Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИЛА СТАРЫЙ (Старой), новгородский иконописец XVI в.; упом. в одной из ранних редакций Жития свт. Филиппа (Колычева) (РГБ. Унд. (Ф. 310). 380. Л. 69-69 об., нач. XVII в.) в связи с созданием для Преображенского собора (освящен в 1566) Соловецкого мон-ря икон деисусного и местного рядов: «...доброписцы иконные были у него Великого Новограда Гаврило Старой да Илья, да Крас». Монастырская опись 1570 г. позволяет реконструировать облик соборного иконостаса, устроенного попечением игум. Филиппа: 4-ярусный иконостас, в местном ряду к-рого находилось 16 икон, в деисусном - 19, в праздничном - 22; почти все иконы были в серебряных, золоченых окладах или писаны на золотых фонах (СПб ИРИ РАН. Архив. Кол. 2. Д. 121. Л. 2). Иконы в связи с обновлением иконостаса в XVIII-XIX вв. перемещались в др. храмы и часовни мон-ря; после закрытия мон-ря (1921) его святыни поступили в музеи страны (ГММК, АИХМ, ГИМ, ГРМ). Активность новгородских мастеров, приглашаемых для выполнения иконописных работ в мон-ре в период вплоть до кон. XVI в., прослеживается по приходо-расходным книгам посл. трети XVI в. и связана как с исторически сложившимися связями Соловков и Новгорода, так и с признанием высокого художественного уровня новгородской иконописи. Однако с усилением с кон. XV в. на культурную жизнь этого региона московского влияния вычленить с достаточной определенностью новгородские работы, в т. ч. упомянутого заказа, сложно. Предположительно к ним можно отнести 2-ю икону из местного ряда «Прп. Зосима и Савватий Соловецкие с житием» (55 клейм; между 1538 и 1549 гг., ГИМ). Возможно, Г. С. в 1594 г. были исполнены для собора Св. Софии в Новгороде 25 икон-пядниц с образом св. Никиты ( Макарий (Миролюбов), архим. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. 22). Лит.: Скопин В. В. Иконописцы на Соловках в XVI - сер. XVIII в.//ДРИ. М., 1989. [Вып.:] Худож. памятники рус. Севера. С. 286-287; Щенникова Л. А. , Клевцова Р. И. , Соколова И. М. Св. иконы в Соловецком мон-ре//Соловецкий мон-рь. М.; СПб., 2000. С. 210-243; Клевцова Р. И. Св. иконы обители//Сохраненные святыни Соловецкого мон-ря: Кат. выст. М., 2001. С. 64. 8; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 136. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/161377.html

Нижний Новгород. Церковь иконы Божией Матери " Одигитрия " . Церковь Николая Чудотворца на Гребешке /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь Одигитриевская называется также Николаевская на Гребешке; построена в 1719 г. приходским священником Федором Федоровским и освящена Нижегородским епископом Питиримом. Записки императорского археологического общества, том Х, Санкт-Петербург, в синодальной типографии, 1857 г. Макарий (Миролюбов Н.К.). Памятники церковных древностей в Нижегородской губернии/соч. архим. Макария. - СПб., 1857. Николаевская Одигигтриевская на Гребешке, она же – «на Грядах» В большом нижегородском пожаре 1715 г. сгорела церковь во имя св. Николая с приделом св. мч. Феодора Тирона. Новая церковь, взамен сгоревшей, построена была в 1715–1719 гг. при митрополите Сильвестре (Волынском) тщанием приходского священника Федора Федоровского. Главный престол в новопостроенной церкви был в честь иконы Божией Матери Одигитрии, а придельные в трапезной, в память сгоревшей церкви, – во имя св. Николая и мч. Феодора Тирона. Храм был одноглавый, со сферическим куполом. Отдельно стояла колокольня восьмигранной формы с шатровым верхом. В 1843 г. трапезная церковь была перестроена при деятельном участии приходского священника Алексея Стефанова. Постановлением секретариата Нижкрайисполкома от 16 января 1930 г. Никольская церковь на Гребешке была закрыта. По ходатайству Союзкино Президиум Свердловского райсовета от 12 августа 1930 г. постановил ее здание передать Союзкино сроком на 3 года для размещения курсов киномехаников. К 1930 г. община от храма отказалась. «Принимая во внимание, что религиозная община, в пользовании которой находится Никольская церковь, распалась и не в состоянии избирать церковный совет, а также уплачивать налоги, что население ЖАКТа «Гребешковец», испытывая острую нужду в здании для культурно-просветительских целей, ходатайствует о передаче ему здания Никольской церкви, выделяя для этого необходимые средства, и что со стороны Краймузея, на учете которого состоит эта церковь, возражений... не встречается», – на этом основании Краевое Административное Управление 18 января 1930 г. предложило Нижкрайисполкому церковь закрыть. И Нижкрайисполком 26 января 1930 г. постановил расторгнуть договор с обществом верующих на пользование церковью, церковь закрыть, и в дальнейшем использовать здание ЖАКТом «Гребешковец». http://www.gorbibl.nnov.ru/tserkvi Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=39696

