученых, как например классический труд Барденхевера, История древнехристианской литературы, или же История греческой христианской литературы Г. Барди, такая же трехтомная история А. Пюэша, История латинской христианской литературы П. де Лабриолла и некоторые другие. Но границы такого понимания науки несколько превышают объем Патрологии и сами по себе недостаточно устойчивы. В понятие последней, как указывает само название, обязательно входит учение об Отцах Церкви. Так и определил свое исследование наш отечественный догматист и историк, архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский). Из этого следует необходимость уточнения понятия «Отца Церкви.» Для римо–католической науки понятие «святой отец» должно удовлетворять таким требованиям: 1. православность учения 2. святость жизни

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

(† 14 августа 1912 г.) Содержание Архимандрит Иерон I. До Афона. II. На Афоне III. На Кавказе     Когда в 1909 г. происходил известный монашеский съезд в Троице-Сергиевской Лавре, тогда по всей Руси святой прогремело имя отца Иерона – одного из участников иноческого синклита. Старый, согбенный летами, удрученный многочисленными житейскими заботами, трудами, невзгодами…, он непреклонно отстаивал чистые иноческие интересы, не боясь никого и ничего, не смущаясь, смело, твердо…, с энергией юношеской, голосом мужественным. «На человека не зрелъ " … Казалось, встал из гроба один из древних представителей великого иночества первых христианских веков, времен – преподобных – Антония Великого , Макария Египетского , Пахомия Великого и т. под. Внимание всей Руси родной приковалось к старцу. Все почуяли в нем что-то близкое-близкое, дорогое, бесценное, чуждое лести, лицемерия, незнакомое с искательством… Всем ясно было, что ново-афонского старца ничем не подкупить, с позиции не сбить…, что его нельзя устрашить никакими угрозами, что он видит пред собой только одного Христа и готов исповедовать Его и словом, и делом… и только Его…, – что вне Христа и Христовых заповедей для него ничего не существует… Да, за таким великим мужем, – думалось, – можно смело следовать всюду, идти твердо, без смущения. И чем реже такие чудные лица встречаются в наше печальное время, в эпоху нынешней расшатанности духовной, современного нравственного одичания повсюдного фарисейства наших дней…, тем более они дороги, тем более хочется на них любоваться, ими восторгаться, восхищаться, брать их себе в пример, в образец… Я лично крайне заинтересовался, – помню, – гигантской духовной личностью этого участника иноческого съезда, – отцом Иероном, звавшим всех к древнехристианскому монашескому идеалу, ныне часто-часто скрытому под всевозможными наслоениями иногда далеко неиноческого склада… Очень хотелось увидеть старца, низко-низко ему поклониться, получить от него благословение и… побеседовать с ним. Но – увы! – желание так и осталось одним только желанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Богоискание Кто с чистым намерением ищет Бога, тот страшится, чтобы не прогневать Его (прп. авва Исаия , 60, 138). Путь к Богу не так далек от нас, как превыше всего Сам Бог; Он не вне нас, но в нас самих... (свт. Афанасий Великий , 1, 165). Источник. Взыщи Господа, возлюбленный, всеми силами твоими, чтобы спаслась душа твоя, и порок не водворился в сердце твоем (прп. Ефрем Сирин , 30, 157). Источник. Если хочешь прийти к Нему , то исполнен Он благ, исполнен милосердия. Для тебя пришел из Отчего недра (прп. Ефрем Сирин , 30, 293). Кто ищет Христа, тот пусть вступает в странническую жизнь и ищет Его, и он действительно найдет Бога в сей жизни, Бог радостно примет и не оставит его (прп. Ефрем Сирин , 34, 291–292). ...В какой мере собираешь ты ум свой к исканию Его , в такой и еще в большей мере понуждается Он собственным Своим благоутробием и благостию Своею прийти к тебе и успокоить тебя (прп. Макарий Египетский , 66, 237). Искать же Бога по нужде, когда Он наказывает, значит обращаться к Нему не сердцем, а только по необходимости исповедовать, что Бог Помощник и Избавитель; поступать так свойственно злым и неблагодарным рабам, для которых господин не будет знать милости, видя их вынужденное признание; тем более (поступит так) Бог, который знает лицемерие лукавых и злых людей и ясно предвидит то, что затем последует (свт. Иоанн Златоуст , 49, 840). Кто же ищущий Господа? Тот, кто стремится к справедливости и одобряет правду (свт. Иоанн Златоуст , 50, 298). ...Как можно обрести Господа? Вспомни, как отыскивается золото – с великим трудом... Как мы ищем потерянное, так будем искать и Бога (свт. Иоанн Златоуст , 56, 186). Если, желая найти что-нибудь, мы употребляем все меры к тому, чтобы найти желаемое, то не тем ли более касательно Бога нам следует поступать так, как при отыскании чего-нибудь необходимого, или, лучше сказать, не так, а гораздо более? Но так как мы немощны, то ищи Бога по крайней мере так, как ты ищешь своих денег или сына. Не предпринимаешь ли ты для этого путешествий? Искание требует многих забот, особенно касательно Бога, потому что при этом (встречается) много препятствий, много недоразумений, много такого, что поражает наши чувства... если мы закопаем себя в глубину порочных пожеланий и во мрак страстей и дел житейских, то с трудом в состоянии будем взглянуть , с трудом поднять голову (свт. Иоанн Златоуст , 56, 186).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Введение. Евагрий, как духовный наставник История древнего монашества повествует о целой плеяде ярких, незаурядных личностей – начиная с преподобного Антония Великого , чьё Житие, составленное святителем Афанасием Александрийским , открывает изумлённому читателю мир первых насельников египетской пустыни. 1 Особое место среди «отцов-пустынников» занимает Евагрий Понтийский , которого мы избрали в духовные наставники. 2 Евагрий принадлежит к третьему поколению монахов; его духовным учителем был преподобный Макарий Великий , ученик Антония Великого . Поэтому духовное учение Евагрия, помимо его собственного богатейшего опыта, отражает чистое и неискажённое предание. В литературном отношении он, вероятно, был первым автором, записавшим изречения святых отцов. В его произведениях их можно встретить очень часто. Наряду с Макарием Великим к тайнам монашеской жизни его приобщил преподобный Макарий Александрийский . 3 В личности самого Евагрия удивительным образом сочетались аскетичность, богословская глубина и исключительная творческая плодовитость. Чтобы полнее представить его духовное учение, проследим общую канву его жизни. В своих сочинениях он ничего не сообщает о самом себе, единственным источником сведений для нас является «Лавсаик» Палладия Еленопольского . На протяжении долгого времени Палладий был его учеником и близким другом, поэтому достоверность сообщаемых им сведений не вызывает никакого сомнения. Увы, оригинал этого произведения считается утраченным 4 , а многочисленные разночтения в греческих рукописях показывают, что на протяжении веков к его тексту приложили руку многочисленные редакторы, чаще всего неблагосклонные к Евагрию и его окружению. Много важных сведений об этом можно найти в подстрочных комментариях к академическому изданию, подготовленному Доном Батлером. 5 Полный вариант Жития Евагрия дошёл до нас лишь в коптском синаксаре, если не считать пространного греческого фрагмента и многочисленных упоминаний, которые мы встречаем в «Церковной истории» Сократа Схоластика . У исследователей нет окончательного мнения относительно того, следует ли упомянутую греческую рукопись считать сокращённым и «очищенным» переводом этого Жития. В определённом отношении жизнеописание Евагрия разделило участь его творений, которые в большинстве своём оказались либо утраченными, либо дошли до нас в виде разрозненных фрагментов. Некоторые из них уцелели только потому, что долгое время переписывались под чужим именем и лишь недавно были «возвращены» их подлинному автору 6 ; другие из них доступны лишь в сирийском и армянском переводах, их текст нередко носит следы позднейших редакторов. Таким образом, историку буквально по крупицам, опираясь на эти membra disjecta, приходится воссоздавать образ одного из известнейших отцов пустыни и его учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