Сильвестр, митрополит Суздальский и Юрьевский (Главацкий или Гловатский Стефан) По окончании Киевской духовной академии определен учителем академии. С 1732 года – префект Казанской духовной семинарии, где и пострижен в монашество. В 1742 году возведен в сан архимандрита Свияжского Богородицкого монастыря. 6 июля 1749 года хиротонисан во епископа Тобольского и Сибирского с возведением в сан митрополита. С 9 октября 1755 года – митрополит Суздальский и Юрьевский. Скончался 20 мая 1760 года. Митрополит Сильвестр известен строгостью жизни и неутомимой деятельностью по просвещению инородцев христианскою верою. Благоговейно чтил память святителя Иоанна (Максимовича , † 1715; память 10/23 июня), митрополита Тобольского, выстроил на собранные им деньги новый каменный храм (придельный), освященный в 1753 году в честь ангела покойного. Литература: Сементовский Н. М. Киев, его святыни, древности, достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников. – 6-е изд. – Киев и СПб., 1881. Макарий (Миролюбов) , архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. СПб., 1857. – С. 128. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 5. – С. 705–706. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1396, 1415. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 292, 318, 658. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 45, 54. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 83. Журнал министерства народного просвещения. – СПб., 1854, март, отд. 5. – С. 49–51. Известия по Казанской епархии. – 1907, 8. – С. 242; 9. – С. 265–266; 10. – С. 298. Русская старина. – СПб., 1879, июль. – С. 513. Православный собеседник. – Казань, 1908, июль-август. – С. 223. –»– 1911, март. – С. 84; апрель. – С. 108–109. Журнал Московской Патриархии. – 1945, 4. – С. 69. Святый Димитрий, митрополит Ростовский//Русский архив. – М., 1895. – Кн. 2. – С. 8–9. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 2. – С. 2167. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 18. – С. 445. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Трифиллий, митрополит Сарский и Подонский (Инихов) С 1691 года игумен Николо-Угрешского монастыря Московской епархии. В 1692 году переведён в Спасо-Андроников монастырь и возведён в сан архимандрита. С 4 мая 1695 года – архимандрит Московского Новоспасского монастыря. 17 мая 1697 года хиротонисан во епископа Нижегородского с возведением в сан митрополита. В «Нижегородском летописце» значится, что Трифиллий был восприемником Александра Строганова. А из бумаг, найденных в консисторском архиве, видно, что он в числе других духовных сановников помогал Петру Великому в строении воронежской верфи, Барколона, доставлением денег, хлеба и некоторых материалов. С 20 июля 1699 года – митрополит Сарский и Подонский (Крутицкий). Проживая в Москве на Крутицком подворье, митрополит Трифиллий принимал деятельное участие в церковных делах, являясь любимым помощником патриарха Адриана (1700). В 1700 году он устроил ходовые паперти вокруг Успенского собора, на стенах которого изображены российские государи, начиная от святого Владимира и до царя Алексея Михайловича. Скончался 28 июня 1701 года. Погребён на Крутицах, рядом с митрополитом Сарским и Подонским Варсонофием (Чертковым Еропкиным; † 1688), в нижнем ярусе Успенского собора, в Петропавловской церкви. На надгробной плите почившего митрополита Трифиллия была высечена следующая надпись: Лета 1701 года месяца Иуния в 28 день, в три часа дни, во второй четверти, на память Святых безсеребренников Кира и Иоанна преставился раб Божий Митрополит Трифилий, Сарский и Подонский Литература: Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 144, 171, 206, 605, 1036. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. – Киев. 1913, стр. 1406. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 399. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 40. 58. Макарий (Миролюбов) , архимандрит. Памятники церковных древностей: История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказание о нижегородских иерархах с 1672 до 1850 года. Памятники церковных древностей. – Нижний Новгород: «Нижегородская ярмарка». 1999, стр. 40, 41. Русская старина. СПб., 1910, июнь, стр. 635–639. Русский архив, М. 1895. Кн. 2, 7, стр. 394. Святители земли Нижегородской: К 100летию со дня прославления в лике святых преподобного Серафима, Саровского чудотворца. – Нижний Новгород, 2003, стр. 33–36. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

XVII в. составили 8 старцев во главе с иером. Феодоритом ( Макарий (Миролюбов). 1851. С. 19). В 1642 г. П. А. Глядков принял иноческий постриг с именем Павел и более 20 лет управлял О. В. м. в должности строителя (1642-1665). Незадолго до смерти он принял великую схиму с тем же именем, а вскоре был убит во время нападения на обитель шайки разбойников. Среди известных настоятелей мон-ря: архимандриты Афанасий (по разным данным: 1708-1712 (Там же. С. 86-87; Строев. Списки иерархов. Стб. 627); упом. в 1710 ( Гавриил. 1871. С. 51-52)) и Иоаким (по разным данным: 1712-1719 ( Макарий (Миролюбов). 1851. С. 86-87; Строев. Списки иерархов. Стб. 627); 1719-1721 ( Гавриил. 1871. С. 51-52)), с именами к-рых связано возведение первых каменных построек обители; архимандриты Исаия (Ичанов) (по разным данным: 1719-1729 ( Макарий (Миролюбов). 1851. С. 86-87; Строев. Списки иерархов. Стб. 627); 1721-1729 ( Гавриил. 1871. С. 51-52)) и Иоанн (1747-1760); строители игумены Мефодий (1785-1798) и Пахомий (1800-1804), при к-рых был разработан план архитектурной перестройки мон-ря; Нафанаил (1804-1810), Иродион (1810-1819) и Исаия (1829-1837), при к-рых этот план был воплощен в жизнь. В 1837-1855 гг. мон-рь возглавлял Герман (игумен с 1838), при к-ром в О. В. м. были проведены широкомасштабные ремонтные работы. С 1866 г. обителью управляли наместники Нижегородских архиереев, как правило в сане архимандритов. Среди них - архим. Феофилакт (не позднее 1882-1891), архим. Иоанникий (1891-1893), архим. Нафанаил (с 1893). В 1897-1913 гг. в этой должности состоял иером. Аркадий (Антуфьев; с 1902 игумен, с 1906 архимандрит), сыгравший решающую роль в устроении Успенского скита обители. Указом архиепископа Нижегородского Иоакима (Левитского (Левицкого)) с 1 июня 1917 г. наместником О. В. м. был назначен архим. Августин (Пятницкий) ( Тихон (Затёкин). 2006. С. 40), арестованный в июле 1918 г. и расстрелянный 31 авг. по приговору военно-революционного трибунала. 24 июля 1918 г. указом Нижегородской духовной консистории наместником вновь назначен архим.