Закрыть itemscope itemtype="" > 21 декабря - память преподобного Патапия 21.12.2006 380 Время на чтение 4 минуты Блаженный Патапий, ныне прославляемый, родом из Фив египетских, жил в конце VI в. и начале VII. Он происходил от родителей-христиан и был воспитан в благочестии. Пришедши в совершенный возраст, он оставил мирскую суету, сделался монахом и в пустыне подвизался в непрестанных трудах и молитвах. Но скоро его имя прославилось; многие стали посещать его, просить его наставлений; и тогда Патапий, видя, что не может жить в уединении и безмолвии, как он того желал, и желая избежать мирской славы, переселился в Константинополь. Там стал он жить в тесной келии близ Влахерны, молясь день и ночь; но слава его не могла укрыться от людей. Бог сподобил угодника Своего чудотворной силы, и все больные, с верой просившие его помощи, получали исцеление его молитвами. Преподобный скончался в глубокой старости. Преподобный Патапий, избегавший земной и внешней славы человеческой и для того оставивший даже родину, учит и нас, братия, избегать земной и внешней славы у людей, в каких бы видах она ни выражалась. Почему же нужно избегать славы человеческой? Потому, во-первых, что трудно человеку переносить славу без вреда для души своей. Трудно это не только страстным или борющимся со страстями, но и победившим страсти и святым. Хотя дарована им победа над грехом, но не отнята у них изменяемость, не отнята возможность возвратиться ко греху и под иго страстей, что и случалось с некоторыми при недостатке бодрствования над собою, при допущении доверенности к себе, к своему духовному состоянию. Преподобный Макарий Великий повествует, что некоторый подвижник, живший вместе с ним, получил дар исцелений в таком обилии, что исцелял больных одним возложением рук; но, будучи прославлен человеками, возгордился и ниспал в самую глубину греховную. В четвертом веке жил в Египте святой старец, имевший особенный дар чудотворения и по причине его громкую славу между человеками. Вскоре он заметил, что гордость стала овладевать им, и что он не в состоянии победить ее собственными усилиями. Старец прибег к Богу с теплейшими молитвами, чтобы попущено ему было для смирения беснование. Бог исполнил смиренномудрое прошение раба Своего, и попустил сатане войти в него. Старец подвергался всем припадкам беснующегося в течение пяти месяцев; принуждены были надеть на него цепи; народ, стекавшийся к нему во множестве, прославлявший его великим святым, оставил его, разгласив, что он лишился рассудка, а старец, избавившись от славы человеческой и от зарождавшейся в нем гордости по поводу этой славы, возблагодарил Бога, спасшего его от погибели. Спасение совершилось посредством незначительного томления и бесчестия пред плотскими людьми, которые не понимали, что по причине знамений диавол устраивал старцу бедствие, а посредством открытого беснования старец возвращен на безопасный путь дивным милосердием Божиим.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010