http://pravenc.ru/text/2581463.html

XII в. (с добавлениями XVI-XVII вв.) с изображением 5-фигурного Деисуса и воинов на полях и с драгоценными венцами Богоматери и Младенца (Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XI-XV вв./Ред.-сост.: И. А. Стерлигова. М., 1996. С. 242-248. Кат. 57). Судя по описи 1736 г., эта икона унаследовала название «Корсунская», она стояла крайней в правой части главного иконостаса Софийского собора (Описи имущества Новгородского Софийского Собора XVIII - нач. XIX в./Сост.: Э. А. Гордиенко, Г. К. Маркина; вступ. ст.: Э. А. Гордиенко; отв. ред.: В. Л. Янин. М.; Л., 1988. С. 56). Архим. Макарий (Миролюбов) указывает, что в сер. XIX в. икона (2 аршина 7 вершков × 13/4 аршина) размещалась в Мартириевской паперти и что она «признается древнейшей, вывезенной… из Корсуня» ( Макарий (Миролюбов). 1860. С. 95-97). Древняя икона Божией Матери «Одигитрия» скорее всего была увезена Иоанном Грозным в 1561 г. в Москву вместе с другими новгородскими святынями XI в., в т. ч. с корсунскими иконами «Спас Златая риза» и «Апостолы Петр и Павел» (Новгородская Вторая (Архивская) летопись под 1561 г.: ПСРЛ. Т. 30. С. 192). В московском Успенском соборе привезенную из Новгорода икону Божией Матери «Одигитрия» установили, как и в соборе Св. Софии, в правом крыле местного ряда иконостаса; источники называют ее «Корсунская»: во время службы 15 февр. 1657 г. в числе др. больших местных образов «пречистые Богородицы Косунския» выносили на соборную площадь (Чиновники. 1908. С. 245). В описях 1606-1611 гг. икону называют «образ пречистые Богородицы Одигитрие, обложен серебром, письмо корсунское» (Описи Моск. Успенского собора. 1876. Стб. 296); в описях 1627 и 1638 гг. уточняется ее «греческое письмо» (Там же. Стб. 389-390); в описи 1701 г. она впервые упомянута как «Образ пресвятыя Богородицы Гефсиманския» (Там же. Стб. 624). В 1-й четв. XVIII в. икону именуют «Иерусалимская» (сб. «Солнце Пресветлое», 10-20-е гг. XVIII в., принадлежал сторожу московского Благовещенского собора С. Ф. Моховикову - НБ МГУ.

http://pravenc.ru/text/2458749.html

Аркадий (Антуфьев). В 1919 г. архим. Аркадий был арестован и приговорен к 3 годам исправительных работ, вернулся в обитель лишь в 1922 г., впосл. проживал там на покое ( Дёгтева. Судьба архимандрита. 2006. С. 30). Последним наместником О. В. м. перед закрытием был игум. Димитрий (Архангельский; впосл. архимандрит), расстрелянный в Иваново 1 окт. 1937 г. Братия обители в разные годы насчитывала: 26 чел. (1723; см.: Гавриил. 1871. С. 53), 22 чел. (1727; см.: Макарий (Миролюбов). 1851. С. 81), 19 чел. (1764), 51 чел. (1851; см.: Там же), 61 чел. (1871; см.: Гавриил. 1871. С. 76), 20 чел. (1928). Материальное обеспечение Важнейшую роль в формировании первоначальной материальной базы О. В. м. сыграл П. А. Глядков, на средства к-рого был устроен храм обители; в 1642 г. он отписал мон-рю большую часть своей вотчины с 40 крестьянскими дворами ( Макарий (Миролюбов). 1851. С. 40). По всей видимости, в 1635 г. царь Михаил Феодорович пожаловал обители землю, на к-рой она находилась, и окрестные территории «на версту» (Там же. С. 38-39), что в 1664 г. было подтверждено грамотой царя Алексея Михайловича. Монастырские крестьяне, поселенные близ обители, основали дер. Поляну (позднее Оранка, Оранки). В 1665 г. И. П. и А. П. Глядковы дали вкладную грамоту обители на крестьян с. Бочеева (Там же. С. 41). 25 окт. 1745 г. потомок основателя обители М. П. Глядков принес в дар О. В. м. 60 четв. (свыше 32 га) земли в Петровском у. по р. Медведице и по др. урочищам с усадьбами, лесом, сенными покосами и рыбными ловлями ( Гавриил. 1871. С. 48-50). К 1764 г. мон-рь имел также мельницу на ключе Руса; на территории обители размещалось 12 торговых лавок. О. В. м. имел владения и в Н. Новгороде. 13 марта 1665 г. А. И. и П. И. Глядковы передали мон-рю половину двора с огородом, садом на Никольской ул. (Там же. С. 42); построенный там дом для приезжавших в город иноков сгорел со всеми надворными строениями во время пожара в 1762 г. В 1696 г. внучка основателя обители, П. А. Приклонская (урожд. Глядкова), передала обители 1/3 родительского двора в Нижегородском кремле (Там же.

http://pravenc.ru/text/2581463.html

Мощи святого по-прежнему почивают под спудом в Спасо-Преображенском соборе Хутынского мон-ря. Первая рака над гробом преподобного была, по-видимому, деревянной (в 1540, как сообщает летопись, «чудотворцев гроб огоре»). Гробница пострадала при захвате мон-ря шведами: с нее сняли 139 гривенок серебра и жемчуг. В 1639 г. устроили серебряную раку, украшенную басменным тиснением, в 1851 г. ее заменили новой серебряной ракой, к-рая была изъята из мон-ря в 1922 г. и отправлена на переплавку. До 20-х гг. ХХ в. в монастырской ризнице хранились принадлежавшие, по преданию, В. Х. риза, стихарь, поручи (ныне в НГОМЗ. Инв. 1624), крест, епитрахиль. К 2003 г. в Хутынском мон-ре восстановлен трапезный храм во имя В. Х., в Преображенском соборе устроена новая серебряная рака над мощами преподобного. На горке, где, по преданию, стояла келья святого, построена деревянная часовня, над колодцем, изрытым В. Х., поставлена сень. 6 (19) нояб. и во 2-ю пятницу Петрова поста вокруг мон-ря совершаются крестные ходы. Ист.: ПСРЛ. Т. 3. М., 2000. С. 40, 50, 231, 247, 402, 424; НовгорЛет. С. 11, 16, 316-319, 388-390; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. М., 2000. С. 174, 176, 445, 506, 523, 551, 555, 570, 591; Т. 6. Вып. 1. Стб. 248; Вып. 2. Стб. 23-27, 131-142, 144, 147, 194; Т. 13. С. 38-43; Т. 15. Вып. 1. Стб. 24, 280; Т. 16. Стб. 47, 52, 159, 186, 199-202, 204, 209, 214; Т. 42. СПб., 2002. С. 79, 106; Памятники старинной рус. лит-ры. СПб., 1862. Вып. 4; Житие Варлаама Хутынского: В 2-х списках//ОЛДП. Вып. 41. СПб., 1881; ВМЧ: Ноябрь, дни 1-12. СПб., 1897. С. 198-222; Никольский А. Житие прп. Варлаама Хутынского Лихудиевской редакции//ВАИ. 1911. Вып. 21; Видение хутынского пономаря Тарасия//ПЛДР: Кон. XV - 1-я пол. XVI в. М., 1984. С. 416-421, 724-725; Макарий [Миролюбов], архим. Опись новгородского Спасо-Хутынского мон-ря 1643 г.//ЗРАО. 1856. Т. 9. С. 411-555; Опись Новгорода 1617 г. М., 1984. Ч. 1. С. 88-91. (Памятники отечеств. истории; Вып. 3). Лит.: ИРИ. Ч. 6. С. 608-646; Макарий [Миролюбов], архим. Археол.

http://pravenc.ru/text/154255.html

Почил он на 57-м году от рождения. Труды: Краткое историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры с приложением знатных происшествий, случившихся в оной. Сочиненное оныя Лавры наместником иеромонахом Павлом. – СПб., 1782; М., 1790, 1796, 1801, 1809, 1815, 1818, 1824, 1829. Слово, говоренное 24 ноября 1793 года в Большой Придворной Церкви в день тезоименитства императрицы Екатерины Алексеевны. – СПб., 1793. Отрывки из проповедей// Макарий (Миролюбов) , архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. – СПб., 1857. Примечания на 5-ю и 6-ю части Словаря Академии Наук. Серан де ла Тур. История о Епаминонде, Фивском полководце (перевод с французского). – М., 1774. Литература: Чередеев К., протоиерей. Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры города Твери и до ныне. – Тверь, 1859. – С. 147–149. Снегирев И. М. Новоспасский ставропигиальный монастырь в Москве. – М., 1863. – С. 58. Пассек В. В. Историческое описание Московского Симонова монастыря. – М., 1843. – С. 222. Макарий (Миролюбов) , архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. – СПб., 1857. – С. 180–187. Смирнов С. К., протоиерей. История Троицкой лаврской семинарии. – М., 1867. – С. 350–352, 372, 374, 505–506. Смирнов С. К., протоиерей. История Московской Славяно-греко-латинской академии. – М., 1855. – С. 323–324, 354–355. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви: в 2 т. – СПб., 1827. – Т. 2. – С. 144–145. Лебедев А. Успенский кафедральный собор в городе Ярославле. – 2-е изд. – Ярославль, 1869. – С. 38. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1406, 1414, 1418. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 399. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872. 166.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Образ имеет похожую аскетическую портретную характеристику: вытянутое лицо с морщинами, со впалыми щеками, с широко посаженными глазами, длинным прямым носом и тяжеловатым подбородком. Не исключено, что изображение было выполнено с ростового портрета с овальным завершением 3-й четв. XIX в. из Ельца (Елецкий КМ) или, наоборот, послужило для него источником. На картине фигура выделяется темным столпообразным силуэтом на серо-оливковом фоне, вверху надпись: «Meлahi затворница», к-рая соответствует 1-й строке подписи на книжном эстампе. Расположение фигуры и текста на холсте сделано с учетом последующего добавления нимба и чина святости. Возможно, этот портрет был выполнен одновременно с составлением жизнеописания. Судя по большому размеру и художественному качеству, образ предназначался для офиц. или мемориального помещения, может быть затворнической кельи М. Е. Тогда же, при митр. Макарии (Миролюбове), на ее могиле «усердием елецких граждан» был воздвигнут новый монумент - «чугунная часовня, в виде маленькой келлии, белого цвета, осененная золотым св. крестом», в которой находились Распятие Господне с предстоящими, образы прп. Мелании Римляныни и вмц. Екатерины - небесных покровительниц М. Е. и ее сестры. Снаружи на вост. стене вверху было сделано «маленькое портретное золотое изваяние самой затворницы» и на всей стене размещена цитата из Псалтири (Пс 27. 6-7). Памятник был изготовлен в Ельце на заводе почетных граждан братьев Криворотовых ( Макарий (Миролюбов). 1873. С. 75). Портреты преподобной до сих пор используются в качестве икон: один из списков помещен в часовне над источником возле Знаменского мон-ря. На бронзовом памятнике, воздвигнутом возле монастырской ц. свт. Николая Чудотворца в 2009 г., М. Е. представлена в монашеском одеянии, с крестом в руках. Лит.: Макарий (Миролюбов), еп. Жизнеописание девицы Мелании, затворницы Елецкого Знаменского, на Каменной горе, девичьего мон-ря. СПб., 18732; Зеленина Я. Э. Духовный портрет как часть монастырской культуры: (На примере изображений затворницы Мелании из Киево-Печерского заповедника и музеев России)//Moruляhcьki читання 2005 р.: Зб.

http://pravenc.ru/text/2562802.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010